храм меркушино свердловская область
LiveInternetLiveInternet
—Ссылки
—Музыка
—Видео
—Фотоальбом
—Цитатник
Романтическая коллекция живописи Welcomed Attention, Frederico Andreotti (1847-1930.
Дамы в жемчугах. Подборка 2 Славянские поверья На Руси, где вплоть до по.
Кузикмяк Ингредиенты: ⠀ ● Мука — 700-800 г ● Молоко (250 мл- в тесто,10.
Микеле делла Валле (Michele della Valle), уроженец Рима, житель Женевы, ювелир, музыкант, аристок.
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР. Село Меркушино, Свердловская обл.
Жемчужиной Уральской земли является с. Меркушино, которое находится в 50 км. восточнее г. Верхотурья. В 1886 г. на месте обретения мощей св. Симеона был возведен небольшой Свято-Симеоновский храм, который светлой просторной галереей соединялся с величественным собором в честь Архистратига Божия Михаила. Благодаря прекрасному природному ландшафту, в который гармонично вписался храмовый комплекс, в конце XIX века Меркушино можно было назвать одним из красивейших сел Урала.
Немало угодников Божиих возрастила Уральская земля, но все же главным небесным заступником края по праву считается святой праведный Симеон Верхотурский и всея Сибири чудотворец. За кротость, незлобие и чистоту сердца Господь прославил его самого и место его трудов — село Меркушино, где по сей день происходят чудеса исцелений от недугов душевных и телесных. Наверное, каждый чувствует здесь, на месте, освященном жизнью праведника, особую близость Божию, ибо молитвы святого привлекли к этой земле благословение Господне, приклонили к ней само небо. Здесь, в этих местах он молился, неподалеку ловил рыбу, шил шубы для жителей Меркушино и окрестных деревень, здесь же окончил он свои дни и был погребен рядом с храмом во имя Архистратига Божия Михаила, в 1642 году.
Через 50 лет произошло чудесное восхождение его мощей, а в могиле открылся цельбоносный источник. И потекла от новоявленного святого река благодатных исцелений. Слава нового угодника Божия росла, и в 1704 году его мощи торжественно были перенесены в город Верхотурье. С тех пор стали звать его Симеоном Верхотурским, а до этого все знали его как Симеона Меркушинского. До революции почитание святого Симеона в России было практически повсеместным. Количество паломников, прибывающих на поклонение его святым мощам из урало-сибирских, а также Новгородской, Тверской, Петербургской, Архангельской и других европейских губерний, составляло, по оценкам современников, в конце XIX в. – 50 тыс., в начале ХХ в. – 60 тыс., а в годы первой мировой войны – 90-120 тыс. человек ежегодно.
В 1913 году в Свято-Николаевском монастыре был построен огромный Крестовоздвиженский собор, рассчитанный на 8-10 тысяч человек и являющийся одним из самых крупных в России. Не обходили паломники стороной и место подвигов и молитв св. Симеона, и бьющий из его могилы цельбоносный источник в селе Меркушино.
Известно, что праведного Симеона очень почитали члены Царской Семьи, которые имели у себя его икону и в трудных случаях молитвенно обращались к нему за помощью. В 1914 году именно будущие Царственные Страстотерпцы пожертвовали к мощам прав. Симеона резную серебряную сень, для торжественной встречи которой был организован величественный крестный ход из Екатеринбурга в Верхотурье, продолжавшийся почти 20 дней. 24 мая 1914 года несколько тысяч паломников, пройдя пешком более 350 километров, вступили в старинную столицу Урала. А чуть позже, в июле того же 1914 года, Свято-Николаевский монастырь посетила великая княгиня Елизавета Феодоровна.
Грянул 1917 год. Последовали долгие десятилетия безбожия. В советское время мощи были поруганы, источник в Меркушино засыпан. Мощи перевезли в Нижнетагильский краеведческий музей, но люди стали приходить для поклонения святыне, для молитвы. Поэтому вскоре мощи были отправлены в Екатеринбург и выставлены сначала в Ипатьевском доме, а затем убраны в запасники краеведческого музея в Зеленой Роще, который размещался в здании собора Александра Невского.
Но, как свидетельствует Священное Писание, «время разрушати и время созидати… Время разметати камение и время собирати…» (Еккл. 3:3,5). В наши дни, после многих лет запустения, вновь оживает земля святого Симеона, вновь множество богомольцев стекается к его мощам в Верхотурье, к чудотворному его источнику в селе Меркушино: люди идут отдохнуть душой, помолиться праведнику об исцелении своих телесных и душевных недугов – и многие по вере получают действенную помощь.
С 1997 года в селе Меркушино действует Свято-Симеоновское подворье Ново-Тихвинского женского монастыря. 25 мая 2001 года была совершена повторная закладка Михаило-Архангельского собора. В августе 2004 г. правящий архиерей совершил торжественное освящение Михаило-Архангельского храма. Монастырем, с помощью благодетелей, полностью восстановлен из руин весь храмовый комплекс и обустроено две гостиницы для паломников. В Меркушино постоянно проживает около 20 сестер, которые несут различные послушания: поют и читают в храме, принимают богомольцев. А три раза в год, в дни празднования 1-го и 2-го обретения и перенесения мощей праведного Симеона, сюда из Екатеринбурга приезжают почти все сестры монастыря.
Главный иконостас храма Архангела Михаила в селе Меркушино выполнен по проекту Петра Березкина в стиле московского (Нарышкинского) барокко.
Рубрики: | Урал |
Метки: архитектура храмы мира
Процитировано 2 раз
Понравилось: 30 пользователям
Село Меркушино
Меркушино, наряду с Верхотурьем, – главный центр паломничества верующих в Свердловской области. Здесь жил, был похоронен, а затем «обретён» святой Симеон Верхотурский.
Село Меркушино расположено на левом берегу реки Туры, в устье речки Меркушинки. Поселение возникло в начале XVII века. Название получило по имени основателя, верхотурского посадского человека Меркуши Федотова.
Поблизости проходил старый Сибирский тракт. Здесь действовали пристань и верфь. В Меркушино строили суда-дощанники для отправки грузов в Сибирь. Судостроением тут начали заниматься примерно в 1623-26 годах (сначала в порядке эксперимента), а примерно к 1627-30-м годам судосплавное дело получило полное развитие. Для работы сюда нанимали судовых рабочих из Чердыни, Соликамска и других населённых пунктов.
Помимо этого местные жители существовали за счёт земледелия, заготавливали и сплавляли древесину до Тюмени, заготавливали мочало и перерабатывали его в мочальные изделия, вили канаты из лыка для сплава леса, а также охотились, перепродавали пушнину и в урожайные годы добывали кедровые орехи. Кроме того, некоторые семьи занимались обжигом извести и ломкой жернового камня. Сбывали всё это в основном в Сибирь, отправляя речным путём.
В начале XX века в селе было волостное правление Меркушинской волости, двухклассное училище, 21 торговая лавка и 1 винная казённая. 6 раз в год в Меркушино проводились ярмарки и торжки.
Меркушино прославилось и получило новый виток развития благодаря Симеону Верхотурскому. Он жил в начале XVII века. Родился около 1607 года, на Урал пришёл в 1620-е годы из европейской части России. Достоверных сведений о нём мало. Считается, что жил он в бедности, своего дома не имел, равно как и семьи. Отличался религиозностью, скромностью, трудолюбием. Занимался шитьём шуб в Меркушино и других окрестных деревнях. На время работы получал кров и еду. Часто отказывался от вознаграждения за работу. Сшив шубу, мог не взять деньги и уйти, немного не закончив работу (например, не пришив пуговицы).
Симеон умер примерно в 1642-45 годах. Его похоронили около Михаило-Архангельской церкви в Меркушино. Есть предположение, что эта церковь могла появиться в Меркушино при его участии, поскольку простых людей около церкви не хоронили. Через полвека после его смерти (в 1696 году) гроб Симеона вместе с его останками неожиданно стал «восходить из земли» под действием забившего тут источника. Народная молва стала приписывать останкам этого человека чудесные исцеления, потянулись паломники. В 1704 году останки торжественно перенесли в Верхотурье – в Свято-Николаевский мужской монастырь (в наши дни они хранятся там же). В 1825 году состоялась официальная канонизация Симеона Верхотурского.
На берегу реки Туры стоит красивый архитектурный ансамбль, состоящий из Михаило-Архангельского храма и Симеоновской церкви. Его видно ещё на подъездах, с трассы Верхотурье – Дерябино.
Каменная трёхпрестольная Михаило-Архангельская церковь была построена в 1809 году. До этого тут была одноимённая деревянная. Главный храм освящён во имя архангела Михаила, правый придел – во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского, а левый – во имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского. В 1869 году церковь расширили, а в 1911-16 годах перестроили. В 1939 году её закрыли, а в 1950-е годы и вовсе снесли. Сохранилась только полуразрушенная колокольня. В 2004 году церковь построили заново.
По соседству стоит каменная Симеоновская церковь. Она однопрестольная, меньших размеров. Построена в 1886 году над бывшей могилой Симеона Верхотурского. Ранее с 1704 года тут стояла часовня. Под алтарём сооружена гробница, в которой бьёт считающийся святым источник. В 1939 году церковь закрыли, а в 1960-е годы засыпали и считавшийся святым источник. В 1992 году здание вернули РПЦ, повторно освятили в 1999 году. Эти две церкви соединяются галереей.
Около Симеоновской церкви сохранилась старая кладка из дикого камня. По тропинке отсюда можно выйти на берег реки Туры.
Комплекс в Меркушино является подворьем Ново-Тихвинского женского монастыря из города Екатеринбурга. Между Меркушино и Верхотурьем совершались большие крестные ходы. На поклон могиле Симеона Верхотурского издавна приходит много паломников.
Чтят в Меркушино и бывшего священника Константина Богоявленского, убитого большевиками в 1918 году. Он считается священномучеником. Его останки были обнаружены при восстановлении церкви. В честь Константина Богоявленского в 2006 году был освящён нижний придел Михаило-Архангельского собора. В его центре соорудили купель размерами 2,5х2,5 м, здесь проводятся обряды крещения с полным погружением в воду.
В Меркушино чувствуются большие масштабы вложенных в это место денег. Сделано всё основательно и красиво. Помимо восстановленных церквей, рядом отреставрированы старинные здания.
И напоследок один интересный факт из истории села. Цитирую по книге И.Я. Кривощёкова «Словарь Верхотурского уезда» 1910 года:
«К числу метеорологических явлений нужно отнести бурю 1887 года 4 мая, пронёсшуюся как в Меркушине, так и в других селениях. Начавшаяся гроза продолжалась более получаса и её же разбиты окна в домах, а в деревне Чащегоровой убиты двое мужчин и одна женщина. Ударом молнии разбита на мелкие куски столетняя сосна, выворочены уже вросшие в землю и откинуты в сторону 15 пудовые камни и разбит громадный, тоже вросший в землю, стопудовый камень на две части. Разыгравшаяся стихия, видимо, оставила глубокий след в памяти населения».
В 1904 году тут было 39 дворов местных жителей и 4 двора «разночинцев», в них жило 282 человека. По данным переписи 2010 года, численность населения Меркушино составляла 107 человек.
Видео
Смотрите видео из нашего путешествия по окрестностям Верхотурья. Во время поездки мы познакомились с самыми интересными и красивыми местами. Это старинные церкви, гора Чёртово Городище, скалы на реке Туре и даже водопад.
Как добраться до Меркушино
Это место расположено в Верхотурском районе Свердловской области. На автомобиле из города Екатеринбурга нужно ехать по Серовскому тракту, повернуть на город Верхотурье. Проехав этот город, двигаться по дороге в направлении Дерябино, а затем свернуть налево по указателю на Меркушино. Переехать по мосту реку Туру и ехать по главной дороге до церкви. Расстояние от Верхотурья – 59 км, от Екатеринбурга – 360 км.
GPS-координаты Меркушино: N 58° 45.612´; E 61° 35.667´ (58.7602°, 61.59445°).
Источники:
Кривощёков И.Я. Словарь Верхотурского уезда Пермской губернии. – Пермь, 1910.
Рундквист Н.А., Задорина О.В. Свердловская область. От А до Я: Иллюстрированная краеведческая энциклопедия. — Екатеринбург: «Квист», 2009.
Автобродяга
Выбираем, куда поехать в зимние выходные самостоятельно, в зависимости от региона и вида маршрута.
Маршруты, подходящие для зимнего времени года.
Наш сайт поможет подобрать вам самый интересный маршрут в пределах 200 километров от города Екатеринбурга.
Город Верхотурье, краткая история города Верхотурье
Возникновение города Верхотурье связано с открытием в 1597 году Бабиновской дороги которая позволила существенно сократить и упростить путь от Соликамска до Тюмени.
На этом месте находилось укрепленное городище манси, которое было превращено в острог для защиты главной «водной дороги» в Сибирь — по реке Каме до нынешнего города Соликамска, затем волоком до реки Туры и в Обь.
Через некоторое время г. Верхотурье превращается в важный центр сибирской жизни — в крепости была организована таможня и все товары, которым были богаты пространства Сибири, в том числе, пушнина и мед проходили именно через Верхотурье.
С отменой пошлин для торговли и внутренних таможен в 1753 году торговля города постепенно начинает уменьшаться. К середине 19 века торговые пути смещаются далеко на юг (ближе к Челябинску) — Верхотурье теряет свое торговое значение и превращается в духовный центр России со своими монастырями, храмами и святыми.
Свято Николаевский мужской монастырь
Основан в 1604 г. иноком Ионою Пошехонцем по велению царя Бориса Годунова, давшего грамоту Неудаче Остафьеву Плещееву и голове на Верхотурье Матвею Хлопову, в которой предписывалось снабдить монастырь всем необходимым для церковного служения и содержаний монастыря. До революции на территории Николаевского монастыря было пять храмов.
Древний во имя святого Николая, деревянный, устроенный еще Ионою Пошехонцем. В 1712 г. этот храм был перестроен в каменном виде, освящен в 1738 г. (разрушен).
В честь Преображения Господня с приделами в честь Благовещения и во имя св. Архангела Михаила, освящен в 1837 г. Надвратный храм, над монастырскими вратами, с освящением в честь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.
Заложен в 1855 г. и освящен в 1856 г. На монастырском кладбище небольшой храм св. Неофита (1869 г., разрушен).
В 1905 г. состоялась закладка Крестовоздвиженского собора, одного из самых грандиозных в России. Освящение собора произошло в 1913 г. и было приурочено к 300-летию Дома Романовых. В него перенесли серебряную раку с мощами праведного Симеона, поставив под вызолоченную сень, подаренную монастырю в 1914 г. царской семьей.
На территории монастыря также находятся чудотворные мощи Праведного Симеона Верхотурского — местного святого из села Меркушино.
В 1692 году гроб с мощам Симеона Верхотурского (изначально святого именовали Симеон Меркушинский) вышел из земли, на месте могилы забил источник, а также начали происходить чудесные исцеления. В 1704 году произошла канонизация святого, и мощи Праведного Симеона Верхотурского были перенесены в мужской монастырь Верхотурья. Серебряная рака с мощами святого до сих пор находится в Свято-Николаевском мужском монастыре и доступна для паломников.
Святой праведный Симеон Верхотурский считается духовным покровителем Урала и Сибири, а его мощам приписываются излечения бесплодия и болезни ног и глаз.
Женский монастырь
Обитель эта ведет свое начало с 1621 года. Это первый женский монастырь в Сибири со времени покорения ее под власть царей московских, именовавшийся по храму «Покровским».
Первоначально поселилось в нем десять «безместных» стариц. В следующем 1622 году назначена была первая игумения Анисия.
В этом же 1622 году первая настоятельница монастыря игумения Анисия обращалась с челобитною к Царю Михаилу Феодоровичу о пожаловании их хлебным и денежным жалованием, а также просила помощи и на устройство их храма и ограды вокруг монастыря.
Всю историю женского монастыря можно прочитать на сайте Православной газеты Екатеринбургской Епархии
Свято Троицкий собор
В деревянном виде церковь в честь Живоначальной Троицы была заложена в 1598 году, по окончании строительства Бабиновской дороги, связующей Центральную Россию с Сибирью. На месте города Верхотурье первоначально существовала пограничная застава с таможней, а вокруг нее стал образовываться торговый город. Троицкий храм существовал как походно-полевая церковь на пограничной заставе.
С ростом и развитием Верхотурья Троицкий храм становится центральным городским собором.
Деревянное здание храма, стоявшего на высоком берегу Туры, не сохранилось. В 1703 году практически на этом же месте был заложен каменный храм в честь Святой Живоначальной Троицы, а вокруг него выстроили кремль с бойницами для стрелецких пищалей. С момента закладки указом Святейшего Синода Свято-Троицкому храму был присвоен соборный статус.
Русские государи Алексей Михайлович, а впоследствии Петр I сознавали важнейшее государственное значение Верхотурского кремля на границе Урала и Сибири: храм и Верхотурский кремль строился полностью за счет государевой казны.
В годы советской власти храм был закрыт. С 1932 года богослужения в нем не проводились, собор и кремль постепенно ветшали и разрушались. Но вследствие того, что Троицкий собор был объявлен ЮНЕСКО памятником архитектуры мирового значения, полностью он уничтожен не был.
В 1998 году в Свято-Троицком храме были возобновлены богослужения. Впоследствии Свято-Троицкому собору указом Правящего Архиерея был придан статус Архиерейского подворья. Сейчас это центральный и единственный действующий городской собор, где совершаются крещения, венчания и отпевания.
Село Меркушино
Более ста лет стояла деревянная часовенка на могиле святого праведного Симеона Верхотурского и всея Сибири чудотворца, мощи которого были обретены в 1692 году, спустя 50 лет после смерти Праведника. За это время часовня пришла в ветхость.
В 1808 году житель Верхотурья Курбатов подал духовному начальству прошение о дозволении построить ему на месте этой часовни каменную, крытую железной кровлей. Внутри нее помещалась гробница, закрытая черным бархатом с изображением святого Симеона Верхотурского и осененная крестом. К могиле святого с левого клироса по винтообразной лестнице вел спуск.
Перед иконой святого горели лампады и свечи, а присутствующий клирик черпал для богомольцев святую воду из источника. Деревянный Михаило-Архангельский храм, в котором любил молиться Верхотурский Праведник, сгорел в 1777 году.
Впоследствии меркушинские прихожане получили позволение построить на этом месте новый каменный храм во имя Архистратига Божия Михаила, который был построен и освящен в 1809 году, с приделами во имя Святого Николая Чудотворца и Святителя Димитрия Ростовского. Через полвека храм был расширен и обновлен, на колокольне воздвигнут шпиль.
В 1886 году на месте каменной часовни был построен Свято-Симеоновский храм и соединен с Михаило-Архангельской церковью галереей.
Оба храма были объединены в зримое целое не только береговым откосом реки Туры, но и выразительным взаиморасположением других строений, включавших длинную галерею между храмами, кирпичную ограду с несколькими входами на церковную усадьбу, парадную многомаршевую лестницу, ведущую от речной пристани к Михаило-Архангельскому храму в служебный корпус с иконной лавкой в юго-западном углу усадьбы.
Таким образом, в центральной части Меркушино на высоком берегу Туры возник великолепный архитектурный ансамбль. За ним находилась гостиница для богомольцев.
Свято-Симеоновский храм лишили части ступеней, ведущих к могиле святого Симеона. Ступени были вмонтированы в памятник павшим в годы Великой Отечественной войны. Там же оказалась и боковая часть гробницы.
В 60-ые годы 20-го века школьники под руководством взрослых, засыпали могилу праведника и устроили в Свято-Симеоновском храме спортзал. Тянулись долгие годы забвения. Только редкие паломники, невзирая на запрет, приезжали поклониться святой земле.
В 90-х годах произошли изменения в государственной политике по отношению к духовно-нравственным ценностям. Началось возвращение Церкви экспроприированных большевиками храмов. Возвращен верующим был и Свято-Симеоновский храм в Меркушино.
В 1991 году насельники и насельницы возрождаемых Свято-Николаевского мужского и Покровского женского монастырей Верхотурья в течение недели очищали могилу святого праведного Симеона.
Через день после того, как могилу освободили от земли, пришедшие в Симеоновский храм увидели, что она до середины наполнена водой. Это было чудо, которое явил праведник после стольких лет поругания места его последнего земного упокоения. С тех пор паломники приезжают сюда за святой водой, получают исцеления от телесных и душевных болезней.
В 1997 году Свято-Симеоновский храм был отреставрирован при участии мужского монастыря во имя Всемилостивого Спаса Екатеринбурга и передан Ново-Тихвинскому женскому монастырю. Могила святого Симеона и спуск к ней облицованы новым мрамором. Восстановлены печи, сделан пол из лабрадорита, плиты которого на изломе переливаются синим цветом. Деревянный иконостас покрыт позолотой на красном фоне.
Примечание: Историческая информация о храмах подготовлена на основе сведений, полученных с сайта Православной газеты Екатеринбургской Епархии