храм косьмы и дамиана в муроме
Храм косьмы и дамиана в муроме
Шатровый храм Косьмы и Дамиана
Макет шатрового храма Косьмы и Дамиана из Муромского музея
Шатровый храм Косьмы и Дамиана
Женский Косьмодемьянский монастырь
Писцовая опись, составленная Б.Д. Бартеневым в 1637 г., указывает на то, что Козьмодемьянская церковь была «мирской», «посадской», выстроенной на средства посадских людей.
В этой же описи говорится: «Да за городомъ же на посаде у Оки реки на берегу въ Подокстовье монастырь девичий Козьмодемьянский, а на монастыре церковь каменная великихъ чудотворцевъ Козьмы и Домиана, а другая теплая деревянная церковь великие Христовы мученицы Екатерины с приделом св. Московских чудотворцев: Петра, Алексия и Ионы. Св. местных икон – 11, книг печатных и письменных – 29, колоколов – 4, весу 8 пудов. По малому числу келий, коих было только – 3, и по неимению настоятельницы, монастырь был уже в упадке и лугами монастырскими владел священник Максим».
Священник города Мурома Козьмодамианской церкви Юдин запьянствовался и послан был для исправления в Муромский Спасский монастырь. Оттуда выкраден был раскольниками, конечно по предварительному соглашению с самим Юдиным, и увезен в село Дунилово, где Юдин исправлял разные требы в раскольничьих часовнях по суемудрию раскольников. Из Дунилова он отвезен был в село Городец Нижегородской губернии, где тоже, проделывал, что и, в селе Дунилове. Отсюда перевезен в город Казань, а из Казани в Симбирск. Поучительно, к постоянной нетрезвости беглеца в местах его пребывания ревнители видимого благочестия имели ноль внимания. Наконец, постоянное странствование, да и самое служение по суемудрию раскольников, по словам самого Юдина, ему надоели. Симбирские раскольники это подметили, и чтобы не лишиться такого редкостного экземпляра в своей иерархии, задумали в закрытом экипаже перевезти Юдина куда либо подальше. Однако и Юдин был не промах, около такой таинственной повозки он взял да и закричал караул. Кажется, только благодаря этому общеупотребительному в подобных случаях восклицанию взят был полицией и представлен на место прежнего своего жительства, в город Муром, откуда послан был для покаяния и исправления в Флорищеву пустынь. Но и этой пустыне Юдин заявил о своих доблестях. Одетый и обутый пустыней, 9 октября 1809 года Юдин сбежал из нее и чрез 15 дней явился во Владимир, предварительно пропив все монастырское одеяние. Вот каковые священнослужители находятся в чести у ревнителей древнего благочестия!
Спасский Павел Парфеньевич рукоположен был во священника 9-го февр. 1857 года епископом Иустином к Космодамианской церкви г. Мурома, откуда 29 апреля 1874 г. перемещен к Никологалейской церкви г. Владимира.
Внешний вид Козмодемьянской церкви до 1868 года. Реконструкция по рисунку архитектора Торопова В.Б.
В 1901 г. была поставлена кровля над оставшимися полуразвалинами.
Тогда же при разборке престола нашли старые антиминсы, а на них прочли две даты: 1541 и 1565 гг. — время первичного и вторичного освящения храма. Первая дата ставит эту церковь вслед за шатровой церковью Вознесения в селе Коломенском, о которой современник писал, что «такова не бывала преже того на Руси». А вторая дата совпадает с преданием об участии в замысле этой церкви Ивана Грозного и зодчих храма Василия Блаженного, увековечивших победу над Казанью.
И. д. псаломщика Космодамианской гор. Мурома церкви Николай Полисадов 18 мая 1907 г. перемещен в с. Шижегду, Ковров. у. Бывший учитель Никольской церковно-приходской школы Александр Пыжев 22 мая 1907 г. допущен к исполнению псаломщ. обяз. в Космодамианской церкви.
«На днях, как нам сообщают, графиня П.А. Уварова осматривала древний храм Косьмы и Дамиана, постройка его относится к 1552 году и решила его реставрировать в недалеком будущем» (Газета «Муромский край», 20-го июня 1914).
В Муроме 19-го июля 1915 года, с разрешения Его Высокопреосвященства, в Козьмо-Дамианской церкви происходило чествование Настоятеля этой церкви, протоиерея Иоанна Чижова, прослужившего 50 лет в священном сане. Торжественно встреченный у врат храма Благочинным церквей прот. Алексием Бобровым и некоторыми священниками города Мурома, а также приезжими родственниками и своими прихожанами, юбиляр прошел на амвон, где выслушал от имени прихожан адрес и принял от них поднесенный ему золотой наперсный крест. В ответ на слова адреса, юбиляр с чувством глубокой благодарности произнес речь о христианской любви, как самом твердом основании, на котором устанавливаются должные отношения между пастырем и пасомыми. Затем началась литургия. Сослужащими о. Протоиерею И. Чижову были вышеупомянутый о. благочинный Бобров и три других священника. По окончании литургии, перед совершением молебна Спасителю о. Благочинный от имени городского духовенства приподнес юбиляру икону Спасителя, причем произнес краткую речь, в которой отметил одну черту характера о. Протоиерея Чижова — миролюбивое ко всем отношение, что по мнению оратора, и было главной причиной долголетия и сохранения до сего времени сил телесных и душевных. По окончании торжества в храм, все служившие литургию и прибывшие к молебну священно-служители церквей города Мурома, а также и многие почетные прихожане были приглашены в квартиру Директора Реального училища. Здесь священник из области Войска Донского, племянник юбиляра, произнес прекрасную речь, в которой охарактеризовал о. Протоиерея как человека с добрым сердцем, нежно-отечески заботившегося о своих бедных родственниках, давшего им образование. При этом оратор вручил юбиляру от лица родственников икону соименного покровителя о. Протоиерея — Иоанна Предтечи. Затем предложена была трапеза, в начале которой прочитаны были поздравительные телеграммы. Первой из них прочитана была телеграмма Преосвященного Митрофана, Епископа Муромского, по прочтении которой тотчас-же провозглашено и пропето было Владыке многолетие. Трапеза кончилась в 4 часа.
Свящ. А. Алякринский (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 33-й. 15-го августа 1915 года).
«Неподалеку от Космодамианской церкви, по склону берега Оки, расположен дом Китаева. Здесь же простираясь к реке, идет небольшой овраг, бока которого состоят из песка ледникового происхождения, содержащего массу больших и мелких валунов. Еще прошлый год левый бок оврага отстоял отдела на 5-6 аршин. Здесь была цела еще лестница, для схода к реке. Но этой весной поток воды вымыл песок и почва вверху склона вместе с лестницей обвалилась. Обвал подошел к углу дома и, если не будут приняты меры, будущей весной. вероятно, обвалится и угол дома.
На противоположной стороне весенние же потоки подмыли берег оврага и небольшой кусок почвы (вместе с растущим на ней деревом) сполз вниз.
Таким образом, природа, как бы восполняя отсутствие наглядных пособий в школах, дала учителям хорошую (хотя и в миниатюре) иллюстрацию к геологическим беседам о происхождении развитии оврагов, оползнях, обвалах и ледниках.
Почему же бы не воспользоваться этой иллюстрацией.
Природа не забыла и дать указания, как бороться с разрушительным действием оползней и обвалов.
По всему берегу Оки от дома Китаева до Космодамианской церкви можно наблюдать, как твердо держат почву от сполозания, растущие в ней деревья. Сплошь и рядом, под деревом вымыта целая яма, а оно все стоит и удерживает выше лежащую по склону почву.
А вот и Космодамианская церковь — памятник церковной архитектуры XVI века.
Здесь школьным экскурсиям предоставляется возможность приложить полученные знания к делу.
Ежегодный размыв берега серьезно угрожает обвалом этому чуть не единственному в уезде, столь древнему памятнику.
Почему же бы не спасти его по тому способу, который указывает сама природа: не засадить склон берега деревьями?
Музею и Усоцвосу надо бы над этим вопросом призадуматься» («Луч», 31 мая 1923).
Церковь Козьмы и Демьяна в Муроме. Вид с юга. 1961 год.
Церковь Козьмы и Демьяна в Муроме. Вид с запада. 1961 год.
Южный портал церкви Козьмы и Демьяна в Муроме. 1961 год.
Фрагмент интерьера церкви Козьмы и Демьяна в Муроме. Алтарная часть
Фрагмент интерьера церкви Козьмы и Демьяна в Муроме. Южная стена.
Фрагмент интерьера церкви Козьмы и Демьяна в Муроме. Западная стена.
Святитель Николай Чудотворец. Вторая четверть XVI в. Дерево, темпера. Происходит из Козьмодемьянской церкви г. Мурома.
Поступила в Муромский музей из Смоленской церкви в Муроме. Как древнейший муромский образ святителя Николая, эта икона принадлежит к числу широко распространенных на Руси поясных изображений святителя с изображением Никейского чуда. Согласно Житию, святитель Николай участвовал в Первом Вселенском соборе в Никее, где выступил как страстный противник ереси александрийского пресвитера Ария. Изображения Христа с Евангелием и Богоматери с омофором по сторонам Николая Чудотворца известны в византийском искусстве с XI в. и воходят к ранним вариантам Жития. С XIV-XV вв. их изображения воспринимали как Никейское чудо: Христос и Богоматерь явились Николаю Мирликийскому, лишенному сана и попавшему в темницу за выступление против Ария на Никейском соборе, и вернули ему знаки его епископского достоинства. Несмотря на традиционность композиции памятника, он имеет ряд отличий от древнейшей муромской иконы Николая Чудотворца. Это, прежде всего, тип слегка повернутого влево лика святого с высоким лбом, узкой нижней частью и мелкими чертами, силуэт расширяющейся книзу фигуры, вишнево-коричневая фелонь с цветными пробелами и рисунок омофора, конец которого образует петлю, положенную на левую руку святителя, под кодекс Евангелия. Образ Николая Чудотворца из Козьмодемьянской церкви мог быть написан среднерусским, скорее всего, муромским мастером, хорошо знакомым со столичным искусством. Высокий уровень письма иконы виден в уверенном рисунке и в тонком живописном исполнении, заставляющем вспомнить о московской иконе св. Николая второй четверти – сер. XVI в., происходящей из города Дмитрова.
Шатровый храм Косьмы и Дамиана
Козьмодемьянская церковь (Храм Космы и Дамиана) в Муроме
Вот уже пятый век на крутом берегу Оки стоит скромная приземистая церковь Космы и Дамиана, спрятанная в зарослях ивы. Это старейшая каменная постройка древнего Мурома.
Содержание:
Краткая история
Пожалуй, ни один храм в городе не окутан таким количеством легенд и преданий, как этот. По одной из версий, святыня построена на том месте, где в 1552 году находился царский шатёр, из которого Иван Грозный наблюдал за переправой своих войск через Оку во время Казанского похода.
Дул сильный ветер, и царь простудился, а по выздоровлении приказал заложить церковь во имя святых братьев Космы и Дамиана — врачевателей-чудотворцев, принявших мученическую кончину в Риме.
Муромская дружина, участвовавшая в штурме Казани, переломила исход сражения. Победа над Казанью ознаменовалась возведением в Муроме сразу нескольких каменных церквей.
Предание гласит, что под Космодемьянским храмом погребены пять муромских воевод, павших в боях за Казань. Согласно другой легенде, Иван Грозный поставил здесь свой шатёр, обдумывая план взятия татарской твердыни. На противоположном берегу Оки стоял неприятельский лагерь, который мешал переправе русских войск. Недалеко от государева шатра располагался Кузнецкий посад.
Два брата-кузнеца — Косма и Дамиан — предложили царю свою помощь. Переодевшись в татарскую одежду, они пробрались во вражеский стан и подожгли ханский лагерь. Воспользовавшись переполохом, русский отряд переправился через реку и разбил вражескую рать.
Косма и Дамиан трагически погибли, а в их честь воздвигли красавицу-церковь. Есть также версия, что на месте Козьмодемьянского храма в 1534 году стояла деревянная церковь во имя Ильи пророка. В 1564 году на средства, пожертвованные муромскими купцами и горожанами, воздвигли новый каменный храм.
Козьмодемьянская церковь — образец русского шатрового зодчества
Храм Космы и Дамиана лишен архитектурных изысков. Церковь сложена из восьмерика и барана, стоящих на специально возведённом для неё подклете, который в старину использовали для погребения духовенства. Каждая стена четверика разделена на три части узкими пилястрами. Входы обрамлены порталами в виде сужающихся вовнутрь арок.
Карниз четверика опоясан орнаментом поребрика. Гордостью древнего храма был шестнадцатигранный шатёр, разрушившийся от ветхости в 1868 году. Долгое время полуразрушенную церковь венчало нечто вроде приплюснутого медного шлема, но, к счастью, в 2009 году её отреставрировали. До уровня карниза достроили барабан, украшенный переплетением из килевидных кокошников. А сверху на барабан установили многогранный ребристый шатёр, увенчав его луковичной главкой с крестом.
Козьмодемьянская церковь до реставрации
Несмотря на скромные размеры, искусствоведы ставят церковь Космы и Дамиана в один ряд с такими прославленными архитектурными памятниками, как церковь Вознесения в селе Коломенском, храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Совпадение это отнюдь не случайно: по одной из версий, Козьмодемьянскую церковь строили псковские мастера Барма и Постник, создавшие московского Василия Блаженного.
Храм Космы и Дамиана (Муром)
Церковь Космы и Дамиана на берегу Оки − одна из старейших сохранившихся церквей Мурома. Согласно старинному преданию, церковь была выстроена в 1565 году по приказу Ивана Грозного, останавливавшегося в Муроме, когда он ехал в Казань.
Содержание
История [ править ]
Одной из самых старых церквей города Муром является храм Космы и Дамиана, который располагается на берегу реки Ока. Согласно старинному преданию, церковь была выстроена в 1565 году по приказу Ивана Грозного, останавливавшегося в Муроме, когда он ехал в Казань. Иван Грозный, пребывая здесь, дал клятву, что если поход на татарское войско окажется успешным, то он прикажет возвести каменные храмы над мощами его дальних родственников, а именно святых муромских князей Михаила, Константина, Петра, Федора, Февронии. Старинная летописная повесть под названием «Сказ о возрождении христианства в Муроме» повествует о том, что в 1555 году царь прислал из Москвы специально обученных каменщиков, после чего неподалеку от деревянных построек возвели внушительные каменные церкви с белыми стенами.
Храм Космы и Дамиана выстроен на том месте, на котором ранее находился походный царский шатер. Как известно, царь имел прямое отношение к шатровому зодчеству, ведь в период его царствования было выстроено огромное количество храмов на русской земле, включая один из самых достопримечательных храмов – храм Покрова на Рву или Василия Блаженного, расположенного на московской Красной площади. Шатровые храмы возводились в качестве памятников, по причине чего их площадь была небольшая, а высота шатра, наоборот, была слишком огромна. Например, храм Василия Блаженного до сегодняшнего дня считается самым высоким по всей Москве. Шатровая высота муромского храма составляла 12 метров.
Что касается плана храма Космы и Дамиана, то он представлен квадратным, при этом четверик выставлен на восьмерик, который украшался рядом резных кокошников. В качестве опоры служил именно восьмерик, поддерживающий стройный шатер – самое эффективное и основное украшение церкви. Восьмерик был сделан по форме, напоминающей шестнадцатиконечную звезду, при этом основание окружено треугольными кокошниками, ширинками и поребриками. Фасады основного здания выделяются простотой, ведь они разделены при помощи гладких лопаток, а по верхней части четверика проходит самый обычный карниз. Несколько дверных проемов обрамляют перспективные килевидные порталы, которые были особенно характерны для того времени.
Во внутреннем убранстве храма использовались довольно темные краски, а в стенах имеются два маленьких окна и еще несколько – в полукруглой большой апсиде, чтобы освещать алтарь. Общая архитектура храма и его декор позволяют сделать предположение, что проектировщиками церкви являлись московские мастера Постник и Барма.
Освящение храма состоялось в 1565 году, причем этим же годом датируется икона Дамиана и Космы, на сегодняшний день расположенная в краеведческом музее Мурома.
На протяжении долгого промежутка времени храм находился в полуразрушенном состоянии. В 1901 году была выставлена на восьмерик крыша для цели предохранения дальнейшего разрушения церкви.
Сегодня на берегу Оки стоит когда-то неприметный, совершенно маленький храм, но даже в таком состоянии он производит сильное впечатление. В период советской реставрации поступали предложения о восстановлении храма Космы и Дамиана, но за разработку проекта так никто и не взялся.
В 2005 году были начаты работы по восстановлению храмового шатра согласно разработанному проекту архитектора В.М. Анисимова на денежные средства муромского Троицкого монастыря. В 2009-2010 годах была выполнена реконструкция здания с возведением нового шатра.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Владимирская область, Муромский район, г. Муром, ул. Набережная
Церковь Космы и Дамиана в Муроме, ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ: в наши дни и на кадрах Ивана Барщевского
Я предлагаю вам не только познакомиться с историей храма, но и посмотреть на то, как менялся его облик, сквозь призму времени. Ниже вы найдете интересные факты о храме, а также – фотосравнение с кадрами патриарха русской архитектурной фотографии Ивана Федоровича Барщевского.
Как храм Космы и Дамиана в Муроме связан с Иваном Грозным? Память о каком важном событии в жизни царя он, по легенде, был построен? В чем состояла главная архитектурная особенность храма? Какая беда настигла его в XIX веке и почему о ее масштабах в наши дни мы можем узнать по снимкам Ивана Барщевского? Что было с Космодамианской церковью во время революции? Когда храм отреставрировали? И почему даже грубые ошибки реставраторов не в силах заставить муромлян меньше любить свой старинный храм у набережной Оки? Ответы на эти вопросы вы найдете в посте. Кроме того, с подборкой моих материалов по древнерусскому зодчеству вы можете ознакомиться, пройдя по ссылке.
И, кстати, вы уже видели церковь Космы и Дамиана вживую? Какие впечатления она на вас произвела? Гостили ли вы в Муроме или пока только планируете туда поехать?
Дата фотографий: 3, 4 июля 2018 года.
Перед нами – не просто храм, а храм с удивительной историей и признанный шедевр русского зодчества. Ряд исследователей, в частности – Н.Н. Воронин, считают, что храм возвысился на холме у набережной Оки в 1555-1556 годах. Причем, со строительством церкви связана красивейшая легенда, в которой тесно переплетаются реальные и былинные мотивы.
3. По легенде, во время движения в сторону Казани на месте храма стоял походный шатер самого Ивана Грозного.
Считается, что храм на этом месте завещал построить сам Иван Грозный. Он останавливался в Муроме по пути в Казань. Царь, объединивший под свои началом множество некогда разрозненных русских земель и княжеств, воспринимал этот поход как вызов самому себе и не был полностью уверен в его положительном исходе.
4. Царь поклялся, что если его поход будет удачным, то он построит на этот месте величественный храм.
Легенда гласит, что именно на месте нынешней церкви Космы и Дамиана стоял царский шатер. Иван Грозный, размышляя и смотря на воды Оки, он обдумывал свои дальнейшие действия и поклялся, что если его поход на Казань будет успешным, то он тотчас же велит заложить на этом самом месте красивый храм, который увековечил бы это важное для его царствования событие. Казань была взята. А царь сразу же принялся исполнять свою клятву.
На снимке Ивана Барщевского, сделанного в 1889 году, храм уже без шатра.
5. 11. ц. Космы и Дамиана. Общий вид. Фотограф: Иван Барщевский, 1889 год.
О том, как шло строительство церкви, можно узнать из сохранившихся до наших дней архивных источников. Так, в «Повесть о водворении христианства в Муроме» есть свидетельства о том, что в 1555 году в муром приехали лучшие из приближенных к царю мастеров-каменщиков. Церковь Космы и Дамиана была освящена в 1556 году. О том, какое впечатление она производила на жителей Мурома, до сих пор ходят легенды. В ту пору старинный град Муром был, преимущественно деревянным. И нетрудно представить, насколько сильно восхищала муромлян эта величественная каменная церковь, живописно возвышающаяся над Окой.
Шатер восстановили в 2009-2010 годах. Тот же ракус, спустя 130 лет.
6. Церковь была освящена в 1556 году.
Иван Грозный проявлял особую любовь к шатровым храмам. Эти величественные конструкции строились не только как церкви, но и как памятники самым важным событиям в жизни государства и царя. Обычно, сама площадь таких храмов была невелика, в то время, как их шатер мог быть поистине выдающихся габаритов. Так, высоту шатра храма Космы и Дамиана составляла 12 метров.
7. Храм похож на монумент, установленный в центре набережной.
Космодамианский храм в плане представляет собой квадрат, на четверик был поставлен восьмерик, украшенный рядами кокошников. Восьмерик служил опорой для высокого стройного шатра − главного и самого эффектного украшения этого храма.
8. Высота шатра до революции составляла 12 метров.
Шатер был выполнен в виде шестнадцатиконечной звезды в плане, а основание его окружали треугольные кокошники, поребрики и ширинки. Сами фасады здания достаточно просты: фасады разделяют гладкие лопатки, по верху четверика проведен простой карниз, а три двери обрамляют килевидные перспективные порталы, характерные для того времени.
9. Первые проблемы у храма начались в 60-х годах XIX века. Тогда из-за смещения грунтов он лишился шатра.
Храм погружал прихожан в атмосферу полумрака, который был тепло подсвечен лишь горящими свечами. В стенах храма были проделаны всего два небольших окошка, и еще три – в большой полукруглой апсиде, для освещения алтаря.
10. Обратите внимание на то, как мало окон в этом храме.
К сожалению, история этого прекрасного храма знала несколько сложнейших моментов еще задолго до революции. В 1865 году его архитектурная целостность серьезно пострадала.
На снимке Ивана Барщевского (справа) изображена одна из апсид и река Ока.
11. ц. Космы и Дамиана. Общий вид. Фотограф: Иван Барщевский, 1889 год.
Из-за смещения грунтов в сторону на берегу Оки Космодаминаская церковь лишилась своего главного украшения – двенадцатиметрового щатра. Из-за аварийного состояния храм на несколько десятилетий перестал действовать: его утварь была перенесена в Смоленскую церковь, туда же переместился и приход.
Современный вид на Оку.
12. До 1901 года церковь находилась в руинированном состоянии. И лишь в том же году над восьмериком возвели простую крышу.
Примечательно, что именно в это непростое время качественную фотофиксацию руинированного храма провел патриарх российской архитектурной фотографии Иван Барщевский, благодаря которому наш сегодняшний материал помогает посмотреть на уникальную муромскую достопримечательность сквозь призму времени.
13. Здесь хорошо виден крутой холм, на котором расположена церковь.
Более 30 лет церковь Космы и Дамиана в Муроме находилась в руинированном состоянии. И лишь в 1901 году на его восьмерик была поставлена крыша самой нехитрой конструкции, чтобы защитить старинную постройку от дальнейшего уничтожения. А потом в стране грянула революция…Стоит ли говорить о том, что старинный храм в его былом предназначении не хотели видеть советские власти?
14. ц. Космы и Дамиана. Модель. Фото Ивана Барщевского, 1889 год.
И лишь несколько бесстрашных краеведов неоднократно выдвигали предложения о спасении Космодамианской церкви. Однако, их не воспринимали всерьез. На протяжении практически ста лет храм постепенно ветшал и периодически становился жертвой вандалов.
15. Храму Космы и Дамиана чудом удалось сохраниться в советские годы.
Своего долгожданного возрождения церковь Космы и Дамиана дождалась в 2009 году. Восстановление храмового шатра по проекту владимирского архитектора В.М.Анисимова на средства Троицкого монастыря в Муроме. Сейчас шатер полностью закончен. Но несмотря на это реставрация храма вызвала бурные негодования среди искусствоведов и научного сообщества.
16. Реставрация этой старинной церкви началась в 2009 году.
Дело в том, что храмовый шатер по своей конструкции сейчас далек от оригинала. Он ниже своего разрушенного «предшественника», а выполнен не из камня, а из дерева, обшитого железом. Искусствоведы также отмечают, что есть существенные расхождения с оригиналов и в самой форме шатра.
17. Реставраторы допустили несколько ошибок в работе, поэтому сегодняшний облик храма не полностью соответствует тому, как он выглядел до революции и во времена Ивана Грозного.
Тем не менее, однозначно можно заявить о том, что церковь Космы и Дамиана спасена. Ей больше не угрожает разрушение и она, даже в расходящемся с оригиналом виде, любима многими жителями Мурома. Храм является главной видовой точкой, которая открывается с протяженной пешеходной набережной в сторону Мурома.
18. Но даже несмотря на огрехи в реставрации он прекрасен.
С ростом туристической и паломнической привлекательности Мурома интерес к Космодамианской церкви тоже растет. Ведь большой концерт, посвященный Петру и Февронии Муромским, а также – Дню Семьи, любви и верности, проходит именно на набережной. И тысячи людей, стоя перед сценой, любуются не только на концертное действо, но и на величественный старинный храм.
20. Он словно каменный цветок парит над набережной и очень радует глаз туристов и горожан!