храм иверской иконы божией матери на ордынке расписание богослужений
Храм иверской иконы божией матери на ордынке расписание богослужений
Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье за Москвой-рекой в Ордынке (вмч. Георгия Победоносца).
Документальное упоминание о храме, воздвигнутом на этом месте, относится к 1625 году. Храм был деревянный и посвящён св. вмч. Георгию Победоносцу (один из приделов храма доныне носит название великомученика).
Имеются сведения, что Георгиевская церковь существовала на Всполье ещё до Романовых, т.е. до июля 1613г., когда состоялось венчание на царство Михаила Феодоровича.
В 1672г. усилиями купца Семена Потапова на месте деревянной церкви построена была каменная того же наименования.
Около 1722г. к Георгиевской церкви пристроили небольшой придел св.мч.Иоанна Воина.
В 1791 году по благословению Митрополита Платона закладывается новый просторный храм с великолепной ротондой в честь иконы Божией Матери «Иверская». Авторство проекта приписывается выдающемуся архитектору И.В.Еготову, ученику В.И.Баженова и Казакова М.Ф. Всё строительство, законченное в 1802г., финансировал церковный староста капитан Савинов Иван Иванович, флигель-адъютант генерала-фельдмаршала графа Разумовского К.Г. В храме три придела: главный – «Иверский», северный – вмч. Георгия Победоносца, южный – мч.Иоанна Воина.
В 1804г. в храме принял крещение Алексей Степанович Хомяков, знаменитый богослов, философ-славянофил и поэт.
В годы гонений в 1929 году храм был закрыт. Были разрушены верхние ярусы колокольни, снесена глава церкви и ограда, исчезли колонны на окнах и базы колонн портика при центральном входе. Утрачено убранство интерьеров, повреждены безвозвратно многие росписи стен и т.п. Внутренние помещения разбили на три яруса.
В 1993 году было принято решение о возвращении храма Русской Православной Церкви.
12 июля 1994 года на св.апп.Петра и Павла при содействии судебных приставов храм передан приходу. Началось его восстановление.
С освящением придела в честь вмч. Георгия Победоносца 29 декабря 1994 года в храме стали совершаться богослужения.
В храме можно приложиться к чудотворной Иверской иконе и другим прославленным образам Богоматери: Тихвинская, Казанская, Порт-Артурская, Державная, «Неупиваемая чаша», «Неопалимая купина», «Взыскание погибших», «Утоли моя печали», «Прибавление ума» и др.
Здесь есть замечательные иконы ап. Андрея, свт. Николая Мирликийского, свт. Спиридона Тримифунтского, муч. Уара, прп. Сергия Радонежского, прп. Силуана Афонского, прпп. Оптинских старцев, прав. Иоанна Кронштадтского, блж. Матроны Московской и др.
Великой святыней храма является ковчежец со 104-мя частицами мощей преподобных отцов Киево-Печерских из Ближних и Дальних пещер, свш.мч. Климента, папы Римского, свт. Тихона, Патриарха Московского, свтт. Игнатия Брянчанинова, Иннокентия Херсонского, Луки Крымского (Симферопольского), Митрофана Воронежского, Филарета Амфитеатрова, Филарета и Иннокентия Московских, прпп. Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия Радонежского, прпп. Нектария, Иосифа и Анатолия(мл.) Оптинских, прпп. Макария Калязинского, Шио Мгвимского, Феодосия Тотемского, Антония архим. Радонежского, Иоакима Афонского, Соломонии Софии Суздальской, прав. Петра и Февронии Муромских.
Здесь же – часть дуба Мамврийского и Камень Гроба Господня.
В храме пребывают святые мощи с образами вмч. Георгия Победоносца, вмч. Целителя Пантелеимона, прп. Серафима Соровского, прп. Максима Грека, прмцц. вел.кн.Елизаветы и инокини Варвары, архиеп. сщмч. Фаддея Тверского, прав. Симеона Верхотурского, прав. воина Феодора Ушакова.
Образ свт.исп. Луки Крымского с частицей от гроба
Вечернее богослужение — в 17-00 (исповедь после окончания службы)
Божественная Литургия — в 9-00 (исповедь с 8-00)
Молебен с Акафистом Иверской иконе Божией Матери — по воскресеньям в 17-00
Молебен с Акафистом иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» — по средам в 17-00
| протоиерей Григорий Петрович ИВАНУСА, настоятель. Родился 2 апреля 1959 года. Образование: Московская Духовная Семинария. 2 декабря 1984 года рукоположен в диаконы. 9 марта 1985 года рукоположен в священники. 9 июня 1992 года назначен настоятелем храма. |
| протоиерей Дмитрий Борисович МОЖАЕВ, штатный клирик прихода храма. Родился 25 апреля 1971 года. Образование: Московская Духовная Семинария, Московская Духовная Академия. 10 апреля 2001 года рукоположен в диаконы. 1 декабря 2001 года рукоположен в священники. |
| диакон Александр Владимирович АНДРЕЕВ, штатный клирик прихода храма. Родился 19 июня 1977 года Образование: Николо-Перервинская Духовная Семинария, Московская Духовная Семинария 16 июля 2013 года рукоположен в диаконы |
При храме действует воскресная школа для детей. Для взрослых проводятся воскресные тематические беседы по Закону Божию и занятия по церковно-славянскому языку и литургике
От станций метро: «Третьяковская» или «Полянка» пешком 5 мин.
2012 © Центральное Викариатство города Москвы
Православное объединение «Восхождение»
Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите! (1Сол. 5:16:18) 🕊
Православное объединение «Восхождение» запись закреплена
ПРЕМЬЕРА ФИЛЬМА МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА «ЕВАНГЕЛИЕ ДОСТОЕВСКОГО»
В первом фильме — «Преступление и наказание» — рассказывается о детстве и юности писателя, о годах его учебы и о том, как под влиянием Белинского он увлекся социалистическими идеями, что едва не стоило ему жизни. После того, как смертный приговор был заменен на каторжные работы, он прибыл в Тобольский острог, и здесь одна сердобольная женщина подарила ему Евангелие. «Достоевский не расставался с этой книгой ни на каторге, ни в последующие годы, — рассказывает ведущий фильма. — Она была не просто его настольной книгой, она была книгой всей его жизни. Достоевского невозможно понять без понимания той исключительной роли, которую сыграло Евангелие в его творчестве и жизни». Фильм посвящен тому, как Евангелие отражено в жизни писателя и в жизни героев романа «Преступление и наказание».
Православное объединение «Восхождение» запись закреплена
11 ноября 2021 года исполняется 200 лет со дня рождения Ф.М. Достоевского. К этой дате приурочен показ на телеканале «Культура» нового документального сериала митрополита Илариона «Евангелие Достоевского», снятого студией «Неофит».
Показать полностью.
В фильме первом – «Преступление и наказание» – рассказывается о детстве и юности писателя, о годах его учебы и о том, как под влиянием Белинского он увлекся социалистическими идеями, что едва не стоило ему жизни. После того, как смертный приговор был заменен на каторжные работы, он прибыл в Тобольский острог, и здесь одна сердобольная женщина подарила ему Евангелие. «Достоевский не расставался с этой книгой ни на каторге, ни в последующие годы, – рассказывает ведущий фильма. – Она была не просто его настольной книгой, она была книгой всей его жизни. Достоевского невозможно понять без понимания той исключительной роли, которую сыграло Евангелие в его творчестве и жизни». Фильм посвящен тому, как Евангелие отражено в жизни писателя и в жизни героев романа «Преступление и наказание».
Автор и ведущий – митрополит Волоколамский Иларион. Цитаты из Достоевского озвучивает Евгений Миронов, цитаты из воспоминаний жены писателя – Чулпан Хаматова. Закадровый текст читает Владимир Спиваков. Продюсер сериала – главный редактор телеканала «Культура» Сергей Шумаков. Документальные фильмы сняты в местах, связанных с жизнью Достоевского и героев его романов: в Москве, Санкт-Петербурге, Павловске, Тобольске, Твери, Женеве, Старой Руссе, Оптиной пустыни.
Показ сериала на телеканале «Культура» – 8, 9, 10 и 11 ноября в 22:25. Повторный показ – 9, 10, 11 и 12 ноября в 16:30.
