храм на 25 сентября в смоленске
Храм Святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской
История
Храм Святых Новомучеников и Исповедников Российских построен по благословению и при активном участии митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Святейшего патриарха Московского и всея Руси). Расположенный в центре густонаселенного Промышленного района г. Смоленска, храм изначально планировался и как крупный Духовно-просветительский центр. Владыка заложил камень в основание нового храма 28 августа 1994 года в центре парка имени 1100-летия Смоленска. Настоятелем-строителем нового храма был назначен игумен Аркадий (Недосеков). В 1996 году на месте строительной площадки был поставлен и освящен временный деревянный храм в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня.
Новосооруженный прекрасный белоснежный каменный храм был освящен 25 сентября 2001 года Святых Новомучеников и Исповедников Российских и стал первым заново построенным храмом на Смоленской земле за последние 170 лет. Строительство заняло два с половиной года. Для Смоленска освящение нового храма стало событием, сопоставимым с воссозданием Храма Христа Спасителя в Москве. Освящение было приурочено к очередной годовщине освобождения Смоленска от фашистской оккупации — традиционному Дню города.
Появление в Смоленске нового храма в честь новомучеников Земли Русской поможет ныне живущему и последующим поколениям православных сделаться молитвенными сопричастниками великого христианского подвига тех, кто своей жизнью и смертью запечатлели верность Христу в годину жестоких гонений на Церковь в XX столетии.
Освящение храма совершил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в сослужении архиепископов Псковского и Великолукского Евсевия и Тверского и Кашинского Виктора, епископа Майкопского и Адыгейского Пантелеимона, Магаданского и Синегорского Феофана, Балтийского Серафима.
По совершении чина великого освящения Владыка Кирилл обратился к верующим:
«Мы освятили храм в честь святых Новомучеников и Исповедников Российских — первый новопостроенный храм в Смоленске за почти два столетия. Храмы не созидаются ни по приказу, ни по команде, ни по чьей-то воле. Храмы возводятся по воле Божией, которая видимо являет себя в вере народа.
Пришел этот светлый день в жизни нашего отечества, когда новопостроенными православными храмами вновь стала украшаться Земля Русская, ибо так восхотел Бог и так задумал народ. Сегодня мы являемся самовидцами и участниками чуда воскрешения нашей веры, нашей молитвенной жизни. Пройдя через десятилетия убиения и распятия веры, мы сегодня свидетельствуем перед Богом о том, что сохранили Его в своем сердце. А если Бог жив в нашем сердце, то все у нас будет хорошо: возродим отечество наше и народную жизнь, вновь войдем в силу и обретем славу, какая всегда была у нашей родины. Я благодарю всех, кто положил свой труд, свои средства, свои силы, свое время на это святое деяние, кто вложил в новоосвященный храм частицу своего сердца.
От всей души приветствую Полномочного представителя Президента России в Центральном федеральном округе Г. С. Полтавченко, специально приехавшего из Москвы, чтобы разделить со смолянами их великую духовную радость. Его участие в церковнонародном торжестве в Смоленске свидетельствует о глубоком уважении, воздаваемом Российским государством городу-мученику, городу-воину, городу-герою, городу-защитнику. Да благословит Господь возлюбленное наше отечество и всех нас!».
Владыка Кирилл передал в дар новоосвященному храму икону Божией Матери «Страстная».
Выступая перед православными верующими Смоленска, специально прибывший на освящение храма Полномочный представитель Президента России в Центральном федеральном округе Г. С. Полтавченко, в частности, сказал:
«Как православный россиянин, высоко ценю нынешнюю возможность присутствовать среди смолян и разделить их великую духовную радость о прекрасном новом храме. Это праздник не только Смоленска, но и всей России. Строительство нового храма — это свидетельство того, что город твердо противостоит всем трудностям и живет с верой будущее и надеждой на милость Божию. То обстоятельство, что в момент освящения храма солнечные лучи вдруг рассеяли низкие облака, зримо свидетельствует о том, что благоволение Господне пребывает с нами. Пусть не оставит оно в грядущие времена Смоленск, Россию, наш народ».
В стилобатном (цокольном) этаже храма, построенного в «спальном» районе города, разместился молодежный культурно-просветительный центр, ставший средоточием духовной жизни в этой части Смоленска. Подобный социально-церковный проект — один из первых в России, в нем воплощена идея общественного служения Церкви и ее забота о воспитании нового поколения.
За неделю до освящения храма его настоятель иеромонах Игнатий (Пунин) подписал договор о сотрудничестве с руководством Смоленского имени фельдмаршала Кутузова кадетского корпуса, эстетической гимназии и прогимназии «Полянка». Инициаторами подписания договора выступили комитет по образованию администрации области, управление по образованию города Смоленска и Смоленское Епархиальное управление.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий направил митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу поздравительное послание:
«Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка Кирилл!
Сердечно приветствую Вас и Ваших сослужителей, а также гостей, собравшихся на торжественное освящение храма святых Новомучеников и Исповедников Российских в городе Смоленске.
Отрадно, что после долгого перерыва, продолжавшегося более полутора столетий, в древнем городе на Днепре впервые возведен новый храм. Строительство завершилось на удивление быстро, потому что святое дело объединило усилия духовенства и мирян, представителей администрации и предпринимателей, всех общественных сил Смоленщины. Это еще раз убеждает нас, что святая православная вера, унаследованная нами от славных предков, и ныне является тем объединяющим началом, которое так необходимо народу, уставшему от разделений.
Убежден, что и в дальнейшем новопостроенный храм будет местом духовного единения жителей Смоленска. Ведь на пути к Богу люди непременно становятся ближе и друг ко другу, как отметил древний палестинский подвижник преподобный авва Дорофей. Особенно будет способствовать такому сближению духовно-культурный центр для смоленской молодежи, который откроется при новом храме.
Храм как средоточие нового жилого района, храм, являющийся местом не только богослужебного, но и дружеского христианского общения, храм, где память о прошлом органически соединяется с участием в современной жизни и устремленностью в будущее, где на основе многовекового предания строится новая культурная и общественная жизнь, — именно такой храм нужен был смолянам. Он стал ярким символом духовного возрождения нашего общества.
Воздаяние человеку — по делам рук его, — сказал премудрый Соломон, строитель храма Господня (Притч. 12, 14). Да воздаст же Господь милость Свою всем, кто потрудился в созидании ныне освящаемого храма. Разделяя радость собравшихся на это торжество, шлем вам Наше Патриаршее благословение. Молитвами святых Новомучеников и Исповедников Российских да будет мирна и созидательна жизнь богоспасаемого града Смоленска».
Приход храма Новомучеников Российских
Приход храма Новомучеников Российских запись закреплена
Приход храма Новомучеников Российских запись закреплена
Приход храма Новомучеников Российских запись закреплена
Мученик Не́стор Солунский (Фессалоникийский)
Дни памяти
9 ноября
Житие
Юноша Нестор был учеником святого Димитрия Солунского, приходивший в тюрьму слушать его наставления. По случаю императорского прибытия в Солуни происходили гладиаторские игры. Некий германец Лий, любимый силач императора, одолевал всех и сбрасывал с помоста на острые копья. Нестор, видя, как Лий убивал христиан, решился вступить в борьбу с ним и пошел к Димитрию в темницу просить его молитвы и благословения. Святый осенил его крестным знамением и сказал: «Лия победишь и сам постраждешь за Христа!» Укрепленный всемогущей силой Божией, юноша-христианин, к посрамлению язычников, победил Лия и сбросил его с помоста на копья. Взбешенный император, узнав, что Нестор – христианин и ученик святого Димитрия, повелел немедленно казнить святого, который был тотчас обезглавлен.
Приход храма Новомучеников Российских запись закреплена
Господь посылает людей, Он даёт встречи, Он указует пути. Нет ничего случайного в людских отношениях, люди созданы друг для друга. Молись за любящих тебя и друзей, молись за ненавидящих, молись за тех, кто сами о себе не молятся, отягчённые и ослеплённые. Ведь для всех нужна твоя молитва.
отец Сергий Булгаков
Приход храма Новомучеников Российских запись закреплена
Вмч. Димитрия Солунского (Фессалоникийского) (ок. 306)
Даты
8 ноября
Великомученик Димитрий Солунский (Фессалоникийский), Мироточивый
Показать полностью.
Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области. Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере.
Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий – христианин. Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу и стал развлекать себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов задорный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и при ликовании озверевшей толпы сбрасывал их на копья воинов.
Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия в темнице, и Димитрий благословил его на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов. Нестора должны были наградить как победителя, но вместо этого его казнили как христианина.
По приказу императора темничная стража пронзила Димитрия копьями в 306 году. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле. Слуга Димитрия Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Его тоже казнили. В правление императора Константина Великого (324–337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, а через сто лет были обретены его нетленные мощи. При гробе великомученика Димитрия совершались чудеса и исцеления. В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене, и 100-тысячное войско осаждавших обратилось в бегство. В другой раз святой спас город от голода. Житие святого Димитрия повествует, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни.
С VII века при раке святого Димитрия начало истекать благовонное и чудотворное миро, о чем писали современники. В XIV веке Димитрий Хризолог писал о нем: миро «по свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно из известных нам веществ. Оно удивительнее всех благовоний не только искусственных, но и по естеству созданных Богом». По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточивым.
Приход храма Новомучеников Российских запись закреплена
Друзья, сегодня за Божественной литургией читалось Евангелие от Луки гл.16 стихи 19-31 «Притча о богатом и Лазаре».
Послушайте, пожалуйста, отрывок проповеди настоятеля храма протоиерея Валерия Рябоконь посвящённой это притче.
Лк.16:19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
Показать полностью.
Лк.16:20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
Лк.16:21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
Лк.16:22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
Лк.16:23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
Лк.16:24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
Лк.16:25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
Лк.16:26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
Лк.16:27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
Лк.16:28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
Лк.16:29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
Лк.16:30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
Лк.16:31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
Приход храма Новомучеников Российских запись закреплена
Если схватит тебя болезнь, не унывай и не падай духом, но возблагодари Бога, что Он промышляет доставить тебе болезнью благо. Когда человек болен, тогда и душа его начинает искать Господа. Посему вразумление хорошо, если только вразумленный благодарит.
Преподобный Ефрем Сирин
Приход храма Новомучеников Российских запись закреплена
6 ноября
Димитриевская родительская суббота
Димитриевская родительская суббота – один из основных поминальных дней русского Православного календаря.
Вообще же каждая суббота – особый день для христиан.
Показать полностью. К субботе, по библейскому повествованию, завершилось творение мира, и она стала «днем покоя», – поэтому мы называем этот – последний день недели (подчёркиваю – последний!) несколько измененным еврейским словом шаббат). Но в этот же день уснувший плотью Христос завершил воссоздание этого «обветшавшего» – ветхозаветного – мира и, сойдя во ад, возвестил начало новой жизни. Помните тропарь из Пасхальных Часов? «Во гробе плотски (плотью), во аде же с душею (душой), яко (как) Бог, в раи (раю) же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя неописанный».
Поэтому в каждую субботу совершается поминовение усопших, – не покинувших нас навсегда, но терпеливо ждущих последнего дня всеобщего Воскресения. Среди этих дней выделяются особые общецерковные ежегодные – «родительские субботы», названные так потому, что каждый христианин молится прежде всего за своих родителей.
Димитриевская суббота получила своё название от имени святого великомученика Димитрия, коменданта греческого города Солуни (или Фессалоник), казнённого за исповедание христианства в 306 году (его память 26 октября / 8 ноября). Он был человеком военным – и потому считается покровителем воинов, а на иконах изображается в доспехах и с копьем. Установил же этот день, согласно преданию, другой Димитрий – наш славный великий князь Димитрий Донской – после знаменитой Куликовской битвы, случившейся 8 сентября 1380 года, то есть в праздник Рождества Пресвятой Богородицы[1] (по юлианскому календарю).
«И оставался великий князь за Доном на том месте восемь дней, – отмечает летописец, – до тех пор, пока не смогли отделить христиан от нечестивых татар: кого смогли, схоронили, а о прочих знает Бог, ведь совершилось это Божьим судом. И велел великий князь священникам петь надгробные песнопения над убитыми, и воспели священники вечную память всем православным христианам, убитым татарами на поле Куликовом, между Доном и Мечей. И сам великий князь со своим братом и оставшимися воинами возгласили громким голосом с плачем и слезами многими вечную память» (Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982, с. 194).
С тех пор каждый год суббота, предшествующая дню памяти Димитрия Солунского, посвящается христианскому поминовению усопших, в первую очередь – поминовению воинов, «на поле брани за Отечество жизнь свою положивших»
Приход храма Новомучеников Российских запись закреплена
Приход храма Новомучеников Российских запись закреплена
Апостол от 70-ти Иа́ков, брат Господень по плоти, Иерусалимский, епископ
Дни памяти
5 ноября
9 января (переходящая) – Неделя по Рождестве Христовом
Показать полностью.
17 января – Собор 70-ти апостолов
Житие
Жизнь и труды апостолов – Святой апостол Иаков, брат Господень по плоти
Апостол Павел в Послании к Галатам пишет, что вместе с апостолом Петром почитались столпами Церкви и апостолы Иаков и Иоанн. Святой Иаков был сыном Иосифа Обручника от его первой жены и потому в Евангелии называется братом Господним. Согласно преданию, Господь Иисус Христос явился ему после Своего Воскресения и поставил его епископом Иерусалимской церкви. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющем столь важное значение для христианского мира. Как глава Иерусалимской церкви, он председательствовал на Апостольском соборе в Иерусалиме в 51 году. Голос его здесь фактически был решающим, и предложение, сделанное им, стало резолюцией Апостольского собора (Деян.15). Это обстоятельство имеет важное значение ввиду притязаний католиков возвысить апостола Петра на степень главы Церкви для того, чтобы затем утвердить это главенство за римским папой.
Значение апостола Иакова еще более укрепляла его подвижническая жизнь. Он был строгий девственник, не пил ни вина, ни других спиртных напитков, воздерживался от мяса, носил одежду только льняную. Имел он обыкновение уединяться для молитвы в храме и там коленопреклонно молился о своем народе. Он так часто простирался на землю в молитве, что кожа на коленях его огрубела.
Служение апостола Иакова было трудное: среди множества самых ярых врагов христианства. Но он поступал с таким благоразумием и справедливостью, что его уважали не только христиане, но и иудеи, и называли опорой народа и праведником.
Пребывая в должности Иерусалимского епископа около 30 лет, он распространил и утвердил святую веру в Иерусалиме и во всей Палестине. Когда апостол Павел в последнее свое путешествие посетил апостола Иакова, то в то время собрались к нему пресвитеры, и об успехах христианской проповеди среди евреев передали ему следующими словами: «Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших иудеев, и все они ревнители закона» (Деян.21:20). Многие из евреев обращались к Церкви по одному доверию к слову праведника.
Видя такое влияние апостола, иудейские начальники стали опасаться, как бы весь народ не обратился ко Христу, и решили воспользоваться промежутком времени между отъездом прокурора Феста и прибытием на его место Альбина (62 г. после Р. X.) для того, чтобы или склонить Иакова к отречению от Христа, или умертвить его.
Первосвященником в это время был безбожный саддукей Анан. При большом стечении народа апостола ввели на портик храма, и после нескольких льстивых слов пренебрежительно спросили: «Скажи нам о Распятом?» – «Вы спрашиваете меня об Иисусе? – громко сказал праведник. – Он сидит на небесах одесную Всевышней силы и снова придет на облаках небесных». В толпе оказалось много христиан, которые радостно воскликнули: «Осанна Сыну Давидову!» Первосвященники же и книжники закричали: «О, и сам праведник в заблуждении!» и сбросили его на землю. Иаков мог еще подняться на колени и сказал: «Господи, прости их! Они не ведают, что творят». «Побьем его камнями», – закричали его враги. Один священник из племени Рихава (они не пили вина, жили в палатках, не сеяли ни пшеницы, ни винограда) начал уговаривать их: «Что вы делаете? Видите, праведник за вас молится». Но в эту минуту один изувер, по ремеслу суконщик, ударил своим вальком апостола по голове и умертвил его. Вместе с ним было умерщвлено много христиан.
Иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима, говорит, что Господь наказал евреев, между прочим, за убиение праведного Иакова. Апостол Иаков незадолго до своей смерти написал соборное послание. Главная цель послания – утешить и укрепить обращенных к вере иудеев в страданиях, которые предстояли им, и предостеречь их от заблуждения, будто бы одна вера может спасти человека. Святой апостол объясняет, что вера, не сопровождаемая добрыми делами, – мертва и не приводит ко спасению. Церковное предание приписывает апостолу Иакову составление древнейшего чина Божественной литургии.
Храм Новомучеников и исповедников Церкви Русской (Смоленск)
Мiръ Россия Смоленская область Смоленск Храм Новомучеников и исповедников Церкви Русской (Смоленск)
Содержание
История [ править ]
Камень в основание нового каменного храма в честь Новомучеников и исповедников Российских был заложен и освящен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, ныне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, 28 августа 1994 года, в центре парка имени 1100-летия Смоленска. В начале августа 1996 года недалеко от закладного камня начато строительство деревянного Крестового храма.
В январе 1997 года проведен конкурс на лучший проект каменного храма. Победителем конкурса признан проект архитектора Н. В. Хорчева. В день Сошествия Святого Духа – 8 июня 1998 года митрополит Кирилл совершил водосвятный молебен на основание храма. Строительство заняло два с половиной года. 25 сентября 2001 года новопостроенный храм во имя Новомучеников и исповедников Российских был освящен. Он стал первым храмом, возведенным в городе за минувшие 170 лет. Для Смоленска освящение этого храма стало событием, сопоставимым с воссозданием Храма Христа Спасителя в Москве.
Современное состояние [ править ]
При храме действуют:
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 214036, г. Смоленск, ул. 25 Сентября, 37