храм макария алтайского в горно алтайске
Кафедральный собор Макария Алтайского (Горно-Алтайск)
Мiръ Россия Республика Алтай Горно-Алтайск Кафедральный собор Макария Алтайского (Горно-Алтайск)
Кафедральный собор Макария Алтайского построен в 2006 году. В храме находятся мощи апостола Алтая преподобного Макария (Глухарева).
Содержание
История [ править ]
Макариевский кафедральный храм Горно-Алтайска построен в 2006 году трудами Просветительского братства во имя преподобного Макария Алтайского (Глухарева).
19 сентября 2006 года Макариевский храм был освящен.
На территории храма размещается епархиальное управление Горноалтайской епархии.
31 августа 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил кафедральный храм преподобного Макария (Глухарева) г. Горно-Алтайска. В ходе визита в Горный Алтай Святейший Патриарх Кирилл совершил закладку нового кафедрального собора в честь Всемилостивого Спаса, где впоследствии будут храниться мощи святителя Макария. До окончания строительства мощи апостола Алтая будут находятся в храме преподобного Макария (Глухарева).
Современное состояние [ править ]
Кафедральный собор Горноалтайской епархии.
Действует воскресная школа.
Описание [ править ]
Пример стилизации деревянного зодчества Центральной России, является практически точной копией церкви Николая Чудотворца в Саввинской слободе близ Звенигорода.
В 2017 году рядом с храмом был установлен памятник преподобному Макарию (Глухареву). Автор – известный скульптор, почетный настоятель храма, протоиерей отец Павел Богомолов. Памятник, отлитый из бронзы, воздвигнут на народные пожертвования.
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 146.
Проезд: возле моста через Каяс, на левом берегу.
Паломнику [ править ]
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
Церковь Макария Алтайского
Церковь преподобного Макария Алтайского — храмовый православный комплекс, расположенный в центральной части г. Горно-Алтайска.
Церковь Макария Алтайского. Фото Е. Гаврилова
Как добраться
В Горно-Алтайск вы въезжаете из с. Майма, повернув налево за 440 км Чуйского тракта, за мостом через р. Майма, на ул. Алтайская. Через 2,7 километров заканчивается Майма и начинается Горно-Алтайск — Коммунистический проспект. Через 4,4 километра от тракта, слева от проспекта, находится Парк Победы, через километр от которого вам необходимо повернуть налево (за торговым центром «Горный») на ул. Лесная. Через 40 метров — поворот направо. И через 60 метров вы подъезжаете к храму.
Церковь Макария Алтайского Церковь Макария Алтайского. Фото Е. Гаврилова
Туристское значение
Данный архитектурный ансамбль исполнен в традициях северного деревянного русского зодчества. Вы можете познакомиться с самобытной системой архитектурных форм, послужившей истоками русской архитектуры.
В основе строительства храма лежит проект выдающегося, легендарного ученого-археолога Петра Дмитриевича Барановского.
Церковь Макария Алтайского. Скульптура Макария Глухарева (работа П.И. Богомолова). Фото Е. Гаврилова
Описание
Храм, постройки XXI века, расположенный на левобережье, в пойменной части р. Каяс, левого притока р. Маймы, имеет сложную форму – восходящую ступенчатость, несмотря на лежащие в его основе простые объемы. Современное видение объединяет различные стилевые направления.
Трапезная двухскатная, фактически сращена с притвором, над которым находится колокольня.
В процессе строительства проект был изменён с добавлением с запада сруба, завершенного килевидной бочкой, который стал выполнять функции притвора.
Восьмигранная, крытая небольшим шатром и увенчанным главкой с крестом над трапезной колокольня, несколько нарушает традиционную схему храма.
Граненность колокольни напоминает башенки русских фортификационных сооружений, а вид просветов с балясинами и перильцами на ней — садово-парковую беседку, деталь, заимствованную из светской архитектуры.
Церковь Макария Алтайского. Фото Е. Гаврилова
Высота сруба определяет основную часть — церковь, в высокую двухскатную кровлю которой врезано основание для главки с крестом. Объем составлен из срубов. Каждый сруб увенчан своеобразной кровлей.
Трапезная покрыта простой двухскатной кровлей. Боковые крыльца имеют фронтончики, притвор — бочковидное завершение.
Боковые нарядные крыльца напоминают древнерусские жилища, красиво украшенные парадные входы и воспринимаются как сложные и ярусные.
Боковые и главный вход выполнены в едином стиле, с акцентом на оформлении. Западное крыльцо высокое, с перилами.
Марш-сходы двухсторонние, напоминающие дворянские усадьбы.
Церковь Макария Алтайского. Фото Е. Гаврилова
Красиво оформленная торцевыми выходами церковь и аскетичный пятигранный алтарь также создают сложный объем. Значительность объема алтаря подчеркивается линией карниза, которая на несколько венцов повыше трапезной.
Форма и технология изготовления глав храма полностью соответствует национальной традиции и покрыты они русской черепицей — продолговатыми, слегка изогнутыми дощечками в форме лопатки, т.н. лéмехом.
Церковь Макария Алтайского. Фото Е. Гаврилова
Бревенчатые стены храма, не обшитые и не окрашенные, отсутствие подкупольного пространства, сведённая до минимума современная отделка, позволяют почувствовать теплоту дерева — традиционного русского строительного материала.
Иконостас, имеющий некоторые современные «вкрапления», выполнен в традиционном древнерусском стиле — пятиярусный, тябловый.
Комплекс, дополненный рядом строений, с многочисленными срубами, двухскатными кровлями, шатровыми и бочковидными мотивами, симметрией фронтонов, объединенных общим стилем, скорее всего, представляет собой уже единый архитектурный ансамбль.
Церковь Макария Алтайского. Фото Е. Гаврилова
История
Идея возведения церкви родилась еще в конце 1990-х годов среди членов братства в честь преподобного Макария Алтайского (Глухарева), действовавшего на основе Горно-Алтайской Преображенской церкви.
В рождественские дни 2000 года епископом Барнаульским и Алтайским Антонием на «жилмассиве» было освящено место под строительство.
На месте строительства храма был установлен неказистый большой деревянный крест. Вначале он стоял в зарослях и года два-три его было не видно с дороги. Потом поставили металлический.
Преимущество нового места заключалось в том, что оно находилось в густонаселенной части города и достаточно далеко от действующих храмов.
Два года работы по строительству практически не велись. Они активизировались после 20 января 2002 года, когда Барнаульскую епархию возглавил епископ Барнаульский и Алтайский Максим (Дмитриев).
По его благословению, в 2002 году благочинный иерей Георгий Балакин зарегистрировал новый православный приход во имя преподобного Макария Алтайского.
Богомолов Павел Иванович. Фото Е. Гаврилова
Председателем приходского совета был избран активный участник братства Павел Иванович Богомолов (ныне почётный настоятель храма). Попечительский совет по строительству Свято-Макариевского храма было предложено возглавить мэру города.
Участок под строительство храма представлял собой пустырь, находившийся между республиканской больницей и жилмассивом, в пойме небольшой речки Каяс.
«Там бомжатник был, место брошенное. Творилось что попало».
В феврале 2002 года горожане, в том числе и духовенство, сотрудники городской администрации во главе с мэром В. А. Облогиным вышли на общегородской субботник, который положил начало строительству храма.
Были вырублены и выкорчеваны сорняковые кустарники и деревья. В итоге место под строительство храма было расчищено.
Церковь Макария Алтайского. Фото Е. Гаврилова
«В. А. Облогин принимал активное участие, болел за эту стройку. Первый субботник он организовывал. Зимой, в феврале, мы рубили на территорию кустарник, деревья. Были по пояс в снегу. Но как-то нам благостно было.
Он очень активное участие принял в организации, помощи нам, что касается всякой техники. Он подключал городские ресурсы и нам в этом плане помогали здорово»
Необходимо было произвести частичную замену и укрепление пойменного грунта. Это требовало значительных усилий.
Весной 2002 года работа была благотворительно осуществлена частными транспортными компаниями города. Было завезено на территорию более двухсот КАМАЗов щебня. Грунт в котловане был заменен, под фундаментом храма сделана гравийная подушка толщиной более 2 м.
Церковь Макария Алтайского. Фото Е. Гаврилова
«Вначале община была человек 13 местных бабушек. Но она была. Был актив.
Люди, которые приходили, когда начиналась стройка. Каждый день 2-3 человека там присутствовали и присматривали, как идёт стройка. Я говорил: «Надо же какой контроль! Не дадут украсть ни камня, ни ведро песка. Бабушки контролируют» Шутка, но они всё время смотрели и каждую неделю читали акафист».
Традиция православного храмового строительства предполагает не только хозяйственно-экономическую составляющую, но и духовно-молитвенную. За жертвователей и благотворителей совершается молитва. В это время в создающемся приходе еженедельно читается акафист небесному покровителю строящегося храма преподобному Макарию (Глухареву) Алтайскому.
Сначала молитвословия совершались под открытым небом, перед крестом, затем в стенах строящегося храма.
Церковь Макария Алтайского. Фото Е. Гаврилова
«Поставили металлический крест. А когда всё расчистили, мы этот крест на несколько десятков метров со старого места сдвинули и поставили в алтарной части.
Когда планировку разбили, он у нас стоял всё время, пока строился храм. Когда уже стены воздвигли мы его вынесли за пределы храма, прислонили к алтарю. Он там стоит до сих пор. »
Первый значительный меценатский взнос был сделан главой города Одинцово Московской области А. Г. Гладышевым, через городскую администрацию.
«Мэр города Одинцово в своё время выходил со своей командой в Республику Алтай. Они хотели от нашего региона выбрать представителя в Думу.
Они сделали спонсорский взнос – материалы на строительство будущего храма и полностью привезли проект деревянного храма на 180 человек, всю строительную документацию. Это храм Николая Угодника был построен где-то в Подмосковье.
Церковь Макария Алтайского. Фото Е. Гаврилова
Мы его, естественно, немножко переработали. Сделали нижний храм, он у нас стал двухпрестольный. Внизу крестильный храм, а верху у нас – Преподобного Макария Алтайского. Освящены два престола. Не сразу, но получилось, что мы его вытянули немножко вверх, превысили алтарь, перенесли колокольню – адаптировали к своим нуждам. Вносились ряд корректив в проект.
Хуже мы его не сделали, а для себя однозначно – лучше. Потому что вход на колокольню был прямо с трапезной. Сделали притвор и вынесли её туда, наверх, на колокольню.
Увеличили алтарь, сделали на два метра больше. Подняли его. Цокольный этаж внизу не предполагался. И по мелочам вносили поправки.
Мы сохранили основу храма. Это проект Петра Дмитриевича Барановского. По этому проекту было построено несколько храмов. Мне сказали, что те, кто нам предложил проект, видели храм и они не против этих небольших изменений, которые мы внесли».
30 апреля 2003 года, в присутствии первых лиц республики и города, епископом Максимом (Дмитриевым) был совершен торжественный молебен на начало строительство храма.
В исправительно-трудовой колонии-поселении был сделан сруб. По договору колония выделила площадку и трех-четырех рабочих на ошкурение и окантовку бревен.
С июля 2003 года работы на строительстве храма вел мастер Андрей Рукавишников, который помимо подбора и организации людей сам активно участвовал в процессе изготовления. Материал для строительства, буквально по бревну, на основе добровольных пожертвований, собирался в разных лесхозах Горного Алтая.
19 сентября 2003 года Владыкой Максимом совершается освящение закладного камня и начинается бетонирование цокольного этажа. Все необходимые бетонные работы проведены за два месяца, после чего сразу начата сборка сруба на фундаменте. Сруб был готов и смонтирован к концу весны.
28 мая 2004 года, в ещё строящейся церкви, служится первая литургия, в сентябре на храме устанавливается главка с крестом, а концу года подключается центральное отопление.
Церковь Макария Алтайского. Воскресная школа. Фото Е. Гаврилова
14 января 2005 года малым чином иереем Георгием Балакиным и иереем Лаврентием Донбаем освящается, в качестве крестильного, нижний придел. Начинаются регулярные службы.
3 мая 2005 года епископ Максим (Дмитриев) возглавляет первое архиерейское богослужение.
В течение 2005— 2006 годов проводятся отделочные работы.
Изначально на территории пустыря, где предполагалось строительство храма, помимо того, что он был заросший деревьями, кустарником и завален мусором, для приема канализационных масс города находился ещё и коллектор. Приходским советом, сотрудниками республиканской больницы, простыми горожанами было собрано большое количество подписей под письмом к председателю республиканского правительства М.И. Лапшину о переносе коллектора.
К весне 2006 года за пределами жилой зоны был возведен новый коллектор.
«Строилось всё в основном на средства жителей микрорайона, города, на пожертвования. Средств больших откуда-то со стороны спонсорских у нас не было.
Церковь Макария Алтайского. Фото Е. Гаврилова
Единственное — город помогал техникой, административным ресурсом. Тогда был мэром В.А. Облогин. Надо было ехать за лесом — давали машину на делянки, договаривались, заготавливали лес. Мы приезжали и забирали. Кран — бесплатно. В этом плане была от него была большая помощь».
Многие предприятия и предприниматели города сделали пожертвования.
В течение некоторого периода приходской совет собирал пожертвования с горожан, обходя квартиры и дома в жилой зоне. Следует сказать, что люди по-разному относились к визитерам. Некоторые отказывали в категоричной форме, другие жертвовали обычно от 10 до 100 руб.
19 сентября 2006 года состоялось торжественное освящение Свято-Макариевского храма. Богослужение совершили епископ Барнаульский и Алтайский Максим, епископ Абаканский и Кызыльский Ионафан, епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх. Участвовали также первые лица Горно-Алтайска и Республики Алтай, сотни горожан и гостей города.
Церковь Макария Алтайского. Фото Е. Гаврилова
«Поначалу у нас вообще были бумажные иконки. Потому что средств и спонсоров не было».
Уже после освящения в храме монтируется тябловый иконостас, иконы которого написаны под руководством уроженца Горно-Алтайска архимандрита Алипия в иконописной школе при Тобольской Духовной семинарии.
После того, как храм начал действовать, у его входа народным умельцем по собственному почину сделан резной крест — распятие.
Церковь Макария Алтайского. Распятие. Фото Е. Гаврилова
С января 2007 года по 3 ноября 2016 года настоятелем храма, а после его почетным настоятелем храма является иерей Павел Иванович Богомолов.
К июню 2007 года завершается строительство трапезной и просфорной.
В августе 2007 года начинается возведение воскресной школы в два этажа, запущенной в 2017 году, и здания администрации.
Церковь Макария Алтайского Церковь Макария Алтайского. Фото Е. Гаврилова
«С самого начала храм задумывался, как памятник всем миссионерам алтайским. Как напоминание о том, что мы в России живём. Мысль такая, что этот храм должен стать как бы кусочком Руси. А все последующие стройки пытались проводить в каком-то едином ансамбле. Всё задумывалось как единый комплекс.
Тот же сад, который только сейчас начинает подниматься. Дорожки, акации и ёлки, которые только ещё поднимаются, отбивают мирскую суету, и служат местом, где можно просто зайти погулять.
Летом сюда приходят женщины с детьми, гуляют. Получается зона спокойствия, хотя находится она в центре города.
Церковь Макария Алтайского. Воскресная школа. Фото Е. Гаврилова
Как только у нас начала возводиться воскресная школа, путь она небольшая, мы сразу организовали детскую площадку — место больше для мам, детей, где они могут прийти, побыть, посидеть. Дети же не выдерживают, особенно маленькие, стояния на службе. Тяжело в самом деле – 1,5 часа. Постоял, вышел на улицу. И мамам спокойней, что они не где-то шатаются, а на детской площадке, и вроде как с храмом. Они тут же этим воздухом дышат.
Мысль была такая: сделать место, в котором мы приходим к Богу – одно. А второе — не все же сразу идут к Богу. Просто людям удобно порой прийти и отдохнуть среди тишины, среди спокойствия, от сутолоки мирской суеты…»
© Е. Гаврилов, 5 декабря 2017 года. Ссылка на сайт обязательна! Особая благодарность за предоставленную информацию иерею П.И. Богомолову
Храм в честь преподобного Макария Алтайского (Глухарева)
Официальный сайт Свято-Макариевского прихода г. Горно-Алтайска
Престольный праздник.
ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОГО МАКАРИЯ 31 мая – День памяти преподобного Макария (Глухарева), основателя Алтайской Духовной Миссии. В кафедральном храме г. Горно-Алтайска соборное праздничное богослужение совершили митрополит барнаульский и Алтайский Сергий, архиепископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат, епископ Бийский и Белокурихинский Серафим,…
Поделиться:
Пасхальный праздник.
Христос Воскресе! Дорогие братия и сестры, со Светлой Пасхой всех! В ночь с 1-го на 2-ое мая архиепископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат отслужил ночное Пасхальное богослужение. Ему сослужили протоиерей Павел Богомолов, иерей Владислав Поклонов, иеромонах Алексий Михайлов, диакон Алексей Эргарт.…
Поделиться:
Великая Пятница.
Поделиться:
Великий Четверг.
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великий Четверток после Литургии в Храме Христа Спасителя Версия для печати 29 апреля 2021 г. 14:55 29 апреля 2021 года, в Великий Четверток, день Воспоминания Тайной Вечери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию…
Поделиться:
Вербное воскресение
25 апреля (12 апреля стар.стиль) Неделя 6-я ваий (цветоносная, Вербное воскресенье). Великий пост. Совершается служба великому празднику Вход Господень в Иерусалим. Служба посвящена историческому событию входа Спасителя в Иерусалим верхом на ослике, когда весь народ того времени встречал его как…
Поделиться:
Неделя 4-я Великого поста.
11Апреля, воскресенье (Старый стиль 29 Марта) Неделя 4-я Великого поста. Глас 3. Великий пост. Прп.Иоанна Лествичника (649). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Марка, еп. Арефусийского, Кирилла диакона и иных многих (ок. 363). Прп. Иоанна пустынника (IV). Свт.…
Поделиться:
Неделя вторая Великого поста.
28 Марта(15 Марта Старый стиль) Неделя 2-я Великого поста. Память Свт. Григория Паламы, архиеп. Солунского. Мч. Агапия и с ним семи мучеников: Пуплия, Тимолая, Ромила, двух Александров и двух Дионисиев (1,2) (303). Сщмч. Александра, иерея в Сиде (279-275). Мч. Никандра…
Поделиться:
Поминальная суббота.
Как мы знаем, в первые 3 недели Великого поста по субботам проходят службы с поминовением усопших. Этот день очень важен для каждого христианина. Ведь в этот день поминаются не только усопшие от века сего, но и близкие люди для каждого…
Поделиться:
Литургия Преждеосвященных Даров.
17 марта 2021 года архиепископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат возглавил совершение первой в этом году литургии Преждеосвященных Даров в кафедральном храме в честь преп. Макария Алтайского в г. Горно-Алтайске. Ему сослужили иерей Сергий Коньков, иерей Владислав Поклонов, иерей Федор Кытманов,…
Поделиться:
Канун Великого поста, вечерня с чином прощения.
Накануне Великого поста в Макариевском кафедральном соборе была совершена вечерня с чином прощения. Богослужение возглавил архиепископ Горноалтайский и Чемальский. Ему сослужили почетный настоятель кафедрального храма протоиерей Павел Богомолов, иерей Сергий Коньков, иерей Владислав Поклонов, иерей Федор Кытманов, иеромонах Алексей (Михайлов),…
Поделиться:
Мч. Нестора Солунского (ок. 306).
Прп. Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114). Прп. Нестора, некнижного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Обретение мощей блгв. кн. Андрея Смоленского в Переславле-Залесском (1539). Мцц. Капитолины и Еротииды (304). Мч. Марка и иже с ним.
Прмч. Сергия Чернухина (1942).
Кол., 249 зач., I, 1–2, 7–11.Лк., 55 зач., XI, 1–10.Мч.:Еф., 233 зач., VI, 10–17.Лк., 106 зач., XXI, 12–19.
Несвятой святой. Часть 3
Весной этого года скончался иеромонах Максим (Хивинцев), священник Горно-Алтайской епархии, настоятель пяти храмов на Телецком озере и архиерейского подворья на острове Патмос в селе Чемал. В завершающей части трилогии – воспоминания руководителя паломнической службы, жителя Москвы, который крестился в Телецком озере и стал прихожанином храма в с. Артыбаш, и нового настоятеля храма, который будет продолжать дело отца Максима.
По стопам алтайских миссионеров
Телецкое озеро на Алтае признано одним из природных символов России, наряду с озером Байкал и Волжским бассейном. Президент поручил разработать программу по сбережению этого уникального водоёма. Масштабный проект предполагает строительство современных пирсов по побережью Телецкого озера в границах населенных пунктов Иогач и Артыбаш. Также планируется строительство полигона твердых бытовых отходов и системы водоснабжения и очистных сооружений.
Набережная Телецкого озера вблизи храма
На набережной Телецкого озера, которая должна преобразиться в ближайшие годы, в с. Артыбаш расположен большой деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Умиление», освященный в 2007 году. За 15 лет, что здесь служил иеромонах Максим (Хивинцев), на Телецком озере было построено несколько храмов — помимо села Артыбаш, храмы появились на отделенных территориях. В с. Яйлю, центральной усадьбе Алтайского биосферного заповедника, построена церковь в честь Преображения Господня. Недавно, в конце 2017 году, освящена церковь в честь трех святителей и учителей вселенских на Кордоне Самыш.
Освящение Преображенской церкви в с. Яйлю, 2016 г. Фото А. Тырышкина, Горно-Алтайская епархия
Ежегодно через Артыбаш проходит маршрут традиционного крестного хода «По стопам алтайских миссионеров». Отец Максим был убежден, что первозданная, заповедная природа Горного Алтая способна очищать и возвышать человека. При этом одного созерцание красоты недостаточно. О. Максим заботился о возрождении духовной жизни в местах, откуда менее двухсот лет назад начиналась Алтайская духовная миссия.
На Телецком озере сейчас есть потенциал для развития не только туризма, но и паломничества, уверен руководитель представительства по Сибири и Дальнему Востоку паломнической службы «Радонеж» Николай Соколов.
Николай Соколов с паломниками у миссионерского креста в с. Артыбаш. Фото из группы вконтакте «Православное паломничество на Алтай»
Николай Соколов, руководитель представительства паломнической службы «Радонеж» (г. Новосибирск):
— Когда встречаю паломников в аэропорту, обычно приветствуя их словами: «Вы уже побывали в Греции и в Италии, в Дивеево, на Соловках и на Валааме». Они улыбаются: «Да, да». В составе паломнических групп в основном жители Москвы, Санкт-Петербурга, который объехав святыни Центральной России, побывав за границей, обращают свой взор на неизведанную Сибирь. Сейчас Сибирь и Дальний Восток активно развиваются в направлении не только туризма, но и паломничества. Чтимые святыни находятся в Томске, Тобольске, Иркутске. В 2016 году из Троице-Сергиевой Лавры в Горно-Алтайск перенесены мощи святителя Макария Алтайского (Невского), и многие едут, чтобы помолиться «апостолу Алтая».
Патриарх Кирилл возглавил перенесение мощей святителя Макария в Горно-Алтайск
В Сибири и на Камчатке служили выдающиеся православные миссионеры — митрополит Иннокентий Вениаминов, Нестор Анисимов, Макарий Невский, преподобный Макарий Глухарев, протоиерей Стефан Ландыше.
Артыбаш и Телецкое озеро интересны как с точки зрения природы, так и истории Алтайской духовной миссии. Села Кебезень Артыбаш, Чоя некогда были миссионерскими станами. С этих мест и пошло распространение христианства по территории Горного Алтая.
Конечно, такие поездки нельзя назвать богомольем. Здесь нет древних храмов и крупных монастырей, как в европейской части России. Но паломники находят здесь то, за чем приезжают, и укрепляются в вере. Удивительно, но не раз случалось, что люди впервые исповедовались и причащались именно в паломнической поездке. Иногда нужно поехать на Алтай, за три девять земель, чтобы приобщиться к церковным таинствам.
Если православию в России более тысячи лет, то на Алтае духовная миссия была основана в 1830 году — 188 лет назад. Здесь сохранился апостольский, миссионерский дух.
Мы привыкли, что коренное население Алтая — православное. Это исключение среди тюркоязычных народов. Благодаря первым миссионерам на Алтае распространилось христианство. Священники Горноалтайской епрахии, такие как иеромонах Максим (Хивинцев) — это последователи наших алтайских миссионеров, они несут Слово Божие в современных условиях.
О. Максим с иконой преподобного Макария. Фото А. Тырышкина, Горноалтайская епархия
Я познакомился с о. Максимом, тогда еще о. Сергием, в 1999 году, когда привез на Алтай первую группу московских паломников. Мы разместились в Кебезени, неподалеку от Артыбаша, он приехал к нам на встречу со знакомым священником, и мы вечером все вместе душевно пили чай, беседовали. С тех пор я ежегодно уже в течение практически 20 лет привожу на Алтай паломников из Москвы и Санкт-Петербурга.
В Артыбаше мы всегда посещаем поклонный крест, установленный на месте, где в 1830 году, в год основания Алтайской духовной миссии, преподобный Макарий освятил источник. В народе его называют Серебряный источник. На этом же месте стоит кедр, у которого молился преподобный, считается, что ему уже 500 лет.
У векового кедра Николай Соколов рассказывает о преподобном Макарии и основании Алтайской духовной миссии. Фото из группы вконтакте «Православное паломничество на Алтай»
Очень важно, что в Артыбаше сейчас есть большой красивый храм, в котором можно посетить богослужения. Отец Максим всегда приглашал меня служить в алтаре. Очень радовался, когда среди группы паломников оказывались регенты, певчие, тогда местный хор дополнялся профессиональным пением. Часто батюшка после литургии приглашал всех на трапезу. Был он человеком гостеприимным. Москвичи отвыкли от такого гостеприимства и искреннего радушия.
Батюшка ко всем обращался с отеческой любовью: «Мои хорошие!», это сразу подкупало. Говорил, что они приехали в сибирскую глубинку, где непросто укоренялось христианство, и до сих пор все пронизано язычеством. Призывал паломников не просто приезжать на отдых, а тоже быть миссионерами. Встречаясь с местными жителями, рассказывать о своем духовном опыте, как они пришли к вере. Действительно, такие истории, где явно видно действие Промысла Божия, всегда впечатляют и духовно обогащают.
Отец Максим обращается с приветственными словами к паломникам
Когда выходили из храма, многие спрашивали, что это за батюшка такой, откуда он, давно ли здесь служит? Казалось бы, москвичи видели таких маститых священников, но послушав проповеди отца Максима, проникались его простым назиданием. Его слова не были глубоко богословскими. О духовных вещах он говорил просто и проникновенно. Как говорил Амвросий Оптинский: «Где просто, там ангелов со ста, а где мудрено, там ни одного».
Два года назад я сопровождал делегацию паломников Русской Зарубежной Церкви во главе с митрополитом Нью-Йоркским Иларионом. В храме в Артыбаше был отслужен молебен. Среди паломников были потомки русских эмигрантов из Австралии, США, Канады. Они говорили, что о. Максим для них — образ настоящего сибирского батюшки. Все хотели сфотографироваться с колоритным батюшкой. Всех очень удивляло, что где-то в далекой глубинке, на берегу озера, стоит православный храм.
Делегация Русской Зарубежной Церкви в храме с. Артыбаш
Отец Максим всегда просто, приветливо держался. Таким батюшка остался в памяти. Казалось, все ему легко дается. Мы даже не представляли, какие труды, тяготы он нес, окормляя несколько приходов.
Я всегда с нетерпением ждал лета, чтобы повидаться с отцом Максимом. При встрече он обнимал меня, приветствуя: «Николай Николаевич! Кого привез?» Самые теплые воспоминания остались об отце Максиме. В прошлом году в июле служили с ним Литургию. Кто бы знал, что это в последний раз. В этом году мы вновь поедем в Артыбаш, уже набраны две группы, но встречать нас будет другой священник.
«Где просто, там ангелов со ста»
Крещение в Телецком озере
Владимир Шлома родился и вырос в городе Саров (бывш. Арзамас-75), созданном на месте разрушенного в советские годы монастыря, где с 1778 года до своей кончины в 1833 году подвизался один из самых почитаемых на Руси святых — преподобный Серафим Саровский Чудотворец. Объехав полмира и побывав в древних храмах и крупнейших монастырях в России и за рубежом, Владимир решил креститься в скромном сельском храме на берегу Телецкого озера. Живя и работая в Москве, он считает себя прихожанином именно храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» в с. Артыбаш. К духовной жизни Владимир приобщился во многом благодаря настоятелю прихода — иеромонаху Максиму.
Владимир Шлома — прихожанин храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» в с. Артыбаш (г. Москва):
— На Телецком озере я впервые оказался в августе 1985 года. Эта поездка оставила большой след у меня в душе, и я решил, что еще обязательно сюда вернусь. Впоследствии так и вышло — на протяжении многих лет я каждый год приезжал на Озеро. А в 2006 году осуществилась моя мечта, и у меня появился домик на Телецком. Примерно в это же время мои новосибирские друзья познакомили меня с отцом Максимом (тогда еще о. Сергием), служившим в местном приходе. В тот момент я был еще далек от Церкви, но находился в поисках ответов на важные вопросы: «Зачем я живу?», «В чем главный смысл человеческого существования?» Стремление к Богу было в большей степени моим внутренним движением, а о. Максим был тем человеком, пастырем, посланным мне на этом пути. Постепенно я пришел к осознанию необходимости креститься. Большого красивого храма тогда не было. Службы проходили в старом деревянном храме, который едва вмещал пару десятков прихожан. Сейчас на этом месте стоит дом священника, частью сохранивший стены старого храма.
Так выглядел старый деревянный храм в с.Кебезень. Фото из личного архива В. Шломы
Познакомившись с о. Максимом, я стал по-другому смотреть на Церковь и верующих. Люди, которые живут вне Церкви, пусть даже и крещеные, черпают информацию о ней из телевизора, интернета, от знакомых, и не имея собственного опыта, плохо представляют себе, что это такое. Многие с недоверием и подозрением относятся к священникам. Не скрою, и я до встречи с о. Максимом имел достаточно поверхностное представление о Вере и Церкви, о людях в ней. Начав близко общаешься с батюшкой, в корне пересмотрел свои стереотипы.
Небольшой деревянный храм, скромная обстановка. Эта простота вызывала доверие, была уверенность, что главное для отца Максима — Вера, что больше ему в жизни ничего не нужно. Он внушал большое уважение, как интересный человек с сильным характером, житейским и духовным опытом. Чувствовалось, что он сам многое пережил и понял, что на личном опыте убедился в истинности Веры. Мне отец Максим был близок тем, что, как и я, уже в зрелом возрасте пришел в Церковь. Когда его рукополагали, он был чуть младше, чем я сейчас. Получается, что и для меня не все еще было потеряно.
Естественно возникло желание креститься именно на Озере, у отца Максима. Он благословил. Мы с друзьями выбрали время более спокойное, когда меньше туристов. Таинство крещения происходило 20 октября, когда было уже достаточно холодно. Тем не менее, я трижды окунулся в Телецкое озеро и, о чудо, не замерз и не простудился.
Крещение в Телецком озере. Фото из личного архива В. Шломы
Все проходило естественным образом — крещение, воцерковление. У нас с о. Максимом как-то очень быстро сложились добрые отношения. В итоге в моем доме в Артыбаше в дни праздников останавливались священники, паломники, близкие к нашему храму люди. Я был свидетелем того, как все преображалось, благодаря активной пастырской деятельности о. Максима. С ним я побывал на службах в Турочаке, Кебезене, Коо, Яйлю, на престольных праздниках в Турочакском и в Улаганском районе. На моих глазах в Артыбаше трудами о. Максима и привлеченных им благодетелей был построен прекрасный храм, появилась чудесная икона Божией Матери «Умиление».
Престольный Праздник Преображения Господня (Яблочный спас) в с. Яйлю
Меня всегда удивляло, что люди очень часто впервые приходят в храм, находясь в скорбях и болезнях, в то время как мне казалось должны приходить от радости, от осознания, что мир — это чудо.
Хотя я вырос в советское время, но постепенно благодаря образованию и опыту пришел к убеждению, что Бог есть. Не может быть все в окружающем мире устроено так совершенно и само собой, без участия Бога. Для меня, как для человека, некогда изучавшего физику и теорию вероятностей, было очевидно, что таких случайностей, как наш мир не бывает. Сама встреча с отцом Максимом — доказательство действия Промысла Божия.
Интересно и то, что я родился и вырос в Сарове, тогда закрытом городе Арзамас-75. В советское время это не афишировалось, но все знали, что до революции это место называлось Саровская Пустынь и здесь был мужской монастырь. Сейчас монастырь возрождается, а тогда на его территории в уцелевших от разрушения постройках располагались различные городские учреждения. В келейном корпусе, к примеру, школа искусств. Так вышло, что мы жили в доме, который находился в километре от Дальней Пустыни. Там Серафим Саровский совершал свои подвиги. У меня почему-то всегда вызывал уважение этот человек, хотя я практически ничего о нем не знал. Советскому школьнику, пионеру, было сложно представить, кто такой святой, подвижник? Но я чувствовал, что это необычный, выдающийся человек. Кто бы мог подумать, что я крещусь и стану прихожанином храма в честь Серафимо-Дивеевской иконы Божией Матери «Умиление»? Это была келейная икона Серафима Саровского, перед которой он в молитве скончался. Думаю, это также не может быть простым совпадением.
Отец Максим в алтаре храма в с. Артыбаш
По образованию я инженер и ничего не воспринимал на веру, без аргументов и доказательств. Всегда задавал и задаю массу вопросов. И в этом смысле о. Максим был мне послан Богом. Он наставлял неформально, умел найти нужные слова. Никогда не «давил авторитетом», как говорят в быту. Мне всегда было интересно и легко общаться с о. Максимом, у нас не было барьеров, мы говорили на одном языке. Он был эрудированным человеком, много читал. В то же время умел доходчиво, простым языком объяснять сложные вещи. Он всегда был убедителен, было видно, что человек знает жизнь не понаслышке, знает на себе, как она устроена. Действительно живет по Вере, а не лукавит. Вокруг нас, как правило, все больше сложные люди и запутанные взаимоотношения, а вот с батюшкой всегда было все просто и ясно. Я старался знакомить родственников и друзей с о. Максимом. Впоследствии на Озере крестилась и моя сестра. Бывали мои близкие и друзья из многих городов. И все без исключения после знакомства с о. Максимом очень им восхищались. Главной радостью и утешением для меня в жизни стали встречи с о. Максимом. Возможность побыть рядом с ним стала важнейшей мотивацией чаще и дольше бывать на Телецком озере.
Таинство Крещения. Фото из личного архива В. Шломы
Известие о кончине о. Максима застало меня далеко от Москвы. Для меня было чудом то, что смог присутствовать на отпевании. Еще накануне не думал, что получится приехать. И вдруг все решилось в несколько часов. Как-то само собой повезло с билетом на самолет, с поддержкой друзей и знакомых, которые помогли добраться из Новосибирска в Горно-Алтайск. Это было на Праздник Входа Господня в Иерусалим, в Вербное Воскресенье.
Отец Максим был человеком выдающимся во всех отношениях. И как священник и как личность. Мне много где довелось побывать и со многими людьми быть знакомым, но скажу откровенно: таких людей я больше не встречал. Это идеал настоящего пастыря. Чтобы служить в таком отдаленном месте, в сложных условиях, сознательно отказаться от благ легкой городской жизни, а тем более построить храм и собрать общину, нужно иметь талант и крепкую веру. Все это было у о.Максима. А еще у него была любовь. Большая любовь к Богу, любовь к нам, простым смертным и грешным, любовь к жизни и к окружающей природе.
Священник и паства. Фото из личного архива В. Шломы
Новый настоятель
После кончины отца Максима настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» в Артыбаше был назначен иерей Роман Бородин. Он был рукоположен в священники четыре года назад в Покровском кафедральном соборе города Барнаула. Здесь когда-то принял духовный сан и отец Максим. Правда, священником он стал в уже зрелом возрасте — в 51 год.
Отцу Роман 26 лет. Но несмотря на молодость, ему уже довелось самостоятельно служить в нескольких храмах, в том числе в должности настоятеля, заниматься организацией приходов и строительством.
После рукоположения о. Роман поначалу служил в Покровском соборе, затем его направили в п. Южный в пригороде Барнаула. Вскоре после рукоположения он был назначен настоятелем строящегося храма Преображения Господня в п. Борзовая Заимка. После перевода в Горно-Алтайскую епархию о. Роман служил в селах Шебалино, Мьюта и Черга. В последнее время батюшка также нес послушание в Свято-Макарьевском храме в Горно-Алтайске.
«Мама рассказывала, что у нас в роду до революции был священник, но я целенаправленно не стремился к духовному служению. Как-то все само собой произошло. Господь призвал на служение. Крещен был с детства, но в юношеском возрасте, как и многие, не хотел ходить в храм, стремился к друзьям, веселым компаниям. Но со временем стал проникаться богослужением и по воскресным и праздничным дням всегда приходил в храм.
Прочитав объявление, что в хор требуются певчие, сразу откликнулся, потому что люблю петь и в детстве играл на скрипке. Какое-то время пел в хоре, а затем настоятель храма пригласил служить в алтаре. Буквально через полгода он благословил меня поступать в семинарию. В то время я учился в Барнаульском аграрном университете, который вскоре оставил без особого сожаления, уже поняв свое настоящее призвание», — рассказывает о себе отец Роман.
О. Роман в Покровском кафедральном соборе г. Барнаула
Новый настоятель — иерей Роман Бородин — семейный священник. С матушкой Викторией они познакомились во время учебы в Барнаульской духовной семинарии. Виктория Бородина — выпускница регентского отделения семинарии. Прихожане радуются, что в хоре, где до сих пор профессиональные певчие были только время от времени, появился свой регент. В семье Бородиных трое детей, младшего Тихона крестили уже в Артыбаше.
О. Роман с семьей в Артыбаше
Иерей Роман Бородин, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» в с. Артыбаш:
— Первый раз я служил в Артыбаше, в этом храме, в день отпевания о. Максима, в Вербное Воскресенье. Меня удивило и порадовало, что и на богослужениях Страстной недели, и на Пасху в храме молилось много народа, приходили с детьми. На ночном пасхальном богослужении было человек 70, в том числе 20 причастников. Для сельского храма это очень много. Тем более, что это даже не храм в районном центре, а обычный сельский приход. Все искренне поздравляли друг друга. По этой пасхальной радости было видно, что приход живет.
На Литургии в храме всегда причащалось много прихожан и паломников
Так сложилось, что своих детей мы крестили в тех храмах, где служили. Старшую дочь Злату — в Петропавловском храме в п. Южном по Барнаулом. Сына Николая в Шебалино, крестным тогда был прихожанин, помогавший в алтаре. Младшего, который родился 12 марта, крестили уже здесь, в Артыбаше. Тогда я еще не знал о своем назначении. Обычно крестили день на восьмой, а тут уже месяц прошел, и мы решили с матушкой не откладывать и крестить перед дорогой. Крестным Тихона был Вадим Тарасов из Кронштадта, он часто приезжал в Артыбаш к батюшке. Вадим занимается фотографией, несет послушание пономаря в храме в Кронштадте. Крестной согласилась быть дочь отца Максима — Анна. Это близкие батюшке люди, глубоко верующие, которые будут молиться за крестника.
Виктор Тарасов с о. Максимом в квартире святого праведного Иоанна Кронштадтского
На следующий день после крещения сына, вернувшись в Горно-Алтайск, узнал, что подписан указ архиепископа Горноалтайского и Чемальского Каллистрата о моем назначении в Артыбаш. Мы с семьей стали готовиться к переезду. Владыка сказал напутственные слова, что надеется на меня. Это очень ответственно, нужно постараться оправдать доверие владыки, надежды людей. Но я надеюсь, в первую очередь, не на свои силы, а на Божью помощь. Выполняя послушание, определенное архиереем, священник выполняет Волю Божию, и Господь укрепляет, дает помощь в совершаемом деле.
На каждом месте служения есть свои трудности, нужно быть к этому готовым. К примеру, в селе Мьюта, где я раньше служил, до революции был большой миссионерский стан. На территории Михаило-Архангельского храма находятся захоронения миссионеров. При этом там очень мало прихожан — буквально 3−5 человек, которые регулярно ходят на службу.
В Артыбаше отец Максим не только смог построить и благоукрасить храм и воскресную школу, каких даже в городе не везде встретишь, ему удалось собрать в небольшом селе приход. Уже на похоронах батюшки было видно единство прихода. Женщины всю ночь готовили, местные жители принимали людей, приехавших из разных городов проститься с батюшкой. Несмотря на скорбь, все держались вместе и старались помочь.
Отец Максим служил в Турочакском районе почти четверть века, его все знали и любили. Конечно, никто не заменит духовного отца. Но нужно хоть в какой-то мере продолжить дело батюшки, чтобы люди по-прежнему, приходя в храм, находили радость и утешение, стремились к Богу.
Заупокойная служба на могиле о. Максима
«Все сделано грамотно, добротно. Остались мелочи, которые батюшка просто не успел сделать. Если Господь сподобит, со временем сделаем отмостку вокруг храма, выложим тротуарной плиткой, разобьем газоны», — говорит отец Роман, по первой специальности он — архитектор-техник.
Иерей Роман Бородин, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» в с. Артыбаш:
— Настоятель должен разбираться в строительных и хозяйственных работах, без этого никуда. Зачастую в отдаленных сельских приходах, где нет ни денег, ни людей, ни помощников, приходится все делать своими руками. У меня именно так все и было. Помогает первая светская специальность, полученная в Барнаульском строительном колледже.
Да, у отца Максима были помощники, благодетели, но он и сам в первую очередь, положил много трудов. Здесь все построено его страданиями … (поправляется) стараниями. Да и страданиями, ничего просто так не дается. Человеком он был необыкновенно деятельным и энергичным, в нем чувствовалась сила духа. Мы, священники в несколько раз его моложе, заряжались от него оптимизмом и жизнелюбием. Он умел шуткой, советом ободрить, поддержать.
Я обычно, когда видел отца Максима, говорил дочке: «Смотри, Злата, дед Мороз идет! У батюшки была пышная белая борода и добродушное лицо. На это, улыбаясь, он отвечал: «Зачем ты вводишь ребенка в заблуждение? Как ты объяснишь ей, что Дед Мороз в черном — у него что, Снегурочка умерла?» У него всегда на все шутка находилась. Таким образом, он всех подбадривал, поддерживал.
О. Роман с дочкой Златой и прихожанами храма в с. Мьюта. Фото с сайта altay-seminary.ru
Меня всегда удивляло, как отцу Максиму удавалось находить со всеми общий язык, сохранять мирные, добрые отношения. Сейчас к священникам в принципе относятся предвзято, с недоверием. Но в больших городах не так приковано внимание, а в селе ты всегда на виду и должен вести себя подобающим образом. И даже если священник не подает повод, все равно найдутся злые языки, которые будут осуждать. Не каждый может такое понести. Тем более дорогого стоит уважение и любовь, с которыми все относились к отцу Максиму — не только прихожане и верующие люди, но все жители района, власти. При этом он мог быть строгим и подчас жестким, но зла на него никто не держал, потому что чувствовали его заботу и любовь ко всем.
Быть в мире со всеми людьми, принимать все как должное, не унывать в трудных ситуациях. Как священнику и человеку, хотелось бы прежде всего научиться именно этим качествам, такой любви к людям, к своему служению, к жизни.