храм косьмы и дамиана римских в москве

Храм святых бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском

храм косьмы и дамиана римских в москве

О Храме

храм косьмы и дамиана римских в москве
Первое упоминание о деревянной церкви относится к концу XVI века. В 1608-1609 годах храм был полностью уничтожен. Новый каменный храм усердием графа Никиты Зотова был построен за четыре года и освящен в 1730 г.

В 1820 году, после разорения французскими войсками, храм был обновлен и вновь освящен. В 1888 году был пристроен зимний придел во имя святого благоверного князя Александра Невского.

После революции решением Мособлсовета в 1940 году храм был закрыт. В разоренном и перестроенном храме последовательно размещались клуб, типография и ремонтные мастерские.

Новая жизнь храма началась в январе 1992 года, когда была зарегистрирована православная община. В 1993 году здание было передано Церкви, в 1994 году была отслужена первая Божественная литургия. В 2000 году была построена колокольня, а к 2005 году храм был полностью расписан.

11 октября 2015 года, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском и Божественную литургию в новоосвященном храме.

На Приходе с 1996 г. действует Воскресная школа. Более 10 лет назад создано и по сей день осуществляет служение Православное сестричество во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана. Сестры милосердия окормляют Пансионат № 1 для Ветеранов труда; Военный клинический госпиталь №3 им. А. А. Вишневского; Дом ребенка в Мытищах и другие лечебные заведения.

В настоящее время к Приходу относятся следующие приписные храмы:

Беседы о вере

По четвергам после молебна о болящих (кроме первого четверга месяца) проходят беседы о вере со священником Георгием Михайловым в домике сестричества.

Приносите с собой что-нибудь к чаю!

Клуб рукоделия

Каждый второй и четвертый вторник месяца в 19:30 проходят занятия по вязанию крючком для всех желающих.

Место проведения: воскресная школа (2 этаж) при храме святых бессребреников Космы и Дамиана (ул. Правобережная, д.6).

Бесплатная консультация юриста

храм косьмы и дамиана римских в москве

При храме святых Космы и Дамиана можно получить бесплатную юридическую помощь (консультацию по правовым вопросам).

Молебен перед началом учебного года в Воскресной школе храма святых Космы и Дамиана

храм косьмы и дамиана римских в москве

В субботу 9 октября 2021 года в храме святых Космы и Дамиана в Космодемьянском состоялся молебен перед началом учебного года в Воскресной школе.

Освящение и установка креста и главки на храм равноапостольного князя Владимира на Химкинском кладбище

храм косьмы и дамиана римских в москве

24 сентября 2021 года были освящены и установлены главка и крест на храм равноапостольного князя Владимира на Химкинском кладбище.

Престольный праздник в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском

храм косьмы и дамиана римских в москве

В воскресенье 12 сентября 2021 года, в день памяти перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в селе Космодемьянском торжественно отметили престольный праздник, так как южный придел храма посвящен этому великому русскому святому.

Молебен перед началом учебного года

храм косьмы и дамиана римских в москве

В воскресенье 29 августа 2021 года в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском состоялся молебен перед началом учебного года.

Расписание богослужений

Октябрь

1 пт Мцц. Ариадны, Софии и Ирины. Прп. Евфросинии Суздальской

2 сб Блгвв. кнн. Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина

3 вс Неделя 15-я по Пятидесятнице, по Воздвижении.

4 пн Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня

5 вт Прор. Ионы

6 ср Свт. Иннокентия, митр. Московского

7 чт Первомц. равноап. Феклы

8 пт Преставление прп. Сергия, игумена Радонежского, чудотворца

9 сб Преставление апостола и еванг. Иоанна Богослова. Свт. Тихона, патриарха Всероссийского

10 вс Неделя 16-я по Пятидесятнице.

11 пн Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского. Обретение мощей прмц. великой княгини Елисаветы.

12 вт Сщмч. Иоанна, архиеп. Рижского

13 ср Свт. Михаила, первого митр. Киевского

14 чт Покров Пресвятой Богородицы

15 пт Прав. воина Феодора Ушакова.

16 сб Сщмч. Дионисия Ареопагита

17 вс Неделя 17-я по Пятидесятнице. Свтт. Гурия, архиеп. Казанского и Варсонофия, еп. Тверского

18 пн Свтт. Московских: Петра, Феогноста, Алексия, Киприана, Фотия, Ионы, Геронтия, Иоасафа, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария

19 вт Апостола Фомы

20 ср Мчч. Сергия и Вакха

21 чт Прп. Пелагии

22 пт Ап. Иакова Алфеева

23 сб Прп. Амвросия Оптинского

24 вс Неделя 18-я по Пятидесятнице. Память святых отцев 7-го Вселенского Собора

25 пн Мчч. Прова, Тараха и Андроника

26 вт Иверской иконы Божией Матери. Обретение мощей сщмч. Фаддея, архиеп. Тверского

27 ср Мчч. Назария, Гервасия, Протасия, Келсия

28 чт Свт. Афанасия исп., еп. Ковровского

29 пт Мч. Лонгина сотника, иже при Кресте Господни

30 сб Прор. Осии. Прмч. Андрея Критского.

31 вс Неделя 19-я по Пятидесятнице. Апостола и евангелиста Луки

Источник

Храм бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва)

Мiръ Россия Москва Храм бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва)

храм косьмы и дамиана римских в москве

Храм святых Космы и Дамиана в Шубине — известный храм в центре Москвы, на углу Столешникова переулка и Тверской улицы, около памятника Юрию Долгорукому. Приход храма святых бессребреников Косьмы и Дамиана в Шубине известен с 1625 года. Современное здание трехпрестольного храма было построено в 1857 году.

Содержание

История [ править ]

Храм Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в Шубине находится в самом начале Столешникова переулка недалеко от памятника князю Юрию Долгорукому.

«Шубниками» предположительно называли местность, населенную скорняками, торговавшими шубами и мехами. По другой версии в этом месте в XIV веке находился двор боярина Иакинфа Шубы, скрепившего своей подписью духовную грамоту Великого князя Московского Дмитрия Донского. В XVIII веке часть современного Столешникова переулка от Тверской площади до Большой Дмитровки именовалась Шубиным переулком, а с конца XVIII века до 1922 года носила название Космодамиановский пер. по наименованию церкви.

Первое упоминание о церкви есть в Софийском временнике под 1368 годом, где значится, что воевода Дмитрия Донского «Иакинф Шуба имел двор около Тверской, основал церковь своего имени Иакинфа, в ней затем явился второй придел Космы и Дамиана».

В архивных документах упоминание о храме впервые встречается в 1625 году. В это время храм был деревянным, и имел приделы Николая Чудотворца и священномученика Поликарпа.

В 1626 году во время пожара храм сгорел, на его месте начали строить новый каменный. Главный престол нового храма был освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а престол во имя Космы и Дамиана до 1858 года располагался в трапезной церкви. Хотя точная дата окончания строительства нового каменного храма неизвестна, исследование каменной кладки показало, что оно растянулось до середины XVII века, о чем свидетельствует обнаруженный реставраторами в кладке орленый кирпич.

храм косьмы и дамиана римских в москве

По Описной книге церквей Белого города 1657 года есть запись: «церковь Козмы и Дамиана, что на Шубине, каменная, а мерою под церковь земли и кладбища в длину 19 сажень поперечь 19 же сажен и то кладбище пространно. огорожено надолбами изретка». В 1680 и 1683 годах в храме дважды служил патриарх Иоаким — «патриарх ходил в церковь Космы и Дамиана, что на Тверской улице, в Шубине, на отпевание и погребение». К началу XVIII века храм носил название «Церковь Космы и Дамиана, в Шубине, за золотою решеткою, придельная, а настоящий храм Благовещения».

К началу XVIII века здание храма обветшало, в 1703 году началась его капитальная перестройка, однако в 1714 году работы были прерваны в связи с указом о запрете каменного строительства в Москве. Разрешение о возобновлении строительства было получено в 1722 году: «1722 года октября 6-го дня запечатан указ о строении церкви по челобитью церкви Космы и Дамиана, что в Шубине, попа Дмитрия Иванова с прихожаны, велено им недостроенную тоя каменную Космодемьянскую церковь противу указу достроить».

В 1821-1824 годах под руководством архитектора Комиссии строений Москвы А.Ф. Элькинского на средства, собранные «прихожанами и благотворителями», было осуществлено строительство северного придела во имя Воскресения Словущего, были перестроены апсиды и колокольня. В 1840-1842 годах «усердием церковного старосты, почетного гражданина Московской 1-й гильдии купца» В.И. Борисовского было улучшено внутреннее убранство храма, установлен трехъярусный иконостас с колоннами.

В 1857-1858 годах «усердием почетных граждан» А.В. и И.В. Борисовских на месте разобранной колокольни была сооружена паперть, а новая колокольня в духе эклектики была сооружена в северо-западном углу здания. Тогда же был построен южный придел с престолом во имя Святых бессребреников Космы и Дамиана.

Прихожанами храма были князья Гагарины, Урусовы, Одоевские и Сонцевы-Засекины, дворяне Чертковы, Мещеряковы, Дохтуровы, Тютчевы, Кожины.

В 1910-х гг. регентом храма был знаменитый композитор духовной музыки П.Г. Чесноков. 8 марта 1916 года здесь отпевали художника В.И. Сурикова, скончавшегося двумя днями ранее в гостинице «Дрезден». С 1914 года до закрытия храма в нём служил священник Пётр Ильин — впоследствии епископ Иларий. Старостой храма был Илья Тимофеевич Комов (дед скульптора Олега Комова).

В 1922 году из церкви были изъяты материальные ценности, а в 1929 году её закрыли. Сначала в ней размещалось хранилище Библиотеки иностранной литературы, а позднее в 1970-х годах — типография Хозяйственного управления Министерства культуры СССР.

В 1933 году колокольня был разрушена до второго яруса. Вплотную к храму был пристроен жилой дом с рестораном «Арагви». В конце 1950-х годов храм предполагалось снести, а на его месте построить жилой дом. В 1977-1979 годах в храме проводились реставрационные работы (архитектор О.В. Череватая), был частично восстановлен облик главного храма. В притворе храма художником А. Карнауховым была сделана мозаика святых покровителей храма — Космы и Дамиана. Реставрационные и восстановительные работы в храме проводятся по сей день.

Летом 1991 года по благословению Патриарха Алексия II в храме были возобновлены богослужения, настоятелем был поставлен священник Александр Борисов. С 1992 по 1996 годы в храме служил священник Владимир Лапшин, который сейчас является настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке. С 1993 года до своей смерти в 2007 году в храме служил священник Георгий Чистяков.

13 ноября 1997 года в церковь по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II была возвращена храмовая икона Святых Космы и Дамиана, хранившаяся с 1929 года в соседнем храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке.

14 ноября 2000 года Святейший Патриарх Алексий II совершил в храме Божественную Литургию, в честь престольного праздника Святых бессребренников Космы и Дамиана, во время которой настоятель храма Александр Борисов был возведен им в сан протоиерея и была освящена икона с мощами блаженной Матроны Московской.

Деятельность прихода [ править ]

храм косьмы и дамиана римских в москве

Психологическая помощь [ править ]

Социальное служение [ править ]

Святыни [ править ]

Престольные праздники [ править ]

Благовещения Пресвятой Богородицы (престольный праздник 25 марта (ст.ст)/7 апреля (н.ст)

Воскресения Словущего (престольный праздник 13 (ст.ст) /26 (н.ст) сентября)

Святых бессребреников Космы и Дамиана (престольный праздник 1 (ст.ст.) /14 (н.ст.) ноября)

Как добраться [ править ]

храм косьмы и дамиана римских в москве

Адрес: 125009, Столешников пер., 2, Москва, Россия.

Троллейбусы 1 и 12, Автобусы 12ц и Н1. Остановка «Тверская площадь».

Подъезд к храму с Тверской ул. через пешеходную зону, либо с Большой Дмитровки через Тверской проезд вокруг дома 15 и памятника Долгорукому. Ситуация с подъездом меняется каждый день. Парковка отсутствует.

Паломнику [ править ]

Храм открыт ежедневно с 8 (в воскресенье по зимнему расписанию с 7) до 20 ч.

Книжный киоск открыт с начала богослужения (в неслужебные дни с 10) до 19 ч.

Водосвятные молебны совершаются по субботам в 11 ч.

Панихиды совершаются после каждой Литургии.

Акафист свв. бесср. Косме и Дамиану совершается по воскресеньям в 18 ч.

По средам и пятницам, а также в дни, предусмотренные православным календарем – Литургия Преждеосвященных Даров в 8-30. В понедельник или во вторник 3, 4, и 6 седмиц совершается соборование. На Страстной неделе проводятся ежедневные богослужения. На Пасху совершается три Божественных Литургии: в 0.ч., в 7 ч. и в 10 ч.

Совершается по субботам в 13.30. Договориться о Крещении можно накануне вечером в пятницу во время Исповеди.

Совершается каждую пятницу с 18 ч., а также во время каждого богослужения.

Источник

Космы и Дамиана, бессребреников, на Маросейке, храм

Церковь Космы и Дамиана на Маросейке в Москве была возведена к 1793 году на средства семьи подполковника М.Р. Хлебникова. Автором проекта храма стал известный российский архитектор Матвей Казаков.

Внутреннюю отделку закончили лишь к 1803 году, а обновление храма провели спустя 80 лет — уже в 1893.

Интересно знать, что сами Хлебниковы жили в доме напротив, который отстроил другой известный архитектор – Василий Баженов.

Косма и Дамиан, на самом деле, врачи-бессеребреники, которые все долгие годы своей жизни лечили страждущих совершенно бесплатно. Скорее всего, храм в честь их имени отстроили в благодарность об исцелении кого-то из семьи меценатов.

храм косьмы и дамиана римских в москве

Происхождение названия и его значение

Чудотворцы бессребреники, римские мученики, братья Косма и Дамиан, слыли родом из Ассии, жившие предположительно около IV века. С детства они воспитывались в праведности.
Позже обучились врачебному ремеслу и прославились, как хорошие врачи. Получив дар от Бога исцелять болезни, братья помогали каждому, обратившемуся к ним, не беря за работу никакой платы, помогая во славу Божию и людям, и животным.

Даже после своей смерти святые прославились многими чудесными исцелениями прихожан. Широко почитали святых братьев и на Руси, как покровителей и хранителей семейной жизни, истинной святости. В честь их было построено довольно много храмов.

Храм Космы и Дамиана на Маросейке — один из таких. На протяжении трех тяжелых для церкви веков, из маленького прихода вырос красивейший храм, сохранивший свои святыни и традиции.



Месторасположение

В Китай-городе находится славный Храм святых бессребреников Косьмы и Дамиана, последователей веры Христовой.

Космодамианская церковь дала наименование одному из переулков, находящемуся вблизи, до семнадцатого века он назывался Шубиным.

Одна из версий относительно этого названия гласит, что именно на этом месте проживал знатный боярин, в честь которого получил название переулок: другие источники говорят, что здесь жили купцы, торговавшие мехами, шубами.

До этого времени, примерно в шестнадцатом–семнадцатом столетии, по преданиям, на месте современного Храма Косьмы и Дамиана на Китайгородском переулке проживали польские паны. Упоминание о них датируется еще 1508 годом.

храм косьмы и дамиана римских в москве

Около панского двора существовала деревянная церковь, однако вскоре она сгорела, здесь была выстроена другая – каменная. Сейчас церковь на Маросейке ценится за то, что чудом ей удалось уцелеть в тяжелые времена 1930-х, когда царила «социалистическая реконструкция».

Как добраться

Старинная церковь находится по адресу: г. Москва, ул. Маросейка, 14/2, стр. 3. Это пересечение улиц Маросейки и пер. Старосадского. Удобнее всего сюда ехать на метро до станции «Китай-город». Путь от метро пешком займет всего 10 мин.

Прихожане и паломники отмечают редкую возможность найти в свечном ящике храма нательные иконы многих святых. Благодаря этому можно приобрести не только икону своего святого, но и выбрать подарок для родных и близких.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

История создания храма

С XVII века отсчитывается историческое начало храма. Участок, занимаемый одноэтажной церковью, принадлежал Московской епархии. Церковь состояла их 2-x престолов, в одном из которых собирались прихожане на сотворение молебен во имя братьев, святых Дамиана и Космы, Ассийских бессребреников.

В дальнейшем времени не раз проходило разрушение и возрождение постройки. Были разные названия одной и той же церкви, но придел братьев Дамиана и Космы навсегда оставался неизменным.

Так к концу XVII столетия, благодаря личным средствам горожанки княжны Е.А. Куракиной, на одноэтажной церкви водрузили верхний ярус, украшенный иконой Матери Божьей Казанской. Таким образом, у храма зародилось новое название — Казанский. Содержание церкви целиком легли на плечи княгини, вместе с жалованием его служителям.

В период 70-х годов XVIII века состоялась передача храма во владения Космодамианского притча. Сильно обветшавшую церковь объединили в одну. По просьбе прихожан, под руководством жившего напротив подполковника Хлебникова М.Р., подали петицию митрополиту Платону для застройки нового храма, как взамен прежней, разрушающейся церкви. Предъявление было одобрено.

храм косьмы и дамиана римских в москве

Началось поднятие нового здания храма во имя Спасителя и Исцелившего расслабленного, используя пожертвования, собранные прихожанами и личные средства подполковника. За активное содействие в строительстве, Хлебников получил Храмозащитную грамоту.

храм косьмы и дамиана римских в москве
Иконостас Храма Косьмы и Дамиана. Фото начала 20 века

Интересно то, что название выстроенного храма осталось Космодамианский, хотя по главному престолу иногда его называли и Спасским. Храм Космы и Дамиана на Мароссейке был построен в основном на пожертвования прихожан, во главе которых стоял Хлебников М.Р. Строительство длилось 12 лет.

Внутреннее убранство и Святыни храма

В храме Космы и Дамиана в Москве можно поклониться:

За период существования храма, внутреннее убранство не раз теряло свои ценности, и столько же раз возрождалось. К началу становления советской власти полностью утратило свои святыни.

Но, с 1993 года, со времени восстановления богослужений, внутренний интерьер постепенно реставрировался, реконструировались детали утраченного убранства, возродили святыни, центральный иконостас, общий интерьер приделов.

Главный алтарь храма на Маросейке, расположенный в центральном здании, посвящен чуду исцеления Христом расслабленного, когда через 38 лет парализованный больной был поставлен богом на ноги. В центре алтаря находится икона, изображающая момент исцеления.

Молитва перед иконой прощает прихожанину грехи его, помогает возвратить здоровье, открывая истинную веру божию. Очищает душу от лукавства и неверия. Алтарь, как и остальные приделы церкви, оформлены в строгом, сдержанном стиле, украшен деревянными фресками.

Рядом располагается икона мученика Ванифатия с частицами его мощей, где совершается молебен по исцелению больных от зависимого недуга. Молитвой у иконы, и почитанием святых мощей, прихожане замаливают грехи свои. Истинно верующие в исцеление души, болящие получают исцеление и благодатное воздействие добродетели.

Интерьер правого придела посвящен иконе XVI века святителя Чудотворца Николая.

Молитвой святого Николая, прихожане просят его о помощи в любой ситуации, в надежде, что будут услышаны и обретут спокойствие.

В левой пристройке церкви проводится молебен ликам святых чудотворцев Косме и Дамиану.

Многие прихожане получили благодать и исцеление, почитая и молясь перед святыми иконами, прикладываясь к частичкам из мощей.

Сегодня внутренние помещения впечатляют своей красочностью и обилием святых икон: архангела Михаила, мученика Вонифатия, почитаемая икона всех святых в земле Российской Просиявших.

Строгие арочные проемы отделяют центральную, арочную часть от боковых приделов. В церкви всегда стоит умиротворяющее спокойствие. Из окон на иконы проливается приятный свет, освещая святыни, увешанные по стенам, благодатью Божьей, миром и спокойствием. Настоятель церкви — протоиерей Бородин Феодор. Служащие храма: протоиерей — Буерин Валерий и иерей — Чураков Сергей.

Храм Косьмы и Дамиана в Москве хранит множество ценных реликвий. Прихожане могут прийти и поклониться следующим святыням:

Фактический адрес, как добраться до храма

храм косьмы и дамиана римских в москве
Впоследствии, на протяжение долгих 40 лет, ни какие ремонтные работы по восстановлению церкви не производились. Только к 1893 году, обновили внутреннюю обстановку храма, привели в порядок фасад здания. В обновленном храме 18 декабря осуществилось торжественное богослужение, провели обряд крестного хода, приуроченное к столетию освящения придела Николая Чудотворца, при огромном стечении народа. 30 домов к концу IXX века насчитывал приход Космодамианского храма. Среди его прихожан было много достойных имен.

Адрес: улица Маросейка, здание № 14/2, строение 3, Москва, индекс 101000.

Телефон службы: 8 (495)-734-76-02.

В пересечении улицы Маросейки со Старосадским переулком размещается храм Космы и Дамиана. Добираться пешком от станции метро «Китай-Город», с выходом на Маросейку, идти по правой стороне улицы в течение пяти минут. Либо минут десять пешком от метро «Лубянка», с выходом на Лубянский проезд до перекрестка с улицей Маросейка, и по Маросейке, до перекрестка со Старосадским переулком.

Сегодня многие жители столицы считаются прихожанами православного храма на Маросейке, святых братьев чудотворцев Космы и Дамиана. Здесь, в молитве к святым ликам, они получают исцеление души, отпущение грехов, ответы выхода из трудных жизненных ситуаций, умиротворение и спокойствие духа.

Оформление статьи: Мила Фридан

Интересные факты и легенды

Расписание богослужений

Службы в храме проводятся ежедневно, несмотря на праздничные и выходные дни, храм открыт с восьми часов утра.

Каждый день по утрам9 — 00читаются молитвы по часам, произносится Литургия, проводится таинство исповеди.
По вечерамс 17 – 00исполняется водосвятный молебен о больных по требе.
Накануне святых праздниковсовершаются молитвы, всенощное бдение.
В четвертую Пасхальную неделюначинается Храмовый день о расслабленном.
14 ноября –19 декабряпразднуются престольный праздник –
день святого Николая,

св. Космы и Дамиана.

Храм Косьмы и Дамиана открыт ежедневно для посещения прихожан, расписание богослужений зависит от дня недели и от праздничного события, в честь которого совершается Литургия.

Ежедневно Церковь Косьмы и Дамиана открыта с 8:00 до 20:00, в воскресные дни зайти в храм святых можно с восьми утра до семи вечера.

По воскресеньям совершается молебен святым угодникам, начиная с восьми утра. К 8:30 собираются верующие на исповедь, а в девять часов утра начинается Божественная Литургия. По праздникам часы исповеди с 8 до 9 утра, затем служится Литургия. Накануне праздников, воскресений совершается Всенощное бдение, начинается служба в 17:00.

По средам утренняя служба начинается с восьми часов, прихожане могут исповедоваться, в 17:30 читается акафист во славу святых бессребреников Косьмы и Дамиана, совершается освящение воды, молебен о болящих людях. По четвергам расписание остается таким же, однако акафист с водосвятным молебном читается святому мученику Вонифатию.

По пятницам водосвятный молебен совершается Иоанну Златоусту, акафист читается перед чудотворной иконой Божьей матери «Знамение». Пятничный молебен служат по адресу: Малый Златоустинский переулок, 5, второй этаж.

По субботам помимо Литургии и утрени служится панихида, начало – в 8:00. Желающие могут исповедоваться.

Престольные праздники

Церковь Косьмы и Дамиана в Москве трехпрестольная, поэтому и праздников у храма немало.

Неделя о расслабленном ежегодно отмечается в разные дни, но всего в четвертое воскресенье после Пасхи. В 2021 году этот день выпал на 29 апреля, Пасху православные отпраздновали 8 апреля.

храм косьмы и дамиана римских в москве
Престольный праздник в храме святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке

Важно! Самым известным днем памяти святого Николая является 19 декабря, день успения. Кроме того, принято чтить день перенесения его мощей в Бари 22 мая и рождество 11 августа.

Современный статус храма Дамиана и Космы

Во времена 60 годов, снесли постройки, принадлежащие церкви, находящиеся в окружении, на этом участке возвели высотное здание городской администрации. Ей и отдали в пользование под архив помещение храма. В данный период частично отреставрировали храм, произведен внешний ремонт, установлены позолоченные кресты.

Храм Космы и Диамана на Маросейке в 90 годы, самом их начале, временно отписали Академии живописи, для размещения в здании библиотеки, но уже через год, по вышедшему приказу правительства Москвы, в 1993 году 22 июня, строения Космодамианского православного храма, наконец-то были переданы во владения РПЦ.

В настоящее время при храме существует воскресная школа, насчитывающая несколько групп:

Летом работает приходский лагерь, где отдыхают и родители, и дети. В зависимости от возраста и интересов изучают православную культуру. Воскресная школа занимает большую часть приходского существования прихожан. Деятельность прихода охватывает разные слои его паствы. Сестры православия готовят еду в дома ребенка, городские лечебницы, пансионаты.

Храм Космы и Дамиана на Мароссейке строил известнейший архитектор страны Казаков Михаил. Его проект превосходно соединил между собою отдельные части построек и линии московского классицизма.

Оригинально обустроены приделы, один из которых южный — Никольский, северный — Космодамианский. Части строения заключены в пространстве, которое имеет строгую круглую форму. Сама церковь, аналогично, имеет ту же форму, и частично круглый алтарь.

Основа композиции здания заключена в 4 цилиндрических объема (сама церковь, апсид и оба придела) равные между собой по высоте, образуют стройный ансамбль строения, выполненного в едином стиле.

Сдержанность и лаконичность оформления постройки создают архитектурный стиль зрелого классицизма. Фасад здания имеет спокойную, строгую отделку без росписей стен и узорной лепнины.

С западной стороны, к зданию примыкают трапезная в кубической форме и колокольня, расположившиеся вдоль продольной оси общего строения. Объем придела, выступающий к улице, по бокам окружен двухколонными портиками.

Совершенно непросто было объединить между собой группы цилиндрических объемов, но мастерством зодчих этот вопрос был решен. Главное в идее, это подчеркнутость обнаженности основных масс постройки, выражена в наибольшей степени лаконично. Скромная декорация фасадов придает небольшому строению значительный масштаб.

Не пропустите самую популярную статью рубрики:

Оптина пустынь монастырь — как доехать из Москвы, адрес, где находится, история и интересные факты.

Композиция церкви необычна. В её основе находятся четыре цилиндрических объема: основная часть церкви, её апсида и приделы, равные по высоте апсиде. С западной стороны примыкают кубическая трапезная и колокольня, поставленные по продольной оси сооружения. По бокам приделов симметрично поставлены двухколонные портики. Трудная задача объединения группы цилиндрических объемов решена зодчим с удивительным мастерством.

Церковь Космы и Дамиана считается одним из наиболее ярких программных памятников зрелого московского классицизма. Развитие классицизма в направлении всё большего лаконизма выдвигало на первый план пластику основных масс здания, а здесь эта тенденция была выражена с наибольшей полнотой.

В храме идут постоянные богослужения. Главный престол освящён в честь иконы Христа Спасителя, исцелившего расслабленного, приделы — Космы и Дамиана и Никольский.

Церковь Космы и Дамиана на Маросейке необычна в плане композиционного решения.

Основой сооружения служат цилиндрические объемы основной части храма, двух приделов и апсиды.

С западной стороны храма устроены кубической формы трапезная и колокольня, расположенные к тому же на продольной оси здания.

храм косьмы и дамиана римских в москве

Двухколонные портики украшают боковые части приделов и расположены симметрично.

Храм Космы и Дамиана в Москве относится к архитектурному стилю зрелого классицизма. Зодчим удалось объединить цилиндрические объемы в прекрасный архитектурный ансамбль.

Храм свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине

храм косьмы и дамиана римских в москве
Дорогие друзья!

Само название предстоящего месяца уже является символом радости. А кроме этого и начинается он самым радостным событием в мире — Пасхой Христовой, Воскресением Христовым!

Желание моего сердца поделиться с вами несколькими словами из выступления о. Александра Меня 2 мая 1989 г. в ДК «Красная Пресня». Конечно, многое из этого выступления было рассчитано на московскую аудиторию 32 года назад, когда большинство населения нашей страны только начинали знакомиться с Евангельскими событиями. Поэтому нам сегодня хорошо известно то, с чем знакомил своих слушателей о. Александр. Заключительная часть его лекции, однако, содержит наставления чрезвычайно важные для всех нас и сегодня. Вот часть этого выступления.

«Земная жизнь Иисуса Христа, Его недолгое свидетельство миру кончилось крахом, глубочайшим провалом, непреодолимой трагедией, потому что ученики Его как, впрочем, каждый человек — искали торжества над злом, искали внешней победы, жаждали внешнего могущества. Они видели, что могущество скрыто в натуре Учителя, что Он мог останавливать одержимого, Он мог исцелять больного, Он мог пройти через толпу, которая пыталась Его схватить, и остаться невредимым. И вдруг все это кончилось, как по мановению ока. Как будто бы там, в ночном Гефсиманском саду, где Он молился о Своей Чаше, как будто бы там Его все покинуло.

И дальше начинается самое страшное для них, потому что Его влекут, как последнего преступника, с позором, одежда с Него сорвана. Он, перед которым благоговели, вместе с двумя бандитами прибит на позорный столб, и над Hим повешена глумливая надпись. И через короткое время Он испускает дух. Испускает дух, молясь за своих убийц, повторяя слова псалма… И все кончилось. Вот на этом вроде бы и кончилось христианство.

Иные говорят: да, конечно, ученики сохранили о Нем благоговейную память, передали Его учение. Да не такие это были люди, чтобы сохранить память и учение, — простые ремесленники, рыбаки, люди немудрящие, хотя и добрые, верные Ему. Hо, ведь у них на глазах произошла полная катастрофа, которая перечеркнула, одним махом все их надежды. «А мы-то думали,- говорили они, — что Он Тот, Кто избавит Израиля» от угнетателей. А вместе с Израилем и весь мир от зла. «А мы-то думали…» Вот такое у них состояние — страха, отчаяния и глубочайшего разочарования…

Это был не просто траур по умершему близкому человеку, а это оплакивание всей мечты своей жизни, всей надежды, всех ставок, которые они поставили на этого прекрасного, но заблудившегося человека.

И вот, на третий день рано утром, еще не взошло солнце, — по нашему исчислению это был первый день недели, который мы называем теперь воскресеньем, — к ученикам прибегает Мария Магдалина. Она приходит и говорит: «Я Его видела». У них один ответ, что бедная женщина помешалась от горя. Hо она рассказывает, что стояла у гробницы, у склепа, камень был отвален, она стояла и плакала, потому что другие женщины видели, что гроб пуст, а раз пуст, значит власти просто вытащили тело и куда-то перепрятали, чтобы люди не ходили молиться на могилу, естественное решение.

Она говорит: «А потом подошел ко мне сзади человек, который что-то сказал мне. Я думала, что это садовник. Я сказала: «Господин, если ты Его отсюда вынес, то скажи, куда ты Его положил. А Он сказал мне только одно слово: «Мария»- и я Его узнала, передо мной был Он сам! Я кинулась, чтобы прикоснуться к Нему, а Он мне сказал: «Hе прикасайся ко Мне, не прикасайся, потому что Я еще не ушел туда».

Разумеется, никто из учеников не поверил. Действительно, что может сказать женщина, приведенная в отчаяние? Hо потом приходит еще несколько женщин. Они пошли совершить над Hим последний обряд, помазание. Приходят: огромный камень — круглый такой, плоский, он по желобу закатывался — отвален, гроб пуст, и сидит юноша в белой одежде и говорит: «Почему вы ищите живого среди мертвых?» Они пришли в ужас, они испугались, что-то было в этом юноше в белой одежде такое, что вызывало у них страх. Они побежали и не решились никому ничего сказать. Они боялись. Чего боялись? Ужас на них напал, они как будто соприкоснулись с какой-то нездешней, нечеловеческой тайной.

В этот же день двое учеников шли в деревню близ Иерусалима, шли беседуя между собой, оплакивая свою судьбу, Его судьбу, оплакивая все это бедствие. И наступал вечер… И вот кто-то к ним присоединился и пошел рядом с ними. «О чем вы беседуете, почему вы так печальны?» — спросил в сумерках незнакомец. «Да ты разве здесь чужой, не знаешь, — ответили они, — это же был Иисус Назарянин, который умер. Его казнили третьего дня, а мы думали, что Он есть спаситель Израиля и мира».

И вдруг Он ответил: «Вы неразумные, вы медлительные и косные сердцем. Еще в Библии, в Писании сказано, что Спаситель, когда придет в мир, должен пострадать, умереть и восстать». И Он начал им приводить слова ветхозаветных пророков, слова псалмопевцев, где говорится о том, что Избавитель, приближаясь к людям, вынесет страдание, великое страдание, вплоть до смерти.

И вдруг как-то им стало легко, спокойно и ясно. Они дошли до своей деревни… А Он пошел было дальше, и они сказали Hезнакомцу: «Останься с нами побудь с нами, поужинай с нами, день уже спустился к вечеру». И Он вошел… Он вошел к ним, в полутемную комнату. Зажгли лампы, на стол положили хлеб.

Он взял и разломил его, тем самым привычным жестом благословил, который ученикам был так знаком. И вдруг они вгляделись в эти черты и… они остались одни вдвоем… Хлеб лежал на столе, крошки хлеба на скатерти, двое учеников в комнате.

Они вскочили и сказали: «Разве в нас не горело сердце, когда Он там говорил? Ведь это Он дал нам знак». И они бросились обратно, уже в темноте, из этого селения Эммаус, прибежали в Иерусалим, стучатся к ученикам, а те заперлись. Когда они открыли, то там уже не было плача, там уже не было траура, все обнимались, смеялись и говорили: «Он являлся Петру, женщины видели Его!»

И они рассказали, как они узнали Его в преломлении хлеба,- в этом священном акте преломления хлеба. Мы называем это Евхаристией, наша Литургия на этом столе. Мы, верующие, узнаем Его великое присутствие через преломление хлеба.

Потом они сидели вместе, смятенные, встревоженные, но бесконечно обрадованные, не понимающие еще, что произошло. И вдруг услышали Его голос: «Мир вам». «Мир вам»- И Он стоял среди них. Hи дверь не открывалась, ни стука они нс слышали. Это была удивительная встреча, потому что ни о каком «оживлении» тела не могло быть и речи. Гроб был пуст, но им являлся Иисус. Он говорил им: «Мне дана всякая власть на небе и на земле». Он исчезал так же внезапно, как появлялся. Hо надо было жить дальше, надо было кормить себя трудами своих рук.

Петр бросился вплавь к берегу. И когда он доплыл, на берегу стоял человек с едва узнаваемыми чертами, горел огонь, была зажарена рыба, лежал хлеб — трапеза была готова. И вдруг все почувствовали, что это так, как тогда было. Он среди них. Никто не осмелился задать вопрос: кто Ты? Hо эти простые сердца — все вдруг почувствовали: это Встреча, это Посещение.

А потом Он встал, взял за руку Симона Петра. И Петр услышал: «Симон, Симон, сын Ионы, любишь ли ты меня?» «Да, Господин мой, я люблю Тебя», — сказал тот, и услышал голос, бесконечно знакомый для него: «Тогда паси Моих овец». И вдруг опять спрашивает его: «Симон, сын Ионы, ты Меня любишь?» «Так, Господи, я Тебя люблю». «Паси Моих ягнят». И третий раз: «Симон, любишь ли ты Меня?»

И вот вскоре они увидели Его стоящим на горе, и Он сказал им торжественные слова, слова особенные, как бы звучавшие на весь мир, отдавшиеся эхом во всех столетиях: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы…»

Значит, до тех пор, пока Он нес Свой крест на земле, Он не имел такой власти. Он был подвержен болезням, всем немощам человеческим, и даже смерти. А теперь Он говорит: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и Я с вами во все дни до скончания века».

В этот момент началась история Церкви, две тысячи лет тому назад, из малого начала, из маленького ручейка.

И еще это значит, что Он остался с нами. Вот это самое важное. Например, для меня в Церкви, конечно, дороги, как с детства было, и песнопения, и церковная архитектура, и традиции, и книги, и обычаи. Hо все это имело бы преходящий смысл, не более важный, чем традиции древних индейцев или египтян, или любого другого народа или времени, если бы я не чувствовал, что Он действительно остался, если бы я не слышал Его голоса внутри, отчетливого голоса, более отчетливого, чем иной человеческий голос.

Это тайна истории, тайна земли — Он остался. Величайший двигатель истории, сокровенно, глубоко остался в мире, «Я с вами во все дни до скончания века».

Он воскрес для того, чтобы присутствовать всюду в нашей жизни. И сегодня каждый может Его найти. Он не историческое лицо, о котором можно вспомнить, а можно забыть. Да, Он жил две тысячи лет назад. Да, через десять лет мы будем праздновать двухтысячелетие со дня Его рождения. Hо Он не просто был, а Он есть — в этом вся тайна христианства, разгадка его силы.

Было множество великих учений за последние двадцать веков. Выступали многие умы в сфере философии и политики. Hа острове святой Елены Наполеон говорил о том, что он хотел основать в мире новую веру. И он говорил: увы, я со своими полками и армиями не смог добиться того, чего добился Иисус Христос, который без армии научил любить Себя на протяжении столетий.

Все началось с нас, христиан. Когда мы отступали от Hего, в этом уже был зачаток будущей катастрофы. И когда сегодня я вижу, с печалью и болью в сердце, разрушенные храмы или вижу фотографию церкви, которая уже не сохранилась, я понимаю, что это дело рук варваров, культурных, так сказать, дикарей, это дело рук тоталитаризма, насилия, нетерпимости, черной ненависти…Hо главный корень я нахожу в другом.

Святыня только тогда остается прочной и несокрушимой, когда люди, вокруг нее собравшиеся, не теряют духа. Господь Иисус сказал тем Его ученикам, которые хотели молнию низводить с неба, чтобы покарать грешников, Он сказал им: «Hе знаете, какого вы духа».

Вот слова. которые можно обратить к нашим братьям: не знаете, какого вы духа. Это все очень важно.

Ничего случайного в истории нет, ничего случайного в жизни нет: то, что мы сеем, то мы и пожинаем. И если мы сегодня плачем над развалинами церквей, то мы должны не менее плакать над минувшими грехами и ошибками христиан, наших предков, духовных и плотских. Что-то было, видимо, не так, раз случилось такое горе. Оно не могло случиться просто так. Потому что Он остался, и Он продолжает вершить суд.

Он сказал: «Hыне суд миру сему».

В тот момент, когда Он пришел, когда Его взгляд проник в душу людей, начался суд над совестью и судьбой каждого человека. И этот суд продолжается сегодня. Этот суд — очищение. Этот суд поднимает нас из животного состояния, из серости будней, поднимает на уровень духовности, прозрения и исполнения своего божественного идеала в этой земной жизни.»

Всех вас, дорогие друзья, поздравляю с Великим Праздником — Пасхой Христовой! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

Всем желаю радости, мира, здоровья, счастья и чтобы мы более и более чувствовали в своем сердце Христа, более и более приближались к тому состоянию нашего духа, о котором апостол Павел говорил: «уже не я живу, а живет во мне Христос!» (Гал.2,20).

Всегда ваш, прот. Александр Борисов. Пасха Христова 2021 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *