храм мамоново московская область

Храм Георгия Победоносца в Мамоново

храм мамоново московская область

храм мамоново московская область

храм мамоново московская область

храм мамоново московская область

Множество величественных каменных храмов украшают Русскую Землю, превращая ее в единый Божий Храм. Однако трудно найти даже в столице храм или собор, на месте которого не стояла бы прежде скромная деревянная церковь.
Показать полностью.
Наш небольшой деревянный храм, построенный по образу и подобию древних церквей Северной Руси и освященный во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца, построен в 2001 году мастерами из древнего Владимира.
Расположен он недалеко от подмосковного села Мамоново, в тихом живописном уголке – хотя совсем недалеко от него – всего в нескольких километрах – шумит МКАД.

Приход наш относится к Видновскому благочинию Московской Епархии.

храм мамоново московская область

Храм Георгия Победоносца в Мамоново запись закреплена

храм мамоново московская область

Храм Георгия Победоносца в Мамоново запись закреплена

храм мамоново московская область

Храм Георгия Победоносца в Мамоново запись закреплена

храм мамоново московская область

Храм Георгия Победоносца в Мамоново запись закреплена

храм мамоново московская область

Храм Георгия Победоносца в Мамоново запись закреплена

26 сентября Неделя 14-я по Пятидесятнице, перед Воздвижением. Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее). Предпразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

В этот день вспоминается торжество по случаю освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме, сооруженного равноапостольным Константином Великим и его матерью равноапостольной царицей Еленой.
Показать полностью.

Этот праздник в народе называется Воскресением Словущим и означает, что он, в отличие от самого праздника Светлого Христова Воскресения (Пасхи), слывет (т. е. считается) Воскресением и относится именно к освящению храма в честь Воскресения Христова.

Интересна история сооружения этого храма. После крестной смерти Спасителя священное место Его страданий долго попиралось язычниками. Когда римский император Тит в 70 году завоевал Иерусалим, он разорил город и разрушил храм Соломона на горе Мориа, не оставив камня на камне, как это предсказал еще Господь Иисус Христос в беседе с учениками (Мк.13:1-2). Позднее ревностный язычник император Адриан (117–138) построил на месте разоренного Титом Иерусалима новый город, который назвал своим именем – Елий-Адриан и запретил называть город прежним именем.

Святой Гроб Господень он приказал засыпать землей и камнями и на том месте поставил идола, а на Голгофе, где был распят Спаситель, в 119 году возвел храм, посвященный Венере. Перед ее статуей приносились жертвы и совершались языческие обряды, сопровождавшиеся блудодеянием.

В Вифлееме, на месте, где родился Спаситель от Пречистой Девы, нечестивый царь поставил идола Адониса. Все это он делал намеренно, чтобы люди совершенно забыли о Христе и никогда более не вспоминали мест, где Он жил, учил, пострадал и воскрес во славе.

Когда на царство вступил равноапостольный Константин Великий (306–337), первый из римских императоров, признавший христианскую религию, он вместе со своей благочестивой матерью царицей Еленой решил обновить Иерусалим и на месте страдания и Воскресения Господа Иисуса Христа воздвигнуть новый храм, очистить от скверных языческих культов места, связанные с памятью Спасителя и вновь все их освятить.

Благоверная царица Елена отправилась в Иерусалим с большим количеством золота, а равноапостольный Константин Великий написал письмо Патриарху Макарию I (313–323), в котором просил его содействовать святому делу обновления христианских святынь.

Прибыв в Иерусалим, святая царица Елена уничтожила все идольские капища, очистила город от языческих идолов и освятила осквернявшиеся места.

Она горела желанием отыскать Крест Господа нашего Иисуса Христа и приказала раскопать место, где стоял храм Венеры. Там был обнаружен засыпанный Гроб Господень и Лобное место, неподалеку от которого были найдены три креста и гвозди.

Чтобы определить, который из трех крестов принадлежал Спасителю, Патриарх Макарий повелел возлагать кресты по очереди на усопшего, которого несли мимо к месту погребения. Как только Крест Христов коснулся умершего, он тотчас ожил. В величайшей радости благоверная царица Елена и Патриарх Макарий высоко подняли Животворящий Крест и показали его стоявшему народу.

Святая царица приказала немедленно начать строить большой храм, который включал бы в свои стены место распятия Спасителя – Голгофу и Гроб Господень, находившиеся на небольшом расстоянии друг от друга, как об этом пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: «На том месте, где Он был распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен; там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко» (Ин.19:41-42).

Храм Воскресения строился 10 лет, и святая царица Елена не дожила до завершения строительства. Возвратившись в Константинополь, она преставилась в 327 году.

За время своего пребывания в Иерусалиме благоверная царица построила храмы в Вифлееме, на горе Елеонской, в Гефсимании и во многих других местах, связанных с жизнью Спасителя и событиями Ветхого Завета.

Окончание сооружения Новозаветного храма Воскресения Христова, названного «Мартирион» в память крестных страданий Спасителя, совпало с прохождением I Тирского собора и 30-летием царствования равноапостольного императора Константина Великого. Поэтому состоявшееся 13 сентября 335 года освящение храма Воскресения было особенно торжественным. В нем участвовали иерархи христианской Церкви из многих стран: Вифинии, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Аравии, Палестины, Египта.

На торжество обновления были приглашены отцы только что закончившегося Тирского собора. В тот же день был освящен весь город Иерусалим. Память этого знаменательного события отцы Церкви установили 26 (13) сентября

Источник

Храм Богоявления г. Мамоново

Подробная информация

О храме

Свято-Богоявленский храм г.Мамоново Калининградской области.

В самом западном городе нашей необъятной России стоит Храм Святого Богоявления. Каждый воскресный и праздничный день, под звон колоколов, вновь и вновь собирает он под своим сводом православный народ нашего городка. Но так было не всегда. И все же, как все начиналось?
Долгие годы в нашем городе не было православного храма. Верующим людям приходилось ездить в открывшийся Свято-Никольский Храм в г. Калининград. Одна наша прихожанка Мария Селина попросила настоятеля отца Аркадия, что бы в Мамоново хоть иногда приезжал священник. Первый раз в дом к Марии приехал отец Алексий. Крестили по 18- 25 человек за один раз. Все больше и больше людей стали приходить и спрашивать когда снова приедет батюшка. Решили все верующие нашего города идти к председателю Горисполкома, просить помещение для православного храма.
В то время у нас в городе стоял заброшенный бывший клуб Рыбоконсервного комбината. Когда-то он был местом активного отдыха молодежи (а весь отдых сводился к танцам, да не частым просмотрам кинофильмов).
После того, как в городе был выстроен новый Дом Культуры, это здание долгое время было бесхозным. И, тем не менее, руководство нашего города, под разными предлогами, не торопилось передавать это здание православным христианам. После долгих уговоров они разрешили проводить там службы. Для этого у бывшего директора клуба нужно было постоянно выпрашивать ключи от здания. Часто было так, что отец Димитрий Крутинь, приехавший с Багратионовска, вынужден был ждать несколько часов перед закрытой дверью, пока прихожане разыскивали хозяйку с ключами.
Случалось и так, что, не дождавшись «золотого ключика», приходилось служить Литургию у входа в ДК. Под Престол батюшка оборудовал стол, принесенный из чьей-то кухни. Прихожане стояли с иконами в руках, которые приносили из своих домов. Так незримо сам Господь настойчиво стучался в двери нашего будущего храма, и вторили ему не боящиеся косых взглядов прохожих – отец Димитрий со своей матушкой и детками, а так же наши первые самые стойкие прихожанки.
И вот после долгих уговоров горсовет отдал здание бывшего клуба в аренду под православный храм. Так же в 1991 году был официально зарегистрирован Православный приход в г. Мамоново. Шли дни, крещеных людей в Мамоново становилось все больше и больше, увеличивалось и число прихожан нашего храма, но сильных рук для его устроения требовалось еще больше. Отец Димитрий обращался к молодым прихожанам с просьбой о помощи. И новообращенные христиане, едва получив от священника нательный крестик, еще не проникнувшись глубокой верой, с благоговением и любовью пытались хоть как-то обустроить это здание.
Молитвами наших первых прихожан 18 августа 1992 года, в канун праздника Преображения Господня, по благословению правящего митрополита Кирилла в Мамоново был назначен настоятель нашего храма отец Матфей Ефимов – молодой, полный решимости и глубочайшей веры священник. Трудно ли быть настоятелем того, что не существует или существует в мечтах верующих бабушек? Как сделать из клуба православный храм? Со всеми этими вопросами принял отец Матфей на себя ответственность начать реконструкцию здания изнутри. Вы стены долбите, – говорил он верующим добровольцам – а не сплетни мамоновские собирайте, да Господу молитесь, что бы принял Он труд ваш, как жертву не напрасную. Работать было практически некому, но из тех немногих прихожан наш первый настоятель впервые собрал организованное стадо Христово.
У каждого было свое послушание, да и послушаниям приходилось учить. Первыми пономарями (алтарниками) у нас были женщины. Не было тогда на нашем приходе ни одного юноши или мужчины, который мог бы помогать священнику. Вот и пришлось нашим бабушкам учиться новому послушанию. Наши прихожане не переставали обращаться в горсовет с просьбой о полной передаче здания. И вот, наконец, Господь услышал их молитвы и на очередном заседании внесли в повестку дня вопрос о безвозмездной передаче бывшего здания ДК Мамоновскому Православному приходу на постоянное пользование. Решение было принято единогласно. Вот таким чудесным образом были получены документы подтверждающие принадлежность здания Православному приходу г. Мамоново.
Нам, к сожалению, не известно в какой точно день совершалась у нас первая Божественная Литургия, но годы спустя 5 декабря 1994 года на Архиерейской службе с митрополитом Кириллом, сам Господь возвестил великим звоном небесным, заменившим отсутствующую колокольню, начало новой эпохи в жизни нашего города – в нем теперь есть Церковь! Сейчас уже не многие помнят, как после крестного хода прихожане собрались в храме и сильные раскаты грома в этот зимний день как будто ударили по самой крыше. В тот момент не было страха, а только восторг и ликование от чудесного Божьего благоволения. В 1996 году отец Матфей принял монашеский постриг с именем Корнилий и был переведен в город Калининград.
Настоятелем нашего храма был назначен отец Евгений Зацепин. Под руководством батюшки продолжалось восстановление нашего храма. Добились разрешения установить колокола и наши первые не опытные звонари стали собирать верующих на службу Благовестом.
Прихожане кто, чем мог, помогали благоукрашать наш храм. Средств на это катастрофически не хватало. В то время можно было часто увидеть наших прихожанок ходящими по домам с ящичком для пожертвований. Люди реагировали по разному, кто-то ругался, а кто с удовольствием делился и деньгами, и иконами, оставшимися от покойных бабушек.
Одна прихожанка принесла старинную икону Крещение Господне, хранившуюся у нее дома. Сейчас это наша храмовая икона.
В приспособленном здании алтарь был расположен на запад, по-другому никак не получалось его переделать. Многие прихожане возмущались, что это не правильно, но изменить расположение было на тот момент невозможно. Но нет ничего невозможного для Господа. В 2000 году в нашем храме случился пожар. Замкнула старая немецкая проводка и начала гореть крыша, постепенно огонь перекидывался на все здание. В храме никого не было и молодые люди, которые просто отдыхали в сквере возле храма, не задумываясь кинулись в горевшее здание и начали выносить от туда иконы. К приезду пожарных почти вся крыша сгорела. После пожара помещение было непригодно для Богослужений и отец Евгений принял решение оборудовать подвальное помещение, что бы не оставлять прихожан без Литургии. Был сделан иконостас, оборудован Алтарь и почти 2 года службы проходили в подвальном помещении, которое периодически затапливалось грунтовыми водами и часто перед службой, да и во время ее, послушникам приходилось собирать воду, что бы можно было закончить Литургию. Денег на восстановление храма не было и опять прихожане со своим настоятелем не переставали просить Бога о помощи.
В нашем городе жила одинокая пожилая женщина звали ее Валентина, мужа она похоронила, а близких родственников у нее не было. Она очень болела и не могла сама себя обслуживать. Наши прихожанки стали ухаживать за этой женщиной, по очереди дежурили у её кровати, когда ей было совсем плохо. В 2001 году раба Божия Валентина преставилась ко Господу. После смерти она завещала свою квартиру приходу Свято-Богоявленского храма. Отпевали ее в нашем сгоревшем храме. После продажи квартиры рабы Божьей Валентины у нас появилась возможность отремонтировать наше здание. Был перенесен Алтарь на Восток, сделан новый иконостас, отремонтирована полностью крыша. Вот так Божиим промыслом мы перестроили и благоукрасили наш храм.
А на могилке рабы Божией Валентины стоит православный Крест и памятник с надписью: «Ты всегда останешься в нашей молитвенной памяти. От благодарных прихожан прихода Святого Богоявления.»
С 2005 года настоятелем нашего храма является отец Вячеслав Эрленбуш. За это время в нашем храме многое изменилось: отремонтировали фасад здания, заменили окна. В храме появилось много новых икон. А главное – это то, что наш приход очень помолодел. На каждой Литургии перед Причастием в нашем храме очень много деток разного возраста. Специально для них батюшка поставил специальный маленький подсвечник, на который детки без посторонней помощи могут поставить свечечку. Рядом висит икона «Благословение детей», к которой они тоже могут сами приложиться. Я думаю это и есть яркое свидетельство того, что старания наших первых настоятелей и прихожанок не прошли даром. Именно благодаря им сохранилась в дни лихолетий вера Православная. А множество деток в храме, еще одно доказательство того, что наш приход продолжает существовать. Все чаще и чаще можно увидеть семейные пары, которые когда-то приходили в это здание танцевать, а теперь они стоят в нашем храме в венцах и после венчания молятся на службах вместе со своими вторыми половинками.
Таким образом, с Божьей помощью в нашем городе появился православный храм – дом Бога на Земле. Теперь каждый желающий может прийти в нашу церковь, помолиться и получить духовное окормление.

Источник

Мамоновское кладбище Помосковье.

Полный список кладбищ Москвы и Прикрепленных к Москве, цены на услуги, адреса, телефоны, схемы проезда представлены на нашем сайте.

Кладбища Москвы и ближайшего Подмосковья, относящиеся к Московской области, с возможностью оформления захоронений как в родственную могилу, так и с предоставлением нового места. Заказать комплекс ритуальных услуг с предоставлением места на кладбищах Москвы и Подмосковья, можно у нашего специалиста Тел. 8(495) 943-00-90. Также оказывается помощь в организации поминальной трапезы. Бесплатная организация поминок в кафе Вашего района. Поминки в кафе без посредников.

В стоимость участка входят услуги по захоронению: рытьё могилы, опускание гроба (урны), формирование могильного холма, установка креста у подножья или трафарета (таблички с надписью на шесте), устройство венков и корзин на могиле, укладка живых цветов и намогильных композиций. При покупке сервисных участков (с возможностью выбора места) дополнительно включена услуга «перенос гроба».

Все денежные средства Вы оплачиваете в кассу кладбища, получаете именные документы на приобретение участка для захоронения, собственником которого становитесь.


Мамоновское кладбище Подмосковья.

Рядом с ЮАО города Москвы

Адрес: Московская область, Ленинский район, д. Мамоново Проехать: От м. «Домодедовская» автобус: № 356к, 12 ост. Мамоновское кладбище. Далее 2 мин. пешком.

храм мамоново московская область

1. захоронение урной в землю

предоставляется благоустроенный участок 0.8*1.1 цена по наличию

2. захоронение гробом, урной в родственную могилу

3. установка памятников из гранита, мрамора, гранитополимера, полиграмм цена 30 % от стоимости памятника

Памятники, надмогильные и мемориальные сооружения устанавливаются строго по границе участка захоронения, все части выступающие или нависающие считаются нарушением геометрии. Все сооружения подлежат согласованию и регистрации в «Книге регистрации установки надгробий» в администрации кладбища. В удостоверение ответственного за могилу вносится данные о сооружении. В зимний период установка не допускается.

храм мамоново московская область

храм мамоново московская область

храм мамоново московская область

храм мамоново московская область

вызов техника для оценки надлежащего состояния захоронения производиться бесплатно

Доставка венков на похороны от родственников, близких, знакомых с именными лентами. Для заказа веночной продукции обращаться по телефону +7495-943-00-90.

ВЫБРАТЬ ВЕНКИ НА ПОХОРОНЫ С ДОСТАВКОЙ НА МАМОНОВСКОЕ КЛАДБИЩЕ

Церковь Георгия Победоносца в Мамоново.

Адрес Храма: Московская область, Ленинский район, деревня Мамоново

Проезд до Храма: От м. «Домодедовская» автобус: № 356к, 12 ост. Мамоновское кладбище. Далее 2 мин. пешком.

Схема проезда до Мамоновского кладбища.

Организация похорон – ответственное мероприятие, организовать которое под силу не каждому. (495)943-00-90 круглосуточно

Источник

Храм Илии Пророка с. Мамонтово

Официальный приходской сайт

Храм Илии Пророка с. Мамонтово

храм мамоново московская область

Престольный праздник — прор. Илии (2 августа)

Настоятель — протоиерей Евгений Сергеевич Жемчугин, 1952

Приделы
Покрова Божией Матери (14 октября)
свт. Николая (19 декабря, 22 мая)

Из истории
В начале ХVII столетия в дворцовой Куньевской волости на погосте Муравьищи находился «исстари построенный» храм во имя пророка Илии. В 1734 г. «велено вместо сгорелой построить вновь» деревянную церковь с тем же престолом.

В Муравьищах была и деревянная церковь святого великомученика Георгия, построенная в 1758 г.; богослужения в ней прекратились в 1921 г. Рядом с Ильинским погостом на Муравьищах образовалась деревня Мамонтово. Постепенно деревня слилась с погостом.

Каменный храм во имя пророка Илии построен в 1820 г. на пожертвования прихожан. В нем устроены приделы в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святителя Николая. Здание и внутреннее убранство храма с высоким иконостасом величественны и очень красивы. В 1908 г. в главном алтаре сооружены из плит белого мрамора престол и жертвенник, в память усопших братьев Казанцевых, вероятно, бывших жертвователями храма.

Ильинский храм некоторое время был закрыт, богослужения возобновились в 1940-е гг.

При Ильинском храме есть часовня в честь Преполовения Пятидесятницы в селе Мамонтово, часовня великомученика Георгия в селе Тимково и часовня святых апостолов Петра и Павла в селе Следово.

В храме имеются чтимые иконы: Казанская и великомученика Георгия.

На берегу реки Шерны, напротив алтаря — святой источник, забивший, по преданию, там, где молился преподобный Сергий Радонежский, проходивший через эти места.

Источник

храм мамоново московская областьmasterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

храм мамоново московская область

Зачастую разглядываешь «заморские» достопримечательности, восторгаешься ими и не знаешь, что в своей стране есть не менее интересные, красивые и ценные памятники архитектуры. Вот смотрите например:

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы Подольского района Московской области является одним из самых неординарных памятников церковного зодчества рубежа XVII–XVIII вв. Ни один другой подмосковный храм не является столь загадочным, как этот. Нам доподлинно неизвестны ни автор этого шедевра, ни мастера, трудившиеся здесь. С уверенностью можно сказать лишь, что над созданием храма в Дубровицах трудились как иноземные, так и русские мастера.

Давайте узнаем подробнее об этом памятнике архитектуры …

Строительство Знаменской церкви относится к временам, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. В 1689 г. он был оклеветан перед царем и тот повелел ему удалиться к себе в деревню. Гнев государя прошел довольно быстро, и уже в 1690 г. Борис Алексеевич был вызван в Москву и ему пожаловано боярское достоинство. Считается, что именно в знак примирения с Петром I князь и решил воздвигнуть новый белокаменный храм в Дубровицах.

Первоначально на месте Знаменской церкви стоял деревянный храм во имя пророка Илии. Он была возведен в 1662 г., а в 1690 г. перенесен в соседнюю с Дубровицами деревню Лемешево.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строилась из местного белого камня, повсюду встречающегося в Подольском крае. Этот материал, с одной стороны, легок в обработке, а с другой – достаточно прочен для проработки тонких деталей, таких, как мелкая резьба декоративного убранства храма.

Не остается сомнений, что строительство храма было закончено к 1699 г., а может быть, даже и раньше. Однако до ее освящения прошло еще пять лет. Вероятно, это было вызвано намерением князя Б. А. Голицына пригласить в Дубровицы на освящение Знаменской церкви Петра I, что было невозможно до 1704 г., т. к. государь в это время почти не посещал Москву. Но, прежде всего, князь должен был получить разрешение на освящение столь необычного храма, построенного в стиле барокко и украшенного на европейский манер, у Патриарха Адриана. Возможно, что в процессе строительства в первоначальный план были внесены изменения, и еще несколько лет потребовалось мастерам для сооружения белокаменной галереи храма.

После смерти Патриарха Адриана местоблюстителем Московского Патриаршего Престола стал митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). 11 (старый стиль) февраля 1704 г. местоблюститель освятил новую церковь в Дубровицах. На богослужении в этот день присутствовали сам царь Петра I и его сын царевич Алексей. Торжества по этому поводу продолжались целую неделю и на них пригласили всех местных жителей. После этого Петр I, видимо, Дубровицы уже не посещал.

В плане церковь представляет собой центрическое сооружение: равноконечный крест с закругленными лопастями. Высота храма с куполом –около 42, 3 м. Вокруг храма, повторяя контур его плана, идет узкая галерея, возвышающаяся над землей на десять ступеней и огороженная высоким парапетом. Цоколь здания и парапет покрыты целой сетью орнамента.

Весь храм обильно украшен круглой белокаменной скульптурой – вещь небывалая для того времени. Около западных дверей помещены фигуры двух святителей: Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Статуя святителя Василия Великого расположена над западной дверью храма. Скульптуры изображают высоких старцев, одетых в мантии.

Во входящих углах цоколя установлены изваяния четырех евангелистов, у основания восьмигранной башни – фигуры восьми апостолов, кроме того, фасад украшен множеством различных изображений Ангелов.

Интерьер Дубровицкого храма также имеет обильное скульптурное убранство. Рельефные композиции занимают значительную часть пространства. Сюжеты скульптур, сделанных в технике стукко, очень разнообразны, но их объединяет одно: все они выполнены по библейским мотивам и расположены в определенной системе. Скульптуры изготавливали на месте, используя для этого металлический каркас и основу, состоящую из битого кирпича и известкового раствора. Основа обмазывалась специальной смесью, затем по сырому раствору прорезали контур и окончательно моделировали фигуры.

храм мамоново московская область

Самой крупной скульптурной композицией в интерьере церкви является «Распятие» – центральный сюжет в цикле «Страсти Господни». Справа от «Распятия» сделана надпись, на которую указывают два сидящих Ангела. Подобные тексты сопровождают и другие сцены и расположены в картушах, украшенных раковиной, акантовыми листьями и гирляндами. Изначально надписи были сделаны на латинском языке, но при реставрации XIX в. их по требованию митрополита Московского Филарета (Дроздова) заменили церковнославянскими цитатами из Евангелия. При реставрационных работах, проводившихся в 2004 г., латинские тексты были восстановлены в своем первоначальном виде.

В северо-западном пилоне храма находится небольшая дверка, ведущая к лестнице на двухъярусные хоры, занимающие весь верх западного выступа. Каменная лестница из пилона приводит к нижнему ярусу, который представляет собой балкон, повторяющий контур стены западного притвора церкви. Легкие резные столбики поддерживают второй ярус хоров, имеющий вид мостика. Именно здесь во время освящения церкви в 1704 г. молился Петр I. Замечательна резьба иконостаса и двухъярусных хоров.

Иконы прекрасно гармонируют с резной частью иконостаса. Их создание приписывают мастерам Оружейной палаты Московского Кремля. Несомненно, что образа, как и убранство храма, испытали влияние западноевропейской иконографии.

Реставрация храма 1848–1850 гг. была поручена академику Федору Федоровичу Рихтеру. На работах в Дубровицах было задействовано до 300 мастеров.

В 1781 году у задолжавшего крупную сумму поручика Сергея Голицына усадьбу купил Григорий Александрович Потемкин (1739-1791). Но вскоре это имение захотела приобрести сама Екатерина II, побывавшая в Дубровицах на обратном пути из Крыма 23 июня 1787 года. Не для себя приметила Екатерина II Дубровицы. Среди сопровождавших ее лиц был новый фаворит, флигель-адъютант Александр Матвеевич Дмитриев-Мамонов (1758-1803), которого хотелось отличить особой милостью, даже за счет верного Потемкина.

С декабря 1788 года владельцем усадьбы становится Дмитриев-Мамонов. Свою службу он, как и большинство дворянских детей того времени, начал в гвардии и в скором времени стал адъютантом Потемкина, который и представил Александра императрице. Мамонов очаровал ее. По свидетельству современников, юноша был умен, образован, честен, скромен, хорошо воспитан и практически все относились к нему с большой симпатией. Мамонов — единственный среди екатерининских фаворитов, который не пользовался своим влиянием для сведения личных счетов. Милости сыпались на него непрерывно. Он стал камергером, генерал-адъютантом, кавалером различных орденов и, наконец, графом Священной Римской империи. Молодой граф почти не вмешивался в государственные дела, ограничиваясь участием в литературном придворном кружке Екатерины.

Но благоденствие длилось недолго. Причиной разрыва с Екатериной послужила любовь фаворита к фрейлине императрицы княжне Дарье Федоровне Щербатовой (1762-1802), внучке знаменитого князя Александра Бековича-Черкасского. Она была моложе Екатерины на 33 года. Императрица в этой сложной ситуации вела себя достойно: сперва долго плакала, запершись ото всех, а потом, как видно, взяла себя в руки и закрепила за Мамоновым все свои дары. Затем устроила молодым пышную свадьбу, сама убирала невесту к венцу. Бракосочетание состоялось 1 июня 1789 года.

Вскоре супруги уехали в Москву, пообещав никогда не появляться при дворе. Их брак оказался неудачным. Граф вскоре вышел в отставку и безвыездно жил то в Москве, то в Дубровицах, посвятив себя воспитанию сына Матвея. Новый хозяин задумал и осуществил капитальную перестройку фасадов и интерьера главного дома в соответствии с новой модой на усадебное строительство.

Храм, занимавший ранее центральное положение, с XVIII века отступает на второй план, подчиняясь главному дому в композиционном и художественном отношении. Мода на барочное оформление уходит в прошлое. Новые дворцы строят уже в стиле классицизма. Перестроить дом полностью было трудно, поэтому решили только заменить внешнее оформление. Центральная часть здания с южной стороны была украшена шестиколонным портиком. К главному входу теперь вела широкая белокаменная лестница, перила которой и лоджии оформлены решеткой в стиле ампир. На высоких каменных тумбах установлены два мраморных льва. Неизвестным архитектором к торцам главного дома пристроены открытые (позже они были закрыты и остеклены) широкие террасы. Наиболее эффектной их частью стали торцовые белокаменные крыльца с циркульными лестницами.

У центрального входа во дворец разбили цветник и установили фонтан. Со стороны реки Десны здание получило основное украшение — террасу-полуротонду с десятью колоннами коринфского ордера.

В конце XVIII столетия в Дубровицах появилась еще одна композиционная ось: в западной части усадьбы разбили регулярный липовый парк, отделяющий дворцовую зону от комплекса служебных построек.

Значительные перестройки проведены также в интерьере дворца. Маленькие комнаты исчезли, вместо них появились анфилады больших комнат, ведущих к центральному залу (площадь около 200 м2), имеющему вытянутую форму. Чтобы придать вытянутому залу более овальный вид, его стены расписали от пола до потолка особым приемом — перспективной живописью пейзажно-архитектурного типа: повторяющиеся изображения многоплановой перспективы готических архитектурных мотивов (аркад, лоджий, декоративных композиций). Розовые тона глубокой перспективы переходят в коричневые, которыми окрашены колонны ближнего плана. На колоннах изображены повторяющиеся рисунки гербов, один из которых принадлежит роду графов Дмитриевых-Мамоновых. Роспись зала восстановлена в 1968-1970 годах. Сейчас это зал заседаний ученого совета Всероссийского научно-исследовательского института животноводства.

Александр Матвеевич Дмитриев-Мамонов, единственный из фаворитов Екатерины II, сумел сохранить добрые отношения с цесаревичем Павлом и по восшествии последнего на престол, в день коронации 5 апреля 1797 года, получил графское достоинство Российской империи. Умер граф внезапно в 1803 году и похоронен в Донском монастыре в Москве.

Наследником Дубровиц становится сын Мамонова — Матвей (1790-1863), которому в ту пору было всего 13 лет. Воспитанием внука занимался дед, Матвей Васильевич. Вскоре молодой человек получил чин камер-юнкера, а еще некоторое время спустя при помощи дальнего родственника — поэта И. И. Дмитриева — двадцатилетний граф стал обер-прокурором одного из сенатских департаментов. Служба, впрочем, Матвея Александровича мало интересовала, и он начал заниматься историей.

С началом войны 1812 года граф вступил на военную службу, принимал участие в сражениях при Бородине, Тарутине, Малоярославце и, что самое главное, на свои средства сформировал полк, получивший официальное название «Московский казачий графа Дмитриева-Мамонова полк». В него записались добровольцами В. А. Жуковский, П. А. Вяземский и другие известные люди.

Во время Тарутинского маневра небольшой отряд наших войск переправился через Пахру и остановился в Дубровицах. Вот как об этом вспоминает генерал Николай Николаевич Муравьев (1794-1866): «В Дубровицах, в усадьбе графа Мамонова, в коей мы задержались с 3 по 6 сентября, управитель Алексей… охотно угощал проезжих офицеров завтраками. Нам повезло, и было время отлучиться, и мы вполне воспользовались его гостеприимством, где порядочно отдохнули, так как спали спокойно, хорошо обедали и ходили в баню, отчего больным ногам моим сделалось легче».

В Дубровицах побывали и французы. Небольшой отряд конницы Мюрата покинул Дубровицы 10 октября 1812 года, ограбив и спалив близлежащие деревни.

Хозяин же Дубровиц Матвей Александрович 21 декабря 1812 года был награжден золотой саблей «За храбрость», а в марте следующего года назначен шефом своего полка и произведен в генерал-майоры. В 1816 году он вышел в отставку, а с 1817 года окончательно поселился в Дубровицах. Здесь начинается «история» основанной Матвеем Александровичем тайной организации — «Ордена русских рыцарей». Граф сам писал ее устав — «Краткое наставление русским рыцарям» и консультировался по этому вопросу с М. Ф. Орловым и М. Н. Новиковым.

В документе, выработанном Орловым и Мамоновым, наряду с «упразднением рабства в России» предлагалось пожаловать «наследственным пэрам», то есть «русским рыцарям», крепости («фортеции»), поместья и земли.

Идея фортеции как резиденции «пэра» занимала Дмитриева-Мамонова не меньше, чем размышления об осуществлении демократических, республиканских преобразований. Она отразилась в развернувшемся в Дубровицах строительстве. По заказу Дмитриева-Мамонова вокруг его поместья, включая главный дом, регулярный парк, хозяйственные постройки и конный двор, была выстроена протяженная каменная ограда со средневековыми зубцами, придававшими усадьбе вид замка.

Выполнявший этот необычный заказ архитектор не установлен. Не исключено, что проект разработал сам граф, знавший фортификацию и хорошо разбиравшийся в чертежах. Стену, не представлявшую архитектурной ценности, окончательно разобрали в 1930-х годах.

Желание Мамонова окружить все ореолом тайны не могло не беспокоить правительство. Поводом для ареста послужило избиение графом камердинера, в котором он заподозрил агента, осведомляющего Московского генерал-губернатора князя Д. В. Голицына. В июле 1825 года связанного Мамонова доставили в Москву, где он оказал бурное сопротивление полиции. В сформированную по указанию Голицына медицинскую комиссию вошли четыре врача, которые должны были официально засвидетелствовать сумасшествие графа. Знаменитый московский медик Ф. П. Гааз, осмотрев «больного», отказался дать свое заключение о болезни графа. Однако Мамонова стали «лечить». Его лечение носило изуверский, принудительный характер. От него требовали повиновения властям. Наконец, после отказа графа в 1826 году присягнуть новому императору Николаю I он официально был объявлен сумасшедшим, и над ним установили опеку.

Через несколько лет Дмитриев-Мамонов смирился со своим положением. Почти четыре десятилетия, вплоть до своей кончины 11 июня 1863 года, граф жил в имении Васильевское на Воробьевых горах, которое москвичи назвали «Мамоновой дачей». Похоронен М. А. Дмитриев-Мамонов на территории Донского монастыря рядом с могилами отца, матери и деда.

В период нахождения графа под арестом в Москве была предпринята первая реставрация храма в Дубровицах (1848-1850), которую возглавил академик архитектуры Федор Федорович Рихтер (1808-1868). Архитектор получил классическое образование в Петербургской академии художеств, прошел хорошую школу у О. Монферрана на строительстве Исаакиевского собора.

После реставрации «… его (храм) нельзя уже узнать, — пишет в своей книге «Обновление храма Знамения Пресвятые Богородицы в селе Дубровицы Московского уезда» директор кремлевской Оружейной палаты А. Ф. Вельтман, — золотой крест и золотая корона купола снова ярко отражают свет дня и ночи; узорчатые стены ее, все наружные изваяния обточены, очищены резцом — нет уже ни следов времени, ни порчи — храм как будто совершенно новый, только что созданный в подражание древнему, без малейшего изменения».

Но внутри он стал богаче. Великолепной резьбы древний иконостас и хоры не могли оставаться без позолоты, желтая окраска листьев, казалось, была подготовкой под золочение; но никто не подумал об этом до восстановления храма в 1850 году.

Освящение обновленного храма совершил 27 (старый стиль) августа 1850 г. митрополит Московский Филарет. На память о посещении Дубровицкой церкви святитель оставил в ней вызолоченные серебряные умывальник и блюдо, которые использовались при совершении богослужений.

Латинские надписи и стихи под горельефными изображениями стерлись; для них время прошло; их заменили текстом из Священного Писания.

«Четыре ряда образов иконостаса и Царские двери увенчались, а клиросы и двухъ-ярусные хоры как будто обросли золотыми виноградными листьями. Лепная работа и все ваяния в высоте храма отделились и сделались более воздушными», — писал А. Ф. Вельтман.

Владельцем Дубровиц в 1864 году стал Сергей Михайлович Голицын. Он родился в 1843 году и происходил из старинного княжеского рода. Его отец, Михаил Александрович Голицын (1804-1860), дипломат, библиограф, коллекционер, подолгу жил за границей. На базе собранной им богатейшей коллекции его наследник, С. М. Голицын, 26 января 1865 года открыл в Москве на Волхонке, 14 Голицынский музей, который размещался в пяти залах второго этажа принадлежавшего ему дома. Музей стал одним из центров культурной жизни Москвы, в его залах ежегодно бывало более трех тысяч посетителей. В 1886 году голицынское собрание за 800 тысяч рублей приобрС. М. Голицын приложил немало усилий, чтобы благоустроить любимые Дубровицы. Делалось это, прежде всего, в расчете на состоятельных дачников. Со стороны реки Десны и частично вокруг усадьбы по его распоряжению была разобрана каменная стена. На плане 1915 года на месте северо-восточного флигеля обозначен птичник.

Советский период нашей истории оказался более жестоким по отношению к Дубровицким памятникам, чем время наполеоновского нашествия. В начале марта 1930 г., по сообщению газеты «Подольский рабочий», было получено разрешение на закрытие церкви в Дубровицах, а на 8 марта там намечалось снятие колоколов. Годом раньше постановлением Волостного исполнительного комитета все священно- и церковнослужители были выселены из своих домов на территории Дубровиц, их жилье и земли передали совхозу «Дубровицы». Так открывалась трагическая страница в истории этого величественного храма.

Последним настоятелем Знаменской церкви был священник Михаил Андреевич Порецкий, сосланный в 1930 г. в г. Семипалатинск, откуда он не вернулся.

В конце 1950-х гг. храм перешел в ведение Всесоюзного института животноводства, который расположился в усадьбе Дубровицы. В течение 40 лет институт вел реставрационные работы в церкви, которые, к сожалению, так и не были завершены.

С октября 1989 г. по октябрь 1990 г. верующие вели борьбу за возвращение Дубровицкого храма Русской Православной Церкви. 14 октября 1990 г. в Знаменской церкви было совершено первое богослужение. Его возглавил епископ (ныне – архиепископ) Можайский Григорий.

С того времени силами прихода в храме и на его территории ведутся реставрационные работы. В 2004 г. Знаменская церковь отмечала 300-летний юбилей своего Великого освящения. В преддверии этого события были поновлены уникальные горельефы конца XVII – начала XVIII в., отреставрированы Царские врата иконостаса, завершены работы в цоколе храма.

Особенности архитектурного убранства церкви диктовали иностранцы, что сказалось на обилии скульптуры, редко встречающейся в русском храмовом зодчестве.

Основное помещение храма — восьмерик на четверике — в соответствии с русской традицией приподнято на высоком цоколе, а на его уровне проходит открытое гульбище с четырьмя закругленными лестничными входами. Рустованный монументальный низ завершается резным карнизом, который закрывает крышу. Основания восьмигранной башни почти не видно. Оно имеет горизонтальное членение и завершается куполом, который несет золоченую корону. Весь фасад церкви, от подступеней лестниц до купола, украшен резьбой (в основном использован растительный орнамент).

Перед западным входом со стороны лестницы установлены белокаменные статуи святителей — Иоанна Богослова и Григория Златоуста, у основания восьмерика — скульптуры апостолов, во внутренних углах цокольной части — четыре евангелиста: Марк, Лука, Иоанн и Матфей.

Во внутреннем убранстве церкви выделяются лепные рельефы на евангельские темы. Высокое качество материала и профессиональная работа определили их долговечность. Хорошо сохранились двухъ-ярусные резные хоры и четырехъярусный иконостас.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *