храм казанской божьей матери в ярославле
Здесь – вся Вселенная
Игумения Екатерина (Гаева)
Купола Казанского собора женского монастыря в честь Казанской иконы Божией Матери в Ярославле видны издалека. Обитель устроена в самом центре города. Территория ее полностью открыта в течение дня: можно, миновав монастырскую ограду, пройти насквозь и попасть в другую часть города. В древней монастырской стене, которую вернули обители не так давно, устроено уютное кафе. На подоконниках выстроились тряпичные куколки-монашки – идут крестным ходом. Кто-то заметил, что они очень похожи на здешних сестер, особенно матушка с посохом…
Эта икона перевернула всю мою жизнь
В 1998 году открыли обитель, владыка Михей (Хархаров, архиепископ Ярославский и Ростовский; † 2005. – Ред.) передал чудом сохранившийся список утраченной святыни монастыря – Казанской иконы Божией Матери. Я об этом узнала из газеты. И вот эта икона перевернула всю мою жизнь. Сама Матерь Божия привела меня в монастырь – я поняла, что без этого образа жить не смогу. С того момента стала постоянно бывать в обители и постепенно пришло понимание, каким должен быть мой путь…
Монастырские истории у печки
Мы разговариваем с матушкой Екатериной (Гаевой), настоятельницей Казанского женского монастыря в Ярославле. Это место в обители называется «у печки». Непростая печка – умей она говорить, тоже многое смогла бы рассказать… Чуть более двадцати лет назад монастырь был возвращен Церкви. На глазах у ярославцев здесь с каждым годом что-то преображалось: ставили на Сретенский храм первый куполок с крестом, возводили большие купола на соборе, разбирали в нем перекрытия; освобождались и возвращались бывшие монастырские здания, православная гимназия поселилась в монастырских пределах…
Теперь долгую – четырехсотлетнюю – монастырскую историю можно узнать в музее. Он открыт совсем недавно, в январе этого года, в той же монастырской стене, в помещении со сводами. Над созданием экспозиции трудились около трех лет, а сама коллекция стала собираться сразу после возвращения обители. Много предметов было найдено при благоустройстве территории. Реликвии приносили горожане, дарили старинные предметы меценаты. Здесь можно встретить даже не совсем обычные в монастырском укладе вещи – например, крохотные пинеточки из натуральной кожи… Казанский монастырь всегда был не только в центре города, но в центре жизни ярославцев.
Экспозиция рассказывает о возникновении и становлении монастыря, основанию которого предшествовало явление Ярославской-Казанской иконы Пресвятой Богородицы в Смутное время. Старинные богослужебные книги, монеты, личные вещи сестер, предметы быта свидетельствуют о наполненной молитвой и трудом жизни обители. Здесь можно увидеть ризу на икону, вышитую сестрами в начале ХХ века, особый фонарь для крестных ходов. Многолетняя и кропотливая работа сестер с архивами позволяет посетителям живо представить многие эпизоды прошлого. Аксонометрии обители в разные периоды времени отражают все постройки и планировку монастырской территории.
Часть экспозиции посвящена святителю Агафангелу (Преображенскому), исповеднику, возглавляющему Собор Ростово-Ярославских новомучеников. Мощи верного хранителя Православия и единства Православной Церкви в России в богоборческие годыбыли обретены по благословению Святейшего Патриарха Алексия II 12 ноября 1998 года. Митрополичья мантия, в которую облекли обретенные мощи, была подарена митрополитом Рязанским и Касимовским Симоном (Новиковым, † 2006) и теперь находится в музее. Святые мощи святителя Агафангела пребывают в Казанском соборе.
Мое утешение
– Какое Ваше первое послушание было здесь, в монастыре?
– Я пришла сюда на Пасху. Меня матушка так смирила: сказала, что надо побелить в коридорчике. А там прежде было покрашено масляной зеленой краской… Как можно побелить масляную краску? Мне дали известку, и вот я мазала эту стену целый день – приспосабливалась, подсушивала, выжидала… Матушка пришла перед службой: «Ты еще здесь? Пошли молиться – бросай всё». К тому времени стены чуть-чуть побелели… Конечно, можно было возмутиться, возроптать. Но было такое ощущение радости послушания – первый опыт, в душе птички пели… Потом я и планами монастыря занималась, архивными изысканиями, печатала, чертила. Но главное послушание было – кухня, трапезная. Цветы. Причем, цветы, которые пришлось посадить в кучу мусора, так как другой земли не было. А я и растениями не умею заниматься… Но верила, что что-то вырастет, и вырос… один цветочек – чудесным образом мое утешение выросло.
Дорогу осилит идущий
– Что в монастыре самое главное?
– Опять же – исполнить послушание. После того как меня сюда с Горушки (Казанский женский монастырь близ г. Данилова) перевели, первое, что сказал владыка Кирилл (ныне митрополит Екатеринбургский и Верхотурский): «Теперь можешь разбирать перекрытия в соборе». В монастыре осталось три сестры. Благодетелей – никого. Храм, корпуса, всё брошено. Не знаешь, за что хвататься… Я «ничтоже сумняшеся» сказала: «Владыка святый, благословите». И стала думать, как и что делать.
Обратилась в газету: игумения просит с миру по нитке собрать деньги на разбор перекрытий. Для этого по первым подсчетам необходимо было сто тысяч… В тот момент и пришел ко мне Вадим Юрьевич Орлов, с этой газеткой: «Я, конечно, могу Вам дать сто тысяч, но могу и перекрытия снести…» Это было самое настоящее чудо – директор крупнейшего завода сам пришел. Вадим Юрьевич ценил, когда человек действует, не ждет, что нечто спустится сверху. Дорогу осилит только идущий. А если что-то делаешь, то Господь помогает.
Однажды придя с газетой в руках в монастырь, Вадим Юрьевич Орлов (1939–2016), председатель совета директоров ОАО «Ярославский технический углерод» надолго задержался в монастырской ограде. Его имя теперь неотъемлемо от истории восстановления Казанской женской обители. Это его первого посещали идеи благоукрашения величественного собора – идеи, которые неизменно воплощались. За перекрытиями последовали полы, окна, росписи, иконостас… Везде Вадим Юрьевич стремился к совершенству, поскольку делал для Бога. В год тысячелетия Ярославля обители вернули Покровский храм, бывший в предшествующие годы местным планетарием, опять же с помощью «Техуглерода». Сегодня дело отца продолжает сын, Сергей Вадимович.
Здесь вся Вселенная
– Монастыри в центре города должны быть открыты. Особенно в центре города. Я специально открыла проход, чтобы можно было идти через территорию монастыря. Идя мимо храма, человек так или иначе получает какое-то благословение. Это архитектура Неба, это небо к нам спускается. Даже если ты не перекрестишься, а просто пройдешь, ты все равно с этим соприкоснешься. Монастырская территория отличается от всех прочих: здесь всё аккуратно, сестры очень хорошо за всем ухаживают, летом много цветов. Это уголок утешения, сюда заходят просто посидеть, мамы приходят с колясками. Помню, я еще тогда поразилась, когда здесь были кучи мусора, все заросло чипыжами (частый кустарник, высокая трава. – Ред.) – а ощущение благодати и тишины, какой-то мирности уже было в самом начале, при открытии обители. Для нас, новоначальных, это было очень важно – Матерь Божия нас утешала. И ты понимал, что здесь, действительно, – вся Вселенная, здесь тебе и Иерусалим, и Афон.
Теперь, конечно же, чипыжи только в воспоминаниях. На территории обители с 2016 года действует православная гимназия имени святителя Игнатия (Брянчанинова). Молодым, воспитываемым под Покровом Божией Матери, отдан бывший игуменский корпус со Сретенским храмом, где регулярны гимназические службы, а день начинается с молитвы. При обители создана регентская школа, певческую практику учащиеся проходят в храмах монастыря. До революции монастырь славился своим хором – из разных концов губернии приезжали его послушать, на клиросе пели более тридцати сестер. Теперь, благодаря регентской школе, эта традиция возобновлена. В возвращенной монастырской стене, помимо упомянутых музея и кафе, расположились миссионерский центр обители, социальные службы. Мечтает матушка о колокольне. Прежняя была взорвана. Макет будущей пока возвышается в монастырском музее.
В 2006 году, когда игумения Екатерина была назначена настоятельницей, в обители осталось три сестры. Сейчас это число увеличилось в десять раз. Как только возвращаются обители помещения, так сразу пополняется сестричество.
– Матерь Божия приводит сюда сестер. Я всегда говорю: я никого не зову, никого не гоню, никого не удерживаю. Это получается помимо меня, и те, кто приходят, не меня должны искать, а именно Матерь Божию. Они должны найти для себя обитель, и с этим местом сродниться, понять, что никуда им больше не нужно. А спасаемся только друг дружкой, никак иначе. Если мне раньше для спасения нужны были три человека, то сейчас – тридцать… Мы должны людей не оттолкнуть. Привлечь, не говорю – какой-то особой святостью жизни, но прежде всего тем, что заложено здесь до нас, изначально.
И немного о посте
Фото: Ю. Стихарева; Казанский женский монастырь, г. Ярославль http://казанский-женский-монастырь.рф/
Игумения Екатерина (Гаева)
Материал подготовила Юлия Стихарева
Казанский женский монастырь г. Ярославля
Официальный приходской сайт
Сайт храма
Контактная информация
Икона была принесена изначально в 1588 году в г. Романов (ныне левобережный Тутаев) жителем этого города Герасимом, получившим исцеление руки в Казани. Он находился там по торговым делам и получил в видении от Богородицы повеление приобрести в определенной лавке Ея икону, принести в Романов и построить в честь нее храм. От новообретенной святыни происходили многие чудеса и исцеления. В марте 1609 года Романов был разорен польско-литовскими интервентами. Среди них был один литвин православного исповедания Яков Любской. Он взял икону Божией Матери и позже привез ее в Ярославль. Город сильно пострадал от захватчиков, действовавших от имени Лжедимитрия, многие жители погибли, потеряли родных и имущество. Узнав о нахождении в Ярославле Казанской иконы, они стали просить Любского продать святыню, но он отказывался. Затем он отдал икону бесплатно. Ярославцы поместили образ в храме Похвалы Богородицы Димитриевского прихода. Враги оставили город в мае 1609 года. Тогда же диакону Крестовоздвиженской церкви Елеазару было откровение от Божией Матери, повелевшей, что бы посадские и служилые люди воздвигли храм в честь чудотворного образа. Иждивением жителей храм был построен в благодарность об избавлении от захватчиков. Перед освящением храма торжественна была принесена в его стены Ярославская-Казанская икона Богородицы. Вскоре при храме поселились 72 монахини разоренной врагами Рождественской обители. Так было положено основание Казанского женского монастыря и почитания чудотворной иконы.
С чудотворным образом Ярославской-Казанской иконы Божией матери совершались два крестных хода в году. С 1761 года в июне образ приносился в г. Романов. Икона шествовала по левому берегу Волги, в Романове она помещалась в Преображенской-Казанской церкви, где пребывала три недели, после чего переправлялась на правый берег, в Воскресенский собор. Через две недели икона отправлялась в Ярославль по правому берегу Волги. Второй Крестный ход с 1800 года отправлялся в Рыбинск в июле, после престольного праздника монастыря. Там икона пребывала семь недель. До Рыбинска крестный ход шел по правому берегу Волги, обратно – по левому.
Традиция крестных ходов с Казанской иконой в наши дни восстановлена. Ежегодно в июле отправляется многодневный крестный ход по левому волжскому берегу через левобережный Тутаев (Романов) до Рыбинска, обратно – по правому берегу через правобережный Тутаев (Борисоглебск) до Ярославля. Шествие делает остановки во многих храмах и селениях.
Казанская обитель претерпела многие разрушения и период запустения в XX веке, разделив участь многих российских монастырей. В 1918 году во время подавления антибольшевистского восстания монастырь подвергся значительным разрушениям. В то же году он был закрыт. Игуменья Феодотия с сестрами перебрались в действовавший еще Толгский монастырь. В 1920-21 годах в зданиях монастыря располагался один из ярославских концентрационных лагерей.
Некоторое время Покровский храм действовал как приходской. В нем сохранялись главные святыни монастыря – Ярославская-Казанская икона Божией Матери, икона Спаса Нерутворного и Троеручица. По закрытии храма община была переведена в Крестовоздвиженский храм, куда были перемещены и святыни. В 1931 году и этот приход был ликвидирован, судьба святынь, в том числе и Ярославской-Казанской иконы, неизвестна. Лишь живописная рама от чудотворного образа сохранилась, она находится в экспозиции древнерусского отдела Ярославского художественного музея.
В начале 1990-х годов еще невозвращенный Церкви Казанский собор постепенно, одной за другой, увенчался пятью золочеными главами. В 1997 году возобновилась богослужебная жизнь обители. Как приходской храм был открыт собор. Богослужения совершались в подклете. В 1998 году монастырь был открыт спустя 80 лет после закрытия. В том же году была передана и начала восстанавливаться Сретенская домовая церковь. Сохранившиеся корпуса, заселенные жителями, передавались постепенно, в течении нескольких лет. В 1999 году архивохранилище было переведено в Рыбинск, Казанский собор освободился. Началась его долгая и кропотливая реконструкция. В наши дни восстанавливается соборный иконостас.
К тысячелетию Ярославля был построен новый планетарий, Покровский храм возвращен обители. Сейчас ведутся работы по его восстановлению. На территории обители находится Ярославская губернская гимназия имени свят. Игнатия Брянчанинова и Регентская школа при Ярославской духовной семинарии. В 2003 году на территории Казанского монастыря, перед собором, был установлен памятный поклонный крест «Жертвам кровавых событий в лето 1918 от Рождества Христова».
Казанский женский монастырь в Ярославле
История Казанского монастыря связана с обретением Ярославской-Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Эта святыня была одним из первых списков с Казанской иконы, обретенной в 1579 году в Казани.
Чудотворный список Казанской Ярославской иконы Божией Матери, выполненный сестрами обители в 1881 году и подаренный священнику монастыря о.Иоанну Крылову. Сохранен р.Б.Екатериной Бакаевой и передан по завещанию монастырю. В в 1998 г., в год открытия обители передан архиепископом Михеем (Харахаровым), келейно хранившим икону. Находится у левого столпа близ солеи в Казанском соборе монастыря.
Казанская икона была написана в 1588 году. Спустя столетие для иконы была изготовлена рама с клеймами, которые повествуют об истории написания иконы, об истории Смутного времени. После революции икона пропала. В собрание Ярославского художественного музея рама поступила в 1935 году, сейчас она представлена в постоянной экспозиции музея. Реставрация ее в 2001 году была проведена в Межобластном научно-реставрационном художественном управлении в Москве. В 2012 году между Ярославской епархией и художественным музеем было достигнуто соглашение о создании копии рамы для музея Казанского женского монастыря. Написанная рама была передана обители 2 ноября 2013 года. Икона была написана иконописцем Николаем Мухиным.
3 ноября 2014 года в Ярославском художественном музее состоялась торжественная церемония передачи Казанской иконы Божией Матери Казанскому женскому монастырю г. Ярославля.Ярославцы поместили образ в храме Похвалы Богородицы Димитриевского прихода. Враги оставили город в мае 1609 года. Тогда же диакону Крестовоздвиженской церкви Елеазару было откровение от Божией Матери, повелевшей, что бы посадские и служилые люди воздвигли храм в честь чудотворного образа. Иждивением жителей храм был построен в благодарность об избавлении от захватчиков. Перед освящением храма торжественна была принесена в его стены Ярославская-Казанская икона Богородицы.
Вскоре при храме поселились 72 монахини разоренной врагами Рождественской обители. Так было положено основание Казанского женского монастыря и почитания чудотворной иконы. В течение первой половины XIX века монастырь был отстроен заново: сооружены келейные корпуса, вместо старой «неблаговидной» каменной ограды была возведена новая, по-прежнему с четырьмя башнями по углам. В 1845 году был освещен Казанский собор, построенный по проекту столичного архитектора А. И. Мельникова на месте одноименной каменной церкви, построенной еще в 1649 году. Застройка монастыря продолжалась вплоть до I Мировой войны.
В 1764 году Казанский монастырь в соответствии с церковной реформой был причислен к трехклассному. В начале XIX века он становится общежительным (до этого насельницы всем необходимым, включая питание и жилье, обеспечивали себя сами). На его содержание тратилось 240 рублей из казны, а штат был утвержден в составе игуменьи, казначеи, 150-ти монахинь (с 1859 года добавилось еще 150). Казанский собор являлся и приходским храмом, что позволяло не только благоустраивать территорию но и довести число насельниц к началу XX века до 300 человек (по другим данным – до 400). Хозяйственная деятельность монастыря опиралась на большой участок собственной дачи за Волгой и мельницы на р. Лахости. Здесь были свои огороды, плодовые сады, строились даже каменные жилые дома.
Современное здание Казанского собора в стиле позднего классицизма строилось с 1835 по 1838 годы. В 1840-е годы были установлены главки с крестами и начаты работы по росписи собора артелью под руководством Тимофея Медведева. Казанский собор освящен Архиепископом Ярославским и Ростовским Евгением 4 ноября 1845 года.
В конце 1918 года монастырь как таковой перестал существовать. Монахинь изгнали из его стен без предоставления какого-либо жилья. Часть из них вынуждена была покинуть Ярославль, другая перешла в Толгский монастырь, третьи искали убежище у окрестных крестьян. После пожаров 1918 года город испытывал большую потребность в жилье, поэтому часть келий была отдана лишившимся крова горожанам.
С 1 сентября 1919 года до лета 1922 года территория монастыря была отведена под концлагерь. В нем находились люди, оказывавшие помощь восставшим, а также «нетрудовой элемент». Все они занимались разборкой разрушенных зданий, уборкой улиц от мусора и т.д. В это же время в соборе был организован склад церковных вещей, привезенных из разных церквей. В 1919 — 1921 гг.
Покровский храм выполнял функции приходского и служил местом хранения святынь монастыря и церковного имущества. Впоследствии он был закрыт, а прихожане стали посещать Крестовоздвиженскую церковь, куда было перенесено и церковное имущество. Но в 1931 году и эта церковь была закрыта, судьба монастырских святынь и поныне неизвестна.
В начале 1990-х годов еще невозвращенный Церкви Казанский собор постепенно, одной за другой, увенчался пятью золочеными главами. В 1997 году возобновилась богослужебная жизнь обители. Как приходской храм был открыт собор. Богослужения совершались в подклете. В 1998 году монастырь был открыт спустя 80 лет после закрытия. В том же году была передана и начала восстанавливаться Сретенская домовая церковь.
Началась его долгая и кропотливая реконструкция. В наши дни восстанавливается соборный иконостас. В мае 2011 года здание было передано обители. В июле того же года начались масштабные ремонтные работы, связанные с разбором железобетонных конструкций купола, стен, перекрытий. При этом обнаружились чудесным образом сохранившиеся фрески конца XIX века. В Казанском соборе проведены значительные ремонтные работы: расписаны своды оконных проемов, завершено золочение и благоукрашение иконостаса, повешены дополнительные паникадила. Выполнено золочение глав и крестов, венчающих купола. Казанский собор предстает взору верующих в своей величественной красоте.
Статья проиллюстрирована изображениями из Интернета.
Женский монастырь Казанской иконы Божией Матери (Ярославль)
Мiръ Россия Ярославская область Ярославль Женский монастырь Казанской иконы Божией Матери (Ярославль)
Монастырь Казанской иконы Божией Матери основан в 1610 году в память о чудесном избавлении Ярославля от 24-х дневной осады польских захватчиков.
Содержание
История [ править ]
История Казанского монастыря связана с обретением Ярославской-Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Эта святыня была одним из первых списков с Казанской иконы, обретенной в 1579 году в Казани.
Икона была принесена изначально в 1588 году в г. Романов (ныне левобережный Тутаев) жителем этого города Герасимом, получившим исцеление руки в Казани. Он находился там по торговым делам и получил в видении от Богородицы повеление приобрести в определенной лавке Ея икону, принести в Романов и построить в честь нее храм. От новообретенной святыни происходили многие чудеса и исцеления. В марте 1609 года Романов был разорен польско-литовскими интервентами. Среди них был один литвин православного исповедания Яков Любской. Он взял икону Божией Матери и позже привез ее в Ярославль. Город сильно пострадал от захватчиков, действовавших от имени Лжедимитрия, многие жители погибли, потеряли родных и имущество. Узнав о нахождении в Ярославле Казанской иконы, они стали просить Любского продать святыню, но он отказывался. Затем он отдал икону бесплатно. Ярославцы поместили образ в храме Похвалы Богородицы Димитриевского прихода. Враги оставили город в мае 1609 года. Тогда же диакону Крестовоздвиженской церкви Елеазару было откровение от Божией Матери, повелевшей, что бы посадские и служилые люди воздвигли храм в честь чудотворного образа. Иждивением жителей храм был построен в благодарность об избавлении от захватчиков. Перед освящением храма торжественна была принесена в его стены Ярославская-Казанская икона Богородицы. Вскоре при храме поселились 72 монахини разоренной врагами Рождественской обители. Так было положено основание Казанского женского монастыря и почитания чудотворной иконы.
С чудотворным образом Ярославской-Казанской иконы Божией матери совершались два крестных хода в году. С 1761 года в июне образ приносился в г. Романов. Икона шествовала по левому берегу Волги, в Романове она помещалась в Преображенской-Казанской церкви, где пребывала три недели, после чего переправлялась на правый берег, в Воскресенский собор. Через две недели икона отправлялась в Ярославль по правому берегу Волги. Второй Крестный ход с 1800 года отправлялся в Рыбинск в июле, после престольного праздника монастыря. Там икона пребывала семь недель. До Рыбинска крестный ход шел по правому берегу Волги, обратно – по левому.
Казанская обитель претерпела многие разрушения и период запустения в XX веке, разделив участь многих российских монастырей. В 1918 году во время подавления антибольшевистского восстания монастырь подвергся значительным разрушениям. В то же году он был закрыт. Игуменья Феодотия с сестрами перебрались в действовавший еще Толгский монастырь. В 1920-21 годах в зданиях монастыря располагался один из ярославских концентрационных лагерей.
Некоторое время Покровский храм действовал как приходской. В нем сохранялись главные святыни монастыря – Ярославская-Казанская икона Божией Матери, икона Спаса Нерутворного и Троеручица. По закрытии храма община была переведена в Крестовоздвиженский храм, куда были перемещены и святыни. В 1931 году и этот приход был ликвидирован, судьба святынь, в том числе и Ярославской-Казанской иконы, неизвестна. Лишь живописная рама от чудотворного образа сохранилась, она находится в экспозиции древнерусского отдела Ярославского художественного музея.
Современное состояние [ править ]
В начале 1990-х годов еще невозвращенный Церкви Казанский собор постепенно, одной за другой, увенчался пятью золочеными главами. В 1997 году возобновилась богослужебная жизнь обители. Как приходской храм был открыт собор. Богослужения совершались в подклете. В 1998 году монастырь был открыт спустя 80 лет после закрытия. В том же году была передана и начала восстанавливаться Сретенская домовая церковь. Сохранившиеся корпуса, заселенные жителями, передавались постепенно, в течении нескольких лет. В 1999 году архивохранилище было переведено в Рыбинск, Казанский собор освободился. Началась его долгая и кропотливая реконструкция. В наши дни восстанавливается соборный иконостас.
К тысячелетию Ярославля был построен новый планетарий, Покровский храм возвращен обители. Сейчас ведутся работы по его восстановлению. На территории обители находится Ярославская губернская гимназия имени свят. Игнатия Брянчанинова и Регентская школа при Ярославской духовной семинарии. В 2003 году на территории Казанского монастыря, перед собором, был установлен памятный поклонный крест «Жертвам кровавых событий в лето 1918 от Рождества Христова».
Традиция крестных ходов с Казанской иконой в наши дни восстановлена. Ежегодно в июле отправляется многодневный крестный ход по левому волжскому берегу через левобережный Тутаев (Романов) до Рыбинска, обратно – по правому берегу через правобережный Тутаев (Борисоглебск) до Ярославля. Шествие делает остановки во многих храмах и селениях.