храм косьмы и дамиана в ростове великом
НАШ ХРАМ
сякая душа проходит свое ученье в каком-то определенном месте. Для верующих православных людей, проживающих в восточной части города Ростова Великого, такой школой стал храм святых целителей бессребреников Косьмы и Дамиана, расположенный по адресу: Перовский пер., 10-А.
Наш храм основан в глубокой древности. Сначала он был деревянным. Кирпичное здание начали строить по благословению святителя Арсения Мацеевича. Средства на постройку жертвовали все прихожане, кто и сколько мог: купцы – больше, бедные – меньше. Храм строился 15 лет. Первым в 1769 году был освящен придел в честь святых Косьмы и Дамиана Римских. Затем освятили главный престол высокого летнего храма в честь Пресвятой Богородицы Одигитрии. В 1777 году строительство было завершено.
В первой четверти ХХ века при храме существовало общество трезвости, в которое входило более ста человек.
Почитая святых Косьму и Дамиана как покровителей брака, ростовцы любили венчаться в нашем богато украшенном храме.
После революции власти постановили закрыть храм, но прихожане отстаивали его целый год, используя право обжалования. В 1926 году храм был закрыт, после чего древние иконы были отобраны в музейные хранилища, колокола сброшены с колокольни, а все остальное разворовано или уничтожено. Здание варварски, без единого ремонта, использовалось не по назначению: пионерский клуб, мастерская, пункт приема стеклотары. Одно из красивейших зданий города, в которое вложили свои средства, талант и любовь многие поколения, несколько десятилетий простояло без крыши, разрушаясь под снегом и дождем.
Руины храма были переданы верующим в 1996 году. В 2004 году был образован наш приход во главе с настоятелем иереем Александром Парфеновым. Восстановление храма отнимает массу времени, но отец Александр старается не забыть про людей: в любое время причащает и соборует болящих на дому, иногда служит Божественную литургию для инвалидов в ростовском социальном центре «Радуга».
В продолжение традиции общества трезвости в храме регулярно проводятся молебны перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в надежде, что многие мужчины, да и некоторые женщины смогут побороть пагубную страсть.
В двунадесятые праздники, а иногда и по воскресеньям в зимнем храме становится тесно, поэтому открытие для богослужения летнего храма стало насущно необходимо. Господь, слыша наши молитвы и видя наши усилия, помогает нам, даруя силы и терпение, а иногда направляя к нам помощников.
Рискуя утомить читателей, все-таки перечислю основную часть работ, которые были проведены у нас за последние два года, чтобы стало понятно, сколько всего нужно сделать, чтобы храм смог зажить полноценной жизнью:
1. были спилены вековые тополя, закрывавшие вид храма с улицы, а их огромные стволы распилены и расколоты на дрова;
3. к храму был проведен водопровод и канализация;
4. отремонтировано несколько старинных киотов с резьбой, в том числе для новой иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
6. на колокольню водружены колокола, сделана подсветка колокольни;
7. приобретено огромное количество негашеной извести, кирпич; произведена вычинка стен (то есть, крошащиеся кирпичи заменены целыми), стены храма и колокольня снаружи обмазаны и побелены;
8. покрыта оцинкованным железом крыша зимнего храма, установлены защитные козырьки над кирпичными наличниками;
9. изготовлены и вставлены арочные оконные рамы на двух ярусах летнего храма;
10. огорожено рамами и дверями пространство под колокольней;
11. проложена новая электропроводка;
12. заново выложен из кирпича проем царских врат летнего храма;
13. внутри летнего храма восстановлены утраченные фрагменты кирпичной кладки стен, стены оштукатурены и побелены в три слоя;
15. зимний храм заново отремонтирован, побелен изнутри;
17. оформлены документы на прилегающий к храму земельный участок.
Наш батюшка примечает, у кого какие склонности и способности, и, при желании самого человека, приглашает его помочь. Иногда, за особые заслуги, людям торжественно вручаются небольшие памятные подарки. Получить такой знак внимания от всего прихода бывает необыкновенно приятно и почетно.
Все, что удалось сделать, было сделано стараниями настоятеля, его добровольных помощников и всех верующих людей, любящих этот храм. Бывшая учительница, Галина Васильевна Романова, много потрудилась по сбору средств для храма. Зоя Ивановна Корнакова сама помогала средствами. Она технолог по питанию, и делится своим опытом при приготовлении трапез. Юрист Маргарита Сергеевна Новикова помогала в оформлении земли. Мой сын, Никита Кожевников, инвалид второй группы, чинит прихожанам несложные бытовые электроприборы.
По воскресным дням и двунадесятым праздникам в любую погоду приходят в наш храм люди, чей возраст перевалил за 80, а в отдельных случаях и за 90 лет. Даже добраться до храма в таком возрасте – настоящий подвиг. Старейшие прихожане нашего храма делятся с нами, более молодыми, своим жизненным опытом, дают полезные советы.
Чтобы храм жил, люди приносят все, что могут: иконы, полотенца, ткани, ковровые дорожки, даже швейную машинку, электропилу и пылесос. Ольга Степановна Зубова и многие другие помогают своим трудом: пропалывают сорняки на газоне перед храмом, сажают цветы. Ольга снабжает приход вкусными яблоками со своего дачного участка.
Опасные высотные работы на колокольне храма производил наш православный альпинист, Андрей Даценко.
Ремонтные работы продолжаются и по сей день. В них участвуют не только рабочие, но и женщины, и даже инвалиды. Так Роман, передвигающийся с помощью костылей, героически покрасил пол солеи и решетки на нескольких окнах. Еще он – прекрасный чтец. Мы все молимся о его здоровье.
Первый человек, с которым общаются пришедшие в храм люди – это Ольга Карловна Ванаг. Она трудится за церковным ящиком и умеет со спокойствием и добротой ответить на многие вопросы, подсказать людям все необходимое. Ей помогает родная сестра, Валентина Карловна. «Ванаг» по-латышски означает «сокол».
Перед исповедью батюшка старается настроить людей серьезным образом. Он призывает нас чаще причащаться, ценить причастие, как высший дар.
В алтаре батюшке помогает бодрый духом и отзывчивый Евгений Юрьевич Мелехин.
У нашей хрупкой интеллигентной Людмилы тяжелое заболевание крови. Приход буквально спас ее от смерти. Когда врачи в больнице уже ничего хорошего не обещали, батюшка вместе с постоянной прихожанкой и помощницей нашего храма, Валентиной Петровной Луговых, поехали по деревням искать доноров с такой же, как у Людмилы, редкой группой крови. С Божией помощью нашли 23 донора, упросили их приехать в больницу. Но только у 10 из них были нужные параметры крови, и они подошли в качестве доноров во время сложной операции. Все за Людмилу молились, и она стала медленно поправляться. Сейчас она регулярно поет на клиросе нашего храма и читает приятным голосом. Часто причащается. Врачи удивляются, что она с таким заболеванием продолжает жить деятельно, а верующие – не удивляются.
Печение просфор требует благоговения, трудолюбия и постоянства, и мать Евфросиния обладает всеми этими качествами.
Мне есть с чем сравнивать, и могу с уверенностью сказать, что таких просфор я нигде больше не вкушала – ни в Москве, ни в Ростове. Всем нравятся эти просфоры, и мы чувствуем, что они испечены с молитвой ко Господу и с любовью ко всем нам. После причастия они кажутся чем-то неземным, манной небесной.
Новые прихожане часто говорят: «В этом храме каждое слово во время службы понятно, а еще у вас все как-то по-домашнему…»
И действительно, с окончанием службы наше общение сразу не заканчивается. Многие люди знают друг друга, дружат. Сплочению прихода содействует настоятель, он после литургии поздравляет тех, у кого День ангела, кратко рассказывает людям о трудовых и прочих заслугах именинников.
При храме понемногу действует неформальное общество взаимопомощи «ПОМОЩЬ!».
Вера без любви, без добрых дел вырождается в обрядовость и безжизненное знание, неспособное объединять людей. Слава Богу, что есть такие непотопляемые корабли спасения как наш храм, помогающие людям преодолеть житейское море!
Ростов. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.
Церковь Козьмы и Дамиана
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Более известна в городе под названием «Косьмы и Дамиана». Сооружена в 1775г. на месте древнего Козьмодемьянского монастыря.
Ростовский храм святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана находится в восточной «пролетарской» части города, той, что ближе к Ярославлю. Построенный в 1777 году, он был закрыт одним из первых в 1926 году. В начале 2004 года по благословению Высокопреосвященного Кирилла, Архиепископа Ярославского и Ростовского, был образован приход церкви святых Косьмы и Дамиана Ярославской епархии Русской Православной Церкви. В храме приспособлена для богослужения теплая трапезная часть храма и, хотя храм не имеет особых замечательных святынь, он стал «домашним» для окружающего его жилого района. В старом Косьмо-Дамианском храме хранились очень древние иконы, ставшие в послереволюционные годы добычей музейных хранилищ. Среди них икона Спасителя 13 века. Впоследствии, в 14 веке эта икона была перевернута сверху вниз, и на ней был написан образ «Странноприимство Авраама», более известный нам как образ Пресвятой Троицы. Теперь эта икона в фондах Третьяковской галереи. Самая старая и подлинная икона из нашего храма находится в Государственном музее-заповеднике «Ростовский Кремль». Это икона Божией Матери, датируемая искусствоведами 16 столетием. Икона называется «Одигитрия», хотя ее иконографический тип не относится к известной иконе «Смоленской-Одигитрии». По иконографии наша икона близка к иконе «Страстная», в ней Богомладенец Христос прижимается щекой к левой щеке Богоматери. Одной рукой Он берется за мафорий на Ее плече, а другая Его рука вложена в Ее руку. В старинном Ростове и его округе «Одигитрия» – универсальное название икон Божией Матери. Так называли икону из кафедрального собора, хотя по иконографии это «Владимирская». В 16 веке в Ростовский монастырь святых страстотерпцев Бориса и Глеба привезли икону Божией Матери «Римскую-Лидскую», но иноки все равно называли ее «Одигитрией».
В начале 17 века, после Смутного времени в Ростове была проведена первая перепись. В ней, естественно, был упомянута и наша церковь: «Храм древян клецки Козмы и Демьяна; а в храме Божие милосердие, образ месной Козмы и Домьяна, да образ Пречистыя Богородицы Благовещения, оба на празелени. На монастыре ж трапеза теплая Благовещения Пресвятыя Богородицы. На монастыре ж на церковной земле двор Козмодемьянскаго попа Полиехта, в длину 30 с., поперег тож. На монастыре ж келья пуста проскурницы Офимьи; а про проскурницу сказали, что ее убили литовские люди во 127 году; а ныне то место от церкви через мост к озеру 7 гряд пашет поп Феодот». Вне всякого сомнения, словом «монастырь» в переписи обозначен церковный двор. Мы смеем судить так, потому что на церковном дворе не упомянуты кельи монахов. На дворе стояли две церкви, по виду две больших избы «клецки» – большая летняя в честь святых Косьмы и Дамиана, и маленькая зимняя в честь праздника Благовещения. Священник того времени – иерей Полиевкт, двор которого находится рядом. В переписи упомянута подвижница – пострадавшая даже до смерти от интервентов Евфимия, просфорница нашего храма.
Документы 17-18 веков называют место, где стоит храм святых Косьмы и Дамиана предместьем Ростова, «Чудским концом». Храм стоял, как было помянуто уже в переписи на большой мостовой дороге в Ярославль. Земельные участки возле озера, как известно очень плодородные и со временем скупаются богатыми купцами, такими как Пудовы, Тимонины, землевладельцами и фабрикантами Кекиными и Щёткиными, посадскими людьми Махониными и Свешниковыми и другими. Во второй половине 18 века был упразднен храм в честь Пресвятой Троицы, находившийся в районе современной нам Цикорной лесопилки. Весь его приход, а также и утварь перешли к нашему храму. В начале девятнадцатого века дорогу перенесли на другое место, храм с тех пор стоит чуть в сторонке. Впрочем до новой большой дороги расширилась и территория храма, где на самом пересечении переулка и улицы стояла часовня. По благословению епископа Ростовского Афанасия и стараниями прихожан наш храм был выстроен из кирпича. Было это таким образом. Сначала, в 1769 году в теплой низкой части был освящен придел в честь святых бессребреников Косьмы и Дамиана Римских. Затем, (время неизвестно) был освящен главный престол высокого летнего храма – в честь Пресвятой Богородицы Одигитрии. В 1775 году при священнике Андрее строительство церкви было благополучно закончено и в ознаменование окончания работ в день празднования иконе Божией Матери Одигитрии (или Смоленской) был освящен придел во имя равноапостольных царя Константина и царицы Елены в теплой части, с левой стороны. Таким образом, строительство и украшение храма продолжалось в течение шести лет. В записях на памятных крестах отмечены участники этого дела – священник Максим Никифоров (он начинал) и диакон Афанасий.
Несмотря на освящение главного престола новой каменной церкви в честь Пресвятой Богородицы Одигитрии, храм по-прежнему называют в большинстве случаев Косьмо-Дамианским. Для путеводителей и документации советского времени это станет его исключительным названием, почему мы используем его и сейчас. Историки пишут, что: «О роли церкви святых Косьмы и Дамиана в ряду других храмов города с конца 18 по начало 20 века можно составить представление, например, из дел Ярославской Духовной Консистории и Ростовского Духовного Правления. Можно сказать, что Косьмо-Дамианская церковь упоминается в делах разнообразно и чаще, чем многие другие ростовские храмы. Уже само расположение храма обеспечивало церкви многолюдный приход и разнообразные возможности самостоятельного дохода». При храме был погост – кладбище для прихожан.
Возрождение церкви началось в 1995 году. В течение многих лет восстановительными работами занималось Патриаршее подворье города Ростова. В настоящее время для богослужения используется тёплая трапезная часть храма. Святой престол в алтаре посвящён святым бессребреникам Косьме и Дамиану Асийским, память которых отмечается 1 (14) ноября и освящён 13 октября 2002 года протоиереем Вячеславом Савиных по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В январе 2004 года по благословению Высокопреосвященного Кирилла, Архиепископа Ярославского и Ростовского, был образован приход церкви святых Косьмы и Дамиана Ярославской епархии Русской Православной Церкви.
Колокольный набор храма святых бессребреников Косьмы и Дамиана в начале 20 века: 2478 кг (151 п. 12 ф.), 1090 кг (66 п. 23 ф.), 404 кг (24 п. 27 ф.), 244 кг (14 п. 36 ф.), 126 кг (7 п. 27 ф.), 33 кг (2 п.)
Церковь Козьмы и Дамиана (Смоленская)
Фото и описание
Храм святых Козьмы и Дамиана или церковь Смоленской Божией Матери находится в городе Ростов Великий на Перовском переулке, 10. Он был построен в 1775 году на месте бывшей Козьмодамианской обители, о которой имеются весьма скудные сведения, известно лишь то, что она находилась на окраине города, на Чудском конце.
Первое упоминание о приходской церкви на этом месте можно встретить в документах первой ростовской переписи, датируемой началом XVII века. Тогда клетский храм был выстроен из дерева, «на монастыре» − то есть, на территории монастырского двора. При Козьмодамианской церкви существовала второй, маленький «теплый» Благовещенский храм.
Строительство современной каменной церкви было начато в 1760-х годах. Новое здание объединило в себе зимнюю и летнюю церкви. В 1769 году прошла церемония освящения теплого придела Козьмы и Дамиана, потом − главного престола во имя Богоматери Одигитрии. Имеются сведения, повествующие о том, что работы в церкви были окончены в 1775 году, и в это же время был освящен второй придел во имя Константина и Елены. Официально, по главному престолу, храм назывался Смоленским, но в народе сохранилось его старое название − Козьмы и Дамиана.
Козьмодамианский храм – одноглавый, сооружен из кирпича, по трехчастно-осевой композиции: центральный объем, трапезное помещение и колокольня вытянуты по одной оси. Оформление церкви отличается простотой, изяществом, на окнах – резные наличники, фасады здания разделяют парные пилястры. С западной стороны к основному объему присоединяется низкая трапезная, а к ней – колокольня. Колокольня − высокая, имеет 3 яруса. Она – единственная из всех уцелевших ростовских колоколен, которая завершена шатровой кровлей со звуковыми отверстиями – «слухами».
В 1926 году храм был упразднен, из него были изъяты иконы и драгоценная утварь. Колокольня лишилась колоколов. После закрытия в церковном здании был обустроен пионерский клуб, во время Великой Отечественной войны − казарма. В послевоенные годы здесь появились квартиры, из которых позже люди были выселены, а в здании заработал пункт стеклотары.
В 1995 году храм святых Козьмы и Дамиана был возвращен верующим. На пожертвования ростовского Патриаршего подворья были начаты ремонтные работы, а в 2004 году состоялось возрождение приходской общины.
РОСТОВСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ
1. Успенский собор г. Ростова.
Адрес: 152155, Ярославская обл., г. Ростов, Кремль, тел.: 8-(48536)-6-41-30.
Духовенство: настоятель — протоиерей Роман Крупнов; штатные – иерей Виктор Низамов, иерей Борис Стрижков, иеромонах Симон (Ситников), диакон Глеб Крупнов.
2. Храм Исидора Блаженного г. Ростова.
Адрес: 152151, Ярославская обл., г. Ростов, ул. К. Маркса, д. 25А.
Духовенство: настоятель – протоиерей Олег Ельцов.
3. Никольский храм г. Ростова (на Всполье).
Адрес: 152151, Ярославская обл., г. Ростов Великий, ул. Гоголя, д. 13а.
Духовенство: настоятель – протоиерей Александр Сачивко.
4. Покровский храм г. Ростова.
Адрес: 152155, Ярославская обл., г. Ростов, ул. Покровская, д. 31.
Духовенство: настоятель – иерей Димитрий Пивоварчук.
5. Толгский храм г. Ростова.
Адрес: 152155, Ярославская обл., г. Ростов, ул. Декабристов, д.11.
Духовенство: настоятель – иерей Сергий Зологин.
6. Храм Косьмы и Дамиана г. Ростова.
Адрес: 152150, Ярославская обл., г. Ростов, Перовский пер., д.10 «а», тел.: 8-(48536)-6-42-53.
Духовенство: иеромонах Дионисий (Тарасов).
7. Сергиевский храм с. Деболовское.
Адрес: 152155, Ярославская обл, Ростовский р-н, Ростов г, Заровская М. ул, 9.
Духовенство: настоятель – протоиерей Роман Крупнов.
8. Леонтьевский храм г. Ростова.
Адрес: 152100, Ярославская обл, Ростовский р-н, Ростов г, Коммунаров ул.
Духовенство: настоятель – иерей Кирилл Аверьянов.
9. Храм Державной иконы в г. Ростове.
Адрес: Ярославская обл., г. Ростов.
Духовенство: настоятель – иерей Олег Овчаров.
10. Покровский храм с. Алешково.
Адрес: 152125, Ярославская обл., Ростовский р-н, с. Алешково.
Духовенство: настоятель — протоиерей Роман Крупнов.
11. Благовещенский храм с. Благовещенская Гора.
Адрес: 152115, Ярославская обл., Ростовский р-н, с. Благовещенская Гора.
Духовенство: настоятель — протоиерей Роман Крупнов.
12. Илиинский храм с. Васильково.
Адрес: 152116, Ярославская обл., Ростовский р-н, с. Васильково.
Духовенство: настоятель – протоиерей Сергий Данилин.
13. Воскресенский храм с. Демьяны.
Адрес: 152120, Ярославская обл., Ростовский р-н, с. Демьяны.
Духовенство: настоятель – иерей Сергий Зологин.
14. Никольский храм с. Ивакино.
Адрес: 152121, Ярославская обл., Ростовский р-н, с. Ивакино.
Духовенство: настоятель – протоиерей Олег Ельцов.
15. Андреевский храм с. Лазарцево.
Адрес: 152121, Ярославская обл., Ростовский р-н, с. Лазарцево.
Духовенство: настоятель – иерей Борис Стрижков.
16. Косьмы и Дамиана в с. Лазарцево.
Адрес: 152121, Ярославская обл., Ростовский р-н, с. Лазарцево.
Духовенство: настоятель – протоиерей Роман Крупнов.
17. Георгиевский храм в с. Малая Шугорь.
Адрес: 152121, Ярославская обл., Ростовский р-н, с. Малая Шугорь.
Духовенство: настоятель – протоиерей Виктор Низамов.
18. Сергиевский храм с. Мосейцево.
Адрес: 152114, Ярославская обл., Ростовский р-н, с. Мосейцево, д. 45, тел.: 8-(48536)-2-15-12.
Духовенство: настоятель – иерей Владимир Большаков.
19. Никольский храм в с. Ново-Никольское.
Адрес:152103, Ярославская область, Ростовский район, с. Ново-Никольское.
Духовенство: настоятель — протоиерей Петр Винник.
20. Покровский храм в с. Погорелово.
Адрес: 152114, Ярославская область, Ростовский район, с. Погорелово.
Духовенство: настоятель — иерей Владимир Большаков.
21. Покровский храм в с. Подберезье.
Адрес: 152121, Ярославская область, Ростовский район, с. Подберезье.
Духовенство: настоятель — иерей Димитрий Пивоварчук.
22. Храм Димитрия Солунского в с. Пужбол.
Адрес: 152124, Ярославская область, Ростовский район, с. Пужбол.
Духовенство: настоятель — иерей Димитрий Пивоварчук.
23. Храм Рождества Богородицы в с. Савинское.
Адрес: 152123, Ярославская область, Ростовский район, с. Савинское.
Духовенство: настоятель – иерей Сергий Зологин.
24. Храм Андрея Стратилата в с. Сулость.
Адрес: 152111, Ярославская обл., Ростовский р-н, с. Сулость, д. 123, тел.: 8-(48536)-2-21-84.
Духовенство: настоятель – архимандрит Сильвестр (Лукашенко).
25. Сергиевский храм с. Татищев-Погост.
Адрес: 152105, Ярославская обл, Ростовский р-н, Татищев Погост с, 47.
Духовенство: настоятель – протоиерей Петр Винник, штатный – иерей Богдан Вахненко.
26. Никольский храм с. Угодичи.
Адрес: 152112, Ярославская обл., Ростовский р-н, с. Угодичи.
Духовенство: настоятель – иерей Анатолий Лысов.
27. Храм Рождества Христова с. Якимовское.
Адрес: 152113, Ярославская обл, Ростовский р-н, Якимовское с.
Духовенство: настоятель – иерей Анатолий Лысов.
28. Серафимовский храм в с. Семибратово.
Адрес: Ярославская область, Ростовский район, пос. Семибратово.
Духовенство: настоятель — протоиерей Петр Винник, штатный — иерей Сергий Овчинников.
29. Храм Петра Митрополита в с. Львы.
Адрес: Ярославская обл., Ростовский р-н., с. Львы.
Духовенство: настоятель — иерей Кирилл Аверьянов.
30. Храм Архангела Михаила с. Белогостицы.
Адрес: Ярославская обл., Ростовский р-н., с. Белогостицы.
Духовенство: настоятель — иеромонах Дионисий (Тарасов).
31. Храм Рождества Богородицы с. Николо-Перевоз.
Адрес: Ярославская обл., Ростовский р-н., с. Николо-Перевоз.
Духовенство: настоятель — иеромонах Дионисий (Тарасов).
Ученый. Священник. Человек.
Знакомьтесь! Протоиерей Виталий Тарасов – настоятель храма святых бессребреников Косьмы и Дамиана в Перовском переулке. Бывший ученый, кандидат технических наук, который говорит с людьми очень понятным языком, его проповеди всегда простые, где-то даже «приземленные». Настоящий храмостроитель, под чутким руководством которого на данный момент восстанавливаются два храма и Георгиевский монастырь. Гостеприимный человек, в скромном жилище которого всегда кто-то есть: то москвичи приехали, то ростовцы зашли с неразрешимыми вопросами с батюшкой посоветоваться (и как только матушка успевает готовить!). Оптимист, который верит, что для того, чтобы мужик перекрестился, Господь пошлет ему гром.
Общалась с отцом Виталием помощник благочинного Лариса Губанова.
– Я знаю, что Вы родились не здесь, но живете в Ростове давно. Считаете ли Вы себя ростовцем?
ОВ: Ярославцем точно считаю. В Ярославской епархии с 1994 года. В Ростове с 2004 – 16 лет, так что да.
– Можете рассказать, откуда Вы, чем занимались, как попали в Ростов?
– Насколько я знаю, Вы являетесь кандидатом технических наук и долгое время работали в Роскосмосе.
ОВ: Не в самом космосе, в науке.
– Как получилось, что из науки в церковь?
ОВ: Наука цели конечной не имеет в вечности. Ну стал ученым, ну изобрел что-то (я много чего наизобретал), а дальше что? А дальше вообще не понятно ничего. Евангелие прочитал, и все встало на свои места, все стало понятно. Начал потихоньку ездить в монастыри, в Оптину Пустынь. Вот отцы Оптинские сказали: “Хватит дурака валять, займись делом”, вот я занялся делом.
– Батюшка, в обществе считается, что наука и религия – это некие противоположности, нечто несовместимое.
ОВ: Они не могут быть не совместимы, потому что наука занимается своей частью – материальной, а религия своей частью – духовной. Они не могут быть противоположны никак. Наука помогла нам с Плащаницей Христовой… наука помогла очень многие тайны установить, прекрасно, да? Плащаницу даже сейчас называют вторым Евангелием. Наука занималась своим делом, вот и много открытий сделано в этой области. Опять же исторически: они всегда вместе шли раньше, это только в последние времена появилось противопоставление. Всё вместе. Как можно душу, тело и дух противопоставить друг другу? Это единое, человек един. Так и здесь, то же самое. Церковь и наука не могут быть разделенными, одно другому помогает.
– Научное мышление помогает или мешает вере?
ОВ: Да конечно, помогает. Дисциплина научная. Аргументы должны быть, не все на веру принимаем, как говорится, от балды. Все нужно доказать, показать, это труд, естественно. Дисциплина мышления, конечно, нужная вещь.
– Можете рассказать, как Вы пришли к вере?
ОВ: Прочитал Евангелие. Мне соседка подарила Евангелие. Раньше это была редкость такая. Прочитал, и у меня многие вопросы отпали. А дальше пошло: начал старший сын в церковь ходить, мы за ним, так и включились в жизнь нормальную.
– Часто люди приходят через скорби, а Вы просто через чтение Евангелия пришли?
ОВ: Да. Прочитал Книгу Жизни, сразу понятно стало: что, зачем и почему… зачем жить, для чего жить, как жить. А дальше только уточнения.
– Это в каком возрасте было?
ОВ: Где-то в 42 года. Когда молодой был, наука, некогда было. Всё изобретали что-то там. Потом деньги зарабатывали, в те годы надо было как-то выкручиваться.
– Можете немного рассказать о своей семье? И как семья отреагировала на такой переход?
ОВ: Семья нормально отреагировала. У старшего сына с детства склонность была, монахом хотел стать. Он в церковь первым пошел из нас. У нас через дорогу тогда восстанавливался храм Благовещения, старинный, он начал там помогать. Потом и мы потихоньку туда подтянулись, стали помогать.
ОВ: А матушка хвостиком за мной, как говорится. Куда ей деваться.
– А как восприняли желание стать священником?
ОВ: А я даже не думал об этом. Просто мне предложили, от таких предложений не отказываются. Духовник благословил. А так даже мысли не было, слишком это высокое служение, чтобы туда голову подымать. Но так уж вышло, что ж…
– То есть Вы приняли как данность, а семья?
ОВ: Семья тоже более менее спокойно. Бунтов не было по крайней мере. Все были к этому времени готовы, все исповедовались, причащались.
– А к переезду из Москвы в глубинку?
ОВ: Потихоньку. Сначала я переехал, потом матушка, затем сын старший. Средний остался в Москве. Маша здесь уже родилась.
Смеёмся с матушкой: старший сын студента, второй сын инженера, третий сын ученого, а дочка уже священника.
– То, что один из сыновей стал иеромонахом, это был полностью самостоятельный выбор или Вы оказывали влияние?
ОВ: Может как-то и повлиял, не знаю. Но в основном, конечно, он сам всё. С юности тянула его жизнь такая, созерцательная.
– Как Вам кажется, то, каким вырастает человек, все-таки больше определяется воспитанием или заложено изначально?
ОВ: И то и другое. “С Преподобным преподобен будеши, с избранным избран будеши, со строптивым развратишися”. Чудес не бывает. С другой стороны, пророк Самуил тот же, он же воспитывался среди развратных сыновей Илия, а стал пророком в итоге. Кто чего ищет. Кто ищет Бога, тот приходит к Богу все равно, какие бы преграды не стояли. Кто не ищет Бога, живет, как животное, грубо говоря, ну что, так он и останется. Допустим, Иуда не искал Бога, жил среди апостолов, куда выше Старец у него Христос был сам, дальше некуда. А стал кем? Самуил жил среди грешников, а стал пророком. Кто чего искал, то Господь помог найти.
– Как по Вашему, отличаются жизнь, люди в маленьком городе от жителей мегаполиса?
ОВ: Мегаполис, там темп очень большой. И народ, соответственно позлей немножко. А здесь более благостный, более спокойный. Хотя свои тараканы есть везде.
– Вы служили в Москве и здесь, есть ли разница в людях в церкви?
ОВ: Есть, конечно. Здесь более простые люди, там больше даже в церковном плане воспитанные. Тем более что, где я служил, место такое было – подворье Оптиной Пустыни. Соответственно, и культура и поведение резко отличается. Я пришел когда первый раз в деревню, я просто ужаснулся отношению к церкви, к службе и прочее. Контраст очень сильный был. Потом потихонечку так поднатаскались люди… всех учить надо, конечно. Потихоньку все выравнивается.
– Где проще спастись: в маленьком городе или мегаполисе?
ОВ: Спастись можно везде. Опять же, кто куда стремится, тот туда попадет. Если человеку рай не нужен, не поможет ничего.
Удобнее, не проще – удобнее, спастись, конечно, там, где меньше искушений, где спокойная жизнь. С другой стороны, это расслабляет духовно. Когда борьба идет, напрягаться приходится. Это уже классика: когда у человека много дел всяких, он более собранный и все успевает; когда дел мало, он начинает расслабляться, он начинает не успевать почему-то. Казалось бы, и дел не много, а ничего не успел, потому что расслабленный. А когда темп задан, хочешь не хочешь – крутись.
– Я слышала историю о том, как матушка «напророчила» Белогостицкий монастырь, можете рассказать?
ОВ: Да, она увидела эти развалины, и ужаснулась – какой ненормальный возьмется восстанавливать всё это. Ну так потом и получилось, что мне предложили.
– Сколько храмов (какие) Вы сейчас восстанавливаете?
ОВ: Сейчас вот этот (Косьмы и Дамиана), Белогостицкий монастырь и плюс еще в Николо-Перевозе храм Рождества Пресвятой Богородицы.
– Нет ли у Вас опасения, что в восстанавливаемых храмах через какое-то количество лет некому будет молиться?
ОВ: Нет, так не будет. Господь нашлепает. Гром грянет, чтобы мужик перекрестился. Говорят, что пока не грянет, он не перекрестится. Конечно, сейчас все хорошо живем, все есть. В магазинах все есть, очередей нет. Человек расслабляется. Когда все есть, тогда ничего и не надо в принципе, зачем… Зачем в храм ходить? Зачем Бог, если всё есть? Вот когда отнимут всё, тогда и вспомнят о Боге, а куда денутся то. Когда деваться некуда, то приходим сюда: Господи, помилуй, помоги, подай и всё прочее. Тоже классика, по сути дела.
– То есть в 90-е столько людей в храм пришло именно из-за этого?
ОВ: Конечно. А куда деваться-то? Всё развалено, разрушено, пошли в церковь. И в войну тоже ходили многие. Храмы были полностью забиты. Дети на войне воюют, их жалко и страшно и прочее, хотелось, чтобы пришли живые…
– Можете ли Вы вспомнить какой-то случай, когда Вы наиболее остро ощутили Присутствие или Действие или Волю Бога в своей жизни?
ОВ: Литургия. После Причастия как-то было такое.
– То есть это ни с каким особым случаем не связано, просто после Литургии?
ОВ: С Причастием связано… Молился, постился и прочее, вышел на амвон и чувство совсем другое – всех люблю. Чувствую, что у меня нет никаких… ни злости, ничего, никаких эмоций, одна любовь. Правда не долго это (смеется). Жалко, что не долго.
– То есть, присутствие Божие ощущается через любовь ко всем?
ОВ: Конечно.
– Есть ли у Вас любимая Евангельская притча?
ОВ: О богаче и Лазаре. Я у Златоуста прочитал, когда болел, про нее подробно. Как-то на душу легла.
ОВ: Ну там практически все есть, вся наша жизнь в двух словах, как говорится, кратенько все описано. Кто куда пойдет и за что. На многие вопросы ответы. “Если Моисея не слушают, если кто встанет из мертвых, …” – ну всё понятно с этим человеком. Без веры живет, хоть какие чудеса твори, так дураком и останется. Одна из главных мыслей. И потом милосердие нас спасает. Бог милосерд. А если мы не милосерды, что толку, мы постимся, молимся, подвиги совершаем, а в них толку нет, если нет самого главного – милосердия. В окончании – Бог милосерд, настолько это ярко показано, четко, что лучше не скажешь.
Притч много, но это больше всех запомнилась. Не то чтобы самая любимая, но больше всех запомнилась.
– Какое было самое большое разочарование в жизни? И, наоборот, что хорошего пришло в Вашу жизнь?
ОВ: Разочарования даже не знаю, были ли они когда-нибудь. Как в песне поется, “от жизни никогда не устаю”, у Высоцкого. А что хорошего… наверное, все-таки священство, самое такое высокое, что было, резкий переход. Раз и вдруг ты уже не просто стоишь в храме, а священник.
– Напоследок – пожелание ростовцам и всем, кто будет нас читать?
ОВ: Главное не отпадать от Бога. Адам отпал от Бога, потерял всё, Денница отпал от Бога, потерял всё, стал Сатаной. И мы тоже отпадая от Бога сатанеем. Чего искать потом? Без Бога нет ни жизни, ни смысла никакого. Самое главное обрести Бога, наладить с ним общение. По нашим силам, естественно. А всё остальное уже приложение. Как сказано, “ищите прежде Царствие Божие, а остальное всё приложится”. Если Царствие не ищем, то к чему прилагать?
Лично познакомиться с батюшкой можно в храме Св. бессеребренников Косьмы и Дамиана по адресу г. Ростов, Перовский переулок, 10.