храм казанской иконы богоматери в яропольце

Очень похож на дворец: Казанский храм в Яропольце

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

храм казанской иконы богоматери в яропольце

Казанский храм в Яропольце. Волоколамский район Московской области

В Яропольце — селе в Волоколамском округе Московской области, находится храм с весьма необычными очертаниями, до такой степени нетривиальными, что облик этой церкви может навести на мысль, что это не совсем культовое сооружение, по крайней мере, не православный храм.

История строительства

В указанном выше месте в восьмидесятом году восемнадцатого столетия в имении генерал-фельдмаршала Чернышёва Захара Григорьевича (графа, знаменитого военачальника, принимавшего участие в Семилетней войне) полагается начало возведению храмового здания.

По замыслу хозяина оно должно было быть совмещено с усыпальницей (местом захоронения тел) семьи этого высокопоставленного гражданина Российской империи. Создатель проекта неизвестен, но насчёт этого есть различные версии.

Владелец усадьбы умирает в 1784-м году, после чего храмовозведение на некоторое время приостанавливается. Князь Голицын А.М., находившийся с владельцем имения в дружеских отношениях, оказывает содействие процессу стройки путём приглашения к работе известного архитектора К.И. Бланка, поскольку в 1787-м году практически всё возведённое строение потерпело обрушение.

храм казанской иконы богоматери в яропольце

Казанская церковь (Ярополец)

Приглашённый специалист своим управлением обеспечил восстановление здания и начало наведения благолепия внутри постройки. Купола приняли сегодняшний вид (в противоположность бывшим до разрушения, которые имели облик полусфер).

Архитектура

Описываемый храм построен в ионическом стиле, относящемся к классицизму. Данный стиль появился в Ионии в шестом веке до Рождества Христова и характеризуется более выраженным соотношением составных частей по отношении к предшествующему ему дорическому ордеру.

Ярким отличием от более раннего стиля выступает реализация капители (головной области колонны или пилястры — колонновидной части стены, которая в некоторой степени выходит за её габариты).

храм казанской иконы богоматери в яропольце

Иконостас храма, начало XX века

Она состоит из пары симметричных друг относительно друга завитков, называемых волютами. Рассматриваемый храм имеет в своём составе как колонны, так и пилястры.

Пространство храмового здания делится на две равные части. Вход осуществляется через один, общий, притвор, над которым расположены хоры (места для певцов). Указанные половины здания на противоположном от входа конце завершаются апсидами одинаковой величины, что придаёт конструкции симметрию. Северо-восточная часть постройки выполняет роль, собственно, храма. А её апсида (выступающая полукругом стена) содержит в себе алтарь. Юго-западная часть храма строилась как усыпальница.

В усыпальницу переместили останки хозяина усадьбы — генерал-фельдмаршала, графа Захара Григорьевича Чернышёва, до этого похороненного вне его владения.

Ориентирование церковного здания по сторонам света выполнено с отклонениями от должного, по-видимому, ради того чтобы, постройка эстетически вписалась в усадебный архитектурный комплекс.

Над обоими купольными сводами крыши расположены маленькие луковицевидные (что является отличительной чертой русской храмовой архитектуры) купола, на вершинах которых водружены восьмиконечные кресты.

храм казанской иконы богоматери в яропольце

Окна церкви имеют круглый, овальный и полуовальный вид. Над входом в притвор храма выполнен навес, поддерживаемый упомянутыми выше колоннами, крыша которого имеет коньковый образ. Две её части симметрично соединяются и сверху образуют ребро треугольника с тупым центральным углом.

Указанная модель крыш имеет важное практическое значение — на ней не задерживается дождевая вода и снег. Данный способ крышестроения начал применяться в русском храмовом строительстве сравнительно недавно, и датировка рассматриваемого в настоящей статье храма как раз соответствует времени популярности описанного здесь образа крышеполагания.

Перед входом в притвор позже возведена встроенная в ограду арка с тремя калитками. Центральная — большая, а две боковые, одинаковые и расположенные в симметрии друг относительно друга — меньшие, чем та, что в центре. Над средней калиткой сделаны три купола, аналогичные куполам на крыше церкви — в луковицевидном русском стиле.

Крышевую часть храма строители окрасили в голубой цвет, что прямо соотносится с посвящением главного престола. Сами же стены — белые.

храм казанской иконы богоматери в яропольце

Престолы

Храм имеет три престола. Главный престол освящён в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. А приделы — в честь пророка Захарии и матери Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии праведной Анны.

Когда был разрушен

Храм был разрушен во время Великой Отечественной войны из-за попадания в него снаряда. Он пробил западную часть и прошёл в гробовое помещение. После разгрома врага церковь возобновила деятельность, которая длилась вплоть до 1966-го, до смерти её настоятеля. По данным официального сайта функционирование храма прекратилось в 1962 году. Далее помещение использовали для хранения льна.

храм казанской иконы богоматери в яропольце

Современное состояние

Сегодня храм является действующим, и у него имеется назначенный священноначалием Волоколамской епархии настоятель — священник Михаил Сергеевич Завитаев. Но здание находится в неблаголепном виде — с облупившимся покрытием, которое изменило свой цвет. Ограда вокруг него, кроме входной арки, отсутствует. Начатые в 1970-м году восстановительные работы прервались ввиду отсутствия денег.

храм казанской иконы богоматери в яропольце

Колокольня. В настоящее время она выполняет функции водокачки

Планы на восстановление и их реализация

В 2016-м году на частные деньги начали проводить антиаварийные мероприятия. Так, укреплены и заменены некоторые архитектурные элементы, что остановило дальнейшее разрушение здания. Получилось оставить без замен аутентичные конструкции из дерева, построенные в самом восемнадцатом столетии. В 2018-м году в отношении всех рекреационных действий из-за недостачи денег образовалась пауза. В настоящее время ведется целевой сбор.

Алексей Мартышкин

Источник

ЯРОПОЛЕЦКИЙ КАЗАНСКИЙ ХРАМ

храм казанской иконы богоматери в яропольце
Ярополецкий Казанский храм, 15 марта 2010. Фото с сайта wikimedia.org

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Ярополец (Волоколамское благочиние Московской епархии)

Начало строительства храма датируется 1780 г. Проект церкви относят к кругу работ выдающегося русского архитектора XVIII в. М.Ф.Казакова.

В 1782 г. каменная церковь была построена только до половины из-за кончины графа Захара Григорьевича Чернышева. Строительство и внутренняя отделка храма продолжались более 50-ти лет и были завершены в первой половине XIX в. Главный престол освящен в 1839-1840 гг.

В 1936-37 годах в храме служил диаконом сщмч. Сергий Цветков.

В 1962 г. храм был закрыт. Здание использовалась как льнохранилище, как подсобное помещение.

В начале 1990-х храм был возвращен Церкви.

Архитектура

Храм каменный, оштукатуренный, с лепной белокаменной отделкой, построен в стиле классицизма. Здание заключает в себе две церкви, которые повернуты в разные стороны апсидами и объединены общим притвором с хорами наверху. Восточную часть занимает Казанская церковь, в западной части помещается двухпридельная усыпальница Чернышевых.

храм казанской иконы богоматери в яропольце
Ярополецкий Казанский храм, 9 апреля 2010. Фото Саши и Маши Поповых с сайта sobory.ru

Храм имеет своеобразную и редкую объемную композицию из двух симметричных частей, соединенных сквозным поперечным проходом (притвором), служащим одновременно вестибюлем для каждой из частей. К торцам прямоугольного в плане здания пристроены две одинаковые по форме апсиды, но только северо-восточная из них является церковным алтарем, а юго-западная служит усыпальницей, в склеп которой был впоследствии перенесен прах фельдмаршала З.Г. Чернышева (+ 1784). Церковь была перестроена по заказу вдовы фельдмаршала А.Р. Чернышевой в 1798 году. Этим объясняется более поздний, в сравнении с дворцом, характер ее архитектуры.

Источник

Храм Казанской иконы Божьей Матери в селе Ярополец

храм казанской иконы богоматери в яропольце

Недалеко от г. Волоколамска стоит удивительный храм Казанской иконы Божьей Матери. Очень красивый и необычный храм, к сожалению, полностью заброшен и скоро развалится окончательно. Он не охраняется государством, хотя относится к памятникам культуры. Попасть в храм, соответственно очень просто.

храм казанской иконы богоматери в яропольце

Туристы у ворот храма

Храм начали стоить в 1780 году напротив ворот усадьбы графа Чернышёва. По плану он должен был быть одновременно усыпальницей для Чернышёвых и храмом. Архитектура этой церкви по-настоящему уникальна, так как проект был создан самим графом.

Строительство храма Казанской иконы Божьей Матери было закончено в 1797 году, такое долгое строительство объясняется тем, что в 1784 году Чернышёв скончался, и храм достраивала его вдова Анна Радионовна.

В настоящее время храм и прилегающая к нему территория заброшена и находится в полуразрушенном состоянии. До наших дней сохранились и входные ворота на территорию церкви, которые были построены в конце XIX века.

Строительство колокольни храма началось в 1839 году и длилось до 1869 года, но так и не завершилось. Сейчас постройка разрушается.

Проехать к храму Казанской иконы Божьей Матери очень просто, так как он находится в селе Ярополец.

Как добраться: Московская область, Волоколамский район, село Ярополец. Координаты GPS внизу страницы.

Фото Храма:

храм казанской иконы богоматери в яропольце

Храм Казанской иконы Божьей Матери в селе Ярополец

храм казанской иконы богоматери в яропольце

Заброшенная церковь среди снегов

храм казанской иконы богоматери в яропольце

Фронтон церкви в Яропольце

храм казанской иконы богоматери в яропольце

Руины церкви и колокольни в Яропольце

храм казанской иконы богоматери в яропольце

Внутри храма в Яропольце

храм казанской иконы богоматери в яропольце

Строительные леса на фасаде реставрируемого храма

храм казанской иконы богоматери в яропольце

Икона на фоне строительных лесов

храм казанской иконы богоматери в яропольце

Казанская церковь под Волоколамском

храм казанской иконы богоматери в яропольце

Церковь усадьбы Чернышовых

храм казанской иконы богоматери в яропольце

Автомобили туристов у реставрируемого здания церкви

храм казанской иконы богоматери в яропольце

Дорога в зелёном поле к воротам храма

храм казанской иконы богоматери в яропольце

Реставрационные леса на фасаде церкви

храм казанской иконы богоматери в яропольце

Автотуристы у ворот храма под Волоколамском

храм казанской иконы богоматери в яропольце

Ворота церкви с иконой Казанской Божьей Матери

храм казанской иконы богоматери в яропольце

Фронтон и купола заброшенной церкви на фоне ясного неба

храм казанской иконы богоматери в яропольце

Окна когда-то нарядной церкви

храм казанской иконы богоматери в яропольце

Руины храма среди весенней зелени

храм казанской иконы богоматери в яропольце

Икона Казанской Божьей Матери над воротами храма

храм казанской иконы богоматери в яропольце

Осенний пейзаж в Яропольце

храм казанской иконы богоматери в яропольце

Свет в окне освещает интерьер заброшенного храма

храм казанской иконы богоматери в яропольце

Машина у ворот заброшенной церкви

храм казанской иконы богоматери в яропольце

Реставрация уникального храма в Яропольце

храм казанской иконы богоматери в яропольце

Руины храма в летней зелени

храм казанской иконы богоматери в яропольце

Внутреннее убранство некогда роскошного храма

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Метки

Цитатник

Знакомимся с МК подробнее:

Gella источник: DCPG.ru Доброго времени суток, дорогие рукодельни.

Edimka.Ru → диеты, рецепты, тесты, всё для женщин http://edimka.ru/ анализа.

Японский массаж лица

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Глава из книга А.В. Чекмарёва «Ярополец. История двух усадеб» (М., 2007. С. 163-181). Часть 1

храм казанской иконы богоматери в яропольце
храм казанской иконы богоматери в яропольцехрам казанской иконы богоматери в яропольце
храм казанской иконы богоматери в яропольце
храм казанской иконы богоматери в яропольце

Виды на Ярополец Чернышевых с высоты. Фото А.А. Жданова

Ее своеобразный облик, не вписывающийся в привычный образ православного храма, породил живущие до сих пор легенды. Якобы Чернышевы изначально строили театр и лишь затем переделали его в церковь. Очевидная нелепость этого предположения не требует комментариев – с типологией театральных зданий чернышевский храм не имеет ничего общего. Устойчива также «версия» о таинственном масонском храме. Однако, несмотря на тесные связи З.Г.Чернышева с масонством, в архитектуре и убранстве церкви отсутствует какая-либо масонская символика. Принимаемое некоторыми за загадочный масонский знак изображение Всевидящего Ока во фронтоне таковым не является и типично для убранства православных храмов барокко и классицизма. Также не являются масонскими и лепные украшения на фасадах дворца, под верхними окнами парковой стороны, изображающие подкову в солнечном сиянии. При ближайшем рассмотрении этот символ оказывается главным элементом герба Чернышевых. Возможно, появление фантастических домыслов о ярополецкой церкви связано с невыясненностью ее строительной истории. Было известно, что сооружали храм долго и трудно, но конкретные факты отсутствовали. И хотя обнаруженные автором архивные материалы приоткрыли завесу тайны, остается еще много неясного.

Еще при подъезде к Яропольцу вдали над домами и деревьями плывет странный силуэт двух дублирующих друг друга куполов. Оригинальность замысла еще более поражает вблизи. В отличие от обычной композиции храма здесь господствует не вертикальный объем, а горизонтальный, к тому же двухчастный и почти никак не центрированный, по крайней мере в силуэте. Два купола совершенно идентичны, как и стоящие под ними объемы храма и мавзолея. Собственно, эта идея объединения усадебной церкви и усыпальницы в одно целое и породила композицию, уникальную для русской архитектуры. Так что причина столь своеобразного вида Казанской церкви лежит на поверхности, хотя и получила оригинальное архитектурное воплощение. Уже поэтому спекуляции с «театром» и «масонским храмом» излишни. Замысел необычного сооружения принадлежал З.Г.Чернышеву. В самой идее уравнять храм с фамильным мавзолеем угадывается знаменитое честолюбие фельдмаршала.

храм казанской иконы богоматери в яропольце

Портрет графа З.Г. Чернышева. Худ. А. Рослин. 1776 г. ГЭ

храм казанской иконы богоматери в яропольце
храм казанской иконы богоматери в яропольце

Здание составлено из двух прямоугольных помещений, зеркально повернутых внутрь к скрепляющему их общему притвору, выходящему на оба фасада четырехколонными портиками. Восточная половина и есть сама Казанская церковь, получившая просторный зальный интерьер. Ее апсида вполне канонично обращена на восток, но с существенным отклонением к северу, в угоду общей планировке усадьбы. Противоположную часть здания занимает мавзолей с подземным сводчатым склепом. Позже в «ложной» апсиде усыпальницы воздвигли надгробие З.Г.Чернышева. Хорошо просматриваемая анфилада протянулась через все здание, замкнувшись на концах Царскими вратами иконостаса и мраморной пирамидой с профилем фельдмаршала – невиданное для церковного пространства решение.

храм казанской иконы богоматери в яропольце
храм казанской иконы богоматери в яропольце
храм казанской иконы богоматери в яропольце

Позади церкви, на оси притвора (и усадьбы) сейчас высится краснокирпичная колокольня, стилистически с ней никак не стыкующаяся. Это позднее добавление к храмовому комплексу, ставшее и последней по времени крупной постройкой чернышевского Яропольца. Ее строили долго, с 1839 по 1869 гг., в формах русско-византийского стиля, близкого проектам К.А.Тона. Еще в 1871 г. она не была полностью завершена. Торопов назвал ее «безобразнейшей, портящей силуэт храма». При всей ее чужеродности господствующему в облике Яропольца классицизму, колокольня все же интересна как достойный образец архитектуры иной эпохи, в обеих здешних усадьбах не представленной. Позже колокольни появилась лишь окружившая храм-мавзолей ограда, которая типична для конца 19 столетия. Ее ворота с луковичными главками над пролетами задуманы в «русском стиле».

храм казанской иконы богоматери в яропольце
Колокольня
храм казанской иконы богоматери в яропольце

Ворота церковной ограды

Всеми исследователями, писавшими о Яропольце, отмечалась уникальность замысла Казанской церкви, при том, что оценка ее архитектурных качеств была различна. Общим местом стало предположение о проекте какого-то большого мастера, «странно» сочиненном и не совсем точно реализованном. Торопову композиция казалась оригинальной, и загадочной, но не совсем удавшейся. Того же мнения придерживался и А.Н.Греч, предположивший, что церковь «лишь была перестроена, расширена… и тем самым подогнана к общему ансамблю усадьбы». [vi]

Поскольку в 1782 г. церковь была наполовину выстроена, проект можно датировать рубежом 1770-1780-х гг. Чертеж «смешанного» альбома возможно является копией с несохранившегося проекта или с одного из его промежуточных вариантов. Не очень ясно, являлся ли именно этот вариант окончательным. Поэтому сложно судить о внесенных в процессе строительства изменениях. Относительно сохранившегося чертежа видно, что они коснулись не только формы куполов, но и изваяний Архангелов, предполагавшихся по сторонам входа. Фигуры не были поставлены, а ниши для них заменили ложными арочными окнами. В остальном же явных расхождений между осуществленным и нарисованным фасадами не наблюдается. План из «смешанного» альбома и вовсе идентичен плану существующей постройки.

храм казанской иконы богоматери в яропольце
храм казанской иконы богоматери в яропольце

Чертежи фасада и плана церкви для Яропольца Чернышевых из «смешанного» альбома. Конец 1770-х гг. ГНИМА имени А.В. Щусева

храм казанской иконы богоматери в яропольце
храм казанской иконы богоматери в яропольце

храм казанской иконы богоматери в яропольце

Обмерный чертеж фасада Казанской церкви-усыпальницы. Арх. Л.Г. Полякова. 1997 г. Ярополецкий народный краеведческий музей

храм казанской иконы богоматери в яропольце

План Казанской церкви-усыпальницы

В РГАДА сохранились документы, освещающие ход строительства церкви в 1786-1788 гг. После кончины З.Г.Чернышева забота о достройке грандиозного храма пала на плечи его вдовы Анны Родионовны. В поисках помощи в этом неожиданном и трудном деле графиня обратилась к князю А.М.Голицыну, близкому другу Чернышевых, жившему после отставки с поста вице-канцлера в Москве и имевшему репутацию покровителя наук и искусств. Он был человеком широких взглядов, немало повидавшим в Европе, лично знакомым со многими архитекторами, скульпторами, художниками. Князь в то время капитально отстраивал подмосковную усадьбу Пехру-Яковлевское, так что имел собственный опыт ведения большого строительства. Он любезно согласился присматривать за окончанием ярополецкой церкви, как сам объяснял, «по моей преданности ко всей Чернышевой фамилии».

храм казанской иконы богоматери в яропольце

Портрет графини А.Р. Чернышевой. Неизвестный художник, копия с портрета Ж.-Л. Вуаля.
1770- е гг .ГИМ

храм казанской иконы богоматери в яропольце

Портрет князя А.М. Голицына. Худ. Савелий. 1780-е гг. Историко-архитектурный и художественный музей «Зарайский кремль»

храм казанской иконы богоматери в яропольце
храм казанской иконы богоматери в яропольце
храм казанской иконы богоматери в яропольце
храм казанской иконы богоматери в яропольце

Сейчас трудно судить о привнесенных Бланком изменениях в архитектуру Казанской церкви-усыпальницы. Видимо, ему следует приписать новое решение куполов. Возможно, изначально возвели полусферические купола, но после обрушения решили заменить их более простыми деревянными четырехгранниками. По конструкции и силуэту они близки куполу московского Воспитательного дома, строительством которого Бланк руководил многие годы.

Неразрешимый пока вопрос представляет изначальный замысел всего церковного ансамбля. До нас дошло только здание храма-усыпальницы с поздними колокольней и оградой. Документы же свидетельствуют, что одновременно с церковью возводились и другие связанные с ней сооружения, в первую очередь, отдельно стоящая большая колокольня. Первую колокольню, видимо, начали возводить одновременно с храмом (и, видимо, рядом с ним) в конце жизни З.Г.Чернышева. Это та колокольня, которая рухнула в процессе строительства, повредив при падении церковь. Исходя из логики планировки ансамбля, она должна была стоять там, где сегодня возвышается ее поздняя замена. Об архитектуре первой колокольни ничего неизвестно, кроме краткого замечания С.А.Торопова, что он видел в ризнице Казанского храма чертеж неизвестной колокольни в «характере елизаветинской или раннеекатерининской архитектуры (в духе Чевакинского?)». Этот хранившийся в усадьбе Чернышевых проект по словам исследователя не отвечал ни существующей колокольне, ни сохранявшимся тогда еще руинам другой, недостроенной. Возможно, это как раз и было изображение первой ярополецкой колокольни, о существовании которой Торопов ничего не знал.

храм казанской иконы богоматери в яропольце
Предполагаемые руины недостроенной колокольни («колокольни К.И. Бланка»). Фото начала ХХ века

Что касается упомянутых руин, то их можно с трудом разглядеть на одной из фотографий начала 20 в. В зарослях березняка угадываются мощные стены кирпичной кладки с прослойками белого камня. Из всех архитектурных элементов видны только огромные арочные ниши. Вероятно, это и есть первый ярус той колокольни, которую предполагал ранней осенью 1787 г. заложить К.И.Бланк. Графиня торопила, но Голицын, принимая доводы архитектора, отвечал, что «г-н Бланк не хочет нынешним годом приступить к деланию колокольни, а хочет только оную забутить, дабы при холодной, смешанной морозами погоде не работать… в чем он великой резон имеет». В Москве у «известного дьякона» поспешили заказать часы, и князь уверял А.Р.Чернышеву, что «часы готовы будут тогда, когда колокольня отделается». Что произошло потом, неизвестно, но выше первого яруса колокольня не поднялась. Видевший ее развалины Торопов считал, что «они обещали интересную вещь». Сегодня, когда от них не осталось и следов, невозможно определить местоположение бланковской колокольни.

Не исключено, что ее планировали построить в месте, где осевая перспектива пересекает периметральную обстройку площади. Высокий столп, таким образом, как бы увенчивал собой идеальную геометрическую фигуру плана усадьбы. В этом случае колокольня должна была одновременно служить воротной башней, имея внизу сквозной проезд с проспекта на парадную площадь. Эту версию в какой-то степени подтверждает ныне сохранившаяся колокольня, также нанизанная на основную планировочную ось (только стоящая ближе к храму) и тоже имеющая сквозной арочный проезд, сейчас заложенный.

Летом 1787 г. Казанская церковь была вчерне отстроена, и начались работы по отделке интерьеров. Здесь в архивной переписке появляется имя В.И.Баженова. Графиня А.Р.Чернышева в письме к князю А.М.Голицыну просила «составить протекциею» изготовление церковной утвари для храмов Яропольца и Петербургского полка, которых «рисунки у Баженова и иные у серебреника Леймана». В ответном письме Голицына выясняется, что речь идет среди прочего о Большом Евангелии для Яропольца. В мае 1787 г. графиня вновь напоминает князю о все еще не заключенном договоре об «отделке по рисунку Баженова Евангелия в Ерополец, образа Знамения в С-Петербургский полк, в который нужна и вся утварь и Евангелие, также и крест, а сей последний и в Ерополец весьма нужен». Голицын же настаивал, чтобы Чернышева сама составила текст условий с серебренником «каким образом каждую штуку отделывать, ибо вам довольно известно, как и от самого серебренника, так и через мои письма, на каком основании может он большое Евангелие по рисунку Баженова отделывать. Сей же последний вы от меня взяли…».

храм казанской иконы богоматери в яропольце

Портрет В.И. Баженова в окружении семьи. Худ. И.Т. Некрасов. 1770-е гг. ГНИМА имени А.В. Щусева

Путаница в этом не сдвигавшемся с места деле все более нарастала, и вдова уже с нескрываемым раздражением пишет: «Нужда велит, ответ надобен и время мало. Решительно прошу утварь заказать на ваш вкус. Приказать Баженову рисунки показать, что у него делали для меня кресту и образу, а Евангелие у Вас…». Голицын вновь вынужден огорчать графиню: «Я к оному приступить не в состоянии и по тому одному, что и Баженова в городе нет и рисунков без него получить нельзя». После этого, решив не дожидаться Баженова, графиня через живописца Черепанова посылает к князю те рисунки, которые хранились у нее, в том числе и «моего Евангелия для ераполческой церкви». Далее история с «церковными утварями» развивается уже летом 1788 г. в переписке А.М.Голицына с Ф.П.Ключаревым. Наконец-то долгожданое условие было подписано, но с другим серебренником, И.Ю.Бергом.

В отличие от графини Чернышевой Голицын объективно оценивал ситуацию. Всякий раз после упоминания имени Баженова он выражал сомнение в вероятности его поездки в Ярополец. По его мнению, архитектор «хотяб и находился в Москве, но чаятельно нельзя от него ожидать, чтоб он в Ерополец ездил для надзирания над тамошними работами». Вместо знаменитого, но практически недоступного мастера Голицын рекомендовал нанять для надзора за отделкой храма «молодова архитектора Родиона Родионова сына Казакова».

К сожалению, дошедшие архивные свидетельства фрагментарны и оставляют простор для интерпретаций. Велик соблазн на основании всего изложенного считать Баженова автором ярополецкой церкви. Полвека назад публикация этих писем неизбежно породила бы такую атрибуцию, и круг баженовского наследия пополнился бы еще одним достойным памятником. Сейчас, в свете нынешних изменившихся представлений о характере усадебного строительства, все выглядит не столь однозначно.

Что, собственно, дает анализ опубликованных документов? Баженова настойчиво звали в Ярополец освидетельствовать храм перед началом расписных работ. Важно, что звали его вместе с двумя другими главными кураторами стройки – А.М.Голицыным и К.И.Бланком. Видимо, Баженов в этом узком кругу не был посторонним, и к тому времени уже имел к ярополецкому строительству некоторое отношение. Мы не знаем, может быть, по просьбе З.Г.Чернышева он принимал участие в разработке проекта оригинального храма-мавзолея, может быть, корректировал выполненный самим фельдмаршалом проект. Исключать авторство Чернышева в отношении собственного усадебного храма тоже не стоит. В документах Баженов не упоминался в связи с чисто строительными вопросами. Необходимость в его присутствии возникла, когда началась отделка интерьеров.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *