храм ксении петербургской на петроградской стороне

Храм ксении петербургской на петроградской стороне

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Пристанище Бродяги

November 2021

123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

храм ксении петербургской на петроградской стороне

храм ксении петербургской на петроградской стороне

храм ксении петербургской на петроградской сторонехрам ксении петербургской на петроградской сторонехрам ксении петербургской на петроградской сторонехрам ксении петербургской на петроградской стороне

Дом 66 вызывает странные чувства. Он очень красив, выполнен явно в модерновом стиле, изящен, даже несколько, быть может, а-ля готичен, но вот эти страшные морды. Нет, я понимаю, что в городе немало химер и вообще всяких устрашающих античных масок, и они служат по большей части украшению города. Но, как правило, химеры не выглядят столь откровенно бесовскими отродями.

Тем не менее, очень понравились некоторые архитектурные решения:

храм ксении петербургской на петроградской сторонехрам ксении петербургской на петроградской сторонехрам ксении петербургской на петроградской сторонехрам ксении петербургской на петроградской стороне

Опять же вот мишка по своему обаятелен. Только неясно, зачем согнул неизвестно чей то ли щит, то ли герб. Знать, силы у зверюги немеряно:

храм ксении петербургской на петроградской стороне

Когда я снимала мишку, ко мне подгребла аборигенка лет 50, и стала говорить, что неприятно жить в доме напротив и каждый день любоваться на всю эту нечисть, проходя по улице.

За углом, действительно, виднелась стройка:

храм ксении петербургской на петроградской стороне

В сплошном синем заборе я нашла щель, куда удалось вставить объектив. Немного строительной техники, неглубокий котлован под фундамент, обнесённый опалубкой, мотки кабеля. Выглядит сонно:

храм ксении петербургской на петроградской стороне

Напротив стройки старый дом, тоже модерновый, как и на Малом. Лахтинская ул., 24. Обратите внимание на фронтон.

храм ксении петербургской на петроградской стороне

А вот фронтон в приближении. Действительно, гипотетический прихожанин храма, выходящий из него будет видеть вот такого демона (а кто-то ведь живёт в том окошке, которое он «охраняет», брррр):

храм ксении петербургской на петроградской стороне

А выше демона вот такая фигура:

храм ксении петербургской на петроградской стороне

Кстати, в двух домах от будущего храма магазин «Интим». В общем, действительно, замечательное место для строительства церкви. Их ведь раньше специально ставили на местах всевозможных капищ, чтобы изгонять царящее там зло.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

храм ксении петербургской на петроградской стороне

Строительство церкви блаженной Ксении Петербургской на Лахтинской улице. Церковь в июле 2017 года

Мысль о строительстве нового Дома Божия подало Общество инвалидов Петроградского района, то есть люди, которым выпала более трудная, чем окружающим, доля. Люди, которые остро нуждаются в человеческом участии и – особенно! – в милосердной Божественной помощи. Но такую помощь они могут получить только в Церкви, только через молитву и таинства, соединяющие нас с Богом. А Ксения Блаженная, в честь которой вырос сей храм, является небесной покровительницей прекрасного города. Значит, и всех петербуржцев, и каждого из них в отдельности, в том числе горожан с ограниченными физическими возможностями. Церковь, удивительная и по конструкции, и по оформлению, ждала прихода православных почти десять лет.

Поэтому-то храм, заложенный зимой 2010-го и завершенный в основном по весне 2017-го, возвышается на Лахтинской улице. Там, где, по преданию, стоял дом семьи Петровых – Ксении Григорьевны и ее мужа, придворного певчего Андрея Федоровича. После внезапной смерти любимого супруга скорбящая молодая вдова приняла подвиг юродства Христа ради. Простой народ ценил и почитал Блаженную как прозорливую помощницу в житейских нуждах и скорбях. Богомольцы считали счастьем, если она оставалась у них на ночлег, или принимала кусок хлеба. А извозчики не скрывали радости, когда Ксения соглашалась бесплатно проехать часть пути в повозке или санях.

храм ксении петербургской на петроградской стороне

Фото: Фонд «Созидающий мир»

Строительство началось в 2010 году. Двухъярусный храм оборудован лифтом и пандусами и расписан известным петербургским художником Александром Простевым. Церковь возведена на месте, где когда-то святая Ксения жила со своим мужем Андреем. Это первый храм в Петербурге, посвящённый святой покровительнице города. 6 июня 2019 года, в День прославления Ксении Блаженной в лике святых, владыка Варсонофий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, торжественно освятил сей храм.

храм ксении петербургской на петроградской стороне

храм ксении петербургской на петроградской стороне

Фото Дмитрия Песочинского

Вход украшает мозаика со святой Ксенией. Изображение выбирал отец Константин: по его словам, этот образ приближен к настоящему. Мозаики Ксении Блаженной и Иоанна Кронштадтского есть и в крещальне. Все они выполнены из натуральной смальты и мрамора, а в крещальне еще и обрамлены в дерево.

Иконы для храма написали известные петербургские иконописцы Дмитрий Мироненко (руководитель иконописной мастерской Свято-Троицкой Александро-Невской лавры) и Александр Стальнов.

храм ксении петербургской на петроградской стороне

храм ксении петербургской на петроградской стороне

храм ксении петербургской на петроградской стороне

Автор настенных росписей храма святой блаженной Ксении— петербургский художник Александр Простев, известный, кроме прочего, большим циклом работ, посвященных небесной покровительнице Петербурга. Некоторые сюжеты, написанные Александром Евгеньевичем для храма, встречаются в иконографии впервые. О своей работе мастер рассказал журналу «Вода живая» :

«Дело в том, что по историческим меркам блаженная Ксения жила совсем недавно. У нас она была канонизирована в 1988 году. Поэтому нет ничего удивительного, что иконография её жития, то есть сюжетов из её святой жизни, почти не разработана. Ведь со дня её канонизации прошло без малого всего тридцать лет. А иконография того или иного святого складывается в результате соборного творчества на протяжении столетий. В этом смысле житийная иконография блаженной Ксении — это своего рода «целина». Но тем интереснее такая работа! В нижнем регистре изображены сюжеты её жизни от вступления на путь юродства и до последних дней. Остановлюсь подробнее только на одном из них.

В самом первом сюжете святая Ксения изображена еще в обычной одежде, которую она носила до начала своего подвига юродства, но ангел Господень уже протягивает ей мундир мужа, в котором она вышла на улицу, назвав себя Андреем Феодоровичем. Всю эту сцену благословляет Христос. Так выражена мысль о том, что желание надеть мундир мужа не является умопомрачением потрясенной горем женщины, в чем сначала подозревали Ксению её современники, но мысль эта была внушена ей Господом, Который призвал и благословил её на подвиг юродства. Почему мундир подает ей ангел? Потому что ангела часто называют «мыслью Божией». Этот сюжет построен на новой иконографии. Такого сюжета нет и в моей живописной серии. Еще можно назвать такие сюжеты, как «Ксения раздает свое имущество бедным людям», «Без крова над головой», где ангел-хранитель берет блаженную под свое крыло, «Ксения, подающая милостыню нищему», «Тулуп доброго купца», где Ксения отказывается от нового тулупа, советуя отдать его бедняку, «На строительстве храма» и другие сюжеты.»

храм ксении петербургской на петроградской стороне

Господь благословляет Ксению на подвиг юродства. Новая иконография

храм ксении петербургской на петроградской стороне

Северная стена с росписью «Собор юродивых Христа ради»

В центре композиции Христос, восседающий на огненных серафимах, а по сторонам расположены образы Богородицы, Иоанна Предтечи и юродивых Христа ради. Возле Христа, в центре, расположены фигуры апостола Павла и святой Ксении Петербургской. Дело в том, что именно апостол Павел первым заговорил о юродстве Христа ради. Свиток с этими словами он и держит в руке.

В этом сюжете изображены почитаемые русским народом юродивые: Андрей Цареградский, Прокопий Устюжский и Исаакий, затворник Печерский, которые являются одними из самых первых юродивых Древней Руси, Иоанн Устюжский, Николай Кочанов и Феодор Новгородские, Исидор Ростовский, московские чудотворцы Василий блаженный, Максим и Иоанн Большой Колпак, Прокопий Вятский, Киприан Суздальский и другие. И, разумеется, одно из центральных мест занимает фигура святой Ксении Петербургской, которая является равновеликой продолжательницей того пути, по которому прошли великие святые юродивые Христа ради.

храм ксении петербургской на петроградской стороне

Южная стена с росписью «О Тебе радуется»

храм ксении петербургской на петроградской стороне

Автор настенных росписей храма святой блаженной Ксении— петербургский художник Александр Простев, известный, кроме прочего, большим циклом работ, посвященных небесной покровительнице Петербурга.

Источник

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Церкви в честь святой блаженной Ксении Петербургской в Санкт-Петербурге

Соборы и Храмы

храм ксении петербургской на петроградской стороне

Со святой Ксенией, покровительницей земли Петербургской, в городе на Неве связано несколько значимых мест

Церковь святой Ксении на Петроградской стороне

Это строящийся храм на Лахтинской улице. Работы по возведению ведутся с 2010 года, сейчас выполняется внутренняя отделка здания.

храм ксении петербургской на петроградской стороне

История

В 2002 году была создана община «Приход церкви святой блаженной Ксении Петербургской» с целью в будущем построить храм

На участке, который был предназначен для церкви первоначально (пересечение Лахтинской улицы и Большого проспекта), построили торговый центр. После этого для здания выделили участок по Лахтинской улице, вблизи 19 дома.

Решение о строительстве храма вызвало протесты местных жителей, кто-то был против сноса детской площадки между домами, кто-то не хотел просыпаться от звона колоколов, кто-то выступал за сохранение исторического облика этой части города.

Строительство здания несколько раз приостанавливалось, завершилось в 2017 году

Несмотря на протесты, сейчас ведутся отделочные работы.

Архитектура

Внешнее убранство

Храм построен в классическом стиле

В основе – крест, увенчан пятью золотыми главами.

храм ксении петербургской на петроградской сторонеКупола нового храма горят на солнце своей позолотой

По проекту 3 креста церкви видно с любой точки обзора

Главка над входом в храм посвящена святой блаженной покровительнице города на Неве.

храм ксении петербургской на петроградской сторонеНад входом помещена мозаика с изображением блаженной Ксении. Слева и справа — часовня, выстроенная в ее честь на Смоленском кладбище, где покоится святая, и расположенная там же церковь Смоленской иконы Божией Матери

Церковь – единственная в Петербурге, полностью адаптированная для людей с ограниченными возможностями

Оборудованы лифты в основную часть храма и хоры, внутри залов сделаны пандусы.

Внутреннее убранство

Работы по внутренней отделке храма еще ведутся. Специально для церкви будут написаны иконы. Пока храм закрыт для прихожан, новости строительства публикуются на официальном сайте:

храм ксении петербургской на петроградской сторонеОдна из мозаик, украшающих храм. На ней изображено Крещение Господне

Где находится

Адрес

г. Санкт-Петербург, улица Лахтинская, 17

Метро

Как добраться

По выходу из метро нужно пройти прямо по Чкаловскому проспекту до пересечения с Лахтинской улицей, свернуть направо на Лахтинскую и следовать до церкви.

Интересные факты

В 26 лет молодая красивая женщина стала добровольно жить и ночевать на улице, отреклась от земной жизни, отдала свой дом

Домовой храм в честь святой блаженной Ксении Петербургской в здании Епархиальной больницы

Домовая церковь устроена при Епархиальной больнице святой Ксении Петербургской, ее посещают пациенты и врачи.

История

Двухэтажное здание больницы находится на территории комплекса Александро-Невской Лавры

Казачий «квартирный» флигельтак назывался домво времена Российской империи был общежитием для преподавателей и студентов Духовной Академии, расположенной неподалеку.

В 30-е годы в здании открыли учебно-производственный комбинат. С 60-х годов флигель стал родильным домом.

В 1991 году по благословению Патриарха в этом здании была открыта благотворительная больница святой Ксении Петербургской.

храм ксении петербургской на петроградской сторонеХрам является домовым и находится внутри больничного здания

Врачи, персонал и пациенты больницы – верующие

Поступить в больницу на лечение можно только по рекомендации прихода.

Среди палат больницы создана домовая церковь. В ней проводятся службы для сотрудников и пациентов больницы, совершается литургия.

Где находится

Адрес

г. Санкт-Петербург, набережная Обводного канала 19

Метро

Как добраться

Нужно пройти из 4 выхода метро «Площадь Александра Невского-2» по Чернорецкому переулку до пересечения с площадью, затем следовать по Лаврскому проезду, перейти реку Монастырку, от стен Александро-Невской Лавры пройти через Монастырский сад. Здание находится на пересечении реки Монастырки и Обводного канала

Источник

Православная Жизнь

Храм построен на месте, где стоял дом, в котором жила блаженная Ксения Петербургская со своим мужем.

Построить храм на Лахтинской улице решили в начале 2000-х. Инициатором было общество инвалидов Петроградского района. По благословению правящего архиерея приход возглавил штатный клирик Андреевского собора на Васильевском острове протоиерей Константин Гультяев. Непосредственно трудами отца Константина осуществлялось строительство храма от его закладки и до освящения. Приходу подставили плечо неравнодушные люди, готовые пожертвовать свои деньги на богоугодное дело. Особую благодарность необходимо высказать председателю Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеславу Серафимовичу Макарову, который проявляет большое внимание к жизни храма, и основателю группы компаний «Эталон» и фонда «Созидающий мир» меценату Вячеславу Адамовичу Заренкову. Они показали себя настоящими русскими подвижниками. Без их хлопот церковь, может быть, превратилась бы в долгострой.

Согласно проекту архитектурной мастерской Геннадия Фомичева двухэтажный храм Святой Блаженной Ксении Петербургской, единственный в городе.

Его должны были возвести к 2010 году. Однако по разным причинам работы остановились.

ПМРО «Приход церкви Святой Блаженной Ксении» была зарегистрирована в 2002 году. В состав ее учредителей входят 14 человек, в числе которых ныне почетный настоятель храма протоиерей Константин Гультяев и руководитель Фонда святой блаженной Ксении Петербургской Валерий Абрамкин.

Изначальный проект церкви разработал архитектор ОАО «ЛенНИИпроект» Борис Богданович. Он предложил сооружение из квадратного объема с прямоугольными окнами, что было нехарактерно для архитектуры Петроградской стороны.

«Именно в этом храме и в этом месте могла бы появиться такая икона святой Ксении Петербургской. Иконография уникальна: на одежде святой подчеркнуты элементы мужского мундира, который когда- то носил ее супруг. Именно так святая ходила по этой самой улице». (Дмитрий Мироненко, иконописец.)

Источник

У Ксении в Петербурге (памяти Сергея Первухина)

Сколько раз, в путешествиях по миру, я встречала людей, которые узнав, что я приехала из Петербурга, обращались ко мне с негромкой просьбой — пойти к святой Ксении Петербургской и передать ей прошение…

Люди были разные, иногда невоцерковленные, некоторые даже не знали — где похоронена святая юродивая, но, несмотря на эти «пробелы в знании», просьба их всегда была искренняя, иногда одетая в смущение, но всегда горячая!

Я брала записочки, иногда деньги на свечу и, прибыв в Петербург, неизменно, хотя и не всегда тотчас, шла на Смоленское кладбище — к Ксении. Неизменно шла от метро «Василеостровская» пешком, хотя можно было и на трамвае доехать или на маршрутке — да куда спешить! Надо мысли собрать, сердце настроить — встреча с Ксенией — это всегда Событие.

6 февраля — день памяти святой. Ровно год назад, именно в этот день, ушел из жизни наш друг Сергей Первухин и я тогда, выбирая церковь, в которой можно было бы помолиться об упокоении, вдруг поняла, что нужно непременно отправиться в новый храм, который совсем недавно был выстроен на Лахте, на Петроградской стороне.

храм ксении петербургской на петроградской стороне

Храм был освящен в честь Ксении Петербургской и построен приблизительно в том месте, где она когда-то жила, молилась в храме св. Матфея, возможно, пела на клиросе.

храм ксении петербургской на петроградской стороне

Вот так и возникло желание написать этот рассказ. В день памяти св. Ксении Петербургской и в первую годовщину ухода в иной мир нашего друга Сергея — 6 февраля.

Сергей любил Петербург какой-то особой любовью, словно понимая, что этот город, находящийся на другом конце большой страны, имеет для него какое-то особое значение.

Так получилось, что именно в этот город он приехал прощаться с далекого Сахалина.

День его ухода — день памяти св. Ксении Петербургской. Конечно, это не случайно.

Это поклонный крест у храма Ксении Петербургской.

храм ксении петербургской на петроградской стороне

Мы не знаем, где могила Ксении — где-то на Смоленском кладбище. Народное предание хранит память о том, что незадолго до кончины, Ксения говорила, что вскоре «уезжает в далекое путешествие», а вскоре ее нашли бездыханную, сидящую под деревом на Смоленском кладбище, где она подвизалась в последние годы жизни.

Это одна из картин Александра Простева. Цикл его художественных работ находится в музее Ксении Петербургской. И далее я еще не раз воспользуюсь его картинами, как иллюстрациями к повествованию.

храм ксении петербургской на петроградской стороне

Мы не знаем, сохранился ли дом, в котором она жила — вряд ли! Церковь, св. Матфея, в которой она была прихожанкой — точно не сохранилась. Но Ксения — добрый ангел Санкт-Петербурга везде с нами. Она слышит, отвечает, помогает, вразумляет. Сегодня я позволю себе рассказать сокровенное. И тем, кто приезжает в Петербург, чтобы не только прикоснуться к истории России через знакомство с северной столицей — культурным центром мирового значения, но и приобщиться именно к святому городу (все же Санкт-Петербург) — этот рассказ станет страничкой, из путеводителя паломника — «по святым местам Петербурга».

Я могла бы предложить три адреса: Смоленское кладбище, где находится часовня Ксении Петербургской, Музей Ксении Петербургской на Камской 22 — рядом с кладбищем и недавно открытая церковь на Лахте (Петербургская сторона), которая находится по адресу Лахтинская 17.

храм ксении петербургской на петроградской стороне

Этот храм строился совсем не просто. Было много неудовольствий по поводу того, что была урезана детская площадка… Но что теперь вспоминать прошлое.

Когда я пришла в храм, на первом этаже проходила беседа священника с прихожанами.

храм ксении петербургской на петроградской стороне

Присутствующих было достаточно много.

Храм был освящен в июне 2019 года.

храм ксении петербургской на петроградской стороне

Созданный по инициативе общества инвалидов Петроградской стороны, храм во многом предназначен для того, чтобы люди с ограниченными возможностями могли бывать в храме, поднимаясь на второй этаж на лифте, могли бы молиться.

храм ксении петербургской на петроградской стороне

Блаженная Ксения Петербургская родилась между 1719 и 1730 годами. О ее жизни ничего не известно, кроме того, что она была замужем за певчим придворного хора Андреем Федоровичем Петровым, который находился в звании полковника.

После его внезапной кончины, без приготовления и покаяния, что для христианского сознания считается большим несчастьем, потрясенная этим событием 26-летняя вдова, во спасении души любимого мужа, взяла на себя подвиг юродства — принесла в жертву самое ценное достояние — разум.

храм ксении петербургской на петроградской стороне

Ксения отказалась от всех благ земной жизни, притворилась безумной, оделась в платье мужа и назвалась его именем, начав свое скитание по улицам Петербурга: «Не зовите меня больше Ксенею, но зовите меня Андреем Федоровичем».

храм ксении петербургской на петроградской стороне

В музее Ксении есть камзол идентичный тому, который она носила, одевшись в одежду мужа.

храм ксении петербургской на петроградской стороне

Когда платье истлело — а Ксения подвизалась в подвиге юродства 45 лет, — она надела юбку, кофту (всегда зеленого и красного цветов), на ногах же носила рваные башмаки. Так она ходила в любую погоду — ноги распухали от морозов и непогоды, но она не болела и прожила чуть более 70 лет.

храм ксении петербургской на петроградской стороне

Дом и все имущество Ксения раздала бедным или тем, кто бедным помогал, а когда родственники и знакомые, решившие вначале, что молодая вдова лишилась разума от горя, устроили психиатрическую экспертизу, вердикт комиссии был неожиданный — нет сомнения в совершенном психическом здоровье!

Вначале Ксению жалели, потом и довольно скоро, привыкли к «безумной женщине в лохмотьях» что скитается по улицам города — тогда, со стороны некоторых, начались унижения и издевательства, которые она сносила со смирением. Вновь прошло время, и те же люди, что так бездумно издевались над несчастной, вдруг стали замечать, что «женщина в лохмотьях» совсем не простая. Она лечила, предсказывала, помогала в житейских делах, так что извозчики просили ее с утра проехать с ними хотя бы немного — тогда день обещал быть удачным. То же было и у торговцев — если Ксения брала что-либо (кусок хлеба или копеечку — тут же отдавала ее нищим), тогда день у купца случался удачливый. Надо заметить, что у злых, недобрых людей она ничего не брала, но если просила — это было знаком грядущей невзгоды для того, у кого было спрошено. Если же сама что-то давала — ту же копеечку, то следовало ждать какой-то неожиданной радости.

В житии Ксении Петербургской описано немало свидетельств помощи святой, которые народная память сохранила, несмотря на длинный временной период — более чем в 200 лет.

Уже стерлись из памяти имена других юродивых, которых было немало в том же Петербурге, а вот Ксению не забывают.

В 1902 году на Смоленском кладбище, была устроена часовня. В центре часовни находится надгробие, хотя, как я уже писала, настоящее место погребения блаженной неизвестно. Да и важно ли это! Она… везде! Но люди идут именно в часовню, чтобы отслужить молебны или панихиды — просить Ксению о сокровенном.

Людская память хранит предание о том, что когда-то современники Ксении заинтересовались — где она ночует в такой холод и петербургскую непогодь. Проследили тайно и выяснили, что блаженная уходит в поле и там, в любую погоду, молится, кланяясь на все четыре стороны. Молится всю ночь, в любую погоду.

храм ксении петербургской на петроградской стороне

Так же тайно проследив за Ксенией, выяснили, что ночами, она носит тяжелые камни, поднимает их наверх, для церкви, что тогда возводилась на кладбище и которая впоследствии была освящена во имя Смоленской иконы Божьей Матери. Сейчас в этой церкви есть придел, освященный в честь св. Ксении Петербуржской, но когда я смотрю на храм, то представляю, что сложена она и из тех камней, которые когда-то поднимала вверх, по шатким ступеням, тайно от всех, петербургская святая.

храм ксении петербургской на петроградской стороне

Впервые я услышала о Ксении Петербургской в конце 80-х, в передаче Молчанова «До и после полуночи». Подумала тогда, что очень хотела бы побывать когда-нибудь у Ксении, но не запомнила ни адреса, ни места, даже не очень поняла — где именно находится часовня — то ли в Петербурге, то ли в пригороде.

Прошло время. В один из первых дней Великого поста, я ранним утром вышла на Невский, довольно пустынный, и пошла «куда глаза глядят», полная впечатлений от ночи, проведенной большей частью, за чтением Нового завета. Тогда многие искали свой путь в духовной жизни — незабываемые трудные 90-е годы.

Неожиданно у Гостиного двора меня позвали на экскурсию «По Православным храмам Петербурга». Тогда подобный маршрут был совсем новым, и я вошла в просторный автобус.

В группе набралось всего четыре человека, но девушка-гид ничуть не смутилась количеству и очень интересно и добросовестно провела экскурсию. В маршрут входило посещение Александро-Невской лавры (Троицкий собор), Спасо-Преображенского собора, который впоследствии стал мне и родным, и любимым, Князь-Владимирского собора, где в то время хранилась Казанская икона Божьей Матери (чудотворный список) и… Я не поверила своему счастью — мы должны были побывать у Ксении Петербургской, на Смоленском кладбище!

Не буду описывать экскурсию, но так случилось, что каждый из нас, четырех «зависал» в «своем» храме. Мы долго ждали девушку, которая задержалась в Троицком соборе, потом пожилая женщина долго не возвращалась в автобус из Спасо-Преображенского собора, а после посещения Князь-Владимирского, мы так долго ждали старого генерала, одетого по форме, что наша гид, которая отличалась терпением, все же послала меня поторопить генерала.

Я нашла его в пустом храме у Казанской иконы Божьей Матери, но не смогла подойти к нему — он беззвучно, плакал, как плачут мужчины.

После посещения часовни Ксении, на Смоленском кладбище, все направились в автобус, а я в восхищении и необыкновенной сердечной радости вдруг дерзнула молча, но как-то очень звонко крикнуть Ксении, в весеннее солнечное пространство, крикнуть приблизительно так:

— Вот все чего-то просят… А мне так хорошо, даже и просить нечего. Но сегодня я читала Новый Завет и застряла на мысли, что «нельзя любить мир»… Не понимаю! Я так люблю этот мир — людей, небо люблю, каждую травиночку! Объясни — что это значит — не любить мир…»

храм ксении петербургской на петроградской стороне

Шла к автобусу и как-то случайно зашла в Смоленскую церковь, что оказалась в конце тропинки, ведущей от часовни. Почему-то подошла к группе людей, собравшейся вокруг священника, и как только приблизилась — услышала, видимо в продолжение уже начавшейся беседы (будто бы мне и адресованное):

— А вот еще некоторые задаются вопросом: Как это не любить мир!

И священник объяснил так легко и просто, что я, хотя и улыбнулась тому, почти детскому объяснению, но приняла его.

Смысл сводился к тому, что не нужно быть слишком привязанным к земным благам, ибо в этом и заключается мысль. Батюшка даже пригласил собравшихся улыбнуться над его рассказом об одной прихожанке, которая, по ее словам, не может куда-либо уехать, так как боится, что в ее отсутствие могут обокрасть дом…

Я вышла из церкви и пошла к автобусу. В этот раз все ждали меня. А я подумала, что совсем недавно, в мыслях проявляла неодобрение по поводу каждого, кто опаздывал, да вот и сама оступилась, провинилась в том же.

Мне показалось, что Небо улыбается мне, а наука — «не осуждай» была принята к сведению.

После этого первого посещения, я не раз бывала у Ксении, сама водила экскурсии по Православным храмам Петербурга, и каждое посещение Смоленского было каким-то важным уроком, ответом, едва ли, ни чудом.

Описывать все, случившееся со мной у Ксении, нет никакой возможности — это будет большой роман, да и сокровенное нужно ведь беречь, дабы не расплескать в пустословии. Но все же, расскажу несколько историй.

Молилась в Православной церкви, в Барселоне, и, познакомившись с прихожанами, получила две записочки к Ксении от милых молодых женщин — Марии и Ирины. О чем просили — я не знала. Вернувшись в Петербург, побывала у Ксении, поставила свечи, передала неозвученные просьбы — она-то знает… Месяца через четыре получила электронное письмо от Ирины. Она писала, что в их семье большое счастье — вот уже три месяца, как ждут ребенка, а до этого никакие врачи не помогали. Жили с мужем в любви и согласии, а вот мечта о ребенке, так и оставалась мечтой уже много лет. Мы не стали упоминать Ксению, но поняли друг друга.

храм ксении петербургской на петроградской стороне

У моей знакомой, когда-то муж, много лет назад, пропал без вести — не вернулся с охоты. Она не знала, как молиться — как о живом, или нет…

Однажды решили поехать к Ксении. До этого долго ходили по кладбищу, искали могилу кадетов, расстрелянных в революцию. Припозднились и пришли в часовню тогда, когда службы уже закончились.

Постояли у Ксении в некоторой печали… Вдруг вышел священник и сказал: ну вот, разошлись… А мы будем молиться о пропавших без вести!

У Ксении всегда много людей. Иногда очереди растягиваются на большое расстояние.

храм ксении петербургской на петроградской стороне

Однажды проводила экскурсию со студентами. У склепов купцов Пахомовых, где мозаичный образ Христа мироточил в начале 50-х годов, я стала рассказывать о блокаде и о том, что в отсутствии храмов на Васильевском, сюда, к этому образу, выложенному мозаикой, приходили ленинградцы и молились. Какова была сила молитвы этих изможденных, но не сломленных людей, сколько горя они несли к этому Образу, в истиной вере и надежде на помощь! Тут и камень заплачет… Уж не знаю — почему, но тогда, в заключении своего рассказа, я запела древний духовный стих.

храм ксении петербургской на петроградской стороне

Рядом с моими студентами и другими участниками экскурсии оказалась какая-то странная худенькая старушка. Косы заплетены «корзиночкой», как во времена моего далекого детства — теперь уж так и старые люди не заплетаются. Я обратила внимание на старушку, потому что у нее было какое-то необычное лицо — лицо девочки, с ясными голубыми глазами.

Так случилось, что отправив присутствующих в часовню, я еще задержалась, а девочка-старушка, стоявшая неподалеку, вдруг спросила:

— А что у тебя ничего не болит?

— Рука болит, — сказала я, и подумала, что как раз собиралась в поликлинику просить процедуры электричеством — когда-то помогло при болях в локтевом суставе.

— а ты зайди вон туда! Там камень и сейчас мироточит! Помажь!

Я зашла. Помазала свой локоть и забыла о случившимся — экскурсия была только на середине и нужно было работать. О старушке-девочке в тот день больше не думала.

Через несколько дней вспомнила о руке и поняла, что больше ничего не болит.

А эта история длинная, с продолжениями.

храм ксении петербургской на петроградской стороне

Однажды молилась у Ксении, а после молебна, вышла вместе со всеми прихожанами, и «отодвинутая» в сторонку оживленной и довольно динамичной толпой, желающих получить святое масло после молебна, со стороны наблюдала за происходящим. Батюшка сдерживал желающих и уговаривал «не жадничать», наливая всем по «чуть-чуть». Малое количество иногда вызывало неудовольствие, так что просьбы «добавить, потому что мало», время от времени были слышны, но батюшка был непреклонен. Вдруг какая-то женщина спросила меня, не хочу ли и я взять масло.

Я объяснила, что у меня в этот раз нет никакой маленькой емкости. Моя собеседница тут же откликнулась на мою незадачу и протянула пустой пузырек.

Не успев поразмышлять — как мне продвинуться сквозь толпу, я почему-то разом оказалась в центре, не предприняв никаких усилий. Священник взял мой пузырек и почему-то налил его до самого горлышка.

На следующий день я уже была в Эстонии, где в то время работала, и после лекций, поехала в Пюхтицкий монастырь, в котором, в то время часто бывала. Заночевав в келье, утром пошла на службу. Дело в том, что накануне, у Ксении, мне почему-то захотелось купить свечу и отвезти ее в монастырь. Это было необъяснимо — какая-то странная выдумка, почти детская тайна…

Ранним утром я была в храме одной из первых. Подошла к храмовой иконе Успения и поставила свечу от Ксении. Как только я зажгла и поставила свечу, в храм заглянуло раннее солнце и скользнуло лучом по иконе. Икона вспыхнула золотом и мне это показалось хорошим знаком.

Сев на самую дальнюю скамейку, я приготовилась ждать начало службы и вдруг старая монахиня, что сидела рядом сказала, обращаясь не ко мне, а скорее в пространство:

— Как бы я хотела сейчас оказаться на Смоленском кладбище, в Ленинграде.

храм ксении петербургской на петроградской стороне

Я живо ответила, что только что побывала там.

Монахиня необыкновенно оживилась и сказала, что постоянно молится Ксении и мечтает о том, чтобы получить от нее святое маслице — «хотя бы на язычок».

— У меня целый пузырек с собой! После службы принесу!

Монахиня вытерла слезы и благодарно помолчала.

храм ксении петербургской на петроградской стороне

После службы, старая женщина пригласила меня к себе. Она уже не жила в келье, но была определена в «багадельню», где доживали свой век старые монахини.

Начался ее рассказ о жизни. Если бы я могла тогда его записать! Это было постоянное подвижничество. Уехала в богоборческие времена за батюшкой в сибирские лагеря, чтобы помогать, облегчить участь осужденных священников.

Во время блокады оказалась снова в Ленинграде — водила трамвай. Однажды везла два полных вагона людей, возвращавшихся с работы. Вышла перевести стрелку, прошла вперед… И тут прямое попадание снаряда. Никто не выжил. Только она одна…

Рассказ был простой, безыскусный и в этой отстраненности был особый драматизм.

На следующий день. На службе она подошла ко мне и немного смущаясь сказала:

— Ты сегодня уезжаешь? Попрошу тебя. Я свечку сейчас куплю, а ты отвези ее Ксеньюшке. Поставь в часовенке и скажи — это тебе от Аннушки (меня раньше Аннушкой звали). Она знает…

Монахиня сходила в свечную лавку, купила перевитую медовую свечу и вручила мне.

В Петербурге я исполнила все, как просила старая женщина. Пришла к Ксении и сказала: Это от Аннушки… Ты ее знаешь…

храм ксении петербургской на петроградской стороне

Я думала, что на этом данная история и кончится, но продолжение последовало совсем неожиданно.

На научной конференции, посвященной блокаде, я должна была зачитать доклад о жизни и роли Православной церкви в осажденном городе.

К докладу я приготовилась основательно, была подготовлена и презентация. Однако, как это нередко бывает, ведущий конференции был не слишком хорошим модератором. Значительных, по его мнению, людей (например, представителей власти) он не останавливал, и те, тоже от неопытности участия в научных форумах, переходили все рамки заявленного регламента, мне же, несмотря на очередность, слова не давали.

В таких случаях, я не огорчаюсь, хотя жаль затраченных усилий на подготовку доклада. Наконец дали слово другим оставшимся «изгоям» — профессору, так называемого Большого университета — историку, потом сотруднику Эрмитажа… Причем, ведущий, все время их прерывал и напоминал о сокращенном времени, что остался им на озвучение текста.

Когда все же подошла моя очередь выступать, я каждой клеточкой своего организма почувствовала, что аудитория меня уже активно не любит лишь за то, что я сейчас начну говорить, в то время, как все устали.

Я взмахнула листками, в нескольких предложениях объяснила, о чем хотела бы доложить, если бы все соблюдали регламент и… начала рассказывать о другом — о «человеческом», в том числе о той же Аннушке.

храм ксении петербургской на петроградской стороне

Присутствующие заслушались. Все перестали спешить. А когда я закончила, один из особо почитаемых гостей — известный кинорежиссер преподнес мне букет цветов, которым его одарили чуть ранее.

После конференции меня окружили, желающие продолжить тему. Один из них заметил, что мне непременно нужно познакомиться с автором книги о священномученике Вениамине Петроградском.

Результатом знакомства стал совет непременно прочитать только что вышедшую в свет книгу «Священномученик Вениамин Митрополит Петроградский».

храм ксении петербургской на петроградской стороне

После конференции я зашла в храм и купила эту книгу. Она оказалась в единственном экземпляре.

Это было серьезное исследование, работа в архивах, изучение документов эпохи, в том числе и частных писем. Книга кончалась упоминанием о… моей Аннушке. Вот цитата с последних страниц книги:

«Адресованы письма Анне Яковлевне Хаткевич, той самой женщине, которую во время инцидента у церкви на Сенной площади, милиционер „прикрепил“ к саням, усевшись на Анну Яковлевну сверху. Сама Анна Яковлевна работала кондуктором трамвая, в дело попала случайно, и не была выведена на большой процесс, ввиду невозможности обнаружить в ее действиях хоть какого-то признака вины. Но, судя по изъятым письмам, была Анна Яковлевна очень душевным, истинно православным человеком».

Далее приводятся цитаты из переписки. А кончается книга так: «Нет! Не зря все-таки сидел я в невыносимо душном Санкт-Петербурге, дожидаясь недостающих томов. Этих писем явно не хватало для книги».

О, если бы автору книги, при ее написании, знать бы, что еще жива Аннушка, что многое может рассказать!

Вернее могла… Теперь уж поздно.

Завтра состоится конференция памяти Сергея Первухина. Это очень важно — хранить память! И в народных преданиях — память о Ксении Блаженной, и в книгах, и в письмах, и в научных работах…

Мы все единый народ! И все, что с нами происходит — совсем не случайно. Надо только уметь во-время прислушаться и понять — куда зовет тебя твое сердце. А для того, чтобы путь был выбран правильный — сердце должно быть чистым и мирным. Как все просто!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *