храм кощеево ивановская область

Казанский храм (Кощеево)

храм кощеево ивановская область

Казанский храм сооружен в 1811 году на средства прихожан. Это один из лучших культовых памятников района, отличающийся выверенностью пропорций и изяществом силуэта. Храм, выстроенный в стиле раннего классицизма, в объемном решении тяготеет к традициям костромской архитектуры XVII века.

Содержание

История [ править ]

Церковь Казанской иконы Божией Матери расположена в центральной части се­ла Кощеево, Родниковского района, Ивановской области на небольшой возвышенности.

До 1918 года село Кощеево входило в Нерехтский уезд Костромской губернии.

Церковь сооружена в 1811 г. на средства прихожан. Во 2-й половине XIX в. сдела­на пристройка с южной стороны коло­кольни. Кирпичные стены побелены. Церковная ограда сер. XIX в. включает ворота, располо­женные с западной стороны, напротив колокольни.

Это один из лучших культовых памятников района, отличающийся выверенностью пропорций и изяществом силуэта. Храм, выстроенный в стиле раннего классицизма, в объемном реше­нии тяготеет к традициям костромской архитектуры XVII века.

Приделы церкви были освящены в честь святого великомученика Фёдора Стратилата и угодника Божиего Николая Чудотворца, иконы Казанской Божией Матери.

Храму в с. Кощеево повезло больше чем другим храмам в районе. В годы воинствующего атеизма церковь оставалась в числе действующих. Это обстоятельство обеспечило сохранность внутреннего убранства. В интерьере сохранилась живопись.

Главный иконостас выполнен в начале XIX в., царские врата и некоторые детали резьбы относятся к середине XIX в.

На сегодняшний день настоятелем прихода Церкви Казанской иконы Божией Матери в се­ле Кощеево является иерей Вадим.

Святыни [ править ]

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 155240, Россия, Ивановская область, Родниковский район, c Кощеево

Паломнику [ править ]

Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Источник

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери, с.Кощеево

Кощеево Казанский храм, Казанский храм Кощеево

храм кощеево ивановская область

Церковные таинства и требы

Таинствами в православной церкви называются священные действия, через которые верующим невидимым образом подается благодать Святого Духа (спасительная сила Божья).

В Православии принято семь Таинств:
• крещение,
• миропомазание,
• евхаристия (причащение),
• покаяние (исповедь),
• таинство священства,
• таинство брака (венчание),
• елеосвящение (соборование).
Всякое действие Церкви в некотором смысле является таинством. Но вышеперечисленные таинства Церковь выделяет особенно — в них дается некое новое качество человеку, некий особенный духовный дар, который качественно изменяет жизнь человека.
Так в Крещении человек получает второе рождение — духовное; в Миропомазании укрепляется Божией благодатью; в Причащении духовно питается, становясь частью Тела Христова — Церкви. В покаянии и сязанной с ним исповеди подается прощение грехов и врачуются духовные (душевные) раны от этих духовных болезней. В Таинстве Брака освящается супружество и соотвественно вся семейная жизнь. Так жизнь человека чрез таинства освящается Божией благодатью и дарами.

Отметим, что когда Церковь учит о благодатных дарах, то подразумевает сам Дар жизни, непрестанным потоком изливающийся от Бога к человеку. Для того чтобы питать жизненные силы человека, необходимо постоянное общение с Богом – Источником Жизни. И таинства как средства Богообщения приобретают первостепенное значение. Посредством таинств Церкви становится возможной совершенная, благодатная, преизбыточествующая жизнь.

Видимым образом таинства выражаются в обрядовых священнодействиях. Совершитель Таинств — Бог, совершающий их руками священнослужителей, по вере

Требы
Ситуации, в которых нам требуется Божия помощь, многообразны. Зная потребности человека, Православной Церковь составила ряд специальных священнодействий, обрядов и молитвословий, которые получили название треб, — так как совершаются «по требованию» верующих. К требам, совершаемым священником относятся:
• записки на литргию о здравии или о упокоении
• молебен
• панихида
• лития
• отпевание
• сорокоуст
К основным требам также относят: молитвы о живых, об усопших, водоосвящение, освящение предметов и пищи.
Усиленное моление о живых людях называется молебном. Молебны — это краткие службы, в которых верующие, по своим частным нуждам и обстоятельствам, обращаются с молитвой к Господу Богу, Божией матери и святым. Это может быть молебен благодарственный за полученные от Бога милости, молебен об исцелении больного, молебен перед учением, путешествием и пр. Молебен бывает: простой, водосвятный (то есть с освящением воды) или с акафистом.
Заказные (частные) молебны совершаются священником по просьбе молящихся, а общие — как правило по окончании литургии.
Также в молитвенной практике Православной церкви широко распространен обычай молиться в приходе о болящих, недужных или усопших своих членах в течение определенного количества времени. Такое молитвенное поминовение в течение сорока дней именуется сорокоуст. Если же мы просим приход молиться в течение года, то это годовое поминовение. (Сорокоусты и иные записки обычно подают за свечным ящиком.)
К заупокойным требам относятся панихида, лития и отпевание. Они совершаются только по крещеным людям. Панихидами называются краткие службы, состоящие из молитв о прощении грехов и упокоении умершего в Царстве Небесном. Панихида — это более полный чин поминовения, а лития — его краткий вариант. Сорокоуст о упокоении заказывают после смерти или отпевания, или в любое желаемое время.

Церковь своими последованиями освящает весь уклад человеческой жизни, в том числе те предметы, которыми пользуемся, и ту пищу, которую вкушаем. Освящение пищи бывает по определенным дням, например, накануне Пасхи освящаются куличи и яйца, а в праздник Преображения — яблоки и другие фрукты.
Существует чин освящения дома, колесницы (машины).

Источник

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери, с.Кощеево

Кощеево Казанский храм, Казанский храм Кощеево

храм кощеево ивановская область

Престольный праздник

Миновало празднование в честь Казанской иконы Божией Матери — одно из самых важных событий церковного года для нашего храма, престольный праздник! Поздравляем всех православных христиан и молимся Заступнице нашей, Богородице об Ее попечении за нас.

храм кощеево ивановская область

Поделиться:

Начало Успенского Поста.

Дорогие братья и сестры, поздравляем с началом Успенского Поста. Постимся постом приятным.

Прообразом Успенского поста стал пост Богородицы перед Её Успением. По преданию, архангел Гавриил за три дня сообщил Богоматери о грядущем времени Её кончины. Все эти дни Богородица молилась, радуясь о предстоящей встрече со Своим Сыном и Господом.

Византийский богослов пятнадцатого века, святой Симеон Солунский, писал: «Матерь Божия Слова, узнавши Своё преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, не имела нужды в посте… А потому и мы должны поститься и воспевать Её, подражая житию Её».

Православные постятся, подражая подвигу Пресвятой Богородицы. Верующие стремятся хоть немного приблизиться к чистоте Царицы Небесной. В эти дни мы ещё раз восхваляем Пресвятую Богоматерь и призываем Её к милосердию и заступничеству.

Уход из земной жизни Богоматери стал началом Её нового пути — заступничества перед Господом за тех, кто молится и обращается к Царице Небесной.

Митрополит Сурожский Антоний называл Успенский пост “временем возвращения домой, временем, когда мы можем ожить”. Он призывал: “Успенский пост – это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя всё, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, – жить со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны”.

храм кощеево ивановская область

Поделиться:

Воскресение Господне.

Минувший воскресный день соединил в нашем храме два события: Воскресение Господа нашего Иисуса Христа и Обретение мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца. Именно этим двум праздникам была посвящена проповедь настоятеля после Божественной Литургии.

храм кощеево ивановская область

храм кощеево ивановская область

Поделиться:

День рождения настоятеля

храм кощеево ивановская областьхрам кощеево ивановская область

Сегодня приход храма Казанской иконы Божией Матери отмечает праздник — день рождения дорогого настоятеля, отца Вадима Смирнова.
Батюшка Вадим является любимым духовным отцом для многих чад, чьих сердец коснулась благодать Господа в стенах нашего храма. Строгий, бдительный, добрый, неравнодушный и такой необходимый для нас, прихожан, отец Вадим неустанно призывает каждого православного христианина на путь к спасению, разумению, ответственности и борьбе с грехом. Именно поэтому духовное покровительство батюшки так ценно для прихода.

Дорогой, уважаемый, любимый наш настоятель, от лица всех прихожан нашего храма, поздравляем Вас с днём рождения! Желаем крепости духовной и телесной, Божьей помощи во всех добрый трудах, многая и благая лета!

Поделиться:

Христос Воскресе!

храм кощеево ивановская область

Христос Воскресе, дорогие братья и сестры! Воистину Воскресе Господь наш Иисус Христос!

Приход храма Казанской иконы Божией Матери сердечно поздравляет всех православных христиан с Величайшим Праздником Воскресения Господа нашего Иисуса Христа.

Пусть Светлая Седмица подарит нам не только радость, но и много возможностей для добрых дел милосердия.

Мира, любви, добра, радости каждому дому, каждой семье, каждому христианину. Поздравляем и молимся о спасении друг друга!

Поделиться:

Икона дня

Мч. Нестора Солунского (ок. 306).

Прп. Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114). Прп. Нестора, некнижного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Обретение мощей блгв. кн. Андрея Смоленского в Переславле-Залесском (1539). Мцц. Капитолины и Еротииды (304). Мч. Марка и иже с ним.

Прмч. Сергия Чернухина (1942).

Кол., 249 зач., I, 1–2, 7–11.Лк., 55 зач., XI, 1–10.Мч.:Еф., 233 зач., VI, 10–17.Лк., 106 зач., XXI, 12–19.

Источник

Храм кощеево ивановская область

Каза́нская ико́на Бо́жией Ма́тери — чудотворная икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году. Одна из самых чтимых икон в Русской православной церкви.

храм кощеево ивановская область

Обретение и дальнейшая история иконы

Как пишет современник событий патриарх Гермоген (в то время священник Гостинодворской церкви Казани Ермолай), после пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего часть города, девятилетней Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать её икону на пепелище:
Яви убо себе Богородицына икона сицевымъ образомъ. Не яви убо образа своего Владычица ни святителю града, ни начальнику властелинску, ниже вельможи или богату, ниже мудру старцу: но яви свое честное сокровище, источникъ неизсчерпаемый приходящимъ с вѣрою, чудный свой образъ, нѣкоего мужа от простыхъ, имуща мудрость на войнѣ стрелебную, сего дщи юнна, десяти лѣтъ суща, именемъ Матрона. Сей бо дѣвицы явися чюдная она и пресвѣтлая икона Богородицына. И после убо пожара в томъ же лѣте и месяце, сице нача являтися дѣвицы оной, ей же имя преди рекохомъ, икона пресвѣтлая Божия Матери. И веляше ей поити во градъ и повѣдати про икону Богородицыну, ея же видѣ, архиепископу и воеводамъ, дабы шед выняли образъ Пречистые Богородицы от земленыхъ нѣдръ: и мѣсто повѣда ей, идѣже последи обрѣтоша драгаго бисера честное сокровище, чюдную икону Богородицыну.
В указанном месте на глубине около метра действительно была найдена икона.
День явления Казанской иконы — 8 июля по юлианскому календарю — ныне общецерковный праздник в Русской Церкви.
На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала Матрона, принявшая имя Мавры.

Казанский Богородицкий монастырь, Казань
Уже в XIX веке не было полной ясности, где находился подлинник явленной иконы, но большинство мнений склонялось к тому, что он был в Казанском Богородицком монастыре.
В ночь на 29 июня 1904 года из Богородицкого монастыря икона была похищена вместе с образом Спасителя в драгоценных ризах; обе иконы были украшены драгоценностями на сумму до 100 тысяч рублей; были похищены также деньги из свечных ящиков. Похитителя нашли: им оказался Варфоломей Чайкин (Стоян), крестьянин двадцати восьми лет. Он утверждал, что драгоценности и оклад образа продал, а саму икону расколол и сжёг в печи, что было подтверждено следственными действиями и судом присяжных. Впоследствии он не раз менял свои показания; возникало много версий, что икона не была уничтожена, в частности, что на самом деле была украдена копия иконы, а также что икону Чайкин за огромную сумму перепродал старообрядцам.
[править]История почитания иконы

Казанская икона Богородицы в окладе (XIX век)
По преданию, чудеса от иконы начались ещё при её перенесении с места явления во храм: согласно некоторым сведениям, исцелились двое слепых, участвовавших в процессии.
В 1579 году список с Казанской иконы был отправлен в Москву царю Ивану IV (Грозному). При Петре I один из списков чудотворной иконы был перенесён в Санкт-Петербург. С 1737 года эта икона находилась в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, а с 1811 года в Казанском соборе.
Будущий патриарх Гермоген, святитель Московский, в 1594 году, будучи митрополитом Казанским, составил «Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани».
Ещё один чудотворный список с иконы был привезён из Казани в Москву в войско князя Дмитрия Пожарского в 1611 году, видимо, ополчением из Казани. Осенью 1612 года ополчение свергло боярское правительство королевича Владислава. В память о сём событии было установлено сначала местное (в Москве) празднование иконе; в 1649 году по случаю рождения на праздник «чудотворныя иконы Казанския, во время всенощного пения» наследника престола царевича Димитрия царь Алексей Михайлович повелел праздновать 22 октября Казанской иконе «во всех городах по вся годы».
До постройки Казанского собора на Красной площади Москвы в 1636 году московская «Казанская» находилась в приходском храме Пожарских — церкви Введения на Лубянке, во Псковичах (не сохранилась; стояла на месте нынешней площади Воровского). После разрушения Казанского собора в Москве почитаемый список Казанской иконы был перенесён в Богоявленский Елоховский собор Москвы.
Первым храмом в честь иконы стала Казанская церковь в подмосковном селе Коломенском:
«В 1610 г. Тушинский самозванец с воеводой Сапегою имел здесь свой стан. Царь Михаил Феодорович в память избавления Москвы от поляков приказал заложить каменную пятиглавую церковь во имя Казанской Богоматери, освященную при Алексее Михайловиче». Современный храм в Коломенском был построен в 1649—1653 годах как домовая церковь при Коломенском царском дворце.
В 1657 году патриарх Никон дарит Свято-Троицкому Маркову мужскому монастырю (Витебск, Беларусь) его главную по сей день святыню — список Казанской иконы Божией Матери. Икона была подарена от имени царя Алексея Михайловича.
В 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богородицы в Казанском Богородицком монастыре своей бриллиантовою короной.
В XIX веке Казанский образ был, вне сомнения, самой почитаемой иконой в России; к началу XX века по Российской империи были десятки официально «чтимых» местных списков Казанской иконы по различным епархиям.
В конце XX века получили распространение мифы, связывающие икону с митрополитом Гор Ливанских Илиёй, и об особой роли иконы в Великой Отечественной войне.
В Казанской епархии существует предание, согласно которому последняя игуменья Казанского Богородицкого монастыря (после нескольких попыток похищения чудотворного образа грабителями) имела обычай на ночь подменять под окладом подлинную икону точным списком, и что похищенная ночью Стояном-Чайкиным икона была всего лишь точным списком иконы, а подлинник сохранился невредимым и находится в настоящее время в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. Однако известный искусствовед Н. Н. Чугреева по стилистическим критериям не подтверждает атрибуцию этой иконы как явленную Казанскую.

Феодор Стратилат

Святой великомученик Феодор Стратилат почитается как покровитель православного воинства.

храм кощеево ивановская область

События жития святого

Упоминаемые Евсевией святые Феодор Стратилат и Феодор Тирон
Вот часть послания Феодора к императору. Он пишет, что не может покинуть город из-за сложившейся ситуации:
…многие, оставив отечественных богов, поклоняются Христу, и почти весь город, отвратившись от богов, славит Христа, и грозит опасность, что Гераклея отступит от твоего царства…
…посему, потрудись, царь, и приди сюда сам, взяв с собою изваяния более славных богов, — сделай это по двум причинам:
чтобы усмирить мятежный народ;
чтобы восстановить древнее благочестие;
ибо когда ты сам с нами пред всем народом принесешь им жертвы, то народ, увидев нас поклоняющимися великим богам, станет подражать нам и утвердится в отечественной вере
— Перевод по Димитрий Ростовский. «Жития святых», 8 февраля

Феодор Стратилат в молении (Симон Ушаков, 1676 год)
Отослав это письмо Феодор, как обычно каждый вечер молился в храме. В один из вечеров, по преданию его осветил неземной свет и послышался голос:
Дерзай, Феодор. Я с тобою.
— Димитрий Ростовский. «Жития святых», 8 февраля
[править]Мученическая кончина
Для этой цели в город прибыл император с восемью тысячами воинов, было привезено множество золотых и серебряных изваяний эллинских богов. Феодор попросил взять их на ночь для личного жертвоприношения, пообещав утром следующего дня поклониться богам прилюдно. Ночью он разбил статуи богов, а части раздал нищим. На следующее утро императорский сотник Максентий открыл обман Феодора императору:
Он сказал:
Клянусь великими богами, царь, обманут ныне ты этим нечестивым Феодором. Ибо я вчера видел золотую голову богини Артемиды в руках одного нищего, который шёл и радовался. Я спросил: где ты её нашёл? А он мне сказал, что её дал ему Феодор Стратилат
— Димитрий Ростовский. «Жития святых», 8 февраля
Император был шокирован, а Феодор Стратилат пояснил свои поступки верой в Христа и неверием в языческих богов. В процессе диалога Феодор доказывал Ликинию правоту своей веры и неправоту верований императора. Император был оскорблён и велел казнить непокорного военачальника. После этого святого подвергли многодневным пыткам, он был высечен, его жгли огнём и рвали железными когтями. Затем Феодора заточили в темницу и морили голодом в течение пяти дней, потом ослепили и распяли. Согласно преданию, благодаря Божьему заступлению ночью к Феодору пришёл Ангел и воин стал невредим.
Ликиний, думая, что мученик скончался, оставил его висящим на кресте. Но вот, в первую ночную стражу, Ангел Господень снял святого мученика с креста и сотворил его целым и здравым, каким он был и прежде…
— Димитрий Ростовский. «Жития святых», 8 февраля
В результате этого чуда весь город уверовал во Христа и жители пытались заступиться за своего стратилата. Стратилат проповедью прекратил междоусобицу, по преданию он освобождал заключённых, исцелял больных.
После этого Феодор отдал последние распоряжения по разным вопросам, в том числе и по поводу места своего захоронения. После дополнительной молитвы он добровольно пошёл на казнь. Он был усечён мечом 8 февраля 319 года. Его тело, согласно последней воле, было погребено в его родном городе Евхаите, куда его перенесли 8 июня.
Жизнеописание Феодора Стратилата было записано его слугой и писцом Уаром, который был очевидцем событий и исполнителем его последней воли.

Николай Чудотворец

Святи́тель Никола́й; Николай Угодник; Николай Чудотворец (греч. Άγιος Νικόλαος — святой Николай; ок. 270, Ликия — ок. 345) — христианский святой, архиепископ Мир Ликийских (Византия). Почитается как чудотворец, считается покровителем моряков, купцов и детей.

храм кощеево ивановская область

Согласно житию, святитель Николай родился в Малой Азии в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия во времена, когда регион был эллинистическим по своей культуре и внешнему облику. Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству. Считается, что он был рождён в семье состоятельных родителей-христиан в Патаре, Ликия, где и получил начальное образование. Из-за того, что его биография спуталась с биографией Николая Пинарского, несколько веков существовало ошибочное мнение, что родителями Николая Мир Ликийского были Феофан (Епифаний) и Нонна.
С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Николай Патарский, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве.
Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, однако он отдал его на нужды благотворительности.

Фреска собора Ферапонтова монастыря (Дионисий, 1502 год)
Начальный период деятельности святителя Николая в качестве священнослужителя относят к правлению римских императоров Диоклетиана (годы правления 284—305) и Максимиана (годы правления 286—305). В 303-м году Диоклетиан издал эдикт, узаконивший систематическое преследование христиан по всей империи. После отречения обоих императоров 1-го мая 305-го года произошли изменения в политике их преемников по отношению к христианам. В западной части империи, Констанций Хлор (годы правления 305—306) положил конец систематическим гонениям после своего восшествия на престол. В восточной части, Галерий (годы правления 305—311) продолжил преследования до 311-го года, когда он выпустил эдикт веротерпимости, находясь на смертном одре. Гонения 303—311 годов считаются наиболее продолжительными в истории империи.
После смерти Галерия его соправитель Лициний (годы правления 307—324) в основном относился к христианам терпимо. Как результат, христианские общины стали развиваться. К этому периоду относится епископство святителя Николая в Мире (древняя Ликия Римской империи; современное название города — Демре, расположен в провинции Анталия в Турции).
Разрушение нескольких языческих храмов также приписывают ему — среди них один из храмов Артемиды (также известной как Диана). Грек Дамаскин Студит, митрополит Навпактский и Артский (XIV—XV века), подтверждает древнее сказание, будто во время Вселенского Собора (325) Николай «ударил по щеке» своего оппонента Ария. По мнению протоиерея Л. Воронова, это «не может быть признано истинным прежде всего потому, что оно стоит в резком противоречии с безупречным нравственным обликом великого Святителя», с одной стороны, и с Правилами святых апостолов, с другой. Тем не менее, по его же словам, Церковь «не сомневается в действительности факта соборного суда над свт. Николаем» за этот проступок. Воронов «на основании анализа лексики церковных песнопений» подтверждает, что Святой Николай обозвал Ария «безумствующим богохульником», а Иоанн Златоуст учит: «если услышишь, что кто-то хулит владыку Христа, подойди и запрети. Если же придется и побить его — не отвращайся… Пусть узнают необузданные развращенные… еретики, что им подобает бояться рабов Божьих», «и если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом».
Святитель Николай также известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно осуждённых. Также он известен своими молитвами за моряков и других путешественников.

Спасение моряков
(Джентиле да Фабриано, ок. 1425)
Святитель Николай является покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение. В соответствии с жизнеописанием, будучи молодым человеком, Николай пошёл учиться в Александрию, и в одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию он воскресил моряка, сорвавшегося с элемента корабельной оснастки в шторм и разбившегося насмерть. Из другого случая жизнеописания, Николай спас моряка по пути из Александрии обратно в Миру и по прибытии взял его с собою в церковь.
Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти.

Базилика Святого Николая (Bari)

Гробница святителя Николая

Базилика Святого Николая (Saint-Nicolas-de-Port)

Базилика Святого Николая (Saint-Nicolas-de-Port)
В XI веке турки опустошали владения Византии в Малой Азии, сопровождая свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.
По легенде, в 792 году калиф Харун Ар-Рашид послал начальника флота Хумейда опустошить остров Родос. Разграбив остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать и разграбить гробницу святителя Николая. Однако вместо неё он якобы взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя и едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда Хумейда были разбиты. Подобное осквернение христианских святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков.
В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию. И те и другие предполагали на обратном пути в Италию забрать мощи святителя Николая и привезти их в Италию. В разведку были посланы двое жителей Бари, которые, вернувшись, сообщили, что в городе все тихо, а в церкви, где находятся мощи, только четверо монахов. Тут же 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая.
Монахи, сторожившие святыню, не подозревая ничего плохого, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого. Монах, при этом, рассказал чужеземцам о видении накануне святителя Николая одному старцу, в котором Святитель просил бережнее хранить его мощи.
Рассказ этот воодушевил жителей Бари, поскольку они увидели для себя в этом явлении как бы указание Святого Николая. Для облегчения своих действий они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп — 300 золотых монет. Монахи гневно отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье, однако итальянцы связали их и поставили у дверей своих сторожей.
Жители Бари разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами и увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой юноша по имени Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя.

События происходили 20 апреля 1087 года.
Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно…
8 мая корабли прибыли в Бари, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало ещё большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II.
В настоящее время мощи Николая Чудотворца хранятся в базилике Святого Николая в Бари. Там же, в Бари, находится православная Церковь Николая Чудотворца. Часть мощей до сих пор хранится в Турции в храме святого Николая, так как все мощи похитить не успели.
Моряки из Бари забрали только половину мощей святителя, оставив все мелкие фрагменты в могиле. Они были собраны венецианскими моряками во время первого крестового похода и доставлены в Венецию, где была построена церковь святого Николая — покровителя моряков. Подлинность мощей была подтверждена в двух научных исследованиях в Бари и Венеции, которые доказали, что мощи в двух городах принадлежат к одному скелету.

Празднества венецианцев в день переноса мощей св. Николая. Гвидо Рени (1575—1642), Лувр
В начале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бари. В других странах Христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Греческая Церковь также не установила празднования этой даты, возможно потому, что потеря мощей Святителя была для неё событием печальным.
На Руси в XI веке почитание святителя распространяется довольно быстро и повсеместно. Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочнившегося почитания русским народом великого угодника Божия. Архиепископ Черниговский Филарет считал, что в Русской Церкви праздник в честь перенесения мощей Святителя Николая установлен в 1091 году. Митрополит Московский и Коломенский Макарий полагал, что праздник был установлен Митрополитом Киевским Иоанном II (1077—1089 гг.). Протоиерей Николай Погребняк считает, что Праздник в честь перенесения мощей святителя Николая был установлен Церковью, очевидно, святителем Ефремом (+ ок. 1098 года). По мнению Хрусталева Д. Г., на Руси же этот праздник появляется в 1092 году.
Праздник широко отмечают в Русской и Болгарской церквях. Сербы и греки этого праздника не знают, хотя Николай Чудотворец считается покровителем как Сербии, так и Греции.
Католиками за пределами итальянского города Бари этот праздник редко почитается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *