храм на большом афанасьевском переулке
Храм Святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, что на Сивцевом Вражке
Историческая справка
Храм Святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, что на Сивцевом Вражке
В течение многих веков древнюю московскую землю у стен Белого города, в районе современных Филипповского и Большого Афанасьевского переулков, освящает церковь Спаса Нерукотворного Образа, которую традиционно именуют по ее южному приделу церковью свтт. Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, что на Сивцевом Вражке. Точная дата возведения храма неизвестна, скорее всего, это произошло в середине XV века. Об этом свидетельствует надгробный камень с церковного погоста, найденный в конце XIX в. при строительных работах, на котором высечена надпись: «Лета 7073 (1565) преставилася Матвея Степанова дочь Татьяна…»
Изначально церковь была деревянной, а в начале XVIII века здание отстроили в камне. Новый храм стал двухпрестольным: главный алтарь освятили в честь Спаса Нерукотворенного Образа, а боковой придел во имя свт. Николая Чудотворца. При этом в документах храм сохранил свое название «Афанасие-Кирилловская церковь». В 1748-1749 по прошению поручика И.В. Плещеева в трапезной части церкви был устроен придел свтт. Афанасия и Кирилла. Таким образом, церковь вновь стала трехпрестольной.
Во время Отечественной войны 1812 года, когда город уже был в осаде, в храме свтт. Афанасия и Кирилла произошло знаменательное событие, навсегда сохранившееся в памяти священнослужителей и прихожан. Чудотворная Смоленская икона Божией Матери («Одигитрия»), вывезенная из осажденного Смоленска, была помещена в храме свтт. Афанасия и Кирилла и отсюда крестным ходом перенесена в Успенский собор Кремля.
В занятой неприятелем Москве церковь свтт. Афанасия и Кирилла, как и многие другие храмы первопрестольной, подверглась разорению и осквернению, но благодаря преданности и любви прихожан, жизнь вернулась в ее стены. Уже 2 (15) января 1813 года Никольский придел, единственная уцелевшая часть храма, был заново освящен и, хотя за малочисленностью прихожане были приписаны к соседнему Иоаннопредтеченскому храму в Конюшенной слободе, в дни храмовых праздников в Никольском приделе совершались богослужения. В 1815-1817 гг. «тщанием и иждивением полковничей дочери Прасковьи Петровны Юшковой» была отстроена каменная церковь. Храм состоял из «летней», т.е. неотапливаемой церкви, и примыкавшего к ней северного Никольского придела с печным отоплением. Афанасьевский придел был устроен в трапезной части между арками.
В 1836 начинается полная перестройка обветшавшей к тому времени церкви. Были отстроены новая трапезная часть, симметрично расположенные с южной и северной стороны приделы и колокольня. Основная часть нового храма оставалась «летней», теплым по-прежнему был только Никольский придел. Объем работ был очень велик, а строительство шло медленно. Освящение храма было совершено только через 20 лет после начала строительства, в 1856 году.
Шло время, приход рос, к концу 1870-х годов здание церкви вновь обветшало и стало тесновато. По призыву настоятеля были собраны необходимые пожертвования на ремонт и благоустройство, и в результате проведенных работ объем храма значительно расширился: боковые приделы выдвинуты вперед, поставлены новые иконостасы. Именно тогда храм приобрел нынешний вид.
Трагические события октября 1917 года не обошли стороной и наш храм. Церкви по приказу безбожной власти закрывались и разрушались повсеместно, но до начала 1930-х годов прихожанам удавалось сохранять храм. В 1932 году церковь свтт. Афанасия и Кирилла была закрыта. Так, из сорока трех церквей Пречистенского благочиния открытыми остались только две: храм св. пророка Илии (Обыденский) и Воскресения Словущего (ап. Филиппа).
Первоначально храм свтт. Афанасия и Кирилла предполагалось снести, в разные годы в нем размещались склады, мелкие предприятия, электромеханический завод, общежития. В 1970-х годов началась частичная реставрация, предполагалась реконструкция здания под концертный зал и установка органа. На протяжении шестидесяти лет здание церкви использовалось под разные хозяйственные нужды. Казалось, что исчезли не только святыни храма и его благолепие, была стерта сама память о тех, кто предстоял перед святым Престолом, совершал Таинства, возносил молитвы, о священно- и церковнослужителях, о предстоявших и молившихся в этом храме на протяжении нескольких веков.
Когда в начале 1990-х годов было принято решение о возвращении здания храма Церкви, в его стенах царило полное запустение: выгоревшие стены, мусор, полностью уничтоженный белокаменный пол.
И вновь, как в прежние времена, прихожане своей любовью, трудами и тщанием восстановили поруганную святыню.
Главными вехами возрождающегося храма стали:
— 7 апреля 1992 года, день Благовещения Пресвятой Богородицы – утверждение документов о возвращении храма
— 5 ноября 1992 года — освящение придела свтт. Афанасия и Кирилла, первая после 60-летнего перерыва Божественная литургия.
— 11 сентября 1993 года — возвращение из церкви Воскресения Словущего (Филиппповской) главной храмовой иконы свтт. Афанасия и Кирилла. В этот день крестным ходом по древней иконной слободе святители вернулись в свой родной дом.
— 14 января 2003 года освящение главного алтаря церкви – во имя Спаса Нерукотворного образа.
— 17 декабря 2009 года – освящение Свято-Никольского придела.
Храм Святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, что на Сивцевом Вражке
Расписание богослужений и объявления
Среда
3 ноября
Четверг
4 ноября
Пятница
5 ноября
17.00 Утреня. Поминовение усопших. Исповедь.
Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63). Перенесение мощей прав. Иакова Боровичского, Новгородского, чудотворца (1154).
6 ноября
8.30 Литургия. Панихида.
17.00 Всенощное бдение. Исповедь.
Димитриевская родительская суббота. Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1688).
7 ноября
Мчч. Маркиана и Мартирия (ок. 355).
Прпп. Маркиана диакона и Мартирия затворника, Печерских, в Дальних пещерах (XIII-XIV). Мч. Анастасия (III). Прав. Тавифы (I). Собор новомучеников и исповедников земли Карельской.
Прп. Матроны Власовой исп. (1963).
Вторник
9 ноября
17.00 Всенощное бдение. Исповедь.
Среда
10 ноября
Вмц. Параскевы, нареченной Пятница (III). Мчч.Терентия и Неониллы и чад их Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила и Евникии (249-250). Прп. Стефана Савваита, творца канонов (IX). Свт. Арсения I, архиеп. Сербского (1266). Прп. Иова, игумена Почаевского (1651). Свт. Димитрия, митр. Ростовского (1709).
Суббота
13 ноября
Воскресение
14 ноября
Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии (III). Сщмчч. Иоанна епископа и Иакова пресвитера, в Персии пострадавших (ок. 345). Мцц. Кириены и Иулиании (305-311).
Вторник
16 ноября
Четверг
18 ноября
8.00 Утреня. Часы (Исповедь). Литургия.
Суббота
20 ноября
Воскресение
21 ноября
Четверг
25 ноября
Пятница
26 ноября
Храм на Сивцевом Вражке. Его покрасили в красный
Храм Святителей Афанасия и Кирилла на Сивцевом Вражке. Красивая церковь недалеко от метро Кропоткинская, которая яркостью и цветом своим радует глаз. В красный ее покрасили совсем недавно — наверное, в рамках благоустройства Москвы. А еще пару лет назад она была желтой. Вам как больше нравится?
Храм Святителей Афанасия и Кирилла на Сивцевом Вражке покрасили
Мы уже писали про то, что никакого символического значения в православии цвет храма не несет — в отличие от облачений священников, например, или, — иногда, — от куполов. Цвет храма — это исключительно вопрос вкуса. Он, даже, как вы поняли, может меняться. Например, недалеко от церкви на Сивцевом Вражке есть вот такой храм Успения Пресвятой Богородицы. Сейчас он голубой:
А в советское время он был желтым:
Надо сказать, тот факт, что храм святителей Афанасия и Кирилла на Сивцевом Вражке покрасили в красный — это, скорее, возвращение к истокам. По крайней мере, такой вывод можно сделать, если посмотреть на фотографии начала 90-х, когда храм начали восстанавливать после советской разрухи:
Храм на Сивцевом Вражке: история
Можно сказать, что у храма Святителей Афанасия и Кирилла довольно типичная для московских (и не только!) церквей история.
Сначала на его месте располагалась деревянная церковь и только в начале XVIII века на ее месте построили каменную. Каменный храм в переулке Сивцев Вражек не раз достраивали и переделывали и окончательный свой вид он приобрел в 1899 году. Вот, такой:
В 1930-х годах храм закрывают, и в нем располагаются попеременно: склады, электромеханический завод, общежитие. Позже планировалось организовать концертный зал с органом.
В 1992 в храме Храме на Сивцевом Вражке была сослужена первая за многие десятилетия Литургия.
Храм на Сивцевом Вражке: где находится и расписание богослужений
Несмотря на то, что эта церковь зовется «Храм на Сивцевом Вражке», на самом деле он находится не на самом этом переулке, а чуть поодаль — с обеих сторон (спереди и сзади) ее расположены два перпендикулярных Сивцеву Вражку переулка: Филиповский и Большой Афанасьевский.
Вот, вид на церковь с Филиповского переулка:
А это с Большого Афанасьевского:
Адрес храма: Филиповский переулок до 3/16А строение 1. Это пять-десять минут пешком от станции метро Кропоткинская «красной» ветки.
Литургии в храме служатся не каждый день (хотя, безусловно, каждое воскресенье и всякий крупный Церковный Праздник), поэтому актуальное расписание богослужений всегда можно посмотреть на официальном сайте прихода.
Храм на большом афанасьевском переулке
Современное здание трехпрестольного храма было построено в 1856 году. Архитектор неизвестен.
Главный престол освящен в честь Нерукотворного Образа, боковые приделы – святителей Афанасия и Кирилла Александрийских и святителя Николая Мирликийского.
В годы гонений приход был снят с юридической регистрации, а храм закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство в 1932 году.
В 1992 году приход был возрождён и получил юридическую регистрацию. В том же году приходу было передано бывшее здание храма.
С 1992 года по настоящее время в здании храма ведутся ремонтно-восстановительные работы.
Иконы с мощами святых угодников: святитель Лука Крымский; мученица Татьяна; святитель Феофан Затворник; преподобный Амвросий Оптинский; преподобный Амфилохий Почаевский; преподобный Иов Почаевский.
Икона ветхозаветного патриарха Авраама с частицей Мамврийского дуба.
| Протоиерей Михаил Григорьевич ОСКОЛКОВ, настоятель. Родился 15 июля 1952 года. Образование: Московская Духовная Семинария. 26 сентября 1984 года рукоположен в диакона. 23 февраля 1991 года рукоположен в сан священника. 23 августа 1991 года назначен настоятелем. |
| Протодиакон Андрей Валерьевич СТРЕЖНЕВ Родился 15 апреля 1969 года. Образование: Московская Духовная Семинария. 20 апреля 1997 года рукоположен в сан диакона. |
Проезд до ст. метро «Кропоткинская», далее по Гоголевскому бульвару идти по памятника А.Шолохову, повернуть налево, у светофора, и идти по пер. Сивцев Вражек. Второй поворот направо – по Б.Афанасьевскому переулку, с правой стороны храм.
В приходе храма действует детская Воскресная школа, молодёжный клуб, оказывается помощь бездомным.
2012 © Центральное Викариатство города Москвы
Большой и Малый Афанасьевский переулок в Москве
Храм был разрушен во время пожара 1812 года, но был восстановлен на средства госпожи П.П. Юшковой в 1815 году. В честь благотворительницы часть Большого Афанасьевского переулка некоторое время называлась Юшковым переулком.
История Большого Афанасьевского переулка
Большой Афанасьевский переулок соединяет между собой улицу Арбат и Гагаринский переулок, пересекая по пути Сивцев Вражек. Ближе к Арбату, к переулку примыкает Малый Афанасьевский. Продолжениями Большого Афанасьевского являются Арбатский и Чертольский переулки.
История Большого Афанасьевского переулка связана со многими известными людьми.
В 1654 году, на пересечении переулка с Сивцев Вражком, находился двор предка известного московского градоначальника Федора Ростопчина, служившего в Москве во время войны 1812 года.
В доме княгини Горчаковой некоторое время проживал русский философ Николай Станкевич.
Знают эти места и писателя Сергея Аксакова, владения которого посещали историк Погодин и Николай Гоголь.
В Большом Афанасьевском переулке находилась усадьба купца московского Михаила Забелина, который был дедом писателя Михаила Салтыкова-Щедрина. Михаил Евграфович в детские годы часто приезжал сюда в гости.
Знаменит этот переулок и располагавшимся здесь маклерским домом господина Хлебникова, в котором была заключена сделка по аренде владения по Арбату, 53 поэтом Александром Пушкиным.
Интересен с исторической точки и дом 17 в этом переулке, в котором проживал сначала отец генерала и декабриста Михаила Фонвизина, племянника литератора Дениса Ивановича Фонвизина. Затем владение перешло к отцу писателя Владимира Соллогуба. В дальнейшем, на месте строения, в конце XIX века, построили дом, в котором проживал художник-пейзажист Константин Юон.
История Малого Афанасьевского переулка
Малый Афанасьевский переулок примыкает к Большому Афанасьевскому и выходит на Арбатскую площадь.
Архитекторами строений в разное время были Д. Стерлигов (1913 год) и Н. Жерихов (1905).
Дома и достопримечательности в Афанасьевских переулках:
— Усадьба Урусовых
— Палаты Друцкого
— Палаты Зиновьева-Юсуповых
— Мастерская скульптора Николая Андреева