храм мещерский парк казанский
Храм мещерский парк казанский
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ В ХРАМЕ
КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
НЕДЕЛЯ 15-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. ПОПРАЗДНЕНСТВО ВОЗДВИЖЕНИЯ. ВМЧ. ЕВСТАФИЯ.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ СВТ.ТИХОНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ. БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ.
НЕДЕЛЯ 16-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.
МЧ.КАЛЛИСТРАТА И ДРУЖИНЫ ЕГО. БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ.
ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ. БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ.
НЕДЕЛЯ 17-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.
НЕДЕЛЯ 18-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.
ПАМЯТЬ СВ.ОТЦЕВ VII ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА.
30 октября Суббота
НЕДЕЛЯ 19-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.
АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ЛУКИ.
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ В ХРАМЕ
КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
МОЛЕБЕН ВОДООСВЯТНЫЙ С АКАФИСТОМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ.
ПРАЗДНОВАНИЕ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК. БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ.
ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА.
НЕДЕЛЯ 20-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. МЧЧ.МАРКИАНА И МАРТИРИЯ. БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ.
НЕДЕЛЯ 21-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.
БЕССРЕБРЕННИКОВ И ЧУДОТВОРЦЕВ КОСЬМЫ И ДАМИАНА. БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ.
НЕДЕЛЯ 22-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. СОБОР АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ.
ЗАГОВЕНЬЕ НА РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ.
НЕДЕЛЯ 23-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.
НАЧАЛО РОЖДЕСТВЕНСКОГО ПОСТА.
МЧЧ.И ИСП. ГУРИЯ, СИМОНА И АВИВА. БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ.
Для редактирования данного текста дважды кликните по нему.
Храм Казанской иконы Божией Матери в пос. Мещерском
Казанской Божией Матери в Мещерском
Сайт: http://mesherahram.ru
Email: meshcherskyhram@mail.ru
Адрес: г. Москва, ул. Воскресенская д.1
Тел: 8(499) 500-30-35
Храм открыт с 08*00 до 19*00
Информация о храме
В 2001 году образована приходская община и зарегистрирована Местная религиозная организация в Министерстве Юстиции РФ.
С 2002 по 2007 годы проходило оформление документов о местоположении будущего храма и выделении земельного участка, осуществлялись проектные работы.
17 июня 2008 года издано распоряжение Правительства Москвы о проектировании и строительстве храма и оформлении участка.
01 апреля 2009 года была утверждена схема расположения земельного участка 29 октября 2009 года распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы был образован земельный участок с кадастровым номером.
В ноябре 2009 года был получен договор безвозмездного срочного пользования земельным участком, который впоследствии был зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве.
В августе 2010 года сдан пакет документов в службу «одного окна» Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы для оформления ГПЗУ, необходимого для разработки проекта строительства храма.
29 марта 2011 года в управе района Солнцево состоялись публичные слушания по материалам проекта градостроительного плана земельного участка для размещения православного храма, на которых были одобрены материалы проекта.
13 сентября 2011 года в службе одного окна был получен ГПЗУ.
21 июля 2019 года состоялось великое освящение храма Казанской иконы Божией Матери. Освящение храма совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Полное наименование : Местная религиозная организация – Православный приход храма Казанской иконы Божией Матери в пос. Мещерском, гор. Москвы Московской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).
Духовенство храма
Исполняющий обязанности настоятеля — протоиерей Александр Тараканов
Штатный клирик – протоиерей Александр Зверев
Солнцево. Церковь Казанской иконы Божией Матери в Мещёрском (кирпичная).
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы «Златоверхая». Каменный храм Введения на Великом посаде за Торгом был заложен в 1514 году. Ктитором храма был великий князь Василий Иоаннович, а возводил его итальянский мастер Алевиз Фрязин, построивший Архангельский собор в Кремле. Храм располагался в нынешнем Рыбном переулке между Ростовским архиерейским подворьем и Гостиным двором, поглотившим церковь в конце XVIII века. «Златоверхой» церковь называли за золоченый купол, что было в XVI веке большой редкостью. В день праздника 21 ноября государи обязательно бывали здесь «у обедни». Во время выездов царя к вечерне во Введенскую церковь был положен трезвон во все колокола на Ивановской колокольне в Кремле, после вечерни сам патриарх служил молебен и всенощное бдение.
Издавна храм владел двумя пустошами в Сетунском стану – Ваулинской и Хоботовской, где имелись покосы и дровяной лес. Такие земли обычно были «вкладными», т.е. завещались как вклад на вечное поминовение. Загородные земли, принадлежавшие московским церквям, отдавались в оброчное содержание, и храм имел дополнительный доход. В 1766 году Ваулино и Хоботово, пустоши Сетунского стана, владение церкви Пресвятой Богородицы «Златоверхая», были отданы в вечное владение из оброку генерал-аншефу Никите Федоровичу Соковнину. В «Экономических примечаниях к Планам Генерального межевания Московского уезда» (изданы в 1766 г.) отмечалось, что церковная земля, которую межевал 12 октября 1766 г. Дельвиг, имела под разным строением 2376 с., сенной покос 41 д. 685 с., лес дровяной 190 д. 2088 с., дороги 1125 с., полуручей и болото 4 д. 300 с., всего 205 д. 1042 с. Владел Соковнин этой землей недолго, поскольку скончался в 1770 г.
По ведомости 1779 года, церковь «ружная во имя Введения Пречистой Богородицы Златоверховой что за Гостиным двором. Приходских дворов не имеется, а имеет прежде сего содержание от двух пустошей церковных, кои отданы были прежним священником графу Сергею Владимировичу Салтыкову и с платежа на двадцать лет, а с 1777 году от платежа денег и хлеба им от означенного графа Салтыкова отказано, о чем и дело имеется в Духовной консистории».
В конце XVIII века городскими властями было принято решение о перестройке и расширении обветшавшего старого Гостиного двора, и здание храма, мешавшее строительству, было осмотрено архитектором С.А. Кариным. У древней церкви оказались ветхими только деревянная крыша и крыльцо, а стены и главы найдены крепкими. Московский главнокомандующий Еропкин предложил снести только здания, окружавшие храм, а саму церковь сохранить (встроив в Гостиный двор), а причт поместить в бывшем Магистратском доме напротив. Митрополит Платон (Левшин), однако, не поддержал этого проекта, указывая, что при сломке окружающих домов храм окончательно лишается прихода, а причт, состоявший из священника и дьячка, – своего главного дохода «от схода с собственных домов», т.е. сдачи внаем помещений. По этим прагматическим соображениям храм был назначен к уничтожению. В конце 1790 года все церковные здания вместе с землею (Ваулиной и Хоботовой пустошами) были проданы. Здание церкви разобрано при строительстве Нового гостиного двора. Деньги, вырученные от продажи материала Введенской церкви и церковной земли, высочайшим указом велено было отдать в Государственный заемный банк, чтобы проценты по распоряжению епархиальных властей шли на содержание учеников Московской и Вифанской семинарий. Затем вся сумма стала направляться на содержание Вифанской семинарии.
Во время Отечественной войны 1812 г. село Ваулино оказалось буквально на пути и русской, и французской армий в непосредственной близости от Старой Смоленской дороги (Можайское шоссе), по которой армия Наполеона входила в Москву. Французы стали на постой в селе, а в храме был организован госпиталь для солдат, раненных на Бородинском поле. Умерших здесь же и хоронили на погосте (в советское время кладбище сравняли с землей). Из документов, свидетельств и воспоминаний очевидцев Отечественной войны 1812 года известно, что корпус графа Остермана-Толстого и летучий отряд генерала Дорохова действовали прямо на территории леса близ села Ваулино (ныне территория Мещерского парка). При отступлении французскими солдатами было сожжено село Ваулино вместе с церковью. «Сожжен. Француз. Село Ваулино» отмечалось на картах вплоть до середины 1920-х гг. Кроме упомянутой надписи на карты наносили точку с крестом – местонахождение утраченного храма. В книге священника Н. Скворцова «Уничтоженные в Московском уезде церкви» 1905года издания содержится описание храма.
Долго время земля не использовалась под жилые строения. В конце 19 века земельные угодья были выкуплены князем Сергеем Борисовичем Мещерским. В конце 19-го века в Московской губернии стало модным приобретать дачи в ближнем Подмосковье. Активному развитию бывшей Ваулиной пустоши способствовало строительство в 1900 году платформы «Востряково» Киево-Воронежской железной дороги в 12 верстах от Москвы. На месте сожженного села в верховьях речки Натошенки (Навексы или Навемки, Неверки) в начале XX в. стал строиться дачный поселок, получивший название Княж-Мещерский, по фамилии владельца земли князя С. Мещерского. 23 марта 1904 г. в московской земской управе был утвержден план дальнейшего развития поселка. Открыт поселок был в 1905 году. В 1910 г. в Княж-Мещерском насчитывалось 108 отдельных владений, в то время образовалось общество благоустройства, много работавшее для того, чтобы сделать жизнь в поселке удобнее. В путеводителе по Московскому уезду от 1905 года поселок обозначался как Дачный поселок Княж Мещерский. При нем имение князя Мещерского.
В июне 1914 года Комитет общества благоустройства поселка Княж-Мещерский 8 стана Московского уезда при платформе «Востряково» Киево-Воронежской железной дороги в 12 верстах от Москвы подал в Строительное отделение Московского губернского правления прошение. В этом прошении Комитет общества благоустройства просил о разрешении построить на усадебном месте в дачном поселке Княж-Мещерский часовню в память 300-летия дома Романовых. Прошение было также подано в Московскую духовную консисторию.
Московская духовная консистория 12 августа 1914 года уведомила Строительное отделение Московского губернского правления, что «не имеется никаких препятствий к означенной постройке часовни». В соответствии с протоколом 501 Совещательного присутствия Строительного отделения от 21 августа 1914 года проект часовни в память 300-летия дома Романовых в поселке Княж-Мещерский был утвержден и выдано разрешение на ее строительство. 20 октября 1914 года пристав 2 участка Хамовнической части г. Москвы передал копию чертежа часовни и разрешение на ее строительство председателю Общества благоустройства поселка Княж-Мещерский.
В советское время часовня была разрушена, как любая память об императорском доме Романовых. На месте православного храма и там, где стояла часовня, долгое время была огромная яма, в которую сбрасывали мусор и бытовые отходы. Это очень хорошо видно на немецкой карте Подмосковья от 1940 года и аэрофотосъемке фашистских разведывательных самолетов от 1942 года.
В советское время поселок потерял первую часть имени и стал называться просто Мещерским. Название Мещерский появилось на картах только с 1927 года. В 1964 году поселок был включен в состав территории города Москвы.
Ровно через 200 лет после сожжения церкви, в 2012 г., Правительством Москвы принято решение о включении строительства храма в программу «Строительство 200 православных храмов на территории города Москвы». И на месте храма в честь Казанской иконы Божьей Матери, сожженной во время Наполеоновского нашествия в России, после ликвидации и разборке церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы «Златоверхая», при строительстве нового гостиного двора при Екатерине Великой и часовни, построенной в честь 300-летия дома Романовых, уничтоженной в годы советской власти большевиками, будет возведен храм в честь Казанской иконы Божьей Матери в пос. Мещерский. В 2014 году был освящен деревянный храм, в котором служат Божественную Литургию. В 2015 году начались строительные работы по основному каменному храму и приходскому дому.
На 2 сентября 2017 года: стены храма и приходского дома выполнены в монолите, покрыты утеплителем, а затем облицовочным кирпичом. Сегодня на храме идет обмазка кирпичной кладки фасадов. На храме установлен бетонный купол, который в настоящее время мастера покрывают позолотой. Звонницу также увенчивает малый купол. Освятить и утвердить кресты планируется в сентябре-октябре. В храме и в приходском доме прокладываются внутренние инженерные коммуникации, выполняется разводка теплосети. В приходском доме мастера уже приступили к внутренней отделке.
Храм Казанской иконы Божией Матери в Мещерском откроется в 2018 году. Установлен каркас главного купола. Осенью установлен на купол золоченый крест. Проект храма индивидуальный, он создавался специально для этой территории Москвы. Церковь будет однокупольной, с луковичным завершением и богатым декором. За основу взяты псковско-новгородские каноны. Территорию благоустроят, объединив Баковский лесопарк со стороны области и Мещерский парк с прудом одноименного московского поселка.
Комментарии и обсуждение
Спасибо большое автору за подробное изложение многовековой истории «Мещерского леса». Парк поражает своей красотой, ухоженностью и церковью Казанской иконы Божией Матери.
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Храм Казанской Божией Матери в Мещерском введут в октябре
Поделиться
Подписывайтесь на Stroi.mos.ru
Первый храм в поселке Мещерский на западе столицы готов, его планируется освятить 4 ноября, сообщил депутат Госдумы Владимир Ресин.
Церковь возвели на пересечении ул. Воскресенская с Мещерским проспектом. Она сможет принять 400 прихожан.
Храм однокупольный, с луковичным завершением, покрытым смальтой. Такое покрытие в отличие от традиционного сусального золочения долговечно и дает интересный блеск – матовый, с искринкой.
Проект храма разработал архитектор Андрей Оболенский. Он создал эксклюзивный собирательный образ по древнерусским канонам специально для этих мест.
«Раньше такие технологии при строительстве церквей не применялись, это уникальное изобретение, запатентованное архитектором. Храм построен менее чем за два года», – сказал В. Ресин.
На стройплощадке рабочие нашли множество древних артефактов. Как оказалось, в прошлом на этом участке стояла церковь.
В храмовом комплексе уже идут регулярные богослужения. Работает крестильный храм, расположенный в приходском доме.
«Рядом, через железнодорожные пути от поселка, разворачивается строительство крупного жилого комплекса «Мещерский лес». Новый микрорайон и поселок Мещерский в будущем соединит путепровод», – подчеркнул В. Ресин.
Большая часть задуманного уже сделана. Благоустройство территорий завершится к моменту ввода комплекса в эксплуатацию.
Напомним, программа строительства православных храмов («Программа-200») развернута во всех округах столицы, кроме Центрального. Ее цель – обеспечить жителей города церквями недалеко от дома.
Программа реализуется полностью на пожертвования. Для сбора средств создан благотворительный Фонд поддержки строительства храмов города Москвы, сопредседателями которого являются мэр столицы Сергей Собянин и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Программу курирует советник мэра, советник по строительству Патриарха Московского и всея Руси, депутат Госдумы Федерального собрания РФ Владимир Ресин – он является председателем рабочей группы фонда.
От Стройкомплекса программу курирует руководитель Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Лёвкин.
Информационная служба портала Стройкомплекса
Храм мещерский парк казанский
Адрес: ЗАО, пос. Мещерский, ул. Воскресенская, д. 1/37
Настоятель: протоиерей Александр Тараканов
Архитектор: Андрей Николаевич Оболенский
Проектировщик: АНО АХЦ «АрхХрам»
Генеральный подрядчик: ЗАО «Декра Констракшн энд девелопмент»
Вместимость: 350 человек
Чин малого освящения: 30 декабря 2018 года совершил архиепископ Егорьевский Матфей
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери — однокупольный, с луковичным завершением, покрытым смальтой. Проект разработан архитектором Андреем Оболенским, который создал собирательный образ по древнерусским канонам.
На стройплощадке рабочие нашли множество древних артефактов. В прошлом на этом участке стояла церковь. Самые ранние сведения о «пустоши Ваулино» датируются 1628 годом, в то время она принадлежала церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, что близ Гостиного двора в Китай-городе. Во время Отечественной войны 1812 года село Ваулино оказалось на пути и русской, и французской армий, в непосредственной близости от Старой Смоленской дороги (Можайское шоссе), по которой армия Наполеона входила в Москву. Французы стали на постой в селе, а в храме был организован госпиталь для солдат, раненных на Бородинском поле. Умерших здесь же и хоронили на погосте (в советское время кладбище сравняли с землей).
Из документов, свидетельств и воспоминаний очевидцев Отечественной войны 1812 года известно, что корпус графа Остермана-Толстого и летучий отряд генерала Дорохова действовали прямо на территории леса близ села Ваулино (ныне территория Мещерского парка). При отступлении французскими солдатами было сожжено село Ваулино вместе с церковью. «Сожжен. Француз. Село Ваулино» отмечалось на картах вплоть до середины 1920-х гг. Кроме упомянутой надписи на карты наносили точку с крестом — местонахождение утраченного храма. В книге священника Николая Скворцова «Уничтоженные в Московском уезде церкви» (1905 года издания) содержится описание храма.
17 ноября 2000 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была образована приходская община, и зарегистрирована местная религиозная организация. 17 июня 2008 года распоряжением Правительства Москвы был выделен земельный участок площадью 0,43 га рядом с прудом в Мещёрском для строительства храма Казанской иконы Божией Матери. В 2012 году храм Казанской иконы Божией Матери вошел в Программу строительства 200 православных храмов в городе Москве.
2 сентября 2013 года штатным священником храма был назначен протоиерей Александр Тараканов. По ходатайству и.о. настоятеля храма и общины 27 января 2014 года распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла (№ 02-76) протоиерей Александр в дополнение к несомому послушанию был назначен председателем приходского совета храма.
Весной 2014 года был построен временный деревянный храм, освященный 3 июня епископом Выборгским и Приозерским Игнатием. Начались регулярные богослужения, еженедельно служилась Литургия.
В декабре 2015 года подрядчик начал строительство нулевого цикла здания храма вместимостью 300 прихожан и дома причта. В 2018 году строительство храма было завершено, стены были расписаны. 29 декабря 2018 года было получено разрешение на ввод храмового комплекса в эксплуатацию. 30 декабря 2018 года архиепископ Егорьевский Матфей освятил храм малым чином.
Поселок Мещерский был основан в 1903 году на землях, принадлежащих Герою Отечественной войны 1812 года князю Мещерскому. И здесь до революции высился величественный Казанский собор, который в 30-е годы был уничтожен большевиками.
Наша Программа вернет народу утраченную святыню.
Заступница Земли Русской
Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан.
Именно этот святой образ помог ополчению купца Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского освободить Русь от иноземных захватчиков.
Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская.
Ныне в Москве на Красной площади вновь стоит посвященный этой иконе Казанский собор, разрушенный в середине 1930‑х и возрожденный уже в наши дни по чертежам, сохраненным замечательным реставратором Петром Дмитриевичем Барановским. Вновь в нескольких шагах от Воскресенских ворот и неподалеку от памятника спасшим Русь гражданину Минину и князю Пожарскому возносятся пред ликом Казанской иконы молитвы. Возвращен Церкви и Казанский собор в северной столице, в котором покоится прах фельдмаршала Кутузова, отстоявшего Россию два века спустя.
Казанская икона – незыблемое напоминание о милости Богородицы к русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы.
В 1552 году Казанское ханство было присоединено к Руси царем Иоанном Грозным. 60 тысяч русских людей были освобождены из плена; началось обращение мусульман и язычников в христианство.
Но уже в 1579 году Казань опустошил страшный пожар. Начался он в доме купца Онучина. После пожара девятилетней дочери купца Матроне явилась во сне Богородица и открыла девочке, что под развалинами их дома находится чудотворный образ Пресвятой Девы, зарытый в земле тайными исповедниками христианства еще при татарском владычестве.
Божия Матерь точно указала место, где надо была искать икону. Родители поначалу не обратили внимания на рассказ девочки, но чудесное явление Небесной Царицы повторилось трижды, причем в третий раз оно было грозным. Мать отвела Матрону к митрополиту Казанскому Иову, и та рассказала ему о чудесном явлении. Все духовенство города в сопровождении огромной толпы народа направилось к дому Онучиных. Сейчас же начались раскопки, но найти икону никак не удавалось.
Тогда копать принялась сама Матрона, и тут же обрела святой образ. Он был необыкновенной красоты и сиял совершенно свежими красками, как будто только что был написан.
Митрополит передал икону отцу Ермолаю (будущий священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси), наиболее почитаемому в городе священнику, и тот, высоко подняв ее над головой, сопровождаемый крестным ходом, отнес чудесный образ на городскую площадь, где осенил им на четыре стороны весь собравшийся народ. Отец Ермолай написал тропарь новоявленной иконе «Заступнице Усердная», который знала вся Святая Русь.
Через десять лет на месте обретения чудотворной иконы митрополит Ермоген (отец Ермолай принял постриг с именем Ермоген в Московском Чудовом монастыре и вскоре был назначен на Казанскую кафедру) основал женский монастырь в честь иконы Божией Матери Казанской. Причем юная Матрона Онучина (и ее мать) приняла в нем постриг и стала потом настоятельницей. Совершив первый молебен перед святым образом, митрополит Ермоген составил сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери.
Документы и сказания XVII века свидетельствуют о множестве чудес, явленных святым Казанским образом. С его помощью была взята одна из башен Китай-города, захват которой предопределил успех общего штурма 4 ноября 1612 года:
Во время Смуты, когда Москва была занята поляками, а Патриарх Ермоген томился в темнице, список с чудотворного образа был передан князю Димитрию Пожарскому. Три дня русское ополчение держало пост и усердно возносило молитвы перед Казанской иконой Божией Матери.
В осажденном Кремле находился тогда архиепископ Элассонский (из Греции) Арсений. Ночью к нему в келью явился сияющий Божественным светом преподобный Сергий Радонежский и возвестил, что «заутра Москва будет в руках осаждающих (ополчение Пожарского) и Россия спасена». В подтверждение истинности пророчества архиепископ исцелился от болезни.
Святой Арсений оповестил русских воинов о видении и пророчестве великого святого Русской земли, и на следующий день ополчение выбило поляков из Китай-города, а через два дня был освобожден Кремль.
В воскресенье (25 октября) русские воины с крестным ходом пошли в Кремль с чудотворным образом в руках. На лобном месте их встретил архиепископ Арсений, несший чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, которую он сохранил, несмотря на все тяготы плена и болезни. Народ был потрясен встречей двух чудотворных икон и слезно молился Небесной Заступнице Русской земли.
В память об освобождении Москвы от поляков 4 ноября (22 октября) установлено празднование Казанской Божией Матери, а 21 (8) июля вспоминается чудесное обретение иконы.
Перед Полтавской битвой в 1709 году русский царь Петр I с войском молился перед Казанской Божией Матерью, а в 1721 году перенес один из списков иконы из Москвы в построенный им Петербург. В 1811-м образ был поставлен в только что построенном и освященном Казанском соборе, где вскоре полководец Кутузов молился перед чудотворной иконой о победе над французами. Святой образ осенял русских солдат, идущих на освобождение России от иноземных захватчиков в 1812-м, и первая крупная победа была одержана в день праздника иконы 22 октября (4 ноября), когда выпал снег и ударили сильные морозы. Сама Заступница пришла на помощь воинам.
Есть также множество документальных свидетельств о том, что Казанская икона Божией Матери помогла нашей стране и в годы Великой Отечественной войны.
Приведем цитату из сборника «Россия перед вторым пришествием»:
«Когда началась Великая Отечественная война, Патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России… Промыслом Божиим для изъявления воли Божией и определения судьбы страны и народа России был избран друг и молитвенник за нее из братской Церкви – Митрополит гор Ливанских Илия (Антиохийский Патриархат)… Он решил затвориться и просить Божию Матерь открыть, чем можно помочь России. Он спустился в каменное подземелье, куда не доносился ни один звук с земли, где не было ничего (кроме иконы Божией Матери). Владыка затворился там, не вкушая пищи, не пил, не спал, а только, стоя на коленях, молился перед иконой Божией Матери с лампадой. Каждое утро владыке приносили сводки с фронта о числе убитых и о том, куда дошел враг. Через трое суток бдения ему явилась в огненном столпе Сама Божия Матерь и объявила, что избран он, истинный молитвенник и друг России, для того, чтобы передать определение Божие для страны и народа Российского. Если все, что определено, не будет выполнено, Россия погибнет.
«Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и тюрем, должны начать служить. Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда, – сдавать нельзя. Пусть вынесут, – сказала Она, – чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Это избранный город. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война окончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена».
Владыка связался с представителями Русской Церкви, с советским правительством и передал им все, что было определено. И теперь хранятся в архивах письма и телеграммы, переданные митрополитом Илией в Москву.
Сталин вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия, ибо не видел больше никакой возможности спасти положение. Все произошло так, как и было предсказано. Не было сил, чтобы удержать врага. Был страшный голод, ежедневно умирали тысячи людей. Из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг Ленинграда – город был спасен…»
«Ватиканский» образ Казанской
В 2004 году дипломатия Ватикана предприняла попытку добиться согласия Русской Православной Церкви на приезд Папы Иоанна Павла II в Россию, используя в качестве удобного предлога предложение передать в дар Русской Церкви некий Казанский образ неясного происхождения, хранившийся в личных покоях Папы с марта 1993 года и якобы являвшийся той самой прославленной русской святыней, явленной в 1579 году в Казани. Старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Наталья Чугреева дает такую характеристику Казанского образа из Ватикана: «Казанская икона, находящаяся в Ватикане, представляет собой список с явленного в Казани образа, который по стилю письма можно отнести к живописной традиции Поволжья и датировать первой половиной — серединой XVIII века. Иконография образа отличается от ранних списков с явленного образа: тип Лика Богоматери не «грекофильский», а более «русифицированный», взгляд Ее и Лик более, чем на древних образах, обращен к предстоящим, что характерно для икон более позднего времени; благословение Младенца Христа не двуперстное, как на явленной иконе, а именословное. Драгоценный оклад образа, по мнению специалистов, может быть отнесен по характеру орнаментики к началу (первой трети) XIX века».
«Ватиканская» икона была доставлена в Москву делегацией во главе с кардиналом Вальтером Каспером и 28 августа 2004 года в Успенском соборе Московского Кремля преподнесена Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. 21 июля 2005 года патриарх передал образ Казанской епархии во время торжественной церемонии открытия Благовещенского собора в Казанском Кремле.
Заступнице усердная, Мати Господа В ышняго, за всех м олиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твор иши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о, Гопоже, Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умил енною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.