храм кола мурманской области

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (Кола)

Мiръ Россия Мурманская область Кола Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (Кола)

храм кола мурманской области

Благове́щенская це́рковь — православный храм в городе Кола Мурманской области, старейшее каменное здание на Кольском полуострове. В церкви находится деревянный путный крест 1635 года — памятник архитектуры федерального значения.

Содержание

История [ править ]

27 февраля 1783 года Екатерина II в виде особой монаршей милости пожаловала самому северному городу Российской империи восемь тысяч рублей на сооружение каменного собора. Генерал-губернатор Т.И. Тутолмин поручил асессору Двойникову подыскать подрядчика, который бы за указанную сумму согласился построить Церковь в Коле. Но желающих не нашлось. Деньги сдали в банк для выдачи ссуд под проценты до тех пор, пока не накопится сумма, достаточная для подряда. К концу XVIII века сумма, пожертвованная царицей, выросла за счет процентов до 14 тысяч рублей. Большинство материалов было закуплено, и 7 июля 1800 года подряд на каменную кладку Кольской Церкви взял архангелогородец Василий Иванович Мышкин. Надзор заходом строительства, по занятости губернского архитектора, возложили на Кольского городничего и местную ратушу.

29 января 1805 года, как доносил городничий, «при собрании вообще всего города жителей придел Алексия — человека Божия, освящен, и Божественная литургия в нем отправляется».

7 августа 1807 года каменная кладка Церкви была завершена.

В 1817 году Благовещенский Храм освящен и действовал вплоть до нападения англичан на Колу и пожара в августе 1854 года.

26 декабря 1931 года Благовещенская Церковь была закрыта.

храм кола мурманской области

Куда только ни обращались коляне в тридцатые годы, чтобы отстоять свою святыню! Под руководством протоиерея Константина отправляли ходатайство во ВЦИК на имя Калинина. Потом уже обращались с иском в Мурманскую окружную прокуратуру с требованием разобраться с делом о незаконном закрытии Храма. К сожалению, все усилия верующих оказались тщетными.

В 1937 году расстреляли под Петербургом настоятеля Благовещенской Церкви города Колы священника Константина Мелентьева (он до последнего сопротивлялся закрытию Храма). Следственное дело отца Константина было направлено на рассмотрение Тройки УНКВД Ленинградской области. В протоколе её заседания от 4 октября 1937 года записан окончательный приговор — расстрел. Время исполнения точно не указано: скорее всего, протоиерей Константин Мелентьев был расстрелян 5 или 9 октября 1937 года.

28 октября 1938 года Президиум Ленинградского облисполкома утвердил решение о закрытии Церкви и запрете на совершение богослужений.

В Церкви возобновились богослужения после окончания Великой Отечественной войны.

В 1958 году Благовещенская Церковь была вновь закрыта и до 1969 года в стенах храма размещались школьные производственные мастерские. В последствии в здании Церкви расположился склад, а потом она стала бесхозной. Все что можно было сломано, а купол и шатер были обезглавлены.

В 1984 году после реконструкции в Церкви был открыт музей поморского быта- отдел Мурманского областного краеведческого музея.

В 1992 году Храм был передан Русской Православной Церкви.

в 1996 году начала работу воскресная школа.

В 1998 году во время визита в Мурманскую область Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил Благовещенскую Церковь. В дар Церкви была передана икона Казанской Божией Матери.

7 июня 2001 года в городе Кола епископом Мурманским и Мончегорским Симоном при градоначальнике Осипове А.К. освящен Храм преподобного Варлаама Керетского. Храм является приписным к Храму Благовещения.

В 2007 году Храм Благовещения отметил 200 –летний юбилей.

Описание [ править ]

храм кола мурманской области

Здание церкви включает в себя двусветный кубический объём основного храма с пятигранным алтарём и большой трапезной, с западной стороны соединяющейся с шатровой колокольней типа восьмерик на четверике. Трапезная выполняла роль зимней церкви и содержала два придела: с южной стороны — преподобного Алексия, человека Божия, с северной — Всемилостивого Спаса, который предназначался для Христовых праздников; позднее он был освящён во имя святителя Николая Чудотворца, считавшегося покровителем мореходов. О существовавших ранее приделах в настоящее время напоминают боковые арки в стене между трапезной и основным помещением храма.

Примечательной особенностью церкви является огромный многогранный луковичной формы купол, посаженный без барабана прямо на основной четверик, и полностью его покрывающий.

Святыни [ править ]

храм кола мурманской области

В церкви хранится деревянный путный (поклонный) крест XVII века. По преданию, крест был установлен кольским воеводой Г. И. Волынцевым в почесть священнику Варлааму Керетскому за исцеление от болезни. Примечательно, что Варлаама не канонизировали (вплоть до внесения в «Верный месяцеслов» 1903 года), но местные поморы почитали его святым, веря, что он спасает терпящие крушения карбасы.

Крест был изначально поставлен у залива, у судовой пристани, и ему поклонялись рыбаки и купцы перед началом промысла, перед ним молились, благодаря за удачный улов и сохранённую жизнь.

В начале XIX века его перенесли к часовне Спаса Милостивого и над ним устроили сень. В XX веке крест стоял у дороги, в 1960-е годы его снесли, потом нашли и установили в здании церкви. Постановлением Совета Министров РСФСР № 624 от 4 декабря 1974 года он был признан памятником архитектуры федерального значения.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Проезд пригородными автобусными маршрутами № 104, 106, 106к, 109, 110, 111, 117, 120, 124 или маршрутными такси № 100,106, 118, 125 до остановки «Площадь Кола».

Источник

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы г.Колы

Вы можете заказать требы онлайн по ссылка: http://kolahram.ru/заказать-требы/

Добро пожаловать в группу!

Храм освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Настоятель: иерей Андрей Шилов
Штатные священники:
протоиерей Алексей Карпов, иерей Роман Новрузов, иерей Тарасий Лихина, иерей Валерий Фандера

В Храме Преподобного Варлаама Керетского:
Акафист Царственным страстотерпцем в воскресенье в 17:00

Адрес храма: 184360, г. Кола, пр. Защитников Заполярья, 22.
(остановка транспорта: «Площадь г. Колы», пригородные автобусы 104, 106, 109, 110, 111, 119 ).

Телефон: 8 (815-53) 3-40-50.

Группа Вконтакте: Мурманская и Мончегорская епархия
https://vk.com/mmeparh

Храмы:
Церковь Святого преподобного Варлаама Керетского — Адрес: 184360, г. Кола, ул. Поморская, 1. (иерей Тарасий Лихина) http://www.mmeparh.ru/node/167/

храм кола мурманской области

Церковь святой блаженной Матроны Московской в ИТК-17 «Угольки»
Адрес: 183035, г. Мурманск, ул. Угольная, 9. ИТК-17 (ОЮ-241/17). Остановка «Угольная база». http://www.mmeparh.ru/node/251/

храм кола мурманской области

храм кола мурманской области

храм кола мурманской области

храм кола мурманской области

храм кола мурманской области

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы г.Колы запись закреплена

храм кола мурманской области

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы г.Колы запись закреплена

ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА: ИСТОРИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ, ТРАДИЦИИ, МОЛИТВЫ

Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении.
Показать полностью.

Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

храм кола мурманской областиИСТОРИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ

Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель.

Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.

В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой.

Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения.

Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.

храм кола мурманской областиТРАДИЦИИ

В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.

В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей.

Димитриевская суббота, однако, несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру.

Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

храм кола мурманской областиМОЛИТВА ОБ УСОПШИХ

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

храм кола мурманской областиЦЕРКОВНОЕ ПОМИНОВЕНИЕ В РОДИТЕЛЬСКУЮ СУББОТУ

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших.

Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад.

Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.

храм кола мурманской областиНЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ

Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной.

Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым.

Вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

храм кола мурманской области

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы г.Колы запись закреплена

Православные воины и миссионеры шли на восток, отступники бежали на запад. Волной самозванцев и «воровских людей» старались затопить Русь в начале ХVII столетия иезуиты.
Показать полностью. Промыслом Божиим в период польского нашествия (1605–1612), который народ назвал «Смутным временем», Русскую Церковь возглавлял великий исповедник Православия – священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор «Сказания» о ней и Службы ей.

Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия.

Трехдневный пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена».

Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня – Кремль.

В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.

По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.

В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.

В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор.

В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.

. Казанский собор в Петербурге строился с 1801 по 1811 год – как бы специально для того, чтобы стать храмом-памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас главного алтаря тонкой чеканной работы, исполнен из ста пудов серебра: из них сорок пожертвованы храму донскими казаками, отбившими в 1812 году это серебро у французов. Стены собора украшены трофеями, взятыми у французов в 1812 году. Вражеские знамена склонились у священной гробницы погребенного в соборе князя Михаила Кутузова-Смоленского, спасителя Отечества. Бронзовые изваяния Кутузова и Барклая де Толли стоят перед храмом у концов колоннады, полукругом обнявшей соборную площадь.

В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего. всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим».

Благодатным осенением расположились иконы Пречистой Богородицы по лицу нашей Отчизны, воистину образуя Небесный покров. Ее неустанным ходатайством ниспосланный Божественным Сыном, принесшим Себя в жертву для спасения человечества. Древний Владимирский святой образ Богородицы хранит и благословляет наши северные пределы, Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли сияет лучами неизбывной благодати чудотворный Казанский образ Пречистой нашей Матери.

Источник

История Храма


храм кола мурманской области27 февраля 1783 года Екатерина II в виде особой монаршей милости пожаловала самому северному городу Российской империи восемь тысяч рублей на сооружение каменного собора. Генерал-губернатор Т.И. Тутолмин поручил асессору Двойникову подыскать подрядчика, который бы за указанную сумму согласился построить Церковь в Коле. Но желающих не нашлось. Деньги сдали в банк для выдачи ссуд под проценты до тех пор, пока не накопится сумма, достаточная для подряда. К концу XVIII века сумма, пожертвованная царицей, выросла за счет процентов до 14 тысяч рублей. Большинство материалов было закуплено, и 7 июля 1800 года подряд на каменную кладку Кольской Церкви взял архангелогородец Василий Иванович Мышкин. Надзор заходом строительства, по занятости губернского архитектора, возложили на Кольского городничего и местную ратушу.

29 января 1805 года, как доносил городничий, «при собрании вообще всего города жителей придел Алексия — человека Божия, освящен, и Божественная литургия в нем отправляется».

7 августа 1807 года каменная кладка Церкви была завершена.храм кола мурманской области

В 1817 году Благовещенский Храм освящен и действовал вплоть до нападения англичан на Колу и пожара в августе 1854 года.

26 декабря 1931 года Благовещенская Церковь была закрыта.

Куда только ни обращались коляне в тридцатые годы, чтобы отстоять свою святыню! Под руководством протоиерея Константина отправляли ходатайство во ВЦИК на имя Калинина. Потом уже обращались с иском в Мурманскую окружную прокуратуру с требованием разобраться с делом о незаконном закрытии Храма. К сожалению, все усилия верующих оказались тщетными.

В 1937 году расстреляли под Петербургом настоятеля Благовещенской Церкви города Колы священника Константина Мелентьева (он до последнего сопротивлялся закрытию Храма). Следственное дело отца Константина было направлено на рассмотрение Тройки УНКВД Ленинградской области. В протоколе её заседания от 4 октября 1937 года записан окончательный приговор — расстрел. Время исполнения точно не указано: скорее всего, протоиерей Константин Мелентьев был расстрелян 5 или 9 октября 1937 года.

28 октября 1938 года Президиум Ленинградского облисполкома утвердил решение о закрытии Церкви и запрете на совершение богослужений.

В Церкви возобновились богослужения после окончания Великой Отечественной войны. Вот, что об этих событиях можно прочесть в архивах (материал предоставлен О.В. Обнорской): 1946 г.

ГАМО Ф. 264, оп. 1, д.216 1946г. Л – 1-2. Материалы по открытии церкви г. Кола от 1 ноября 1946г. Опись церковного имущества. Передача недвижимости: 1. Каменная церковь одноэтажная. 2. Деревянный одноэтажный дом ( церковная сторожка). Опись икон: 24 штуки. Настоятель Н. Пулькин.

Л. – 3,4,5 1946г. сент. 14. Акт приема церкви г. Кола. Присутствовал Н. Пулькин, после ремонта выполнены следующие работы. Произвести озеленение вокруг церкви.

Л.- 6,7,8. Распоряжение Исполнительного Комитета Кольского района от 9. сентября 1946г. На основании постановления С.Н.К. РСФСР от 4 марта 1939г.? за № 98 для приемки церкви Благовещения после ее ремонта назначить комиссию в составе:…

7 июня 1946г. разрешено открытие церкви г. Кола. В связи с этим необходимо принять меры по освобождении церковной сторожки и передачи ее в ведении церковного Совета.

Л. –11. июль 1946г. п. Кола. В связи с ремонтом церкви разрешено богослужение в сторожке. Уполномоченный Кисилев.

Л.- 12. Просьба о разрешении общего собрания для избрании членов Религиозной комиссии. Священник Пулькин. 26 июня 1946г.

Л.- 13. Разрешение открытие Благовещенской церкви п. Кола. Июнь 1946г.

Ф. 405, оп.6, д.33, 60 листов Переписка с русской Православной церкви.

Уполномоченному Совета по делам русской православной церкви от Дома Советов г. Архангельск – Запрос на св. Пулькина, подробная характеристика.

Уполномоченному Совета по делам русской православной церкви от Дома Советов г. Архангельск – Запрос на св. Пулькина, подробная характеристика. 28 апреля 1949г. – секретно. Секретарю Исполнительного Комитета Мурманской обл. Совета депутатов трудящихся тов. Гущину.

По встретившейся надобности прошу Вас выслать подробную характеристику на священника Пулькина. В характеристике укажите: 1. Судился ли, и по какой статье. 2. Срок отбывания наказания, не был ли на оккупированной территории немцами, его отношение к мероприятиям Советской власти и т. д. Желательно хар-ку получить не позднее 10 мая с.г.

Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при Совете Министов СССР по Архангельской обл. Окольников.

Отправлено 1 экземпляр по адресату. 2-й экземпляр в дело. От 4 мая.

В 1958 году Благовещенская Церковь была вновь закрыта и до 1969 года в стенах храма размещались школьные производственные мастерские. В последствии в здании Церкви расположился склад, а потом она стала бесхозной. Все что можно было сломано, а купол и шатер были обезглавлены.

В 1984 году после реконструкции в Церкви был открыт музей поморского быта- отдел Мурманского областного краеведческого музея.

В 1992 году Храм был передан Русской Православной Церкви.

в 1996 году начала работу воскресная школа.

В 1998 году во время визита в Мурманскую область Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил Благовещенскую Церковь. В дар Церкви была передана икона Казанской Божией Матери.

7 июня 2001 года в городе Кола епископом Мурманским и Мончегорским Симоном при градоначальнике Осипове А.К. освящен Храм преподобного Варлаама Керетского. Храм является приписным к Храму Благовещения.

В 2007 году Храм Благовещения отметил 200 –летний юбилей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *