храм константина и елены в митино история
Храмовый комплекс в честь свв. равноапп. Константина и Елены в Митино
Контактные данные
Адрес: Москва, Митинская улица, вл. 11.
Телефон: +7 (925) 007-2412
Расписание богослужений:
— ежедневно: 8-00 — Божественная Литургия, 17-00 — Вечернее богослужение.
— праздничные дни и воскресные дни: 07-00 и 10-00 — Божественная Литургия, накануне в 17-00 — Всенощное бдение.
Духовенство
Настоятель:
Епископ Наро-Фоминский ПАРАМОН
Клирики:
протоиерей Александр Горбунов
протоиерей Владимир Сахаров
протоиерей Игорь Выжанов
иерей Сергий Сулин
диакон Андрей Суровегин
Храм на карте
Храм нуждается в Вашей помощи!
Пожертвование можно сделать с помощью банковской карты, Яндекс.Денег или Webmoney.
Введите сумму, которую Вы хотите пожертвовать, и нажмите на кнопку «Сделать пожертвование».
Далее Вы будете перенаправлены на сайт платежной системы «РОБОКАССА».
Выберите удобный для Вас способ оплаты и следуйте инструкциям на сайте системы.
О храме
Престольные праздники
— Свв. равноап. Константина и Елены
(3 июня и 19 марта);
— Иконы Божией Матери «Почаевская» (5 августа).
— Действует малый деревянный храм в честь Почаевской иконы Божией Матери.
История
Храм строится по программе «200 храмов».
Благословение на возведение храмового комплекса во имя святых равноапостольных Константина и Елены дал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Настоятелем новосозданного прихода в 1998 году был назначен протоиерей Анатолий Стаднюк. Решение о строительстве храмового комплекса поддержало правительство Москвы. Мэр столицы Юрий Лужков лично провел выездное заседание, на котором была одобрена архитектурно-планировочная концепция храма.
Храм святых равноапостольных Константина и Елены – это величественный архитектурно-храмовый комплекс, проект которого разработал известный российский архитектор, академик Андрей Николаевич Оболенский, принимавший активное участие в воссоздании храма Христа Спасителя. В состав храмового комплекса должны войти каменный храм, небольшой деревянный храм, также выполненный в древнерусском стиле, дом причта, школа, хозяйственные постройки.
Первым храмом стала простая армейская палатка, переданная командованием части Воздушно-десантных войск, располагавшейся на нынешней территории прихода. Многие воины-десантники крестились в этом храме. Затем, совместными усилиями прихода, воздушно-десантных войск, префектуры СЗАО, управы района Митино началось строительство деревянного храма.
Знаменательным днем для нашего прихода стал день 21 ноября 2004 года, когда состоялось освящение деревянного храма в честь иконы Божией Матери «Почаевская». Этот уютный теплый храм, сразу полюбившийся прихожанам стал центром притяжения жителей всего района Митино.
В настоящее время, приход святых равноапостольных Константина и Елены принимает у себя тысячи митинцев. Активно идет строительство каменного храма, высокая золотая главка и крест которого, переливаясь в солнечных лучах, во все окрестные районы несут весть о Воскресении Христовом и как бы восклицают “Днесь Спасение миру бысть!”
Храмовый комплекс в честь святых равноапостольных Константина и Елены в Митино состоит из строящегося каменного храма в честь свв. равноапп. Константина и Елены и малого деревянного храма в честь Почаевской иконы Божией Матери.
В настоящий момент богослужения совершаются в храме в честь Почаевской иконы Божией Матери. Богослужения в каменном храме планируется начать в конце 2020 года.
Храм святых равноапостольных Константина и Елены в Митино
Русская Православная Церковь. Московский Патриархат
Архиерейское богослужение в неделю 20-ю по Пятидесятнице
В Неделю 20 по Пятидесятнице, управляющий Северо-Западным викариатством епископ Наро-Фоминский Парамон совершил раннюю Божественную литургию в храме святых равноапостольных Константина и Елены в Митино. Песнопения Литургии исполнил народный хор, а по окончании богослужения с проповедью к молящимся обратился протоиерей Владимир Cахаров.
Архиерейское богослужение 06.11.2021
В субботу, 06 ноября управляющий Северо-Западным викариатством епископ Наро-Фоминский Парамон совершил Всенощное бдение в храме святых равноапостольных Константина и Елены в Митино. Архипастырю сослужили клирики храма, а богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор под управлением Анастасии Корнеевой.
Праздник Казанской иконы Божией Матери
Сегодня на нашем приходе двойной праздник. Во-первых, это день памяти Казанской иконы Божией Матери. Чудесная икона, найденная девочкой на пепелище по указанию Пресвятой Богородицы, стала для России символом преодоления смуты и напоминанием, что смута в наших сердцах может быть побеждена не иначе как искренней молитвой к Господу нашему Иисусу Христу и Его Пречистой Матери. Во-вторых, сегодня Церковь празднует память Андрониковской иконы Божией Матери, редкий список которой имеется в нашем храме. Чудотворная икона, по преданию написанная самим евангелистом Лукой, являлась семейной реликвией византийских императоров, в XIX веке попала в Россию, а в XX веке была украдена. До сих пор местонахождение ее неизвестно. В 2021 году копия Андрониковской…
Поздравляем с высокой наградой!
В день праздника Покрова Пресвятой Богородицы 14-го октября, в Московской Духовной Академии состоялся ежегодный торжественный акт, за которым преподаватель Московских духовных школ и клирик нашего храма, протоиерей Игорь Выжанов был награжден орденом Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского 3 степени. Из рук ректора МДАиС, епископа Звенигородского Феодорита отец Игорь получил награду – за труды на благо Церкви и в связи с 50-летием со дня рождения.
Проповедь епископа Наро-Фоминского Парамона в воскресный день 10.10.2021
Очередной визит куратора программы “200 храмов” В.И. Ресина
В субботу, 02 октября состоялся плановый объезд строящихся храмов Северо-Западного викариатства. В объезде приняли участие куратор программы “200 храмов” В.И. Ресин, управляющий Северо-Западным викариатством епископ Наро-Фоминский Парамон, а также заместитель префекта СЗАО М.В. Галанин. Настоятель храма, владыка Парамон продемонстрировал Владимиру Иосифовичу главный иконостас нашего храма, монтаж которого уже почти завершен. Иконы для нижнего ряда иконостаса уже написаны. На верхних рядах пока размещены печатные репродукции, но со временем эти ряды также будут заполнены писанными иконами. Также владыка рассказал о начавшихся работах по монтажу системы озвучки в храме. Проект данной системы был выполнен ведущими специалистами по акустическому обустройству храмов. Предполагается установка большого количества динамиков и микрофонов, размещенных с учетом архитектурной планировки…
Архиерейское богослужение в навечерие праздника Воздвижения Честного Креста Господня
В навечерие великого двунадесятого праздника Воздвижения Честного Креста Господня богослужение возглавил настоятель нашего храма Преосвященный Парамон, епископ Наро-Фоминский. Данный праздник, наряду с Неделей Крестопоклонной Великого Поста, занимает особое место в сердце каждого верующего человека. Вся Церковь преклоняет колена перед Орудием нашего спасения. «Крест – хранитель всея вселенная, Крест – красота Церкви, Крест – царей держава, Крест – верных утверждение, Крест – ангелов слава и демонов язва».
Завершена отделка главного портала храма
Архиерейское богослужение в неделю 10-ю по Пятидесятнице
В неделю 10-ю по, Пятидесятнице и в день памяти перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Христа Спасителя, настоятель храма святых равноапостольных Константина и Елены в Митино, епископ Наро-Фоминский Парамон, в служении клириков храма совершил Божественную Литургию. Песнопения службы были исполнены приходским хором под управлением Анастасии Кореевой. Во время Литургии были возглашены особые прошения и молитва об избавлении от губительного поветрия, а по окончании богослужения был совершен молебен на начало учебного года, учителя, учащиеся и их родители получили благословение и были окроплены святой водой.
Всенощное бдение в канун праздника Успения Пресвятой Богородицы
В канун приздника Успения Пресвятой Богородицы, 27-го августа, настоятель храма святых равноапостольных Константина и Елены в Митино епископ Наро-Фоминский Парамон возглавил Всенощное бдение с чином погребения плащаницы Пресвятой Девы. Преосвященному владыке сослужили: помощник настоятеля протоиерей Александр Горбунов, духовенство Северо-Западного викариатства г. Москвы. Песнопения за богослужением исполнил хор под управлением Анастасии Кореевой. После великого славословия плащаница была обнесена вокруг храма, а прихожане, с соблюдением положенных санитарных норм, вместе с духовенством имели возможность следовать в процессии и приступить к помазанию освященным елеем.
Молебен на начало учебного года будет отслужен в воскресенье 29.08.2021
Братия и сестры! В воскресенье 29 августа приглашаем всех на молебен на начало учебного года. Молебен будет ослужен в каменном храме свв. равноапп. Константина и Елены после поздней Литургии (ориентировочно в 11:30)
Память святителя Тихона Задонского – малый престольный праздник нашего храма
Каждый год 26 августа по новому стилю Церковь вспоминает преставление святителя Тихона Задонского, великого русского святого, прозванного “собирателем сокровища духовной мудрости” и “российским Златоустом”. Наш храм особым образом связан со святетелем Тихоном: один из малых престолов освящен в его память, также имеется в храме икона с частицей мощей святителя. 26 августа в полной мере может считаться малым престольным праздником на нашем приходе. Святителю отче Тихоне, моли Бога о нас!
Архиерейское богослужение в неделю 9-ю по Пятидесятнице
В неделю 9-ю по Пятидесятнице, 22-го августа, настоятель храма епископ Наро-Фоминский Парамон, совершил раннюю Божественную Литургию в храме святых равноапостольных Константина и Елены в Митино. Преосвященному владыке сослужили клирики храма, а богослужебные песнопения исполнил народный приходской хор. По окончании богослужения архипастырь обратился к молящимся со словом назидания.
Проповедь отца Игоря в праздник Преображения Господня 19.08.2021
Преображение Господне, архиерейское богослужение
В среду 18-го августа, в канун двунадесятого праздника Преображения Господня, Всенощное бдение в храме свв. Константина и Елены в Митино возглавил настоятель храма, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Северо-Западным викариатством епископ Наро-Фоминский Парамон. Вместе с Преосвященным владыкой за праздничным вечерним богослужением молились клирики и прихожане храма. Богослужебные песнопения исполнил приходской хор под управлением Анастасии Корнеевой.
Архиерейское богослужение в неделю 8-ю по Пятидесятнице
В неделю 8-ю по Пятидесятнице, 15 августа в храме святых равноапостольных Константина и Елены были совершены две Божественные литургии. Позднюю Литургию возглавил настоятель храма преосвященный епископ Наро-Фоминский Парамон. На сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции, также преосвященный владыка вознёс молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. По окончании богослужения, иерей Роман Баранецкий произнес проповедь, посвященную евангельскому повествованию об умножении хлебов, читавшемуся в этот день за Литургией.
Певческая школа при храме объявляет набор учащихся на 2021-2022 учебный год
Певческая школа при храме Константина и Елены в Митино объявляет набор учащихся на 2021-2022 учебный год. Изучаются предметы: Устав Обиход церковного пения Сольфеджио Хор Собеседование состоится в помещении воскресной школы в воскресенье 29 августа в 12:00 Телефоны для справок: 8-906-020-18-18, 8-916-311-80-65
Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня
Поздравляем отца Андрея с 33-х летием!
Поздравляем нашего дорогого диакона отца Андрея с 33-х летием! Желаем ему сил духовных, душевных и телесных! Дай Вам Бог, отец Андрей, вошедши в этот евангельский возраст служить Богу во всех обстоятельствах с такой же ревностью и усердием, как Вы это делаете всегда. Многая лета!
Проповедь отца Владимира в воскресный день 08.08.2021
Престольный праздник любимого Почаевского храма (фото и видео)
Четвертого и пятого августа управляющий Северо-Западным викариатством г. Москвы преосвященный Парамон, епископ Наро-Фоминский совершил Всенощное бдение и Божественную Литургию в храме Почаевской иконы Божией Матери в Митино. В этот день Русская Церковь молитвенно воспоминает избавление Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 20-23 июля (по старому стилю) в 1675 году. За богослужениями престольного праздника Преосвященному владыке сослужили: протоиерей Александр Горбунов, клирик Череповецкой и Белозерской епархии иеромонах Нил (Хоменец), клирики храма. Богослужебные песнопения исполнил праздничный приходской хор под управлением Анастасии Корнеевой. За Божественной литургией была вознесена молитва о прекращении вредоносного поветрия и возглашена заупокойная ектения о почивших священнослужителях, служивших в храме. По окончании Литургии был совершён крестный ход и возглашены…
Приглашаем на престольный праздник
Братья и сестры! Приглашаем всех на престольный праздник нашего деревянного храма в честь Почаевской иконы Божией Матери! В среду, 04 августа в 17:00 будет служится всенощное бдение. В четверг, 05 августа – Божественная Литургия и крестный ход: в 07:30 входные молитвы, в 07:40 Часы, в 08:00 начало Литургии. Служит настоятель нашего храма владыка Парамон, епископ Наро-Фоминский.
Храм константина и елены в митино история
Русская Православная Церковь. Московский Патриархат
Завершена отделка главного портала храма
Всенощное бдение в канун праздника Успения Пресвятой Богородицы
В канун приздника Успения Пресвятой Богородицы, 27-го августа, настоятель храма святых равноапостольных Константина и Елены в Митино епископ Наро-Фоминский Парамон возглавил Всенощное бдение с чином погребения плащаницы Пресвятой Девы. Преосвященному владыке сослужили: помощник настоятеля протоиерей Александр Горбунов, духовенство Северо-Западного викариатства г. Москвы. Песнопения за богослужением исполнил хор под управлением Анастасии Кореевой. После великого славословия плащаница была обнесена вокруг храма, а прихожане, с соблюдением положенных санитарных норм, вместе с духовенством имели возможность следовать в процессии и приступить к помазанию освященным елеем.
Поздравляем отца Андрея с 33-х летием!
Поздравляем нашего дорогого диакона отца Андрея с 33-х летием! Желаем ему сил духовных, душевных и телесных! Дай Вам Бог, отец Андрей, вошедши в этот евангельский возраст служить Богу во всех обстоятельствах с такой же ревностью и усердием, как Вы это делаете всегда. Многая лета!
Престольный праздник любимого Почаевского храма (фото и видео)
Четвертого и пятого августа управляющий Северо-Западным викариатством г. Москвы преосвященный Парамон, епископ Наро-Фоминский совершил Всенощное бдение и Божественную Литургию в храме Почаевской иконы Божией Матери в Митино. В этот день Русская Церковь молитвенно воспоминает избавление Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 20-23 июля (по старому стилю) в 1675 году. За богослужениями престольного праздника Преосвященному владыке сослужили: протоиерей Александр Горбунов, клирик Череповецкой и Белозерской епархии иеромонах Нил (Хоменец), клирики храма. Богослужебные песнопения исполнил праздничный приходской хор под управлением Анастасии Корнеевой. За Божественной литургией была вознесена молитва о прекращении вредоносного поветрия и возглашена заупокойная ектения о почивших священнослужителях, служивших в храме. По окончании Литургии был совершён крестный ход и возглашены…
Установлена запрестольная икона
Братья и сестры! В алтаре каменного храма святых равноапостольных Константина и Елены установлена запрестольная икона. Икона выполнена по особой технологии на металле. Сердечно благодарим всех, кто пожертвованиями помогал работе.
Паломничество на Байкал
Прихожане нашего храма принимают участие в паломнической поездке по святым местам Восточной Сибири. Среди прочих святых мест, наши прихожане посетили Знаменский монастырь Иркутска, в котором покоятся мощи святителя Иннокентия (Кульчицкого). Также паломники молились в с. Листвянка у Байкальской иконы Божией Матери. Завершилась поездка на берегах знаменитого озера Байкал.
Дар храму в царские дни
Год тому назад, к годовщине освящения деревянной церкви в честь иконы Божией Матери Почаевской, одна женщина, живущая а Митино, принесла в дар храму икону Святителя Николая чудотворца и святой мученицы Александры Римской (интересно, что она не знала о празднике и пришла в храм именно в этот день случайно). Икона была написана в 1896г, тщанием крестьян села Ильятино Рузского уезда Московской губернии, по случаю коронации Императора Николая II и Императрицы Александры Феодоровны Романовых, что отмечено в тексте на самой иконе, в нижней её части. Эти святые являлись небесными покровителями Августейшей четы, а особенно примечательно то, что икона, после проведенной художественной реставрации, заняла своё место в храме св. царей Константина и…
Благодарность за пожертвования на ковры
Дорогие прихожане! Выражаем всем благодарность за пожертвования на ковры. Вот такие нарядные теперь алтарь и солея вашим усердием!
Пятидесятница – день Святой Троицы 2021
Пятидесятница – день рождения Церкви. Почти две тысячи лет тому назад, в день еврейской Пятидесятницы, мир воспринял тайну Триединого Бога: Ветхий Завет знал Единого Бога, положившего основание Ветхозаветной Церкви; Сын, воплотившись на земле, создал Церковь Нового Завета; Дух Святой открыл ее историческое время и действует в ней «до скончания века». Поэтому праздник ее рождения именуется Днем Святой Троицы. 19 июня 2021 всенощное бдение праздника Пятидесятницы было впервые отслужено в новом каменном храме во имя святых равноапостольных Константина и Елены. Богослужение возглавил настоятель храма, управляющий Северо-Западным и Северным викариатствами г. Москвы епископ Наро-Фоминский Парамон. По церковному уставу на всенощном бдении Пятидесятницы впервые со дня Воскресения…
Литургические песнопения в исполнении хора нашего храма
Запись сделана во время праздничной Литургии в день памяти святых равноапостольных царей Константина и Елены 03.06.2021
Престольный праздник нашего храма 03.06.2021
Андрониковская икона Божией Матери
Некоторое время назад к нам в храм пришли люди, которые принесли вещи одной умершей женщины. Женщина была верующая, благочестивая. К сожалению, получилось так, что мы даже не узнали имя этой женщины. Люди, привезшие икону, помимо ее привезли массу других вещей, несколько коробок: современные иконы, церковные книги, раскладной аналой. И когда мы их перебирали, среди них была эта икона. Сначала даже показалось, что это печатная икона. Но приглядевшись, стало понятно, что икона эта – писанная, 19 века. Притом очень редкая. Это так называемая Андрониковская икона Божией Матери. Вот какую информацию удалось найти: “Андрониковская икона Божией Матери, известная также под именами Монемвасийской и Греческой, – родовая святыня греческого императора Андроника III…
Утварь для нового храма
Дорогие прихожане, с Вашей помощью приобретаем необходииую утварь для нового храма. Сегодня получили прекрасный комплект копий для проскомидии! Огромная всем благодарность! Протоиерей Александр.
Великая Суббота 2021. Фоторепортаж
Епископ Наро-Фоминский Парамон: «Мы строим храмы там, где они нужны людям»
Председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата епископ Наро-Фоминский Парамон, ответственный за Программу строительства православных храмов в г. Москве и за реставрацию объектов культурного наследия религиозного назначения, рассказал порталу «Интерфакс-Религия» о перспективах храмостроительства в столице и других регионах России в ближайшие годы. — Ваше Преосвященство, насколько «просел» церковный бюджет за время пандемии? От каких значимых проектов пришлось отказаться? Насколько меньше стали жертвовать Церкви простые люди? Потеряла ли она каких-то крупных благотворителей? Начала ли выравниваться финансовая ситуация теперь? — Действительно, прошлый год был непростым и для Церкви, и для всего государства. И, конечно, у всех были определенные трудности. При этом я не могу судить обо всем церковном бюджете, но что касается Программы строительства православных храмов…
Первое архиерейское богослужение в храме святых равноапостольных Константина и Елены. Фоторепортаж
Дорогие братья и сестры! В первую субботу Великого поста, в день памяти великомученика Феодора Тирона состоялось важное событие в истории нашего прихода. Было совершено первое архиерейское богослужение в новопостроенном каменном храме святых равноапостольных Константина и Елены. Божественную Литургию отслужил преосвященный Парамон, епископ Наро-Фоминский, управляющий Северо-Западным викариатством г. Москвы.
История
Благословение на возведение храмового комплекса во имя святых равноапостольных Константина и Елены дал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Настоятелем новосозданного прихода в 1998 году был назначен протоиерей Анатолий Стаднюк. Решение о строительстве храмового комплекса поддержало правительство Москвы. Мэр столицы Юрий Лужков лично провел выездное заседание, на котором была одобрена архитектурно-планировочная концепция храма.
Храм святых равноапостольных Константина и Елены – это величественный архитектурно-храмовый комплекс, проект которого разработал известный российский архитектор, академик Андрей Николаевич Оболенский, принимавший активное участие в воссоздании храма Христа Спасителя. В состав храмового комплекса должны войти каменный храм, небольшой деревянный храм, также выполненный в древнерусском стиле, дом причта, школа, хозяйственные постройки.
Первым храмом стала простая армейская палатка, переданная командованием части Воздушно-десантных войск, располагавшейся на нынешней территории прихода. Многие воины-десантники крестились в этом храме. Затем, совместными усилиями прихода, воздушно-десантных войск, префектуры СЗАО, управы района Митино началось строительство деревянного храма.
Великая Суббота. Да молчит всяка плоть человеча
В Великую субботу Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.
Сняв с креста и обвив пеленами с благовониями, по обычаю иудеев, Иосиф и Никодим положили пречистое Тело Господа в новом каменном гробе в саду Иосифовом, находившемся недалеко от Голгофы. К дверям гроба привалили большой камень. При погребении Иисуса Христа находилась Мария Магдалина, мать Иакова и Иосиева.
Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о Своем воскресении, но не веря сему предсказанию и опасаясь, чтобы Апостолы не похитили Тела Иисуса Христа и не сказали народу: воскрес из мертвых, – в субботу выпросили у Пилата военную стражу, приставили ко гробу и самый гроб запечатали (Мф. 27, 57-66; Ин. 19, 39-42) и тем доставили истине новое подтверждение.
Все дни превосходит святая Четыредесятница, но больше Четыредесятницы святая и Великая Седмица (Страстная) и больше самой седмицы Страстной есть Великая и святая Суббота. Ибо как в первом миротворении Бог, создав все твари и в шестой день окончательно сотворив человека, в седьмой день почил от всех дел Своих, и освятил его, наименовав субботою, то есть покоем: так и в делании умного творения, совершив все (дело искупления), и в шестой день – пяток, паки возсоздавши истлевшего грехом человека и обновив его живоносным крестом и смертью, в настоящий седьмой день Господь успокоился, уснув животоестественным и спасительным сном. Бог
Испытало Господне тело и тление, то есть разрешение души от тела, но не разрушение плоти и членов и совершенную порчу их. Святое тело Господне Иосиф, сняв с древа, погребает в новом гробе и в вертограде, над входом гроба полагает весьма великий камень. Отселе ад содрогается и изумевается, ощутив могущественнейшую силу; и в скором времени он, неправедно поглотивший, изрыгает и Христа, – твердейший и краеугольный камень, и тех, коих заключал во чреве своем, как снедь и наслаждение для себя.
На утрени Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении «Святый Боже…» выносится священнослужителями из храма на главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Затем, по внесению Плащаницы во храм, она подносится к открытым Царским Вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая.
По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина, а в большинстве храмов происходит освящение куличей, пасох и яиц.
В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.
Последования часов, изобразительных и вечерни Великой Субботы для домашнего совершения:
ПАРЕМИИ ВЕЛИКОЙ СУББОТЫ:
В Великую субботу совершается литургия Василия Великого, начинающаяся вечерней. После малого входа с Евангелием (около Плащаницы) читаются пред Плащаницей 15 паримий, в которых собраны главные пророчества и прообразы, относящиеся к Иисусу Христу, как искупившему нас от греха и смерти Своей Крестной смертью и Своим Воскресением.
Паремии на русском языке (Синодальный перевод)
Бытия чтение
В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была невидима и не устроена, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днём, а тьму назвал ночью. И был вечер, и было утро: день один. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И стало так. И сотворил Бог твердь, и отделил Бог воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй.
И сказал Бог: да соберётся вода, которая под небом, в собрание единое, и да явится суша. И стало так. И собралась вода, которая под небом, в свои места, и явилась суша. И назвал Бог сушу землёю, а собрания вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля растение травное, сеющее семя по роду и по подобию его, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля растение травное, сеющее семя по роду и по подобию, и дерево плодовитое, приносящее плод, в котором семя его по роду его на земле. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.
Пророчества Исаиина чтение
Светись, светись, Иерусалим, ибо пришёл твой свет, и слава Господня на Тебе воссияла. Вот тьма покроет землю, и мрак — народы, а над тобою явится Господь, и слава Его будет видна над Тобою. И пойдут цари при свете твоём, и народы — при сиянии твоём.
Возведи очи твои и посмотри вокруг на собранных чад твоих: вот пришли все сыновья твои издалека, и дочери твои на плечах принесены. Тогда увидишь, и обрадуешься, и устрашишься, и содрогнёшься сердцем, потому что перейдёт к тебе богатство моря и народов и племён. И придут к тебе стада верблюдов, и покроют тебя верблюды мадиамские и гефарские: все из Савы придут, неся золото, и ладан принесут, и драгоценный камень, и спасение Господне будут благовествовать. И все овцы кидарские соберутся к тебе, и бараны невеофские придут к тебе, и возложены будут как приятное жертвоприношение на жертвенник Мой, и дом молитвы Моей прославится.
Кто это летит ко Мне, как облака и как голуби со своими птенцами? Меня ждали острова и впереди корабли фарсийские, чтобы перевезти детей твоих издалека, и серебро и золото их вместе с ними, ради святого имени Господня, и ради того, чтобы Святый Израилев был славен. И иноземцы построят стены твои, и цари их будут служить тебе, ибо во гневе Моём Я поражал тебя и по милости Моей возлюбил тебя. И будут всегда открыты врата твои, не будут затворяться ни днём, ни ночью, чтобы привозили к тебе достояние народов и приводили царей их. Ибо народы и цари, которые не послужат тебе, погибнут, и народы совершенно истребятся.
И слава Ливана к тебе придёт с кипарисом, сосною и кедром, чтобы вместе прославить место святое Моё, и место ног Моих прославлю. И пойдут к тебе со страхом сыновья унижавших тебя и раздражавших тебя, и поклонятся следам ног твоих все оскорблявшие тебя; и ты будешь называться — город Господень, Сион Святого Израилева. За то, что ты был оставлен и презрен, и не было у тебя защитника, Я сделаю тебя радостью вечною, веселием в роды родов. И будешь насыщаться молоком народов, и питаться богатством царей и узнаешь, что Я — Господь, спасающий тебя и избавляющий тебя — Бог Израилев.
Исхода чтение
Сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: «Месяц этот да будет у вас началом месяцев, первым он да будет у вас среди месяцев года. Скажи всему собранию сынов Израилевых, говоря: в десятый день месяца сего пусть каждое семейство возьмёт агнца, по агнцу — на дом. Если же мало их в доме, так, что не хватит съесть агнца, пусть возьмут с соседом ближайшим к нему; пусть каждый сам рассчитает число душ, достаточное на агнца.
Агнец у вас должен быть совершенный, мужского пола, без порока, и однолетний; из ягнят или из козлят возьмите его. И будет он у вас храниться до четырнадцатого дня месяца сего; и к вечеру пусть заколет его всё множество собрания сынов Израилевых, и возьмут от крови и нанесут на два косяка и на перекладину дверей в домах, где будут есть его; и пусть съедят мясо в эту ночь, испечённое на огне, и пресный хлеб с горькими травами будут есть.
Не ешьте от него ни сырого, ни сваренного в воде, но ешьте испечённое на огне, голову с ногами и внутренностями; не оставляйте от него до утра, и кость его не сокрушайте, но остающееся от него до утра в огне сожгите. Будете так есть его: бёдра ваши препоясаны, и обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и будете есть его не мешкая: это — Пасха Господня».
Пророчества Ионина чтение
И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину, и сказано: «Встань и иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нём, ибо вопль о злобе его дошёл до Меня». И встал Иона, чтобы бежать от лица Господня в Фарсис; и сошёл в Иоппию, и нашёл корабль, шедший в Фарсис, и дал плату свою за провоз, и вошёл в него, чтобы плыть в Фарсис с ними от лица Господня.
И Господь наслал сильный ветер на море, и сделалась великая буря на море, и кораблю грозила опасность быть разбитым. И убоялись корабельщики, и взывали каждый к своему богу, и начали выбрасывать в море вещи, бывшие на корабле, чтобы облегчить его. А Иона же спустился на дно корабля и там спал и храпел. И подошёл к нему кормчий и сказал ему: «Что ты храпишь? Вставай и моли Бога твоего, чтобы Бог спас нас, и мы не погибли бы».
И сказали все друг другу: «Пойдёмте, бросим жребии и узнаем, за кого это бедствие пришло на нас?» И бросили жребии, и пал жребий на Иону. И сказали ему: «Скажи нам, за кого бедствие это пришло на нас; каково твоё дело, откуда идёшь и куда идёшь, и из какой страны, и из какого ты народа?» И сказал он им: «Я раб Господень, я чту Господа Бога небесного, Который сотворил море и сушу».
И убоялись мужи великим страхом, и сказали ему: «Что это ты наделал?» Ибо люди эти узнали, что он убежал от лица Господа, как он сам обьявил им. И сказали ему: «Что нам сделать с тобою, чтобы утолить гнев моря на нас?» Ибо море поднималось и всё более увеличивало волнение. И сказал им Иона: «Возьмите меня и бросьте в море, и утолится гнев моря на вас, ибо я узнал, что это сильное волнение из-за меня поднялось на вас».
И старались люди пристать к земле, но не могли, ибо море более и более прибывало и поднималось на них. И возопили ко Господу и сказали: «Нет, Господи! Да не погибнем за душу человека сего, и да не возложишь на нас праведной крови, ибо Ты, Господи, как восхотел, так и сделал». И взяли Иону и бросили его в море, и утихло море от волнения своего. И убоялись мужи страхом великим Господа, и принесли жертву Господу, и усердно помолились. И повелел Господь киту огромному поглотить Иону. И был Иона во чреве кита три дня и три ночи. И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита, и сказал:
Молитва Ионы
«Я возопил в скорби моей к Господу Богу моему, и Он услышал меня; из чрева адова вопль мой, Ты услышал голос мой. Ты низверг меня в глубину сердца морского, и реки окружили меня, все валы Твои и волны Твои прошли надо мною. И я сказал: отринут я от очей Твоих, увижу ли я ещё храм святой Твой? Объяла меня вода до души моей, глубочайшая бездна окружила меня, погрузилась голова моя в расщелины скал. Я сошёл в землю, затворы её удерживают навеки. Но да взойдёт от погибели жизнь моя к Тебе, Господи Боже мой! Когда изнемогала во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и да придёт к Тебе молитва моя, ко храму святому Твоему. Охраняющие суетное и ложное милость свою оставили. Я же со гласом хвалы и славословия принесу жертву Тебе, как обещал, воздам во спасение моё — Тебе, Господу!»
И повелел Господь киту, и он изверг Иону на сушу. И было во второй раз слово Господне к Ионе, и сказано: «Встань и иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нём согласно прежнему повелению, которое Я изрёк тебе». И встал Иона и пошёл в Ниневию, как сказал Господь. Ниневия же был город великий у Бога: обойти его можно было лишь за три дня. И начал Иона ходить по городу, сколько можно было пройти в один день, и проповедовал, говоря: ещё три дня — и Ниневия ниспровержена будет.
И поверили мужи ниневийские Богу, и назначили пост, и оделись в рваньё от великого из них до малого. И дошло это слово до царя ниневийского, и он встал с престола своего, и снял одежду свою с себя, и облёкся в мешковину, и сел на пепле. И было объявлено и возвещено в Ниневии царём и вельможами его и сказано: люди, и скот, и волы, и овцы не должны ничего есть, ни ходить на пастбище, ни воды пить. И люди покрыли мешковиной себя и скот, и стали усердно взывать к Богу: и отвратился каждый от пути своего лукавого и от неправды, совершённой руками их, и сказали: «Кто знает, может быть, Господь сжалится и умилосердится и отвратится от яростного гнева Своего, и мы не погибнем?»
И увидел Бог дела их, что они обратились от путей своих лукавых, и переменил Бог свои мысли о зле, которое предрёк сотворить им, и не сотворил. И опечалился Иона великой печалью и смутился. И помолился Господу и сказал: о Господи! Не таковы ли были слова мои, которые я говорил, ещё находясь на земле моей? Посему я и поспешил бежать в Фарсис, ибо знал, что Ты милостив и щедр, долготерпелив и многомилостив, и изменяешь свои намерения ниспослать кару на людей. И ныне, Владыка Господи, возьми душу мою от меня, ибо мне лучше умереть, нежели жить. И сказал Господь Ионе: неужели ты так сильно огорчился?
И вышел Иона из города, и поселился против города, и устроил себе там шалаш, и сел под ним в тени, чтобы видеть, что будет с городом. И повелел Господь Бог тыкве произрасти, и она выросла над головой Ионы, чтобы была тень над головою его, чтобы затенять его и оберегать от страданий его, и весьма сильно обрадовался Иона этой тыкве. И повелел Господь Бог червю рано поутру, и он подточил тыкву, и она засохла. И было вскоре: когда взошло солнце, Бог повелел дуть ветру знойному жгучему, и солнце ударило в голову Ионы, и он стал малодушествовать и отрекаться от жизни своей и сказал: Лучше мне умереть, нежели жить!
И сказал Господь Бог Ионе: «Неужели ты сильно опечалился о тыкве?» И сказал Иона: «Очень опечалился я, даже до смерти». И сказал Господь: «Ты сожалеешь о тыкве, над которой не трудился, которой не растил, которая за ночь выросла и за ночь погибла; Неужели Я не пощажу Ниневии, города великого в котором живёт более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки своей от левой, и много скота у них!»
Иисуса Навина чтение
Стали сыны Израилевы станом в Галгалах и совершили Пасху в четырнадцатый день месяца вечером — к западу от Иерихона, на равнинах; и вкусили от хлеба земли той: пресный хлеб и новые зёрна. В тот день прекратилась манна, после того, как они поели от хлеба земли, и больше не было у сынов Израилевых манны, но они ели от плодов земли Финикийской в тот год.
И случилось, когда был Иисус у Иерихона и поднял глаза свои, он увидел человека, стоящего перед ним, и меч обнажённый был в руке его. И, подойдя, Иисус сказал ему; «Наш ли ты или из противников наших?» Он же сказал ему: «Я — Архистратиг воинства Господня, ныне прибыл сюда». И Иисус пал лицом своим на землю, и поклонился ему и сказал: «Владыка! Что повелеваешь своему рабу?» И сказал Архистратиг Господень Иисусу: «Сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято». И сделал Иисус так.
Исхода чтение
Поднявшись из Сокхофа, сыны Израилевы расположились станом в Офоме, близ пустыни. Бог же шёл пред ними днём в столпе облачном, чтобы показывать им путь, а ночью в столпе огненном, чтобы светить им. И не исчезал столп облачный днём и столп огненный ночью пред лицом всего народа. И сказал Господь Моисею, говоря: «Скажи сынам Израилевым, пусть они, повернув, расположатся станом напротив селения, между Магдолом и между морем, напротив Веел-Сепфона; перед ним поставишь стан у моря. И скажет фараон людям своим: «Эти сыны Израилевы блуждают в земле сей, заперла их пустыня». Я же ожесточу сердце фараона, и погонится он вослед им; и явлю славу Мою на фараоне, и на всём войске его, и узнают все Египтяне, что Я — Господь». И сделали так.
И возвещено было царю Египетскому, что бежал народ. И обратилось сердце фараона и слуг его против народа сего, и они сказали: «Что мы наделали, зачем отпустили сынов Израилевых, чтобы они не работали на нас?» И запряг фараон колесницы свои и весь народ свой взял с собою; И взял шестьсот колесниц отборных, и всю конницу Египетскую, и начальников над всеми ними. И ожесточил Господь сердце фараона, царя Египетского и рабов его, и он погнался за сынами Израилевыми; сыны же Израилевы уходили под рукою высокою. И погнались Египтяне за ними, и нашли их расположившихся станом у моря; и вся конница, и колесницы фараона, и всадники, и войско его — перед селением, напротив Веел-Сепфона.
Фараон приблизился. И взглянув глазами своими, сыны Израилевы увидели: вот, Египтяне стоят за ними — и устрашились весьма. И возопили сыны Израилевы ко Господу, и сказали Моисею: «Оттого ли, что нет гробов в Египте, ты привёл нас умирать в пустыню? Что это ты сделал нам, выведя нас из Египта? Не эти ли слова мы говорили тебе в Египте, сказав: оставь нас, пусть мы работаем на Египтян? Ибо лучше быть нам рабами Египтян, чем умереть в этой пустыне?» Моисей же сказал людям: «Не бойтесь! Стойте — и увидите спасение от Господа, которое Он сотворит нам в сей день. Так, как вы видели Египтян сегодня, больше не увидите их вовеки. Господь будет сражаться за вас, а вы — молча на это смотреть».
Сказал же Господь Моисею: «Что ты вопиешь ко Мне? Скажи сынам Израилевым, и пусть они отправляются; А ты подними посох твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пусть войдут сыны Израилевы в середину моря по суше. И вот, Я ожесточу сердце фараона и всех Египтян, и они войдут вслед за ними; и явлю славу Мою на фараоне, и на всём войске его, и на колесницах, и на всадниках его. И узнают все Египтяне, что Я Господь, когда Я буду являть славу Мою на фараоне, и на колесницах, и на всадниках его».
И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом сынов Израилевых, и пошёл сзади их; двинулся же и столп облачный от лица их и стал позади них; И вошёл между станом Египтян и между станом сынов Израилевых, и стал, и сделался тьмой и мраком. И прошла ночь, и не сблизились они друг с другом за всю ночь. И простёр Моисей руку свою на море, и гнал Господь море насильно южным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступилась вода. И вошли сыны Израилевы в середину моря по суше, и была вода им стеною справа и стеною слева. Египтяне же погнались, и вошли вслед за ними — и вся конница фараона, и колесницы, и всадники — в середину моря.
Было же в утреннюю стражу: и воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного, и привёл в смятение стан Египтян; И связал оси у колесниц их, и они вели их с усилием. И сказали Египтяне: «Побежим от лица Израиля, Господь сражается за них против Египтян». И сказал Господь Моисею: «Простри руку твою на море, и да воссоединится вода и покроет Египтян, и колесницы, и всадников». Моисей же простёр руку свою на море, и возвратилась вода к наступлению дня на место своё, Египтяне же убегали, настигаемые водой. И низверг Господь Египтян в середину моря. И возвратившись, вода покрыла колесницы, и всадников, и все силы фараона, вступившие вслед за ними в море, и не осталось из них ни одного.
Сыны же Израилевы прошли посуху посреди моря: вода же была им стеною справа и стеною слева. И избавил Господь Израиль в день тот от руки Египтян, и увидели сыны Израилевы Египтян мёртвыми на берегу моря. И увидел Израиль руку великую в том, что сотворил Господь с Египтянами. И убоялся народ Господа, и поверили Богу и Моисею, служителю Его. Тогда воспел Моисей и сыны Израилевы песнь сию Господу, и сказали, говоря:
Чтец: Воспоём Господу, ибо славно Он прославился.
Хор: Ибо славно Он прославился.
Чтец: Коня и всадника вверг в море. Воспоём Господу:
Хор (припевает к каждому стиху): Ибо славно Он прославился.
Чтец: Помощник и Покровитель стал мне спасением. Воспоём Господу:
Он — Бог мой, и прославлю Его, Бог отца моего, и превознесу Его. Воспоём Господу:
Господь, сокрушающий в битвах, Господь — имя Ему. Колесницы фараона и войско его вверг в море. Воспоём Господу:
Отборных конных военачальников потопил в Красном море. Воспоём Господу:
Пучиною покрыл их, они ушли в глубину, как камень. Воспоём Господу:
Десница Твоя, Господи, прославилась силою. Воспоём Господу:
Правая рука Твоя, Господи, сокрушила врагов, и множеством славы Твоей Ты стёр противников. Воспоём Господу:
Послал гнев Твой, он пожрал их, как солому, и духом ярости Твоей расступилась вода. Воспоём Господу:
Застыли воды, как стена, застыли и волны посреди моря. Воспоём Господу:
Сказал враг: «Погонюсь, настигну, разделю добычу, насыщу душу мою, убью мечом моим, господствовать будет рука моя». Воспоём Господу:
Ты послал духа Твоего, и покрыло их море, канули они, как свинец, в воде великой. Воспоём Господу:
Кто подобен Тебе среди богов, Господи? Кто подобен Тебе, прославленный среди святых, дивный в славе, творящий чудеса? Воспоём Господу:
Ты простёр десницу Твою, и поглотила их земля. Ты вывел правдой Твоей народ Твой, который освободил. Воспоём Господу:
Призвал силою Твоею во обитель святую Твою. Услышали народы, и разгневались, муки объяли жителей Филистимских. Воспоём Господу:
Тогда заспешили вожди Едома и князья Моавитян, объял их трепет, изнемогли все жители Ханаана. Воспоём Господу:
Да нападёт на них страх и трепет; от величия силы Твоей да окаменеют. Воспоём Господу:
Доколе не пройдёт народ Твой. Господи, доколе не пройдёт народ Твой сей, который Ты приобрёл. Воспоём Господу:
Введи и насади их на горе наследия Твоею, введи в приготовленное жилище Твоё, которое устроил Ты, Господи, в святилище, Господи, которое приготовили руки Твои. Воспоём Господу:
Господь царствует вечно: и во веки, и дальше. Когда вошла конница фараона с колесницами и всадниками в море, обратил на них Господь воду морскую. Воспоём Господу:
Сыны же Израилевы прошли посуху посреди моря. Воспоём Господу:
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу! Воспоём Господу:
И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Воспоём Господу:
Чтец: Ибо славно Он прославился.
Пророчества Софониева чтение
Так говорит Господь: «Ожидай Меня в день воскресения Моего во свидетельство: ибо суд Мой свершу над собранием племён, привлеку царей, чтобы излить на них гнев Мой, весь гнев ярости Моей, ибо огнём ревности Моей истреблена будет вся земля. Тогда обращу языки народов к их началу, чтобы едино все призывали имя Господне и служили Ему. От пределов рек эфиопских приму молящихся Мне, в рассеянных Моих они принесут жертвы Мне. В тот день не посрамишь себя делами своими, которыми ты грешил против Меня, ибо Я отниму от тебя унижающую тебя гордыню, и уже не будешь более превозносить себя на святой горе Моей.
И оставлю в тебе людей кротких и смиренных, и будут благоговеть пред именем Господним, и остатки Израиля не сотворят неправды, и не скажут пустого, и не найдётся в устах их языка льстивого, ибо они сами будут пастись и покоиться и не будет устрашающего их. Ликуй, дочь Сиона, радостно проповедуй, дочь Иерусалима, веселись и насыщайся от всего сердца твоего, дочь Иерусалима! Господь простил неправды твои, избавил тебя от руки врагов твоих, воцарится Господь среди тебя, и не увидишь более зла.
Царств третьих чтение
Было к Илии слово Господне, гласящее: «Встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и будь там; ибо Я повелел там женщине вдове кормить тебя». И встал он, и пошёл в Сарепту Сидонскую, и пришёл к воротам города, и вот, там женщина вдова собирала дрова. И закричал ей вслед Илия, и сказал ей: «Возьми мне немного воды в сосуде, и я попью». И пошла она, чтобы взять; и закричал вслед ей Илия, и сказал ей: «Возьми для меня и кусок хлеба в руку свою, чтобы мне поесть».
И сказала женщина: «Жив Господь, Бог твой! Если бы был у меня пресный хлеб! но только горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; вот я подберу два поленца и пойду, и приготовлю это для себя и для детей моих, и съедим всё, и умрём». И сказал ей Илия: «Не бойся, иди и делай, что сказала; но сперва приготовь для меня из этого маленький хлебец, и принесёшь мне; а себе и детям своим сделаешь позже; ибо так говорит Господь, Бог Израилев: в кадке мука не истощится, и в кувшине масло не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю».
И пошла женщина, и сделала по слову Илии, и дала ему; и тем кормилась сама, и он, и дети её. И с того дня в кадке мука не истощалась, и в кувшине масло не убывало, по слову Господа, которое Он свершил рукою Илии. И после этого как-то заболел сын той женщины, хозяйки дома; и была болезнь его весьма сильна, покуда не оставил его дух его. И сказала женщина Илии: «Что тебе до меня, человек Божий! Ты вошёл ко мне напомнить грехи мои и уморить сына моего?» И сказал Илия женщине: «Дай мне сына твоего». И взял его из объятий её, и отнёс его наверх, в горницу, где располагался сам, и положил его на постель свою.
И воззвал Илия к Господу и сказал: «Увы мне, Господи, Ты — защитник вдовы, у которой я пребываю, как же Ты причинил ей зло, умертвив сына её!» И подул он на отрока трижды, и призвал Господа, и сказал: «Господи, Боже мой! Да возвратится душа этого отрока в него!» И стало так. И закричал отрок, и свёл он его из горницы в дом, и отдал его матери его. И сказал Илия: «Смотри, жив сын твой». И сказала женщина Илии: «Вот, я узнала, что ты — человек Божий, и истинно слово Господне в устах твоих».
Пророчества Исаиина чтение
Да возрадуется душа моя о Господе, ибо Он облёк меня в ризу спасения, и одеждою веселия одел меня, как на жениха возложил на меня венец, и как невесту украсил меня убранством. И как земля производит цветы свои, и как сад семена свои взращивает, так Господь, Господь явит правду и славу пред всеми народами. Ради Сиона не промолчу, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдёт, как свет, правда Моя, а спасение Моё как светильник не возгорится.
И увидят народы правду твою, и цари славу твою, и назовут тебя новым именем, которым Господь наречёт тебя. И будешь венцом красоты в руке Господней и царской диадемой в руке Бога твоего. И не будешь уже называться «оставленным», и земля твоя не будет более называться «пустынею», ибо будут тебя называть «Моя воля», а землю твою — «вселенною», ибо Господь благоволит к тебе и земля твоя населится. И как сочетается юноша с девою, так будут жить сыновья твои с тобою, и как радуется жених о невесте, так возрадуется Господь о тебе.
Бытия чтение
Было после этих событий: Бог испытывал Авраама и сказал ему: «Авраам, Авраам!» И сказал он: «Вот я». И сказал Господь: «Возьми сына твоего возлюбленного, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю высокую и вознеси его там во всесожжение на одной из гор, о которых Я скажу тебе». И встав рано утром Авраам, оседлал ослицу свою, и взял с собою двух слуг и Исаака, сына своего. И, наколов дров для всесожжения, встал и пошёл, и пришёл на место, о котором сказал ему Бог, в третий день. И воззрев очами своими, увидел Авраам то место издалека.
И, воззрев Авраам очами своими, увидел: вот позади баран, запутавшийся рогами в зарослях кустов, называемых «савек». И пошёл Авраам, и взял барана, и принёс его в жертву всесожжения вместо Исаака, сына своего. И нарёк Авраам имя месту тому: «Господь видел», — так что говорят и по сей день: «На горе Господь явился».
И позвал Ангел Господень Авраама вторично с неба, говоря: «Собою Я поклялся, говорит Господь: из-за того, что ты сотворил по слову Моему, и не пощадил сына своего возлюбленного для Меня, воистину благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твоё, как звёзды небесные и как песок на берегу моря; и унаследует семя твоё города противников; И благословятся в семени твоём все племена земли за то, что ты послушался гласа Моего».
Пророчества Исаиина чтение
Дух Господень на Мне, вот Он помазал Меня, благовествовать нищим послал Меня, исцелять сокрушённых сердцем, возвестить пленным освобождение и слепым — прозрение, объявить год Господень благоприятным и день воздаяния, чтобы утешить всех плачущих, дать плачущим в Сионе славу вместо пепла, елей радости — плачущим, одеяние славы вместо духа уныния; и назовутся они «родом правды» и «насаждением Господа во славу Его». И застроят пустыни вечные, прежде разрушенное восстановят, обновят брошенные города, опустошённые с давних родов. И придут иноплеменники пасти овец твоих, и инородцы будут земледельцами и виноградарями вашими.
Вы же священниками Господа наречены будете, служителями Бога вашего: мощь народов поглотите и в богатстве их дивными явитесь. Так вторично они наследуют землю свою, и веселие вечное будет над головою их. Ибо Я Господь, любящий правду и ненавидящий похищенное неправдой, и отдам труд их праведникам, и завет вечный поставлю с ними. И будет известно среди народов семя их, и потомки их — среди племён; и всякий видящий их узнает их, что они суть семя, благословенное Богом, и радостью возрадуются в Господе.
Царств четвертых чтение
В один день пришёл Елисей в Соман. И там была знатная женщина, и удержала она его, предложив вкусить хлеба. И стало: как он ни проходит мимо, всё заходит туда есть. И сказала женщина мужу своему: «Я поняла, что человек Божий, тот кто проходит мимо нас постоянно — святой, сделаем же ему горницу, небольшое место, и поставим ему там постель, и стол, и седалище, и светильник; и будет он, когда приходит к нам, заходить туда. И был день, и пришёл он туда, и зашёл в горницу, и лёг там. И сказал Гиезию, слуге своему: «Позови мне эту Соманитянку». И тот позвал её, и она стала пред ним.
И сказал ему: «Скажи-ка ей: ты удивила нас своей заботой; что мы можем сделать для тебя? Не нужно ли поговорить о тебе с царём или военачальником?» Она же сказала: «Нет, среди народа своего живу я спокойно». И сказал он Гиезию: «Можем ли что-то сделать для неё?» И сказал Гиезий, слуга его: «Конечно, сына нет у неё, а муж её стар». И сказал он: «Позови её». И он позвал её, и стала она у двери. И сказал ей Елисей: «В эту пору, когда она вновь придёт, в тот час, когда ты препоясывалась сегодня, будешь пеленать сына». Она же сказала: «Нет, господин мой, не обманывай рабы твоей».
И понесла во чреве женщина, и родила сына в ту пору и в тот час, когда препоясывалась, как сказал ей Елисей. И подрос ребёнок. И в какой-то день пошёл ребёнок к отцу своему, к жнецам. И сказал отцу своему: «Голова моя! голова моя болит!» И сказал тот одному работнику: «Отнеси его к матери его». И отнёс его к матери его. И он лежал на коленях у неё до полудня, и умер. И отнесла она его, и положила его на постель человека Божия, и заперла его, и вышла.
И позвала мужа своего и сказала: «Пришли-ка мне одного из работников и одну из ослиц, и я съезжу к человеку Божию и возвращусь». Он сказал: «С чего это ты идёшь к нему? Сегодня не новомесячие и не суббота». Но она сказала: «Всё хорошо». И оседлала ослицу и сказала работнику своему: «Веди и иди; не задерживай меня на пути, пока не скажу тебе. Отправляйся, и пойдёшь, и придёшь к человеку Божию, к горе Кармил». И пошла, и пришла к человеку Божию, на гору Кармил.
И было, когда увидел Елисей, что она идёт, то сказал Гиезию, слуге своему: «Смотри, это та Соманитянка. Беги навстречу к ней и скажи ей: «Благополучна ли ты? Благополучен ли муж твой? Благополучен ли ребёнок?» Она же сказала: «Благополучны!» И пришла к Елисею на гору, и ухватилась за ноги его. И подошёл Гиезий, чтобы отстранить её. И сказал Елисей: «Оставь её, ибо душа её страдает в ней; а Господь скрыл от меня и не возвестил мне». И сказала она: «Разве просила я сына у господина моего? Не говорила ли я: не прельщай меня?»
И сказал Елисей Гиезию: «Опояшь бёдра твои и возьми посох мой в руку твою, и пойди; если встретишь человека, не приветствуй его, и если будет человек приветствовать тебя, не отвечай ему: и положишь посох мой на лицо ребёнка». И сказала мать ребёнка: «Жив Господь и жива душа твоя! Не отстану от тебя». И встал Елисей, и пошёл за нею. А Гиезий прошёл впереди неё и положил посох на лицо ребёнка. Но не было голоса, и не было слышно ничего. И вышел он навстречу Елисею, и возвестил ему, говоря: «Не пробудился ребёнок».
И ступил Елисей в дом; и смотрит — умерший ребёнок лежит на постели его. И вошёл Елисей в дом, и запер дверь за собою. И помолился Господу. И поднялся и лёг на ребёнка, и приложил уста свои к устам его, и глаза свои к глазам его, и руки свои к рукам его, и ноги свои к ногам его, и простёрся над ним; и подышал на него, и согрелось тело ребёнка. И встал, и прошёлся по дому туда и сюда, и вновь возлёг — и так простирался на ребёнке до семи раз, и открыл ребёнок глаза свои. И кликнул Елисей Гиезия и сказал: «Позови мне эту Соманитянку». И тот позвал её, и она вошла к нему. И сказал Елисей: «Возьми сына твоего». И подошла женщина, и упала к ногам его, и поклонилась до земли, и взяла сына своего и ушла.
Пророчества Исаиина чтение
Так говорит Господь: где выведший из земли пастыря овец своих? где вложивший в них Духа Святого? Выведшая за десницу Моисея, славная мышца Его разделила пред лицом его воду, чтобы сотворить Ему имя вечное. Она провела их через бездну, как коня через пустыню, — и они не утомились, и как стадо через поле; И сошёл Дух от Господа и путеводил их. Так вёл Ты народ Свой, чтобы сотворить Себе Самому славное имя.
Призри, Господи, с небес, и смотри из дома святыни Твоей и славы Твоей: где ревность Твоя и могущество Твоё? Где множество милости Твоей и сострадания Твоего, почему ты и прощал нам. Ибо Ты — Отец наш: Авраам не узнал бы нас, и Израиль не признал бы нас; но Ты, Господи, Отец наш, избавь нас; от начала имя Твоё пребывает на нас. Что же Ты уклонил нас, Господи, от пути Твоего, ожесточил сердца наши, чтобы не бояться Тебя? Обратись ради рабов Твоих, ради племён наследия Твоего, чтобы мы вскоре унаследовали гору святую Твою; враги наши попрали святыню Твою. Мы сделались такими, какими были издревле, когда Ты не владел нами и имя Твоё не было наречено на нас.
Если Ты отверзешь небо, потрясутся от Тебя горы и растают, как тает воск от огня. И попалит огонь противников, и явлено будет имя Твоё врагам Твоим; от лица Твоего придут в смятение народы. Когда Ты совершишь славные дела, горы потрясутся от Тебя. От века мы не слышали, и глаза наши не видели Бога, кроме Тебя, и дел Твоих, которые Ты совершаешь для ожидающих милости. Ибо милость встречает делающих правду, и пути Твои они вспоминают.
Пророчества Иеремиина чтение
Так говорит Господь: вот наступают дни, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды завет новый, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, ибо они не сохранили завет Мой, и Я изверг их, говорит Господь. Но вот завет, который Я завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа, потому что все будут знать Меня, от малого до большого из них; потому что Я милостив буду к неправдам их, и грехов их не помяну более.
Пророчества Даниилова чтение
В восемнадцатый год Навуходоносор царь сделал золотого истукана: вышина его шестьдесят локтей, что составляет двадцать два метра, ширина его в шесть локтей, что составляет два метра, и поставил его на поле Деир в стране Вавилонской. И послал Навуходоносор царь собрать высших начальников, воевод, наместников, вождей и правителей, и всех, кто стоит у власти, и всех князей стран, чтобы пришли на открытие истукана, которого поставил Навуходоносор царь.
И собрались наместники, высшие начальники, воеводы, вожди, верховные правители, стоящие у власти и все князья стран на открытие изваяния, которое поставил Навуходоносор царь, и стали перед изваянием, которое поставил Навуходоносор царь. Тогда глашатай громко возопил: «Объявляется вам, народы, люди, племена и языки! В тот час, как услышите звук трубы, и свирели с лирой, и арфы, и псалтири, и симфонии, и всякого рода музыкального, — падайте и поклоняйтесь золотому истукану, которого поставил Навуходоносор царь. А кто не падёт и не поклонится, тотчас брошен будет в печь, раскалённую огнём».
И когда услышали народы звук трубы, свирели и лиры, и арфы, и симфонии и всякого рода музыкального, то все народы, племена и языки, падая, поклонялись золотому истукану, которого поставил Навуходоносор царь.
Тогда подошли некоторые из халдеев и донесли на иудеев. И начав речь, сказали Навуходоносору царю: «Царь, вовеки живи! Ты, царь, издал повеление, что всякий человек, который услышит звук трубы со свирелью, и лиры, арфы и псалтири, и симфонии и всякого рода музыкального и не падёт и не поклонится золотому истукану, будет брошен в печь, огнём раскалённую. Но есть мужи иудейские, которых ты поставил над делами страны Вавилонской. Седрах, Мисах и Авденаго, которые не послушали, царь, твоего повеления, и богам твоим не служат, и истукану золотому, которого ты поставил, не поклоняются».
Тогда Навуходоносор в ярости и гневе велел привести Седраха, Мисаха и Авденаго; и приведены они были к царю. И сказал им Навуходоносор: «Правда ли, Седрах, Мисах и Авденаго, что вы богам моим не служите, и золотому истукану, которого я поставил, не кланяетесь? Ныне, если вы готовы, то как только услышите звук трубы со свирелью, и лиры, арфы и псалтири, и симфонии и всякого рода музыкального, то падите и поклонитесь истукану золотому, которого я сделал; если же не поклонитесь, то тотчас же брошены будете в печь, раскалённую огнём, и какой бог избавит вас от руки моей?»
И сказали в ответ Седрах, Мисах и Авденаго царю Навуходоносору: «Нет нам нужды отвечать тебе на это слово. Ибо есть Бог наш на небесах, Которому мы служим, Он силен взять нас из печи, раскалённой огнём, и от руки твоей, царь, избавить нас. Если же не так, то будет известно тебе, царь, что богам твоим мы не служим и истукану золотому, сделанному тобою, мы не кланяемся». Тогда Навуходоносор исполнился ярости, и вид лица его изменился перед Седрахом, Мисахом и Авденаго, и сказал: «Разожгите печь в семь раз более, пока до конца не разожжётся». И самым сильным мужам сказал: «Связавши Седраха, Мисаха и Авденаго, бросьте в печь, раскалённую огнём».
Тогда мужи те связаны были в шароварах своих, и шапочках, и сапогах — в одеждах своих, и брошены в середину печи, горящей огнём. Так как слово царя было весьма строго и печь была раскалена преизобильно, то мужей тех, которые бросали Седраха, Мисаха и Авденаго, огненное пламя убило. А эти три мужа, Седрах, Мисах и Авденаго, упали в средину раскалённой огнём печи связанные. И ходили среди пламени, воспевая Бога и благословляя Господа. И став с ними, Азария молился так, и отверзши уста свои среди пламени, возгласил;
Молитва Азарии:
«Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твоё вовеки. Ибо праведен Ты во всём, что соделал с нами, и все дела Твои истинны, и пути Твои правы, и все суды Твои истинны. Ты совершил правосудие в том, что Ты навёл на нас и на святый град отцов наших Иерусалим, потому что по истине и по суду навёл Ты всё это на нас за грехи наши. Ибо согрешили мы, и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всём согрешили. Заповедей Твоих не слушали и не соблюдали их, и не поступали, как Ты повелел нам, чтобы благо нам было. И всё, что Ты навёл на нас, и всё, что Ты соделал с нами, соделал по истинному суду.
И предал нас в руки врагов беззаконных, враждебнейших отступников, и царю неправосудному и бесчестнейшему на всей земле. И ныне мы не можем открыть уст наших; мы сделались стыдом и поношением для рабов Твоих и чтущих Тебя. Но не предай нас до конца ради имени Твоего, и не разруши завета Твоего. Не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Тобою, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святого Твоего, которым Ты говорил, что умножишь семя их, как звёзды небесные и как песок на берегу моря.
Мы умалены, Господи, более всех народов, и унижены ныне на всей земле за грехи наши, и нет у нас в настоящее время ни князя, ни пророка, ни вождя, ни всесожжения, ни жертвы, ни приношения, ни фимиама, ни места, чтобы нам принести жертву Тебе и обрести милость. Но с душою сокрушённою и смиренным духом да будем приняты. Как при всесожжении баранов и быков и как при тысячах тучных агнцев, так да будет жертва наша пред Тобою ныне благоугодною Тебе, и не постыдишь уповающих на Тебя.
И ныне мы следуем за Тобою всем сердцем и боимся Тебя и ищем лица Твоего. Не посрами нас, но сотвори с нами по снисхождению Твоему и по множеству милости Твоей. И избави нас силою чудес Твоих, и дай славу имени Твоему, Господи. И да посрамятся все, делающие рабам Твоим зло, и да постыдятся со всей силою, и мощь их да сокрушится, и да познают, что Ты — Господь Бог, един и славен по всей вселенной».
А между тем слуги царя, бросившие их, не переставали разжигать печь нефтью, смолой, паклей и хворостом, и поднимался пламень над печью на сорок девять локтей, что больше, чем двадцать метров; и вырывался, и сжигал у печи тех халдеев, до которых доставал. Но Ангел Господень сошёл вместе с Азарией и бывшими с ним в печь и выбросил пламень огня из печи, и сделал так, что в средине печи стал как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не коснулся их, и не повредил им, и не смутил их. Тогда сии трое, как бы одними устами, воспели в печи, и благословили и прославили Бога, говоря:
Песнь трёх отроков:
«Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, и хвальный и превозносимый вовеки, и благословенно имя славы Твоей, святое и прехвальное и превозносимое вовеки.
Благословен Ты в храме святой славы Твоей, и прехвальный и превозносимый вовеки.
Благословен Ты, видящий бездны, восседающий на Херувимах, и прехвальный и превозносимый вовеки.
Благословен Ты на престоле славы царства Твоего, и прехвальный и превозносимый вовеки.
Благословен Ты на тверди небесной, и прехвальный и превозносимый вовеки.
Чтец: Господа пойте и превозносите Его вовеки.
Хор (припевает к каждому стиху): Господа пойте и превозносите Его вовеки.
Чтец: Благословляйте, все дела Господни, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.
Благословляйте, Ангелы Господни, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.
Благословляйте, небеса, Господа, пойте и превозносите Его вовеки,
Благословляйте, все воды, что превыше небес, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.
Благословляйте, все силы Господни, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.
Благословляйте, солнце и луна, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.
Благословляйте, звёзды небесные, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.
Благословляйте, всякий дождь и роса, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.
Благословляйте, все ветры, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.
Благословляйте, огонь и жар, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.
Благословляйте, холод и зной, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.
Благословляйте, росы и вьюги, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.
Благословляйте, ночи и дни, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.
Благословляйте, свет и тьма, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.
Благословляйте, лёд и мороз, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.
Благословляйте, иней и снега, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.
Благословляйте, молнии и облака, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.
Да благословит земля, Господа, да поёт и превозносит Его вовеки.
Благословляйте, горы и холмы, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.
Благословляй Господа, всё растущее на земле, пойте и превозносите Его вовеки.
Благословляйте, источники, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.
Благословляйте, моря и реки, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.
Благословляйте Господа, киты и всё, движущееся в водах, пойте и превозносите Его вовеки.
Благословляйте, все птицы небесные, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.
Благословляйте, звери и весь скот, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.
Благословляйте, сыны человеческие, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.
Да благословит, Израиль, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.
Благословляйте, священники Господни, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.
Благословляйте, рабы Господни, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.
Благословляйте, духи и души праведных, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.
Благословляйте, преподобные и смиренные сердцем, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.
Благословляйте, Анания, Азария и Мисаил, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.
Благословляйте, апостолы, пророки и мученики Господни, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.
Благословим Отца, и Сына, и Святого Духа, Господа, поём и превозносим Его вовеки.
И ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Господа пойте и превозносите Его вовеки.
Хвалим, благословляем, поклоняемся Господу, поём и превозносим Его во все века».