Проезд маршр. такси или автобусами 47 до ост. «Кленково» — 14 км.
Проезд автомобилем: по стокилометровому кольцу (А-108) в сторону Рогачево около 10 км; в Опалево поворот направо, до Золино еще около 5 км. В Золино по дороге, ведущей налево, — около 1 км.
Престольные праздники: Казанской иконы Божией Матери (21 июля, 4 ноября), свт. Николая Чудотворца (22 мая, 19 декабря), Архангела Михаила (19 сентября, 21 ноября).
Год постройки храма — 1814.
Статьи о храме Казанской иконы Божией Матери с. Кленково
Храм на карте:
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ». Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
Кленковский Казанский храм расположен в пятнадцати километрах от Клина, на пути из деревни Золино в деревню Кленково. Он был построен в 1814 году в память о победе русского воинства в Отечественной войне 1812 года и помимо основного престола в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы имеет два придела: в честь Архангела Михаила и святителя Николая.
Храм воздвигнут на средства помещиц, владелиц села М. Высоцкой и П. Вишневицкой. Для его строительства и росписи были приглашены лучшие мастера. По всей вероятности, архитектором Кленковского храма был сам Матфей Федорович Казаков.
Храм построен в стиле позднего классицизма. Внешний его вид скромен и даже скуп. Однако внутренняя организация церкви, в противоположность внешней, сложна и уникальна.
С историей храма в Кленково связаны судьбы многих известных людей. В частности, у алтаря храма в полуразрушенном состоянии сохранилась часовня-усыпальница одного из владельцев села, героя Отечественой войны 1812 года генерал-лейтенанта Василия Гавриловича Пяткина (1780-1847 гг.). В 1894 году, по приглашению золинского помещика, известного золотопромышленника и археолога Дмитрия Чернядева, в Казанском храме совершил богослужение святой праведный Иоанн Крондштадтский.
После революции богослужения в храме не прекращались вплоть до 1948 года, когда церковь закрыли. Началось разграбление и запустение святыни. Кампанию по уничтожению книг и икон возглавил председатель местного колхоза. Позже разворовали кирпичи, плитку из храма. От пожара полностью выгорела крыша, стены и потолок покрылись копотью, были утрачены прекрасные фрески. Вид поруганной святыни был настолько удручающим, что восстановление ее казалось невозможным.
Казанский храм до восстановления (с картины Е. Криушкова)
Но времена изменились, в 1991 году руины Казанского храма были переданы Русской Православной Церкви. Начались восстановительные работы, стало проводиться богослужение.
С 2003 года настоятелем храма в Кленково является игумен Иоанн (Корольков). С ним мы побеседовали в преддверии престольного праздника.
— Отец Иоанн, какое было у Вас впечатление, когда Вы впервые увидели этот храм?
Казанский храм Клинского района в д. Кленково
— Когда вы знакомились с историей храма, было что-то, поразившее Вас в его судьбе, какие-то исторические факты?
— В чем архитектурная изюминка храма?
— Храм имеет классическую архитектуру того времени. Но как в любое домостроение каждый устроитель хочет внести свою лепту, так и в этот храм создатели внесли свои декоры, свои архитектурные новшества. В частности, внутренняя архитектура здания храма в центральной части воспроизведена не по классической схеме, а приближена к византийской эпохе. В своем роде это уникальное архитектурное решение.
Казанский храм во время реставрации
— Что удалось сделать за последние годы?
— Я прибыл сюда в 2003 году. Было лето, и меня пугала только нехватка времени, невозможность вовремя подготовиться к зиме. Сейчас мы отреставрировали, отштукатурили внутреннюю часть четверика, провели тепло. На зиму переедем в эту часть здания и начнем восстанавливать трапезную.
— О. Иоанн, что можно сказать о прихожанах Казанского храма, изменилось ли с годами их количество?
— Празднование Казанской иконы Божией Матери имеет связь с историческим моментом освобождения нашей страны от польского засилья. И здесь акцентировать внимание нужно не на политическом или географическом моменте, а на религиозном. Это было духовная экспансия иноверцев в нашей стране. И именно молитва народа, духовный подъем масс привел к освобождению от навязывания чуждой культуры, западной формы жизни. Если провести аналогию, то в советское время праздновали 7 ноября, и это тоже было своеобразное засилье инородной культуры, инородной среды, которую пытались привить нашим людям. Поэтому объединение церковного праздника с гражданским должно сплотить и объединить людей.
Фото: Галина Акулова
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ». Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
В Страстную пятницу, самый строгий постный день года, единственный день Страстной седмицы, когда не совершается даже Литургия Преждеосвященных Даров, мы поклоняемся Великим Спасительным Страданиям Господа, мы пребываем при Его Кресте с Божией Матерью и апостолом Иоанном Богословом. Лобызаем Его святую Плащаницу. В этот же день совершается чин положения во гроб. В храме Казанской иконы Божией Матери села Кленково по окончании утрени в сопровождении прихожан, был совершен крестный ход в память положения во гроб Господа.
30 апреля 2016 года (Великая суббота)
В храме Казанской иконы Божией Матери села Кленково состоялось традиционное освящение куличей, пасок и крашеных яиц, приготовленных прихожанами к великому и светлому празднику Пасхи Христовой.
01 мая 2016 года.Пасха.
Светлое Христово воскресение.
Воскресение Иисуса Христа (греч. аnastasis; лат. resurrectio) – возвращение Иисуса Христа к жизни после Его смерти через распятие на Кресте и после Его погребения. Одноименное название носит установленный в память этого события величайший христианский праздник, именуемый светлым Христовым Воскресением, или Пасхой.
Евангелисты повествуют о крестной смерти Спасителя в пяток, накануне еврейской Пасхи, и о том, как испросивший у Пилата тело Спасителя Иосиф Аримафейский, член синедриона, но тайный ученик Христа, похоронил тело Его в пещере. Но когда по прошествии субботы благочестивые жены пришли ко гробу Спасителя, чтобы помазать тело Его благовониями, они увидели гроб пустым, а во гробе юношу в белой одежде, который сидел на правой стороне. Он сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его здесь нет – Он воскрес, как сказал… Пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите» (Мф. 28: 5–7; также: Мк. 16: 6–7; Лк. 24: 5–8).
В ночь с 30 апреля на 01 мая 2016 года в храме Казанской иконы Божией Матери села Кленково, настоятель игумен Иоанн (Корольков) при большом стечении прихожан совершил Пасхальные богослужения — полунощницу, крестный ход, Пасхальную заутреню и Божественную литургию.
Как и в прошлом году, все песнопения за Божественной литургией исполнил хор Московского военно-музыкального училища ( постоянного участника парадов на Красной площади).
По окончании Божественной литургии было оглашено поздравительное Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.
В Светлое Христово воскресение, 11.00 часов дня был отслужен Праздничный Пасхальный молебен. Все желающие, в течении этого светлого дня, могли выразить свою Пасхальную радость колокольным звоном на звоннице храма.
Первый деревянный храм в селе Кленково был построен еще в XVI cтолетии и назывался Михаило-Архангельским. Смутное время разорило Кленково, и храм пришел в запустение. В 40-е годы того же века деятельность храма была возобновлена, а еще лет через тридцать в селе была возведена церковь Казанской иконы Божьей Матери.
Среди владельцев Кленкова были Беклемишевы, Горчаковы и Волконские, но нынешнее здание Казанского храма было построено в 1814 году, когда имением владели генерал-майор Николай Высоцкий и его супруга. Строительство храма началось сразу после того, как Высоцкие приобрели это имение в 1806 году. В качестве архитектора были приглашен из Москвы Михаил Тушин. Михайловская же церковь в селе продолжала существовать при сельском кладбище.
В разное время Казанскую церковь посещали отец Александр Пушкина Сергей Львович, композитор Петр Чайковский, преподобный Иоанн Кронштадтский в декабре 1894 года совершил в ней богослужение. Роспись храма, возможно, была сделана Карлом Брюлловым. В часовне при храме был похоронен герой Отечественной войны 1812 года, генерал-лейтенант Василий Пяткин, владевший Кленковым в 30-е годы XIX века.
С приходом советской власти, а также в годы Великой Отечественной войны храм не закрывался, и службы в нем продолжались. Церковь была закрыта только в 1948 году. В 50-е годы в бывших церковных постройках размещался детский лагерь, а во второй половине ХХ столетия оказавшееся бесхозным здание разбиралось, разрушалось, горело и к моменту передачи верующим в 1991 году представляло собой руины. В настоящее время храм действует, восстановительные работы в нем продолжаются. Кроме главного престола в храме есть два придела в честь Архангела Михаила и Николая Чудотворца.
Из архивных документов следует, что в XVI веке в Кленково был деревянный храм в честь Архистратига Божия Михаила, который к началу XVII века (в Смутное время) находился в запустении, но был возобновлен в 1643 году, когда селом владел Никифор Михайлович Беклемишев.
Кирпичный храм в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы был построен в стиле позднего классицизма в 1814 году на средства местных помещиц П. Вишневецкой и М. Высоцкой. Он имел два придела: в честь Архистратига Божия Михаила и святителя Николая Чудотворца. Расписывал церковь, по некоторым сведениям, К.П. Брюллов с лучшими учениками. Среди молящихся здесь не раз бывали отец А.С. Пушкина Сергей Львович, Алмазовы, П.И. Чайковский, любивший прогуливаться по прекрасной липовой аллее, ведущей к имению помещика в селе Кленково.
Дошедшие до нас архивные материалы и старинные фотографии свидетельствуют о том, что храм был оштукатурен и покрашен в белый цвет. Его внешний скромный вид служил контрастом пышному внутреннему убранству.
Революционная волна разрушений не пощадила соседнюю с храмом усадьбу Золино, но обошла стороной Казанскую церковь: в ней продолжались богослужения. В это время регентом был Федор Михайлович Садков, который приехал сюда из Петрограда, чтобы в провинции пережить лихолетье. Он организовал здесь большой хор из крестьянских детей, разучивал и исполнял с ними сложные произведения Бортнянского, Гречанинова и других авторов.
Петербургские корни были и у последнего настоятеля кленковского храма протоиерея Николая Дмитриевича Соколова (1870-1949). В августе 1917 года собранием причта и мирян он был избран благочинным второго церковного округа, куда входили церкви следующих сел: Покровское, Доршево, Лазаревский погост, Соголево, Кленково, Воронино, Спас-Коркодино, Молчаново. До последних своих дней о. Николай совершал службу. Казанский храм не закрывался даже во время Великой Отечественной войны, хотя в ноябре 1941 года в Кленкове и окрестностях шли кровопролитные бои. Но в 1948 году церковь все же закрыли. О. Николай продолжал исполнять требы в небольшой баньке рядом с храмом. Там он и жил, там же и скончался. Похоронен о. Николай вместе с матушкой Елизаветой у алтаря церкви.
Вскоре после закрытия началось разрушение храма. В 1949-1950 годах летом в церкви и здании бывшей церковноприходской школы разместили лагерь. А с 1958 года началось разграбление храма. Кампанию по уничтожению книг и икон возглавил председатель местного колхоза. Позже из храма растащили кирпич и плитку, а вскоре его облюбовали для своих игр местные подростки.
От непотушенного костра или папиросы возник пожар: полностью сгорела крыша, стены и потолок покрылись копотью, были утрачены прекрасные фрески. Храм постепенно превращался в руины. Пострадала и усыпальница В.Г. Пяткина, была полностью разрушена ограда вокруг церкви. О том, что здесь когда-то был некрополь, напоминало лишь несколько чудом уцелевших, вразброс стоящих надгробий.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ». Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.