храм казанской иконы божией матери в казани история
Собор Казанской иконы Божией Матери: история одного храма
Колонка казанского краеведа о «прошлой жизни» восстанавливаемой святыни
Сегодня вместе с Днем народного единства православные отмечают праздник Казанской иконы Божьей матери. Считается, что именно она являет свое заступничество Руси, поэтому особо почитаема в РПЦ. Сегодня в честь святыни во многих городах пройдет крестный ход. На месте явления иконы в конце XVI века был построен православный храм, который недавно начали восстанавливать. О Богородицком монастыре и возрождаемом храме в авторской колонке, написанной специально для «Реального времени», рассказал наш колумнист, краевед Лев Жаржевский.
Построенный по приказу Ивана Грозного
Начиная с последней четверти XVI века история Казани была неразрывно связана с Казанским Богородицким монастырем, главной святыней которого была обретенная в 1579 году икона Богородицы, ставшая в недалеком будущем палладиумом России.
Источников по истории монастыря не очень много, если принять во внимание его значение и известность, но вполне достаточно для нашей задачи — дать представление об истории монастыря как архитектурного сооружения. Если точнее, то об истории главного монастырского храма.
Автор заметок решил пойти проторенной дорожкой: дать читателю поменьше собственных рассуждений, побольше цитат из источников и не заезженных иллюстраций.
Первой цитатой, довольно обширной, будет выписка из третьей части Словаря Географического Российского Государства, вышедшей в Москве в 1804 году:
«Казанский Богородицкий девичий монастырь в губернском городе Казане, вне городской крепости, подле приходской церкви св. Николая Тульского находящийся. Начало свое имеет с 1759 года на том самом месте, где обретена Чудотворная икона Пресвятыя Богородицы, явление которыя Грекороссийская церковь ежегодно празднует июля 8 числа. Основан по повелению Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича, которой, учредив Собор и монастырь на этом месте, повелел Соборянам и Игуменье с сорока сестрами производить ежегодное жалованье. Сначала церковь, в которую поставлена явленная Икона, была деревянная; в 1594 году Апреля в 14 день, спустя 16 лет после явления Иконы Пресвятые Богородицы во граде Казани, которая, будучи отстроена в 1595 году, Октября в 27 день, освящена. Царь и Великий Князь Феодор Иоаннович указал снабдить сию церковь святыми Иконами, книгами, ризницею и прочими церковными потребами; самую же явленную Икону украсить как можно лучше золотом, дорогими каменьями и жемчугом из Царских сокровищ, которых был тогда хранителем Деменьша Иванович Черемисинов. В 1768 году блаженныя и вечныя славы достойныя памяти Государыня Императрица Екатерина II, в Высочайшее Свое путешествие в город Казань, благоволила слушать в сем монастыре священную литургию и после приложить на оную Икону небольшую бриллиантовую корону, так как и другую подобную таковой же меры на местный образ Спасителя. В 791 году Преосвященный Амвросий, бывший Архиепископом Казанский, что ныне митрополит Новгородский, по совету Казанских Градоначальников и именитого гражданства, положил церковь сию, по причине ветхости, разобрать до основания, и на том же месте создать новую, для сооружения которыя сочиненный в Санкт-Петербурге план поднесен был им блаженныя памяти Государыне Императрице Екатерине Второй, которая, одобрив его, соизволила указать на построение ее выдать из Кабинета знатную сумму. Кончина сей Государыни намерению сему, так как и всем Ея действиям, конец положила. — В 1799 году, Мая 30 дня, церковь сия, по аппробированному вновь плану, заложена в Высочайшем присутствии блаженныя памяти Государя Императора Павла Петровича и Их Императорских Высочеств, Государей Великих Князей, Александра Павловича и Константина Павловича, которые в основание храма сего благоволили положить по камню в уготованном для сего месте; и в тот же год Его Императорское Величество указал выдать из суммы, на Духовные Департаменты определенной, двадцать пять тысяч рублей на построение сей церкви, которая теперь и строится, и по совершении будет составлять знатнейшее в Казани здание. Она будет о пяти главах, длина ея от Западной стороны с олтарем 20 сажен два аршина; ширина, кроме колонады, над коею фронтоны находиться будут, семнадцать сажен с аршином; вышина от земли до большой средней главы двадцать сажен; с трех сторон порталы, каждый длиною на девяти саженях и двух аршинах, и с шестью колоннами Ионического Ордена, поддерживающими фронтон; большой лантерн, украшенный снаружи колонадою Коринфского Ордена изнутри пилястрами того же Ордена, возвышаться будет на четырех столбах, внутрь церкви находящимися; в ней будут три олтаря, один средний большой церкви и два придельных. Наружности ея будут сообразны и внутреннему украшению. Благополучно царствующий ныне Государь Император Александр Павлович Указом 22 Января 1802 года повелеть соизволил, на докончание сей церкви выдать двадцать тысяч рублей, о чем видеть можно в Московских Ведомостях в № 62. Кроме сей соборной имеются ныне в монастыре еще пять церквей:1-я Живоначального Креста; 2-я Священномученика Антипы; 3-я теплая Рождества Богородицы; 4-я Собор Богородицы: 5-я на Святых вратах Иоанна Богослова. Ограда и монашеские кельи каменныя, а отчасти и деревянныя: по штатам 1764 года о Духовных имениях монастырь сей положен во 2 классе, Епархии Казанской; монахинь, под управлением Игуменьи, бывает до 60, а иногда и более сего числа».
Новые храмы, новые покрытия
А теперь несколько впервые публикуемых иллюстраций. По ним можно проследить изменение архитектурного облика старого каменного собора и увидеть чертеж фасада нового, проектированного И.Е. Старовым.
Первый каменный храм монастыря — пятиглавый храм, построенный, как отмечает авторитетный исследователь архитектурной истории монастыря С.П. Саначин, в «монументальном московском стиле XV—XVI веков» своими размерами превышал Благовещенский собор в кремле. Однако «предивность храма» определялась не только его размерами, но и богатыми рельефными резными украшениями простенков, мощным порталом и разнообразной чешуей глав.
Тот же исследователь, отмечая скудость сведений о строительной истории монастыря в XVII веке, полагает, что именно тогда в монастыре появляются новые каменные храмы: в честь Рождества Богородицы, во имя Св. благоверного царевича Димитрия Московского на Святых воротах, который в начале XIX века во время реконструкции был переименован во имя Св. мученицы Софии и трех ее дщерей, и Иоанна Богослова на других — Пятницких воротах.
В XVIII веке монастырь обновляется. В 1724 году протопоп Богородицкого монастыря Семен Васильев просил в Святейшем Правительствующем Синоде о построении новой каменной колокольни. Разрешение было получено, но понадобился специальный указ императрицы Екатерины I, чтобы преодолеть сопротивление местного начальства строительству. Высота колокольни «со крестом» была более 55 метров. Камер-обскурные снимки, сделанные командиром казанской гимназии И. фон Каницем, позволяют увидеть изменения в строениях монастыря до нашествия Пугачева. По ним видно, что позакомарное покрытие холодного храма было заменено скатной кровлей; что стены расчленены пилястрами с приставными колонками, несущими килевидные арки; что округлые луковичные главы стали гранеными.
Время, а главное, разорение Казани Пугачевым, привело к резкому обветшанию собора: в 1794 году в нем прекратились службы. Ремонт собора был признан весьма дорогим и безнадежным делом. По прошению архиепископа Амвросия I к Синоду Екатерина II поручает крупнейшему русскому архитектору того времени Ивану Егоровичу Старову подготовить проект нового собора. Проект был утвержден императрицей. Ею же были отпущены и деньги из Е.И.В. Кабинета. Читатель может видеть на впервые публикуемой иллюстрации рескрипт Екатерины II управляющему Кабинетом Е.И.В. действительному тайному советнику В. С. Попову (окончившему, кстати, Казанскую гимназию) об отпуске 25 тысяч рублей на строительство нового собора.
Проект великого архитектора
Так исторически сложилось, что в Казани нет ни одной постройки, спроектированной российскими архитекторами, что называется, первого ряда. Это не значит, что в Казани нет выдающихся зданий — достаточно вспомнить здание университета, безусловно, красивейшее из всех учебных зданий в России. П.Г. Пятницкий был в высшей степени талантливым, но все же локальным архитектором. Новый собор Казанского Богородицкого монастыря является, пожалуй, единственным строго документированным примером участия выдающегося архитектора всероссийского масштаба в проектировании сооружения для Казани. Поэтому кажется нелишним привести читателю еще одну цитату, на этот раз из Русского биографического словаря.
«Старов, Иван Егорович, адъюнкт-ректор Императорской академии художеств, известный архитектор, статский советник, сын дьякона московской епархии, родился в 1743 г. в Москве. Усвоив начатки грамоты под руководством своего отца, в 1756 г. он поступил в гимназию при Московском университете, но там пробыл всего лишь год и переведен в гимназию, находившуюся при Петербургской академии наук; в последнем заведении Старов оставался до 1758 г., когда был принят (одним из первых по времени) в число учеников Императорской академии художеств. Здесь он избрал своею специальностью архитектуру и в области ее оказал настолько выдающиеся успехи, что по окончании академического курса для дальнейшего совершенствования был направлен за границу». Живя преимущественно в Риме и оттуда предпринимая поездки в другие итальянские города, выдающиеся своими старинными и стильными постройками, Старов пробыл за границей всего около 6 лет и за это время основательно изучил гражданскую и особенно церковную архитектуру. По возвращении на родину, он в 1768 г. советом академии художеств был назначен в академики, а в следующем году за представленный им проект здания шляхетского кадетского корпуса признан академиком. Педагогическая деятельность его в академии началась в 1770 г., когда он был избран адъюнкт-профессором архитектуры, каковым пробыл до 1785 г.; с этого же времени и до самой смерти, последовавшей в 1808 г., он состоял ординарным профессором архитектуры; наконец, его участие в направлении художественно-воспитательной деятельности академии начинается с 1790 г., когда он был избран в члены академического совета, а еще более усиливается с 1794 г. — времени назначения его адъюнкт-ректором академии. Старов был энергичным администратором и талантливым профессором, но вся его известность, однако, создана не этими сторонами его деятельности, а почти исключительно работами его как практического архитектора. В этой области он является, несомненно, одним из наиболее видных русских деятелей. Уже вскоре после возвращения из-за границы, именно в 1773 г., он был назначен членом комиссии строения императорских дворцов и садов, в которой достиг такого влияния, что редко какое-либо сооружение обходилось без его непосредственного участия; позже он состоял членом целого ряда комиссий, образованных для строения храмов; так, например, в 1776 г. он Высочайшим указом был определен руководителем строительства соборной церкви Александро-Невского монастыря, в 1801 г. назначен членом комиссии, строившей церковь Казанской Божией Матери в Петербурге, и пр. Старову принадлежит длинный ряд построек в различных местах России. Самыми капитальными памятниками его архитекторской деятельности являются Таврический дворец (окончен постройкой в 1782 г.) и собор Александро-Невской лавры (1779—1791 гг); из менее значительных сооружений следует назвать еще собор в Софии, близ Царского Села, упомянутую выше церковь Казанской Божией Матери в Петербурге и дачные дворцы в имениях Демидова — Сиворицы и Пелла Петербургской губернии. По смерти Старова в его домашних бумагах и в академии художеств осталось большое количество архитектурных проектов и относящихся к архитектурному искусству записок.
В заключение остается напомнить, что закладка и освящение собора вкратце описаны в первой цитате наших заметок и предложить читателю снимки, хранящиеся в фондах Национального музея РТ.
Казанский Богородицкий монастырь. 1911 год
Внутри Казанского женского Богородицкого монастыря, иконостас. 1900-е годы
Чудотворная Казанская икона Божией Матери. 1900-е годы, Казань
Автор заметок благодарит Сергея Павловича Саначина за помощь и любезное разрешение использовать иллюстрации
История Казанско-Богородицкого монастыря
История Казанского Богородицкого монастыря неразрывно связана с обретением, прославлением и почитанием в России чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Эта чудотворная икона является одной из наиболее почитаемых в Русской Церкви. Среди всех Богородичных икон Казанский образ имеет наибольшее количество чудотворных почитаемых списков. До революции в сознании большинства русских людей название губернского города Казань ассоциировалось, прежде всего, с Казанской чудотворной иконой, хранившейся в Богородицком женском монастыре. История обретения чудотворной иконы и основания монастыря такова. В июне 1579 года в Казани был большой пожар. Огонь поглотил целый район, примыкавший к Кремлю с северо-востока.
Сгорел двор стрелецкого сотника Данилы Онучина (церковное предание говорит о нем, как о стрельце, хотя Онучины – нижегородские дворяне, переселившиеся в Казань в 60-е годы XVI в.). Двенадцатилетней девочке Матроне, дочери сотника Онучина, трижды являлась во сне Пресвятая Богородица, повелевая идти на городское пепелище и обрести Ее образ. Девочка рассказала матери, а та сообщила о видении архиепископу Казанскому Иеремии, воеводе Богдану Сабурову, дьякам Михаилу Битяговскому и Василию Шулепину. К несчастью, никто не поверил сказанному. Возвратившись домой, Матрона и её мать не отчаялись, напротив, решили действовать: начали рыть землю в указанном дочерью месте. 8 июня (ст.ст.) 1579 года девочка Марфа обнаружила икону Богородицы на месте горевшего дома. Вскоре после обретения, по повелению Казанского архиепископа, икона при большом стечении народа была перенесена в ближайший храм – в церковь Николы Тульского. В обретении иконы принимал участие священник казанской Николо-Гостинодворской церкви Ермолай, позже – Казанский митрополит, а затем и Всероссийский патриарх и священномученик Гермоген, канонизированный Русской Церковью в 1913 году. Он и описал, в бытность Казанским митрополитом, сказание об обретении иконы и чудотворениях от нее.
В 1595 году было установлено особое празднование Казанской иконе Божией Матери (8 (21) июля, в честь обретения иконы). В 1611 году митрополит Казанский Ефрем, которого призвал на борьбу с поляками заточенный в тюрьму патриарх Гермоген, направил вместе с Казанским отрядом в ополчение Минина и Пожарского список с Казанской иконы Божией Матери. Перед взятием Москвы русское ополчение усиленно молилось перед чудотворной иконой, в результате освобождение Москвы от поляков было приписано заступлению Божией Матери «ради Казанской иконы Ее». В память об этом событии было установлено второе всероссийское празднование Казанской иконе – 22 октября (4 ноября).
Список, бывший в ополчении поместили в специально построенный на Красной площади Казанский собор. Другой чудотворный список находился в Казанском соборе Санкт-Петербурга. До революции Казань, Москва и Петербург оспаривали право считаться обладателями настоящей чудотворной иконы. В 1904 году Россию потрясло известие о краже в ночь на 29 июня чудотворной иконы из Казанского Богородицкого монастыря. Похитители вскоре были арестованы, но икона не была найдена. Версия о том, что икона сожжена или продана похитителями старообрядцам не нашла подтверждение. Следствие не дало ответа ни на один из волновавших верующих вопрос.
Однако, похищение иконы не остановило потока паломников к месту ее обретения. В 1910-1913 гг. в подземелье собора, непосредственно на месте обретения иконы был выстроен подземный храм. Более того, в Казани распространилось предание о том, что в действительности похищен был только чудотворный список, а настоящая древняя икона была сокрыта и сохранена старой игуменьей. Многие утверждают, что ныне эта сохраненная древняя Казанская икона Божией Матери находится в церкви Ярославских чудотворцев.
Царским указом в 1579 году на месте явления чудотворной иконы основан Богородицкий женский монастырь. Одной из первых насельниц монастыря, а по преданию, и первой настоятельницей, стала обретшая икону девочка Матрона (инокиня Марфа). Казанско-Богородицкий монастырь занимал площадь, ограниченную нынешними улицами Большой Красной, Япеева, Нагорной и уже не существующим переулком у Пятницкой церкви. Все строения монастыря изначально были деревянными, но уже в 1594 году был возведен первый каменный храм во имя явления Казанской иконы Божией Матери.
В 1796 году на месте обретения был заложен новый храм. Строительство велось по проекту известного зодчего Ивана Старова, которое было завершено в 1807 году. Монастырь представлял собой обширный архитектурный комплекс разновременных построек, значительная часть которых, к сожалению, разрушена в советское время. Снесен главный монастырский собор, построенный на месте обретения иконы, а также утрачена шестиярусная колокольня XVII века высотой 55 метров.
XIX век стал для монастыря благодатной эпохой торжества веры: на огромной территории под стенами Казанского Кремля раскинулся один из самых крупных монастырей России. В монастыре служило 600 сестер, работала больница, гостиница и сиротский приют. Одним из самых «молодых» строений монастыря (середина XIX века) считается Крестовоздвиженский корпус. В стенах его располагалась общая трапезная, школа живописи, ризница, швейные мастерские и хлебопекарня.
Удивителен факт, несмотря на близость к Кремлю, монастырь был жив молитвой и после революции. По переписи населения 1922 года здесь числилось две сотни послушниц. Лишь к 30-му году обитель покинули последние монахини. В советские годы на территории монастыря располагались: киностудия, склады и табачная фабрика.
На сегодняшний день из обширного комплекса монастыря сохранился двухэтажный корпус с Крестовоздвиженской церковью, построенный в 1882-1887 гг. и Софийская надвратная церковь, которая с 1993 года передана Казанской епархии. В глубине квартала расположены двухэтажные Настоятельский и Никольский корпуса, полукругом охватывающие то место, где раньше стоял собор. Они построены в 1810-1843 гг. по проекту архитектора Я.М.Шелковникова. На улицу Нагорную выходит сильно перестроенная церковь Николы Тульского, возведенная в 1810-1816 гг. на месте приходского храма, в котором первоначально находилась обретенная икона.
В настоящее время полным ходом идут реставрационные работы. Идёт восстановление Казанского собора. 21 июля 2005 года обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II где, в торжественной обстановке, Казанской епархии был передан чудотворный «Ватиканский» список Казанской иконы Божией Матери (Акт о передаче чтимого списка Казанской иконы Пресвятой Богородицы Казанской епархии Русской Православной Церкви), установленный в Крестовоздвиженской церкви. В храме ежедневно совершаются богослужения и все верующие имеют возможность поклониться Святыне. 21 июля 2016 года состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в ходе которого Его Святейшество совершил чин закладки собора на месте обретения Казанской иконы Божией Матери.
Братия монастыря: Священноархимандрит обители – митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. Наместник – игумен Марк (Виленский). Братия: иеромонах Андрей (Сироткин) – благочинный, иеромонах Ермоген (Рубан), иеромонах Павел (Кузнецов), иеромонах Гавриил (Федотов), иеромонах Гурий (Рассыпнинский), иеромонах Харалампий (Егоров), иеромонах Антоний (Кадетов), иеродиакон Арсений (Назаров).
Исторический день: как патриарх Кирилл с казанцами отмечал новоселье Богоматери
«Мы с вами стоим в величественном храме, построенном на народные средства», — обратил внимание патриарх Московский и всея Руси Кирилл на освящении воссозданного собора Казанской иконы Божией Матери. Сегодня храм, над которым работали почти пять лет, предстал во всем своем величии тысячам жителей и гостей города. О том, кто приехал разделить радость от возрождения «главного храма» республики, что подарил предстоятель РПЦ казанцам и каким видят будущее собора сами верующие, — в фотоистории «БИЗНЕС Online».
Сегодняшнее утро для сотен казанцев и гостей столицы началось на подступах к Благовещенскому собору Казанского кремля. Еще накануне туда перенесли чудотворный Ватиканский список Казанской иконы Божией Матери, чтобы на следующее утро молитвенно встретить великий православный праздник в честь обретения священного образа.
Молебен в честь Казанской иконы Богоматери должен был начаться в 7 утра. Но по факту стартовал еще чуть раньше, отчего не все пришедшие к назначенному часу смогли попасть внутрь. Но уже через несколько минут икону вынесли из храма, чтобы вместе с ней крестным ходом пройти к Казанско-Богородицкому мужскому монастырю. Все основное действо разворачивалось именно там, на освящении воссозданного кафедрального собора Казанской иконы Божией Матери.
Маршрут следования крестного хода традиционный, им проходят верующие каждый год в этот праздник. Исключением разве что стал 2020-й, когда в условиях пандемии проводить столь массовые мероприятия было невозможно. Нынче благодаря вакцинации, конечно же, эпидемиологическая обстановка чуть разряженнее.
Для многих этот крестный ход стал первым в жизни. Вот, например, Денис и Анна. Они рассказали, что всегда чтили православные традиции и в этот святой день решили быть именно здесь.
Для некоторых участников крестного хода сегодняшнее открытие стало новостью. Например, Максим и Родион приехали из города Болгара. О воссоздании собора они сказали многозначительно: «Надеемся, достроят его с Божьей помощью».
Одна из сестер милосердия, Елена (в желтом), восхищалась тем, сколько людей по доброй воле в рабочий день пришло на крестный ход. Воссоздание собора Казанской иконы Богоматери она назвала уникальным событием. «За пять лет заново построили разрушенный храм, который при царе Иоанне Грозном был построен под икону! Представляете, есть икона и под нее строят храм! И сейчас этот собор построен специально под икону. Уникальный случай!» — рассказала женщина.
Основная часть верующих подошли к соблюдению антиковидных требований сознательно, хотя о соблюдении социальной дистанции речи не шло.
Выйдя через ворота Спасской башни, процессия во главе со священнослужителями, несшими Ватиканский список, спустилась вниз, под стены Казанского кремля. Оттуда — по улице Батурина с поворотом на Карла Маркса и потом на Миславского, упираясь непосредственно в главные ворота Казанско-Богородицкого монастыря.
Ничего не помешало сотням верующих во время крестного хода. Порядок охраняли сотрудники полиции, а центральные улицы были перекрыты, чему в рабочее утро не обрадовались автомобилисты.
У монастыря всех ждал небольшой сюрприз — попасть на территорию сразу не получилось. Народ разбежался врассыпную, обходя монастырь с других улиц в попытках найти проходы. Таковые находились — например с неожиданной ранее стороны — улицы Япеева.
Пропустив через металлорамки, измерив температуру и обработав руки антисептиком, верующих допускали на центральную площадь монастыря.
Впереди возвышался «виновник» торжества — собор Казанской иконы Божией Матери.
К этому времени на площади перед собором уже находились люди. Не все в это утро проследовали крестным ходом с иконой, кто-то пришел сразу к собору.
Никого из простых смертных в освящаемый сегодня собор не пускали. Во-первых, ждали высоких гостей — в лице прежде всего патриарха Московского и всея Руси Кирилла, полпреда президента РФ в ПФО Игоря Комарова, спикера Совета Федерации Валентину Матвиенко и прочих. Во-вторых, Роспотребнадзор выдал строгие предписания на праздник — в собор запускать не более 250 человек. Это чуть меньше половины от проектной «мощности» храма. Эпидемиологическую квоту решили заполнить главным образом различного рода VIP-гостями. Они проходили в собор по приглашениям.
Простые же верующие ютились на площади перед собором. Для них поставили огромные экраны, чтобы в прямом эфире они могли следить за трансляцией происходящего внутри.
На площади вокруг собора установили своего рода ноу-хау — мобильные пункты для исповеди с приставленными к ним батюшками. Пока верующие ждали приезда патриарха (примерно часа полтора), они могли подойти к священнику и исповедаться. Следует отметить, что такой возможностью многие и воспользовались.
Иерей Николай сегодня был популярен и у журналистов. На вопрос о том, какое будущее у возрождаемого собора, он отвечал, охватывая взглядом площадь: «Видите, сколько народу? Значит, все впереди!»
«Были безбожные времена, сейчас все налаживается. Нас уже можно смело в историю записывать — мы становимся свидетелями возрождения величественного собора! — рассуждал иерей. — Как разрушался собор богоборческими силами, властями, так и восстанавливался всем миром — и православными, и мусульманами, и католиками».
Еще один необычный момент на площади — мобильные церковные лавки, где можно было приобрести иконы с Казанским образом. Ценник был не такой уж и демократический. Большая распечатанная на принтере икона стоила, например, 1,7 тыс. рублей, маленькие образа — 500 рублей.
Но торговля шла не слишком бойко. Многие верующие приходили к собору сегодня со своими семейными, уже намоленными иконами.
Татьяна, держа икону в руках, рассказала, что стала одной из первых прихожанок воссозданного храма. «Мы, прихожане этого храма, стояли у истоков, когда его только передали, когда икона была возвращена из Ватикана. Нас сначала было очень мало, кто ходил сюда», — вспоминала женщина.
Приезда патриарха верующие ждали порядка полутора часов под открытым небом, на жарком июльском солнышке. Тут как никогда кстати пригодились сестры милосердия, которые раздавали страждущим по коржику и бутылке воды известного в республике бренда из монастыря Зеленодольского района.
Но в какой-то момент ожидание затянулось. И народ заскучал.
Люди разными способами старались спастись от зноя.
Кто-то прятался под забором, кто-то — в маленьком клочке тени от Крестовоздвиженского храма, кто-то пристраивался у неотреставрированного сестричинского корпуса.
Не всем почетным гостям, видимо, хватило пригласительных внутрь собора. И они были вынуждены, как и все, ютиться на площади. Вот, например, опечаленная делегация из Лаишевского района вместе с главой.
Проделавший долгий путь глава Набережных Челнов Наиль Магдеев также оказался на площади перед собором. «Мы многоконфессиональная республика, с уважением относимся к любой вере, которая имеет место быть в нашей республике. Поэтому я здесь, с чувством большой радости от того, что появился этот прекрасный храм», — поделился Магдеев своими впечатлениями. «Думаю, что на века этот объект будет не только украшением Казани, нашей республики, но и местом, куда православные могут прийти, пообщаться с Всевышним», — добавил Магдеев и скрылся в толпе. Внутри его позже нам заметить не удалось, так что, возможно, мэра Челнов так и не пустили.
Патриарх Кирилл прибыл к собору строго в 10:00, как и следовало по протоколу. Его на входе встречал президент РТ Рустам Минниханов и Комаров, одарившие главного гостя букетами белых роз. Подъехал патриарший кортеж с другой стороны собора, так что верующие смогли его лицезреть только на экранах.
Чин освящения воссозданного собора начал еще митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл до приезда патриарха. Казанское духовенство собрало престол, освятило его, митрополит обошел собор. Его святейшество приехало, по сути, ко второй части таинства.
Вообще, освящение проходило в основном силами местного духовенства. Членов патриаршей делегации насчитывалось не так много, а если и были, то за ними в основном были протокольные манипуляции.
Полной неожиданностью было увидеть в числе первых лиц бывшего митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия, находящегося ныне на покое. Он, мягко говоря, не пользовался благосклонностью митрополита Феофана. Но с приходом на казанскую кафедру владыки Кирилла все чаще стал появляться на праздничных службах. Для Анастасия это большое признание всех его прежних заслуг на татарстанской земле, особенно учитывая, что к воссозданию собора он имеет гораздо большее отношение, нежели владыка Кирилл.
По обе руки от патриарха служили в торжественной литургии уже упомянутый митрополит Анастасий, епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, епископ Елабужский Иннокентий, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн. Последний, кстати, некоторое время после смерти владыки Феофана с приставкой «врио» служил в Казани и лично следил за ходом строительных работ в соборе. Поэтому в каком-то смысле сегодня собрался пул совсем не далеких для Казанского собора архипастырей. Сам патриарх Кирилл, напомним, в 2016 году закладывал этот храм, впервые посещая столицу РТ.
В завершение чина освящения патриарх Кирилл у престола с коленопреклонением прочитал молитву о создании и обновлении храма, а затем, выйдя к народу, окропил всех святой водой.
После этого началась праздничная божественная литургия — первая в истории воссозданного храма. Она продолжалась почти два часа. Все транслировалось в интернете и по нескольким федеральным каналам. В какой-то момент под сводами собора даже звучала молитва на татарском языке — по всей видимости, решили воздать должное вкладу кряшенской общины Татарстана.
В соборе было куда прохладнее, чем на площади. Нараспашку открыли все двери, создав легкий сквозняк, не позволявший всем участникам богослужения задохнуться в масках.
А масочный режим соблюдали все без исключения. Особенно VIP-гости. Например, глава госкомитета РТ по тарифам Александр Груничев.
Или председатель совета директоров АО «Казанский жировой комбинат», глава чувашской общины Татарстана Дмитрий Самаренкин.
Или министр спорта РТ Владимир Леонов (который, ко всему прочему, еще и припозднился на службу).
Возможно, все дело в том, что за соблюдением всех мер следила лично глава управления Роспотребнадзора по РТ Марина Патяшина.
Но, скорее всего, дело в сознательности самих участников богослужения. Бывший гендиректор АО «ТАИФ» Альберт Шигабутдинов, как всегда, пришел не только в маске, но и в перчатках.
В конце праздничной службы — традиционно причащение святых Христовых тайн. Для тех, кто был внутри собора, это выглядело примерно так.
А для тех, кто снаружи — примерно так. Сестры милосердия заботливо после причастия раздавали просфору и разливали запивку.
После службы и перед переходом к светской части мероприятия патриарх вместе с духовенством преклонился перед Ватиканским списком.
К этому моменту в собор уже прибыла главный гость из Москвы — Матвиенко. Хотя ждали в Казани гостей все же другого уровня.
Вместе с другими почетными гостями прибыли и представители других конфессий. На самой службе они по понятным причинам не были, подошли уже только послушать патриарха.
«Этот храм выстрадан многими поколениями людей, живущих в Казани. Это уже четвертый храм на месте явления Пресвятой Богородицы… Сегодня такое великолепие выстрадано, и это сделано очень многими людьми, которые хотели сохранить святыни, традицию, веру, — взял первым слово митрополит Кирилл на правах хозяина площадки. — Не могу не сказать слов благодарности Рустаму Нургалиевичу Минниханову, который принял решение о восстановлении собора. Первый президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев все эти пять лет постоянно и очень скрупулезно смотрел за строительством собора. В этот святой день я не могу не вспомнить человека, который зажег огнем всех, кто участвовал в возрождении. Это владыка Феофан, который погребен за алтарем храма и духом невидимым сегодня присутствует с нами. Ваше святейшество, пять лет назад вы заложили этот храм здесь, в Казани. Мы с благодарностью радуемся, что сегодня вы, именно вы, совершили великое освящение собора Казанской иконы Божией Матери».
«Сегодня великий день. Мы освятили кафедральный собор, вновь построенный на том месте, где была обретена икона чудотворная, ставшая во всем мире известна как Казанская икона Божией Матери. Конечно, это историческое событие», — взял слово патриарх.
«Мы с вами стоим в величественном храме, построенном на народные средства. Построенном, потому что люди того желали, — отметил глава РПЦ. — Невозможно заглушить ростки духовной жизни, которые произрастали из глубины веков, которые питались соками величайшей духовной культуры и интеллектуальных прозрений нашего народа. Эта интеллектуальная духовная мощь взрастила древо, в том числе православной веры».
«Невозможно не сказать о замечательной роли властей Татарстана, — обратился к руководству республики Кирилл. — Я хотел бы с благодарностью отметить и Минтимера Шаймиевича (патриарх оговорился — прим. ред.), и Рустама Нургалиевича, и тех, кто с ними трудился, чтобы построить этот замечательный собор. Ваши имена занесены в историю Казани, России и РПЦ».
Для новоосвященного собора он вручил икону Пресвятой Богородицы «Знамение».
Митрополиту Казанскому и Татарстанскому патриарх вручил панагию. А для детского сада епархии он передал образ царя-страстотерпца Николая II и его семьи.
Для епархии патриарх передал 27 напрестольных евангелий: «Это, конечно, не на все приходы — иначе надо было бы грузовик книг привезти, поэтому вот такой символический дар».
А всем, кто присутствует на богослужении, патриарх попросил передать небольшое изображение Казанской иконы с патриаршим благословением.
После этого последовали ответные речи Комарова, который зачитал обращение президента РФ Владимира Путина.
«Здесь, в Татарстане, мы постоянно видим пример трепетного, сердечного отношения к истории России, к ее многовековому наследию, созданному всеми без исключения народами, издревле живущими на нашей земле», — добавила Матвиенко. Она нашла «глубоко символичным» почти полное совпадение дня освящения собора с одним из главных мусульманских праздников Курбан-байрам, который «напоминает нам о сострадании, милосердии, благочестии».
Об историческом событии рассказал и Минниханов, который напомнил, как вместе с патриархом пять лет назад закладывали сей собор. «Воссоздание собора наряду с возрождением мусульманских святынь древнего Болгара стало ярким примером восстановления исторической справедливости, наглядным воплощением курса Татарстана на многонациональное, многоконфессиональное сотрудничество», — сказал Минниханов.
Он выразил благодарность Путину, который поддерживает реализацию различных проектов на территории Татарстана. Отметил, что уникальный проект осуществлялся фондом «Возрождение» под руководством первого президента РТ, госсоветника Шаймиева. Вспомнил и роль почившего владыки Феофана. И, наконец, высказал принципиальный для многих момент, что сейчас «закладывается основа для увеличения потока паломников к образу державной заступницы России — Казанской иконе Божией Матери, которая известна всему миру».
Конечно, не могло обойтись и без выступления Шаймиева. Он еще раз обратил внимание на межконфессиональный мир и согласие в Татарстане, на то, что путь, избранный республикой когда-то, дал свои плоды. «Этот путь простым никогда не был, но это светлый путь, по нему надо идти, несмотря на тернии, которые бывают, когда совершаешь великие дела. А в том, что у нас получится, — сомнений нет. Мы можем — без булдырабыз: так у нас люди говорят. Мы сможем очень многое, когда мы едины. А мы таковыми становимся».
А дальше уже самое приятное — награждение. Патриарх наградил митрополита Кирилла орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, I степени.
Минниханова удостоили орденом преподобного Сергия Радонежского I степени.
Шаймиева — орденом преподобного Андрея Иконописца I степени.
Исполнительного директора фонда «Возрождение» Ларионову наградили орденом преподобной Ефросинии Московской III степени.
Гендиректора «Татнефти» Наиля Маганова, внесшего существенный вклад в воссоздание собора, — орденом Славы и Чести III степени.
Таким же орденом наградили и второго основного спонсора Шигабутдинова.
Первого заместителя главы Казани Дениса Калинкина — медалью Чести и Славы.
И на «десерт» — патриаршая грамота гендиректору ООО «Евростройхолдинг+» (главному подрядчику при воссоздании собора) Владимиру Казилову.
После этого патриарх еще раз всех поблагодарил за столь прекрасный собор и спустился на экскурсию в пещерный храм. К сожалению, там уже без СМИ. Поднявшись, все гости возложили к могиле владыке Феофана за алтарем собора цветы и преклонились перед ним.
К этому времени на площади осталось уже не так много людей. Но те, кто остался, смогли потом посетить собор. Оцепление после отъезда патриарха сняли и верующих впустили внутрь. С этого момента собор считается открытым для всех прихожан. Чего пока нельзя сказать о его главной жемчужине — пещерном храме, для которого график посещения не сверстан.