храм митрополита московского святителя петра митрополита московского
Церковь свт. Петра Московского (Санкт-Петербург)
Мiръ Россия Санкт-Петербург Церковь свт. Петра Московского (Санкт-Петербург)
Церковь святителя Петра Московского построена в 1911-1912 годах. Принадлежит Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви.
Содержание
История [ править ]
Церковь во имя выдающегося деятеля Русской Церкви XIV в., святителя Петра Митрополита Московского (Киевского), построена в 1911-1912 годах при подворье Свято-Троицкого Творожковского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии в бывшей Московской Ямской слободе.
В 1903 г. купец 2-й гильдии, домовладелец Петр Евграфович Семенов и его супруга Александра Филипповна купили пустопорожний участок на углу Екатеринославской (современной Днепропетровской) и Роменской улиц и обратились с ходатайством о строительстве на нем «каменного дома с церковью». Прошение было одобрено Императором 3 июля 1911 г.
Комплекс каменных зданий был сооружен в 1911-1912 гг. по проекту епархиального архитектора, гражданского инженера А.П.Аплаксина, выдающегося мастера неорусского стиля.
Редкой особенностью архитектуры подворья является сочетание стилизованных деталей и композиции, свойственных зодчеству Древней Руси («псковско-новгородскому», а также московских шатровых храмов XVI в.). Здания отличаются сложной ассиметричной композицией с завершениями необычной формы, высоким качеством отделки с применением монументальной живописи на фасадах.
Главный придел верхнего храма во имя Святителя Петра был освящен 2 декабря 1912 г., южный придел — в честь Пресвятой Троицы в 1913 г., главный придел нижнего храма освящен в 1919 г. cвященномученником Вениамином, митрополитом Петроградским во имя Святителя Николая Чудотворца, южный придел — во имя Святой Равноапостольной Великой Княгини Ольги.
С 1919 г. храм получил статус приходского, принадлежал до 1927 г. Патриаршей церкви. В 1922 г., несмотря на сопротивление верующих, представителями власти были изъяты церковные ценности. Храм закрыт 22 марта 1930 г. В 1932 г. здания переданы заводу «Гидравлик». К 1939 г. разобраны шатровые завершения церкви и четыре малых барабана с луковичными главками, крыльца, кокошники — щипцы и кровля, здания перестроены, уничтожены наружные росписи и внутреннее убранство в древнерусском стиле.
Современное состояние [ править ]
9 августа 1994 г. распряжением мэрии Санкт-Петербурга подворье возвращено Санкт-Петербургской епархии под богослужебные цели Прихода. С этого времени ведутся реставрационные работы по проектной документации «Ленпроектреставрации».
Здания Творожковского подворья представляют собой один из двух сохранившихся в Санкт-Петербурге комплексов монастырских подворий в неорусском стиле. Церковь, несмотря на наличие значительных утрат, является градостроительной доминантой и воспринимается с полотна Октябрьской железной дороги, при въезде в город со стороны Москвы.
Храм по своему местоположению, по освящению во имя святителя Петра Митрополита Московского, по стилю, ориентированному на древнерусскую архитектуру, зримо связывает две российские столицы.
При церкви в настоящее время существует хор наонного знаменного пения, который пропагандирует древнюю русскую православную музыку XV-XVII веков. Он выступает как на богослужениях перед прихожанами церкви, так и с концертами на мероприятиях, проводимых церковными организациями.
Церковь возрождается молитвами, трудами и пожертвованиями верующих.
Видео [ править ]
Как добраться [ править ]
Проезд: Пешком от ст. метро «Лиговский проспект» по Лиговскому и Роменской.
Адрес: Санкт-Петербург, ул. Роменская, д. 12
Расписание богослужений [ править ]
Расписание богослужений регулярно обновляется на сайте храма.
Высоко-Петровский монастырь в Москве
Высоко-Петровский монастырь в Москве
Приняв сан, Митрополит Петр сначала поселился в Киеве, где прожил один год, а потом избрал местом своего пребывания стольный град Владимир, соперничавшего с Москвой за великокняжеский престол. Святитель избрал Москву, духовно провидя ее будущую роль в истории России. И в 1325 году по приглашению московского великого князя Ивана Калиты он перенес митрополичью кафедру в Москву, сделав ее религиозной столицей Руси. Свой митрополичий двор святитель устроил в Кремле, при церкви Рождества Иоанна Предтечи на Бору, стоявшей близ Боровицкой башни. А летом 1326 года заложил в Кремле Успенский собор по образу Владимирского, подчеркивая статус полюбившейся ему Москвы как будущего центра всей России. Митрополит Петр убеждал великого князя: «Если, сыне, послушаешь меня, то сам прославишься паче всех князей, и весь род твой и град сей возвеличится над всеми русскими городами…»
Через полгода, 3 января 1327 г. (н.ст.) митрополит Петр скончался с молитвой на устах и воздетыми к небу руками и был погребен в новозаложенном им Успенском соборе. А через год после закладки собора Москва получила ярлык на великое княжение и стала столицей Государства Российского.
|
Храм преподобного Сергия Радонежского в Высокопетровском монастыре |
И в блестящий век Екатерины на Петровке селились знатные вельможи. До революции именно здесь стоял дом помещицы Анненковой, которая мучила крепостных своими причудами и ложилась спать в бальном платье, готовая в любой момент среди ночи отправиться на светский прием. Ее сын Иван, часто сопровождавший мать в магазин на Кузнецкий мост, влюбился там в юную приказчицу, прекрасную француженку Полину Гебль. Чувство оказалось взаимным, и после событий 1825 года девушка отправилась за ним в Сибирь – им последовало высочайшее разрешение пожениться. По мотивам этой реальной истории был поставлен художественный фильм «Звезда пленительного счастья».
Только в XIX веке, когда Неглинную заключили в трубу, Петровка обратилась в шикарную коммерческую улицу, соперничавшую с Кузнецким мостом.
Петровский монастырь входил в число монастырей-сторож северного полукольца, защищавших Москву от вражеских набегов. Он сильно пострадал от татарских полчищ, а пожар 1492 года причинил ему такие повреждения, что требовалось восстановить монастырь почти заново. К тому же рядом расположился загородный великокняжеский дворец, и это, вероятно, ускорило обновление обители. В 1514 году старый деревянный собор был разобран, и на его месте итальянский архитектор Алевиз Фрязин за три года выстроил новый каменный, освященный уже во имя святителя Петра, Митрополита Московского. Заказ на перестройку монастыря и строительство нового каменного собора явно был высочайший. О том свидетельствует, во-первых, имя приглашенного московским государем мастера, Алевиза Фрязина. А во-вторых, купол нового собора Петровского монастыря был увенчан подобием «древней короны греческих царей», как писал один старинный московский историк. Есть версия, что тогда же Петровский монастырь впервые был официально назван «Высоко-Петровским».
В старину здесь проходила дорога на окраинную Божедомку, к «убогому дому», где собирали тела безвестных людей, скончавшихся насильственной смертью и самоубийц, и погребали их на местном погосте. В XVII столетии дважды в год, в семик после Пасхи и на Покров, из Петровского монастыря на Божедомку отправлялся крестный ход. Священники отпевали всех умерших и хоронили новых покойников, совершая положенные в таком случае церковные службы.
А в конце XVII века Петр I приказал вновь отстроить древнюю Боголюбскую церковь Петровского монастыря, которая с того времени стала усыпальницей Нарышкиных, родственников его матери. С этой боярской фамилией, и прежде всего, с именем царицы Натальи Кирилловны связано значительное обновление старинного московского монастыря в 1682-1690-х гг. Нарышкины жертвовали на него немалые средства. Есть легенда, будто бы обновление Петровского монастыря начал еще царь Алексей Михайлович в честь рождения у него в 1672 году сына Петра. После стрелецкого бунта 1682 года царица Наталья Кирилловна похоронила здесь двух своих братьев, Ивана и Афанасия, убитых стрельцами. Гробницы Нарышкиных в Боголюбской церкви стояли рядами, наподобие великокняжеских гробниц в кремлевском Архангельском соборе. Помимо братьев царицы здесь же в 1691 году был погребен и ее отец, Кирилл Полуэктович Нарышкин, насильно постриженный в монахи в кремлевском Чудове монастыре по принуждению взбунтовавшихся стрельцов. И хотя старец Киприан был отправлен в Кирилло-Белозерский монастырь, вероятно, он после подавления бунта, сложил с себя этот невольный обет и на надгробном камне в усыпальнице именовался по-прежнему боярином.
Наконец, в 1690 году в монастыре появился новый собор во имя Петра Митрополита, возведенный на месте постройки Алевиза Фрязина. Вновь отстроенный собор был освящен в присутствии царей Петра и Иоанна. Тогда же появились и красивые стены монастыря, дожившие до наших дней. И еще со времен царя Петра в монастыре хранилась икона Богоматери, которая прежде принадлежала некой Мавре Замыцкой, вдове царского стольника, имевшей дом напротив монастыря. И дошел до Петра слух, будто бы вдова злоупотребляет благодатной силой этого образа: собирает кликуш и своей молитвой перед иконой исцеляет их, привлекая других верующих и получая за то немалое вознаграждение. Государь приказал конфисковать все имущество вдовы вместе с образом и домом: с тех пор они стали принадлежать Петровскому монастырю. Кстати, ему же принадлежало и загородное владение по Тверскому тракту, где в XVIII веке был построен путевой дворец Екатерины II, поэтому названный Петровским.
Сюда же, в Высоко-Петровский монастырь, в конце XVII века из царской казны был передан уникальный портрет патриарха Никона, во весь рост, выполненный мастером Оружейной палаты. Этот редкий портрет из разноцветного шелка, уже тогда имевший художественную ценность, принадлежал знаменитому князю Василию Голицыну. Все его имущество было конфисковано, когда при царе Петре он попал в опалу. (После революции портрет поступил в Третьяковскую галерею.)
Говорят, что Нарышкиных погребали в монастыре до московского «морового поветрия», то есть до эпидемии чумы 1771 года, хотя кроме них в Петровском монастыре были похоронены многие знатные фамилии: Нащокины, Свиньины, Бутурлины. Однако до 1812 года именно каменные гробницы Нарышкиных в Боголюбской церкви были покрыты красным бархатом или сукном, а на каждом надгробии стояли образа святых по тезоименитству захороненных. И когда французские солдаты ворвались в Петровский монастырь, они решили, что в гробах спрятаны несметные сокровища и вскрыли все могилы. Ничего не найдя, они похитили только дорогую ткань. В Боголюбской церкви наполеоновский маршал Мортье, назначенный военным губернатором Москвы, приговаривал к смертной казни москвичей, обвиненных в пожаре. Перед монастырской стеной, выходящей на бульвар, захватчики расстреляли 13 москвичей и повесили их на фонарных столбах с надписью, что они казнены за поджоги.
Это не уменьшило народного сопротивления. На соседней с Петровкой улице Каретный Ряд владельцы лавок сами подожгли их вместе с товаром, чтобы они не достались врагу: когда армия Наполеона вошла в Москву, на Каретный Ряд поспешили французские военачальники, чтобы выбрать себе лучшие экипажи для разъездов по Москве.
Интересно, что в 1880-х гг. в усадьбе Губиных напротив Петровского монастыря открылась частная гимназия Крейсмана, куда принимали всех исключенных из московских казенных гимназий учеников. Но даже отсюда, из очень демократической гимназии был изгнан Валерий Брюсов – за издание школьного журнала, в котором ученик пятого класса вольно развивал атеистические и республиканские идеи. Ему все же удалось закончить самую лучшую в дореволюционной Москве гимназию Поливанова на Пречистенке.
С 1950-х годах началась медленная реставрация монастыря. В 1990-х годах он вновь был открыт, и в его стенах работал известный в Москве Российский Православный университет.
Придел во имя святителя митрополита Петра существует в ныне действующей церкви св. Димитрия Солунского на Благуше, построенной в 1911 году и сильно обезображенной в годы советской власти.
Храм свт. Петра митрополита, д.Авсюнино
Размер: 31 х 26 х 2,2 см
Дерево, две доски, две врезные встречные профилированные шпонки, неглубокий ковчег, паволока не просматривается, левкас, темпера.»> Пророк Илия в пустыне, с житием в 12 клеймах
Вторая четверть – середина XIX века. Гуслицы (?).
Размер: 31 х 26 х 2,2 см
Храм свт. Петра митрополита, д.Авсюнино запись закреплена
Храм свт. Петра митрополита, д.Авсюнино запись закреплена
Спасо-Преображенская община г.Куровское
КАК МЫ ДОЛЖНЫ ЖИТЬ?
Священный долг каждого православного христианина — хранить веру, любить Божий Храм, ходить в церковь, чтобы здесь, в общей церковной молитве получить силу Благодати Господней. И — отдавать эту силу ищущим, тем, которые, быть может, стыдятся прийти к нам. Им-то и надо рассказать о Боге, о цели нашей жизни.
Показать полностью. А цель наша — не здесь заполучить побольше материальных благ, благ земных, ибо, повторяю, с собой, в вечность мы не сможем взять ничего, кроме добрых дел наших, добрых поступков, чтобы там, на Страшном Суде, дать ответ за всю нашу жизнь. И пусть мысли о том, что трудно поститься, трудно молиться — не смущают сердце наше.
Идите за Богом, за Христом, собирая по крупицам добродетели жизни здесь на земле. Это в наших силах. Не поддавайтесь лишь злу жизни, — я хочу, я требую, совершу… Помните другие слова: нельзя, не положено, не должно, не буду. Не потакайте своим страстям, помните слова молитвы ко святой Божией матери: «… и погаси пламень страстей моих, ибо нищ есть и окаянен».
Верить в Христа Спасителя, нести этот свет Благодати в мир, нас окружающий, мир зла, страданий, невежества. Да пусть Господь наш поможет нам достойно вступить на порог Поста Великого, свершить все, что начертано нам и с Верой встретить Страшный Суд Господень.
Храм свт. Петра митрополита, д.Авсюнино запись закреплена
Храм свт. Петра митрополита, д.Авсюнино запись закреплена
Храм свт. Петра митрополита, д.Авсюнино запись закреплена
«Опытом доказано, что за какие грехи. осудим ближних, в те сами впадём».
Преподобный Иоанн Лествичник
Храм свт. Петра митрополита, д.Авсюнино запись закреплена
Есть у Иоанна Златоуста хорошая молитва: Господи, избави мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи. «Человеки некоторые» поставлены на самое первое место: «избави мя человек некоторых», потом только от бесов, от страстей и иные неподобныя вещи. Это удивительно точно. Бесы напрямую нам не вредят благодаря ангельскому охранению и сдерживающей деснице Божией.
Показать полностью. Они напрямую не вольны делать все, что хотят, иначе они бы нас растерли в порошок в считанные секунды. Они портят людям нравы и через своих людей действуют, но злые люди являются орудием их злой воли. Они этого не замечают, они считают, что поступают так, как хотят.
vladimirdar
Блог о моих ощущениях этого Мира
Размышления о себе, других и Мире.
Петровский собор Высоко-Петровского монастыря (Собор святителя Петра, митрополита Московского). Изначально в монастыре на месте собора находилась деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла. После смерти и канонизации митрополита Петра храм в 1339 году переосвятили в его честь. В 1514-1517 годы деревянный храм был перестроен в камне архитектором Алевизом Новым.
Собор построен в виде восьмигранной башни, увенчанной шлемовидной главой, которая возвышается над восьмилепестковым нижним ярусом. Иногда ошибочно классифицируется как «восьмерик на четверике». Собор является одним из самых ранних примеров столпообразных храмов в русском зодчестве. Собор невелик, он соответствует невысокой деревянной застройке первоначального ансамбля монастыря.
Восьмилепестковый ярус храма несёт световой восьмерик, перекрытый сводом и завершённый гранёным шлемовидным покрытием. Большие «лепестки» нижнего яруса расположены по странам света и вместе с диагонально лежащими меньшими перекрыты конхами. В северном, южном и западном размещены входы в собор, в остальных прорезаны окна. Декорация фасадов проста и лаконична. Пилястры, акцентирующие углы восьмерика завершены поясом кирпичного карниза, по низу которого идет аркатура. Округлые формы нижнего яруса объединены антаблементом и высоким цоколем. Подробно о монастыре и Петровском соборе в частности можно прочитать в ммоемм журнале вот здесь.
Храм Свт. Петра, митр. Моск-го, что на Ульянке
Храм Свт. Петра, митр. Моск-го, что на Ульянке запись закреплена
Расписание богослужений на НОЯБРЬ 2021 года
4 Четверг
Казанской иконы Божией Матери.
Литургия – 10.00
Показать полностью.
5 Пятница
Парастас – 18.00
6 Суббота
Димитриевская родительская суббота.
Литургия и панихида – 10.00
7 Воскресенье
Литургия – 10.00
13 Суббота
Литургия – 10.00
14 Воскресенье
Литургия – 10.00.
20 Суббота
Литургия – 10.00.
21 Воскресенье
Собор Архангела Михаила.
Литургия – 10.00.
27 Суббота
Литургия – 10.00.
Заговенье на Рождественский пост.
28 Воскресенье
Литургия – 10.00.
Начало Рождественского поста.
Храм Свт. Петра, митр. Моск-го, что на Ульянке запись закреплена
Внимание
Расписание ОБЩИХ КРЕЩЕНИЙ на ближайшие месяцы:
Для оформления необходимо подойти к 12.00 в свечной ларек.
17, воскресенье: 12:00.
31, воскресенье: 12:00.
14, воскресенье: 12:00.
28, воскресенье: 12:00.
12, воскресенье: 12:00.
26, воскресенье: 12:00.
9, воскресенье: 12:00.
23, воскресенье: 12:00
Храм Свт. Петра, митр. Моск-го, что на Ульянке запись закреплена
Храм Свт. Петра, митр. Моск-го, что на Ульянке запись закреплена
Расписание богослужений на ОКТЯБРЬ 2021 года
2 Суббота
Литургия – 10.00.
8 Пятница
Преподобного Сергия, игумена Радонежского.
Литургия – 10.00.
9 Суббота
Апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Литургия – 10.00.
10 Воскресенье
Литургия – 10.00.
14 Четверг
Покров Пресвятой Богородицы.
Литургия – 10.00.
16 Суббота
Литургия– 10.00.
17 Воскресенье
Литургия – 10.00.
18 Понедельник
Святителей Московских.
Литургия – 10.00.