храм козьмы и демьяна в москве маросейка

Храм Космы и Дамиана на Маросейке

храм козьмы и демьяна в москве маросейка

храм козьмы и демьяна в москве маросейка

храм козьмы и демьяна в москве маросейка

храм козьмы и демьяна в москве маросейка

храм козьмы и демьяна в москве маросейка

Храм Космы и Дамиана на Маросейке запись закреплена

храм козьмы и демьяна в москве маросейка

Храм Космы и Дамиана на Маросейке запись закреплена

храм козьмы и демьяна в москве маросейка

Храм Космы и Дамиана на Маросейке запись закреплена

храм козьмы и демьяна в москве маросейка

Храм Космы и Дамиана на Маросейке запись закреплена

храм козьмы и демьяна в москве маросейка

Храм Космы и Дамиана на Маросейке запись закреплена

Цикл бесед прот. Федора Бородина «Окрытие веры».

Дорогие братья и сестры!

9 ноября снова стартует цикл бесед протоиерея Фёдора Бородина «Открытие веры».
Показать полностью.

Мы приглашаем на него тех, кто хочет узнать о вероучении Православной Церкви, кто хочет за информационным шумом расслышать о том, чем Церковь живет на глубине, что считает в своей вере самым важным.

Если Вы пока далеки от Православия, но хотите узнать о нем, или уже начали свой путь в Церкви, – приходите. Мы постараемся поделиться самым главным своим сокровищем – своей верой.

Курс ведет настоятель храма святых Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин и другие священнослужители нашего прихода.

Каждая встреча состоит из двух частей. Первая – лекционная. Во время второй лектор постарается ответить на возможные вопросы.

Встречи будут проходить по вторникам в нашем Большом зале (Малый Златоустинский пер., д. 5). Начало в 18:30.

Записаться в группу нужно заранее у Ирины Белоусовой,
тел. +7 916 659 11 02.

Темы встреч «Открытия веры»:

1.Что человек может знать о Боге? Источники и условия богопознания. Два самых важных вопроса богословия: кто я Ему и Кто Он мне? Притча о блудном сыне.

2.Бог – Творец. Его творение видимое и невидимое, материя и Ангелы. Космос и «хорошо весьма».

3.Творение человека. Микрокосм и образ Божий. Величие и смирение Адама в замысле Бога. Адам – как «замковый камень» мироздания.

4.Грехопадение. Историчность, мифологичность и символизм III-й главы книги Бытия. Грех Адама – почему Церковь считает его вселенской катастрофой? Ее последствия для мира и человека. Что есть зло, и где его источник с точки зрения Библии?

5.Божие «домостроительство», как забота о спасении потомков Адама. Ветхий завет и его важнейшие понятия: Избранный народ, Земля обетованная, закон жертвы, Священное Писание, пророчества.

6.Введение в основные понятия Священного Писания.

7.Введение в Священное Писание Ветхого Завета.

8.Учение Церкви о Святой Троице.

9.«И Слово стало плотию». Иисус Христос – Кто Он? Сын Божий и Сын Человеческий, как это возможно, и до какой степени это возможно понять?

10. Учение Христа. Нагорная проповедь. Можно ли выполнить заповеди блаженства?

12.«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Две самые главные заповеди.

15.Церковь – Тело Христово. Где Ее святость и неотмирность? Икона пятидесятницы как формула Церкви.

16.Церковь в истории – собрание грешных людей. Темный двойник Церкви. Зачем она мне сегодня?

17.Таинства Церкви. Что такое таинства и почему он необходимы? Крещение, Миропомазание.

18.Таинства Церкви. Покаяние, елеосвящение, Брак, рукоположение.

19.Евхаристия – сердце и главный нерв жизни Церкви. История и вневременность. Хлеб жизни вечной.

20.Практика. Как жить по христиански сейчас? Что вечно, а что изменяемо в Церкви? Что главное, а что второстепенное? Как не перепутать? Ответы на практические вопросы.

Источник

Храм бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке (Москва)

Мiръ Россия Москва Храм бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке (Москва)

храм козьмы и демьяна в москве маросейка

Церковь бессребреников Космы и Дамиана Ассийских на Маросейке — православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии.

Содержание

История [ править ]

Существующий ныне на Маросейке Космодамианский храм построен в 1793 году, но на этом же месте церковь была и ранее, так что следует различать собственно две церкви: старую и настоящую.

Когда именно и кем была построена старая церковь – точных сведений не имеется. Достоверно известно, что она существовала еще в начале 17-го века. Так, об этом храме упоминается в книге Патриаршего Казенного Приказа за 1б25 год и в «Книге царского жалованья московским церквам». Из тех же свидетельств можно видеть, что старая церковь была каменная, одноэтажная и двухпрестольная: с главным престолом во имя святителя Николая и придельным во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана. Поэтому она нередко называлась в старинных документах церковью св. Николая, хотя наименование по Космодамианскому приделу удерживалось тоже.

храм козьмы и демьяна в москве маросейка

Вначале старая церковь Космы и Дамиана не имела ни паперти, ни колокольни, они были пристроены только в 1651 году. В конце 17-го столетия попечением княжны Евдокией Андреевной Куракиной над одноэтажной постройкой вырос второй верхний ярус, и здесь устроена была новая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Так у старого Космодамианского храма появилось и третье название – Казанский. Сначала церковь была только ружной (состоящей на содержании) княгини Куракиной, и особые от Космодамианского причта священник и псаломщик содержались на средства княжны. Но в 1771 – 1772 гг. храм поступил в заведование Космодамианского причта и соединился с приходским.

В это же время, т. е. в конце 18 века, Космодамианская церковь пришла в полную ветхость. Это была тяжелый, критический период. Но Всеблагой Отец Небесный не оставил ее Своею милостью, возбудив к усердию сердца добрых людей. Ревнуя о славе Божией, прихожане пришли к мысли не о ремонте, но о сооружении новой церкви, и притом с некоторым изменением в устройстве. В июле 1790 года они вошли к Митрополиту Московскому Платону с ходатайством ветхий храм сломать и вместо него соорудить новый во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, с двумя приделами: во имя свт. Николая и свв. бессребреников Космы и Дамиана. Таким образом, главный престол во имя свт. Николая, бывший в старой церкви, перенесен в новую, в южный придел; верхний ярус с престолом во имя Казанской иконы Божией Матери уничтожен, а главный престол посвящен Спасителю, Исцелителю расслабленного.

Замечательно, что наименование нового храма по приделу Космодамианским по-прежнему удержалось, хотя по главному престолу он иногда и назывался Спасским. Это и есть тот самый храм, который существует ныне. На предмет построения этого храма почти все прихожане сделали более или менее значительные пожертвования, но во главе жертвователей и душой святого дела был подполковник Михаил Родионович Хлебников: на его имя была выдана и храмозданная грамота в январе 1791 года.

В декабре 1793 года новый Космодамианский храм был окончен постройкой вчерне, а совсем благоукрашен был только южный придел во имя свт. Николая, который и освящен был 18 декабря того же 1793 года. С того времени начато было и богослужение в новой церкви. Через 2 года, а именно, 21 октября 1795 года, освящен был северный придел во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана, а главный – во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, представлявший единственный в Москве храм с таким наименованием, – освящен был 4 октября 1803 года. Можно видеть, что новый Космодамианский храм строился в течение 12 лет.

В проекте известного русского архитектора Матвея Казакова замечательно искусно сочетаются отдельные части и линии. Оригинально устройство приделов храма: северного Космодамианского и южного Никольского. Приделы эти помещаются в пространстве, имеющем строго выдержанную форму круга. Вид круга имеют также настоящая церковь и отчасти алтарь ее.

В нашествие на Москву неприятелей в 1812 году Космодамианская церковь подверглась общей с прочими церквями участи, лишившись значительной части своего имущества и украшений, и нескоро оправилась от постигшего ее разорения.

храм козьмы и демьяна в москве маросейка

До 1857 года храм был разделен на 2 половины: зимнюю и летнюю. «Холодный» храм во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного запирался на зимнее время, «теплый» же состоял лишь из трапезной и двух приделов и не отличался вместительностью. Зимой здесь было особенно тесно, и в 1857 году в подвале под церковью устроили духовую печь. Так холодная церковь стала теплой. С того времени почти 40 лет крупных капитальных работ в Космодамианской церкви не производилось. А в 1893 году храм был обновлен внутри и снаружи. Это великолепное обновление Космодамианского храма стало тем более приятно, что совпало со столетним юбилеем со времени построения и освящения Никольского придела, которое было отпраздновано с великой торжественностью 18 декабря 1893 года с совершением крестного хода вокруг церкви при громадном стечении богомольцев.

В летописи Космодамианской церкви записано несколько случаев благодатных исцелений, полученных больными от храмовой иконы Спасителя, Исцелителя расслабленного. Эта икона является особо чтимой святыней уже с самого построения и освящения этого храма, привлекая к себе благочестивых поклонников из разных мест столицы. Особенно это бывает заметно в храмовый, единственный во всей Москве праздник, совершаемый в третье воскресенье по Пасхе.

С давнего времени установлено совершать пред этой святой иконой молебствие каждую субботу, по окончании всенощного бдения; причем, на этом молебствии полагается особый тропарь, особый прокимен, особое Евангелие и особая в высшей степени умилительная молитва.

В начале тридцатых годов храм разделил судьбу многих русских святынь: приход разогнали, иконы и украшения храма конфисковали, и они пропали бесследно. Уже было подписано постановление о взрыве храма, но Господь не допустил этого. Впоследствии здание использовалось как производственный склад, мотоциклетный клуб, архив, художественные классы.

В 60-е годы были снесены три церковных дома, а на их месте выстроено огромное административное здание, которому храм передали под архив. В те же годы была произведена частичная реставрация церкви – после наружного ремонта восстановлено внешнее убранство храма, водружены золоченые кресты. Однако интерьер был изуродован этажным перекрытием и множеством перегородок. Из-за многочисленных перепланировок пол дал сильный уклон.

22 июня 1993 года вышло постановление Правительства Москвы о передаче здания Космодамианского храма Русской Православной Церкви. Начались ремонтные работы, были возобновлены молебные пения Спасителю и святым Косме и Дамиану. 14 ноября 1993 года, в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, в правом приделе состоялась первая Литургия. Некоторое время спустя богослужение было восстановлено и в центральном алтаре.

Приходские службы [ править ]

Святыни [ править ]

храм козьмы и демьяна в москве маросейка

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

храм козьмы и демьяна в москве маросейка

Адрес: 101000, Москва, м.Китай-город, ул. Маросейка, дом 14/2, строение 3.

Паломнику [ править ]

Крещение в храме совершается полным погружением.

Фото [ править ]

храм козьмы и демьяна в москве маросейка

Чтимая икона свв. бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских с частицей мощей

Источник

История храма

храм козьмы и демьяна в москве маросейка

Существующий ныне на Маросейке Космодамианский храм построен в 1793 году, но на этом же месте церковь была и ранее, так что следует различать собственно две церкви: старую и настоящую.

Когда именно и кем была построена старая церковь – точных сведений не имеется. Достоверно известно, что она существовала еще в начале 17-го века. Так, об этом храме упоминается в книге Патриаршего Казенного Приказа за 1625 год и в «Книге царского жалованья московским церквам». Из тех же свидетельств можно видеть, что старая церковь была каменная, одноэтажная и двухпрестольная: с главным престолом во имя святителя Николая и придельным во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана. Поэтому она нередко называлась в старинных документах церковью св. Николая, хотя наименование по Космодамианскому приделу удерживалось тоже.

Вначале старая церковь Космы и Дамиана не имела ни паперти, ни колокольни, они были пристроены только в 1651 году. В конце 17-го столетия попечением княжны Евдокией Андреевной Куракиной над одноэтажной постройкой вырос второй верхний ярус, и здесь устроена была новая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Так у старого Космодамианского храма появилось и третье название – Казанский. Сначала церковь была только ружной (состоящей на содержании) княгини Куракиной, и особые от Космодамианского причта священник и псаломщик содержались на средства княжны. Но в 1771 – 1772 гг. храм поступил в заведование Космодамианского причта и соединился с приходским.

В это же время, т. е. в конце 18 века, Космодамианская церковь пришла в полную ветхость. Это был тяжелый, критический период. Но Всеблагой Отец Небесный не оставил ее Своею милостью, возбудив к усердию сердца добрых людей. Ревнуя о славе Божией, прихожане пришли к мысли не о ремонте, но о сооружении новой церкви, и притом с некоторым изменением в устройстве. В июле 1790 года они вошли к Митрополиту Московскому Платону с ходатайством ветхий храм сломать и вместо него соорудить новый во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, с двумя приделами: во имя свт. Николая и свв. бессребреников Космы и Дамиана. Таким образом, главный престол во имя свт. Николая, бывший в старой церкви, перенесен в новую, в южный придел; верхний ярус с престолом во имя Казанской иконы Божией Матери уничтожен, а главный престол посвящен Спасителю, Исцелителю расслабленного.

Замечательно, что наименование нового храма по приделу Космодамианским по-прежнему удержалось, хотя по главному престолу он иногда и назывался Спасским. Это и есть тот самый храм, который существует ныне. На предмет построения этого храма почти все прихожане сделали более или менее значительные пожертвования, но во главе жертвователей и душой святого дела был подполковник Михаил Родионович Хлебников: на его имя была выдана и храмозданная грамота в январе 1791 года.

В декабре 1793 года новый Космодамианский храм был окончен постройкой вчерне, а совсем благоукрашен был только южный придел во имя свт. Николая, который и освящен был 18 декабря того же 1793 года. С того времени начато было и богослужение в новой церкви. Через 2 года, а именно, 21 октября 1795 года, освящен был северный придел во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана, а главный – во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, представлявший единственный в Москве храм с таким наименованием, – освящен был 4 октября 1803 года. Можно видеть, что новый Космодамианский храм строился в течение 12 лет.

храм козьмы и демьяна в москве маросейкаВ проекте известного русского архитектора Матвея Казакова замечательно искусно сочетаются отдельные части и линии. Оригинально устройство приделов храма: северного Космодамианского и южного Никольского. Приделы эти помещаются в пространстве, имеющем строго выдержанную форму круга. Вид круга имеют также настоящая церковь и отчасти алтарь ее.

В нашествие на Москву неприятелей в 1812 году Космодамианская церковь подверглась общей с прочими церквями участи, лишившись значительной части своего имущества и украшений, и нескоро оправилась от постигшего ее разорения.

До 1857 года храм был разделен на 2 половины: зимнюю и летнюю. «Холодный» храм во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного запирался на зимнее время, «теплый» же состоял лишь из трапезной и двух приделов и не отличался вместительностью. Зимой здесь было особенно тесно, и в 1857 году в подвале под церковью устроили духовую печь. Так холодная церковь стала теплой. С того времени почти 40 лет крупных капитальных работ в Космодамианской церкви не производилось. А в 1893 году храм был обновлен внутри и снаружи. Это великолепное обновление Космодамианского храма стало тем более приятно, что совпало со столетним юбилеем со времени построения и освящения Никольского придела, которое было отпраздновано с великой торжественностью 18 декабря 1893 года с совершением крестного хода вокруг церкви при громадном стечении богомольцев.

В летописи Космодамианской церкви записано несколько случаев благодатных исцелений, полученных больными от храмовой иконы Спасителя, Исцелителя расслабленного. Эта икона является особо чтимой святыней уже с самого построения и освящения этого храма, привлекая к себе благочестивых поклонников из разных мест столицы. Особенно это бывает заметно в храмовый, единственный во всей Москве праздник, совершаемый в третье воскресенье по Пасхе.

С давнего времени установлено совершать пред этой святой иконой молебствие каждую субботу, по окончании всенощного бдения; причем, на этом молебствии полагается особый тропарь, особый прокимен, особое Евангелие и особая в высшей степени умилительная молитва.

Священник Николай Романский (Москва, 1895 г.)

В начале тридцатых годов храм разделил судьбу многих русских святынь: приход разогнали, иконы и украшения храма конфисковали, и они пропали бесследно. Уже было подписано постановление о взрыве храма, но Господь не допустил этого. Впоследствии здание использовалось как производственный склад, мотоциклетный клуб, архив, художественные классы.

В 60-е годы были снесены три церковных дома, а на их месте выстроено огромное административное здание, которому храм передали под архив. В те же годы была произведена частичная реставрация церкви – после наружного ремонта восстановлено внешнее убранство храма, водружены золоченые кресты. Однако интерьер был изуродован этажным перекрытием и множеством перегородок. Из-за многочисленных перепланировок пол дал сильный уклон.

22 июня 1993 года вышло постановление Правительства Москвы о передаче здания Космодамианского храма Русской Православной Церкви. Начались ремонтные работы, были возобновлены молебные пения Спасителю и святым Косме и Дамиану. 14 ноября 1993 года, в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, в правом приделе состоялась первая Литургия. Некоторое время спустя богослужение было восстановлено и в центральном алтаре.

Источник

МОСКОВСКИЙ КОСМОДАМИАНОВСКИЙ ХРАМ НА МАРОСЕЙКЕ

храм козьмы и демьяна в москве маросейка
Московский храм Космы и Дамиана на Маросейке

Московский храм во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских на Маросейке, на Покровке (Московская епархия)

Первая церковь стояла здесь давно – известно, что горела она еще в пожаре 1547 года, ее построили заново, но в 1629 году сгорело и второе здание. Церковь отстроили заново, и на этот раз в камне.

Об этом храме упоминается в книге Патриаршего Казенного Приказа за 1625 год и в «Книге царского жалованья московским церквам». Церковь была каменная, одноэтажная и двухпрестольная: с главным престолом во имя святителя Николая и придельным во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана. Поэтому она нередко называлась в старинных документах церковью св. Николая, хотя наименование по Космодамианскому приделу удерживалось тоже.

Первоначально храм не имела ни паперти, ни колокольни, они были пристроены только в 1651 году. В конце XVII столетия попечением княжны Евдокией Андреевной Куракиной над одноэтажной постройкой вырос второй верхний ярус, и здесь устроена была новая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Так у старого Космодамианского храма появилось и третье название – Казанский. Сначала церковь была только ружной (состоящей на содержании) княгини Куракиной, и особые от Космодамианского причта священник и псаломщик содержались на средства княжны. Но в 1771-1772 гг. храм поступил в заведование Космодамианского причта и соединился с приходским.

В конце XVIII века Космодамианская церковь пришла в полную ветхость. Прихожане пришли к мысли не о ремонте, но о сооружении новой церкви, и притом с некоторым изменением в устройстве. В июле 1790 года они обратились к Московскому митрополиту Платону (Левшину) с ходатайством ветхий храм сломать и вместо него соорудить новый во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, с двумя приделами: во имя свт. Николая и свв. бессребреников Космы и Дамиана. Таким образом, главный престол во имя свт. Николая, бывший в старой церкви, перенесен в новую, в южный придел; верхний ярус с престолом во имя Казанской иконы Божией Матери уничтожен, а главный престол посвящен Спасителю, Исцелителю расслабленного.

Наименование нового храма по приделу Космодамианским по-прежнему удержалось, хотя по главному престолу он иногда и назывался Спасским. На построение храма почти все прихожане сделали более или менее значительные пожертвования.

В проекте известного русского архитектора Матвея Казакова замечательно искусно сочетаются отдельные части и линии. Оригинально устройство приделов храма: северного Космодамианского и южного Никольского. Приделы эти помещаются в пространстве, имеющем строго выдержанную форму круга. Вид круга имеют также церковь и отчасти алтарь ее.

В нашествие на Москву неприятелей в 1812 году Космодамианская церковь подверглась общей с прочими церквями участи, лишившись значительной части своего имущества и украшений.

До 1857 года храм был разделен на 2 половины: зимнюю и летнюю. «Холодный» храм во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного запирался на зимнее время, «теплый» же состоял лишь из трапезной и двух приделов и не отличался вместительностью. Зимой здесь было особенно тесно, и в 1857 году в подвале под церковью устроили духовую печь. Так холодная церковь стала теплой. С того времени почти 40 лет крупных капитальных работ в Космодамианской церкви не производилось.

В 1893 году храм был обновлен внутри и снаружи.

В начале 1930-х годов приход разогнали, иконы и украшения храма конфисковали, и они пропали бесследно. Уже было подписано постановление о взрыве храма, но этого не случилось. Впоследствии здание использовалось как производственный склад, мотоциклетный клуб, архив, художественные классы.

В 1960-е годы были снесены три церковных дома, а на их месте выстроено огромное административное здание, которому храм передали под архив. В те же годы была произведена частичная реставрация церкви – после наружного ремонта восстановлено внешнее убранство храма, водружены золоченые кресты. Однако интерьер был изуродован этажным перекрытием и множеством перегородок. Из-за многочисленных перепланировок пол дал сильный уклон.

22 июня 1993 года вышло постановление Правительства Москвы о передаче здания Космодамианского храма Русской Православной Церкви. Начались ремонтные работы, были возобновлены молебные пения Спасителю и святым Косме и Дамиану. 14 ноября 1993 года, в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, в правом приделе состоялась первая Литургия. Некоторое время спустя богослужение было восстановлено и в центральном алтаре.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *