храм конкордии в акраганте

Акрагант (современный Агридженто, Италия) — древний греческий город с самым большим сохранившимся дорическим храмом.

Акрагант был основан выходцами из Родоса в 581 или 582 году до н.э. Это был один из значительных древних городов, благодаря торговле и богатой местности. Население города доходило до 800 000 человек. Акрагант является родиной философа Эмпедокла.

храм конкордии в акраганте

В 406 г. до н.э. карфагеняне осадили город. На выручку Акраганта пришла 35-тысячная армия из Сиракуз. Вскоре в гарнизоне начались раздоры, иностранные наемники покинули его. Вслед за ними ушли и горожане, спустя 8 месяцев осады. Карфагеняне сразу после этого захватили и разрушили Акрагант. После этого были попытки восстановить город, но прежнего уровня уже не смогли достичь. Позже Акрагант вошёл с состав Римской империи как союзник, сохраняя свою конституцию.

храм конкордии в акраганте

Археологическая зона с храмами является памятником Всемирного наследия.

Храм Зевса

Был начат около 510 г. до н.э., но основной период его строительства (оно осталось неоконченным и в 409 г., когда Акрагант был разрушен) приходится на эпоху классики. После победоносного окончания войны с Карфагеном в 480 г. до н.э. тираном Фероном было занято на его строительстве множество рабов военнопленных.

Вслед за храмом G в Селинунте храм Зевса — крупнейший из дорических храмов в эллинском зодчестве. Его размер по стилобату 52,85 х 110 м. По композиции он совершенно необычен, но вследствие сильных разрушений не поддается достоверной реконструкции. По-видимому, в нём сильно сказалось влияние архитектуры Карфагена и желание с нею конкурировать.

храм конкордии в акраганте

храм конкордии в акраганте

Храм являлся своеобразным в эллинистической архитектуре примером псевдопериптера. Он был обнесен каменной стеной, из которой внутрь выступали пилястры, а наружу — огромные полуколонны по семи на торцовых сторонах и по четырнадцать на продольных. В каждой из их каннелюр мог поместиться человек. Нечетное число полуколонн на главном фасаде не было связано с расположением внутренних опор и объяснялось композицией главного фасада, где, по-видимому, были два входа, расположенных в крайних интерколумниях. Полуколонны и соединявшая их стена возвышались на пятиступенчатом основании типа подия и имели своеобразно профилированную базу — редкий пример в дорическом ордере этой эпохи.

Атлант Храма Зевса

храм конкордии в акраганте

храм конкордии в акраганте

Внутреннее пространство было, по-видимому, разделено на три длинных, узких нефа двумя рядами мощных столбов, соединенных стенками недостаточно органично связанными с наружной стеной. Средний неф спереди, по-видимому, оставался открытым. Способ освещения внутреннего пространства не ясен. Не выяснен также вопрос о первоначальном местоположении колоссальных атлантов, каменных мужских фигур, высотой 82 м. Отсюда и название —«Храм Гигантов». Одна из фигур была собрана на земле. Предполагается, что фигуры поддерживали деревянный потолок целлы. По реконструкции Кольдевея атланты располагались снаружи между полуколоннами, на обрезе внешней стены храма и поддерживали сильно выступавший антаблемент. Эта реконструкция более привлекательна. Необходимость такой поддержки не вызывает сомнения, потому что архитрав не был вытесан из одного цельного блока. Из-за огромных размеров то же было сделано и с другими частями ордера и деталями. Так, эхин состоял из двух, а абака — из трех блоков. Полуколонны были выложены из нескольких камней секторной формы и одного полукруглого, представлявшего как бы их сердцевину. Эти камни не были перевязаны в кладке с блоками стены, и полуколонны, следовательно, были к ней как бы приставлены.

Развалины храма Зевса

храм конкордии в акраганте

В архитектуре храма Зевса в Акраганте, очевидно, нашли выражение некоторые важные черты социально-политического быта одного из самых богатых и многолюдных греческих полисов западного Средиземноморья. Исключительная величина и массивность храма были, несомненно, рассчитаны на то, чтобы создать ореол вокруг имени тирана-строителя, искавшего путей для поднятия своего политического авторитета, весьма неустойчивого в условиях постоянно дававшей себе знать напряженной классовой борьбы и военных столкновений с соседями.

Храм Геры

Храм представляет собой дорический периптер размером 16,9 х 38,13 м. по стилобату, с числом колонн 6 х 13. Почти все колонны выполненные из известняка-ракушечника ещё стоят на своих местах. Эффектно расположенный на самой высокой точке акрополя, храм ещё приподнят на каменную платформу, на которой возвышается его четырехступенчатое основание. Архитектура храма явно следовала образцам, сплотившимся к этому времени в метрополии.

План храма Геры (Юноны)

храм конкордии в акраганте

План был укорочен — соотношение сторон стилобата составляло 4:9, целла имела пронаос и опистодом, некоторое сужение угловых интерколумниев облегчало решение проблемы углового триглифа. Сохранялись, однако, им местные особенности: торцовые интерколумнии были несколько больше боковых, главный фасад был выделен десятью ступенями. Хотя в целле не было внутренних колонн, а следовательно, и боковых галерей, в стенках, отделивших пронаос от наоса, были устроены лестницы — особенность, встречающаяся также в других храмах Великой Греции V в. до н.э.храм конкордии в акраганте

Отсутствуют и «утонченности» появившиеся в архитектуре материковой Греции, — нет энтазиса, наклона колонн внутрь, утолщения угловых колонн и тем более курватур.

храм конкордии в акраганте

Храм Геракла

В храме хорошо сохранились не только стилобат, но также части стен целлы и несколько колонн.

Храм Геракла отличается своеобразным сочетанием особенностей, свойственных более древним сицилийским храмам. Длина стилобата равна 25,34 х 67 м,. с соотношением сторон 3:8 и числом колонн 6х15. Широкая лестница перед всем восточным фасадом, широкие боковые и особенно глубокий восточный портик при значительной длине целлы.

Храм Геракла (Геркулеса)

храм конкордии в акраганте

Наибольший интерес представляет значительная упорядоченность плана, в котором были сделаны равными боковые и торцовые пролеты. А главное — впервые появившееся в архитектуре Великой Греции, но давно применявшееся на Пелопонессе сужение угловых интерколумниев на 11 см при типовой величине пролета 462 см. Такое сужение было недостаточным для выравнивания элементов фриза. По-видимому, зодчему ещё надо было воспринять непривычный приём и отойти от выраженных в целых числах пропорций стилобата.

Храм Деметры (Конкордии) или Храм Согласия

Храм Деметры один из лучше всего сохранившихся греческих памятников Сицилии. Построенный около 430 г. до н.э. он не был разрушен при взятии Акраганта карфагенянами, устоял против землетрясений и в 597 г. бы превращен в христианскую церковь. Сохранилась вся его наружная колоннада, завершенная архитравами по боковым сторонам и полным антаблементом с фронтонами по торцовым фасадам.

План храма Деметры (Согласия)

храм конкордии в акраганте

Сохранились нетронутыми антовые портики и лишь стены целлы были прорезаны аркадами.

Храм представляет собой дорический периптер с числом колонн 6х13 и размером по стилобату 17х40 м., что соответствует отношению сторон 3:7.

Построение храма типично для эпохи. Целла, как и в большинстве храмов метрополии, состоит из наоса, пронаоса и опистодома и расположена точно посередине колоннады. В стене между наосом и пронаосом имелись лестницы, ведшие на чердак. Своеобразная деталь — в щипцовых стенах над антовыми портиками, повторявших очертания фронтона, сохранились проемы, соединявшие чердачные пространства над целлой и над торцовыми портиками. Завершающий эти проемы блок вырезан в форме арки.

храм конкордии в акраганте

Храм Деметры является, по-видимому, наиболее законченным примером, отражающим стремления и геометрической регулярности построения, свойственного всей архитектуре Великой Греции.

Пролеты, по-видимому, были задуманы здесь как единая мера, как подлинный модуль, соизмеримый с размерами плана в целом. И все же на торцовых сторонах они на ничтожную долю меньше, чем на боковых, а главное — лишь средний пролет главного фасада равен «теоретическому». Остальные пролеты имеют тонкие градации, так как в храме применено «двойное сужение» угловых пролетов. Если крайний пролет уменьшен на 20 см, то следующий всего на 10 см. На всем протяжении фриза четко выдержано типичное для классической эпохи соотношение ширин триглифов и метоп 2:3. Но для того чтобы сохранить положение триглифов над второй от угла колонной, архитектору пришлось уширить метопы в угловом пролете и угловой триглиф, а также сузить метопы в следующем пролете.

Так, для достижения органической завершенности внешнего облика была нарушена на пролете вся геометричность замысла и заменена изощренной градацией частей. В результате на торцовый фасад, имеющий пять пролетов и десять метоп, пришлось три различных размера тех и других.

Гробница Ферона (Терона)

Гробница Ферона, построенная в I в. до н.э., имеет небольшие размеры и по принципам композиции является упрощенным вариантом монумента в Белеви.

Стены второго яруса и угловые колонны наклонены внутрь, что придаёт силуэту гробницы слегка сужающийся снизу вверх, монументальный силуэт.

храм конкордии в акраганте

Всемирная история архитектуры, Том II

Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть 🙂

Источник

На автомобиле по Италии

Агридженто (греч. Акрагант, лат. Агригент)

Agrigento (gr. Akragas, lat. Agrigentum)

Акрагант был основан партией колонистов, вышедшей из Гелы, которая сама была основана переселенцами с Родоса и Крита. Созданию этих городов предшествовало основание колонистами из Коринфа самого крупного из дорийских полисов в Сицилии – Сиракуз. Согласно наиболее авторитетной хронографической традиции, основание Сиракуз приходится на 735 до н.э., основание Гелы состоялось 45 лет спустя, в 690 до н.э., а основание Акраганта – еще 108 годами позже, в 582 до н.э.

Первым широко известным деятелем Акраганта был тиран Фаларис (Фаларид; 571-555 до н.э.), прославившийся своей жестокостью (наиболее запомнился потомкам полый медный бык, издававший жуткие звуки, когда внутри помещали приговоренного и разводили огонь под брюхом статуи). Но помимо этого, Фаларис долгое время считался чуть ли не самым первым в Греции писателем-прозаиком (первым поэтом, понятно, считался Гомер) – причиной стали многочисленные «письма Фалариса», созданные уже в эллинистически-римскую эпоху школьниками, упражнявшимися в риторике, но долгое время принимавшимися за наиболее древние дошедшие до нас прозаические сочинения греков.

храм конкордии в акраганте храм конкордии в акраганте храм конкордии в акрагантеМы забронировали ночевку в B&B Villa San Marco.
Нам понравилось, приятная почти домашняя атмосфера.
Проснулись от крика павлина, залезшего на крышу.

Вид с виллы на Долину храмов.
Храмы утром: в центре – Конкордии, слева вдали – Геры.
Храмы ночью: слева – Конкордии, справа – Геракла.

ДОЛИНА ХРАМОВ

храм конкордии в акраганте храм конкордии в акрагантеСхемы: Долина храмов, музей и другие объекты.
храм конкордии в акраганте храм конкордии в акрагантеАллея к храму Конкордии.
Вид с запада (от храма Геракла) и с востока (от храма Геры).

Храм Конкордии

Так называемый храм Конкордии находится в наилучшей сохранности среди всех дошедших до нас дорических храмов мира. Имя «Конкордия» (согласие) храм получил в XVI веке в связи с найденной по соседству латинской надписью (не имеющей никакого отношения к зданию).

храм конкордии в акраганте храм конкордии в акрагантеПериптер 42 х 20 м, 6 х 13 колонн.
Построен ок. 430 до н.э.

Сохранность здания в решающей степени обусловлена тем, что в 597 епископ Григорий преобразовал античный храм в христианскую базилику (с тех пор в стенах появились арочные проемы). Епископ повалил в храме пару языческих идолов, один из них носил имя «Репа» – поэтому базилика позднее была освящена как церковь св. Григория на Репе. Первоначальный классический вид храму вернули в 1748. (Скульптуры у храма и внутри него – унылые образцы современного искусства, дань моде на «инсталляции» в классическом обрамлении.)

Фасад храма при разном освещении. Известняковые стены и колонны греческих храмов обычно снизу доверху покрывались штукатуркой и ярко расписывались. Это особенно актуально для грубого известняка Акраганта.

храм конкордии в акраганте храм конкордии в акрагантеАрхитектурные детали постикума.
храм конкордии в акраганте храм конкордии в акрагантеУстройство стропильной крыши и чердачного помещения храма Конкордии
по версии Шуази.

Храм Зевса (Юпитера) Олимпийского (Олимпейон; храм Гигантов)

храм конкордии в акрагантеПсевдопериптер 113 х 56 м, 7 х 14 полуколонн.
Храм Зевса в Акраганте – крупнейший дорический храм, уступающий размерами лишь ионическому диптеру Артемиды в Эфесе.

Сооружение храма связано с исторической победой сицилийских греков над карфагенянами у Гимеры (480 до н.э.), по преданию состоявшейся в тот же день, что и битва у Саламина (карфагеняне предприняли атаку на греческие полисы Сицилии по согласованию с персами, вторгшимися в это же время в материковую Грецию).

Доминиканский монах и историк Томмазо Фацелло (Tommaso Fazello, 1498–1570), обнаруживший остатки храма, сообщил, что здание окончательно разрушено землетрясением 1401 года – рухнули последние три атланта. После этого обломки храма использовались местными жителями для строительных работ, в том числе для возведения мола в порту. В настоящий момент развалины производят впечатление только если вы предварительно ознакомитесь с описанием храма.

храм конкордии в акрагантеПлощадь храма примерно равна площади футбольного поля.

Помимо внушительных размеров, храм знаменит нестандартными архитектурными решениями – полуколонны на внешних стенах, пилястры на внутренних, теламоны для поддержки карниза (греч. теламос = «носитель», прозвище Атланта; кариатида мужского рода).

храм конкордии в акраганте храм конкордии в акраганте храм конкордии в акрагантеОригинал единственного хорошо сохранившегося теламона помещен в музее Агридженто, а копия – непосредственно на территории храма.
храм конкордии в акраганте храм конкордии в акрагантеСуществует сразу несколько версий реконструкции храма, в том числе расположения «атлантов» (фотографии из музея).
храм конкордии в акрагантеТакже в музее выставлены лучше сохранившиеся лики гигантов Акраганта.

«В случае, если камень принадлежал к хрупкой породе, как большинство сицилийских известняков, приходилось делать борозды вдоль швов в форме буквы U, в которые вкладывался подъемный канат.» (Цитаты в кавычках – из «Истории архитектуры» Шуази.)

«Ввиду колоссального размера храма и невысокого качества материала строителям пришлось отказаться от монолитного архитрава и заменить его тройным рядом плит. Такой архитрав не только не может служить опорой, но требует в свою очередь поддержки. Для этого устроена перегородка между колоннами. Таким образом, ордер с простенными колоннами храма в Акраганте возник из стремления создать портик дорийского ордера при помощи материалов недостаточного размера для данного масштаба.»

Храм Геры (Юноны Лацинии)

храм конкордии в акраганте храм конкордии в акрагантеПериптер 41 х 20 м, 6 х 13 колонн.
Построен ок. 450–440 до н.э.
Частично восстановлен в 1787.

Традиционная версия о том, что этот храм был посвящен Гере, не имеет убедительных доказательств. Более вероятный «патрон» храма – Посейдон. Специалисты считают этот периптер одним из лучших по качеству исполнения в Акраганте. Внутри сохранился античный алтарь, утеряный в других храмах Долины.

храм конкордии в акрагантеРазвалины храмов Геры и Конкордии
на картине Якоба Филиппа Гаккерта (Jacob Philipp Hackert), 1778.
храм конкордии в акрагантеЧудный вид на храм Геры, найденный в интернете.
К сожалению, мы с такого ракурса не наблюдали.

Храм Геракла (Геркулеса)

«Недалеко от форума находится храм Геркулеса», писал Цицерон. Когда область форума (нижней агоры греческого города) была установлена, сообщение Цицерона позволило предположительно атрибутировать развалины.

храм конкордии в акраганте храм конкордии в акрагантеПериптер 74 х 28 м, 6 х 15 колонн.
Построен ок. 510 до н.э.
Восемь колонн были восстановлены в 1924–31.
храм конкордии в акраганте храм конкордии в акрагантеПлан и реконструкция храма Геракла. Удлиненная форма и «расплющенные» эхины капителей свидетельствуют о большей древности храма.

Храм Кастора и Поллукса (Диоскуров)

храм конкордии в акрагантеПериптер 34 х 16 м, 6 х 13 колонн.
Справа вверху хорошо виден современный Агридженто.

Храм лежал в руинах и лишь в 1836 была произведена расчистка и воссозданы три колонны (четвертую добавили в 1856). Несмотря на спорность реставрации, именно эта конструкция стала популярным символом Долины храмов.

храм конкордии в акрагантеРеконструкция храма Диоскуров.
храм конкордии в акрагантеНа той же площадке – остатки святилища хтонических божеств.

МУЗЕЙ

После бестолковых «образцов современного искусства», выставленных непосредственно в Долине (ни один не вызвал желания хотя бы сфотографировать), бронзовые торсы у входа в музей радуют глаз своей элегантностью.

Самая известная статуя из собрания музея это так называемый Эфеб из Акраганта, датируемый 480–470 до н.э. В позе куроса еще нет свободы классических статуй, но его пластика уже далеко ушла от скованности архаических форм. Статуя выполнена, возможно, местными мастерами из привозного мрамора. Листая путеводитель заметили, что задняя часть фигуры выполнена едва ли не выразительнее лицевой.

храм конкордии в акрагантеВ том же стиле выполнена статуя молодого воина.
Ок. 480–475 до н.э.
храм конкордии в акрагантеМраморная фигура Афродиты после купания.
II–I вв. до н.э., Родос.
храм конкордии в акрагантеФрагмент переносного алтаря со сценой битвы льва и быка.
VI в. до н.э.
храм конкордии в акрагантеТерракотовая голова Афины.
Ок. 500 до н.э., местное производство.
храм конкордии в акрагантеФигурка Бэса, многофункционального египетского божка, популярного во
всем Средиземноморье – от Финикии до Великой Греции и Карфагена.
храм конкордии в акрагантеВ музее целая коллекция водостоков в виде львиных голов.
храм конкордии в акраганте храм конкордии в акрагантеВооружение эпохи архаики, найденное в некрополях около Агридженто.

Расписные вазы

Глиняный динос, вероятно из Гелы (конец VII в. до н.э.), украшен Трискелионом (греч. Triskeles) – древним знаком, ставшим символом Сицилии (по-гречески «треугольного острова», Trinacria). В наши дни трискелион изображен на флаге и гербе Сицилии (впрочем, исходный символ «треугольной свастики» – не греческий, тот же мотив видим, например, на гербе Усть-Ордынского Бурятского автономного округа 🙂

храм конкордии в акраганте храм конкордии в акрагантеМузей обладает завидной коллекцией греческих ваз.
Справа в витрине – чернофигурная керамика из Аттики (VI в. до н.э.)

Сюжеты росписей большого краснофигурного кратера, найденного в некрополе Гелы: в верхней части сцены кентавромахии, на тулове – амазономахия. Кратер датируется 460 годом, его изготовление приписывают мастеру Ниобиду (Niobid), работавшему в Афинах в 470–445 до н.э., руке которого принадлежат, как считается, около 130 ваз и фрагментов.

храм конкордии в акрагантеФрагмент росписи того же кратера:
кентавр Фол открывает Гераклу вино, завещанное герою самим Дионисом.

Роспись другого известного краснофигурного кратера приписывается мастеру Клеофону (Kleophon), работавшему в Афинах в 440–410 до н.э. На этой стороне изображено жертвоприношение в Дельфийском святилище Аполлона.

Редкий кратер, роспись на котором была выполнена по выбеленному фону. Датируется 440–430 до н.э., и приписывается т.н. мастеру Бостонского фиала (Phiale Painter). На одной стороне – две богини, возможно Деметра и Кора. Обратная сторона интереснее (но узнали мы об этом уже дома, читая путеводитель): Персей любуется Андромедой, прежде чем освободить ее.

Роспись блюда из Пестума (ок. 330 до н.э.) выполнена белыми и черными мазками по красным фигурам. Углубление в центре предназначено для знаменитого рыбного соуса гарум.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *