храм иверской иконы божией матери ростов на дону

Иверский женский монастырь (Ростов-на-Дону)

храм иверской иконы божией матери ростов на дону

Свято-Иверский монастырь на данный момент является единственным женским монастырем в Ростовской епархии. На сегодняшний день в монастыре проживают 35 насельниц. Построен между 1903 и 1905.

Содержание

История [ править ]

История монастыря началась в 1903 году, когда Ростовская управа выполнила прошение монахинь Черноморского монастыря Екатерины и Александры, выделив под строительство женской обители участок земли недалеко от города Ростова-на-Дону. Купец С. И. Фёдоров стал попечителем, и в 1905 году он заказал у архитектора Н. М. Соколова проект небольшого каменного монастырского храма. В 1908 году строительство храма было завершено и его освятили в честь Иверской иконы Божией Матери.

В период Первой мировой войны помещения монастыря использовали как приют для девочек-сирот из оккупированной Польши. А после октябрьской революции в 1917 году игуменья Анастасия из-за угрозы закрытия храма, перерегистрировала его как сельхозартель. Тем не менее, в 1929 году храм закрыли, а игуменью и нескольких сестёр выслали в Сибирь, передав имущество храма государству. После закрытия храма, в корпусах храма в разное время располагали клуб совхоза, детский дом, мастерские и склады.

Возрождение храма случилось только после распада СССР — Иверский женский монастырь был восстановлен постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 августа 1991 года.

Современное состояние [ править ]

К осени 2002г. трудами ростовских художников-реставраторов были расписаны стены и обновлен иконостас нижнего храма. В работах по ремонту храма с большой заботливостью участвовали многие прихожане, благодетели, сестры. И летопись монастыря пополнилась еще одним знаменательным событием, свидетельствующем о процветании обители под покровом Царицы Небесной: 17 ноября 2002г. Высокопреосвященнейшим Владыкой Пантелеимоном было совершено великое освящение отреставрированного храма в честь святителя Димитрия, митрополита Ростовского.

Храмы [ править ]

Святыни [ править ]

храм иверской иконы божией матери ростов на дону

Иверская икона Божией Матери,

Мощевик с частицами святых мощей Киево-Печерских святых.

Престольные праздники [ править ]

Фото [ править ]

В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Источник

О Монастыре

История обители

«Монашество – есть блаженство, какое только возможно для человека на земле, выше этого блаженства нет ничего. И это потому, что монашество дает ключ к внутренней жизни. Блаженство внутри нас, надо только открыть его. Полное блаженство на небе, в будущей жизни, но нижняя ступень его – на земле. В той жизни оно только продолжается». /прп. Никон Оптинский/

Истинная Цель жизни христианской, по слову преподобного Серафима Саровского, есть стяжание Духа Святого. Монастырь есть место, удобное к достижению этой цели, а средства – молитва, послушание, пост, труд, нестяжание.

Монашество – установление Божие, отнюдь не человеческое. Святые отцы называли монашество «восьмым таинством», показывая этими словами его высочайшее достоинство и значение в жизни Церкви.

Все делание монаха есть любовь, и в путь свой он тоже выходит от любви к Богу, которая заключает в себе и любовь к ближнему. Монастыри – это далекие маяки, утвержденные на скалах, то есть вдали от мира, и своим сиянием освещающие житейские моря и океаны для того, чтобы души человеческие, как корабли, шли верным путем и достигали Царства Небесного – пункта своего назначения.

Таким маяком на юге России в начале двадцатого века был Ростовский Троицкий, ныне Свято-Иверский женский монастырь – возрождаемая святыня Донского края.

Живописно расположенный в излучине реки Темерник, некогда вдали от города, а теперь в самом центре современного жилого массива города Ростова-на-Дону, монастырь привлекает к себе взоры горожан.

Начало истории.

История Иверского монастыря началась в 1903 году определением Святейшего Правительствующего Синода:

«Святейший Правительствующий Синод, 23 октября 1906г., сообщил Правительствующему Сенату, ведением, что, определением Святейшего Правительствующего Синода постановлено на жертвуемом купцом Самуилом Федоровым земельном участке, состоящем близ г. Нахичевани, Ростовского округа, Екатеринославской епархии, учредить женскую общину, с наименованием оной «Троице-Алексеевскою», с таким числом сестер, какое община в состоянии будет совершать на свои средства, и проект устава сей общины утвердить. /ст. 1903. Об учреждении близ г. Нахичевани, Ростовского округа, Екатеринославской епархии, женской общины, с наименованием оной «Троице-Алексеевскою»/.

храм иверской иконы божией матери ростов на донуУчасток располагался в двенадцати верстах от Ростова и имел на своей территории родник, который вскоре стал известен своими целебными свойствами. Попечителем монастыря стал ростовский купец С.И.Федоров, поэтому монастырь получил в народе название «Федоровский». Сохранилось предание, что купец строил монастырь ради своей шестнадцатилетней дочери, пожелавшей удалиться от мирской жизни.

храм иверской иконы божией матери ростов на донуПервой настоятельницей новосозданной обители стала игумения Анастасия, под руководство которой, вскоре собралось около 50-ти сестер.

В 1905 году по заказу С.И. Федорова известный архитектор Н.М. Соколов выполнил проект небольшого каменного монастырского храма. Строительство завершилось в 1908 году, и храм освятили в честь храм иверской иконы божией матери ростов на донуИверской иконы Божией Матери, список которой подарил монастырю его благодетель купец Федоров.

По рассказам старожилов, в конце лета 1914 года царский кортеж, возвращавшийся с Кавказский Минеральных Вод, остановился у границы монастырской земли. Император Николай II с Наследником цесаревичем Алексием вступили на землю святой обители и вошли под своды храма, чтобы поклониться Иверской иконе Божией Матери.

С началом первой мировой войны новые заботы принял на себя и Федоровский монастырь. В 1915 году монахини взяли на воспитание детей-сирот 9-11 лет, привезенных в Ростов из оккупированной Польши. Они обучались и жили здесь до начала 1920-х годов.

Время испытаний.

Февральская революция, октябрьский переворот, гражданская война не сразу смогли разрушить духовное единение сестер, уклад монастырской жизни. В 1919 году, когда нависла угроза закрытия монастыря, игумения Анастасия нашла мудрое решение: храм иверской иконы божией матери ростов на донуобщина была зарегистрирована как сельхозартель. В годы гонений от безбожной власти благодатная монастырская жизнь продолжалась, скрываясь под названием артели.

Здесь были птичий и скотный дворы, хлебопекарня, кухня, большая пасека, фруктовый сад, искусственные запруды для разведения рыб и прекрасный розарий.

храм иверской иконы божией матери ростов на донуВсе оборвалось в 1929 году… Монастырь закрыли. Все имущество передали в собственность государства. Послушницы и монахини были изгнаны с монастырской земли, а семидесятилетнюю игумению Анастасию и ее ближайших помощниц судили и выслали на шесть лет в Сибирь. Отбыв срок ссылки, матушка Анастасия переехала в небольшую деревню в центральной России к одинокой племяннице. Но, в 1937 году племянница внезапно умерла, оставив матушку одну, больную и ослабевшую от пережитого. Она написала письма своим духовным дочерям с просьбой о помощи. Сестры-монахини откликнулись, приехали и пробыли с нею около года до ее кончины.

храм иверской иконы божией матери ростов на донуПосле закрытия монастыря, главки храма и колокольню разобрали, а в здании храма поместили клуб свинооткормчего совхоза. В корпусе, где были монашеские келии, расположили сначала детский дом, потом мастерские, склады и т. д. В те послевоенные годы разрухи и государственной нестабильности один временщик сменял другого. В результате богатейший фруктовый сад был безжалостно вырублен. За неимением постоянного и заинтересованного хозяина погибла пасека. Разобрали на камень часовню, игуменский домик, хозяйственные постройки и, даже, вымощенные булыжником дорожки. Источник начал захламляться, пруды зарастали и становились болотами. Через несколько лет территория бывшего монастыря превратилась в унылый, поросший бурьяном пустырь, своим видом свидетельствовавший о страшных духовных потрясениях, которые обрушились на всю Россию.

Но народная память жила воспоминаниями о былом величии, красоте, духовной радости, некогда здесь царивших. И люди шли к источнику, который прозвали «слезы Богородицы», здесь совершалась молитва, теплилась надежда на будущее возрождение святыни. Всякий, кто приходил на место бывшего монастыря, несмотря на все разрушения и осквернение, чувствовал здесь незримое присутствие Небесной Покровительницы.

Возрождение.

В конце 80-х годов православная общественность города обратила свои взоры на обезглавленный и поруганный монастырский храм, который, казалось, взывал о помощи. По благословению Правящего Архиерея митрополита Владимира (Сабодана) образовалась инициативная группа, в задачу которой входило добиться возвращения святыни Русской Православной Церкви. Начались долгие и мучительные переговоры с администрацией города, бесконечные «кабинетные баталии» и переписка с различными инстанциями.

Милостью Божией при деятельном и заинтересованном участии Владыки Владимира вопрос решился в пользу верующих людей: поруганная святыня была возвращена Церкви.

Огонёк духовной жизни затеплился в полуразрушенном нижнем храме в честь святителя Димитрия Ростовского, где по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Владимира начались первые богослужения. В 1991 году Постановлением Священного Синода Русской православной церкви в Ростовской епархии был учрежден Свято-Иверский женский монастырь. И вновь сюда поспешили люди в надежде найти помощь и утешение. И Царица Небесная по великой Своей милости не оставила вновь открывшуюся обитель без Своего покрова и заступления.

храм иверской иконы божией матери ростов на донуИмея промышление о жребиях Своих, Матерь Божия, как и древле, на Афоне, так и ныне, даровала и нашей обители в щит и ограждение икону Свою, как Скорая Помощница во всех бедах и напастях. В 1992 году митрополитом Владимиром (Сабоданом) была принесена в дар монастырю Иверская икона Пресвятой Богородицы, на которой сохранилась надпись: «Сия святая икона писана и освящена на Святой горе Афонской в русском Андреевском общежительном ските». Таким великим утешением и надеждой на заступничество Матери Божией ознаменовалось возрождение святой обители.

День за днем, шаг за шагом из руин поднималась поруганная святыня православия. Нашлись добрые люди, помогли в первые зимы. Появились благодетели из строительных фирм. Часть средств на ремонт здания храма выделила администрация города.

храм иверской иконы божией матери ростов на донуС июля 1993г. настоятельницей монастыря была назначена монахиня Неонилла (Сергиенко Нина Сергеевна, 1999г.). Сестры, вместе с настоятельницей и прихожане монастыря работали не покладая рук. Отстроили келии, очистили и благоустроили источник, засеяли огороды, стали разводить скот и птицу. Но главной заботой была монастырская церковь. В течение двух лет велись наружные ремонтные работы, восстановлена колокольня. И, уже к концу 1995 г. Стал разноситься по округе колокольный звон. Весной 1996г. Восстановили изначальный вид пятиглавия, и началась внутренняя отделка храма. В августе 1996г. по состоянию здоровья настоятельница монахиня Неонилла была освобождена от нелегкой многопопечительной должности и уволена на покой, а через три года в 1999г. отошла ко Господу. Похоронена на монастырском кладбище.

С августа 1996г. Старшей сестрой монастыря была назначена инокиня Рахиль (Ковалева Наталья Филипповна), а в 1997г. Указом Святейшего Патриарха Алексия II по представлению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона (Долганова), архиепископа Ростовского и Новочеркасского, монахиня Рахиль была возведена в сан игумении и назначена настоятельницей монастыря.

3 ноября 1996г. Произошло долгожданное событие в жизни обители: правящим архиереем Ростовской епархии, архиепископом Пантелеимоном (Долгановым) был освящен восстановленный верхний храм в честь Иверской иконы Божией Матери. С этого момента в нем ежедневно стали совершаться богослужения.

храм иверской иконы божией матери ростов на донуПостепенно, при неустанных трудах игумении, монастырь стал преображаться день ото дня. Стали приходить молодые сестры, еще ничего не знавшие о жизни иноческой, но душой стремящиеся посвятить свою жизнь Господу. В матушке находили они мудрую руководительницу в жизни духовной, а взамен отдавали все силы на украшение, благоустроение святой, ставшей теперь родной им, обители. Появились люди, заинтересованные в возрождении такой святыни, монастыря – пока еще единственного по всей Ростовской области. В 1997г. на посильные лепты благодетелей смогли позолотить малые главки храма и колокольни, ростовскими иконописцами Епархиальной мастерской был написан иконостас, немного позднее – выложена плиткой площадь перед храмом и дорожка вокруг него. Сестры позаботились украсить церковный двор многочисленными клумбами с разнообразными цветами и декоративной растительностью. С наступлением весны, когда все вокруг начинает покрываться нежной зеленеющей дымкой, клумбы вспыхивают яркими цветами, которые до глубокой осени, сменяя один другого, поражают своей красотой и радуют всех приходящих сюда.

Милость Царицы Небесной.

В юбилейный год 2000-летия Рождества Христова Пресвятая Владычица наша Богородица вновь явила Свою милость и любовь к возрождающейся обители. В святые дни празднования великих христианских праздников Рождества Христова и Богоявления совершилось торжественное принесение копии Иверской Иконы Божией Матери со Святой Горы Афон в Ростовский женский монастырь. Написанию этого дивного образа послужило следующее событие.

В октябре 1996г. Поздно вечером в монастырь пришли двое мужчин и обратились с необычной просьбой – принять гроб с телом 20-тилетнего Александра для совершения отпевания. Юноша оказался сыном одного из пришедших, трагически погибший в Нижне-Вартовске. С большими трудностями смогли перевезти тело в Ростов-на-Дону, но т. к. время было позднее, в храмах отказывались принять. Так монастырь стал их последней надеждой. Евгений, так звали отца погибшего, утомленный горем и безысходностью сказал: «Если и Вы откажете, то мне придется опять везти его в морг, а я этого не выдержу!»

Промыслительно Божия Матерь распорядилась принять тело усопшего в Свою обитель. Гроб перенесли в нижний храм, и всю ночь настоятельница с сестрами читали псалтирь о упокоении души новопреставленного Александра. Утром же, после Божественной Литургии, совершилось отпевание.

Промыслом Божиим люди через скорби укрепляются в вере, в уповании на Господа. Так было и с Евгением. Испрашивая молитв за своего сына, он стал ездить по святым местам. В одну из поездок на Святую Афонскую Гору, в благодарность за утешение и помощь в трудный момент жизни, он заказал написать список с чудотворной Иверской иконы в дар Ростовскому женскому монастырю. Икона была написана в келии святого Николая, «Буразери» в 1999г. И отправлена в Россию.

храм иверской иконы божией матери ростов на донуСначала икона была доставлена в Московский Свято-Донской мужской монастырь. А 20 января самолетом привезена в Ростов-на-Дону. Икону сопровождала делегация монашествующих Свято-Донского монастыря во главе с наместником архимандритом Агафодором. В аэропорту икону торжественно встречали настоятельница Свято-Иверского женского монастыря игумения Рахиль с сестрами, духовник обители архимандрит Модест – наместник Свято-Донского мужскогохрам иверской иконы божией матери ростов на дону Старочеркасского монастыря, священство Ростовской епархии и множество людей. Радостью были переполнены сердца верующих. Даже природа, разделяя эту радость, ликовала: на пасмурном вдруг засияло солнце, как только икона Царицы Небесной вынесли из самолета. Торжественным шествием икона была доставлена в монастырь, где все вместе отслужили Пресвятой Богородице благодарственный молебен с акафистом.

Как прославил Господь Иверскую икону, находящуюся в часовне у Воскресенских ворот Московского Кремля, многими чудесами и знамениями, и почитание ее распространил по всей России, так и Донской земле явил Свою милость, даровав икону Матери Своей в защиту и утверждение.

Со всех концов Донской земли люди приходят поклониться чудотворному образу, прославляя в молитвах Небесную Заступницу. Теперь каждую среду в монастыре совершается молебен перед образом Богоматери со всенародным пением акафиста, а 20 января архиепископ Пантелеимон установил Днем местного празднования.

