храм казанской божьей матери в туле

Свято-Казанский храм посёлка Мясново (Тула)

Мiръ Россия Тульская область Тула Свято-Казанский храм посёлка Мясново (Тула)

храм казанской божьей матери в туле

Свято-Казанский храм посёлка Мясново в Туле – единственный храм в Мясново, старинном районе города. Храм современной постройки недавно достроен и отделан.

Содержание

История [ править ]

Первый храм в тульском селе Мясново, которое называлось Клин, впервые упоминается в конце 16 века. В начале 17 века современники описывают церковь, совсем простую, в виде русского деревянного сруба-клети. Возведенный силами местных жителей храм вскоре обветшал, и вместо него возвели более просторный каменный. В нем было три престола: во имя Казанской иконы Божией Матери, в приделе с северной стороны – во имя св. великомученицы Екатерины, в приделе с южной стороны – св. пророка Даниила. При церкви имелась часовня во имя благоверного князя Александра Невского, устроенная трудами прихожан. В приходе было две школы: церковноприходская и земская; богадельня для увечных воинов. При церкви было старинное кладбище (до 1900).

В первое десятилетие 19 века церковь подновляли на средства помещика Мирнева. В 1815 году появился новый иконостас, а в 1861 году церковь снова отреставрировали.

Среди святынь того времени известен образ Божией Матери «Всех скорбящих радость» в серебряной ризе, по преданию, чудотворный.

В Главной церковной и ризничной описи за 1857 год сохранилось описание нового храма: «кирпичный, крытый железом, с такою же колокольней», и, похоже, однокупольный с железными вызолоченными крестами на главе церкви и на шпиле колокольни. В то время было три входа (западный с портиком и двумя каменными колоннами и два боковых, оканчивающихся каменным крыльцом).

Шесть колоколов колокольни были благозвучными, самый крупный весил порядка двух с половиной тонн. Примечательна была и библиотека в полтысячи томов, в том числе, старинных. Так, среди ценностей храма современники выделяли книгу епископа Медиоланского Амвросия «О должностях» 1776 года издания; сборник святоотеческих изречений епископа Илии Минятия 1781 года и два старинных Евангелия 1759 и 1676 годов (одна из книг в кованом серебряном переплете с чеканной художественной отделкой).

Ограда на основательном фундаменте из каменных столбов с деревянной решеткой была украшением храма и всей этой местности. Внутреннее пространство Казанской церкви было расписано, пол был каменный. Дубовые алтари, резной и точеный иконостас из липы, множество старинных икон в дорогих окладах, серебряная утварь и напрестольные кресты говорили о том, что церковь в Мясново, по своему статусу сельская, была красивой и благолепной, с любовью обустроенной.

Надпись на одном из крестов гласила: «В 1770-м году…построен сей крест мирским подаянием в село Клин в церковь Казанския Богородицы рачением священнослужителей и старосты».

В советское время храм был закрыт. Постановление «О закрытии Казанской церкви поселка Мясново» подписано 17 января 1933 года. Закрытая, оскверненная и разграбленная церковь разделила судьбу церквей по всей России, из уникальных церковных ценностей и святынь почти все утрачено.

Храм вскоре и снесли. Прихожане Казанской церкви некоторое время продолжали собираться на богослужения в доме у священника. Богадельня для инвалидов была закрыта.

Уцелел старинный намоленный образ святого Николая. Надпись с обратной стороны гласит: образ написан иноками Святой горы Афон Благовещенского скита русской Пантелеимоновой обители по заказу тульского купца, который заказал икону для Казанского церкви.

Сегодня икона Николы чудотворца из мясновской Казанской церкви хранится в верхнем храме Всехсвятского кафедрального собора Тулы, видеть образ и помолиться перед ним может каждый – он расположен слева от царских врат.

Восстановить прежний облик церкви в новое время помогли архивные документы, в том числе, «Главная церковная и ризничная опись Тульской епархии и уезда села Мяснаго Казанской церкви за 1857 год».

Современное состояние [ править ]

История нового храма началась в ноябре 2001 года в Богородичном Щегловском Пантелеимоновом монастыре на официальной встрече епископа Тульского и Белевского Кирилла и мэра Тулы Сергея Казакова.

Обсуждение реконструкции монастыря перешло в разговор о судьбе Мясново, в котором более 24 тысяч жителей были лишены приходского храма. Мэр не возражал против строительства и выделил участок земли.

В 2002 году архиепископ Тульской и Белевской епархии Алексий (ныне митрополит Тульский и Ефремовский) благословил благое дело и поручил священнику Владимиру Королеву быть настоятелем храма.

На время строительства верующим разрешили собираться в помещении бывшего магазина. Первая литургия состоялась 23 февраля 2003 года. В этом же году состоялось и первое празднование Пасхи, когда зазвучали колокола, установленные на временной площадке. Протоиерей Виктор Тишкин, настоятель Спасского храма передал приходу старинные колокола. Тогда верующие молились на паперти, у накрытого шатром Престола на месте алтаря будущей церкви.

Сейчас Казанский храм достроен, богослужения в нём совершаются регулярно.

Деятельность прихода [ править ]

При храме действует воскресная школа и кружок рукоделия. Также проводятся занятия с детьми из детдомов, отдыхающими в расположенном рядом санатории.

Престольные праздники [ править ]

Контакты [ править ]

Адрес: г. Тула, Одоевское шоссе, 52-а

Проезд от Московского вокзала в сторону пос. Мясново:

Паломнику [ править ]

Расписание богослужений уточняйте по телефону храма

Доступная среда для маломобильных групп населения: храм имеет лестницу наружного центрального входа со ступенями и поручнем. В ближайшее время будет установлен пандус.

Источник

Казанский храм посёлка Мясново

Настоятель — протоиерей Владимир Королёв

История храма

Упоминается деревянная Казанская церковь с приделом в честь великомученицы Екатерины в с. Клин в 80-е годы ХVI в.

Cело впоследствии получило название по фамилии его владельцев, господ Мясное. В 1734 г. на месте старого, разобранного из-за ветхости Казанского храма, был построен новый кирпичный, крытый железом храм, с такой же колокольней.

В нем было три престола: во имя Казанской иконы Божией Матери, в приделе с северной стороны — во имя св. великомученицы Екатерины, в приделе с южной стороны — св. пророка Даниила. При церкви имелась часовня во имя благоверного князя Александра Невского, устроенная трудами прихожан. В приходе было две школы: церковноприходская и земская; богадельня для увечных воинов. При церкви было старинное кладбище (до 1900).

По настоящее время продолжается строительство храма, начавшееся в 2007 году.

Адрес: г. Тула, Одоевское шоссе, 52-а

Телефон: +7 (910) 550-97-71

Электронная почта: hramtula@mail.ru

Доступная среда для маломобильных групп населения:

Храм имеет лестницу наружного центрального входа со ступенями и поручнем.

В ближайшее время будет установлен пандус.

Если Вам необходима помощь при входе в храм, подъеме по лестнице и перемещении по храму и прихрамовой территории, то Вы можете предварительно оставить заявку по телефону: 8-950-923-80-00.

Время для звонка: Пн.-Вс. с 8.00 до 17.00.

Также по телефону 8-910-704-85-14 можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.

Радость духовного единства перед новым учебным годом

В Свято-Казанском храме Тулы состоялся молебен на начало нового учебного года для воспитанников воскресной школы.

Источник

Тула. Церковь Казанской иконы Божией Матери.

Свято-Казанский храм

Карта и ближайшие объекты

храм казанской божьей матери в туле

Статьи

Храм в честь иконы Казанской Божией Матери, пос. Мясново, г. Тула.

По данным старинных документов, первое упоминание о храме в честь иконы Казанской Божией Матери относится к 1587 г. Изначально храм был деревянный. В период с 1830 по 1870 гг. в с. Мясново был поострен новый каменный храм, который был освящен в 1734 г. Храм был построен в бывшем селе Клин, принадлежавшем дворянскому роду Мясново. Позже это место стало называться «Клин-Мясново-тож» и находилось в черте города Тулы. Казанская церковь располагалась в Мясново на углу нынешних улиц Верхней Студёнки и Ликбеза.

В храме, помимо основного престола во имя Казанской иконы Божией Матери, было два придельных – во имя св. вмц. Екатерины и св. пророка Даниила. На колокольне было 6 колоколов, в самом большом весу было 157 пудов. Вокруг церкви была ограда на каменном фундаменте с деревянной решеткой. При церкви имелась часовня в честь св. блгв. Князя Александра Невского, устроенная трудами прихожан.

Интерьер храма был украшен резьбой и позолотой. По стенам храм был расписан живописью, в нем имелось много старинных икон, украшенных серебряными ризами и венцами, драгоценными камнями и жемчугом. Наиболее почитаемой была чудотворная икона Божией Матери Всех Скорбящих Радость. В церкви имелось много старинных книг, включая Евангелие, напечатанное в 1676 г.

В приходе храма имелись две школы: церковно-приходская и земская. При храме действовала богадельня для увечных воинов, которые делали для церкви свечи и пекли просфоры. При церкви располагалось старинное кладбище, возраст которого был около 500 лет, на нем хоронили до 1900г.

В 1920-х гг. храм был закрыт, а в 30-е годы 20 века разрушен до основания, чудотворная икона и храмовые ценности исчезли.

В настоящий момент в Мясново на пересечении улиц Одоевское шоссе и Рогова по адресу Одоевское шоссе, 52-а по благословлению Архиепископа Тульского и Белевского Алексия строится новый храм. К сожалению, на старом месте строительство оказалось невозможным. Внешний вид бывшего храма до нас не дошел, поэтому новый храм строится по своему проекту. Как и прежний он освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. Освящение земли под строительство храма было в сентябре 2007 г.

Материалы с сайта http://www.hramtula.ru/

Первоначальная история и время образования Мясновского прихода достоверно неизвестны, но из одной сохранившейся записи, данной предтечеву тульскому монастырю (ныне тульское архиерейское подворье) в 1689 году, видно, что в это время село Мясново, под именем Блина (первого поселении между Воронкой и Упой) уже существовало. Позднейшее название „Мясново” это село получило от бывших своих владельцев, гг. Мясново. Существующий ныне в Мяснове каменный, трехпрестольный, храм, как видно из хронологических данных церковных письменных актов. Построен неодновременно. А именно: в трапезной части храма придельные алтари оснащены в 1739 году, в правом во имя пророка Даниила и в левом во имя св. Великомуч. Екатерины: а в главном храме, устроенном во имя иконы Казанской Божией Матери, алтарь оснащен только в 1782 году. Кто был строителем храма, достоверно неизвестно. Но имея в виду, что особенною благотворительностью церкви отличался местный помещик Никита Феодорович Мясново. погребенный в самой церкви, нужно полагать, что устройство её в окончательном виде принадлежит ему, как начальная постройка ёя могла принадлежать его предкам. К последующим, более капитальным переделкам в храме, нужно отнести устройство новаго иконостаса в главном храме в 1815 году. Особо-чтимою в приходе иконою почитается изображение Божией Матери „Всех Скорбящих Радость” в серебряной ризе.

Причт церкви с. Мясново состоит из священника, диакона и псаломщика. Средствами содержания их служат % с причтового капитала в 100 руб. и 36 десят. церковной земли, из которых усадебной 3, огородной 3 и 30 д. полевой. Почва земли черноземная с примесью глины. В с. Мяснове имеется с 1894 г. церковноприходская школа, преобразованная из школы грамоты, учрежденной в 1893 году.

П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. Каширский уезд, стр. 646

Церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Мяснове.

В 80-е годы XVII века упоминалась деревянная Казанская церковь с приделом великомученицы Екатерины в селе Клин.

П.И. Малицкий пишет: «Кто был строителем храма, достоверно неизвестно. Но имея в виду, что особой благотворительностью церкви отличался местный помещик Никита Феодорович Мяснов, погребенный в самой церкви, нужно полагать, что устройство ее в окончательном виде принадлежит ему, как начальная постройка могла принадлежать его предкам».

В 1811 году церковь возобновлена (отремонтирована) помещиком Мирневым. Новый иконостас в храме устроили в 1815 году. Особо чтимой была икона Божий Матери «Всех Скорбящих Радость» в серебряной ризе. Церковь была окружена оградой на каменном фундаменте с деревянной решеткой. При храме имелась часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского, устроенная тщанием прихожан.

1 января 1891 года священник села Мяснова Василий Кутепов организовал общество трезвости — на двадцать лет раньше, чем было основано Всеградское общество трезвости в Туле.

В 1893 году в приходе была открыта школа грамоты, реорганизованная через год в церковноприходскую школу. Она размещалась в каменном доме, принадлежавшем церкви. При храме имелась богадельня для увечных воинов, которые занимались посильным трудом, например, пекли просфоры. Рядом с церковью было старинное кладбище, действовавшее, по одним сведениям, до 1900 года, по другим — и позже.

В 1920-е годы храм был закрыт, а потом разрушен.

В 2006 году началось строительство нового Казанского храма в Мяснове в другом месте — на пересечении улицы Рогова и Одоевского шоссе.

Источник

Храм Казанской иконы Божией Матери села Осиновая Гора (Тула)

Мiръ Россия Тульская область село Осиновая Гора Храм Казанской иконы Божией Матери села Осиновая Гора (Тула)

храм казанской божьей матери в туле

Храм Казанской иконы Божией Матери села Осиновая Гора (Тула) – памятник архитектуры, сохранившийся до наших дней.

Содержание

История [ править ]

Приход Осиновой Горы состоит из села и деревень Петелино, Таптыково, Никитино, Еловая и Малое Криволучье. Когда и как образовался приход с. Осиновая Гора, неизвестно. Приход стал известным, по местным церковным документам, с 1784 года. Свое название «Осиновая Гора» село получило по месторасположению как населенный пункт на горе, покрытой прежде осиновым лесом.

Существующий до сих пор в селе храм во имя Казанской Божией Матери с предельными алтарями во имя Святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского построен в 1805 году местным помещиком секунд-майором Димитрием Алексеевичем Хрущевым вместо бывшей деревянной церкви, неизвестно, когда и кем построенной и почему упраздненной.

По своей архитектуре храм был величественный, а внутри благолепно украшенный. С 1886 года действовала церковно-приходская школа, которая размещалась в благоустроенном двухэтажном церковном доме. Храм является типичным представителем сельской храмовой архитектуры.

В 1920-е годы церковь была закрыта, позже разграблена и использована под хранилище зерна и фасовку ядохимикатов.

Современное состояние [ править ]

В 2011г. местные жители по благословению митрополита Тульского и Белевского Алексия (Кутепова) создали общину. Здание храма было передано в долгосрочное пользование приходу. Началось восстановление храма.

В 2014г. настоятелем назначен протоиерей Вячеслав Ковалевский. 21 июля 2014 г., в престольный праздник, отслужена первая Божественная литургия. Далее богослужения совершалось раз в месяц.

С 2016г. настоятелем храма назначен протоиерей Ярослав Миронюк. С этого времени по в храме регулярно совершаются богослужения по воскресным и праздничным дням.

В настоящее время восстановлена крыша алтаря, окна, железные двери колокольни и двери боковых входов. Возведен временный алтарь, престол и жертвенник. Частично восстановлены полы, электрическое отопление. Восстановление продолжается, помощь доброхотов и жертвователей необходима.

Описание [ править ]

Памятник архитектуры, сохранившийся до наших дней – это кирпичное, сложное, удлиненное в плане, разновысотное здание, состоящее из основного объема – высокого четверика с окнами второго света, к которому с востока примыкает одночастная апсида, с запада – четырехстолпная, прямоугольная в плане трапезная и сохранившийся первый и частично второй ярусы колокольни.

Разрушен свод трапезной и утрачена крыша над ней, частично разрушена крыша алтаря, не сохранилось завершение колокольни.

Деятельность прихода [ править ]

Основная деятельность прихода, помимо богослужебной, направлена на восстановление здания храма.

Источник

Казанская церковь в Туле

Не сохранившиеся храмы города Тулы

Находилась на месте профессионального лицея № 4, ул. Металлистов, 2-а.

храм казанской божьей матери в туле

Строительство каменного кремля в Туле было закончено в 1520 году. Вблизи его стен, под его надежной защитой, появился посад, в котором жили люди, обслуживавшие кремль и другие оборонительные сооружения вокруг нашего города, а также занимавшиеся различными ремеслами и торговлей.

С первых же лет существования посада торговля разместилась у западной стены кремля. Согласно писцовой книге в 1625 году на рыночной площади у Пятницких ворот кремля размещалось более 300 лавок. Вели тороговлю рыбный, мясной, калачный, горшечный, «железный» (скобяной) и даже «серебряный» ряды.

Казанская икона Божией Матери пользовалась в России огромным почитанием. Большей частью именно этой иконой благословляли молодых к венцу, этот образ помещали в детских.

В издании «Богоматерь» (1909 г.) читаем:

В 1579 году, после страшного пожара, превратившего в развалины половину Кремля и прилегавшую к нему часть города, магометане заговорили, что русский Бог немилостив к русским и показал Свой гнев на них. Тогда Господь и явил милосердие свое».

Каменный храм во имя Казанской иконы Божией Матери в Туле возводился взамен расположенной неподалеку деревянной церкви Архистратига Михаила. Строительство велось на средства царской казны.

Строил храм протопресвитер Лукиан Кириллов. Расскажем немного об этом достойнейшем человеке.

Лукиан Кириллов родился в Туле. Где он получил образование и имел ли его вообще — неизвестно. Был он духовником царя Алексея Михайловича с самого восшествия его на престол; был близким человеком и для патриарха Никона. В «Тульских епархиальных ведомостях» говорится: «По любви к своей родине о. Лукиан успел, в разное время, исходатайствовать годичные руги и жалованье тульскому духовенству, земли церквям и монастырям; государевою казною построил он в Туле (1646-1649) первые приходские каменные церкви — Казанскую и Воскресенскую на городище».

Такой ответ Никона дал крутой поворот делу: враги Никона уговорили царя переменить духовника на протоиерея Стефана Вонифатьева, недруга патриарха и впоследствии главу раскола.

Никона предали суду. После лишения сана он был сослан в заточение в Кириллов монастырь, а Лукиан Кириллов удален на родину, в Тулу. Но милостью царя пользовался и он до конца дней своих, и построенная им Казанская церковь. Недаром в храме находились дары царя и царицы.

Скончался Лукиан Кириллов в 1667 году и был похоронен близ алтаря Казанской церкви, но могила его была утеряна. (Возможно, в 1838 году при закладке фундамента нового здания Казанской церкви каменщики по невежеству своему приняли надгробие Лукиана Кириллова за бутовый камень и заложили его в фундамент. По крайней мере, пропажу заметили только при кладке цоколя нового здания храма.)

Казанская церковь, возведенная в 1646-1649 гг. тщанием Лукиана Кириллова, была пятиглавой и относилась к распространенному в то время на Руси типу «московских» церквей, как и расположенная неподалеку Благовещенская, дошедшая до наших дней: те же луковичные главки, та же широкая лента карниза с полукруглыми кокошниками.

В Казанском храме имелся каменный двухэтажный придел; в нижнем этаже находился алтарь во имя Архистратига Михаила, в верхнем — во имя Сергия Радонежского. На Сергиевом приделе была каменная колокольня с железными часами. В таком виде храм запечатлен на гравюре X. Пастухова «Город Тула со стороны оружейного завода» (1807 г.). На фрагменте гравюры Казанская церковь почти в центре на первом плане. Виден придел в два этажа — перед колокольней, справа от основного объема храма. В 1817 году двухэтажный придел был перестроен в одноэтажный.

Казанская церковь сильно пострадала при пожаре 1834 года. В 1838 году она была разобрана. Было решено на этом месте построить новый храм. Его проект выполнил архитектор В.Ф. Федосеев.

Значительную часть денег для строительства Казанского храма пожертвовал купец II гильдии, потомственный почетный гражданин Степан Иванович Трухин. С. И. Трухин владел крупнейшими в Туле салотопнями, выпускал сальные свечи и мыло. В начале 1840-х годов он избирался тульским городским головой. Был известным благотворителем.

Новую колокольню Казанской церкви построили в 1868 году.

Казанский храм стал одним из лучших образцов классицизма в Туле, отличался совершенством и строгостью форм и пропорций. Он одинаково хорошо смотрелся с различных точек: и с другого берега Упы, и из окон оружейного завода, и с колокольни Успенского собора, и с прилегающих улиц. Вместе со Старыми торговыми рядами (сейчас на их месте здание Тульского отделения Сбербанка) Казанская церковь составляла один из красивейшихтульских архитектурных ансамблей. Основной объем храма был увенчан куполом с большими окнами и колонками между ними. На северном и южном фасадах имелись фронтоны и колонны коринфского ордера. Трехъярусная колокольня, второй и третий ярус которой по углам украшали парные колонны, примыкала к трапезной.

Газета «Тульские губернские ведомости» от 30 августа 1858 года отмечала: «Настоящий Казанский храм отличается необыкновенным изяществом рисунка от всех храмов, существующих в городе. При взгляде на него вы не будете поражены громадностью его размеров или необычайной высотой, но вместе с тем вы долго не оторвете вашего взгляда от его строгих очертаний, от его легкого купола, увенчанного золотым крестом, который так легко уносится в пространство. Два портика его, северный и южный, с колоннами и обширными террасами, довершают красоту всего здания». В справочной книге «Вся Тула и Тульская губерния», изданной в 1925 году, в разделе «Тульские здания, как исторические памятники» стиль Казанской церкви характеризуется как «поздний петербургский классицизм».

Иконы и стенную живопись для возрожденного храма выполнил академик Тимофей Егорович Мягков (1813-1865). Он родился в Тамбовской губернии, учился в Московском художественном классе. Работал в качестве художника-портретиста. Выполнил множество образов и стенописи для храмов в Тамбовской губернии, Твери, Москве (Чудов монастырь и Покровский монастырь, церкви Троицы Живоначальной на Самотеке, Рождества Христова в Палашах, храм Николы в Кузнецах).

В тех же «Тульских губернских ведомостях» от 30 августа 1858 года говорилось: «Сообразно внешней красоте храма внутренность его отличается также богатством и великолепием. Иконостас его и устроенная над престолом сень превосходной резной работы блистают золотом и по своей возвышенности над прочими частями храма невольно поражают молящихся своим величием. Все иконы храма и стенная живопись, исполненные художником Мягковым,— высокой работы. Словом, в построении Казанской церкви и ее украшении видна щедрая рука благочестивых жертвователей и строгий вкус».

В числе ценностей Казанского храма, имевших художественно-историческое значение, была резная Казанская икона Божией Матери на серебряной доске — дар царя Алексея Михайловича и жены его Марии Ильиничны, сделанный в 1665 году «для рождения и многолетнего здравия сына своего. Симеона». Хранилась в храме и Казанская икона Божией Матери, шитая золотом и серебром по красному атласу; по преданию, она была собственноручно изготовлена и подарена храму Натальей Кирилловной, второй женой царя Алексея Михайловича, матерью Петра I. Еще одну Казанскую икону Божией Матери прислал в Тулу митрополит Казанский Маркелл в 1698 году. Имелась также Владимирская икона Божией Матери 1597 года в богатом окладе, изготовленном в 1694 году из золота и серебра, украшенном драгоценными камнями и жемчугом.

Еще один царский дар храму — кадило с серебряной крышкой, выполненной в форме церкви. На нем надпись: «Лето 7170 (1662 г.) великий государь царь и великий князь Алексий Михайлович, всея Руси самодержец пожаловал сие кадило в церковь Пресвятой Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии честнаго ея образа Казанския, на Тулу».

В церкви имелся напрестольный крест в чеканном серебряном позолоченном окладе, украшенный самоцветами и жемчугом, с надписью: «7165 (1657 г.) построил благовещенский протопоп, что у Государя на сенях, Лукьян Кириллов, на Туле — в церковь пресвятыя Богородицы казанские, что на посаде». Возрожденная Казанская церковь сразу же привлекла внимание горожан. Сюда приходили туляки со всех концов города. На службах бывали гимназистки расположенной неподалеку 1-й женской гимназии. В воскресные и праздничные дни храм был переполнен.

В 1894 году при Казанской церкви открылась приходская школа.

Наименование церкви стало основой для возникновения трех тульских топонимов: Казанской набережной, Казанской площади и Казанской ветки железной дороги.

Казанская набережная располагалась на левом берегу Упы напротив оружейного завода и проходила параллельно улице Пятницкой (ныне Металлистов).

Среди тульских краеведов существуют разногласия в отношении месторасположения Казанской площади. Одни полагают, что она находилась непосредственно у одноименного храма. Другие считают ее гораздо более обширной, размещая на ней и Старые торговые ряды, и Крестовоздвиженскую церковь (например, у С.А. Рассаднева читаем: «Площадь Челюскинцев (бывшая Казанская, по церкви). »). Более верным представляется первое предположение. Вряд ли можно отождествлять площадь Челюскинцев (ныне Кресто-воздвиженская площадь) с Казанской площадью: место площади Челюскинцев до сноса занимали практически полностью Крестовоздвиженская церковь, сквер вокруг нее и прицерковные постройки.

На старых снимках Казанской площадью именуется пространство между одноименным храмом и кремлевской стеной. На одной из фотооткрыток изображена, например, «торговля овощами» на Казанской площади.

Туляки-старожилы помнят, что железнодорожная ветка, идущая от Московского вокзала через машиностроительный завод на оружейный, пересекающая улицу Советскую перед Зареченским мостом, называлась Казанской или «казанкой». Это наименование она получила потому, что была проложена по Казанской набережной.

С Казанским храмом связано одно из памятных событий в жизни нашего города.

В ноябре 1914 года император Николай II предпринял обширное путешествие через многие центральные и южные губернии России на Кавказ, посетил там действующую армию, которая одержала ряд побед в турецкой Армении.

19 ноября император отбыл из Ставки Верховного Главнокомандования в Смоленск. 21 ноября он посетил Тулу. Императорский поезд прибыл на Курский (ныне Московский) вокзал в десятом часу утра. Его встречала делегация тулян во главе с губернатором А.Н. Тройницким. Помимо высших губернских и городских чиновников, дворянства и купечества здесь были мещане, оружейники, крестьяне. Кроме хлеба-соли, императору вручили 53 тысячи рублей, собранные жителями Тульской губернии на нужды фронта.

Затем Николай II посетил Тульский оружейный завод, лазарет для раненых, оборудованный в помещении заводской школы и содержащийся на средства рабочих, раненых в других лазаретах, Дворянское собрание. В семь часов вечера император возвратился в свой поезд и отбыл из Тулы.

А 18 апреля 1922 года церковный сторож, открыв колокольню и поднявшись на нее, обнаружил там икону Пресвятой Богородицы, неизвестно как туда попавшую. Прежде этой иконы он не видел. Сторож рассказал об этом настоятелю храма, и два дня в Казанской церкви служили молебен новоявленному образу.

Власть же расценила происшедшее, как «шарлатанскую выходку» церковнослужителей, направленную против изъятия церковных ценностей. В ночь с 19 на 20 апреля был арестован весь клир храма, сторож, нашедший икону, а заодно и епископ Тульский и Белевский Иувеналий. В июле 1922 года состоялся суд, обвиняемых приговорили к разным срокам заключения.

Всё это время Казанская церковь, которую советская власть сочла оплотом контрреволюции, была закрыта. Как оказалось — навсегда. Несмотря на многочисленные просьбы верующих, храм так и не открыли. Его судьбу определило решение президиума Тульского губисполкома от 31 марта 1923 года, в котором говорилось:

«Принимая во внимание:

1. что при изъятии ценностей из церквей г. Тулы наиболее крупное сопротивление было организовано церковным советом Казанской церкви г. Тулы, который постановление Губисполкома по изъятию ценностей выполнил лишь по третьему предложению;

2. что на Пасхальной неделе прошлого года со стороны духовенства Казанской церкви, при непосредственном участии местного архиерея Иувеналия, было совершено мошенничество в деле явления на колокольне этой церкви чудотворной иконы;

3. что вообще Казанская церковь являлась контрреволюционным очагом, около которого группировались все контрреволюционные элементы, которые в связи с закрытием этой церкви рассеялись;

4. что с открытием вновь Казанской церкви все контрреволюционные силы, несомненно, получат вновь возможность сосредоточиться около Казанской церкви и вновь начать вести агитацию против Советской власти, скрывая свою преступную деятельность под ширмой религии, президиум Тульского Губисполкома постановляет:

а. Казанскую церковь вновь не открывать для религиозных потребностей;

б. ввиду поступившего заявления от работников милиции г. Тулы о передаче здания бывшей Казанской церкви для культурно-просветительских целей Губмилиции, Губисполком считает возможным удовлетворить эту просьбу и предлагает Губотделу управления передать здание вышеупомянутой церкви коллективу работников милиции г. Тулы».

В сентябре 1924 года здание бывшей церкви передали «Мельпромторгу».

А в 1929 году Казанский храм и Старые торговые ряды разобрали на кирпич, из которого построили фабрику-кухню (ныне здание Тульского отделения Сбербанка) и школу ФЗО (фабрично-заводского обучения) оружейного завода (ныне профессиональный лицей № 4). На месте школы ФЗО и стояла Казанская церковь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *