храм митрофана воронежского в пензе
События
Димитриевская родительская суббота – в православии день всеобщего поминовения усопших, который свершается в субботу перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского (8 ноября)
В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери.
23 и 24 октября Митрофановский храм посетил схиархимандрит Илий (Ноздрин)
24 октября, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, в день празднования Собора всех святых, в Оптиной пустыни просиявших, духовник братии Оптиной пустыни схиархимандрит Илий (Ноздрин) возглавил Божественную литургию в храме во имя святителя Митрофана Воронежского города Пензы.
Престольные праздники храма
— Казанской-Пензенской иконы Божией Матери (17 августа)
— свт. Митрофана Воронежского (20 августа, 17 сентября, 6 декабря)
— свт. Феодосия Черниговского (18 февраля, 22 сентября)
— перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа (29 августа)
Настоятель: священник Павел Колесников
Приделы:
Спаса Нерукотворного
свт. Феодосия Черниговского
Расписание богослужений на неделю
Седмица 20-я по Пятидесятнице.
Перенесение мощей
прп. Иоанна Рыльского
Божественная литургия 08-00
Вечернее богослужение 16-00
Вмч. Артемия. Прав. отрока Артемия Веркольского.
Прп. Гавриила
Самтаврийского
Божественная литургия 08-00
Вечернее богослужение 16-00
Прп. Илариона Великого. Перенесение мощей
Божественная литургия 08-00
Всенощное бдение 17-00
Празднование Казанской иконе Божией Матери
(в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.)
Божественная литургия 07-00
Божественная литургия 09-00
Вечернее богослужение 16-00
Апостола Иакова, брата Господня по плоти. Перенесение мощей
прав. Иакова Боровичского, Новгородского, чудотворца
Божественная литургия 08-00
Вечернее богослужение 16-00
Димитриевская родительская суббота.
Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Божественная литургия 07-00
Божественная литургия 09-00
Всенощное бдение 17-00
Неделя 20-я по Пятидесятнице. Глас 3-й.
Мчч. Маркиана и Мартирия.
Прпп. Мартирия диакона и Мартирия затворника, Печерских,вДальних пещерах
Божественная литургия 07-00
Божественная литургия 09-00
Полиелейное богослужение 16-00
Седмица 21-я по Пятидесятнице.
Вмч. Димитрия Солунского. Воспоминание великого и страшного трясения в Царьграде
Божественная литургия 08-00
Вечернее богослужение 16-00
Мч. Нестора Солунского.
Прп. Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах
Божественная литургия 08-00
Полиелейное богослужение 16-00
Вмц. Параскевы, нареченной Пятница. Прп. Иова,
игумена Почаевского.
Свт. Димитрия,
митр. Ростовского
Божественная литургия 08-00
Вечернее богослужение 16-00
Римляныни. Прп. Аврамия затворника и блж. Марии, племянницы его
Божественная литургия 08-00
Вечернее богослужение 16-00
Сщмч. Зиновия, еп. Егейского, и сестры его мц. Зиновии.
Апп. от 70-ти Тертия, Марка, Иуста и Артемы.
Божественная литургия 08-00
Вечернее богослужение 16-00
Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула
Божественная литургия 08-00
Всенощное бдение 17-00
Неделя 21-я по Пятидесятнице. Глас 4-й.
Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии
Божественная литургия 07-00
Божественная литургия 09-00
Вечернее богослужение 16-00
Общее расписание богослужений
По будним дням в 8.00 совершаются литургии и в 17.00 вечерние богослужения, по субботам литургии совершаются в 8.00 и всенощные бдения в 17.00, по воскресеньям и праздникам литургии совершаются в 7.00 и 9.00, вечерние богослужения — в 17.00. За воскресным вечерним богослужением читается акафист Божией Матери, пред ее Пензенской-Казанской иконой. Храм открыт ежедневно с 7.00 до 18.00 (по субботам и воскресеньям до 19.30).
В Митрофановском храме в настоящее время находится и хранится главная святыня города – чудотворная икона Казанская Божией Матери
Высокопреосвященнейший Серафим
митрополит Пензенский и Нижнеломовский
Настоятель: Иерей Павел Колесников
Храм Митрофана Воронежского
© Храм Митрофана Воронежского
© Русская Православная Церковь
© Московский Патриархат
© Пензенская епархия
События
Димитриевская родительская суббота – в православии день всеобщего поминовения усопших, который свершается в субботу перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского (8 ноября)
В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери.
23 и 24 октября Митрофановский храм посетил схиархимандрит Илий (Ноздрин)
24 октября, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, в день празднования Собора всех святых, в Оптиной пустыни просиявших, духовник братии Оптиной пустыни схиархимандрит Илий (Ноздрин) возглавил Божественную литургию в храме во имя святителя Митрофана Воронежского города Пензы.
Престольные праздники храма
— Казанской-Пензенской иконы Божией Матери (17 августа)
— свт. Митрофана Воронежского (20 августа, 17 сентября, 6 декабря)
— свт. Феодосия Черниговского (18 февраля, 22 сентября)
— перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа (29 августа)
Настоятель: священник Павел Колесников
Приделы:
Спаса Нерукотворного
свт. Феодосия Черниговского
Расписание богослужений на неделю
Седмица 20-я по Пятидесятнице.
Перенесение мощей
прп. Иоанна Рыльского
Божественная литургия 08-00
Вечернее богослужение 16-00
Вмч. Артемия. Прав. отрока Артемия Веркольского.
Прп. Гавриила
Самтаврийского
Божественная литургия 08-00
Вечернее богослужение 16-00
Прп. Илариона Великого. Перенесение мощей
Божественная литургия 08-00
Всенощное бдение 17-00
Празднование Казанской иконе Божией Матери
(в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.)
Божественная литургия 07-00
Божественная литургия 09-00
Вечернее богослужение 16-00
Апостола Иакова, брата Господня по плоти. Перенесение мощей
прав. Иакова Боровичского, Новгородского, чудотворца
Божественная литургия 08-00
Вечернее богослужение 16-00
Димитриевская родительская суббота.
Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Божественная литургия 07-00
Божественная литургия 09-00
Всенощное бдение 17-00
Неделя 20-я по Пятидесятнице. Глас 3-й.
Мчч. Маркиана и Мартирия.
Прпп. Мартирия диакона и Мартирия затворника, Печерских,вДальних пещерах
Божественная литургия 07-00
Божественная литургия 09-00
Полиелейное богослужение 16-00
Седмица 21-я по Пятидесятнице.
Вмч. Димитрия Солунского. Воспоминание великого и страшного трясения в Царьграде
Божественная литургия 08-00
Вечернее богослужение 16-00
Мч. Нестора Солунского.
Прп. Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах
Божественная литургия 08-00
Полиелейное богослужение 16-00
Вмц. Параскевы, нареченной Пятница. Прп. Иова,
игумена Почаевского.
Свт. Димитрия,
митр. Ростовского
Божественная литургия 08-00
Вечернее богослужение 16-00
Римляныни. Прп. Аврамия затворника и блж. Марии, племянницы его
Божественная литургия 08-00
Вечернее богослужение 16-00
Сщмч. Зиновия, еп. Егейского, и сестры его мц. Зиновии.
Апп. от 70-ти Тертия, Марка, Иуста и Артемы.
Божественная литургия 08-00
Вечернее богослужение 16-00
Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула
Божественная литургия 08-00
Всенощное бдение 17-00
Неделя 21-я по Пятидесятнице. Глас 4-й.
Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии
Божественная литургия 07-00
Божественная литургия 09-00
Вечернее богослужение 16-00
Общее расписание богослужений
По будним дням в 8.00 совершаются литургии и в 17.00 вечерние богослужения, по субботам литургии совершаются в 8.00 и всенощные бдения в 17.00, по воскресеньям и праздникам литургии совершаются в 7.00 и 9.00, вечерние богослужения — в 17.00. За воскресным вечерним богослужением читается акафист Божией Матери, пред ее Пензенской-Казанской иконой. Храм открыт ежедневно с 7.00 до 18.00 (по субботам и воскресеньям до 19.30).
В Митрофановском храме в настоящее время находится и хранится главная святыня города – чудотворная икона Казанская Божией Матери
Высокопреосвященнейший Серафим
митрополит Пензенский и Нижнеломовский
Настоятель: Иерей Павел Колесников
Храм Митрофана Воронежского
© Храм Митрофана Воронежского
© Русская Православная Церковь
© Московский Патриархат
© Пензенская епархия
О храме
История возникновения храма.
Церковь во имя Святителя и Чудотворца Митрофана Воронежского была заложена в июне 1834 года по инициативе протоиерея Антония Писарского, настоятеля Введенской церкви Пензы, находившийся на Пешей улице (ныне ул. Богданова). Он обратился с прошением на имя епископа Пензенского и Саранского Иоанна «о постройке против деревни Тимаковки (сейчас это местность около ул. Водопьянова) каменной кладбищенской церкви».
В то время на расположенном поблизости от Тимаковки кладбище уже хоронили усопших на протяжении 40 лет, поэтому возникла необходимость постройки храма.
Прошение протоиерея Антония было удовлетворено. Храм заложили летом 1834 года, и вскоре началось возведение церкви. Строительство шло быстро, и уже 22 октября 1836 года состоялось освящение храма во имя Святителя Митрофана Воронежского. В сентябре 1838 года была построена и колокольня.
Первоначально храм был приписан к Введенской церкви, самостоятельного причта в нем не было, службы совершались крайне редко, не более 10 раз в году. Из-за этого здание стало приходить в негдность, и его решено было упразднить. Но в 1883 году местный купец Пособцев, похоронивший на Митрофановском кладбище своего приказчика, решил отремонтировать церковь, после чего в нее был назначен собственный причт.
В мае 1890 года строительное отделение утвердило проект на распространение Митрофановской церкви, составленный епархиальным архитектором Алексеем Егоровичем Эренбергом (1863-1938 гг.), который предусматривал расширение трапезной за счет двух боковых приделов и устройство двух пристроек к колокольне для лестницы и кладовки. В результате вместимость храма увеличивалась до 700 человек. Перестройку церкви осуществил за свой счет ее ктитор — купец Епифанов.
В 1932-1933 гг. в Митрофановском храме разместилась архиерейская кафедра, находившаяся здесь до 1945 года.
В 1937-1945 гг. это была единственная действующая церковь (хотя и она ненадолго закрывалась: с 5 ноября 1941 года по 19 января 1942-го).
Храм стал одним из первых, освященных в честь святителя Митрофана Воронежского. Он был первым епископом (1623-1703), который пребывал на кафедре Воронежа более 20 лет. Начало его епископского служения совпало с трудным временем смут и церковного раскола. Первый воронежский святитель усердно заботился о нуждах паствы. Он ратовал за бедных и богатых, покровительствовал сиротам, был защитником обиженных.
Митрофан Воронежский при жизни прославился не только своей святостью, но и усердным радением о благе России, являясь горячим сторонником преобразований Петра I, в царствование которого жил.
Престолов в церкви три. Главный — во имя святителя Митрофана Воронежского, правый — в честь Нерукотворного Образа Иисуса Христа, левый — в честь Иверской иконы Божией Матери и Святителя Феодосия Черниговского Чудотворца.
В храме находятся два склепа: купцов Пособцевых и архиепископа Пензенского и Саранского Кирилла.
В Митрофановской церкви в настоящее время находится и хранится главная святыня города — чудотворная Казанская икона Божией Матери, подаренная Пензе царем Алексеем Михайловичем. Согласно преданию, этот образ спас город от набега кочевников в 1717 году во время Большого кубанского погрома. По молитвам перед ним город был спасен.
Икона долгие годы хранилась в Спасском соборе, в 1920-х гг. — в Петропавловской церкви, в 1930-х гг., вероятно, в Успенском соборе, а оттуда попала в Митрофановский храм.
1 октября 1999 года перед этой иконой в первый день своего пребывания в Пензе на торжествах по случаю 200-летия Пензенской епархии совершил молебен Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
© Храм Митрофана Воронежского
© Русская Православная Церковь
© Московский Патриархат
© Пензенская епархия
Церковь Митрофана Воронежского (Пенза)
Содержание
История [ править ]
В июне 1834 г. настоятель Введенской церкви Пензы протоиерей Антоний Петрович Инсарский подал епископу Пензенскому и Саранскому Иоанну I прошение о постройке на кладбище у деревни Тимаковки каменной церкви. Тогда же храм был заложен, а 22 октября 1836 г. освящен во имя святителя Митрофана Воронежского. В 1837 г. храмоздателя, протоиерея Антония, за его труды наградили орденом св. Анны 3-й степени. В сентябре 1838 г. была окончена постройкой и колокольня.
Первоначально церковь была приписана к Введенской, и службы совершались в ней крайне редко. Ее даже предполагалось упразднить, но в 1883 г. купец Никифор Дмитриевич Пособцев отремонтировал храм. А в 1890-х гг., по проекту епархиального архитектора Алексея Егоровича Эренберга (1863-1938), на средства купца Епифанова, он был серьезно расширен. Вновь устроенный правый придел посвятили Спасу Нерукотворному, левый – Иверской иконе Божией Матери и святителю Феодосию Черниговскому (освящен 13 августа 1900 г.).
В 1932-1933 г. в Митрофановском храме разместилась архиерейская кафедра Патриаршей Церкви, находившаяся здесь до 1945 г. В 1937-1945 гг. церковь оставалась единственным действующим храмом (хотя и она ненадолго закрывалась, в ноябре 1941 – январе 1942 гг.). Здесь служили перед своим арестом епископ Феодор (Смирнов, 1891-1937) и священники Василий Смирнов (1889-1937) и Гавриил Архангельский (1890-1937) – новомученики Пензенские, прославленные на Архиерейском Соборе в августе 2000 г. Священномученик Феодор в апреле-сентябре 1935 г., будучи еще архимандритом, служил настоятелем Митрофановской церкви.
Вероятно, именно в конце 30-х гг. в храм попала чудотворная Казанская икона Божией Матери. По преданию, ею благословил первопоселенцев Пензы царь Алексей Михайлович. В 1717 г. по молитвам перед нею город был спасен при Большом кубанском погроме. Икона долгие годы хранилась в Спасском соборе, в 20-х гг. – в Петропавловской церкви, в 30-х гг., вероятно, в Успенском соборе, а оттуда попала в Митрофановский храм. 1 октября 1999 г. Святейший Патриарх Алексий II отслужил перед Казанской иконой молебен, и подарил Митрофановскому храму дарохранительницу.
В 1984-2013 гг. настоятелем церкви был митрофорный протоиерей Николай Тарасов (1927-2014), старейший клирик Пензенской митрополии.
У левого придела храма погребен епископ Кирилл (Поспелов, ум. 1953). А на Митрофановском кладбище – художники К. А. Савицкий (1905) и И. С. Горюшкин-Сорокопудов (1954), краеведы В. Х. Хохряков (1916), В. М. Терехин (1916) и Б. Н. Гвоздев (1927), ботаник И. И. Спрыгин (1942), композитор А. С. Турищев (1962), дирижер Ф. П. Вазерский (1970) и многие пензенские священнослужители, в том числе родители священномученика Иоанна Алексеевича Артоболевского.
Деятельность прихода [ править ]
С 2008 г. при храме существует воскресная школа. Занятия проводятся по воскресеньям в 14.30.
По пятницам, субботам и воскресеньям с 10.00 до 16.00 проводятся беседы с желающими принять таинства крещения или венчания.
С февраля 2010 г. при храме есть социальный работник. Храм опекает детей, от которых отказались родители, в областной детской больнице на ул. Бекешской, и детдом №3 на пр. Строителей.
Главная святыня
Пензенская-Казанская икона Божией Матери
Пензенская-Казанская икона — одна из главных святынь Сурского края. Считается, что ею благословил первопоселенцев крепости над рекой Пензой царь Алексей Михайлович в 1663 г. Возможно, выбор образа был обусловлен тем, что эти земли входили в административное подчинение приказа Казанского дворца.
Основоположник пензенского краеведения протоиерей Яков Бурлуцкий, исследователь истории чтимых икон Пензенской губернии, приводит такое предание: «Для принятия от царя Св. Иконы жителями Пензы отправлена была в Москву особая депутация, которая и принесла ее на руках в Пензу. По предварительном извещении жителей гг. Пензы, Мокшана, Ломова и Саранска о приближении шествия со Св. Иконой, толпы жителей из означенных городов устремились на сретение ее и, по выражению предания, собралась на пути тьма народа, которая, предводимая пензенским духовенством, и внесла Св. Икону в пензенскую соборную церковь».
Бурлуцкий, ссылаясь на рукопись из библиотеки Спасского собора, приводит три рассказа о чудесах, связанных с Казанской иконой.
Первое из этих событий знакомо каждому православному пензенцу: это спасение крепости во время Большого Кубанского погрома в августе 1717 г. Тогда ногайские татары захватили и выжгли все окрестности Пензы, увели в плен тысячи крестьян, но взять город не смогли.
«Жители города, подкрепленные дворянами, явившимися из уезда со своими людьми на помощь и защищение Пензы, несколько дней отражали неприятеля с крепостного вала, ожидая между тем воинской помощи от правительства, — пишет Яков Бурлуцкий. — Но ожидаемая помощь не приходила; а защитники со дня на день уменьшались. Пензенская сила ослабевала.
Тогда пронеслась по городу страшная весть, что 4-го августа кубанцы положили всею массою сил своих ударить на город, разбить крепостные башни и ворота и город весь выжечь и вырубить. Погасла надежда на свои силы и ожидаемое подкрепление; но еще оставалась вера, крепчайшая меди и железа. Накануне рокового дня жители собрались в соборную церковь искать защиты у Царицы Небесной пред ее чудотворным образом. Слезные вопли не умолкали всю ночь. Наконец с появлением на небе утренней зари молящихся известили, что варвары уже начали генеральный приступ к городу.
Тогда Св. Икона крепкой Заступницы рода христианского, со крестами и хоругвями, была вынесена на площадь к Никольским воротам. Началось молебное пение к Взбранной Воеводе, сопровождаемое воплем многим младенцев, юных и старых.
И вдруг лик Богоматери на иконе почернел наподобие угля и из очей его появились слезы. Христиане в ужасе и трепете пали ниц, а многие теснились к иконе, чтобы освятиться священными слезами Св. Образа. Между тем, протоиерей читал молитву: «О Пресвятая Госпоже Дево Богородице…» Молебное пение оканчивалось; но молитвенные слезы еще лились рекою и рыдания всеобщей скорби не умолкали. Тогда увидели новое чудо: лик Богоматери просиял, как солнце, дивным и неизъяснимым светом. Сердца молящихся забились радостною надеждою; и скоро весть, что город спасен, что кубанцы бегут от Пензы, оправдала эту надежду.
Побораемые невидимою силою, они устремились от города в беспорядке, с великою поспешностию забирая пленных и повозки. Вышедшие после из плена рассказывали признание самих варваров, что в то самое время, как они готовы были окончательно ударить на город всеми силами, увидели пред своими полчищами прекрасную, но грозную Деву, выехавшую из Пензы на белом коне, в сопровождении двух благолепных старцев, одного плешивого, а другого брадатого (граждане заключили, что то были угодники Божии – Николай Чудотворец и преподобный Сергий Радонежский, которого тогда в соборе был придел), и светоносными паче солнца лучами, как пламенным мечем, поражающую нападавших, от чего они объяты были страхом и бежали».
Также протоиерей Иаков Бурлуцкий упоминает об исцелении от слепоты солдатской дочери из Пешей слободы, во время молебна перед Казанской иконой; о помещице села Блохино Настасье Танеевой, которая, после того как в ее дом была принесена икона и перед ней совершен молебен, встала со смертного одра; о том, как один пензенский мещанин, незадолго до Пугачевского бунта, выздоровел на Успение, после мысленной молитвы перед образом.
Божией Матери молились о том, чтобы пугачевцы их не казнили, два пензенских бургомистра, Борис Елисаров и Петр Андреев Какушкин, и были спасены. Воевода Ефим Чемесов, помолившись Матери Божией, 4 августа 1774 г. окончательно разбил бунтовщиков. И после этого, пишет Бурлуцкий, «благодарными жителями Пензы 4-го августа, по двукратному в этот день избавлению города от нашествия кубанцев и злодейств Пугачева, в продолжение нескольких лет после сего совершаемо было празднество Божией Матери ради Казанской Ее иконы, которой пели на всенощных бдениях: «Величаем Тя, Пресвятая Дево! и чтим образ Твой святый, им же избавихомся от поганаго нашествия»». Эти слова были начертаны над Царскими вратами в Спасском соборе XVIII в.
Многочисленные случаи исцеления по предстательству Божией Матери фиксировались и в XIX в. Елизавета Вигель, дочь одного из первых пензенских губернаторов Филиппа Лаврентьевича Вигеля, рассказала Бурлуцкому о чудесном выздоровлении ее отца: «Больной лежал недвижим; три доктора попеременно брали пульс его и единогласно объявили, что жизнь продолжится недолго. Между тем жена больного, благочестивая Мавра Петровна Вигель, испросила благословение преосвященного Гаия с торжественным ходом при колокольном звоне принести из собора чудотворный образ Всемирной Заступницы.
Образ был принесен. Доктор стоял у возглавия больного и постоянно смотрел пульс его; больной икал, как обыкновенно бывает пред смертию. Началось молебствие с водоосвящением. По освящении воды ветошка была намочена оною и приложена к голове больного. Он заснул. Когда образ Царицы Небесной обратно отнесен был в собор, и жена подошла к больному, доктор взял пульс его и с изумлением нашел в нем быструю, неожиданную перемену к лучшему; он тогда же поздравил Мавру Петровну с чудом, — и действительно, проснувшись, больной попросил чая, благодарил Царицу Небесную за облегчение болезни и скоро выздоровел».
Главка «Казанская икона в Пензе» есть и в книге Евгения Поселянина «Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон», изданной в 1909 г. Автор, один из самых известных православных писателей начала ХХ в., целиком и полностью опирается на исследование Бурлуцкого, не сообщая ничего нового. Его труд для нас важнее как свидетельство того, что к этому времени Пензенский-Казанский образ имел уже общероссийскую известность.
Вплоть до 1923 г. Казанская икона хранилась в Спасском кафедральном соборе. Перед ней молились все императоры, посещавшие Пензу, все пензенские архипастыри, несколько поколений горожан.
В годы Гражданской войны с иконы исчезла драгоценная риза — в ее похищении молва обвиняла лишенного сана пензенского архиепископа Владимира (Путяту). После того, как собор был закрыт, Казанскую икону, по всей видимости, перенесли в Рождественский храм (на углу современных улиц Горького и Кирова), а в 1925 г. — в Петропавловский храм на улице Московской: эти храмы последовательно были кафедральными соборами раскольников-обновленцев. В 1931 г. Петропавловская церковь также была закрыта, и до 1937 г., предположительно, святыня хранилась в Успенском соборе на Мироносицком кладбище. А затем, после закрытия и этого храма, оказалась в Митрофановской церкви, оставшейся единственной действующей в городе.
Есть предание о том, что и Митрофановский храм хотели закрыть и отдать военным. Они начали разбирать иконостас, поставили в угол Казанскую икону, но на следующее утро снова увидели ее на своем месте в киоте. После этого новые хозяева от храма отказались, и его вернули прихожанам.
В советские годы икона пользовалась любовью и уважением не только верующих, но даже представителей атеистической власти. Георг Мясников, второй секретарь обкома партии, 12 июня 1976 г. записал в дневнике: «Остановились у Митрофаньевской церкви. Воспользовался случаем и впервые вошел в эту церковь. Попросил показать икону Казанской Божьей Матери, которую прислал во вновь построенный город Пензу царь Алексей Михайлович в 1660-х годах. Лик древний. Лицо матери в окладе и лицо младенца, отдаленное от матери тем же окладом. При свечах смутно различаются общие контуры. Услужливый представитель двадцатки (скорее всего, узнал!), зажег электричество. Лик как-то высветился. Очень впечатляют глаза Богородицы. Умели древние мастера только выражением глаз создать настроение. Женщина говорит, что он [лик] иногда белым бывает. Стоишь и думаешь: сколько поколений пензяков искало в этом взгляде ответа на вечные вопросы. Они ушли — облик матери остался. Икона уже этим святая!»
Епископ Пензенский и Саранский Мелхиседек (Лебедев, на кафедре в 1970-1978 гг.) ввел традицию совершать воскресными вечерами чтение акафиста перед Казанской иконой. Позже их неукоснительно, каждую неделю, читал его приемник, архиепископ Серафим (Тихонов). Ко дню чествования Пензенской-Казанской традиционно стали приурочивать епархиальные собрания духовенства.
В 1989-1990 гг., стараниями владыки Серафима, образ был восстановлен московскими реставраторами. Через несколько лет для него была создана новая риза.
С 1984 г., в течение тридцати лет, вплоть до самой своей кончины, настоятелем (последние год с небольшим — почетным настоятелем) Митрофановского храма был митрофорный протоиерей Николай Тарасов (1927-2014). Он любил рассказывать о бесконечном потоке чудес, которые происходили по молитвам перед Пензенской-Казанской: будь то выздоровление неизлечимо больных, оправдание невинно осужденных, возвращение неразумных на путь истинный.
1 октября 1999 г. с посещения Митрофановского храма начал свой визит в Пензу Святейший Патриарх Алексий II, он отслужил перед Казанской иконой молебен.
16 августа 2004 г., согласно Указу Святейшего Алексия, было установлено общецерковное почитание Пензенской-Казанской иконы Богородицы. С 2006 г. она упоминается в официальном календаре Московской Патриархии под 8/21 июля, а с 2012 г. – под 4/17 августа.
В августе 2003 г. протодиакон Александр Горшенёв составил тропарь и кондак, а в 2004 г. – и акафист Божией Матери, в честь Пензенской-Казанской Ее иконы. Правда, по стечению обстоятельств, тогда же на десятилетие был оставлен благочестивый обычай чтения акафистов перед святыней по воскресеньям. Возродил его в январе 2014 г. уже митрополит Серафим (Домнин).
© Храм Митрофана Воронежского
© Русская Православная Церковь
© Московский Патриархат
© Пензенская епархия