К осени 2002г. трудами ростовских художников-реставраторов были расписаны стены и обновлен иконостас нижнего храма. В работах по ремонту храма с большой заботливостью участвовали многие прихожане, благодетели, сестры. И летопись монастыря пополнилась еще одним знаменательным событием, свидетельствующем о процветании обители под покровом Царицы Небесной: 17 ноября 2002г. Высокопреосвященнейшим Владыкой Пантелеимоном было совершено великое освящение отреставрированного храма в честь святителя Димитрия, митрополита Ростовского.

Современная жизнь обители.

Свято-Иверский монастырь пока остается единственным женским монастырем в Ростовской епархии. Много значил он в дореволюционное время, когда нескончаемый поток паломников устремлялся к его святыням, ныне же новое его рождение открыло храм иверской иконы божией матери ростов на донусобою особую страницу духовной жизни города. Факт возвращения храма и монастырских земель стал своего рода покаянием тех, кто взял на себя ответственность за ту духовную разруху, в которой оказалось наше отечество. Это послужило, в свою очередь, неким толчком в духовной жизни Донского края: повсеместно стали открываться приходы, восстанавливаться и строиться храмы.

храм иверской иконы божией матери ростов на донуДуховником обители на протяжении нескольких лет был архимандрит Модест (†14.03.02г.) – наместник Свято Донского мужского Старочеркасского монастыря, который навсегда останется в памяти сестер как мудрый наставник, любвеобильный пастырь, помогающий стяжать любовь ко Христу и ближним.

Истинное служение монашествующих людей состоит в том, чтобы освободившись от житейских попечений, ради любви ко Христу, миловать мир своей молитвой. Монахи молча проповедуют Христа своей жизнью и молитвенно помогают миру в том, в чем нельзя помочь по-человечески, но одним лишь божественным вмешательством. По этой причине в монастыре наибольшая часть времени посвящается молитве.

храм иверской иконы божией матери ростов на донуНа сегодняшний день в монастыре проживают 35 насельниц. Соблюдая правила святых Отцов древнего монашества, в обители сестрами читается Неусыпаемая Псалтырь. Каждый день начинается и заканчивается молитвой. Утром в 6.00 все сестры собираются в храм на молитвенное правило, чтобы свои первые мысли вознести к Богу и испросить благословение на предстоящие дела. Весь день проходит в неустанных трудах: сестры поют на клиросе, трудятся на скотном дворе, в трапезной, возделывают огород, выпекают просфоры, но при любом занятии стараются стяжать непрестанную молитву и ею просветить свои души, сделать свои сердца по-евангельски чистыми. Заканчивается день с его многочисленными заботами, и вновь сестры собираются в храм на вечернее молитвенное правило возблагодарить Господа за Его щедрую милость и помощь во всех наших нуждах, житейских и духовных.

Соединяя свою жизнь с молитвой и трудом, насельницы святой обители стараются стяжать христианские добродетели: послушание, смирение, кротость, воздержание, а главное – любовь к Богу и ближним, чтобы исполнились на деле Евангельские слова:

«Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех».

Источник

Свято-Иверский епархиальный женский монастырь

храм иверской иконы божией матери ростов на дону

храм иверской иконы божией матери ростов на дону

храм иверской иконы божией матери ростов на дону

храм иверской иконы божией матери ростов на дону

храм иверской иконы божией матери ростов на дону

храм иверской иконы божией матери ростов на дону

храм иверской иконы божией матери ростов на дону

храм иверской иконы божией матери ростов на дону

храм иверской иконы божией матери ростов на дону

храм иверской иконы божией матери ростов на дону

храм иверской иконы божией матери ростов на дону

Свято-Иверский епархиальный женский монастырь запись закреплена

храм иверской иконы божией матери ростов на дону

храм иверской иконы божией матери ростов на дону

храм иверской иконы божией матери ростов на дону

храм иверской иконы божией матери ростов на дону

храм иверской иконы божией матери ростов на дону

Свято-Иверский епархиальный женский монастырь запись закреплена

Живи, мой друг, не глядя на других,
Корону их и трон не примеряя.
Не верь словам… В глазах – душа людская,
А остальное – маска, щит и грим…

Показать полностью.
Живи, мой друг, болезни не боясь,
Всё лечится надеждой и любовью.
Ты береги душевное здоровье,
Не урони случайно душу в грязь…

Живи, мой друг, не осуждая тех,
Кто жил не так, как ты считаешь нужным.
Ты видел, как богатство рушит дружбу?
Свой грех исправь, увидев чей-то грех…

Живи, мой друг. А старше становясь,
Ты будешь снисходительнее к ближним.
Как косточки внутри у вкусной вишни,
Так недостатки тоже есть у нас…

Живи, мой друг, люби и замечай,
Какой кусочек неба над тобою,
И как берёзы шелестят листвою,
И как рыдает у икон свеча…

Живи, мой друг, за тех, кто не дожил,
Чтоб за тебя им там не стыдно было…
Не в яхтах, друг, богатство, и не в виллах,
А в содержимом искренней души…

храм иверской иконы божией матери ростов на дону

Свято-Иверский епархиальный женский монастырь запись закреплена

Стоит лишь на минуту забыть об этом бесконечном самовосхвалении, о мутном и безостановочном потоке слов, льющемся на нас из газет и книг, радиоприемников и телевизоров, стоит хоть немного углубиться в себя, и евангельские слова, столь несовместимые с духом современной цивилизации, зазвучат во всей их правде.
Показать полностью. Ибо если изнутри безличного коллектива человеческая гордыня и кажется сколько-нибудь оправданной, то в личностном измерении, применительно к жизни моей, твоей, каждого из нас, не оборачивается ли она полной несостоятельностью и пустозвонством? Где он, этот всесильный, всезнающий, счастливый человек? Стоит только снять с него маску, навешенную обществом, и перед нами окажется страдающее, одинокое, запутавшееся существо, которому негде найти ответ на главные вопросы. За фальшивым оптимизмом нашего времени раскрывается картина такого страдания, такого страха! Стоит потушить иллюминацию, и как же темно и жутко становится на земле! Бессмысленный труд и столь же бессмысленный отдых, самодовольная болтовня вождей, спасение от которой в беспробудном пьянстве. «Построим! Достигнем! Обгоним!» Но за всеми этими воплями – пустота и мрак, злоба и уныние.

И вот, только ощутив страшную ложь бесконечного самозаговаривания, начинаешь по-настоящему вслушиваться в Евангелие, по-настоящему задумываться о смысле призыва «Покайтесь!», о таинственном утверждении, что приблизилось к нам Царство Небесное.

Отец Александр Шмеман.

храм иверской иконы божией матери ростов на дону

Свято-Иверский епархиальный женский монастырь запись закреплена

Не все в нашей жизни пиршествуют блистательно, не все могут одеваться в порфиру и виссон, но каждый может быть этим евангельским богачом; здесь не измеряется, сколько имел богач добра, здесь измеряется, для чего он жил. Под богачом разумеется всякий, кто земную жизнь проводит для удовлетворения страстных своих потребностей, из которых слагаются и ткутся все эти наши незаметно тонкие, но неразрываемо крепкие цепи нашего тленного рабства.
Показать полностью. Здесь разумеется душа, которая служит лишь временному своему бытию – вот этой своей тленной храмине, которая разрушится с человеческой смертью. А нищий – это человек, несущий скорби, которые иногда кажутся ему неизмеримо трудными, непереносимо тяжёлыми, это униженное состояние в скорбях, когда «псы приходят и лижут струпья» язв наших.

Раскрывает нам эта великая и страшная притча, что будет там, когда предстанем мы перед Престолом Божиим. Ожидает нас праведный суд Божий.

Мы верим, что люди, уходящие туда, в иной мир, прозревают. Мы верим, что многие, исповедовавшие своё безбожие здесь, на земле, хотели бы вернуться из огненных мучений, чтобы предостеречь близких своих. Но мы верим, свято верим, что для оставшихся здесь, для спасения их достаточно Моисея и пророков и Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа!

Протоиерей Валентин Свенцицкий.

храм иверской иконы божией матери ростов на дону

храм иверской иконы божией матери ростов на дону

храм иверской иконы божией матери ростов на дону

храм иверской иконы божией матери ростов на дону

Свято-Иверский епархиальный женский монастырь запись закреплена

Невозможно остановить движение солнца, невозможно преградить путь звездам, которые, как перелетные птицы, летят с востока на запад. Невозможно остановить время и преградить путь к смерти. Человек редко вспоминает о вечности, редко поднимает глаза к синей бездне неба.
Показать полностью. Он похож на волчок, крутящийся под ударами бича, который держит в руках демон; этот бич – его ненасытные страсти. Что он хочет от этой жизни, что он может унести с собой, что он принес на землю – он не думает об этом. Страсти заставляют волчок крутиться и описывать на земле круги, как бы плясать на месте. От последнего удара бича он падает и замирает. Даже великие мудрецы древности и цари, деяния которых прославляют народы, больше думали о земном, чем о небесном. В редкие минуты они поднимались душой над временным, но «притяжение земли» – тяжесть забот, суеты и, главное, их собственных страстей – тянуло их вниз, словно у души опускались крылья и ей вновь приходилось ползать по земле.
Но когда я раскрываю страницы патериков и жития святых, то чувствую другое: с этих страниц струится тихий свет вечности. Эти люди победили время, они сделали его ступенями лестницы, по которым взошли ввысь, к небесам. Герои истории – были, а святые – не были, а есть. Для них не существует ни «расстояния» времени, ни похожей на непроницаемую стену преграды смерти. Они, будучи во времени, жили в вечности, дышали ею в молитве, они были озарены благодатью – небесным пламенем, сияющим во тьме. Воистину: кто забыл о Боге, тот еще при жизни был мертв. Но кто всегда с Богом, тот и по смерти жив.

Архимандрит Рафаил (Карелин).

храм иверской иконы божией матери ростов на дону

храм иверской иконы божией матери ростов на дону

храм иверской иконы божией матери ростов на дону

храм иверской иконы божией матери ростов на дону

Свято-Иверский епархиальный женский монастырь запись закреплена

Франциск Ассизский любил животных. Это было очень странно в Средние века, тогда природу и животных просто использовали. И даже считали вместилищем демонических сил. Тогда с людьми не больно церемонились. И некоторых людей тоже считали вместилищем демонических сил. Жгли их и головы рубили, что считалось даже гуманным по сравнению с другими наказаниями.
Показать полностью. А Франциск любил животных. И проповедовал птицам; птицы склоняли головки и слушали его добрые слова о милости Божьей. И еще Франциск Ассизский спас волка. Люди охотились на волка и ненавидели его за то, что тот нападал на овец. Святой Франциск с волком убедительно поговорил, попросил больше так не делать, а взамен жители деревни обязались волка подкармливать. Франциск Ассизский пожал волку лапу и пошел дальше проповедовать добро и свет – такая у него была работа.

Ему очень тяжело было, Франциску Ассизскому. Он был плоховато одет и питался очень плохо. Но все равно учил людей и зверюшек добру и свету. Он так ослабел от лишений и ходьбы, что стал на ослике ездить и проповедовать. Ему подарили ослика добрые люди, он этого ослика вылечил добрыми словами.

А потом Франциск Ассизский заболел и умер. А перед смертью, когда все ждали его последних наставлений и мудрых слов, он попросил привести своего ослика. И попросил у ослика прощения за то, что маловато о нем заботился. Ездил на нем. И не сделал всего добра, которое мог бы, наверное, сделать. Прости меня, мой ослик!

И суровые средневековые люди заплакали, так это было светло и по-доброму.

Но это было послание. Послание не только ослику, но и людям. Дело в том, что «осликом» в своих речах Франциск Ассизский называл свое тело. Тело, которое возит нашу душу в земной жизни. Он, я думаю, хотел вот что еще сказать: надо заботиться о своем ослике получше. Не только ездить на нем и подгонять кнутиком, не только тележку возить. Надо добрее быть к своему ослику, к своему земному телу. И по-доброму к себе относиться, жалеть, не слишком грузить тележку, угощать вкусным и давать отдохнуть. Это же наш единственный выносливый и добрый ослик, на котором мы едем через земную жизнь. Вот что хотел сказать добрый Франциск – и сказал. Его не поняли тогда. Его вообще не очень понимали. Но свет его доброго сердца видели все: и волки, и птицы, и ослики, которых он лечил совершенно бесплатно…

Анна Кирьянова «Воздушные ванны. Истории, от которых дышится легко».

храм иверской иконы божией матери ростов на дону

Свято-Иверский епархиальный женский монастырь запись закреплена

С Казанской, дорогой друг! Пресвятая Дева Мария, Матушка наша, спаси нас!

И потому, прежде чем вера начинает узнавать в Марии Мать и Заступницу, прежде чем находит свою полноту почитание Ее в бесчисленных молитвах, праздниках, изображениях, – прежде всего этого как основание и источник его явлена нам божественная полнота, божественная красота той ночи и в самом сердце ее – ослепительный свет, исходящий из образа Матери с Младенцем на руках. Все то, что распалось в грехе, в злобе, в гордости человеческой, снова соединено: небо и земля, Бог и человек, природа и дух. Мир снова становится хвалой, слова снова становятся любовью и песнью, материя снова становится даром, природа снова становится яслями. Та любовь, которой Бог извечно возлюбил мир, и та любовь, которой на последней глубине своей извечно любит мир Бога, соединились и исполнились и воцарились в этом образе, который с тех пор не оставлял нас и который ничто не смогло выкорчевать из человеческой памяти.

Отец Александр Шмеман.

храм иверской иконы божией матери ростов на дону

Свято-Иверский епархиальный женский монастырь запись закреплена

Тайна узнавания. Это, наверное, и есть самое главное в разговоре о свободе. Для чего она нужна? Для того, чтобы увидеть Его, узнать Его и пойти за Ним — за Тем, в Ком Одном вся наша жизнь, в Ком заключается абсолютно все для человека. Свобода необходима человеку для того, чтобы жить той жизнью, для которой он создан.
Показать полностью. Все иные виды жизни — это ее заменители, суррогаты, нечто искаженное и неправильное. А жизнь, для которой Господь сотворил нас, — это жизнь с Ним, в которой человек, живя с Богом, в то же время обретает себя самого — таким, каким Господь хотел видеть его изначально. Через это и происходит восстановление человека, восстановление в нем образа и подобия Божия.

Происходит это через встречу со Христом: в Нем человек видит этот идеальный образ, к которому он стремится и который в то же самое время есть в нем самом. У святителя Николая Сербского[33] можно встретить такую замечательную мысль: что происходило, когда люди, зачастую совершенно пропащие, падшие, встречали Христа? Они видели взгляд Христа, он проникал до самой глубины их сердца, и в это самое мгновение они вдруг узнавали в Нем то лучшее, что есть в них[34]. В каждом человеке живет нечто неизмеримо лучшее, чем то, что он являет собой в реальности: это то, что вложил в него Господь. Оно никуда не уходит, никогда до конца не исчезает. Оно может быть в человеке скрыто, может быть в нем повреждено, искажено, но тем не менее всегда в нем остается. И когда человек встречает Христа, он вдруг видит в Нем то, что есть лучшего в нем самом, — самое главное, что в нем есть, самое сокровенное, самое подлинное. И это лучшее оживает в его душе и начинает тянуться ко Христу.

И именно в этом заключается удивительная тайна узнавания Христа. Но вслед за тем человек делает выбор: либо отдается этому чувству, либо подавляет его в себе, либо даже с ненавистью и ожесточением искореняет его из своей души. Подавляя его в себе, человек фактически идет на то же самое, на что пошли старейшины народа иудейского, — человек убивает Христа в себе самом, делает Его как бы несуществующим, идет на пусть не столь масштабное и не столь очевидное, но тем не менее сознательное богоубийство. И одновременно отрекается от своей свободы.

Игумен Нектарий (Морозов). «Путь к свободе: О зависимости от вещей, людей и мнений».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *