храм мартина исповедника в архангельске вконтакте
Храм мартина исповедника в архангельске вконтакте
Не многие города Русского Севера имеют такую известность, как Архангельск с его богатой духовной культурой, традициями, историей. Душой нашего родного города, частью его духовной культуры, бесспорно, являются православные храмы. И если история России известна каждому из нас, то историю отдельного храма знают не многие. А ведь у церквей, как и у людей, – свое прошлое, теряющееся во тьме минувших лет. Поэтому так легко и хорошо в них молиться – чувствуешь единение с теми поколениями, что поверяли здесь когда-то Господу свои «нужды и печали».
К числу таких, овеянных веками, храмов, принадлежит соломбальская церковь в честь Святителя Мартина, папы Римского. Кладбищенская церковь, по виду напоминающая корабль, она пережила все “революционные бури”, неизменно оставаясь тихим и безопасным пристанищем для жаждущих спасения людей.
На рубеже XVII-XVIII веков Архангельск сыграл важную роль в истории развития русского военно-морского флота. В 1693 году Петр I заложил на острове Соломбала (в переводе с финно-угорского «мокрое, болотистое место») верфь и основал Адмиралтейство. Остров Соломбала начали активно заселять в конце ХVII века.
До середины ХVIII века на острове не было кладбища, и умерших хоронили в своих дворах. В 1749 году место для кладбища было отведено, построена первая деревянная церковь, освященная в честь святого Иакова, брата Божия (вскоре сгорела). Кладбище в Соломбале неоднократно меняло свое место, пока в начале ХIХ века не определилось на нынешней территории и 4 июня 1803 года здесь была заложена каменная церковь, близ адмиралтейских смоляных амбаров, в местности, носившей название Кривая Яма.
Случай необычный, удивительный. Кажется совершенно непонятным, почему Лазаревский храм вдруг переименовали в честь Римского папы? Но это странно лишь на первый взгляд. Ведь Римский св. Мартин, живший в седьмом веке, еще до разделения Церкви на Восточную и Западную, был мужественным защитником православия. В 649 году он созвал в Риме собор, на котором “церковное утвердил еси учение”, подвергнув осуждению распространившуюся тогда монофелитскую ересь. Именно за это по приказу императора-еретика Констанса Второго престарелого и больного Святителя Мартина арестовали, приговорили к смертной казни. Разорвав на Святителе одежды, солдаты таскали его на цепи по улицам, а затем бросили в ледяную камеру-одиночку. Он выжил лишь благодаря тому, что две добрые женщины – мать и дочь – тюремные сторожихи, просунули ему в камеру одеяло. Казнить его император все-таки не решился, и смертный приговор был заменен ссылкой в далекий Херсонес. Там и завершилась скорбная и славная жизнь папы-исповедника, принявшего страдания за веру Христову.
А переименование Лазаревского храма в его честь состоялось, как предполагается, потому, что начальником Соломбальского порта в те годы был Мартин Остович фон Дезен, крещеный в православной вере. Он ходатайствовал перед Санкт-Петербургским адмиралтейством о строительстве данной церкви, а в дальнейшем и управлял ее строительством. Церковь была переименована в честь Небесного покровителя этого человека. Храм строился по проекту адмиралтейского архитектора Петра Харлова или Харламова (в документах есть разночтения).
До 1886 г. Церковь находилась в ведении Соломбальского собора, но с 1886 г. является самостоятельным приходом. В конце XIX века при храме была создана церковно-приходская школа.
Первое церковное имущество было перенесено в храм в начале ХIХ века из предшествующей деревянной кладбищенской церкви в Соломбале. В старинных церковных описях соломбальской церкви упомянуто множество вкладчиков. Соломбальцы дарили храму иконы и целые иконостасы, оклады, церковную утварь. Среди жертвователей были не только купцы, но и солдаты, матросы, крестьяне.
В 1930-е годы церковное имущество пополнилось: в храм поступили иконы из нескольких закрытых и разрушенных церквей города Архангельска. В том числе несколько икон из Успенской, Боровской и Благовещенской церквей.
Сейчас, конечно, трудно установить, какие из икон находились здесь издавна, а какие попали сюда после разрушения соломбальских и архангельских храмов. Некоторые – очень древние. Например, образ Святителя Николая с «житием», приблизительно 17-го века. Много лет висел он в углу церкви, темный, молчаливый в своей старине. «Открытие» его состоялось три года назад. Под руками художницы-реставратора Лии из-под слоя копоти показались чудесные, написанные на золотом фоне деревья, палаты и корабли. На клеймах древнего образа – сцены из жития Святителя: спасение невинно заключенных и терпящих кораблекрушение, возвращение из неволи Агрикова сына.
И, конечно, история о «трех узельцах злата», которыми Николай-Угодник спас от нищеты и позора бедную семью. Мирно спят под одним одеяльцем три круглолицые отроковицы, не ведая, что уже приблизился к их дому Святой Николай в старинной русской монашеской одежде, неся свой тайный дар – мешочек с золотом, чтобы там, где вчера господствовали печаль и отчаяние, наутро воцарилась радость. Откуда попала в соломбальский храм эта икона – неизвестно. Может, именно это изображение Святителя Николая было подарено соломбальскому собору императором Павлом? Или оно находилось на пароходе “Святитель Николай”, что ходил из Архангельска в Суру, на родину праведного Иоанна Кронштадтского? Но перед величественной, древней этой иконой кажутся неуместными любопытные вопросы.
Слева, в малом приделе, есть образ с не менее загадочной судьбой – икона Божией Матери «Избавительница». Она была написана в 1906 году на Афоне и послана «в безмездный дар от имени Русских и других Святогорских пустынножителей” императору Николаю Второму и цесаревичу Алексею «для военного соборного храма в г. Либаве, во благословение. Российскому Балтийскому флоту и всем морским и сухопутным войскам по всему Российскому побережью Балтийского моря». Об этом мы узнали из полустертой надписи на обороте иконы. Как и о том, что написана она в память царя Александра Третьего, а также героев Крымской и Русско-японской войн. Какими судьбами афонский образ вместо Либавы оказался в Соломбале – трудно догадаться. В храм она попала, вероятно, из морского Преображенского собора.
Конечно, в соломбальской церкви много изображений северных святых. Особенно – Антония Сийского и Соловецких чудотворцев. Даже на большой иконе Божей Матери «Всех скорбящих Радосте» сбоку среди других угодников Божих помещены митрополит Филипп и преподобный Антоний Сийский.
Церковь во имя святого Мартина Исповедника является одной из величайших святынь Архангельской области. Она не только украшает собой местность, но и является душой Соломбалы, удовлетворяя духовные нужды людей. За два столетия эти древние стены видели и слышали многое. Пример российских подвижников, мучеников и исповедников может помочь нам, их потомкам, вынести все искушения времени и остаться верными Православию.
Список литературы:
Попова Л.Д. «Архангельск. Очерк истории строительства».
Монахиня Евфимия «Плывущая через века». Христианская газета Севера России «ВЕРА»-«ЭСКОМ».
«Соломбальский храм красив м благолепен.» Соснина Л., газета «Правда Севера» от 30.07.2003 г.
Официальный сайт Архангельской и Холмогорской епархии.
Кольцова Т.М. «Судьбы архангельских икон.»