храм карнак в египте
Храм в Карнаке
Карнакский храм — архитектурный комплекс с многочисленными постройками и сооружениями, расположенный на территории египетского города Карнак. Это культовое место — самый большой храмовый комплекс на территории Древнего Египта, и популярная туристическая достопримечательность после пирамид.
В конце 1970-х годов храм в Карнаке был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Архитектурный ансамбль в Карнаке по факту представляет собой музей под открытым небом, на территории которого стоят сразу несколько храмов: богу солнца Амон-Ра, богине неба Мут и их сыну, богу луны Хонсу.
Карнакский храмовый комплекс на панорамах Google maps
История
Начало строительства храма датируется XX веком до н. э. и относится к эпохе Среднего царства. Первым строением на территории храмового комплекса, по предположениям ученых, была восьмигранная пирамида, которую сегодня можно увидеть в Луксорском музее. Старейшим из сохранившихся здания считается Белая капелла.
Своего максимума строительные работы достигли во времена Нового царства. В эту эпоху установлены еще несколько пилонов, сооружен колонный двор, возведена стена вокруг старых памятников. Был расширен храм богини Мут и выстроена в центре комплекса Красная капелла.
В эпоху Нового царства на территории архитектурного комплекса установлены обелиски, появился двор со статуями фараонов, колонный зал Ах-мену с многочисленными часовнями. В это же время здесь созданы «Карнакский царский список» и «Ботанический сад Тутмоса III».
Активные строительные работы храмового ансамбля в Карнаке выпали на правление фараона Аменхотепа III. В это время уже был сооружено полноценное святилище, состоящее из храмов Амон-Ра, Монту и Мут. Во времена фараона Аменхотепа III была возведена статуя жука-скарабея возле Священного озера.
При правителе Хоремхебе установлены еще пилоны и создана аллея сфинксов. По приказу Рамсеса II была сооружена аллея сфинксов с головами баранов. Мернептах оставил на стенах храма «Большую карнакскую надпись». При фараонах XXVI–XXIX династий территория храма пополнялась разными постройками.
Строительные работы велись и в греко-римское время. Последним правителем, по приказу которого проводилось строительство в храме Карнака, был император Домициан.
В целом на строительство архитектурного комплекса Карнака ушло около 13 столетий. Археологические раскопки на территории храма начали проводиться с XIX века. Во время археологических работ в 1903 году в районе комплекса найдена сокровищница с огромным количеством статуй из бронзы и камня, а также разнообразные предметы времен Древнего Египта.
Архитектура храма в Карнаке
Основным зданием архитектурного комплекса считается святилище, посвященное богу Амон-Ра, с 10 пилонами высотой около 45 метров, длиной больше 110 метров и шириной 15 метров. Храм, сооруженный в честь бога Амон-Ра, занимает площадь в 30 га.
В части святилища, которая посвящена богу Амону, располагаются следующие храмы: богу Амон-Ра, богу Хонсу, Ипет, богу Птаха, Аменхотепу II. Возле храма Амон-Ра находится Священное озеро прямоугольной формы с размерами 120 на 77 метров.
Площадь святилища богини Мут составляет около 9 га, а храмовый комплекс богу Монту расположен на участке чуть больше, чем 2 га. На территории архитектурного ансамбля Карнака стоит Белая, Красная и Алебастровая капеллы, храм Рамсеса III.
Святилище богини Мут находится в 400 метрах южнее комплекса Амон-Ра. К нему ведет дорога, украшенная бараноголовыми сфинксами. На территории этого святилища расположено Священное озеро, окружающее центральный храм богини Мут с трех сторон.
Размеры Карнакского храма — 1500 метров на 700 метров.
Как добраться до Карнакского храма
Расположен ансамбль культовых сооружений в городе Карнак (древние Фивы), примерно в 3 километрах к северу от города Луксор, на восточном побережье Нила. Храм богини Мут находится в 400 метрах южнее от святилища Амон-Ра и Хонсу.
Попасть на территорию Карнакского храма можно во время экскурсии в составе туристической группы или с личным гидом. Другой вариант — самостоятельно отправиться на экскурсию в архитектурный комплекс.
Открыт Карнакский храм для туристов каждый день с 6 утра до 17:30. Рекомендуем взять с собой воду и обуть удобную обувь, так как экскурсия по территории может занять 3–5 часов.
Добраться до храма в Карнаке из Луксора можно пешком, доехать на арендованной машине или воспользоваться услугами такси. От железнодорожного вокзала Луксора до храмового комплекса можно дойти пешком примерно за 45–50 минут по улице Mostafa Kamel и Hafeth. На машине это же расстояние можно преодолеть примерно за 10 минут.
Схема автомобильного маршрута ж/д вокзал Луксор-Карнакский храм
На территории города Луксор работают следующие местные службы такси: Ahmed Mohamed Taxi Services, Luxor Taxi Driver Badawy, LuxorTaxi.
Видео о Карнакском храме в Египте
Что посмотреть в Египте: Карнакский храм
И если вы сейчас загораете на берегу Красного моря, то немедленно бросайте свой пляж и поезжайте в Луксор.
Да, поездка будет довольно долгой, но зато вы сможете увидеть один из самых больших и величественных храмовых комплексов в мире.
Строительство храмов на этом месте египтяне начали в XX—XVIII веках до н. э. и продолжали вплоть до времен императорской Римской империи. Эти храмы были главной святыней египетского государства на протяжении почти полутора тысяч лет. А место это было выбрано не случайно: на территории современного города Карнак, в 2,5 километрах от Луксора, на берегу Нила, с III тысячелетия до н. э. существовал город Уасет, бывший долгое время столицей Верхнего Египта. От греков он получил название Фивы.
Храмовый комплекс включает в себя несколько храмов, посвященных различным богам, почитаемым в Египте. За долгую историю строительства около 30 фараонов строили здесь храмы или вносили свой вклад в создание комплекса, добавляя обелиски, пилоны и другие детали.
Самым значительным и величественным сооружением комплекса безусловно является храм, посвященный верховному богу Амону-Ра, его супруге Мут и сыну Хонсу. Для того, чтобы прочувствовать и осознать величие этих сооружений древности, безусловно, нужно своими глазами увидеть все эти гигантские постройки. Я лишь хочу только показать вам то, что увидел сам и подтолкнуть вас к поездке в Луксор (или оживить воспоминания тех, кто там уже был).
Подробное описание Карнакского храма вы легко найдете в интернете, а я, дабы пост не распух от текста, поделюсь своими фотографиями, снабдив их коротким описанием.
Перед входом в комплекс, в большом павильоне установлен макет всех сооружений храма.
В одном из углов прячется маленькая дрезина с вагончиком. Она использовалась при реконструкции и раскопках.
Выходим из павильона с макетом на огромную пустую площадь перед храмом. Нас встречают только лениво валяющиеся на утреннем солнце собаки.
Ко входу в храм ведет аллея сфинксов — священных животных с бараньими головами, символизирующими бога Амона (XII в. до н. э.). Эта дорога соединяла храм с пристанью на Ниле.
Если я не ошибаюсь, то в Луксоре я на ходу сфотографировал часть другой аллеи сфинксов, которая соединяла Карнакский и Луксорский храмы. Трехкилометровый коридор Света состоял из 1350 скульптур сфинксов, объединяя два храма в единое целое.
Многих животинок время оставило без головы. Один из безголовых сфинксов, несмотря ни на что, продолжает крепко держать какой-то предмет в лапах.
У входа в храм полно туристов.
Особо выделяются китайские группы.
Заходим в большой двор. Здесь находятся: святилище Сети II с тремя частями, посвященными «фиванской триаде» — Амону, Мут и Хонсу; храм Рамзеса III и развалины павильона фараона Тахарки.
Вид на большие храмовые ворота (пилон) со двора. Сохранились остатки кирпичного пандуса по которому поднимали каменные блоки во время строительства. Временный пандус изготовлялся из необожженного кирпича-сырца с добавлением рубленой соломы.
Каменная кладка стены.
Высота стен пилона 43,6 метров, ширина — 113 метров, а толщина стен — 15 метров.
На стенах второго пилона нанесено множество иероглифов, изображений богов и фараонов.
Второй пилон ведет в Большой гипостильный зал. Этот зал самый большой в храме — он занимает площадь в пять тысяч квадратных метров.
Центральные колонны имеют высоту около 21 метра, боковые — 15 метров. Когда-то зал был перекрыт крышей.
Крышу поддерживали 134 колонны охватом 10 метров, которые выстроены в 16 рядов.
Капители колонн выполнены в виде цветков и бутонов папируса. Размеры зала поражают! Найдите двух людей на кадре.
Еще один кадр для масштаба.
Колонны и архитравы покрыты иероглифами и рисунками, рассказывающими о жизни фараонов.
Древнеегипетское название Карнакского Храма — Ипет Сут, что значит «прекраснейшее из мест». Глядя на эти иероглифы и фигуры, на их разноцветную раскраску, местами сохранившуюся до наших дней, начинаешь представлять себе то великолепие, которое было здесь во время расцвета храма.
Статуе Рамзеса из большого двора еще повезло — она сохранила часть лица. В отличие от этой статуи, потерявшей всю голову.
Таким увидел большой гипостильный зал шотландский художник David Roberts в 1838 году.
Современная реконструкция гипостильного зала и всего комплекса.
До наших дней в храме сохранилось только два целых обелиска.
Обелиски высечены из красного асуанского гранита. Они изготовлены в Асуанских каменоломнях и доставлены вниз по течению Нила на расстояние в 200 километров.
Обелиск Тутмоса I (20 метров в высоту) и обелиск его дочери — царицы Хатшепсут ( 29,5 метров).
У входа в один из боковых храмов стоят фигуры фараонов. Если фараон изображен в движении, то это значит, что статуя была сделана при его жизни. А если, как у фигуры в глубине храма, в позе мертвого со скрещенными руками — то уже после его смерти.
Местный котик знает себе цену — ведь кошки были в древнем египетском обществе священными животными.
Статуя большого каменного жука-скарабея. Он считался священным насекомым богов, а его движение с шариком навоза символизирует рождение и движение Солнца на небосводе.
Туристы, а особенно туристки, всех мастей и религий наворачивают круги вокруг статуи. Якобы для исполнения определенного желания нужно сделать определенное количество оборотов. Я не старался запомнить, какие это желания и сколько кругов нужно для их осуществления, гид вам объяснит. И будет весело смотреть на доверчивых туристов.
Сделать здесь кадр без людей достаточно трудно, но у меня почти получилось.
А потом мне надоели эти туристические толпы с телефонами на вытянутой руке и я пошел в дальнюю, почти свободную от людей часть комплекса.
Тут никого нет и можно долго бродить в одиночестве и тишине.
Одинокие колонны.
Ворота Нектанеба I.
Храм Рамсеса II и колоннада Тахарки.
Чтоб я так знал, что это за постройка. (Рядом со Святилищем Внемлющего уха)
Внутренний вид одного из святилищ.
Колонны с 16-ю выступами в виде стеблей папируса украшают «Ботанический сад» Тутмоса III.
Одна из колонн где-то в недрах комплекса.
Посмотрев на часы, осознаю, что уже опоздал к условленному времени встречи. Нужно бежать ко входу и ехать обратно в Хургаду. Но, простят меня ждущие у входа товарищи, по пути делаю еще несколько остановок. Например, для того, чтобы сфотографировать что-то очень похожее на остатки старого водопровода.
Меня провожает бараноголовый сфинкс с фигуркой Рамсеса II в образе Осириса.
Кстати, маленькие фигурки сфинксов и другие сувениры можно купить в магазинчиках у входного павильона.
Недалеко от аллеи сфинксов стоит старая мечеть. Но это уже совсем другая история, история другого времени и иной цивилизации.
Огромное спасибо фирме TUI Ukraine за отличную организацию нашего путешествия!
В Карнакский храм мы ездили на пятый день, а как прошли предыдущие четыре дня, вы можете прочитать в этих моих постах:
Чтобы не пропустить новый пост, подписывайиесь на мою страничку в Facebook:
Храм карнак в египте
Один только макет Карнакского храма, который стоит в местном музее, производит колоссальное впечатление: храм – это буквально целый город из сооружений фантастической красоты. Даже в очень быстром темпе с одного конца храма на другой надо идти около 20-25 минут, чтобы обойти весь храм по периметру – нужно больше часа, а уж чтобы обойти всю территорию храма в неспешном темпе и вовсе нужен целый день.
Карнакский храм посвящён богу Амону-Ра, египетскому богу солнца, который стал главным египетским божеством сразу после того, как Фивы стали столицей Древнего Египта. Его начали строить более 4-х тысяч лет назад, и каждый новый фараон считал своим долгом как-то увековечить своё имя, добавляя к храму всё новые и новые строения. В результате, Карнакский храм – это 33 различных религиозных сооружения и зала разных эпох.
Часть сфинксов, которые были найдены целыми на территории бывшей аллеи, сейчас хранятся внутри Карнакского храма. У них довольно интересное и не совсем типичное для сфинксов строение: тело льва и голова барана. Дело в том, что баран считался священным животным бога Амона, которому и посвящён храм. Около лап сфинксов стоят фигуры не то фараонов, не то жрецов храма.
Вход в храм проходил через серию огромных пилонов – ворот без верха, которые отделяли внутренние части храма друг от друга. То тут, то там встречаются статуи фараонов, строивших тот или иной фрагмент храма.
Огромная колонада статуй фараона:
Кажется, это Рамзес II, но точно не уверена:
Дальше идёт самая главная и самая впечатляющая часть храма – огромный колонный зал, спроектированный при Рамзесе I и построенный при Сети I и Рамзесе II. На площади в полквадратных километра расположены 134 колонны, поставленные в 16 рядов. Каждая из колонн высотой в 23 метра (это приблизительно как 8-этажное здание) и шириной такой, что чтобы обхватить всю колонну, требуется 6 человек. В древности зал использовали для священных ритуалов, праздников и зрелищ.
Если присмотреться, то видно, что нижние ярусы колонн сильно пострадали. Дело в том, что храм стоит близко к реке, и когда Нил разливался, то вода доходила и до храма и покрывала нижние ярусы колонн водой. В это время, по задумке, храм должен был напоминать местные болота, на которых растёт растение, из которого делали папирусные свитки, столь популярные в Древнем Египте.
Изначально все колонны были украшены цветными изображениями, высеченными на камне. Со временем краски выцвели и сейчас остатки цветных изображений можно увидеть только в тех уголках храма, куда не попадало солнце. Например, на нижних частях верхних перекрытий храма:
Изображения на колоннах – это история восхождения египетских фараонов к богам:
Многие стены храма украшены изображениями военных подвигов фараонов. На изображениях обычно можно увидеть огромное мощное войско фараона, которое побеждает своих врагов, мелких человечков, которые валяются под колесницей и просят пощады у фараона:
Враги фараона под ногами его колесницы:
Рядом стоят те, кто просит у фараона пощады:
Интересно, что имена фараонов, как правило, высекались очень глубокими прорезями на камне. Связано это с тем, что каждый новый фараон хотел быть самым известным и самым великим, и для этого часто пытался стереть имя своих предшественников со стен храма, заменив его на своё. Чтобы это не удавалось, фараоны стали высекать свои имена гораздо более глубокими прорезями, чем все остальные изображения:
На территории храма есть несколько обелисков, поставленных разными фараонами. Самые известные из них – это обелиски, поставленные царицей Хатшепсут. Один из них стоит до сих пор, половина другого сейчас лежит около местного священного озера. Считается, что это были два самых высоких обелиска Древнего Египта, верхняя пирамида которых была украшена золотом и серебром.
Приёмный сын царицы Хатшепсут, Тутмозис III, ставший после её смерти фараоном, настолько не любил свою мачеху и её славу, что приказал повсюду в храме уничтожить её изображения:
Ещё какой-то из фараонов:
В самой дальней части храма стоят постройки фараонов Среднего Царства. Это одни из самых древних построек в Карнаке. Считается, что это священные места храма, где и сидел когда-то сам бог Амон.
Самое святое место в храме – это небольшой чёрный камень, который считается алтарём. По преданию, на нём некогда хранился камень Ипет Соут, так называемая «матерь вселенной». Для египтян Ипет Соут был чем-то типа философского камня, который, по легенде, был доставлен в Египет из древней Атлантиды. В священных египетских текстах Ипет Соут называется «сокровищем мира», доставшимся фараонам от самих богов. По преданию, камень позже увезли из Египта куда-то в Гималаи, в таинственную страну Шамбалу, и теперь он хранится где-то в Тибете на вершине одной из гор.
В разные стороны от основной, главной оси храма, разбросаны различные сооружения более поздних периодов. Пока я ходила по храму, я ещё более-менее помнила, где поcтройка какого фараона, сейчас уже помню только про самые основные. Вот это, кажется, колонный зал Тутмозиса III:
Если завернуть в самые дальние уголки храма и немного полазить по камням, то можно попасть в верхние, совершенно закрытые пространства храма, куда не попадало солнце. Здесь лучше всего сохранились древние цвета, и можно приблизительно представить, насколько ярким и цветным был храм в те времена:
Простые смертные в храм не пускались: только фараоны, приближенные к ним лица, жрецы и рабочие, строившие что-то на территории храма. Однако фараон Тутмозис III гордился своими постройками и храмом вообще, поэтому в стене со стороны своих достроек к храму он сделал небольшую пристройку, с которой открывался вид на храм, и любой смертный мог лицезреть храм с этого ракурса:
Стены с рассказами о подвигах фараонов и восхвалением богов:
Вид на храм от одной из стен:
В южной части храма находится так называемое древнее священное озеро – искусственный водоем, где жрецы несколько раз в день устраивали священные омовения. Время от времени здесь проводились ритуалы, посвящённые богу Амону: по озеру пускалась золотая ладья бога Амона и лодки его свиты. Рядом с озером лежат остатки огромного обелиска Хатшепсут, на котором изображена история её коронации.
Есть здесь и ещё одна важная для древних египтян колонна со священным жуком-скарабеем. Древние египтяне считали, что эта колонна – древние часы, отмеряющие время мира. Каждый год колонна миллиметр за миллиметром погружается под землю, и когда сидящий на ней скарабей окончательно исчезнет из виду, наступит конец света:
В дальних углах храма расположены святилища, посвящённые богине Мут (богине неба), жене Амона, и богу Хонсу (богу луны) – сыну Амона и Мут. Храм Мут почти полностью разрушен, а вот храм Хонсу сохранился вполне себе неплохо. Где-то между ними ещё пара почти полностью разрушенных строений разных эпох:
Что интересно, до храма Хонсу почти не доходят туристы. Он расположен на отшибе, и от главного входа сюда надо идти более получаса. Кроме меня, на территории храма были только трое китайцев и два охранника. Шум и гам центральных улиц Карнакского храма здесь исчез, и впервые за весь день удалось остаться наедине с прекрасным:
Это самая-самая дальняя часть храма, за воротами начинаются жилые кварталы:
Ну вот, вроде, и всё. Карнакский храм – однозначно то место, где обязательно надо побывать хотя бы раз в жизни. На меня он произвёл даже более сильное впечатление, чем пирамиды Гизы. Хотя как вообще можно сравнивать памятники мирового значения.