храм лемпуянг бали фото
Храм Лемпуянг (Pura Luhur Lempuyang)или Небесное головокружение
Просмотров статьи: 28 414
Я хочу вам рассказать об одном чудесатом месте острова Бали, где мы любим бывать. Это храм Лемпуянг (Pura Luhur Lempuyang), который находится на высоте 1058 над уровнем моря, на горе Лемпуянг. Гора находится на востоке острова Бали, в провинции Карангасем. Эта провинция богата на красивые достопримечательности Бали. Я вам уже рассказывала про водные дворцы Уджунг и Тирта Ганга. А сегодня приглашаю прогуляться с нашей семьей в сакральное место острова Бали, на гору Лемпуянг!
Храм в Облаках.
«Лестница в небо», «Дорога в облака» — так называют это невероятно волшебное место. Оно погрузило нас в другую реальность, другое измерение, наполнило вдохновением. Представьте себе, даже имя храма Лухур Лемпуянг, по одной из версий, можно перевести, как «небесное головокружение». «Luhur» обозначает «небесный», а «Lempuyang» головокружение. Так оно и оказалось.
Поход был наш чудесный. Мы словно путешествовали в мире добрых духов. Среди духов гор, деревьев, ветра и дождя. Дух тумана обволакивал нас своим дымчатым покрывалом, дождь накрапывал мягко и заботливо, оберегая нашу маленькую принцессу от лишней влаги. Дух земли вел нас нежно по тропинкам и указывал правильное направление, поддерживал на скользких ступеньках, рассказывал истории о древних событиях, происходивших здесь.
Мы шли по ступенькам, тропинкам, дорожкам вверх, вниз, и опять вверх. Мы попадали в разные реальности, где-то был дворец бракосочетания, где-то волшебный пруд, где-то портал в невидимое пространство. Попав в конечную точку, мы находились в храме, где рос священный бамбук, который рождается в святой воде, копит её в своем стволе и выливается целительной влагой на людей, нуждающихся в ней.
Впрочем, давайте расскажу все сначала. Я проведу вас по горе Лемпуянг вместе с нами. Думаю, вы получите удовольствие от путешествия. И ощутите энергию этого пространства. Сопровождать нас будут духи горы, деревьев, дождь, ветер и туман. Ветер будет петь песни. Солнце выглядывать и радовать своей улыбкой. Великий Агунг будет наблюдать за нами, на протяжении всей дороги, подмигивая с хитринкой в глазах.
Внизу горы Лемпуянг сидит улыбчивый хранитель пути, рассказавший нам о разных возможностях подъема, о храмах горы, дал карту и добрые пожелания.
Оказывается, путь будет интересный. Помимо главного храма Лемпуянг, нам на пути встретятся ещё шесть храмов.
Расколотые вотора с видом на вулкан Агунг.
Путь к вершине горы Лемпуянг начинается с деревенского храмика. Поднимаемся дальше по лесенке наверх и попадаем в необыкновенно красивый многоуровневый храм под названием Pura Penataran Agung. Я влюбилась в его ворота! Чанди Бентар — традиционные расколотые ворота Бали. Они символизируют равновесие сил в мироздание, в природе, в жизни.
Ворота Чанди Бентар символизируют космическую гору знаний, расколотую на две части. Половинка «добра» и половинка «зла» — силы, символизирующие основополагающие энергии Вселенной.
Этот Чанди Бентар невероятный. Можно стоять между половинками ворот и смотреть на великую гору Агунг, мимо которой проплывают облака, а на них сидят ангелы и насмешливо улыбаются. Проходишь через волшебные ворота и (у меня есть подозрение) я словно прохожу некий портал, магический круг, где выдают мне карту, одевают специальную одежду, где меня записывают в сакральный журнал, и я попадаю в некую библиотеку знаний.
Возможно, те храмы, которые мы видим физическим зрением, выглядят немного иначе на самом деле. На некоем невидимом уровне, в который кто-то верит, а кто-то нет — можно увидеть не храм, а сияющий купол, например, внутри которого кипит бурная деятельность. Думаю, это касается не только храмов, а многих природных объектов.
Поэтому, мы попадаем в храмы, которые могут кому-то показаться очень похожими друг на друга. Это, как обложка книги, её название, заголовок. Да, ведь все книги немного похожи своей обложкой, не правда ли? Только названия отличаются. Но вот содержимое? Оно разное. И не открыв книгу, невозможно познать её содержание.
Я не храмовый человек, скажу вам честно. Я люблю природу. Люблю взаимодействовать с землей, разговаривать с деревьями, обнимать солнце, петь песни вместе с морем. Я люблю общаться с невидимым миром, с пространством, с духами гор и озер. Так, как умею. Не скажу, что я мастер в этом вопросе. Скорее, подмастерье, а мой мастер — это природа и мир вокруг.
Но когда мы изучаем и проникаемся пространством, где путешествуем (а сейчас это Бали) — мы стараемся пройти по всем изведанным и неизведанным тропинкам, куда нас тянет внутренний голос. Храмы, балийская религиозность, балийцы — это некое триединство. Нельзя понять пространство Бали, не соприкоснувшись с их духовностью, храмовостью, ритуальностью. Их пониманием невидимого мира. Поэтому эти энергии посетили и наше пространство, переплелись в общем танце, заинтересовали нас.
Общение балийцев с невидимым миром меня завораживает. С молоком матери они впитали взаимодействие с духами острова, с энергиями стихий природы, энергиями духов предков. Часто, они делают это автоматически, бессознательно, но согласитесь, какая чудесная бессознательность, больше бы такой. 🙂
И находясь в таком пространстве, ты словно находишься в сказке, начинаешь в ней жить и хочешь дочитать эту историю до конца, понять её, прочувствовать, рассмотреть подробнее.
Я одета в традиционную балийскую одежду, которую мы купили специально для посещения храмов, различных церемоний и торжеств. На мне белоснежная кебайя — приталенная красивая блуза. Она бывает разных цветов — желтая, ярко-розовая, красная, зеленая. В белых кебайях женщины часто приходят в храм. Я купила именно белую кебайю — это мой любимый цвет, помимо желтого и оранжевого.
Обязателен пояс, которым подпоясываешь кебайю, и который, в то же время, слегка поддерживает саронг. Саронг — полоса хлопчатобумажной ткани, которая обертывается вокруг пояса. Когда все элементы балийской традиционной одежды вместе, в комплекте, это выглядит красиво. Всем женщинам очень к лицу балийский традиционный костюм, они выглядят в нем невероятно женственно, несмотря на комплекцию или возраст. Волосы балийские женщины закалывают в пучок или конский хвост, украшают цветами франжипини.
Здесь, на Бали, франжипани — любимый всеми цветок. Франжипани, он же плюмерия, он же Лилавади в Таиланде, он же цветок дерева Чампа в Индии. На Бали его называют Джепун. Это главный цветок для всех церемоний, им украшают дом, он обязателен в корзиночках для подношений, им украшают волосы. Цветок франжипани держат в руках при молитвах. Даже мужчины носят эти цветы за ухом. Дерево франжипани тут популярное, его сажают в садиках домов. Цветы собирают, и никогда не выбрасывают, а всегда преподносят «божественному» вокруг.
Так вот, я иду в балийской одежде, и лица встречающихся балийцев озаряются искренними улыбками.
– Ты выглядишь, как балийская девушка. У тебя муж балиец?
Спасибо! Нет, не балиeц?.
– У тебя есть муж? (балийцам очень важно знать, что человек — не один, что у него есть семья).
– Да, есть, вон он (показываю на Сашу, который фотографирует церемонию)
– А как долго будете ещё жить?
– Не знаю, может быть еще год.
– Но почему ты в кебайе?
– Но туристы редко одевают кебайю, только саронг. Ты хинду?
– Нет. Просто уважаю ваши традиции.
– Ты молодец, красивая в этой одежде, носи её всегда.
И так всю дорогу, все делают комплименты. Уважение к традициям народа, куда ты приехал в гости — это всегда ключ понимаю и хорошему настроению. Всем рекомендую, если решите посетить остров Бали одевать в храмы местную, традиционную одежду. Балийцы радуются и духи острова довольны.
Прощаемся с прекрасными воротами «Чанди Бентар» и направляемся к трем роскошным лестницам, ведущих нас к следующему балийскому храму. Кстати, три лестницы вверх символизируют «тримурти» — единство души, мира физического и духовного.
три лестницы вверх символизируют «тримурти»
Красота балийских храмов
Поднимаемся по лестнице. Оборачиваемся назад. Какая красота осталась там позади. Великий Агунг украсил себя облачками и приветливо улыбается. Хочется стоять и непрерывно любоваться этой умиротворяющей картиной. Но нужно идти вперед. Эх, иногда так трудно расстаться с тем, что уже прошло. Особенно, когда оно такое волшебное. Есть мудрость, которую мы постигаем каждый день — уметь отпустить и пойти дальше. Поэтому, идем дальше.
1700 ступеней вверх к храму в облаках.
Вулкан Агунг на горизонте
Мы прошли несколько храмов по пути.
И продолжали идти дальше, а природа вокруг начинает менять свои очертания. Появились необычные для горной местности мангровые деревья, с множественными воздушными корнями.
Отовсюду стал появляться туман. Он стал приходить и клубиться вокруг нас, как неоткуда, внезапно, неожиданно. Он концентрировался нежно вокруг, обволакивал и подталкивал идти дальше. Он вился белыми кольцами вокруг, оседал седым снежком на плечах, он пах влагой и свежескошенной травой, которой тут не было в помине. Мы любим туман, он придает сказку пространству. Он навевает загадку, окружает таинственностью.
Ветерок тоже оживился. Начал играть с нами, радуюсь гостям. Он шевелил и раскачивал деревья, шумел и свистел, привлекая к себе наше внимание. Он окроплял дождем и летал вокруг нас, перебирая наши волосы.
«Мы в сказке, мы в сказке» — говорила я, смеясь. — Здесь живут лепреконы, определенно. Они варят свое вино из одуванчиков, и дают выпить его странникам, чтобы наполнить их эликсиром удачи. И ты будешь чувствовать уверенность во всем, действовать во всем правильно, верно. В нужное время, в нужном месте».
Pura Luhur Lempuyang или храм в облаках.
Лепреконы застенчиво прятались и прикидывались местными жителями, которые возникали перед нами, после некоторых крутых восхождений, скользких тропинок, мокрых дождинок, неожиданно продавая горячий балийский кофе и булочки.
Конечно, мы не отказывались. Спасибо, добрые человеки. После вкусной булочки и горячего кофе (у балийцев это самый популярный напиток, чая не найдешь, а вот кофе будет продаваться везде, даже… на высокой горе в малолюдном месте) можно идти дальше.
Последние несколько сот метров. И мы на вершине. Вот она, конечная точка нашего маршрута, храм Лемпуянг. Не просто храм Лемпуянг, а Pura Sad Kahyangan Lempuyang Luhur. А знаете, почему такое длинное название, откуда взялось загадочное «Sad Kahyangan». Это обозначает, что этот храм входит в шестерку самых сакральных и почитаемых храмов Бали. Вот какой он непростой, храм Лемпуянг!
А мы окутаны туманом, мы смотрим на облака, которые плывут сквозь нас с огромной скоростью. Мы слушаем шум ветра и шорох деревьев вокруг. Что они нам расскажут?
А вот и священный бамбук. Он мил, изящен и грациозен. Он вырос в святых балийских водах и вобрал в себя эту святость. В специальные церемониальные дни педанта (священнослужитель) открывает бамбук и окропляет пришедших людей этой водой, находящейся внутри него. Этим и знаменит этот храм. Святой водой из священного бамбука!
Мы сидели около бамбука, отдыхали после 1700 ступенек +. Мы смотрели на проплывающие сквозь нас облака. Вернее сказать, не проплывающие, а проносившиеся. Они неслись, как дикие кони. Ветер гнал их на всей скорости и показывал нам завораживающие 3D картинки, когда облака летят сквозь тебя, а ты не можешь отвести взгляд от этого зрелища.
Как красиво. Как вдохновляет. Благодарим тебя ветер! Благодарим вас облака! Благодарим вам духи природы, духи горы за водопад энергий, который мы чувствуем сейчас!
В таких местах вдохновение бьет ключом, разливается озерами, течет широкими реками. Моя фантазия уже строчит истории, идущие из глубины подсознания. «Дайте перо и бумагу, я услышала сказку, хочу её записать» — кричу я в подобных ситуациях. Но бумаги и ручки, конечно, нет.
И ты просто пытаешься уловить послания, отчетливо приходящие изнутри. Запомнить и восполнить на бумаге можно и позже, что получается, однако, не всегда. Как белые облака, проплывающие мимо, так и сказочные послания стираются из памяти. Надеюсь, немного я смогла передать атмосферу и настроение волшебной горы Лемпуянг, друзья. Хочется, передать вам частичку волшебства, чтобы вы посетили нашу сказку!
Храм в облаках: полезная информация.
Вы можете посетить головокружительный “Храм в Облаках” в составе организованной экскурсии на Восток остова (нажмите на картинку ниже).
С любовью и благодарностью, автор блога про остров Бали – Наталия Любимова
Храм Пура Лемпуянг
Прежде чем начать, позвольте вкратце рассказать вам об истории комплекса.
История храма
Согласно легенде, святыня на месте современного храма существовала еще 2000 лет назад, до прихода индуизма. По более достоверным сведениям, Лемпуянг был основан в XI столетии. Летописи начинают упоминать его в 1 072 году.
В это же время возводились другие горные храмы. Тогдашние правители и священники утверждали, что все вершины острова образовались из священной горы Ме р у (обиталища богов в индуизме), которая раскололась на несколько частей.
Существует еще одна легенда, которая касается священных гор острова. Когда Земля была совсем молодой, бог Pacupat i увидел, что Бали страдает от постоянных землетрясений. Он отправил трех своих детей сюда, чтобы те поселились на самых высоких вершинах — Dewi Danu на Батуре, Hyan g Putra Jaya на Агунге, а Hyang Gni Jaya на Лемпуянге. Своим присутствием они должны были принести равновесие на остров. Потом в этих местах люди построили храмы.
До 5 0-х годов прошлого века храмовый комплекс Пура Лемпуянг практически полностью разрушился. На месте святилищ остались груды камней, вокруг них росли густые деревья. Но через десятилетие он был полностью отстроен. Так что все здания, которые вы здесь увидите, современные. Некоторые храмы и сейчас ремонтируются, старые архитектурные элементы иногда полностью заменяются на новые. Это абсолютно не умаляет их красоты и святости.
Описание храма
Архитектурный ансамбль Пура Лемпуянг состоит из семи храмов. Гора, на которой он построен, условно разделена на три части. Нижняя посвящена богу Б р ахме, средняя – Вишну, верхняя – Шиве. Храмы соединены между собой лесными тропами и каменными лестницами. По разным сведениям, к главной святыне ведет 1600, 1 700 или 18 5 0 ступеней. Пока никому не удалось их подсчитать с абсолютной точностью.
На вершину можно попасть несколькими маршрутами:
На самом деле по дороге есть еще несколько развилок, позволяющих сократить путь. Поэтому многие пишут, что к х р аму ведет 4 маршрута.
Как уже было сказано, комплекс состоит из 7 храмов:
Теперь я хочу подробнее рассказать о каждом из них.
Pura Penataran Agung Lempuyan g
Первый храм, который встречается на пути. Многие туристы поднимаются только сюда и не идут к самой вершине. Святыню проходят и на коротком, и на длинном маршруте. Паломники останавливаются здесь, чтобы помолиться, очистить душу и помыслы перед дальнейшим восхождением.
Строения расположены на склоне горы Лемпуянг, на высоте 600 метров над уровнем моря.
Территория храма состоит из т р ех дворов:
Pura Telaga Mas
Название Pura Te l aga Mas переводится как «Золотое озеро». К этому храму можно подняться по асфальтированной дорожке пешком или на байке. Он расположен на 1 00 м выше, чем Penataran Agun g Lempuyang. Должен вас разочаровать, но золотого озера здесь нет. Святыня – это просто несколько алтарей, сделанных из цемента.
В лесу есть пара небольших водоемов. В них живут золотистые лягушки. У жаб очень красивые голоса. Когда подходишь к храму, кажется, что рядом поют птицы. Вид встречается только в этом районе острова. Рядом с храмом есть небольшой варунг, здесь можно купить прохладительные напитки, кофе, закуски (лапшу, рис, бутерброды). Сразу за Pura Te l aga Mas будет развилка. Если вы пойдете по левой тропинке, подниметесь непосредственно к главному храму Лемпуянг. Свернув вправо, увидите другие святыни комплекса.
Pura Telaga Sawangan
В бассейне тоже водятся «поющие» лягушки. Кроме того, на территории есть много макак. Они не такие наглые, как в Улувату или Убуде, но все равно внимательно следите за своими вещами. Кормить и притрагиваться к обезьянам не рекомендуют, чтобы избежать агрессии с их стороны.
Pura Lempuyang Madya
Этот храм находится рядом с Pura Tela g a Sawangan, на крутом склоне. С него открываются очень красивые виды на окрестности – горный хребет, поросший лесом, рисовые террасы, морское побережье.
Храмовый двор выглядит немного неухоженным. Он выложен плиткой, из-под которой выбивается трава. В центре стоят два алтаря. Территория окружена несколькими пагодами с одним, двумя и тремя ярусами. На территории храма можно купить воду и закуски, если вы не сделали этого раньше.
Pura Lempuyan g Madya иногда называют храмом молодоженов. Дело в том, что внутри есть две статуи новобрачных. Сюда нередко приходят помолиться о счастливой семейной жизни. Кроме того, вы увидите здесь камень со свастиками. Они не имеют никакого отношения к нацистской символике. В индуизме этот знак означает Космос, движение небесных светил.
Pura Pucak Bisbis
Дорога к этому храму становится все более крутой и неровной. Когда вы подниметесь, увидите перед собой небольшие расколотые ворота. Внутри пространство разбито на три части, как и в других храмах. Дворы совсем крохотные, во внутреннем стоит маленький алтарь. Рядом с храмом нередко можно увидеть разбросанные обезьянами подношения. Перед входом стоит вполне современная табличка с названием Pura Pucak B i sbis.
Pura Pasar Agung
Последний небольшой храм перед подъемом в главную святыню. Совсем недавно он перестраивался. Представляет собой белый резной алтарь на каменной возвышенности с несколькими ступеньками. Сюда паломники приходят, чтобы помолиться и забыть всю мирскую суету перед посещением главной святыни. Дорога между Pura Pasar A g ung и Pura Pucak Bisbis идет через джунгли, во время дождей тропу подтапливает. Так что идти по ней довольно трудно.
Pura Lempuyang Luhur
От последнего храма сюда нужно идти еще 800 мет р ов. Большая часть пути – каменные ступени. На такой высоте нередко бывают туманы, иногда мимо даже проплывают облака. Поднявшись на самый верх, вы увидите традиционный балийский храм с расколотыми воротами. Внутри есть беседка для медитации, алтари для подношений и пагоды. Отсюда открывается потрясающий вид: с одной стороны — на гору Агунг и храм Бесаких, с другой – на город Амлапура и океан. Внизу под вами простираются тропические джунгли, за ними – рисовые террасы и пальмовые рощи. Перед глазами открывается почти вся восточная часть острова.
Возле входа в храм растет бамбуковая роща. Деревья накапливают в своем стволе воду. Она считается священной и носит название T i rta Pingit. Во время праздничных церемоний священник срезает бамбук и окропляет всех верующих святой влагой. Остатки собирают в большие емкости, они хранятся в здании Pingleih Tirta Ping i t на территории храма.
Значение храма
Полное название храма Лемпуянг — Pura Sad Kahyan g an Lempuyang Luhur. Самый популярный его перевод – «Небесное головокружение» (Luhur – небесный, Lempuyang – головокружение). В справочнике Управления культуры острова ( 1 998 год издания) имя святыни расшифровывается по-другому: Lampu переводится как «сияние», а Hyan g – как «обожествляемый дух предков». Общий смысл – «свет Бога, который ослепительно сияет и освещает все вокруг».
Посвящен храм единому Богу Ишвара (Dewa I swara) – создателю вселенной. Иногда его знают под именем Sanghyang Widi Wasa или Sang Hyang Widh i Wasa (Всемогущественный Бог). Его нередко изображают в виде обнаженного человека в окружении языков пламени. Традиционные Падмасаны (лотосовые троны), которые можно увидеть почти в каждом балийском храме, также являются символом Ишва р а. Для того, чтобы вы лучше поняли его значения, нужно объяснить некоторые особенности индуистской философии, а также ее местную интерпретацию.
Особенности балийского индуизма
В индуистской монотеистической философии бог Ишвара является единственным. Все остальные – это только его проявления, воплощения, или авата р ы. Такую концепцию признает лишь часть философских школ, включая балийскую. Также понятие единого бога (Тво р ца Вселенной) присутствует в буддизме.
Балийский вариант индуизма называется A g ama Hindu Dharma. Он является смесью монотеистического шиваизма, буддизма и местных верований.
Основные постулаты религии:
Усиление идеи индуистского монотеизма и Единого Бога п р оизошло на острове сравнительно недавно, хоть в местной религии она присутствовала уже несколько столетий. После войны независимая республика Индонезия приняла принцип свободы вероисповедования. Но религии, которые признавались государством, должны были быть монотеистическими. В перечень вошли ислам, х р истианство (католицизм и протестантизм), буддизм, индуизм.
Теперь, когда вы имеете представление о храмовом комплексе, я хотел бы рассказать о том, как до него добраться.
Как добраться до храма Лемпуянг
Храмовый комплекс и одноименная гора находятся в восточной части острова, приблизительно в 75 км от Денпасара. До р ога туда займет больше 2-х часов.
Есть два способа добраться к храму:
Дальше я подробнее расскажу о каждом из них.
На общественном транспорте
Непосредственно к Лемпуянгу автобусы не ходят. Лучше всего ехать до водного дворца Тирта Ганга, оттуда нанимать такси, арендовать машину или байк.
Расписание автобусов и цены (компания Перама):
Маршрут от Тирта Ганга до Лемпуянга:
Расстояние от дворца к храму приблизительно 1 0 км, дорога от дворца займет около 20 минут.
На автомобиле
Если вы хотите добираться на машине прямо из Денпасара, в пути придется провести около 2 часов. Расстояние между храмом и столицей острова – 7 5 км.
Маршрут от Денпасара до Лемпуянга:
Храм Пура Лухур Лемпуянг (Pura Luhur Lempuyang, или Lempuyang Temple) на карте
No results found in this location. Please try again.
Get Directions
Достопримечательности рядом
Путешествуя по востоку острова, вы сможете увидеть много интересного. Ведь этот регион является своеобразным культурным и религиозным центром. Потому я советую включить в свою программу посещения храма Лемпуянг осмот р других достопримечательностей, которые можно найти в радиусе нескольких километров.
Вот несколько интересных мест, которые можно посетить:
Этот древний город вы будете проезжать, путешествуя из Денпасара, он находится в 10 км от храма Лемпуянг. В Амлапу р е прекрасно сохранилась архитектура XV I II-XIX веков. Главные достопримечательности – три королевских дворца. Два из них закрыты для посещения, там до сих пор живут наследники монаршей фамилии. Один открыт для туристов. Вы увидите в нем несколько павильонов и хозяйственных построек. В центре расположен красивый лотосовый пруд.
Mata Air Asam
Полезные советы
Правила посещения х р ама:
Посетить Лемпуянг могут все. Это будет инте р есно для людей, которые увлекаются восточными религиями. Многие говорят, что вершина го р ы – это лучшее место для молитвы и медитации. Если вам хочется посмотреть на красивую природу и местную архитектуру, поездка в Лемпуянг вам тоже очень понравится.
Лучше всего посещать святыню во время сухого сезона. Когда идут дожди, тропа в джунглях может быть размыта, по ней трудно идти. Чтобы увидеть все к р асоты, планировать выезд нужно на утро. Если вы путешествуете с маленьким ребенком или не чувствуете в себе сил подняться на самый верх, можете завершить экскурсию в первом храме Pura Penataran Agun g Lempuyang. Он считается самым красивым, даже главная святыня уступает ему.
Вот несколько полезных советов, которые помогут правильно подготовиться к путешествию:
Храм Пу р а Лемпуянг – это уникальная балийская святыня. Недаром ее иногда называют «Лестницей в небеса». Туристов в храме всегда немного, а окружающая природа почти нетронутая. Поднявшись на вершину, вы пе р еживете необычайный опыт. Это не просто восхождение, позволяющее размять мышцы и улучшить физическую форму. Путешествие станет еще одним важным моментом, позволяющим ближе понять местную культуру и глубокую духовность балийцев.
Подробнее о храмах читайте раздел Храмы Бали
Также, рекомендую познакомиться с описанием следующих храмов:
Интересно узнать больше? Читайте раздел Достопримечательности на Бали