храм константина и елены в кремле
Церковь Константина и Елены (Москва)
Из Википедии — свободной энциклопедии
Церковь Святых Константина и Елены — церковь, существовавшая в Московском Кремле рядом с Константино-Еленинской башней. Уничтожена в 1928 году.
Церковь упоминается в летописном сообщении о пожаре 1470 года:
Того же лета, месяца августа в 30 день, исходящу второму часу, загореся Москва внутри града на Подоле, близ Костянтина и Елены, от Богданова двора Носова; а до вечерни и выгорел весь, вста бо тогда и ветр силен с полунощи; и за рекою многи дворы погорели, а иных отъимали; а головни и береста со огнём добре далече носило, за много верст.
К 1651 году в Кремле оставалось всего две деревянных церкви: Константино-Еленинская, что под горой и мученика Христофора, что у Холопьего приказа. 1 (11) марта того же года их велено было построить каменными, «мерою против старых деревянных церквей». В 1692 году патриарх Адриан освятил церковь, выстроенную иждивением царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной и царевича Алексея Петровича. С этих пор облик церкви почти не менялся. В 1738 г. ремонтировалась после пожара архитектором И. М. Мичуриным. В 1756 г. ремонтировалась под наблюдением князя Д. В. Ухтомского [1] ; был сделан новый иконостас и расписаны стены храма. С 1778 года известен придел Николая Чудотворца.
Храм находился «на подоле» вблизи башни, имеющей то же название. Церковь хотя не пострадала во время пожара 1812 года, однако была разорена французами. В 1836 году она была отремонтирована и 26 сентября 1837 года освящена митрополитом Филаретом.
Решение о разборке здания древней церкви принял в мае 1928 года секретариат ВЦИК под предлогом «расширения площади кремлёвского сада».
В 1928 году церковь Святых Константина и Елены снесли. Она стала первым снесённым храмом на территории Кремля с момента прихода к власти большевиков и первой в большой череде утрат памятников архитектуры Московского Кремля в 1928—1930 годах.
КОНСТАНТИНА И ЕЛЕНЫ ЦЕРКОВЬ
Храм Константина и Елены в Кремле был посвящен римскому императору и его матери, канонизированным церковью за христианизацию в IV веке Римского государства. Впервые храм упоминается летописцами в 1470 году в связи с пожаром в Москве, возникшим на Подоле вблизи церкви. Вероятно, в тот период она была деревянной и стояла в юго-восточном углу города неподалеку от Тимофеевских ворот, названных так по имени окольничего Дмитрия Донского боярина Тимофея Воронцова-Вельяминова, чья усадьба находилась по соседству с воротами. После пожара церковь была восстановлена, так как с 1490 года эти ворота именуют уже по храму Константино-Еленинскими. В ХVI в. храм возобновлялся Еленой Глинской – матерью Ивана Грозного.
Предполагается, что до середины ХVII в. церковь оставалась деревянной. По некоторым сведениям в 1651 году царский тесть боярин Илья Данилович Милославский намеревался выстроить каменный храм, но было ли это исполнено – неизвестно. Под 1692 годом документально подтверждается восстановление церкви на средства царицы Натальи Нарышкиной – матери Петра I. Того же года, 4 декабря она была освящена. Этот храм существовал до первой четверти ХХ века.
Церковь Константина и Елены служила приходом для причта Успенского собора, дворы которого располагались поблизости. При церкви существовало кладбище, закрытое в 1657 году.
В 1738 году архитектор И. М. Мичурин ремонтировал храм после пожара 1737 года, а в 1756 году его обновлял Д.В. Ухтомский. Под его смотрением были выполнены новый иконостас и роспись стен в интерьере.
При подготовке к строительству Кремлевского дворца по проекту Василия Баженова в начале 1700-х годов дома священнослужителей снесли, после чего она осталась без прихода и в результате была приписана к Вознесенскому монастырю.
С 1778 года при церкви известен придел св. Николая Чудотворца, находившийся в трапезной с южной стороны.
Во время Отечественной войны 1812 года храм был совершенно разорен и по резолюции преосвященного Августина предназначался к сломке. Однако по решению императора Николая I в 1837 году он был возобновлен и вновь освящен.
Дошедшие до нас фотографии и рисунки памятника конца ХIХ – начала ХХ вв., а также обмерные чертежи, выполненные перед его разборкой, показывают сооружение, формы которого характерны для культовой архитектуры второй половины ХVII в., это позволяет утверждать, что в результате перестроек и ремонтов облик церкви практически не менялся. Небольшой, скромный по архитектуре храм имел камерный характер и по внешнему виду напоминал приходские церкви того времени в Москве и в других провинциальных городах России. Бесстолпный кубический объем церкви перекрывала четырехскатная кровля с одной луковичной главой на световом барабане. С востока к четверику примыкала пониженная апсида закругленной формы. С запада находилась трапезная с пристроенной к ней по продольной оси невысокой трехъярусной колокольней, завершавшейся маленькой главкой на барабане. Нижний этаж колокольни имел в плане квадрат, второй ярус и ярус звона были в форме восьмигранника. Все сооружение стояло на невысоком подклете. К южным вратам вела лестница с рундуком. Крыльцо перед северным входом, судя по архитектуре, было пристроено позднее. Оконные проемы украшались наличниками с килевидными фронтонами. Барабан церкви украшал аркатурный поясок с полуколонками. Под кровлей и между ярусами колокольни проходил фигурный карниз.
Этот вид церковь сохраняла вплоть до 1928 года, когда по решению нового правительства она была разобрана по причине крайней ветхости. Следует сказать, что перед разборкой надземная часть храма была тщательно обмерена ведущим архитектором-реставратором П.Максимовым и по обмерам выполнены подробные чертежи.
В 1989 году на месте разобранной церкви было построено непримечательное здание Управления КГБ, занимающегося охраной Правительства. Тогда же без каких либо исследований были уничтожены подвалы и фундаменты Константино-Еленинской церкви.
© 1997-2021 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
Святые Константин и Елена в истории Москвы
3 июня по новому стилю Русская православная церковь отмечает день памяти святых равноапостольных Константина и Елены. Уникальное исследование о памяти этих святых в истории и топонимике Москвы провела Елена Лебедева — автор книг «Свет Христов просвещает всех», «Москва Великая», «Город храмов и палат». Недавно Елена Владимировна скончалась, и мы посвящаем эту публикацию ее памяти.
Самая известная московская церковь, освященная во имя святых равноапостольных Константина и Елены, стояла до революции в Кремле, в Тайницком саду «под горою», или на подоле, как тогда называли внутреннюю «низовую» часть Кремля. Она находилась за кремлевской стеной, близ одноименной Константино-Еленинской башни, которой и дала название. Сейчас нельзя даже помыслить проникнуть на эту территорию — а до революции церковь свв. Константина и Елены была обыкновенным приходским московским храмом.
Святые равноапостольные император Константин и мать его царица Елена жили во второй половине III — первой половине IV вв. по Рождестве Христовом. Константин, удостоившийся в истории титула «Великий», родился около 272 года у императора Константция I Хлора и Елены. Мать его была христианкой и после воцарения сына способствовала распространению этой религии и строительству церквей на свои щедрые вклады.
Сам Константин до последних дней жизни оставался язычником и принял крещение только перед смертью, но именно он был первым римским императором, поддержавшим христианскую религию на государственном уровне. Его приверженность как императора христианству связывают со знаменитым чудом, которое было ему во время борьбы за власть, когда Константин воевал со своим соперником Максенцием — а тот яростно отстаивал величие древнего языческого Рима. В 312 году перед решающей битвой у Мильвиева моста близ Рима Константин заснул и во сне увидел на небе светящийся крест и надпись: «In hoc signo vinces» («Сим победиши» или буквально » С этим знаком победишь»). Другое предание гласит, что это знамение Константин увидел наяву. Потрясенный, он дал обет, что если победит, то будет поддерживать христианство. Победа была одержана, сам Максенций утонул в Тибре, а император Константин немедленно исполнил свой обет: уже в 313 году он принял знаменитый Миланский эдикт, по которому христианство было признано официальной государственной религией Римской империи наряду с язычеством. В 321 году именно император Константин объявил воскресенье официальным «днем покоя» — государственным выходным. А в 325 году при участии этого императора в Никее состоялся Первый Вселенский Собор, на котором был принят первый Символ Веры.
Кроме того, император Константин стал фактическим создателем Византии как Восточной Римской империи и основателем Константинополя. В 326 году он избрал своей столицей древний Византий на берегу Боспора. Этот античный город, основанный еще в 660 году до Р. Х. прежде был мегарской колонией, а в I в. до Р. Х. вошел в состав Римской империи. Уже в 330 году Византий был переименован в Константинополь — при жизни императора.
До самой смерти Константин Великий исполнял свой обет и переживал чудесное видение. Именно он стал искать Крест Господень и мать его, царица Елена отправилась в Иерусалим. Животворящий Крест был обретен в 326 году. Этот год историки считают приблизительной датой и кончины святой Елены.
А сам Константин умер в 337 году и перед смертью сам принял святое крещение от Евсевия Кесарийского, который стал одним из его первых биографов. (По другой версии, святой Константин крестился в Риме.)
В русских селах по традиции «на Олену и Константина» сеяли лен и гречиху. Московская церковь во имя этих святых, по преданию, появилась в Кремле во времена великого князя Дмитрия Донского. Она была выстроена близ проездной тогда башни, которая называлась Тимофеевской — по находившемуся рядом с ней двору боярина Тимофея Воронцова-Вельяминова. Теперь его имя вновь носит одна из маленьких улочек старой Москвы — Воронцово Поле (в советское время — ул. Обуха), расположенная близ Курского вокзала, между Земляным Валом и Покровским бульваром: этот старинный боярский род владел там пожалованными землями. В 1376 году последний тысяцкий из рода Воронцовых-Вельяминовых был казнен на Кучковом поле по политическому обвинению в заговоре против московского великого князя — по преданию, он стал последним казненным там, а после того и сам чин тысяцкого был отменен.
Через ворота Тимофеевской башни войско Дмитрия Донского по принятии благословения в Кремле вышло на Куликовскую битву, и через них же великий князь с воинами вернулся обратно в Кремль с победой. Однако в старинных документах встречается и другое имя этих кремлевских башенных ворот — Константино-Еленинские, упоминаемое при построении новых белокаменных стен Кремля между 1362 и 1367 г. г. Значит, тогда церковь Константина и Елены уже стояла в Кремле, что и дало историкам возможность условно определить время ее возведения периодом княжения Дмитрия Донского. Она стояла поблизости от главного и самого крупного древнемосковского торжища, которое находилось около современного Москворецкого моста.
Сама же Константино-Еленинская церковь впервые достоверно упоминается в летописи в 1470 году — при описании пожара, который начался близ нее в Кремле, «внутри города на подоле». Тогда еще она была деревянной, и потом возобновлялась лично матерью Ивана Грозного, царицей Еленой Глинской, которая обустраивала кремлевский храм, освященный по ее именинам.
Каменной же Константино-Еленинскую церковь впервые отстроил собственным коштом боярин Милославский только в середине XVII века. А свой окончательный вид она обрела, наконец, в 1692 году, иждивением самой царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра I, и его малолетнего сына царевича Алексея Петровича. Тогда новоустроенный храм освятил сам Патриарх Адриан. А в 1756 году «князь-архитектор» Дмитрий Ухтомский исполнил для нее великолепный барочный иконостас в своем оригинальном стиле. Напомним, что этот мастер построил колокольню в Троице-Сергиевой Лавре.
В 1812 году в огромных подвалах кремлевской церкви укрывались москвичи от огня и врагов. Однако сама церковь пострадала так, что в 1817 году даже было принято решение ее снести, и на этот счет вышла резолюция преосвященного Августина. Но император Николай I не позволил того и повелел новоустроить древнюю московскую церковь. И только в сентябре 1837 года она была освящена святителем Филаретом, митрополитом Московским.
Интересно, что Константино-Еленинская церковь (или, как еще называли ее в старину Цареконстантиновская) была приходской для семей кремлевских священников, служивших в «местных» соборах и, прежде всего, в Успенском. Они и жили в самом Кремле, и их дворы с жилыми домами стояли как раз около Константино-Еленинской церкви. Поначалу было при ней и кладбище, закрытое в 1657 году после эпидемии заразной болезни. А во время строительных работ, подготовлявших возведение в Кремле пресловутого Кремлевского дворца по проекту Василия Баженова (к счастью, не осуществленного), дома священников снесли, и Константино-Еленинская церковь, оставшаяся без прихода, была приписана к соседнему Вознесенскому монастырю в Кремле. В то время она стала одной из «пизанских башен» старой Москвы, наряду с Покровским собором на Красной площади и церковью Максима Исповедника на Варварке — она отклонялась в южную сторону, но падением не грозила. А на богослужения туда приходили простые горожане — во второй половине XIX века в ней служил любимый москвичами священник отец Валентин.
После революции и переезда большевистского правительства в Москву места для этой церкви в Кремле не осталось. В 1928 году она была снесена, а после смерти Сталина на ее месте в Тайницком саду до строительства Дворца съездов устраивались детские новогодние елки. Только в 1989 году там было выстроено здание знаменитого 9-го управления КГБ, причем в ходе работ уничтожили остатки фундамента церкви.
А в июне 2001 года Святейший Патриарх Алексий II освятил ныне действующую домовую церковь святых равноапостольных Константина и Елены при Государственном университете по землеустройству. Она существовала в нем еще с 1869 года с перерывом на советское время.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Церковь святых Константина и Елены
Церковь Константина и Елены, вид с северо-запада. Фотография 1880-х годов.
Церковь святых Константина и Елены — церковь, существовавшая в Московском Кремле рядом с Константино-Еленинской башней. Уничтожена в 1928 году.
Церковь упоминается в летописном сообщении о пожаре 1470 года.
того же лета, месяца августа I день, исходящему второму часу загореся Москва внутри города на подоле, близ Костянтина и Елены, от Богданова двора Носова, а до вечерни и выгорел весь, вста бо тогда ветер силен с полунощи, и за рекою многы дворы погорели, а иных отнимали; а головни и береста с огнем добре далече носило, за много верст…
Видимо церковь была деревянной. В 1652 было велено возвести ее каменное здание. В 1692 году патриарх Адриан освятил церковь выстроенную, иждивением царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной и царевича Алексея Петровича. С этих пор облик церкви почти не менялся. В 1756 году под руководством архитектора князя Д. В. Ухтомского был сделан новый иконостас и расписаны стены храма.
Храм находился «на подоле» вблизи башни, имеющей то же название. Церковь не пострадала во время пожара 1812 года, однако была разорена французами. В 1836 году церковь была отремонтирована.
Решение о разборке здания древней церкви принял в мае 1928 года секретариат ВЦИК под предлогом «расширения площади кремлевского сада».
В 1928 году церковь святых Константина и Елены снесли. Она стала первым снесенным храмом на территории Кремля с момента прихода к власти большевиков и первой в большой череде утрат памятников архитектуры Московского Кремля в 1928—1930 годах.
ХРАМ СВЯТОЙ КНЯГИНИ ОЛЬГИ В ОСТАНКИНЕ
Церковь святых Константина и Елены в Кремле
Вчера Православная Церковь праздновала память святых Константина и Елены. Сегодня мы расскажем вам о храме, посвященном этим святым и существовавшем ранее в Московском Кремле рядом с Константино-Еленинской башней. Этот храм стал первым снесённым храмом на территории Кремля с момента прихода к власти большевиков и первой в большой череде утрат памятников архитектуры Московского Кремля в 1928—1930 годах.
Впервые в истории эта церковь упоминается в летописном сообщении о пожаре 1470 года:
Того же лета, месяца августа в 30 день, исходящу второму часу, загореся Москва внутри града на Подоле, близ Костянтина и Елены, от Богданова двора Носова; а до вечерни и выгорел весь, вста бо тогда и ветр силен с полунощи; и за рекою многи дворы погорели, а иных отъимали; а головни и береста со огнём добре далече носило, за много верст.— Никоновская летопись
К 1651 году в Кремле оставалось всего две деревянных церкви: Константино-Еленинская, что под горой, и мученика Христофора, что у Холопьего приказа. 1 (11) марта того же года их велено было построить каменными, «мерою против старых деревянных церквей». В 1692 году патриарх Адриан освятил церковь, выстроенную иждивением царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной и царевича Алексея Петровича. С этих пор облик церкви почти не менялся. В 1738 г. ремонтировалась после пожара архитектором И. М. Мичуриным. В 1756 г. ремонтировалась под наблюдением кн. Д. В. Ухтомского; был сделан новый иконостас и расписаны стены храма. С 1778 года известен придел Николая Чудотворца.
Храм находился «на подоле» вблизи башни, имеющей то же название. Церковь хотя не пострадала во время пожара 1812 года, однако была разорена французами. В 1836 году она была отремонтирована и 26 сентября 1837 года освящена митрополитом Филаретом.
Решение о разборке здания древней церкви принял в мае 1928 года секретариат ВЦИК под предлогом «расширения площади кремлёвского сада».
В 1928 году церковь Святых Константина и Елены снесли. Она стала первым снесённым храмом на территории Кремля с момента прихода к власти большевиков и первой в большой череде утрат памятников архитектуры Московского Кремля в 1928—1930 годах.
Внутри находилась редкая икона с изображением 150 явлений икон Божией Матери. Другая икона из Константино-Еленинского храма — «Нечаянная радость» — попала в храм Воскресения Христова в Сокольниках. В 1944 году настоятель храма Ильи Обыденного отец Александр Толгский по благословению патриарха Сергия перенёс её в свой храм, где она ныне и находится. По другим сведениям, эта икона изначально находилась в другой кремлёвской церкви — Благовещения на Житном дворе. А по воспоминаниям А. Ч. Козаржевского, в храме Похвалы Богородицы в Башмакове (Пречистенская набережная, 45) «находился перенесённый из Кремля чудотворный образ Божией Матери „Нечаянная радость“, перед которым по пятницам служился акафист с пением части хора под управлением знаменитого регента Нестерова».
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.