храм митрополита макария фонвизинская
Библейский сад
при храме свт. Макария (Невского)
В России нет аналогов такому саду. Этот проект станет точкой притяжения для всех жителей города.
Цели и задачи проекта: духовное просвещение и культурный досуг. Цель проекта – создание досуговой, культурной и информационной среды для городского человека, интеллигента. Создание Библейского сада позволит повысить интерес к Библии у самого широкого круга людей.
Библейский сад будет нести посетителям храмовой территории гармоничное понимание основных ценностей и доминант человеческого бытия: отношение к Богу, обществу, государству, другим людям и к себе. Сад разбивается у храма и создаётся из аналогов растений, упоминающихся в Библии.
Тексты об основном ассортименте растений для библейского сада с краткими комментариями будут размещены на информационных стендах и позволят превратить территорию библейского сада в экскурсионную площадку. Наличие QR-кода на табличках позволит более глубоко окунуться в мир Библии.
На страницах Библии упоминается свыше ста видов культурных и диких растений. Это и растения, имеющие символическое значение, и те, что использовались в качестве источника пищи (злаки, плодовые) или строительного материала (кедры), и растения, которые просто окружают библейских персонажей, произрастая рядом с их жилищами, в лесах и полях Древней Палестины.
В средней полосе России такая работа имеет свою специфику, так как речь идет, в основном, о растениях Средиземноморья и Ближнего Востока, которые, в большинстве своем, не способны расти в наших широтах в условиях открытого грунта. Выходом в данном случае могут служить аналоги библейских растений. Под аналогами мы понимаем в данном случае либо схожие внешне, либо близкородственные, либо растения, ассоциирующиеся в нашей культуре с тем или иным растением, упомянутым в Библии.
На прихрамовой территории будет создана система малых игровых зон, которые будут органично вписаны в пространство библейского сада. Малые архитектурные формы (колодец Иакова, оливковый пресс, жернова, кувшины для вина) сделают библейский сад максимально интерактивным.
На пересечении Огородного проезда и улицы Добролюбова планируется разместить памятник свт. Макарию. Скульптуру планируется установить путём объявления конкурса среди скульпторов города.
Библейский сад на территории храма заложен
31 октября 2020 года, после малого освящения храма в честь святителя Макария (Невского), митрополита Московского и Коломенского, в Бутырском, был заложен сад библейских растений. Первое дерево — кедр — посадили префект СВАО Алексей Беляев и архиепископ Егорьевский Матфей.
— В нашем округе появляется новый центр притяжения, — отметил Алексей Беляев. — После завершения строительства станции метро «Бутырская» эта территория пустовала, а теперь будет разбит уникальный новый сквер, где будут высажены растения, упоминаемые в Библии. Огородный проезд вскоре станет комфортной городской улицей с прогулочными аллеями, детскими площадками, храмом, молодёжным театром.
Малым чином освящен храм святителя Макария (Невского) в Бутырском
31 октября 2020 года, в день памяти апостола и евангелиста Луки, управляющий Северо-Восточным и Юго-Восточным викариатствами архиепископ Егорьевский Матфей совершил чин малого освящения храма святителя Макария (Невского), митрополита Московского и Коломенского, в Бутырском (Огородный пр., вл. 25/20, стр. 1).
Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Троицкого округа, настоятель храма иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще протоиерей Георгий Климов, настоятель храма святителя Макария иерей Никита Иванов, настоятель храма равноапостольных Мефодия и Кирилла в Ростокине иерей Роман Колесников. Диаконский чин возглавил клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском протодиакон Василий Куфлик.
На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от распространения коронавирусной инфекции. После сугубой ектении архиепископ Матфей вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
Богослужебные песнопения исполнил Лаврский хор (регент В.Ю. Пелюгин). Проповедь перед причастием произнес иерей Роман Колесников.
Праздничное богослужение завершилось славлением апостолу и евангелисту Луке. От лица духовенства, приходского совета и прихожан архиерея приветствовал иерей Никита Иванов.
Владыка Матфей поздравил духовенство и прихожан с освящением храма и обратился к ним с архипастырским словом. «Сегодня очень важное событие для прихода в Бутырском, который более десяти лет ожидал молитвенного помещения, там, где будут собираться для совершения Литургии, и там, где будет теплиться церковная лампада. Начало этого года было ознаменовано торжественным событием — накануне Великого поста, накануне Прощеного воскресения была произведена закладка этого храма. Первый венец, который был положен вместе с префектом Северо-Восточного административного округа Алексеем Александровичем Беляевым и председателем Московской городской Думы Алексеем Валерьевичем Шапошниковым. Благодаря всеобщим трудам уже 19 апреля этого года, на Пасху, была отслужена первая Литургия», — сказал, в частности, архиерей.
В тот же день вблизи храма был заложен Сад библейских растений. Первое дерево — кедр — посадили префект СВАО Алексей Беляев и архиепископ Егорьевский Матфей.
«В нашем округе появляется новый центр притяжения, — отметил Алексей Беляев. — После завершения строительства станции метро «Бутырская» эта территория пустовала, а теперь будет разбит уникальный новый сквер, где будут высажены растения, упоминаемые в Библии. Огородный проезд вскоре станет комфортной городской улицей с прогулочными аллеями, детскими площадками, храмом, молодежным театром».
По словам иерея Никиты Иванова, подобные экспозиции есть в некоторых ботанических садах мира. Такой сад появится и в Москве, правда с поправкой на климатические условия. «Не всю палестинскую флору можно сохранить в нашей полосе, поэтому некоторые растения будут заменены аналогами», — рассказал священник.
В планах сделать в саду образовательный экскурсионный маршрут — «от древа райского к древу крестному». Посетители смогут самостоятельно изучать библейскую флору с помощью информационных табличек, которые здесь установят. Для удобства гостей в саду сделают детскую площадку и обустроят зоны отдыха. Скамейки оборудуют USB‑портами и бесплатным Wi‑Fi. Появятся необычные объекты — например, жернова и оливковый пресс, подобные тем, что использовались в хозяйстве на Ближнем Востоке две тысячи лет назад.
Местные жители отмечают, что место для храма и для сквера выбрано очень удачно: и транспортная доступность хорошая, и пешком из любой точки района недалеко.
По материалам сайта Северо-Восточного викариатства
Московская городская епархия
О святителе Макарии
Мы подготовили для вас житие нашего святого покровителя.
Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский, апостол Алтая (в миру Михаил Андреевич Парвицкий-Невский) родился 1 октября 1835 года, на празднование Покрова Божией Матери, в селе Шапкино Владимирской губернии. Отец его, Андрей Иванович, служил причётником сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы. С детства мать приучила маленького Михаила к молитве.
В 1854 году он закончил семинарию (здесь ему дали фамилию Невский) и согласно своему желанию служить делу проповеди Евангелия поехал в Алтайскую миссию рядовым сотрудником, хотя по блестящим успехам мог бы продолжить обучение в Академии. Образцом миссионерского служения для него стал преподобный архимандрит Макарий (Глухарёв, память 18 мая) основатель Алтайской миссии, о жизни и трудах которого он слышал от очевидцев. Первое время будущий святитель служил чтецом, преподавал в Катехизаторской школе, сопровождал миссионеров в отдалённые труднодоступные дикие места, изучал алтайский язык.
16 марта 1861 года он принимает монашеский постриг с именем Макария, в честь преподобного Макария Великого. На следующий день его рукополагают в иеродиакона, а 19 марта – в иеромонаха. Теперь начинается его самостоятельное миссионерское служение – сначала в Чемальском стане, а затем в Чулышмане. Успех проповеди мог быть лишь в том случае, когда народу несли Слово Божие на его родном языке. Поэтому отец Макарий в совершенстве овладел алтайским языком и его наречиями. И многие годы он посвящает переводу богослужебных книг на алтайский язык, работая над этим в Санкт-Петербурге и в Казани. В 1875 году отца Макария назначают помощником начальника Алтайской миссии.
В 1883 году отца Макария возводят в сан епископа Бийского и он становится начальником Алтайской миссии. В этой должности владыка прослужил восемь лет. За это время число крещёных возросло до 19216 человек (во время основания миссии при преподобном архимандрите Макарии (Глухарёве) число крещёных – 675 душ), число приходских храмов – до 49, открыто такое же количество школ и училищ с числом учащихся до 1168 человек.
За 36 лет своего миссионерского служения владыка Макарий приобрёл всероссийскую известность. В 1891 году его назначают епископом Томским. Владыка Макарий считал, что пастырь должен быть готов «во всякое время износить из сокровищницы души своея для одних утешение, для других – наставление, для третьих – ободрение, а для иных обличение». Он занимался также попечительством: к концу пребывания его на Томской кафедре в Томске было одиннадцать церковно-приходских попечительств, занимавшихся сбором средств для бедных, шесть приютов для детей, ночлежный дом, пять богаделен. За время его служения в епархии было открыто 217 новых приходов, два женских монастыря, 229 церковно-приходских школ, 442 приходских попечительства.
В мае 1906 года его возвели в сан архиепископа. А в 1912 году назначили митрополитом Московским и Коломенским и членом Святейшего Синода. В Москве, как и в Томске, владыка большое внимание уделяет катехизации народа, смело обличает нравственную распущенность современников, выступает против всего, что подтачивает «твердыню Церкви Божией». Священномученик Арсений (Жадановский) (память 14 сентября) в своих воспоминаниях писал: «Гордой столице не понравилось его простое учительство, его строго церковное патриархальное направление. Отшедшие от веры и доброй нравственности люди считали его за отсталого, неинтересного архиерея, а пастыри, ставившие на первое место не спасение пасомых, а свои личные житейские интересы, не находили себе в митрополите поддержки».
Митрополит Макарий был духовным писателем, имел дар умной сердечной молитвы, был строгий монах и аскет.
В 1917 году после Февральского переворота в газетах начинается кампания клеветы на владыку, который остался верен присяге государю и отказался присягнуть Временному правительству. Его не допустили на Всероссийский собор 1917–18 годов. Святителя принуждают «как не соответствующего духу времени» – под угрозой заключения в Петропавловскую крепость – подать прошение об отставке. Это было явно беззаконное, противоканоническое действие со стороны Временного правительства, так как московские митрополиты благодаря своему особому статусу никогда не увольнялись на покой – ни по причине болезни, ни по старости. Кроме того, 82-х летнего старца лишили положенного ему по статусу содержания и права проживания в Троице-Сергиевой Лавре – священноархимандритом которой он был, – сослав в Николо-Угрешский монастырь.
Последние годы святой старец, забытый и покинутый почти всеми, находился в параличе, но не потерял способность говорить. Не раз посещал больного владыку св. патриарх Тихон, последнее их свидание было в августе 1924 года, оба испросили друг у друга прощение. Священномученик митрополит Пётр, став патриаршим местоблюстителем, просил у старца благословения, и владыка с любовью подарил ему свой белый клобук.
Выдающийся святитель-миссионер, «Апостол Алтая», «Сибирский столп Православия», «живой русский святой» – так называли его современники – почил 16 февраля 1926 года в посёлке Котельники Московской области Люберецкого района. В 1957 году его честные нетленные останки были перенесены в Троице-Сергиеву Лавру и захоронены в храме Русских Святых Успенского Собора.
Причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания на Архиерейском Соборе в августе 2000 года.
Память празднуется 1 марта н. ст. в невисокосный год / 29 февраля н. ст. в високосный год.
О настоятеле
Храма свт. Макария (Невского)
И. о. настоятеля Храма иерей Никита Иванов
Родился 30 апреля 1985 года в Ленинграде. С детства являлся прихожанином храма во имя Смоленской иконы Божией Матери Санкт-Петербурга, где нес послушание алтарника. По совету духовного отца архимандрита Иеронима (Шурыгина), после окончания школы нес послушание алтарника и чтеца в Свято-Троицком Алатырском мужском монастыре Чувашской епархии. За время жизни в монастыре определился с желанием избрать для себя путь священнического служения. В 2008 году окончил по первому разряду Духовную семинарию, а в 2010 году богословский университет.
С 1 сентября 2008 года служил штатным чтецом в храме Святой вмц. Параскевы Пятницы в Качалове г. Москвы.
23 декабря 2012 года рукоположен в сан диакона епископом Красногорским Иринархом и назначен штатным диаконом в храм Святой. вмц. Параскевы Пятницы в Качалове г. Москвы.
8 июля 2013 года назначен штатным диаконом в храм Рождества Христова – Патриаршего подворья в Черневе г. Москвы.
2 декабря 2014 года рукоположен в сан священника с правом ношения набедренника Святейшим Патриархом Кириллом с продолжением служения в храме Рождества Христова – Патриаршего подворья в Черневе г. Москвы.
За это время служения был ответственным за молодежное направление на приходе, 5 лет преподавал Основы православия в Детском саду № 2055 в Северном Бутово, нес послушание редактора журнала «Вестник Юго-Западного Викариатства», являлся помощником настоятеля по строительству в храме Введения во храм Пресвятой Богородицы в Южном Бутово.
4 мая 2015 года назначен штатным священником в храм преподобного Серафима Саровского в Раеве г. Москвы.
Окормлял Центры Социального Обслуживания в Северном и Южном Медведкове, являлся ответственным за социальное служение на приходе.
В декабре 2018 года получил благословение заниматься строительством храма и культурного центра в честь святителя Макария (Невского), митрополита Московского и Коломенского в Бутырском.
Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 16 сентября 2019 года назначен исполняющим обязанности настоятеля Патриаршего подворья при храме святителя Макария (Невского), митрополита Московского и Коломенского, в Бутырском г. Москвы.
Увлекается библейской ботаникой, путешествиями с семьей на автомобиле, внедорожными экспедициями в забытые уголки нашей Родины.
Делайте добрые дела!
Тысячелетиями важнейшее направление нашей деятельности – дела милосердия и благотворительности. Мы помогаем нуждающимся, бездомным, детям, пенсионерам, людям в сложной жизненной ситуации и даже бездомным животным. Вы поддерживаете не столько храм, сколько нашу благотворительную деятельность. Спасибо вам огромное за пожертвования и посильную помощь!
Расписание богослужений
Дата
Наименование праздников
Богослужение
Время
Служащее духовенство
Вмч. Артемия. Прав. Отрока Артемия Веркольского. Преп. Гавриила Самтаврийского (Ургебадзе)
Молебен с акафистом преп. Гавриилу Самтаврийскому (Ургебадзе)
Прп. Илариона Великого
Всенощное бдение.
Исповедь
прот. Олег
иер. Николай
Празднование Казанской иконе Божией Матери
Литургия.
Праздничный молебен.
Крестный ход
прот. Олег
иер. Николай
Молебен с акафистом Казанской иконе Божией Матери на месте строящегося храма
Апостола Иакова, брата Господня по плоти
прот. Олег
иер. Николай
Димитриевская родительская суббота.
Иконы Божией Матери
«Всех скорбящих Радость»
Поминовение усопших
Литургия.
Великая панихида
прот. Олег
иер. Николай
Всенощное бдение.
Исповедь
прот. Олег
иер. Николай
Неделя 20-ая по Пятидесятнице.
Мчч. Маркиана и Мартирия.
Прав. Тавифы. Прп. Мартирия диакона, Печерского, в Дальних пещерах
прот. Олег
иер. Николай
Литургия.
Водосвятный молебен.
Лития
8
ноября
понедельник
Вмч. Димитрия Солунского. Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывшего в Царьграде
Литургия.
Молебен.
Лития
Сщмч. Зиновия, еп. Егейского,
и сестры его мц. Зиновии
Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула. Мч. Епимаха
Литургия.
Молебен.
Лития.
Всенощное бдение.
Исповедь
прот. Олег
иер. Николай
Неделя 21-ая по Пятидесятнице.
Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских
прот. Олег
иер. Николай
Литургия.
Водосвятный молебен.
Лития
Молебен с акафистом Казанской иконе Божией Матери
Прп. Иоанникия Великого. Сщмчч. Никандра, еп. Мирского, и Ермея пресвитера
Утреня.
Литургия.
Молебен.
Лития
Свт. Павла, патриарха Константинопольского, исповедника. Прп. Варлаама Хутынского
Мчч. 33-х, в Мелитине пострадавших. Прп. Лазаря Галисийского
Литургия.
Молебен.
Лития
Всенощное бдение.
Исповедь
прот. Олег
иер. Николай
Неделя 22-ая по Пятидесятнице.
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила
прот. Олег
иер. Николай
Молебен с акафистом Казанской иконе Божией Матери
Свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского. Прп. Нила постника
Всенощное бдение.
Исповедь
Свт. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского
Литургия.
Молебен. Лития
Апостола Филиппа.
Заговенье на Рождественский
(Филиппов) пост
Литургия.
Молебен. Лития
Всенощное бдение.
Исповедь
прот. Олег
иер. Николай
Неделя 23-ая по Пятидесятнице.
Мучеников и исповедников
Гурия, Самона и Авива.
Прп. Паисия Величковского.
Начало Рождественского поста
прот. Олег
иер. Николай
Литургия.
Водосвятный молебен.
Лития
Молебен
с акафистом Казанской иконе Божией Матери
Мчч. Платона и Романа
Утреня. Литургия.
Молебен. Лития
Предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория Декаполита. Свт. Прокла, архиеп. Константинопольского
Всенощное бдение.
Исповедь
прот. Олег
иер. Николай
Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Литургия.
Праздничный молебен