храм михаила архангела в ульяновске
Храм Архангела Михаила с.Белый Ключ, г.Ульяновск
Храм Архангела Михаила с.Белый Ключ, г.Ульяновск запись закреплена
____________________________________________________________________________
Покров Пресвятой Богородицы
____________________________________________________________________________
Праздник Покрова – один из самых почитаемых на Руси, о чём свидетельствует и количество Покровских храмов, и количество людей с «поповской» фамилией Покровский.
Показать полностью. (Дело в том, что до середины XIX века отличившиеся выпускники Духовных семинарий получали новые фамилии в честь главных праздников.) В то же время многие плохо представляют себе сам смысл термина «покров», да и сама история праздника всё ещё недостаточно изучена. Обратимся к историческому событию, традиционно лежащему в его основе.
В X столетии Византийская империя, теснимая своими энергичными восточными соседями, вновь оказалась на грани гибели. Константинополь внезапно был осажден «варварами» (в том числе и язычниками-россами), а греческое войско не успело вернуться из дальнего похода. Поэтому отчаявшимся людям оставалось лишь надеяться на небесную помощь.
Во Влахернском храме, где хранилась бесценная реликвия – риза Богоматери и часть Её пояса – совершалось беспрерывное моление. Однажды ночью стоявшие там Андрей Юродивый и его духовный ученик Епифаний удостоились чудесного видения. Невидимая для остальных, явилась им «величественная Жена, идущая от царских врат со страшною свитою, из которой честный Предтеча и Сын Грома (апостол Иоанн Богослов. – Ю. Р.) поддерживали Ее своими руками. Преклонив колени, Она долго молилась, обливая слезами Свое боговидное и пречистое лицо. По окончании молитвы сняла с Себя наподобие молнии блиставшее покрывало (мафорион), которое носила на пречистой главе Своей, и, держа его с великой торжественностью Своими пречистыми руками, распростёрла над всем стоящим народом. Чудесные эти мужи (Андрей и Епифаний) довольное время смотрели на это распростёртое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню. И, доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Её, сделалось и оно невидимо. Но, взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там».
Это было знаком надежды на спасение. Действительно, вскоре, устрашенные необъяснимыми небесными знамениями, варвары сняли осаду и в страхе бежали. Событие это датируется приблизительно 930 годом.
На Руси исторически конкретный смысл «покрова-защиты» жителей Константинополя неизмеримо расширился, и он стал восприниматься как «Покров Богоматери над Русской землёй» – местом особого почитания Царицы Небесной.
Храм Архангела Михаила с.Белый Ключ, г.Ульяновск запись закреплена
____________________________________________________________________________
Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня
____________________________________________________________________________
Пожалуй, Воздвижение Креста Господня – единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен.
Показать полностью.
После того как свершились величайшие события в истории человечества – Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, святой Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 году святые места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых из них были построены языческие храмы.
Обретение Честного и Животворящего Креста состоялось в царствование равноапостольного императора Константина Великого.
По сообщениям церковных историков IV века, мать Константина, равноапостольная Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также святой Крест, чудесное явление которого стало для святого Константина знаком победы над противником. В литературе изложены три различные версии предания об обретении Креста Господня.
Согласно наиболее древней, Честный Крест находился под языческим святилищем Венеры. Когда оно было разрушено, обнаружились три креста, а также табличка и гвозди, которыми Спаситель был пригвожден к орудию казни. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский епископ Макарий предложил приложить поочередно каждый из них к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Креста Господня, который и был поднят святителем для всеобщего обозрения.
Вторая гипотеза, датированная первой половиной V века, относит это событие к I столетию: Крест был найден Протоникой, женой императора Клавдия I (41–54), а затем спрятан и вновь обретен в IV веке.
Третий вариант предания, возникший, как и второй, в Сирии в V веке, сообщает: святая Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей, по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место – храм Венеры. Святая Елена повелела разрушить храм и делать раскопки. Там были найдены три креста. Явить Крест Христов помогло чудо – воскрешение через прикосновение к истинному Кресту мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.
Нужно сказать, что наибольшей популярностью в средне- и поздневизантийскую эпохи пользовалась последняя версия. Именно на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Крестовоздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.
Точная дата обретения Честного Креста неизвестна. По-видимому, оно имело место в 325 или 326 году. После обретения святого Креста Константин начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей Святому городу торжественностью. Около 335 года была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика Мартириум. День ее обновления (то есть освящения), а также ротонды Воскресения (Гроба Господня) и других построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя 13 или 14 сентября стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения Честного Креста вошло в праздничное торжество в честь обновления.
Храм Архангела Михаила с.Белый Ключ, г.Ульяновск запись закреплена
ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Протоиерей Олег Стеняев
В сегодняшнем видео вместе с протоиереем Олегом Стеняевым говорим о Дне Преображения Господня и затрагиваем следующие темы:
Показать полностью. Почему Христос делает свидетелями Своего Преображения не всех, а только трех?
Христос научает нас воспринимать Закон Божий как руководство к действию.
Почему важно что Иисус Христос берет 3их свидетелей?
Как действует Господь в этом мире?
О необходимости крестоношения.
Ради чего христианин должен терпеть гонения, скорби?
О Преображении как будущей цели каждого из нас.
Кто преобразился: Бог или Человек во Христе Иисусе?
Что означают и символизируют белые одежды Господа?
Почему являются Моисей и Пророк Илия для беседы с Иисусом Христом?
О чем беседуют Моисей и Илья со Христом на горе Фаворе?
Что значит умрет по Закону?
О Ветхом Завете, как детоводителю ко Христу.
О трех кущах и священном безумии Апостола Петра.
Что означает Облако Светлое, которое осенило их?
О Гласе Глаголющем и о том, что Он говорит.
Почему важно что Иисус возводит апостолов на Гору?
О смысле Преображения.
О важности того, что Господь говорит ужаснувшимся учениками «Не бойтесь!».
Какое общение мы имеем во Христе?
О свидетелях чуда Преображения.
Почему это событие имеет колоссальное значение даже для тех кто на Небесах и в аду?
Кто есть последний Адам?
О Светлой цели для всякого верующего во Христа.
Почему Христос преображается перед учениками до страданий?
О Фаворском Свете.
Храм Архангела Михаила с.Белый Ключ, г.Ульяновск запись закреплена
ПАТРОЛОГИЯ
Слово, образ, жест
О чем говорят #жесты_на_иконах? Художественный и символический язык иконы
Икона суть видимое невидимого и не имеющего образа, но телесно изображаемого ради слабости понимания нашего
Показать полностью.
Преподобный Иоанн Дамаскин
🍃Икона суть видимое невидимого и не имеющего образа, но телесно изображаемого ради слабости понимания нашего🍃
Храм Архангела Михаила с.Белый Ключ, г.Ульяновск запись закреплена
ПАТРОЛОГИЯ
Великие учёные о Боге, о взаимосвязи религии и науки
Храм Архангела Михаила с.Белый Ключ, г.Ульяновск запись закреплена
ИСЦЕЛЕНИЕ ГЕРГЕСИНСКИХ БЕСНОВАТЫХ
Священник Григорий Геронимус
Неделя 5-я по Пятидесятнице, об изгнании легиона бесов.
Рассуждаем об этих события со Священником Григорием Геронимусом и касаемся следующих тем:
Показать полностью. О бесноватых в стране Гергесинской.
Где они жили? и кто они такие?
Об одержимых. Почему люди становятся одержимыми?
О страсти.
О двух крайностях в отношении к темным силам у православных христиан.
Об ангелах и демонах.
Веруют ли бесы в Иисуса Христа?
Отношение Спасителя к грешным людям и одержимым.
О разделении орудия греха и того кто его совершает.
Почему важно что рядом паслось стадо свиней? о чем это свидетельствует?
О сущности зла.
О Свете и Тьме.
О крестинах.
О выборе: путь Жизни и путь смерти.
Почему жители Гергесинской страны просят чтобы Господь отошел от их пределов?
Храм Архангела Михаила с.Белый Ключ, г.Ульяновск запись закреплена
Слово в день Рождества Иоанна Предтечи
____________________________________________________________________________
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня празднуется рождество величайшего из людей, когда-либо живших на земле, – святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Церковь хранит память о всех событиях его жизни: о его зачатии, рождении, и о его миссии Крестителя Спасова (праздник Собор Иоанна Предтечи — на следующий день после Крещения Господня), и о его мученической смерти. И круглый год каждый вторник Церковь молится и просит молитвенного предстательства пред Богом Иоанна Предтечи и Крестителя Господня.
Сегодня в Евангелии от Луки мы слышали, как праведному Захарии по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось войти в Храм Господень для каждения, а все множество народа молилось вне во время каждения, — тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. И Захария, увидев его, смутился, страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн (Лк.1: 9-13).
Святитель Иоанн Златоуст, объясняя это смущение, говорит, что Захария, войдя в Храм Господень, молился только об одном – прощении грехов народа, а получил обещание разрешения бесплодной утробы. Он просил одного утешения, а получил другое; молился за народ, а назван был отцом сына. Захария более желал исцеления душ согрешивших. Он как бы говорит: народ, вне молящийся, ожидает меня с ответом от Царя небесного… через меня они приносили моления к Царю, прося прощения в грехах; об этом я молюсь, чтобы исполнить желание народа, чтобы показать действие своей чреды. А мне возвещается о рождении сына. Что за выгода для народа, если у меня будет сын? Что же — об этом я молился, или совершаю каждение в свою чреду ради того, чтобы перед народом высказать свою плодородность? Нет, я теперь уже нисколько не думаю о деторождении, я стар, ищу спасения народа и счастья племени, пленения врагов и благоденствия города, а не детского плача, пеленок и кормления: я нисколько не думаю об этом.
Праведный Захария не видит, что все, что он просил, он получает с избытком. Он молится только об иудейском народе, а ему благовествуется о том, кто все племена приготовит к спасению. Рождается начальник воинства Царя Небесного и предуготовитель освобождения мира от грехов. А Захария не верит и требует подтверждения словам Божиим. За свое сомнение и неверие Захария наказывается немотою, и он пребывал, как сказано в Евангелии, в молчании, ожидая рождаемого. Он вошел в храм, – говорит св. Иоанн Златоуст, – для освобождения других, а сам вышел осужденным. Принося богослужебное каждение, вынес знак изгнания.
И когда сын рождается, речь возвращается к отцу. Захария, постигая пути Промысла Божия, восклицает: «Благословен Господь, Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему» (Лк. 1: 68).
Евангелие – это книга жизни, это живой голос Бога о нашем спасении. Нам заповедано постоянно поучаться в Писании. Евангелие – это книга, в которой мы учимся постижению Промысла Божия.
Как совершается дело нашего личного спасения? Оно совершается неприметным, не всегда сразу постижимым для нас образом, так же как было и с праведным Захарией. Мы молимся и о своем спасении, молимся и о спасении наших близких. И в нашей жизни случаются различные события – и скорбные, и радостные. Взирая на них, мы порой недоуменно вместе с праведным Захарией спрашиваем: а разве об этом я молился, разве этого ждал? Болезни, разочарования, потери друзей и многое другое сопровождают дни нашей жизни. Мы не понимаем, почему это с нами происходит. Один из подвижников писал своему чаду, находящемуся в тяжелых жизненных обстоятельствах: «Настанет момент в Вашей жизни, когда Ваше настоящее сделается прошлым, и тогда Вы с радостью будете вспоминать те трудности, которые Вам дали ощутить и свои плоды, и даже, быть может, будете жалеть о некоторых своих духовных состояниях, которые в других условиях Вы воспроизвести не сможете». И порой проходят многие годы, прежде чем мы начинаем уже по-другому смотреть на произошедшее с нами.
Душа наша как бы связывается на это время и сомнениями, и малодушием, то есть немотою, как было и с праведным Захарией. У преподобного Серафима Вырицкого есть удивительное произведение – «От Меня это было» (т.е. от Господа). Там есть такие слова, обращенные от Господа к человеку:
«Находишься ли ты в трудных обстоятельствах, среди людей, которые тебя не понимают, которые не считаются с тем, что тебе приятно, которые тебя отстраняют, – От Меня это было. Я – Бог, располагающий обстоятельствами. Ты не случайно оказался на твоем месте, это то самое место, которое Я тебе предназначил.
Не просил ли ты, чтобы Я научил тебя смирению, – так вот смотри, Я поставил тебя как раз в ту среду, в ту школу, где этот урок изучается. Твоя среда и живущие с тобою только выполняют Мою волю.
Разрушились планы твои, поник ли ты душою и устал – От Меня это было. Ты создавал себе планы, и принес их Мне, чтобы Я благословил их. Но Я хочу, чтобы ты предоставил Мне распоряжаться обстоятельствами твоей жизни.
Обманулся ли ты в друге своем, в ком-нибудь, кому ты открыл сердце свое. От Меня это было. Я допустил этому разочарованию коснуться тебя, чтобы ты познал,
что лучший друг твой Есть Господь. Я хочу, чтобы ты все приносил ко Мне и говорил Мне.
Посетили ли тебя неожиданные неудачи житейские и уныние охватило сердце твое, знай, что От Меня это было. Ибо Я хочу, чтобы сердце твое и душа твоя
всегда были пламенеющими пред очами Моими и побеждали именем Моим это душевное малодушие».
И мы так же нередко находимся в подобных обстоятельствах, и проходит время, и мы начинаем видеть в происходящем с нами Промысл Божий.
Когда наступает этот момент, то душа наша, уверясь, что все прошедшее с нами было Божественным посещением, радостно вместе с праведным Захарией восклицает: «Благословен Господь Бог… что посетил народ Свой и сотворил избавление ему». Аминь.
Иеромонах Иоанн (Лудищев)
Храм Архангела Михаила с.Белый Ключ, г.Ульяновск запись закреплена
Как связан праздник Купалы с Рождеством Иоанна Предтечи?
____________________________________________________________________________
Купала – древний праздник летнего солнцестояния (24 июня ст. ст.) у славян и некоторых народов Европы. Ф.Буслаев считал корень куп (кип) по смыслу близким с корнями яръ и буй.
Показать полностью. Образованные от них слова кипучий, ярый, буйный означают яростный, раздраженный, бешенный. Обрядовые обычаи этой ночи вполне подтверждают эту этимологию. В Послании игумена Спасо-Елиазарова монастыря Памфила (1505) к псковскому наместнику и властям обличается языческое буйство жителей Пскова в ночь Купалы: «зело не престала зде еще лесть идольская, кумирное празднование, радость и веселие сатанинское. тому (сатане) я(ко)же жертва приносится всяка скверна и беззаконие богомерзкое празднование… стучат бубны и глас сопелий и гудут струны, женам же и девам плескание (ударенье в ладоши) и плясание и главам их накивание, устам их неприязнен кличь и вопль, всескверненые песни, бесовская угодил свершахуся, и хребтом их вихляние и ногам их скакание и топтание». Это буйство в ночь, когда совершался праздник Рождества св. Пророка и Предтечи Иоанна – великого пустынника и постника, пастыри Церкви воспринимали как кощунство.
Вековая живучесть в народе некоторых обычаев дня Купалы не свидетельствует о двоеверии, а скорее о неполноте веры. Ведь сколько людей, никогда не участвовавших в этих языческих развлечениях, склонно к суевериям и мифологическим представлениям. Почвой для этого является наше падшее, поврежденное грехом, естество.
Иеромонах Иов (Гумеров)
Храм Архангела Михаила с.Белый Ключ, г.Ульяновск запись закреплена
ПАТРОЛОГИЯ
Петров пост. С чего начать церковную жизнь?
Самый начальный этап, первое, чему мы должны научиться, – это каждое воскресенье быть в храме. Если мы этому не научимся, мы не научимся никогда ничему. Если человек не посещает храм хотя бы раз в неделю, то ни о какой духовной жизни вообще речи быть не может, за исключением особенных обстоятельств: человек служит в армии, лежит в больнице и так далее.
Показать полностью. Но является ли посещение храма каждое воскресенье духовной жизнью? Нет, конечно, нет. Можно всю жизнь каждое воскресенье ходить в храм и так ничего и не понять; но и без этого невозможно.
В математике используется такое понятие: необходимое и достаточное условие. Так вот это условие необходимое, но не достаточное. А что же еще? Нужно научиться читать утренние и вечерние молитвы, молитвы перед едой и после еды. Если мы себя еще к этому не приучили, никакого следующего шага сделать невозможно. Но даже если мы уже регулярно, не опуская никогда, читаем молитвы утренние, вечерние, перед едой, после еды, на всякое дело, после всякого дела, можно ли это назвать молитвой? Конечно, нет, избави Бог, кто так думает, – это еще не молитва, это просто чтение правила, более или менее внимательное. Но без этого необходимого шага мы не сможем приблизиться к Царствию Небесному.
Дальше нужно исправить свою жизнь по ветхозаветным заповедям, которые даны были за полторы тысячи лет до Христа. Если мы этого не сделаем, мы вообще, строго говоря, не можем даже в храм ходить. Какие это заповеди? Знай Бога единого, не поклоняйся другим богам, чти Его. Что это значит? Это значит, что в нашей жизни Бог должен быть на первом месте. Ни дача, ни работа, ни друзья – ничто, а только Бог. Пока этого нет, ни о какой духовной жизни речи тоже быть не может. «Не сотвори себе кумира»– это подобная заповедь, то есть ничто не должно от нас заслонять Бога: ни человек, ни предмет, ни какое-то занятие. «Помни день субботний» – это относится как раз к воскресному посещению храма. Не убивай, не блуди, не ври, не завидуй, не воруй – если какую-то из этих древних, дохристианских заповедей мы нарушаем, то как же мы можем стать христианами? Если мы врем, завидуем, не дай Бог, еще блудим, мы находимся вне Церкви. Поэтому надо этим заповедям научиться.
А если человек научится ветхозаветным заповедям, уже не будет убивать, воровать, блудить, врать, творить себе кумира, будет ходить каждое воскресенье в храм – будет ли это духовная жизнь? Нет, избави Бог так думать, это будет только шаг по направлению к ней. Юноша богатый пришел к Иисусу и сказал: я все это имею с детства. Но все-таки он не стал учеником Христовым, то есть исполнения ветхого закона для христианина еще недостаточно. А мы даже из него многого еще не умеем делать – и уже мечтаем о том, чтобы у нас была чистая молитва и так далее. Это совершенно невозможно. В духовной жизни можно идти только по ступеням, от более простого к более сложному, как в любом деле, возьми хоть фигурное катание или архитектуру.
Раньше, лет триста тому назад, если человек не постился в среду и пятницу, уж не говоря о том, чтобы, например, Успенский пост не соблюдать, он не считался членом Церкви. Один из вопросов на исповеди был: как ты соблюдаешь пост? А для многих из нас и это еще трудно, мы забываем иногда, что пост идет. Большой ли это грех, если человек не помнит о посте? Да нет, в этом нет греха, это просто свидетельствует о том, что жизнь Церкви для человека чужда; он занимается какими-то своими делами и так далек от Церкви, что о ней забывает. Его собственная жизнь настолько увлекательна, что жизнь Церкви для него представляет интерес побочный. Это свидетельство несовершенства данного человека. Поэтому, если мы стремимся к тому совершенству, которое нам Господь предписывает, тогда, конечно, надо эту неисправность обязательно устранить.
Но и соблюдение поста по всем правилам, по всем уставам – это еще не есть духовная жизнь. А что же такое духовная жизнь? Духовная жизнь не зависит от человека, она подается Богом, если человек соблюдает некоторые условия. Условия эти есть заповеди Христовы. Представим себе, что мы уже научились ветхозаветные заповеди исполнять, соблюдаем закон, соблюдаем порядок, чин, то есть стали по всему благочестивыми иудеями. Тогда нам нужно сделать следующий шаг – научиться исполнять заповеди Христовы. Нам надо изучить Нагорную проповедь, посмотреть, что Господь от нас требует. А Он требует от нас новой нравственности. Он говорит: «Не нарушить пришел Я закон, но исполнить»– то есть восполнить, новое содержание туда влить, еще большее. Влить в мехи новое, молодое вино заповедей Христовых. Тут уже совершенно другие требования: о любви к врагам, например, о прощении обид. И вот если человек исполнит эти требования, исправит свои поступки, слова, мысли и чувства, если он по устроению своей души станет сродни Христу, тогда Господь по Своей милости вселяет в него благодать Божию. Это вселение благодати Божией в человека и есть духовная жизнь.
Когда человек сам, своими собственными усилиями пытается что-то сделать, то, естественно, ничего не получается. Поэтому многие из нас очень удивляются: что же такое, вот я правила читаю-читаю, а все у меня внимание рассеивается, все мне какие-то злые мысли приходят, какие-то нечистые помыслы осаждают. И не понимает человек, что избавиться от этого он может только по благодати Божией, без нее это невозможно. А благодать Божия поэтому и называется благодать, что это благой дар от Бога. А как дар можно восхитить? Невозможно, потому что он превышает всякую мыслимую, возможно достижимую чистоту человека. Дар – это всегда дарение. И все дело в том, захочет ли Господь как личность нам этот дар дать или не захочет. Какими мы должны для этого стать? Вот в чем задача жизни христианина: стать таким, чтобы Господь ему дар этот дал.
Святыми отцами замечено, что если человек усердствует в благочестии, изо всех сил старается заповеди Христовы исполнять, старается прощать, никого не осуждать, всем оказывать любовь, старается быть таким, каким его хотел бы видеть Господь, то Господь, видя его усердие, начинает ему в этом помогать и помогает до тех пор, пока человек не освободится от своего прошлого, ветхого человека. И тогда для него начинается новая жизнь во Христе. Вот так постепенно, начиная с малого и кончая великим, каждый достигает в свою меру, кто сколько потрудится. Для каждого из нас есть обитель в Царствии Небесном; каждый может этого достичь, надо просто сделать выбор: а что для тебя слаще? Царствие Небесное, о котором ты не знаешь, что это такое, но выбираешь просто по одному доверию слову Божию, или грех, всю сладость и горечь которого ты уже вкусил и испытал? Вот два пути, два образа жизни.