____________________________
Серии документального сериала можно будет посмотреть на YouTube-канале портала «Иисус»
https://www.youtube.com/c/JesusPortalRu
Православное объединение «Восхождение» запись закреплена
Сердце есть жертвенник, на котором приносится Богу благоугодная жертва.
Святитель Тихон Задонский
Православное объединение «Восхождение» запись закреплена
Слава Богу! Могущественные слова. Во время скорбных обстоятельств, когда обступят, окружат сердце помыслы сомнения, малодушия, неудовольствия, ропота, должно принудить себя к частому, неспешному, внимательному повторению слов: слава Богу!
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Православное объединение «Восхождение» запись закреплена
Это произошло 24 октября 1688 года (6 ноября по новому стилю).
В конце XIX века в часовне при стеклянном заводе около Санкт-Петербурга получил известность список с иконы, названный после пожара 23 июля 1888 года «Всех скорбящих Радость» (с грошиками). В часовню ударила молния, начался пожар, но огонь не коснулся иконы, а находившиеся в кружке для пожертвований медные монеты крепко прилипли к её красочному слою. С этого времени написанные краской или врезанные в доску подлинные монеты становятся иконографической особенностью петербургской иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость».
Это произошло 24 октября 1688 года (6 ноября по новому стилю).
В конце XIX века в часовне при стеклянном заводе около Санкт-Петербурга получил известность список с иконы, названный после пожара 23 июля 1888 года «Всех скорбящих Радость» (с грошиками). В часовню ударила молния, начался пожар, но огонь не коснулся иконы, а находившиеся в кружке для пожертвований медные монеты крепко прилипли к её красочному слою. С этого времени написанные краской или врезанные в доску подлинные монеты становятся иконографической особенностью петербургской иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость».
Требы
На нашем сайте можно заказать требы, передать свечи на молитву, пожертвовать кагор и лампадное масло, необходимые для богослужений.
Записки и свечи на конкретные даты просим подавать не позже, чем за сутки!
Поступившие позднее — идут на следующую дату.
ТРЕБЫ | Рекомендуемый размер пожертвования |
---|---|
Поминовение на Великий Пост о здравии/о упокоении | 150 руб. (имя) |
Записка простая о здравии/о упокоении | любое |
Записка заказная о здравии/о упокоении | 100 руб. |
Молебен (Спасителю, Божией Матери, Святым) | 75 руб. |
Панихида | 30 руб. |
Поминание на 2 месяца (с проскомидией) — о здравии | 175 руб. (имя) |
Поминание на 6 месяцев (с проскомидией) — о здравии | 500 руб. (имя) |
Поминание на 1 год (с проскомидией) — о здравии | 1000 руб. (имя) |
СВЕЧИ, КАГОР, ЛАМПАДНОЕ МАСЛО | |
Свечи | 15/25/50/150/250 руб. Свечи 150/250 руб. можно пожертвовать в Алтарь |
Лампадное масло | 150 руб. |
Кагор | 750 руб. |
ПРАВИЛА ПОДАЧИ ТРЕБ:
Реквизиты для отправки пожертвования
Наименование организации | Местная религиозная организация Православный приход храма Иверской иконы Божией Матери на Всполье гор. Москвы Московской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) |
ИНН | 7705043687 |
КПП | 770501001 |
Расчетный счет | 40703810300020000028 |
Банк | ПАО «МИнБанк» г.Москва |
ИНН банка | 7725039953 |
БИК | 044525600 |
Корр. счет | 30101810300000000600 |
Назначение платежа | Пожертвование на уставную деятельность храма |
Скачать файл с банковскими реквизитами: Скачать реквизиты
Скачать образец заполненного извещения для оплаты через банк: Образец — форма №ПД4
Дорогие Братья и Сестры! Благодарим вас за пожертвование! Ваши требы и жертвы приняты.
Если у вас возникнут вопросы, напишите нам через форму ниже, в «теме» письма укажите: «требы онлайн»!
О порядке совершения таинств крещения и венчания можно узнать по телефону: +7 (925)108-58-53 (Александр)
Чтобы заказать отпевание (очное или заочное), освящение квартиры, офиса, машины — надо обратиться на свечной ящик Храма по телефону: +7 (495)959-17-56.
Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье (Москва)
Мiръ Россия Москва Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье (Москва)
Храм Иверской иконы Божьей Матери на Всполье — православный храм Москворецкого благочиния Московской епархии. Храм является памятником архитектуры конца XVIII века, авторство проекта приписывается И. В. Еготову.
Содержание
История [ править ]
Церковь вмч. Георгия Победоносца на Всполье существовала до Романовых, получала ругу (церковную землю, отведенную на содержанье всего причта).
Деревянная церковь документально известна с 1625 года и называлась Георгиевской, а с 1802 года — Иверской, что на Всполье, в Ордынцах, у Серпуховских ворот, на Ордынке, на Сполье.
Георгиевская, на Всполье, церковь значилась в приходных окладных книгах за 1628 год как «жилая» и была вначале деревянной. Именно эта дата в настоящее время считается датой образования Прихода Храма.
На месте деревянной церкви, упоминаемой еще в «Строельных книгах» 1657 года (17 век), построена была около 1672-1673 годов каменная церковь того же наименования. В храме был цинковый крест с надписью о том, что строил каменную церковь гость (купец) Семен Потапов, а освящение было 14 декабря 1672 года.
Первая кирпичная церковь великомученика Георгия на Всполье, возведенная на средства купца Семена Потапова, в писцовой книге города Москвы 1679-1681 годов упоминается без приделов. Под 1722 годом Георгиевская церковь значится уже с приделом Иоанна Воинственника — каменная.
В московских Актовых книгах начала 18 века есть упоминания о постройках на земле церкви Георгия на Всполье, сдаваемой внаймы, и о дворах церковного причта. Поэтому размеры и конфигурация земельного владения храма Георгия в Ордынцах в целом сложились в 17 веке, и уже тогда церковный участок выходил как на Большую Ордынку, так и на Малую Ордынку.
На плане Москвы 1767 года, отразившем ситуацию конца 1740-1750-х годов, храм Георгия изображен на большом, свободном от застройки участке, расположенном между Большой и Малой Ордынкой. С севера от храма находился тупик, не доходящий до Малой Ордынки. Вдоль него располагались церковные дворы. Отсутствие застройки, видимо, объясняется исчезновением ее во время московского пожара 1748 года. Храм стоял с отступом от линии Большой Ордынки.
В конце 18 столетия в состав прихода храма Георгия на Всполье входили дворы состоятельных представителей дворянства, купцов почти не 6ыпо.
В мае 1791 года священник Василий Никитин с приходскими людьми поданным митрополиту Платону прошением просили разрешения «о дозволении устроить в трапезе придел во имя Пресвятой Богородицы Иверския».
Просители получили разрешение резолюциею Митрополита Платона: «дозволить». На основании означенной резолюции, трапеза с двумя приделами, а также и колокольня были построены вновь и освящены Московского Крестовоздвиженского монастыря игуменом Сергием. «Придел во имя Иверския Божией Матери был освящен 15 января, а другой, во имя Иоанна Воина — 23 января 1794 года, на выданных из Чудова монастыря освященных антиминсах».
В апреле 1798 года прихожанин Храма Капитан Иван Иванов Савинов, в поданном Митрополиту Платону прошении писал, что «настоящая Георгиевская церковь не перестроена и за ветхостью ея отправляется священнослужение в приделах и что он имеет усердное желание перестроить вновь собственным своим коштом Георгиевскую церковь каменным же зданием и в то же наименование».
1798 года, апреля 12 дня, по резолюции Митрополита Платона: «Преосвященный рассмотрит, и если не окажется препятствия благословит иметь», был выдан указ из Московской Духовной Консистории на имя Благочинного Николаевской, в Студенце, церкви Петра Алексеева «о дозволении просителю построить вновь каменным зданием означенную Георгиевскую церковь по учиненному плану и фасаду». Клировые ведомости построение Георгиевской церкви относят к 1802 году.
Простоявшее более ста лет церковное здание нуждалось в серьезном ремонте. Прихожане приняли решение его кардинально перестроить, но фактически построили новый храм. Финансировал строительство староста церковный, флигель-адъютант генерала-фельдмаршала графа Кирилла Григорьевича Разумовского — Иван Иванович Савинов. Капитан Савинов жил напротив церкви, на другой стороне Большой Ордынки, в 4-м квартале Якиманской части, в большом каменном трехэтажном доме, доставшемся ему в наследство от отца. Здание в перестроенном виде сохранилось (в глубине владения № 40 по Большой Ордынке).
Известно, что вначале была выстроена новая трапезная с двумя приделами — Иоанна Воина и Иверской иконы Божией Матери. На плане двора И. И. Савинова 1792 года изображена западная часть церковного двора с широкой новой трапезной, имеющей скругленные углы. На плане церковного участка 1797 года храм изображен со старой восточной частью (с трехапсидным алтарем) и новой трапезной, выступающей на линию Большой Ордынки. На этом плане линия церковных построек тянется вдоль Георгиевского переулка. Застройка церковных дворов была деревянной.
Таким образом, новая церковь была построена в два этапа и на том же месте. В 1802 году строительство было закончено: возведен новый храм-ротонда, над западной частью трапезной возвысилась колокольня, по сторонам церкви вдоль Большой Ордынки до переулка с одной стороны и до владения Киреевских с другой протянулась кирпичная ограда с двумя парами ворот и металлическими решетками, позднее поставили такую же ограду и вдоль переулка. Главный храм был освящен в честь Иверской иконы Богоматери, а левый придел переосвятили во имя великомученика Георгия. Со временем Георгиевский переулок был переименован в Иверский.
Авторство Иверской церкви приписывается главному директору Кремлевской чертежной экспедиции архитектору И. В. Еготову.
Во вновь выстроенный храм был перенесен список с Иверской иконы, который был заместительным известного образа Иверской Богоматери, находившегося в Иверской часовне у Воскресенских ворот. Этот заместительный список выставлялся вместо основного образа в этой часовне в тех случаях, если постоянно пребывающий образ брался для совершения крестных ходов, или для торжественных поклонений и молитв выставлялся в храмах и монастырях Москвы и России.
Вот с этого списка и был сделан в 1792 году еще один список, который и попал в 1802 году во вновь построенный храм Иверской иконы Божией Матери, что на Большой Ордынке. Краткая история этой храмовой иконы такова: на лицевой стороне ее внизу написано: «истинное изображение и мера Чудотворного Образа Пресвятыя Богородицы Иверския, который обретается в царствующем граде Москве на Тверской улице, в часовне у Воскресенских ворот, и писан в 1792 году, а писал сей образ Ивановского сорока, церкви Николая Чудотворца, что в Подкопаях, священник Василий Иванов». Эта икона 10 лет (с 1792 года по 1802, когда был освящен настоящий Иверский храм) была заместительною главной Московской святыни, что находилась в часовне у Воскресенских ворот.
При московском пожаре 1812 года Замоскворечье пострадало очень сильно. Несомненно, вся деревянная застройка церковных дворов погибла. В 1813 и 1814 годах в разграбленном Иверском храме были заново освящены приделы.
В 1886 году усердием церковного старосты купца Дружинина и на завещанные средства (11300 рублей) потомственных почетных граждан Николая Васильевича и Дарьи Артемьевой Немировых-Колодкиных по проекту архитектора Н. Н. Васильева на углу Малой Ордынки и Иверского переулка было выстроено новое каменное двухэтажное здание богадельни.
В 1888 году на линии Малой Ордынки был возведен еще один церковный дом, деревянный, обшитый тесом, с классицистическим декором и металлическим гребнем на крыше (архитектор В. В. Карков). Он был соединен оградой со зданием богадельни. В конце XIX века на церковной территории возводились лишь мелкие постройки.
В 1892 году в Иверской на Ордынке церкви было торжественное богослужение по случаю малого освящения этого храма и совершившегося 100-летия написания местной храмовой иконы Иверской Богоматери. По этому поводу писали Московские церковные ведомости: «Храм этот во всех своих частях возобновленный, благолепно украшенный старанием и средствами почившего старосты, потомственного почетного гражданина Николая Васильевича Немирова-Колодкина, в 1885 году, января 27-го, Преосвященнейшим Алексием был освящен.
В текущем году на средства церковного старосты, потомственного почетного гражданина Александра Николаевича Дружинина (племянника почившего Немирова-Колодкина), совершена была капитальная промывка, чистка и поправка всего храма, с заменою некоторых ветхих и простых вещей новыми, дорогими и изящными, так что на всех довольно больших и многочисленных иконах этого храма теперь массивные, дорогие и художественно исполненные на собственной фабрике Немировых-Колодкиных сребро-позлащенные ризы. Освящение храма с поздней литургиею и накануне всенощное бдение было совершено местным о.Благочинным, протоиереем Троицкой в Вишняках церкви А. А. Доброгорским со священниками — Троицкой в Лужниках церкви А.С. Воскресенским и местным — Н.Мячиным, при диаконе Храма Христа Спасителя Сокольском.
Во время причастного стиха священником Мячиным было сказано приличное торжеству слово, в котором проведена была параллель между радостным приветствием прав.Елизаветы «откуду мне сие, да прииде Мати Господа Моего ко мне», — радостными чувствами древних подвижников Иверского, на Афоне, монастыря, получившими чудесно на море явившуюся икону Богоматери, — радостной же встречей в 1648 году, 13 октября, жителями Москвы с Афона принесенной копии (списка) со святой иконы Иверския и, наконец, радостными чувствами прихожан и храмолюбцев, что Богоматерь в своей местночтимой чудодейственной иконе находится в этом храме не 3 месяца, а уже сто лет».
В 1893 году был несколько изменен облик храма — появились встройки между боковыми притворами главного храма и восточными стенками приделов.
В воскресение 30 октября 1899 года в храме Иверской Божией Матери был освящен придел в честь вмч. Георгия Победоносца. Этот придел был отделан на средства почившей прихожанки Лебедевой. Трехъярусный иконостас вновь вызолочен, стенная живопись возобновлена. За правым клиросом помещена пожертвованная одним из прихожан больших размеров икона с изображением Святых, нетленные мощи которых почивают в Москве. Вверху иконы помещено изображение Владимирской Божией Матери в сребро-позлащенном окладе с драгоценными камнями.
В воскресный день 26 марта 1900 года в Московской Иверской на Ордынке церкви было совершено торжественное богослужение по случаю малого освящения главного Иверского храма, «вновь расписанного и благолепно с позолотою всех иконостасов украшенного, и отделанного на средства московского купца Николая Кирилловича Лебедева, пожертвовавшего на этот предмет вместе со своими родителями 30 тысяч рублей. Чин освящения и позднюю литургию, а накануне всенощное бдение совершал исправляющий должность благочинного священник Троицкой, в Лужниках, церкви о. А.С. Воскресенский с местным причтом, при участии протодиакона Успенского собора А. З. Шеховцова и полного хора певчих.
В 1910 году в храме праздновали 25-летие священства отца настоятеля Н. И.Мячина: «На третий день Святой Пасхи, 20-го сего апреля, прихожане Иверской, на Большой Ордынке, церкви, с благословения Его Высокопреосвященства, чествовали своего настоятеля о. Николая Ивановича Мячина, по случаю исполнившегося 26-гофевраля сего года 25-летия служения его в сане священника. По окончании курса Московской Духовной Академии в 1882 году, Николай Иванович проходил 2,5 года должность помощника инспектора Вифанской духовной семинарии, а в 1885 году Высокопреосвященнейшим Иоанникием был определен настоятелем Иверской церкви, где и священствует доселе, состоя в то же время законоучителем Казенного реального училища и частной женской гимназии Гильбих.
Божественная литургия в день юбилейного празднества в Иверской церкви была совершена местным о. Благочинным протоиереем Н. А. Копьевым в сослужении юбиляра и священников: Василие-Кесарийской церкви А. И. Разумихина и церкви Алексеевского монастыря А. П. Афонского.
В конце литургии о. Благочинный обратился к собравшимся в храме прихожанам и почитателям юбиляра с назидательным словом, в котором живыми чертами изобразил современное отношение — весьма часто непочтительное и даже враждебное — к пастырям церкви, хотя они все, по высоте своего сана, достойны чести, и выразил благодарность за внимание к служителю сего храма, каковое высоко нужно ценить, особенно в наше время…
Октябрьский переворот 1917 года и последовавшие за ним гонения на Церковь Христову в полной мере коснулись храма.
Была уничтожена колокольня. Уникальные фрески кисти братьев Белоусовых, расписывавших также Грановитую Палату Московского Кремля, были варварски закрашены, местами фрески пытались сбивать.
В Храме были возведены перекрытия, все 3 иконостаса были полностью уничтожены. Большинство икон было сожжено. Храм подвергся разграблению, в советское время из него было вывезено около тонны серебра (риз, окладов икон, богослужебной утвари).
Во вторник Светлой седмицы 1918 года Святейший Патриарх Тихон совершил литургию в храме Иверской Божией Матери на Ордынке. При окончании литургии был совершен вокруг храма крестный ход с артосом.
Окончательно Храм был закрыт в 1929 году.
После закрытия храма в нем были разрушены верхние ярусы колокольни, снесена глава церкви и ограда. Утрачено убранство интерьеров, замазана и частично сбита ранняя роспись, установлены междуэтажные перекрытия, пробиты дополнительные окна, с юга сделана пристройка.
Старые москвичи хорошо помнят кинотеатр на Большой Ордынке, устроенный в доме №39, в здании храма в честь Иверской иконы Божией Матери, лишенном главы и колокольни. В первые годы перестройки эти помещения использовались под экспозицию современного искусства.
Церковные дома использовались под жилье и под нужды разных организаций. В помещении храма располагался сначала клуб, затем кинотеатр, затем выставочные залы культурного центра.
Реставрация храма началась в 1990 году по проекту архитекторов С. В. Конева, П.Щенковой; инженер В. М. Кабанов (проектно-реставрационное бюро «Отечество»). Разобраны междуэтажные перекрытия, заложены пробитые проемы. По фотографиям и архивным чертежам восстановлен первоначальный архитектурный облик храма, воссозданы разрушенные ярусы колокольни и глава храма. Реставрационные работы продолжаются. Для окончания реставрационных работ и реставрации сохранившихся фрагментов внутренней росписи необходимы большие денежные средства.
Постановлением Правительства г. Москвы от 2 марта 1993 года № 167 церковное здание было передано Московскому Патриархату в лице прихода храма Иверской иконы Божией Матери.
Храм открылся вновь в 1994 году.
К сожалению, Приход храма Иверской иконы Божией Матери на Всполье до сих пор юридически не получил всю историческую церковную территорию, а также стоящие на ней два церковных дома.
Описание [ править ]
Две вертикали Иверской церкви входят в ансамбль архитектурных акцентов Замоскворечья. Здание принадлежит к тому разработанному в 1780-х годах типу московских храмов в стиле зрелого классицизма, в композиции которых преобладают округлые очертания. Для памятника характерно широкое использование и разнообразие ордерных форм. Над куполом стройной двухъярусной ротонды возвышается цилиндрический барабан с главкой. Высоту первого яруса создает группа окружающих ротонду объемов: апсида со скругленными углами, боковые притворы с арочными порталами, обработанными двумя парами тосканских колонн, и трапезная с двумя овальными в плане приделами.
Из объема трапезной вырастает нижний ярус колокольни, над которым возвышается цилиндрический ярус звона, увенчанный шпилем. Перед западным входом установлен четырехколонный ионический портик с фронтоном.
Своеобразно плановое решение основания колокольни с двумя помещениями овальной конфигурации. Мотив палладианской арки боковых входов повторен в форме изящных верхних окон ротонды. Восточный фасад обработан вертикальными и горизонтальными нишами. Верхний ярус колокольни украшен пилястрами коринфского ордера. Карнизы и тяги выполнены из белого камня, капители — лепные. В интерьере сохранились фрагменты клеевой и масляной стенной росписи первоначального периода и второй половины XIX века.
Комплекс церкви Иверской иконы Божией Матери на Всполье представляет собой большую художественную ценность благодаря интересным особенностям храма — одного из лучших образцов московского классицизма конца XVIII- начала XIX веков и его исключительно важной градостроительной роли в структуре Замоскворечья.
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 109117, г. Москва, улица Большая Ордынка, дом 39.
Паломнику [ править ]
Литургия в 8 часов, вечернее богослужение в 17 часов, по воскресеньям – Литургия в 9 часов, накануне всенощное бдение в 17 часов.
По воскресеньям – Акафист иконе Божией Матери «Иверская» в 16 часов, по средам иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в 16 часов.