храм корсунской иконы божьей матери
Подворье СТСЛ Храм Корсунской иконы БожиейМатери
История Церкви в честь иконы Божией Матери «Корсунская» и святых 12 Апостолов в селе Глинково
Впервые село Глинково упоминается в грамоте великого князя Димитрия Донского, данной Троицкому монастырю,
Показать полностью. 14-й век (грамота приведена в летописи Русская летопись по Никоновому списку под годом 6901 от сотворения мира: «Данье великого князя Димитрия Ивановича в Сергиев монастырь. В лето 6901 дал Святой Троице Живоначальной в Сергиев монастырь, князь Димитрий Иванович Донской игумену Сергию с братиею в вечный поминок по своей душе и по своих родителей, в Радонежье. половина Глинкова». В жалованной грамоте 1462 г. Великого князя Московского Иоанна III Троице Сергиеву монастырю в числе прочих пожалований упоминается половина сельца Глинкова. В начале 16-го века за монастырем числилась и другая половина. В Смутное время село было разорено поляками. В 1678 г. здесь двор монастырский и 5 дворов крестьян. В конце 16-го века здесь была ветхая деревянная церковь. В Троице-Сергиевом монастыре была «Грамота Стефана, Митрополита Рязанского, 7091 г. Апреля в 14 день о построении вместо ветхой церкви в селе Глинково вновь на том же месте во имя двенадесяти Апостолов». В 1701 г. по прошению архимандрита Троице-Сергиева монастыря Иллариона (Властевинского) построена и освящена новая деревянная церковь во имя 12-и Апостолов. Эта церковь стояла до 1825 года. В переписных книгах Московского уезда, составленных в 1720 г., сказано: «Троицкого Сергиева монастыря в селе Глинково Церковь Святых Апостолов двенадесяти. При ней действительно служащие: поп Иван Борисов, дьячок Никита Тимофеев, пономарь Василий Иванов, сторож Феофилакт Иванов».
Продолжение Истории Церкви
В 1825 г. начата постройка ныне существующего Храма, который к 1834 г. закончен, а в 1847 г. возведена колокольня. Храм был двухпрестольный: Корсунской иконы Божией Матери (холодный, освящен в 1834 г.) и 12 Апостолов (теплый, освящен в 1829 г.). Вблизи стояла каменная часовня. В храме находилась местночтимая Корсунская икона Божией Матери. В 1855 г. старанием священника Иакова Харламова и иждивением г. Богородска купеческого сына Ивана Фомина был вызолочен иконостас; стены храма окрашены и местами украшены росписью. В 1885 г. всех прихожан было 166 мужчин и 205 женщин. Ежегодно, в день отдания праздника Святой Пасхи, 16 августа, и в так называемую «Ильинскую» пятницу после Литургии совершался с Корсунской иконой Божией Матери Крестный ход по селениям прихода, перед иконой служили молебен с освящением воды и обходили с иконой вокруг селений.
В советское время храм был закрыт, разорен, колокольня разрушена. В здании храма размещался филиал производственно-коммерческой фирмы.
8 октября 2010 г. Милосердный Господь возвратил Храм в честь 12-ти Святых Всехвальных Апостолов Православной Церкви.
22 октября 2010 г. в праздник Корсунской иконы Божией Матери впервые, после многолетнего перерыва, в храме было совершено молебствие с чтением Акафиста Пресвятой Богородице «Корсунская», отслужен благодарственный молебен и совершен крестный ход.
🕯️Настоятель подворья Архимандрит Герман (Чесноков) с осени 2010 года по август 2018 года
☦️Настоятель Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Архиепископ Евстафий (Евдокимов) с 16 августа 2018 года
🕯️ Исполняющий обязанности настоятеля подворья иерей Михаил ( Боданов) с 17 июля 2019 года
Храм-пантеон в Дёгтево
Приусадебный храм Корсунской иконы Божией Матери (1802 г.) в селе Дёгтево Ярославской области – поистине уникальная постройка не только районного, но и, без малого, всероссийского масштаба.
Использованная в его объемах форма круга является композиционным центром сооружения. В эпоху классицизма такие культовые постройки с «круглыми» стенами называли храмами-ротондами. К сожалению, фотографиями не передать размеров «дёгтевской» ротонды, но в действительности она кажется намного больше.
Храм Корсунской иконы Божией Матери.
344 храма, тяготеющих к стилистике классицизма, мной было выявлено в Ярославской области.
Стоит отметить, что из них всего лишь 11 являются ротондальными, и, по печальному стечению обстоятельств, за исключением 3 церквей все они заброшенные. Таким образом, очевидно, что каждый подобный храм – наперечет.
Свод храма Корсунской иконы Божией Матери.
Но не только ротондой как формой интересен храм в Дёгтево.
Заходя внутрь, конечно же, уже ахаешь не столько от уникальных росписей, сколько от их нынешнего состояния. Пару лет назад свод был целым и оказывал на прихожанина должный эффект. Затем обвалился фрагмент центральной части, а дыра под воздействием влаги и давлением снега постепенно разрослась. Свод теперь отчасти погребен под слоем снега и осколками лежит на полу, исключая возможность передвижения внутри церкви.
Росписи храма Корсунской иконы Божией Матери.
Особенность же его заключается в имитировании кессон, которые изображены художником в росписях.
Кессоны – небольшие углубления на сводах зданий геометрической, тяготеющей к квадрату, формы, которые были призваны визуально увеличить площадь и высоту купола. Идущие рядами по направлению к центру они уменьшались в размерах, создавая эффект небывалой высоты. Такой прием был использован в Древнем Риме при строительстве главного (и, опять-таки, круглого) храма империи – Пантеона – храма всех богов. А классицизм, как нам известно, опирается на формы эпохи Возрождения, истоки которых, в свою очередь, уходят в архитектуру античности.
Застройка в Дёгтево.
Однако, если при строительстве сооружений в теплом, умеренном климате можно было смело заимствовать формы архитекторов прошлого, то в российских реалиях это было исключено.
Дёгтево. Интерьеры усадьбы.
Одна из особенностей Пантеона – центральное окно в куполе, через которое и осуществляется освещение храма.
Реализация такого окна-опайона в том же Дёгтево была невозможна: купол бы рухнул гораздо раньше, нежели чем в последние годы. В таком случае, при строительстве ротондальных храмов на свод ставили главку со световым или глухим барабаном, а основными источниками освещения являлись либо круглые, либо полуциркульные тройные окна, расположенные по окружности в верхней части ротонды.
Один из жилых домов в Дёгтево.
Тем не менее, именно сочетание формы ротонды с росписями храма позволяет говорить нам о том, что зодчий стремился как можно более детально использовать наследие архитекторов предшествующих поколений, оказать поистине потрясающее воздействие на зрителя.
Так, пока ещё, это и происходит в наши дни.
Дёгтево. Интерьеры одного из залов второго этажа усадьбы.
На удивление хорошо сохранились интерьеры главного усадебного дома, построенного в XIX веке: печи, росписи, карнизы и лепные розетки, аутентичные фрагменты оформления проемов из дерева.
Дёгтево. Интерьеры усадьбы.
Не каждый сможет пролезть через отверстие и оказаться в достаточно чистом заброшенном доме, но пройтись по помещениям с помпезными интерьерами, где практически полностью сохранена и первоначальная планировка, все-таки стоит.
Не меньшее удовольствие доставит и прогулка по небольшому селу, где можно познакомиться с примерами сложной и, в некоторых случаях, ювелирной работы резчиков по дереву.
Дёгтево. Роспись потолка усадьбы.
Дёгтево – особенное, но, к сожалению, местечко исчезающее.
И, пока там есть, что смотреть, туда стоит ехать в любую погоду!
Храм корсунской иконы божьей матери
Сегодня ездил на Престольный праздник в Храм Корсунской Иконы Божией Матери в селе Глинково Сергиево Посада.
Немного истории об этом Храме.
Целостность интерьера нарушена. На стенах фрагментарно сохранилась масляная живопись второй половины XIX в. Иконостасы отсутствуют.
Сейчас, в осстановление Храма проводит Архимандрит Герман Чесноков.
Вот так выглядел Храм ранее.
Корсунская икона Божией Матери (Ефесская икона Божией Матери) — икона Девы Марии с Младенцем, почитаемая в Православной церкви чудотворной. Относится к иконописному типу Елеуса (её сокращённый, оплечный вариант).
По преданию, Ефесская, или Корсунская, икона Богородицы, была писана св. апостолом Лукой и ещё при жизни Пресвятая Богородица, увидев своё изображение, сказала: «Благодать рождшегося От меня и Моя да будет с сею иконою». 9 октября 988 года список с этой иконы был принесен из Корсуни в Киев святым равноапостольным князем Владимиром и получил название Корсунской иконы. Позже икона была перенесена в Новгород, а оттуда — в Москву, в Кремлевский Успенский собор.
Празднование в честь Корсунской иконы Божией Матери совершается 9 октября (22 октября н.ст.).
Сегодня Храм выглядит иначе.
Об иконе Божией Матери, именуемой Корсунская, или Ефесская
История иконы излагается неоднозначно. Происхождение этого святого образа уходит в седую древность.
Существуют две версии.
Согласно одному преданию, сей образ написан самим евангелистом Лукой. На Русь Корсунская, или Ефесская, икона попала в 988 году, — была принесена крестителем Руси святым равноапостольным великим князем Владимиром из Корсуни в Киев. Позднее образ попал в Великий Новгород, затем в Москву и до 1918 года находился в Успенском соборе Московского Кремля, за престолом.
Другое же предание гласит, что икона была принесена на Русь в конце XII столетия святой Евфросинией Полоцкой, в миру Предиславой, дочерью полоцкого князя Георгия, с юных лет избравшей путь подвижничества. Она основала в Полоцке женскую обитель с храмами во имя Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы. Вторую из церквей обители княжна решила украсить древним образом Пречистой. Род Комнинов, царствовавший в то время в Византии, состоял в родстве с полоцкими князьями. Евфросиния отправила к императору Мануилу Комнину (1143—1169) и Вселенскому Патриарху Луке Хризовергу (1156—1169) гонца с богатыми дарами, и владыки Второго Рима поднесли в дар полоцкой обители дивный образ, украшенный золотом, серебром и драгоценными каменьями. В 1173 году эта икона была торжественно установлена в полоцком храме во имя Пресвятой Богородицы, прославившись подаваемыми ею чудесными исцелениями.
В 1239 году святой князь Александр Невский вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава. Венчание состоялось в городе Торопце; в память об этом константинопольский образ был перенесен туда и до начала ХХ пребывал в иконостасе торопецкого Воскресенского собора.
Какая же из двух версий происхождения Корсунской иконы верна? В фондах Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника была найдена рукописная книга на двенадцати страницах из холста. Рукопись повествует об истории обретения Ефесской «Одигитрии». Cия икона, — сказано в рукописи, —написана в Византии в 1134 году «при архимандрите царьградском Иосифе и царе Емануиле греческом» с древнего первоначального образа письма самого апостола Луки.
«Икона Ефесская Одигитрия стояла в малой церкви архимандрита Иосифа в Царьграде много лет. Турки пленили Царьград. Эту икону скрыли в землю от врагов, не была бы поругана святая икона. В земле сохранялась она немало лет. По воцарении турок в Царь Граде прошло немного время, и вынули из земли святую икону, ничем невредиму. По обретении множество болящих исцелилось от святыя иконы. Вознегодовали на християн турки, и второе боялись християны, чтобы турки не истребили святую икону, всем болящим врача. После архимандрита Иосифа, принесшего сию икону из Ефеса, много было наместников. Святую икону передавал в Россию, московским боярам Морозовым, цареградский архимандрит Гавриил в 1461 году…
И устроили принесенному образу драгоценную ризу из злата и сребра и драгоценных каменей и другого жемчуга и драгоценную корону. Это дар царский: царицы Анастасии Романовны — супруги царя Иоанна Грознаго, скованный из чистаго злата.
Царица Анастасия имела любовь к принесенному образу из Ефеса и часто ходила на молитву Ефесской «Одигитрии» в дом бояр Морозовых. Царица Анастасия шествовала своими ногами на молитву, а не изволила в каретах царских». И так продолжалось много лет. Но род бояр Морозовых угасал, остались от него только боярин Глеб и жена его боярыня Феодосия. Решили Морозовы передать чудотворную святыню «в пустынную Шарпанскую обитель в нижегороцких пределах во области Семеновской в лесах за рекою Волгою», устроенную в 1622 году в царствование Михаила Федоровича.
В Шаранской обители Корсунская сохранялась без малого двести лет. В первые же годы пребывания чудотворной в обители здесь на средства боярыни Феодосии были выстроены странноприимный дом и огромный храм, вмещавший до тысячи молящихся. Сотни православных получали исцеление от сей святыни.
Однажды в 1728 году Нижегородский архиепископ Питирим, «подвергшись недугу телесному, стал расслаблен телом от истечения крови его. Он искал помощи от земных врачей, но не един врач не мог исцелить его от кровотечения. И оставил земных врачей, и стал призывать на помощь Бога и Пречистую Богородицу. Архиепископ Питирим слышал и видел, что множество людей — нижегородцев и из прочих стран — идут и едут на поклонение чудотворному образу, множество болящих и страждущих. Везут и все приемлют в себе исцеление от святыя иконы. Архиепископ Питирим дал свое обещание ехать в область Семеновскую, в обитель Шарпанскую, на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы, видя, что от нея истекает великий источник, богатыя милости и все страждущие и болящие приемлют исцеление от неистощимаго источника святыя иконы».
Владыка Питирим отправился в Шарпанскую обитель и, обретя от иконы исцеление, объявил всем нижегородцам, что это чудотворный и дивный образ. «Я желал бы эту великую святыню приносить в наш Нижненовгород в кажнее лето», — сказал Питирим. Все велегласно откликнулись: все желаем, владыко, принять чудотворную икону. Даем обещание, владыко, кажнее лето приносить чудотворную икону в Нижний Новград. Архиепископ Питирим провозгласи: «…Будет в нашем граде великая радость о пришествии великой заступницы граду нашему, ей, братие, помолимся. Икона будет приноситься в Нижней Новград июля 10 дня в продолжение пребывания иконы по 15 сентября».
Так продолжалось до 1853 года, когда скрылась икона и следы ее затерялись в истории. А это был как минимум третий список с подлинной Ефесской святыни, созданной в Византии местными мастерами.
Примечательно, что еще один список с этого образа также пребывал на Нижегородской земле, в мужском Благовещенском монастыре, и столь же таинственно исчез, хотя прежде пережил невредимым три опустошительнейших пожара. Считается, что он был написан в Киеве во времена равноапостольного великого князя Владимира как копия с принесенной крестителем Руси из Корсуни иконы. Основанием для такого предположения служила надпись на ризе на двух языках, славянском и греческом: «Образ сей писан в лето 6501 (903) Симеоном иеромонахом». Главная святыня Благовещенского монастыря была прислана туда чудотворцем Алексием, митрополитом Московским, как первосвятительское благословение новосозданной обители.
Помимо того в России имелось без малого полтора десятка местночтимых списков с Корсунской иконы позднейшего происхождения: в псковском Изборске, в кафедральном Исаакиевском соборе северной столицы, в Нежине Черниговской губернии, в селе Пилатики Романовского уезда Ярославской губернии, в монастырях Спасо-Евфимиевом в Суздале, Соловецком и Павло-Обнорском под Вологдой и во многих иных городах, весях и обителях. Еще большим было количество храмов во имя Корсунской Богоматери.
Источник: Надежда Дмитриева «О Тебе радуется! Чудотворные иконы Божией Матери», Издательство Сретенского монастыря, 2007 г.
Подворье СТСЛ Храм Корсунской иконы Богородицы
Расписание Богослужений:
БУДНИ расписание служб узнавать в храме за свечным ящиком ВОСКРЕСЕНИЕ и ПРАЗДНИКИ
вечерняя служба 17.00
литургия 8.30
Показать полностью.
История Церкви в честь иконы Божией Матери «Корсунская» и святых 12 Апостолов в селе Глинково
Впервые село Глинково упоминается в грамоте великого князя Димитрия Донского, данной Троицому монастырю, 14-й век (грамота приведена в летописи Русская летопись по Никоновому списку под годом 6901 от сотворения мира: «Данье великого князя Димитрия Ивановича в Сергиев монастырь. В лето 6901 дал Святой Троице Живоначальной в Сергиев монастырь, князь Димитрий Иванович Донской игумену Сергию с братиею в вечный поминок по своей душе и по своих родителей, в Радонежье. половина Глинкова». В жалованной грамоте 1462 г. Великого князя Московского Иоанна III Троице Сергиеву монастырю в числе прочих пожалований упоминается половина сельца Глинкова. В начале 16-го века за монастырем числилась и другая половина. В Смутное время село было разорено поляками. В 1678 г. здесь двор монастырский и 5 дворов крестьян. В конце 16-го века здесь была ветхая деревянная церковь. В Троице-Сергиевом монастыре была «Грамота Стефана, Митрополита Рязанского, 7091 г. Апреля в 14 день о построении вместо ветхой церкви в селе Глинково вновь на том же месте во имя двенадесяти Апостолов». В 1701 г. по прошению архимандрита Троице-Сергиева монастыря Иллариона (Властевинского) построена и освящена новая деревянная церковь во имя 12-и Апостолов. Эта церковь стояла до 1825 года. В переписных книгах Московского уезда, составленных в 1720 г., сказано: «Троицкого Сергиева монастыря в селе Глинково Церковь Святых Апостолов двенадесяти. При ней действительно служащие: поп Иван Борисов, дьячок Никита Тимофеев, пономарь Василий Иванов, сторож Феофилакт Иванов».
Продолжение Истории Церкви
В 1825 г. начата постройка ныне существующего Храма, который к 1834 г. закончен, а в 1847 г. возведена колокольня. Храм был двухпрестольный: Корсунской иконы Божией Матери (холодный, освящен в 1834 г.) и 12 Апостолов (теплый, освящен в 1829 г.). Вблизи стояла каменная часовня. В храме находилась местночтимая Корсунская икона Божией Матери. В 1855 г. старанием священника Иакова Харламова и иждивением г. Богородска купеческого сына Ивана Фомина был вызолочен иконостас; стены храма окрашены и местами украшены росписью. В 1885 г. всех прихожан было 166 мужчин и 205 женщин. Ежегодно, в день отдания праздника Святой Пасхи, 16 августа, и в так называемую «Ильинскую» пятницу после Литургии совершался с Корсунской иконой Божией Матери Крестный ход по селениям прихода, перед иконой служили молебен с освящением воды и обходили с иконой вокруг селений.
В советское время храм был закрыт, разорен, колокольня разрушена. В здании храма размещался филиал производственно-коммерческой фирмы.
8 октября 2010 г. Милосердный Господь возвратил Храм в честь 12-ти Святых Всехвальных Апостолов Православной Церкви.
22 октября 2010 г. в праздник Корсунской иконы Божией Матери впервые, после многолетнего перерыва, в храме было совершено молебствие с чтением Акафиста Пресвятой Богородице «Корсунская», отслужен благодарственный молебен и совершен крестный ход.
🕯️Настоятель подворья Архимандрит Герман (Чесноков) с осени 2010 года по август 2018 года
☦️Настоятель Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Архиепископ Евстафий (Евдокимов) с 16 августа 2018 года
🕯️ Исполняющий обязанности настоятеля подворья иерей Михаил ( Боданов) с 17 июля 2019 года
Храм Корсунской иконы Божией Матери (Белгород)
Мiръ Россия Белгородская область Белгород Храм Корсунской иконы Божией Матери (Белгород)
Храм Корсунской иконы Божией Матери в Белгороде находится недалеко от целебного источника.
Содержание
История [ править ]
Храм в честь Корсунской иконы Пресвятой Богородицы освящен епископом Белгородским и Старооскольским Иоанном 1 августа 1997 года.
Здание храма, ранее принадлежащее одной из муниципальных служб города, было реконструировано.
В храме хранится почитаемая Корсунская икона Божией Матери, а недалеко от храма — источник, над которым в 1995 году была возведена часовня в честь Корсунской иконы Пресвятой Богородицы. С 1997 года возобновлена традиция крестных ходов к источнику.
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Контакты [ править ]
Адрес: 308010, г. Белгород, Ячнево, ул. Портовая, 94.
Как добраться: Храм находится на городском кладбище.
Паломнику [ править ]
Божественная Литургия совершается по субботам и воскресеньям в 9.00;