храм матроны анемнясевской в рязанской области
Храм святой блаженной Матроны Анемнясевской
Храм святой блаженной Матроны Анемнясевской запись закреплена
Серафим Правдолюбов
Храм святой блаженной Матроны Анемнясевской запись закреплена
Святой великомученик и целитель Пантелеимон
(Правдолюбов Николай Анатольевич, +13.08.1941)
Священномученик Николай родился 30 апреля 1892 года в семье протоиерея Анатолия Авдеевича Правдолюбова в городе Касимове Рязанской губернии. Семья о. Анатолия (священномученик, пострадал в 1937 году) была глубоко верующей, и будущий о. Николай получил православное воспитание.
Показать полностью.
После начального образования Николай поступил в Рязанскую духовную семинарию, которую окончил в 1913 году. Осенью по возвращении в Касимов он стал преподавать в церковно-приходской школе села Селищи у протоиерея Михаила Дмитриева, который приходился ему двоюродным братом. Протоиерей Михаил тоже сподобился мученического венца — был расстрелян в 1937 году.
В 1914 году началась война, и Николай Анатольевич был призван в армию, учился в военном Алексеевском училище и с 1916 года воевал на фронте с немцами в чине подпоручика. Во время одной из атак немцев он был отравлен газом. Последствия отравления сказывались на его здоровье всю жизнь: травма была такой, что половина лица даже пот не источала. В результате этого ранения он попал в госпиталь, где в 1917 году по состоянию здоровья был демобилизован из армии и вернулся в Касимов.
После Октябрьского переворота новая богоборческая власть вскоре установилась и в Касимове. Смена власти в городе прошла относительно мирно. Самые страшные годы были впереди. Зато в окрестностях народ сопротивлялся новому режиму. В сорока верстах от Касимова, по дороге в Москву, стоит город Тума. Жители этого города несколько раз выгоняли новоявленных начальников с солдатами. В других селеньях народ спасал храмы от разорения, где-то успешно, а где даже ценой собственной жизни не мог остановить разграбления святынь.
В 1919 году Николай Анатольевич был мобилизован в ряды Красной Армии. Он был кадровым военным, а из царской армии его демобилизовали еще до переворота, и, видимо, новая власть, испытывая потребность в офицерах по образованию и воевавших, сочла возможным призвать на службу офицера старой армии. В новой армии к царскому офицеру отнеслись очень недоброжелательно. Известен такой случай: кто-то из однополчан крикнул: «Он — белый офицер! Топите его!» И будущего о. Николая стали топить. Только чудом он избежал гибели.
Его направили под Оренбург, где в составе 4-й армии он служил инженером и заведовал снабжением. После взятия Уфы направлен на юг против армии Деникина. Там он заболел тяжелым возвратным тифом и в 1921 году был демобилизован. Вернувшись в родной город, Николай Анатольевич стал начальником паспортного стола, но и здесь отношения с новой властью у него не сложились.
В 1919 году Николай Анатольевич женился на Пелагии Ивановне. У них было пятеро детей: Татьяна, Николай (умер вскоре после рождения), Алексей, Елена, Николай. Они в настоящее время живы.
20 января (старого стиля) 1922 года о. Николай был рукоположен в сан священника и назначен настоятелем храма Усекновения главы святого Иоанна Предтечи в селе Даневе Касимовского уезда Рязанской епархии, где до этого служил его отец — священномученик Анатолий. Отцу Анатолию пришлось уехать из Данева, потому что Успенский храм в Касимове оказался под угрозой закрытия, ввиду якобы аварийного состояния и отсутствия священника. В Даневе о. Николай служил пять лет.
Это было тяжелое время. Дом и храм сгорели и были отстроены заново. О гонениях того времени свидетельствует запись священномученика Николая в «Летописи о церкви», составленная им во время его служения:
«И мне, иерею недостойному, Господь Бог благословил послужить в сем святом храме. Служение началось при исключительно неблагоприятных условиях — голод, тиф, религиозный индифферентизм пасомых, нападки безбожников и сектантов.
В 1924 году Комиссией по изъятию церковных ценностей было взято из храма:
Дарохранительница серебряная позлащенная.
Потир с полным прибором серебряный позлащенный.
Крест серебряный напрестольный.
Евангелие малое серебряное.
Серебряный оклад с большого Евангелия.
Кадило серебряное.
С 1926 года стало замечаться пробуждение религиознаго сознания прихода. В сем же году предоставилась возможность на добровольные пожертвования начать ремонт храма — была покрашена крыша храма, обшиты стены и свод церковный, ремонтирована и пополнена ризница. Храм к общей радости всех верующих принял прежний благолепный вид.
В августе 1927 года, ко дню храмового праздника Усекновения главы Предтечи Христова Иоанна, возобновлен был весь иконостас, масляной краской покрашены стены и свод Предтеченского алтаря и реставрирована живопись в алтаре. Этот ремонт произведен был исключительно на добровольные пожертвования прихожан, из церковнаго ящика не было затрачено ни одной копейки.
Писал сие непосредственный заместитель протоиерея Анатолия Правдолюбова, прослуживший в сем храме с 20 января 1922 года по 20 сентября 1927 года (старого стиля), Священник НИКОЛАЙ ПРАВДОЛЮБОВ».
На утешение детям в Даневе был огромный яблочный сад, возрожденный и ухоженный священномучеником Анатолием. По рассказам дочери Татьяны, этот сад был большим подспорьем в те голодные годы.
В 1927 году храм был закрыт, и о. Николаю с семьей пришлось опять переехать в Касимов. Из-за угрозы закрытия и отсутствия священников его определили служить в Пятницкой церкви Казанского женского монастыря города Касимова. В те годы практически никто не решался принять сан священника, это означало или гонения, или гибель. Из старых священников кто находился в тюрьмах, а кто умер; продолжали служить немногие. Казанский монастырь тоже закрыли и разрушили, и о. Николай служил в Касимовской Никольской церкви вместе с о. Иаковым. Он был слепым, поэтому все требы приходилось исполнять о. Николаю. Это отнимало много времени, он очень уставал.
В те годы недалеко от Касимова в деревне Анемнясево жила Блаженная Матрона. (Блаженная Матрона была причислена к лику Всероссийских святых 22 апреля 1999 г., с прибавлением именования чина святости: «Исповедница». Следует различать св. Матрону Анемнясевскую и св. Блаженную Матрону Московскую, которая была прославлена 2 мая 1999 года и которая на двадцать лет моложе св. Матроны Анемнясевской.) В детстве она много пострадала от своих родственников и на всю жизнь осталась маленькой, почти высохшей, лежала она без движения и непрестанно молилась. За ее страдания, которые переносились без ропота, но всегда с благодарностью Богу за Его посещение, и непрестанную молитву Блаженная Матрона сподобилась дара исцеления и прозорливости. К ней стекались люди со всей рязанской земли за советом и помощью.
В 1933 г. два брата, священномученик Николай и мученик Владимир Правдолюбовы, не побоялись составить жизнеописание почитаемой всеми страдалицы, предприняли путешествие в Анемнясево, чтобы лично встретиться с Блаженной Матроной и собрать все необходимое в своей книге. Рукопись содержала также жития двух подвижников благочестия города Касимова: царевича Иакова, жившего в XVII веке, и Петра Отшельника, современника преподобного Серафима Саровского. Рукопись была снабжена фотоиллюстрациями и почти готова к печати. Для того, чтобы исправить все недостатки, рукопись давалась на прочтение не только родным, но и знакомым. Один из знакомых и отнес эту рукопись в НКВД. Летом 1935 года было заведено дело, по которому арестовали десять человек, включая и саму Блаженную Матрону.
В числе арестованных был и о. Николай. Их приговорили к разным срокам заключения. Отец Николай был осужден на пять лет. Вместе со старшим братом священноисповедником Сергием и его сыном Анатолием отбывал наказание по 1937 год на Соловках и в Медвежьегорсклаге на материке — по 1940 год. На лесоповале его тяжело ранило падающее дерево: была раздроблена скула и сдернута кожа с головы. По милости Божией о. Николай выздоровел.
После ареста о. Николая семья жила очень тяжело, на работу не брали. На дому стирали белье и рубашки, за что получали скромные средства, большим подспорьем были коза и походы в лес за грибами. У них был огород, но располагался на песчаном месте, поэтому, чтобы что-то уродилось, растения надо было обильно поливать. Вода находилась далеко, и приходилось ее таскать в ведрах на коромысле. От этого у дочери Елены сильно болела спина, что к старости привело к сгорбленности.
В 1940 году о. Николай освободился и вернулся в Касимов. По просьбе прихожан города Елатмы он три месяца исполнял обязанности псаломщика в местной церкви. После смерти священника никто не решался начать служить и стать его преемником, зная наверняка, что будет вновь арестован и расстрелян. Но храм могли закрыть, и поэтому о. Николай, уступая просьбе прихожан, обратился за советом и благословением к своей матери. Мать, Клавдия Андреевна, долго молилась и все-таки благословила на служение (а значит и на смерть) своего сына.
Отец Николай перенес много скорбей от некоего Ушакова. Еще один «доброжелатель», Кимвалов, хотел устроиться на место псаломщика в храме, а о. Николай не желал давать ему это место, потому что этот человек имел непреодолимую тягу к спиртному. Тогда он сказал о. Николаю: «Я тебе устрою!» — и стал писать жалобы и доносы на настоятеля властям.
В январе 1941 года о. Николая вновь арестовали и препроводили в Рязань. Прокурор города Рязани отправил его обратно. Суд в Касимове был назначен на 17 мая, но потом отложен до 28 июня. Должна была состояться выездная сессия Рязанского суда, но началась война и прокурор не приехал. Местный касимовский прокурор Сатаров вынес суровый приговор по статье 58, часть 2. Что конкретно инкриминировалось, сейчас трудно восстановить.
Елена, дочь о. Николая, рассказывает: «На суде против о. Николая свидетельствовала некая умалишенная женщина Маша-Курша (умалишенной она стала после того, как лжесвидетельствовала против священноисповедника Сергия Анатольевича Правдолюбова в 1935 году; кажется, у нее был сын, которого она назвала «Сталин»). И вот она на суде выступала, что-то говорила, обвиняла о. Николая, а он на все это судье ответил:
— Как вы ей можете верить, вы же видите, что она больная, просто невменяемая?!
— Нет-нет, мы верим, она ничего не больная.
— Ну, если она вменяемая, значит вы невменяемые.
И судье это очень не понравилось».
Отец Николай был отправлен в Рязанскую тюрьму. Много страдал после травм от газа и упавшего дерева.
Дочь Татьяна рассказывает: «Мы с мамой в тюрьму передачки носили, он нам из окошка махал, по ночам папу водили на допросы, а мы подговорили конвойных, и они давали нам несколько минут по дороге поговорить (тюрьма и НКВД находились в разных зданиях). Потом и это прекратилось. Мы по утрам караулили, когда его повезут в Рязань, чтобы попрощаться хоть издалека, и «прокараулили». Рано утром ему надели мешок на голову (скорее всего, это связано с тем, что о. Николая долго и сильно били до такой степени, что показывать его было нельзя), отвели на пристань, посадили на пароход и увезли. А потом мы узнали, что его убили во дворе рязанской тюрьмы 13 августа 1941 года».
24 июля 1959 года начальник отдела УКГБ при СМ СССР по Рязанской области П.Малиев не мог дать никакого ответа об отце Николае. Велел обратиться в областной суд. Там сказали и карандашом проставили на обороте прошения дату, свидетельствующую о том, что о. Николай был расстрелян 13 августа 1941 года.
Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2000 года священник Николай Анатольевич Правдолюбов причислен к лику новомучеников и исповедников, в земле Российской просиявших.
Святая Матрона Анемнясевская (Рязанская)
Хочу сегодня немного написать о своей поездке в д. Анемнясево Рязанской области. Возможно кому-то будет интересно. Я сам только недавно узнал о Матронушке и сразу решил туда съездить.
Немного о Матронушке:
«Матрёна Григорьевна Белякова родилась 6 ноября 1864 года в деревне Анемнясево Касимовского уезда Рязанской губернии. Более подробно можно почитать в интернете о житии Матроны.
Блаженная Матрона Анемнясевская сначала была прославлена как местночтимая святая Рязанской епархии, а на Юбилейном Архиерейском Соборе она была канонизирована в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Подвиг ее святости сочетает в себе как пример необычайного терпения, поста и молитвы, так и образ исповедничества.
В деревне, на месте дома, где жила святая, построена часовня, где в дни памяти святой Матроны совершаются молебны с освящением воды. По благословению епископа Касимовского и Сасовского Дионисия в 2014 году были начаты работы по строительству в деревне Анемнясево храма в честь святой блаженной исповедницы Матроны Анемнясевской. Храм строился на народные средства. 28 июля 2016 года, в день памяти равноапостольного великого князя Владимира, во Святом Крещении Василия, Преосвященный епископ Дионисий совершил Великое освящение храма и Божественную Литургию в храме в честь блаженной Матроны.»
Фото часовни, которая построена на месте, где жила Матрона.
Внутри часовни личные вещи Матронушки, фотография, и иконы, можно поставить свечку, приобрести Икону Матронушки. Там особая атмосфера, так тихо и спокойно, будто вся суета остается за дверями.
Внутри часовни есть тетрадь, где записи людей,которые Благодарят Святую за помощь. Много записей об исцелениях, о счастье рождения долгожданного ребенка и многое другое.
Невозможно описать о месте и передать все словами. Очень надеюсь, что кому-то моя запись пригодится.
Фото храма Блаженной Матроны
Житие святой Матроны из Анемнясево
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Кто такая блаженная Матрона Рязанская: биография
Икона блж. Матроны Анемнясевской
Село Анемнясево с виду не отличается среди прочих в Рязанской области, но сюда стремятся паломники со всех концов России. Именно здесь в конце XIX века родилась женщина, которую впоследствии нарекут блаженной Матроной Анемнясевской.
Ее искренняя вера в Бога, широта души и любовь к каждому человеку на земле позволила ей выдержать многие испытания в жизни. Она для многих стала проводником в православную веру и единственным спасением в, казалось бы, безвыходной ситуации.
Непростое детство Матрены Беляковой
Родилась Матрона в 1864 году 6 ноября в несчастливой и очень бедной семье. От постоянной нужды и тяжелой работы сердца родителей очерствели. Не могли они радоваться рождению детей, которых надо было кормить и одевать. Пьянство отца и горе матери все больше накаляло обстановку. Матрону родители не любили больше других детей. Почему, остается только догадываться.
Полезные материалы
А маленькой девочке хотелось радоваться жизни. Она, как и ее сверстницы, играла и бегала с ребятишками, находила себе занятия и старалась как могла помочь родителям. Но все было напрасно. Ее жизнь постоянно сопровождали упреки и ругань, иногда и побои от отца или матери.
Простые крестьяне, ее родители, Григорий и Евдокия трудились целыми днями, но еле-еле могли заработать детям на еду. Их семейство считалось одним из самых бедных в деревне. Отец выпивал все чаще и чаще и имел нехорошую репутацию.
Братьев и сестер у Матроны было много. Она была четвертым ребенком в семье. В подобных условиях жизнь ее была нелегкой.
Тяжелые последствия болезни
В совсем юном возрасте с девочкой случилось несчастье – она заболела оспой. Это заболевание тогда было довольно распространено, и лечить его толком не умели. Да и чем было лечить дочь нищим крестьянам в глухой деревне? Болезнь дала осложнение на глаза, и Матрёша ослепла.
Это увечье принесло ей много страданий. Родители и здоровых детей не знали куда пристроить, а уж больная девочка и вовсе могла стать обузой. Матрона стала заниматься младшими братьями и сестренками. Старалась как могла, но справляться было все труднее.
В десять лет девочка в очередной раз осталась одна с младшими. Она несла самую маленькую сестренку на руках, не удержала её и уронила. До смерти испугавшись, Матрёша побежала в дом, но в это время вернулась её мать. Увидев, что произошло, женщина будто обезумела.
Мать стала бить слепую дочь. Девочка кричала, отчаянно плакала, но вырваться так и не смогла. Через какое-то время Матрёша потеряла сознание и увидела Пресвятую Богородицу. Видение длилось недолго, и когда малышка очнулась, то рассказала об этом матери. Но та никак не ответила ей и продолжала избивать ребенка.
Девочка теряла сознание три раза, и все три раза к ней приходила Богородица. В последний раз она передала ей «утешительную записочку» – слова, которые Матрона запомнила на всю жизнь, но никогда никому не рассказывала. Когда избиение закончилось, Матрёша не смогла встать.
Последствия материнской жестокости были ужасны. У девочки отнялись ноги, и она так и не смогла встать до конца жизни. Теперь ее жизнь полностью зависела от близких, которым помощь убогой не доставляла никакого удовольствия. Будучи калекой в семье, она выносила еще большие обиды и поношения, нежели раньше. Побои повлияли и на физическое состояние девочки: после трагического случая в десять лет она больше не росла и всю жизнь оставалась ростом с ребенка.
Помощь и молитвы
До семнадцати лет единственным утешением Матрёши были заветные слова Царицы Небесной и молитвы. Односельчане жалели девушку и всячески сочувствовали ей. Видя, с каким смирением девушка переносит все горести, простые деревенские люди все больше уважали ее. Стали поговаривать, что она «угодна Богу» и может помочь в трудностях мирских.
Однажды к ней пришел сосед. Его сильно мучили боли в спине. Он попросил Матрону о помощи, так как ни врачи, ни знахари помочь ему были не в силах. Девушка помогла мужчине, и слава об этом случае быстро разнеслась по окрестностям.
Через некоторое время к ней пришел другой сосед. У него в семье было двенадцать детей, и он попросил Матрону помолиться за него Богу, чтобы тот не посылал ему больше детишек. Такую ораву прокормить было тяжело. Девушка и здесь не отказала, и у крестьянина с тех пор прибавления в семье не было.
Матрона Анемнясевская, фото 1930 года.
Много людей потянулось к Матроне в дом. Каждый приходил с подарком и подношением, но не шли они на благое дело. Все забирал отец и тратил на выпивку. Мать ему не препятствовала. После того как родители скончались, опекать калеку предстояло братьям и сестрам. Но и те относились к ней лишь как источнику выгоды. Даже небольшой домик, который был построен неподалеку для Матроны почитателями, сестра смогла впоследствии отсудить.
В жизни женщины наступили небольшие перемены, когда ее перенес жить к себе в дом племянник Матвей Сергеевич. Он был очень набожный человек, жил по праведному Закону Божию и не издевался на бедной тетушкой. Но это облегчение в судьбе длилось недолго. Дети Матвея Сергеевича стали старше, и их начали дразнить за то, что в их доме лежит немощная блаженная. И не только дети, но и другие близкие Матроны подвергались насмешкам и издевательствам. Особенно остро это стало ощущаться после революции 1917 года, когда набрало силу антирелигиозное движение.
Постоянные унижения со стороны окружающих ожесточили сердца детей Матвея Сергеевича, и они стали пренебрежительно относиться к своей внучатой бабушке.
Но как росло число осуждающих близких Мароны, так и росло число желающих прикоснуться к ее святости. Еще когда она жила у родителей, люди собирались очередями, чтобы подойти к ней и попросить о помощи. Женщина никому не отказывала.
После ее переезда посещения приобрели характер паломничество. С окрестных сел, деревень и областей к ней съезжались люди. Очень многим она смогла помочь. Женщина видела людей насквозь, будучи незряче физически. Иногда называла пришедшего по имени раньше, чем он обращался к ней.
Помощь ее не ограничивалась молитвами. Матрона учила, давала советы, некоторых предостерегала и корила, а, случалось, и прогоняла от себя людей. Но последнее случалось исключительно редко. Обычно не принимала блаженная праздных посетителей или тех, кто пришел к ней с греховными намерениями. Многие паломники после посещения Матроны стали глубоко верующими.
Отношение блаженной Матроны к Церкви
Все годы жизни матушки Матроны, начиная с семи лет, утешением ей служили молитвы. Еще когда она жилу у родителей, женщину часто отставляли в местной церкви, так как дома было очень тесно. Может быть, поэтому она и знала наизусть так много священных текстов. Двигаться Матрона не могла, но голос и разум у неё оставались светлыми и чистыми. Часто она пела вслух песнопения и каноны. Когда приходили к ней за помощью, она по памяти читала молитву, наиболее подходящую к беде пришедшего, или пела канон. Когда спрашивали Матрону, откуда она знает такое количество священных текстов, будучи незрячей с детства, она отвечала: «придет добрый человек и прочитает что-нибудь, а я и запомню с Божией помощью».
Особо трепетно женщина относилась к Таинствам Православной Церкви. Она не реже раза в месяц причащалась, для чего приглашала своего духовника. Этот день Матрона считала одним из счастливейших в месяце. Таинство Соборования над ней проводили пять раз за всю ее жизнь. Духовным отцом женщины был иерей Александр Орлов. Позже прославленный как новомученик.
К выполнению постов Матрона относилась очень ревностно. С момента первого исцеления она отказалась от животной пищи. Помимо пятницы и среды, ограничивала себя в еде и по понедельникам.
Блаженная и к святым местам относилась с особым почитанием. Больше всех благоговела она к Дивеевскому и Саровскому монастырям. Туда она советовала съездить тем, кто приходил к ней за помощью. Именно в этих местах, считала она, их молитвы будут услышаны. Некоторым ради исцеления говорила, чтобы они съездили к святым местам. К примеру, девушке Анне, которая в 20 лет, которая не могла двигать одной рукой и ногой, Матрёша велела отправиться в Саров и Дивеево. Анна съездила, после чего не только исцелилась, но и обрела веру в Бога.
Дивеевский женский монастырь
Матрона относилась с особым почтением к священнослужителям Православной Церкви. Но когда в первые годы революции некоторые стали звать себя священниками, а сами не имели никакого отношения к православию, она была сильно огорчена. Таких «служителей» Матрона не любила.
Однажды, одна из попечительниц Матроны Мария Ивановна Путилина пришла к блаженной и рассказала о том, как хоронила свою тетку. Чтобы старшего сына тетки выпустили из тюрьмы на похороны, она разрешила отпевать ее обновленческому архиерею. Монахини, приглашенные читать псалтырь над усопшей, покинули собор, как только там появился священнослужитель, и Марии пришлось позвать другую монашку и вместе с ней читать до выноса тела. За это монахиня получила от настоятеля монастыря епитимью.
Когда с этой историей женщина пришла к Матроне, монахини, в то время сидящие у блаженной, вышли из комнаты. Она заплакала и стала просить женщину о помощи. Матрона сказала, что не надо было читать над покойницей, если ее отпевали в обновленной церкви. Но после сжалилась над женщиной и сказала: «Ну вот, поплакала, покаялась пред Господом Богом, поговей, причастишься, на духу священнику скажешь, вот и все».
Матрона относилась к своим немощам с великим смирением. Людскую помощь принимала с благодарностью, а на притеснения не обижалась. Когда она жила в родительском доме, то зимой спала на печи, а на все лето ее выносили в сени, где было прохладнее. И она никогда не просила внести ее обратно в избу, когда наступали холода.
Один из брошенных домов в Анемнясево
Однажды поздней осенью всю ночь лил дождь, и крыша в сенях прохудилась. Вся одежда Матроны промокла, а утром были заморозки, и она обледенела. Только в начале следующего дня сестра увидела ее в таком состоянии и внесла в дом. Но даже тогда блаженная не держала зла на близких.
Когда ее спрашивали тепло ли ей, даже в холодную пору она отвечала, что тепло и протягивала спрашивающему ладонь. Та действительно было теплая.
Ростом блаженная Матрона была всего 90 сантиметров. Как ребенок. Лежала она в ящичке, сколоченном из досок, напоминающем гробик. Ходить женщина не могла, но переворачивалась и перебирала камни. Иногда клала их на грудь, таким образом, немного тренируя своя тело. И никогда не унывала.
Печальные перемены
После Великого поста весной 1933 года окружающие стали замечать, что матушка Матроне стала иной. Она все с большей неохотой стала вникать в дела мирские, и все с большим рвением стремилась обсуждать жизнь духовную. Паломников, приходивших к ней с подобными речами, она особо привечала. А в одном разговоре и вовсе обмолвилась, что была пострижена в монахини саровскими старцами и получила новое имя Мардария. Но подтверждения ее словам не нашлось.
Сергей Александрович Никитин, отбывавший срок в лагере, должен был в скором времени освободиться. Будучи местным врачом, он помогал своим соратникам, выписывая фальшивые бюллетени о мнимых заболеваниях, чтобы заключенные могли немного передохнуть от тяжелой работы. За это на него донесли, и ему грозило увеличение срока на 15 лет.
От одной из медицинских сестер Сергей Александрович узнал о блаженной женщине Матроне, которая помогает молитвами страждущим. Он не знал, где она живет и жива ли вообще, но мысленно взмолился: «Матрона, помоги!». Через несколько дней офицеры, готовящие бумаги для увеличения срока, были отосланы в другой лагерь. Никитина выпустили в положенное время.
Когда, с помощью местных жителей, Сергей нашел Матрону и зашел в дом, она приветствовала его: «Здравствуй, Сереженка». Они разговорились, и Никитин так сильно уверовал в силу Божью, что встал на путь священнослужителя и впоследствии получил сан архиерея.
Летом 1933 года к ней блаженной Матроне святой отец Николай Правдолюбов, настоятель Казанского монастыря в г. Касимове. Он пришел к Матроне с женой Пелагеей Ивановной. Его очень заинтересовала история Матроны, и он хотел узнать о ее жизни побольше. Блаженная долго беседовала с ними о вере, о смирении и о тяжести жизни земной. Читала акафисты, пела каноны и песнопения, произносила молитвы. О своей жизни Матрёша говорила неохотно.
Правдолюбовы в 1924 году. Первый справа в ряду сидящих — священномученик Николай Правдолюбов
По ее словам, и, по словам очевидцам ее жизни, Николай Правдолюбов вместе с братом Сергеем и племянником Анатолием составили рукописное жизнеописание блаженной Матроны и распространили среди жителей Касимовского района.
Советская власть не сильно жаловала людей, указывающих другим путь к Богу. В 1935 году в Народный комиссариат города Белькова был направлен донос о том, что «попы» распространяют сведение о святости некоей «калеки». Именно так не сведущие люди обозначили ценнейшее описание жизни Матроны, составленное братьями Правдолюбовыми.
Завели дело. Именовалось оно «попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой». 2 августа было принято решение об отправлении Беляковой М.Г. на принудительное лечение. По этому делу практически безосновательно было арестовано десять человек, среди которых были братья Правдолюбовы и родственники Матроны. Саму блаженную тоже должны были арестовать, но по разным причинам пока не трогали.
Чтобы решить вопрос «изъятия» блаженной было созвано много людей. Кому-то одному было стыдно самостоятельно принять подобное решение. Из более чем трехсот жителей села лишь немногие письменно поддержали арест. Сельский совет дал женщине характеристику, в которой говорилось, что «данная гр. является вредным элементом в деревне, она своей святостью сильно влияет на темную массу… Ввиду этого по с/с задерживается ход коллективизации».
Когда других участников дела отправили в Москву, решились увезти и Матрёшу. Из дому ее выносил председатель. С того момента дети председателя больше не выросли. Сам председатель перед смертью исповедовался и каялся, что участвовал в этом позорном деянии.
Машина по дороге несколько раз ломалась. Сначала калеку привезли в Рязань. Потом в Москву, в Бутырский тюремный замок.
Заключение и последние годы
Но даже в камере Матрона не сдавалась. Она молилась, пела песнопения и читала акафисты. И прошло совсем немного времени, как ее сокамерницы стали петь вместе с ней и читать молитвы. Тюремное начальство было в замешательстве. Офицеры и надсмотрщики не знали. Как прекратить это.
Дословно не установлено, но есть гипотеза о помощи Матроне следователя, который вел ее дело. Мать его была сильно больна. Не помогали ни врачи, ни лекарства. Женщина умирала. И тогда следователь обратился к блаженной за помощью и та не отказала. А, может быть, дело было в том, что тюремное начальство опасалось бунта. Но в итоге перевели Матрону из тюремной камеры в палату дома инвалидов хроников имени А. Н. Радищева.
16 августа 1936 года Матрона скончалась. Заупокойную службу отслужили в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Он располагался вблизи последнего пристанища Матрёны Беляковой.
Где находятся мощи в Москве
Мощи святой Матроны пока не удалось обнаружить. На кладбище рядом с храмом где была отпета, а затем похоронена блаженная, сейчас поставлена часовня, куда и приезжают верующие чтобы помолиться Матронушке. Расположена она во Владыкино, во дворе храма Рождества Пресвятой Богородицы.
Адрес: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, дом 4, строение 1.
Часовня блж. Матроны Анемнясевской во Владыкино
Судьба Правдолюбовых
Братья Николай и Сергей, а также Анатолий Правдолюбовы были высланы в Соловецкий лагерь. После освобождения Николая снова осудили и 13 августа 1941 года расстреляли. Сергей после освобождения некоторые время жил в Лебедяни, а потом его снова осудили и отправили на каменоломни, откуда он вышел в 1947 уже калекой. Через три года Сергей скончался. Анатолий после освобождения также не оставил православную стезю. Его отправили в лагерь, а осенью 1937 года он был казнен.
Все трое были прославлены как общецерковные святые в 2000 году Архиерейском соборе.
Прославление Матроны Анемнясевской
Сама Матрона была сначала прославлена как местночтимая святая, а в 2000 ее представили к лику блаженных для общецерковного почитания.
Храмы, в которых есть иконы св. Матроны, почитаемые чудотворными
Икона с изображением блаженной находится в храме Живоначальной Троицы. Она всегда усыпана бабочками. В жизнеописании Матроны есть эпизод, в котором женщина кается в своем грехе. В детстве Матрёша очень любила бабочек. И когда они залетали в дом, она закрывала окно и не выпускала их. В память об этом случае прихожане, которым молитва к Матроне помогла, приносят ей миниатюрных бабочек.
Адреса храмов, в которых есть иконы блж. Матроны:
Еще одна икона «Собор Касимовских Святых» была написана специально для храма при Бутырском тюремном замке. На этой иконе присутствуют все, кто, так или иначе, повлиял на жизнь Матроны Анемнясевской.
Собор Касимовских святых
О чем просят Матронушку
К иконе матушки Матроны приходят с мольбами о помощи в появлении детей, о встрече с будущим мужем или женой, о защите во время поездки на автомобиле, об избавлении от болезней душевных и телесных. Всем она помогает до сих пор, хотя после кончины ее прошло уже больше 80 лет.
Храм блж. Матроны Анемнясевской
День памяти
Днем памяти Матроны Анемнясевской считается день ее рождения – 29 июля.
Свидетельства о помощи святой
У Евгении сын находился под следствием. Дело было в девяностых годах прошлого века. Срок заключения могли назначить немалый. Женщина от знакомых узнала о Матроне Анемнясевской. Она стала усердно молиться блаженной и суд над сыном отложили.
Когда пришло время, женщина по воле сердца пошла не на заседание, а в церковь и снова усердно молилась Матроне. Сыну дали гораздо меньший срок. После того как он вышел, именно заступничество святой защитили юношу от вовлечения в преступную жизнь. Так считает его мать и до сих пор усердно молится святой.
В часовне села Анемнясево есть небольшая тетрадь, в которой прихожане записывают свои благодарности. Вот некоторые из них:
Икона блж. Матроны в Троицком храме
Эти простые слова говорят о великой вере простых людей в чудо Божие.
О Матроне Анемнясевской известно не так хорошо, как о знаменитой Матроне Московской. К ней не стоят большие очереди, но по святости и множеству страданий блаженная ничем не уступает своей знаменитой тезке. Жизнь Матрёши Беляковой наглядно показывает, как тяжела была жизнь святых людей в послереволюционное время. Но в те страшные годы именно они помогли сохранить крупицы православия и умножить их.
Автор: Ольга Нерадовская
Молитва святой блаженной Матроне Анемнясевской
О, преславная и достоблаженная мати Матроно, житие твое скорби исполнено бе, но взирающе на смирение твое молим тя, угоднице Божия, умоли всещедраго Бога, да низпослет нам, недостойным, милость Свою, паче же утвердит и укрепит ны в несении креста нашего, да отвержемся себе и пойдем по пути спасения за Христом, смиривше выя своя под крепкую руку Божию, принимающе вся, яже от руки Его: вемы, яко Господь един может и падших возставити, и заблуждших возвратити, и соблазнившихся исправи-ти, и грешников праведники соделати. Огради нас, мати Матроно, молитвами твоими от сети лукаваго, да не прельщеннии им возвратимся вспять. Еще молим тя, яко имущую ве-лие дерзновение ко Господу, пролей теплую молитву за ны, недужныя и унылыя, и испро-си у Господа коемуждо благопотребная, да подаст Господь и нам, якоже тебе, терпение и благодушие в бедах и скорбных обстояниих, да поживем по воли Его во вся дни живота нашего, зане воистинну вемы, яко весть Отец наш Небесный, ихже требуем, прежде про-шения нашего. О, блаженная мати Матроно, многоименитому сонму новомучеников рос-сийских причтенная, с ними моли Господа нашего и Спаса Иисуса Христа, да сохранит Церковь Православную от соблазнов, ересей и расколов, да оградит Господь страну нашу от всех наветов видимых и невидимых враг и изимет ю из пучины безбожия: вемы, яко живем ныне токмо ради крове мучеников излиянныя, дарует же и нам Господь ничесоже боятися, верным же быти Ему даже до смерти, и яко мучениколюбцем со мученики возра-доватися во Царствии Небеснем. Ей, мати Матроно, испроси нам у Человеколюбца Госпо-да время покаяния, да не исторгнет ны аки плевелы прежде жатвы, да не во зле погибнем, но да очистит ны от всякия скверны плоти и духа, во еже явитися нам в день судный не-скверным и непорочным пред лицем Его, да чистым сердцем, яко истинная чада Божия, радостне воззовем к Нему: не отрини ны Господи, и приими во Царствие Твое, идеже Ты царствуеши со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.
Молитва Матроне Анемнясевской о даровании чад
О блаженная мати Матроно, к твоему предстательству прибегаем и тебе слезно молим, яко имущую велие дерзновение ко Господу, пролей теплую молитву о рабех твоих, в скорби душевней пребывающих и помощи от тебе просящих. Истинно бо слово Господне: просите и дастся вам, и паки: яко аще два от вас совещаета на земли о всякой вещи, еяже аще просита, будет има от Отца Моего, иже на Небесех. Услыши убо воздыхания наша и донеси я ко Престолу Владычню, идеже ты предстоиши, вемы, яко много может пред Богом молитва праведника. Да не до конца забудет нас Господь, но призрит с высоты Небесныя на скорбь рабов Своих и плод чрева на полезное дарует. Воистинну, Бог идеже хощет побеждается естества чин, творит бо елика хощет: яко сотвори Господь Аврааму и Сарре, Захарии и Елисавете, Иоакиму и Анне, с нимиже моли, тако да сотворит Господь Бог и нам по милости Своей и неизреченному человеколюбию. Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века. Аминь.
Акафист
Избранную угодницу Христову, в земли рязанстей просиявшую, и преизрядную молитвенницу о душах наших песньми восхвалим, блаженную Матрону: ты бо в терпении мнозе житие твое претекла еси, и страданием украсившися, угодна Богу явилася еси. Темже убо стяжавши дерзновение ко Господу, Того моли избавити ны от всякаго зла, с любовию чтущих память твою и поющих ти: Радуйся, Матроно, в скорбех и напастех нам помогающая.
Ангельски поживши, блаженная Матроно, телесе страданием душу твою убелила еси и небесныя радости причастница быти сподобилася еси. И ныне, пребывающи во Царствии Небеснем вкупе с лики ангел и всех святых, непрестанно молишися за ны, со умилением поющих ти таковая: Радуйся, земли рязанския похвало; Радуйся, страны российския молитвеннице новая. Радуйся, Богу житием твоим угодившая; Радуйся, терпением мнозем душу убелившая. Радуйся, страданием украшенная; Радуйся, венцем славы от Бога увенчанная. Радуйся, с дерзновением ко Господу молящаяся; Радуйся, на земли прославляемая. Радуйся, яко ныне пред Царем царей предстоиши; Радуйся, яко чтущих тя пред Богом поминаеши. Радуйся, со всеми святыми на Небеси пребывающая; Радуйся, о прославляющих тя Бога молящая. Радуйся, Матроно, в скорбех и напастех нам помогающая.
Видяще, яко болезнию издетска избра тя Господь, Того бо сила в немощи совершается, радуемся таковому о тебе Божию смотрению, вопиюще Ему: Аллилуиа.
Разумеющи Божие изволение, от юности Господу вручила еси себе, и вземши свой крест болезней телесных, яко от руку Самаго Христа, чрез все житие твое невозвратно Тому последовала еси. Мы же Господа, избравшаго тя, прославляюще, радостно вопием ти: Радуйся, Богом избранная; Радуйся, Христу уневещенная. Радуйся, сердце твое Господеви отдавшая; Радуйся, крест твой безропотно понесшая. Радуйся, издетска на Господа уповавшая; Радуйся, устнами чистыми Богови молившаяся. Радуйся, отроковице, от Бога услышанная; Радуйся, в терпении твоем свыше укрепленная. Радуйся, Духа Святаго сосуде очищенный; Радуйся, яко о тебе сила Божия является. Радуйся, в немощи лежащая немощным помощнице; Радуйся, Божия благодати цельбоносный источниче. Радуйся, Матроно, в скорбех и напастех нам помогающая.
Бурю укоризн и поруганий от родителю твоею непрестанно с младенчества претерпевающи, на Бога единаго уповала еси, веровавши словесем Его: яко аще же и мать забудет дитя свое, но Аз не забуду тебе, с надеждою вопияла еси Тому: Аллилуиа.
Имущи от седми лет очи слепе, слезы многи пролила еси, от матере биения терпящи, и се, явися ти Сама Пречистая, егда же матери сие рекла еси, та паки всуе зле бияше тя, обаче трищи Богородица являшеся, оставивши тебе рукописание утешительное. Тебе же оттоле в разслаблении лежащей и не озлобленней, со слезами приносим таковая: Радуйся, беды от сродник терпевшая; Радуйся, в молчании скорби понесшая. Радуйся, издетска возлюбившая Бога яко Отца; Радуйся, уповавшая в напастех на Того единаго. Радуйся, многослезныя молитвы к Богу пролиявшая; Радуйся, многи скорби от матере твоея претерпевшая. Радуйся, отроковице, от Матере Божия возлюбленная; Радуйся, под покровом милости Ея утешенная. Радуйся, показавшая образ кротости и незлобия; Радуйся, поревновавшая смирению Христову. Радуйся, яко в тебе вера и любы являются; Радуйся, яко житие твое по Бозе прославляется. Радуйся, Матроно, в скорбех и напастех нам помогающая.
Сила Божия укрепляше тя, егда в болезни страдальчествующи, яко злато в горниле огненнем, душу твою очистила еси, и в горний Иерусалим устремилася еси, ум и сердце отрешивши от всего земнаго и привременнаго, и на всяком месте, идеже превитала еси, пояше песнь Богу: Аллилуиа.
Видев некий человек тя к одру болезни пригвожденную и разумея в простоте сердца своего, яко Богу угодна еси, прииде к тебе в немощи своей, дабы от рук твоих получити исцеление. Мы же, видяще совершение просимаго, Бога прославляюще похвальная приносим ти: Радуйся, волю свою воли Божией покорившая; Радуйся, яко Иов вся от Бога благодарне приимшая. Радуйся, язвы и раны на теле твоем носившая; Радуйся, в жертву Богу всю себе принесшая. Радуйся, силою Божиею в болезни укрепленная; Радуйся, душею, яко в горниле очищенная. Радуйся, отрешившая ум и сердце от всего земнаго; Радуйся, помышлявшая токмо о небеснем. Радуйся, в горний Иерусалим устремившаяся; Радуйся, сподобльшаяся сладости райския. Радуйся, от Господа дар исцеления приимшая; Радуйся, прикосновением руку твоею исцелявшая. Радуйся, Матроно, в скорбех и напастех нам помогающая.
Звезда многосветлая явилася еси, предивная мати Матроно, яко светильник неугасаяй, путеводящи человеков по морю житейскому, людския страсти в дусе кротости обличала еси и подавала еси всем исцеления не токмо телесная, но и душевная, увещавающи церковь Божию посещати и за вся Бога славити, с любовию поюще Ему: Аллилуиа.
Слышавше людие ближнии и дальнии о чудесех тобою творимых, притекаху к тебе, яко к купели силоамстей, в болезнех и скорбех, бедах и нуждах, и никтоже от тебе без утешения отиде. Ты же, мати Матроно, помогающи всем, назидала еси наипаче Бога благодарити. И мы, прославляюще твое смирение, поем ти таковая: Радуйся, Божественнаго Духа чистое селение; Радуйся, к Богу стяжавшая велие дерзновение. Радуйся, по морю житейскому путеводящая; Радуйся, болезни телесныя и душевныя исцеляющая. Радуйся, сущих во страстех с кротостию обличавшая; Радуйся, путь смирения во спасение нам указавшая. Радуйся, врачьми оставленных дивное исцеление; Радуйся, в пианстве гибнущих скорое исправление. Радуйся, яко обидимых от злых заступаеши; Радуйся, яко погибающих в бедствиих спасаеши. Радуйся, сродник враждующих благое примирение; Радуйся, с верою прибегающым к тебе присное утешение. Радуйся, Матроно, в скорбех и напастех нам помогающая.
Дивно и странно есть слышати, мати Матроно, како не имущи научения книжнаго, людем приходящым поучения от Священнаго Писания глаголала еси. Наставляющи пребывати их в заповедех Господних, жития святых во образ им полагала еси, подвизающи всех звати Богу: Аллилуиа.
Возлюбивши обитель Дивеевскую, зело почитала еси блаженную Марию, тамо пребывающую, и с нею сущи во общении духовнем, молитву вкупе творила еси. И тако многия недужныя и страждущыя от дух нечистых вашими молитвами исцеляюще, на путь покаяния наставляли есте. Мы же Бога, дивнаго во святых своих, восхваляюще, приносим ти таковая: Радуйся, измлада благодати Божия исполненная; Радуйся, дары Духа Святаго обогащенная. Радуйся, премудрость и разум от Бога приявшая; Радуйся, твоими ученьми во спасение назидавшая. Радуйся, от Бога свыше наученная; Радуйся, паче книжных просвещенная. Радуйся, подававшая совет благий во исправление; Радуйся, направлявшая от вечныя погибели ко спасению. Радуйся, пребывавшая с блаженною Мариею в духовнем общении: Радуйся, посылавшая бесных многих к ней за исцелением. Радуйся, на земли сподоблшаяся слышати пение небесное; Радуйся, яко ныне на небесех Господу воспеваеши со ангелы. Радуйся, Матроно, в скорбех и напастех нам помогающая.
Иноческий чин превыше всего земнаго поставлявшая, сердцем своим скорбела еси яко не возможно есть тебе во святей обители пребывати. Мы же Господу, давшему ти поприще иное прейти, сиречь в мирстем чине людем послужити, благодарственно воспоим: Аллилуиа.
Имущи огнь любве ко Господу в сердце своем, подвигу преподобных отцев поревновала еси блаженная, непрестанно умерщвляющи плоть свою хладом, бдением и пощением. Мы же, немощнии, ублажающе тя, зовем тебе сице: Радуйся, от юности возлюбившая нищету духовную; Радуйся, дух твой окрилившая тайною молитвою. Радуйся, благое иго Христово на ся вземшая; Радуйся, бремя Его с радостию понесшая. Радуйся, любовию Божиею возжженная свеще; Радуйся, преподобных отцев подражательнице. Радуйся, мраз со благодушием претерпевавшая; Радуйся, постом твоим дух немощных укреплявшая. Радуйся, лучами Святаго Духа озаренная; Радуйся, преисполненная милости к ближним и сострадания. Радуйся, бедствующым на помощь ускоряющая; Радуйся, в радость претворяющая печаль скорбящих. Радуйся, Матроно, в скорбех и напастех нам помогающая.
Новое и лютое гонение на Церковь Божию власть предержащии воздвигоша, дышаще прещением и убийством. Ты же, Матроно, в правой вере всех укрепляющи, увещавала еси вся претерпети и веру хранити, со упованием взывающе к Богу: Аллилуиа.
Хотяща списати житие твое, блаженная Матроно, приидоста к тебе два верных мужа, ты же ничесоже о себе глаголала еси, обаче узревши духовныма очима, яко от Господа мученический венец обема уготован есть, молилася еси, просящи има у Господа терпения и помощи, во еже крест понести. Сего ради, тайнозрению твоему дивящеся, приносим ти таковая: Радуйся, Бога паче всего земнаго возлюбившая; Радуйся, себе ни во чтоже вменившая. Радуйся, паче жизни возжелавшая Царствия Небеснаго; Радуйся, на мученичество укреплявшая верных. Радуйся, молитвеннице о сущих в гонениих; Радуйся, научающая за Христа терпети страдания. Радуйся, прозревшая уготованныя верным венцы; Радуйся, яко о святости твоей свидетельствоваша мученицы. Радуйся, наставлявшая благодарне крест Богом данный нести; Радуйся, увещававшая всегда ко Господу прибегати. Радуйся, како в страданиих веру хранити показавшая; Радуйся, яко немощныя в скорбех укрепляеши. Радуйся, Матроно, в скорбех и напастех нам помогающая.
Внегда соблазны мнози Церковь Русскую обуреваху, ты, Матроно, ревнительница сущи веры православныя, чада Божия в смятении пребывающая увещавала еси душепагубных расколов уклонятися, да чистым сердцем всегда взывают Богу победную песнь: Аллилуиа.
Все житие твое, достоблаженная мати Матроно, преисполненно проповедания веры, надежды и любве, яже к Богу и ближним. Ты бо страждущи по воли Божией, яко верну Зиждителю, душу твою предала еси во благотворение. Сего ради приими от нас приносимое ти ныне песнопение: Радуйся, верное чадо Церкве Православныя; Радуйся, в броню веры и любве оболкшаяся. Радуйся, непреложне за Господем последовавшая; Радуйся, чистоту веры сохранившая. Радуйся, смятенных наставлявшая в Православии; Радуйся, обличавшая отпавших от Церкве. Радуйся, хранящая от пагубных расколов чада Божия; Радуйся, скорбящая об уклонившихся веры правыя. Радуйся, безприкладный источниче веры, надежды и любве; Радуйся, истины немолчное проповедание. Радуйся, немощныя в вере заступающая; Радуйся, малодушныя с любовию утешающая: Радуйся, Матроно, в скорбех и напастех нам помогающая.
Не может град укрытися верху горы стоя, тако и ты, богомудрая Матроно, яко свеща на свещнице светом любве своея вся осиявала еси, да видящий добрая дела твоя прославляют Бога Отца, иже на Небесех, воспевающе Ему: Аллилуиа.
Людие неразумнии, грехом уязвленнии и не хотящии к Богу обратитися, да исцелит их, возскрежеташа на тя, блаженная Матроно, и злосоветие сотворивше, изгнаша тя из веси своея. Человек же тяжкосердый, иже изнесе тя, в наказание злострадая, каяся, издше, зане Бог поругаем не бывает. Мы же, видяще вся бывшая, в страсе Божием взываем ти: Радуйся, милосердию Христову подражавшая; Радуйся, безмездно цельбы людем подававшая. Радуйся, граде, верху горы стояй; Радуйся, свете любве Божия, всех осияваяй. Радуйся, за имя Христово хулимая; Радуйся, гонимая за веру Божию. Радуйся, людем в нуждах благотворившая; Радуйся, злая возблагая приимшая. Радуйся, правды ради изгнанная; Радуйся, о изгоняющих тя молившаяся. Радуйся и веселися, на подвиг Богом благословенная; Радуйся, яко мзда твоя многа на Небесех. Радуйся, Матроно, в скорбех и напастех нам помогающая.
Не устрашилася еси, угоднице Божия, уз темничных, ибо радостию почитала еси за Христа страдания прияти, темже убо в тяжких недузех пребывающи, немощию своею сильных мира сего посрамила еси. Сего ради велегласно воспоим Богу победившему мир: Аллилуиа.
Аще и не до смерти пострадала еси, блаженная Матроно, но исповедничеством веры украсившися, венец славы от Бога прияла еси. Ныне же с ликом новомучеников и исповедников российских соувенчанно пребываеши и за чада Божия тепле предстательствуеши. Мы же, крепостию духа твоего утверждаемии, воспеваем ти таковая: Радуйся, уз темничных не устрашившаяся; Радуйся, страстем Христовым приобщившаяся. Радуйся, радостию почитавшая гонения за веру; Радуйся, посрамившая сильных мира немощию своею. Радуйся, приимшая заточение Царствия ради Божия; Радуйся, яко тамо слово Господне не преставаше проповедати. Радуйся, в скорбех лютех не унывавшая; Радуйся, искушения мужески терпевшая. Радуйся, исповеданием веры украшенная; Радуйся, с мученики соувенчанная. Радуйся, не убоявшаяся от убивающих тело; Радуйся, ныне за скорби зело утешенная. Радуйся, Матроно, в скорбех и напастех нам помогающая.
Уготовляющися в мир иной отити, рекла еси знаемей своей, яко Мардария ныне наречена еси, лишше же ничесоже глаголющи, но вся устремилася еси горе, от всего житейскаго отрешившися, и токмо к Богу ум свой возводящи, яко к надежде непреложней, с упованием на милость его вопияла еси Ему: Аллилуиа.
Поюще по Бозе подвижническое твое житие, достохвальная мати Матроно, не вемы, где погребена еси, но истинно вемы, яко блаженнаго упокоения в Бозе сподобльшаяся, в Царстве Его пребывавши и всем призывающым тя помощь скорую подаеши. Мы же Бога, прославльшаго тя, благодаряще, пение сердечное приносим ти: Радуйся, вознесшаяся умом своим ко Господу; Радуйся, в немощи стяжавшая высоту духовную. Радуйся, за весь мир с усердием молящаяся; Радуйся, ластовице благоглаголивая. Радуйся, яко не скрыла еси талант Богом данный; Радуйся, обретшая бисер многоценный. Радуйся, веры зерно горушично в себе возрастившая; Радуйся, пшенице, мног плод принесшая. Радуйся, мудрая дево, еяже светильник не угасает; Радуйся, яко имя твое написася в книзе жизни. Радуйся, яко на всяк день оболчена бе в одеяние брачное; Радуйся, на пир к Небесному Жениху избранная. Радуйся, Матроно, в скорбех и напастех нам помогающая.
О святая блаженная мати Матроно, зряще твое скорбное житие, со умилением сердечным молим тя: приими ныне от нас, немощных, малое сие моление, с любовию тебе приносимое, огради ны молитвами твоими от всякия скорби, беды и нужды, да предстательством твоим избавимся вечныя муки, да сподобит и нас Господь купно с тобою и всеми святыми во веки в Вышних пети Ему песнь трегубую: Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)
Тропарь, кондак, величание
В немощех силу, в слепоте очи нетленныя обрела еси, пребывающи на одре болезни, всюду яко птица духом носилася еси, младенствующи телом, была еси мати скорбящим и обуреваемым. Темже чтущих твою память не остави в молитвах, и помоги нам избавитися от грехов покаянием, и улучити с тобою Царство Небесное.
Тропарь блаженной Матроне Анемнясевской, Касимовской
Яко зарница небеснаго огня возсия в рязанстей стране блаженная старица святая Матрона, еяже память днесь творяще, воспоим Христа Бога, моляще Его даровати нам тоя предстательством в болезнех, бедах и скорбех терпение, и душам нашим велию милость.