храм на большой бронной в москве

Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Бронной

храм на большой бронной в москве

Журнал «Бронная Слобода» № 48. Февраль 2019 года

храм на большой бронной в москве

Поделиться:

Таинственный сад (усадьба Горенки)

храм на большой бронной в москве

С природою искусство сочетав,

Прекрасны вы, задумчивые парки:

Мне мил ковер густых, хранимых трав

И зыбкие аллей прохладных арки,

Где слаще мир мечтательных забав,

Где тень мягка и где лучи не ярки,

Где веет всё давно забытым сном

И шепчутся деревья о былом.

Фофанов К.М. «Дума в Царском Селе»

Поистине, в шелесте листвы можно услышать тихую музыку былого. Неуловимо присутствуют в нем отголоски далекого прошлого, бережно хранимого в тайниках памяти, архитектуре и ландшафте. Сад – душа и сердце усадьбы. Он продолжает цвести, благоухать и жить даже после «смерти» дома, напоминая о вечности, об Эдеме.

Сад – неизменное место уединения и творчества, место прогулок и тайных свиданий. В тени его аллей родились лучшие литературные и музыкальные строки, в нем витали, одаривая вдохновением, музы. В основном, сады были именно поэтической составляющей усадьбы, привносили в нее колорит, изящно дополняли архитектурный ансамбль и создавали ощущение гармонии. И лишь немногие из них вошли в историю не только как прекрасные отголоски эпохи «дворянских гнезд», но и как поистине ценный вклад в развитие науки. Продолжить чтение →

Источник

Храм Иоанна Богослова на Бронной

храм на большой бронной в москве

храм на большой бронной в москве

храм на большой бронной в москве

храм на большой бронной в москве

храм на большой бронной в москве

храм на большой бронной в москве

храм на большой бронной в москве

Храм открыт ежедневно с 8.00 до 19.00.

Богослужение в будние дни: по расписанию.
Показать полностью.
Божественная Литургия в 8-40.
Вечернее богослужение в 18-00

Воскресное богослужение:
Божественная Литургия в 9-00.
Всенощное бдение в 18-00

Настоятель храма протоиерей Андрей (Сергеевич) Хохлов.

Диакон Онисим (Анисим Борисович) Дубровин.

Председатель приходского совета храма Медведева Ольга Станиславовна.

Храм расположен по адресу: 123104, Москва, Богословский переулок, д. 4 телефон: (495) 697-98-20.

Проезд: м. «Пушкинская», «Тверская»,
далее пешком по Тверскому бульвару
или Большой Бронной улице
до Богословского переулка.

Духовенство храма окормляет подопечных ГБУ ЦСО «Пресненский» (Тверской бульвар, дом 12).

храм на большой бронной в москве

Храм Иоанна Богослова на Бронной запись закреплена

храм на большой бронной в москве9 ноября память преподобного Нестора Печёрского

храм на большой бронной в москвеПервый русский историк: прп. Нестор Печерский

Преподобные отцы Киево-Печерского монастыря в целом, к сожалению, неизвестны широкой публике, но вот имя одного из них знакомо многим ещё с детства. Мы говорим о Несторе, чьим именем подписана самая древняя и известная русская летопись – Повесть Временных Лет.
Показать полностью. Именно с Нестором связаны хрестоматийные рассказы о призвании варягов, выборе веры князем Владимиром и крещении Руси. Это те «преданья старины глубокой», которыми открывается наша история. И сам Нестор при этом не просто безвестный хроникёр, но прославленный святой Русской Церкви.
По сведениям историка В.Н. Татищева, Нестор родился на Белом Озере, где, согласно летописи, сел править Синеус – один из призванных на Русь варягов. Правда, откуда историк взял эти сведения, неясно. Житие Нестора, вошедшее в Киево-Печерский патерик, говорит, что будущий летописец пришёл в Печерский монастырь, будучи 17 лет от роду. Это было, предположительно, в 1073 году. Уже после кончины основателей обители, преподобных Антония и Феодосия, Нестор принял иноческий постриг, а затем – сан диакона. Нестор лично обретал мощи прп. Феодосия, о чём сохранился в летописи его рассказ, написанный с позиции очевидца. Другим деянием Нестора стало участие вместе с другими отцами в изгнании демона из прельщённого затворника Никиты. Эти эпизоды говорят о высоком авторитете, который летописец имел в монастыре.

Скорее всего, заниматься литературным трудом Нестора благословил игумен Стефан, который возглавил обитель после Феодосия. Надо думать, инок как-то явил расположение к этому роду деятельности. Возможно, сам Нестор записал вошедшие в Повесть Временных Лет слова о пользе знания: «Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они узда воздержания».

Перу Нестора принадлежат такие дошедшие до нас произведения, как житие прп. Феодосия Печерского, сказание о Борисе и Глебе, жития ряда печерских святых и, конечно, Повесть Временных Лет. Впрочем, относительно последней надо отметить, что неизвестно, в какой степени современный текст этого памятника является произведением именно Нестора. Древняя летопись неоднократно переписывалась, входила в позднейшие летописные своды. По признанию Татищева, «все манускрипцы, колико я в руках моих имел, хотя Несторово начало имеют, но в продолжении ни един с другим точно не сходен». Древнейший список, в который входит Повесть – Лаврентьевская летопись, созданная в XIV веке, то есть спустя несколько веков после жизни Нестора.

Впрочем, не следует впадать в крайность и думать, что в Повести вовсе не осталось слов преподобного. Прп. Поликарп Печерский в XIII веке писал о Несторе именно как о летописце. С этим согласно и монастырское предание, выраженное в житии прп. Антония Печерского. Свт. Пётр Могила, митрополит Киевский, в XVII веке также подписал список летописи именем Нестора. В летописном тексте сохранились слова автора как очевидца событий. Под 1096 годом он записал о набеге половцев: «И приидоша на монастырь Печерский, нам сущим по кельям почивающим по заутрени». А под 1106 годом он написал о кончине старца Яна, от которого «слышал многие словеса», вошедшие в летопись. Летопись оборвалась на 1110 году, а в 1116-м её продолжил игумен Киевского Михайловского монастыря Сильвестр. Таким образом, мы можем понять, что Нестор скончался где-то в начале XII века.

Нестор не просто перечислял памятные события, но выражал определённое отношение к ним, на заре русской письменности закладывая основы христианского взгляда на историю. Об этом говорил В.О. Ключевский в своих «Исторических портретах». Сравнивая идеи древнего летописца и современный ему подход к историческому материалу, учёный писал: «научная задача историка, как её теперь понимают, состоит в уяснении происхождения и развития человеческих обществ. Летописца гораздо более занимает сам человек, его земная и особенно загробная жизнь… Историк-прагматик изучает генезис и механизм людского общежития; летописец ищет в событиях нравственного смысла и практических уроков для жизни… историческая жизнь служит нравственно-религиозной школой, в которой человек должен научиться познавать пути Провидения… Так летописец является моралистом, который видит в жизни человеческой борьбу двух начал, добра и зла, Провидения и диавола».
Другой заслугой Нестора явилось введение русского народа во всемирную и библейскую историю. Повесть Временных Лет начинается с событий Ветхого Завета, когда сыновья Ноя Сим, Хам и Иафет заселили землю. Славян Нестор отнёс к потомству Иафета. Таким образом, русские показаны в летописи не какими-то неведомо откуда взявшимися варварами, а законной частью человечества с общими для всех людей корнями.

Трудно вспомнить пример другого такого простого монаха, почти безвестного, даже не основателя монастыря, который бы оказал такое влияние на культуру и историческую память. Именно Нестор стал одним из прообразов монаха-летописца Пимена из пушкинского «Бориса Годунова». Пимен видел в своём труде исполнение Божьей воли: «Ещё одно, последнее сказанье – /И летопись окончена моя, /Исполнен долг, завещанный от Бога /Мне, грешному. Недаром многих лет /Свидетелем Господь меня поставил /И книжному искусству вразумил». Пушкин говорил в одном из писем: «Характер Пимена не есть моё изобретение. В нём собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе мудрое, усердие, можно сказать набожное, к власти царя, данной им Богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия».

Кроме Нестора, история Церкви знает и других святых авторов исторических сочинений. Это написавший «Историю франков» свт. Григорий Турский, автор «Церковной истории народа англов», британец Беда Достопочтенный, или составивший «Летопись от начала миробытия до Рождества Христова» свт. Димитрий Ростовский. Но христианство вообще располагает к изучению истории. Языческие культуры склонны полагать, что всё самое важное, деяния богов и героев, произошло когда-то давно, в мифическом времени, а сами язычники должны теперь лишь воспроизводить эти внеисторические образцы. Напротив, христианство считает, что Бог действует непосредственно в человеческой истории как в потоке уникальных событий. Таким образом, история освящается и становится пространством взаимодействия Бога и человека, на котором происходит спасение людей от зла, греха и вечной смерти.

Память преподобного Нестора совершается Церковью 9 ноября (27 октября ст.ст.), в один день с мучеником Нестором Солунским и другим Нестором Печерским, которого, для отличия от Летописца, именуют Некнижным. Также Нестор Летописец входит с Собор Печерских святых, почивающих в Ближних пещерах, который воспоминается 11 октября (28 сентября ст.ст.).

Дмитрий Игумнов. (историк, аспирант ИФ МГУ, библиотекарь храма)

храм на большой бронной в москве

Храм Иоанна Богослова на Бронной запись закреплена

храм на большой бронной в москве

Храм Иоанна Богослова на Бронной запись закреплена

храм на большой бронной в москве8 ноября Церковь вспоминает вмч. Димитрия Солунского

храм на большой бронной в москвеДимитрий Солунский и его иконография

Седьмой Вселенский собор, состоявшийся в 787 году, утвердил православное иконопочитание как поклонение первообразу через художественный образ. Это решение на века вперёд спасло христианское искусство, и, благодаря ему, мы можем созерцать множество икон Христа, Богородицы и святых.
Показать полностью. Православная иконопись допускает различные стили и художественные приёмы, лишь бы они не препятствовали главной цели создания иконы – молитве и возведению ума к Богу. А взирая на иконы святых, можно проследить историю их почитания, какие идеалы и надежды связывали верующие со своими небесными заступниками.

Подобные вопросы рассматриваются в книге Н.В. Герасименко «Великомученик Димитрий Солунский», вышедшей в серии «Русская икона. Образы и символы». Димитрий – один из самых известных и почитаемых воинов-мучеников первых веков христианской эры. Он происходил из знатного рода и, подобно своим родителям, был тайным христианином. Римский император назначил Димитрия правителем греческого города Фессалоники, но тот, вместо того чтобы преследовать христиан, открыто проповедовал Христову веру горожанам. В результате Димитрия арестовали и посадили в темницу. В то время в городе проходили гладиаторские игры, во время которых борец-язычник Лий убивал христиан, сбрасывая их на копья.

Ученик Димитрия, Нестор, взял у него благословение, вышел на арену и победил Лия. Разгневанный император приказал казнить Нестора. Димитрия же посланные воины пронзили копьями в темнице. Это произошло в 306 году. Слуга Димитрия Лупп взял одежду мученика, пропитанную его кровью, и через эту одежду Бог совершил множество чудес. Впоследствии Луппа казнили, и он таким образом приобщился к святым мученикам.

В книге Герасименко почитание святого Димитрия прослеживается от IV века, когда св. император Константин прекратил гонения на христиан, и до начала XX века. Повествование затрагивает и византийскую, и русскую художественную традицию, внутри которых с веками происходили изменения. Центром почитания Димитрия стали Фессалоники, или Солунь, где на месте его убийства был возведён храм-базилика. Эта церковь, пережив пожары и перестройки, дошла до наших дней.

В книге упоминаются детали почитания Димитрия в Византии, такие, как многодневные службы в честь святого, крестные ходы, строительство храмов его имени. Такие сведения ценны, поскольку Византийская империя с её историей и культурой во многом остаётся в тени, как некая terra incognita (неизведанная земля – лат.), в первую очередь ‑ для массового читателя. И это ‑ несмотря на то, что именно из этой страны Русь приняла православие.

Рассказывая о распространении почитания Димитрия в славянских землях, автор затронула и некрасивые моменты, когда святой становился «заложником» политических страстей и амбиций. Речь идет о конфликтах Болгарии и Византийской империи и неоднократных войнах между двумя, что особенно прискорбно, православными странами. Болгарские правители объявили Димитрия покровителем своего царства. Несмотря на это, когда болгарский царь Калоян осадил Фессалоники, святой явился и поразил его. Впоследствии образ святого на коне, поражающего копьём нечестивого царя, утвердился в иконографии Димитрия.

На Руси Димитрий изначально оказался связан с княжеской властью и воинским служением. Его имя в Крещении получили князья Изяслав, сын Ярослава Мудрого, и Всеволод Большое Гнездо. Великомученик явился покровителем и знаменитого Дмитрия Донского, победителя Мамая в Куликовской битве. Именно князь Димитрий установил поминовение погибших воинов в субботу, ближайшую к дню памяти вмч. Димитрия – 26 октября по старому стилю. Потом в этот день стали поминать вообще всех усопших православных христиан, и поэтому он получил название Димитриевской родительской субботы.

В богато иллюстрированной книге представлено множество образов святого Димитрия, в том числе и такие знаменитые, как мозаика из Михайловского Златоверхого монастыря, «Димитрий на троне» из церкви в Дмитрове (на этом образе святому, возможно, приданы черты князя Всеволода), псковская икона XV века. В книгу включены и примеры образа святого в прикладном искусстве – на небольших крестах, мощевиках, ткани.

Память святого великомученика Димитрия Солунского Церковь празднует 8 ноября (26 октября ст.ст.).

Дмитрий Игумнов. (историк, аспирант ИФ МГУ, библиотекарь храма)
Фото Дмитрия Игумнова

храм на большой бронной в москве

Храм Иоанна Богослова на Бронной запись закреплена

Сейчас в московском Храме Христа Спасителя хранится икона святых Маркиана и Мартирия, написанная по заказу российских нотариусов.
#Церковный_Календарь #просвещение_в_храме

храм на большой бронной в москве

Храм Иоанна Богослова на Бронной запись закреплена

Наконец, отрок, почивавший в гробе, явился во сне нескольким благочестивым боровичанам и сказал: «Из-за чего вы, православные христиане, немилостиво гоните от себя подобного вам христианина? Из-за чего противитесь Господу, направившему к вам тело мое? Ужели из-за неведения имени моего? Так знайте, что я называюсь Иаков; соименник св. Иакову, брату Господню по плоти». Тогда мощи отрока сняли с льдины и погребли в специально выстроенной часовне. От мощей стали происходить чудеса.

В 1544 году новгородский архиепископ Феодосий исследовал мощи и рассказы о чудесах и велел перенести святыню в Свято-Духов монастырь. Он же передал сведения о новом чудотворце свт. Макарию, митрополиту Московскому. Спустя сто лет, при патриархе Никоне, мощи праведного Иакова перенесли в Иверский монастырь. В настоящее время частицы мощей святого хранятся в нескольких храмах Боровичей.

Сохранилось также предание о том, что в годы Великой Отечественной войны святой явился некоему благочестивому старцу и сказал, что если жители обойдут трижды город с его иконой, то он не будет захвачен. И, действительно, Боровичи не подверглись оккупации.
#Церковный_Календарь #просвещение_в_храме

храм на большой бронной в москве

Храм Иоанна Богослова на Бронной запись закреплена

В Писании несколько раз упоминаются «братья и сёстры» Иисуса Христа. Согласно преданиям, они были либо детьми Иосифа Обручника от первого брака, либо двоюродными братьями Иисуса. Евангелие свидетельствует, что во время земного служения Спасителя братья не признавали Его как Мессию (Ин. 7:5). Однако, после Своего Воскресения Он особо явился Иакову, как говорит об этом апостол Павел (1 Кор. 15:7).

Уверовав во Христа, Иаков стал первым епископом Иерусалима. Он пользовался большим уважением в христианской общине. Именно Иаков произнёс итоговую речь на Иерусалимском соборе апостолов, в которой призвал освободить обратившихся ко Христу язычников от соблюдения почти всех предписаний Ветхого Завета (Деян. 15:13-21). Это решение было принято всеми апостолами.

Апостолу Иакову, брату Господню, принадлежит соборное послание, которые мы можем видеть в Новом Завете сразу после книги Деяний. Оно обращено к «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии» (Иак. 1:1), то есть к христианам из иудеев. В своём послании Иаков призывает с терпением переносить искушения, напоминает, что «гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1:20). Апостол увещевал христиан относиться друг к другу без лицеприятия, не предпочитать бедным богатых, тех, кто входит в собрание «с золотым перстнем и в богатой одежде» (Иак. 2:2). Иаков утверждает также и то, что одной веры недостаточно для спасения, она должна выражаться в конкретных делах: «вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2:17).

Именно на послании Иакова основывается церковное таинство елеосвящения (соборования). Апостол пишет: «Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь…» (Иак. 5:14-15). Как видно из этих слов, соборование можно проводить над любыми больными, а не только, как иногда утверждают, умирающими.

Как и большинство апостолов, святой Иаков окончил свой жизненный путь мученически. Успех его проповеди вызвал возмущение не веровавших во Христа иудеев; апостола сбросили с крыши Иерусалимского храма и побили камнями. По преданию, он молился за своих убийц. Произошло это в 63 году по Рождестве Христовом.

Память святого апостола Иакова, брата Божьего, Православная Церковь отмечает 5 ноября (23 октября ст.ст.), в неделю (воскресенье) по Рождестве Христовом и в Соборе Семидесяти Апостолов 17 января (4 января ст.ст.)
Впервые статья была опубликована в ноябрьском номере приходского журнала за 2017 год.
#Церковный_Календарь #просвещение_в_храме #журнал_Бронная_Слобода

храм на большой бронной в москве

Храм Иоанна Богослова на Бронной запись закреплена

храм на большой бронной в москвеКазанский собор Казанского Богородицкого монастыря, построенный на месте обретения Казанской иконы Божьей Матери 9-летней девочкой Матроной в 1579 году.

После революции монастырь был разрушен, а на его территории размещалась табачная фабрика. Путь к возрождению обители был долгим. Важной датой в истории Казанского монастыря стало 4 ноября 2015 года, когда президент Республики Татарстан Рустам Минниханов подписал указ о воссоздании собора Казанской иконы Божьей Матери.
Показать полностью.

Идея о строительстве собора родилась еще во время подготовки к празднованию тысячелетия Казани. Тогда встал вопрос передачи городу папой римским Иоанном Павлом II Ватиканского списка Казанской иконы Божией Матери. До начала строительства были проведены масштабные археологические раскопки на территории бывшего монастыря, во время которых были обнаружены артефакты от XIV до XX века: осколки керамики, старинные монеты, личные вещи горожан (браслеты, кольца), нательные кресты. Все вошло в коллекцию созданного при будущем соборе музея в пещерном храме.

храм на большой бронной в москве

Храм Иоанна Богослова на Бронной запись закреплена

храм на большой бронной в москве

Храм Иоанна Богослова на Бронной запись закреплена

храм на большой бронной в москвеСегодня, 4 ноября, вся Россия празднует День народного единства, а Церковь чтит память той, благодаря которой этот народ победил, — совершается празднование Казанской иконе Божией Матери.

храм на большой бронной в москве«Празднуем сегодня в честь Казанской иконы Божией Матери. Почему же праздник, как видно из самого названия его, местный, праздник только одного города становится, однако, торжеством общенародным и всероссийским? Почему в нем участвуют русские православные люди по всему лицу земли русской, каким бы огромным расстоянием они ни были отделены? Готов ответ в словах святого апостола к христианам: «Вы — тело Христово, а порознь — члены. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. XII, 27, 26). Следовательно, и как дети единого и общего великого нашего отечества, и как члены одного и того же церковного тела мы, естественно, должны радоваться всему тому, что посылает Господь благодетельного и радостного для нашей святой Церкви и для нашей родины. Но в истории явления Казанского образа Богоматери, в чудесных действиях проявляемой чрез его посредство силы Божией на благо нашего отечества и в том огромном, чисто-воспитательном влиянии этой святыни на русскую народную душу и историю нашего народа есть нечто другое, близкое сердцу всякого сына России; есть значение высокопатриотическое.

Не раз эта чудесная икона Богоматери приносила и проявляла нам милость Божию в годины бед народных, и недаром сделалась она святынею всероссийскою. И всякий раз, в решительные моменты жизни России, в сохранении ее целости и самостоятельности, русскому народу как бы давалось новое и новое подтверждение его исторического призвания (речь идет о благовествовании и просвещении светом Христова учения языческих и мусульманских народов). Была тяжелая пора, поистине «смутное время» на Руси, когда пресекся в ней род Владимира Святого, когда поляки, овладев большею половиной русской земли, вторглись, наконец, в самое сердце ее — в Москву — и в ней засели. Уже корона России предлагалась польскому королевичу Владиславу, а отец его, Сигизмунд, фанатический слуга римского папы, захотел соединить Россию с Польшей, не скрывая намерений ввести в ней католичество.

Чистоте веры русского народа, основным устоям его религиозного и национального существа, следовательно, его историческому призванию грозила страшная опасность. «Мати Божия, спасай землю русскую!» — такой клич вырвался из сердец лучших сынов нашего народа. И Матерь Божия услышала их молитвы. В Казанской иконе Своей пришла Она к полоненной Москве во главе русского воинства. Пред Нею изливали тогда мольбы свои доблестные Минин и Пожарский; на Её благодатную помощь надеялись русские люди, в виду необыкновенной трудности взять силою ратною тот город, который из твердыни России теперь обратился в крепкий оплот ее врагов. А войско русское, наскоро собранное, было и нестройно, и не обучено, и немногочисленно, и к тому же не совсем единодушно и согласно.

И вот находящемуся в плену у поляков епископу Арсению ночью во сне является преподобный Сергий, молитвенник за землю ему родную святорусскую, и объявляет, что Господь, по ходатайству Богоматери, на следующий же день низложит врагов. Предсказание сбылось: действительно, на другой день, 22 октября 1613 года, Кремль Московский был взят, враг изгнан, Россия стала свободною и скоро уже имела и Царя, природного русского, из нового царственного рода Романовых.
С тех пор Казанская икона Богоматери сделалась семейною святыней русского Царского рода Романовых, а вместе с тем — святынею и всего народа русского. Праздник ее — не церковный только, но и государственный праздник, что многим у нас неизвестно. Так сделалась она святынею не местною Казанскою, а всероссийскою, общечтимою. И поныне она чаще всего видится в старинных православных русских домах, как священное наследие и благословение предков, передаваясь из рода в род. И поныне иконою этою благословляют всякий новый семейный союз. Из Казани в течение веков ежегодно она была носима на огромном протяжении по всей прилегающей стране иноверия и зловерия; она являла силу Божию врагам христианства, она объединяла русских людей и крещеных инородцев, она утверждала в восточном Поволжье силу Христову, силу Святой Руси. Восстань же в подвиге веры и благочестия, русский народ!»

Протоиерей Иоанн Восторгов.
Полное Собрание Сочинений в 5-ти томах., М., 1998

храм на большой бронной в москве

храм на большой бронной в москве

Храм Иоанна Богослова на Бронной запись закреплена

храм на большой бронной в москвеХэллоуин – послевкусие…

Сегодня мы живем в обществе, во многом сформированном под воздействием западной культуры. Здесь есть свои плюсы, но есть и явные минусы, среди которых слепое копирование разрекламированных Западом национальных традиций и праздников. Праздник Хэллоуин как раз относится к подобным явлениям.
Показать полностью. За последние десять лет резко возросло число россиян, которые собираются отмечать этот день. Если в начале 2000-х, согласно социологическим опросам Левада-Центра, «четверо из пяти опрошенных россиян знали о празднике, но лишь один из двадцати опрошенных планировал праздновать его», то сейчас это явление принимает массовость. Ночные клубы, магазины, места культуры и отдыха, порой даже школы и детские сады — все они так или иначе вводят в свою программу различные мистические мероприятия, посвященные этому празднику.

Совсем недавно, в конце октября, мы вновь стали свидетелями, как красочно запестрели магазины и места культурного досуга яркими привлекательными тыковками, изящными метёлками и бархатными чёрными колпаками с вуалью. А как радуются дети, когда родители соглашаются купить какую-нибудь милую «страшную» безделушку для домашнего уюта или, того лучше, маскарадный костюм к невинному детскому празднику. Как говорится, спрос рождает предложение. А, может быть, иначе предложение рождает спрос. Может, спрос только формирует, то есть придает конечную форму предложения? Но, так или иначе, а праздник людям решили устроить все. Даже многие интернет-магазины в честь этого праздника объявили акцию «Хэллоуин: время страшных скидок», тем самым обрадовав добрую половину населения.

Итак, мир отпраздновал Хэллоуин, и после этого веселья у многих на столах остались тыквы (правда, весьма съедобные), куча ненужного хлама и, как всегда, полное незнание сути праздника.

Что такое Хэллоуин, почему в последние годы он набирает все большую популярность, и как он соотносится с православием на все эти вопросы мы постараемся сегодня ответить.
храм на большой бронной в москве

храм на большой бронной в москвеИстория праздника
Истоки праздника Хэллоуин восходят к традициям древних кельтов, живших на территории Англии, Ирландии и Шотландии. Согласно кельтским языческим представлениям, жизнь рождалась из смерти так же, как новый урожайный год приходил после «смерти» старого. Новый год, точнее, переходное состояние от смерти старого к рождению нового, кельты праздновали в ночь с 31 октября на 1 ноября. Они считали, что в эту ночь духи смерти властвовали на земле, поэтому главным героем праздника стал бог Самайн, почитаемый ими как повелитель смерти. Друиды приносили жертвоприношения князю тьмы и смерти, пытаясь его умилостивить, чтобы он разрешил душам умерших посетить в этот день свои дома. Именно отсюда берет своё начало обычай, получивший столь широкое распространение ночью на Хэллоуин ходить по улицам и кладбищам переодетыми в привидения и всякую нечисть, символизируя тем самым диалог с потусторонним миром и нечистой силой. С этим обычаем тесно связана традиция готовить всякие угощения и выставлять их около дверей или раздавать ряженым. Изначально эти угощения представляли собой не что иное, как акт приношения тёмным силам, служившим Самайну. Древние кельты считали, что души умерших, возвращаясь из мира смерти на землю, вновь начинают испытывать человеческий голод, и, чтобы они не причинили живым людям вреда, их следовало накормить досыта.

Как мы видим, сам по себе праздник восходит своими корнями к языческим традициям древних кельтов и их празднику в честь бога Самайна. Но откуда же тогда взялось название «Хэллоуин» (англ. Halloween, AllHallows’ Eve или AllSaints’ Eve), переводящееся как «Вечер всех святых» или «ночь перед Днем всех святых»? Ответ мы найдём во всем известной миссионерской традиции переименовывать и наполнять христианским смыслом старые языческие праздники. Святые отцы раннехристианской Церкви старались противопоставить языческой традиции новообращенных народов иные, наполненные уже христианским смыслом, традиции и праздники. Так, в IX веке, когда христианство начало активно распространяться на территории Великобритании, папа Григорий III постановил в день празднования языческого божества Самайна чтить память всех христианских святых (Католическая Церковь отмечает память всех святых 1 ноября, тогда как Православная Церковь празднует этот праздник летом после Дня Святой Троицы).

Идея христианизировать языческий праздник тьмы, как мы видим, не увенчалась успехом. Более того, языческий праздник и отдельные христианские мотивы вследствие безграмотности и невежества слились в одну большую, непонятную и безумную мистерию. Церковная политика по замещению языческого праздника другим христианским нередко приносила благие плоды, как, например, это было с выбором дня празднования Рождества Христова. Здесь уверовавшие и принявшие святое крещение, забыв свое языческое прошлое, восхваляли Спасителя. Увы, попытка наполнить таким же христианским смыслом древний языческий праздник Самайна не удалась, и вместо святых угодников Божиих в канун Дня всех святых англичане продолжали чествовать другого персонажа дьявола. Одним из ярких примеров смешения языческого и христианского начал является так называемый «светильник Джека» всем известная тыква с вырезанной рожицей и свечкой внутри. Какой смысл кроется за традицией Джека-Фонаря? Это символ проклятой души, связанный с легендой о пьянице и проходимце Джеке, подписавшем сделку с самим дьяволом, о том, что тот не будет претендовать на его душу после смерти. В итоге, как повествует легенда, Джек после смерти не только не смог попасть в Рай (по понятным причинам), но и в ад, по договору с нечистью, не был взят. Он был проклят бродить по земле и «отрабатывать свои долги» до времени Страшного суда. А причём здесь тыква? Неприкаянный мертвец в ожидании Судного дня был вынужден бродить по земле, «освещая себе путь кусочком угля, который ему напоследок бросил лукавый». Этот уголек Джек положил в пустую тыкву (изначально в репу или брюкву) и пустился в странствование по земле. Здесь смешались кельтские языческие представления о ритуальных фонарях, помогающих душам найти путь, и католическое учение о Чистилище. Справедливости ради, надо отметить, что тыква здесь имеет ещё и охранительный характер как оберег от нечисти.

храм на большой бронной в москвеМиграция, глобализация и малодушие
Миграционный поток в США из Англии, прежде всего лиц ирландского происхождения, привёл к распространению этого праздника на этом континенте. А дальше ему был открыт прямой путь в Европу, благодаря процессу глобализации. Как только Хэллоуин стал активно отмечаться в Северной Америке, он распространился по всему миру. Мода на прозападную, а точнее, проамериканскую ориентацию, активно эксплуатируется современными компаниями-производителями товаров для детей и подростков (костюмы, маски, конфеты, украшения и т. д.). Хэллоуин сегодня стал неким трендом, благодаря которому компании ежегодно наживают на потребителях миллионы. Но как подобное стало возможно? Конечно, ключевые роли здесь играют маловерие, апатия, кризис культуры, духовная неграмотность и малодушие. Все, что годами воспринималось как исчадие ада и опасность для общества, теперь вызывает веселье. Оказывается, зло может быть добрым, а заигрывание и подражание нечисти не что иное, как безобидная игра.

храм на большой бронной в москвеПравославие и Хэллоуин
Итак, сделав небольшой экскурс в историю, проанализируем, насколько этот праздник совместим с православием, да и, вообще, полезен ли он для целостности личности.

Само происхождение, сущность и способы выражения этого «праздника смерти» являются языческими, где-то даже откровенно сатанистскими, а значит, они несовместимы с православным вероучением о Боге, Воскресении Христовом и загробной жизни. Верования древних кельтов о том, что в эту ночь открывалась дверь в потусторонний мир, и обитатели ада проникали на землю, а также поклонение «повелителю смерти» в корне противоречат христианству. Иногда люди, оправдываясь, ссылаются на то, что они так празднуют День всех святых (правда, так говорят люди далекие от Церкви, так как Православная Церковь чествует всех святых летом). Но и в этом утверждении мы необратимо столкнемся с явным противоречием. Чествуя память святых угодников, в большинстве своём мучеников и исповедников, мы не можем переодеваться в костюмы нечисти, так как это является прямым глумлением над памятью святых. Как можно наряжаться теми, с кем они до последнего боролись при своей жизни и от коих они отреклись во имя Христа? Ведь, отправляясь к могиле неизвестного солдата, разве кому-нибудь придет в голову надеть нацистский костюм?

Примерив на себя обличие нечистой силы, мы совершаем по церковным канонам тяжёлый грех, так как фактически отдаёмся на служение дьяволу. Нельзя в шутку себя поджечь и остаться не поврежденным огнём. Вся символика этого праздника чужда православию, она проповедует фактически сатанизм: гадание, колдовство, олицетворение смерти и духов зла, принесение жертв и безумные вакханалии. Кто-то может возразить и сказать, что всё безобидно, и никаких последствий не имеет, что это всего лишь игра. Но игра ли? Давайте задумаемся, если бы это было игрой и шуткой, стал бы Хэллоуин главным праздником церкви сатаны, ранее официально зарегистрированной в Америке, а с 2016 года и в России. Для них этот праздник знак преданности и служения дьяволу. Также этот праздник очень близок язычникам, колдунам, экстрасенсам и т. п. Поэтому, если человек исповедует вышеуказанное верование, тогда становится вполне логичным, что он будет отмечать этот праздник, но если нет… Если человек атеист, «не интересующийся», теплохладный или, более того, христианин, то зачем ему участвовать в поклонении силам тьмы?

Празднуя день нечистой силы, сами не зная этого или не воспринимая всерьёз, мы празднуем его вместе с его последователями. Это не веселое времяпровождение, а медленное размывание границ между добром и злом, Богом и нечистой силой. Мы начинаем воспринимать изначально плохое и вредное нейтральным, наш взгляд перестает подмечать плохое, разум успокаивается и перестает критически мыслить. Вспомним слова апостола Павла: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире» (1 Пет. 5: 8-9). Дьявол не действует открыто, он мудр, он предстает перед нами в образе шутливого детского праздника, манящего своей мистичностью. Мы согрешаем, не задумываясь, кому мы поклоняемся и поклоняемся ли вообще, тогда как нечистой силе прекрасно известно, что «невозможно дружить с мiром и одновременно любить Бога» (Иак. 4:4; 1 Ин. 2:15-17). Оккультизм здесь начинается с конфет и шуточных костюмов. Не думайте, что зло предстанет во всей своей красе, нет, оно будет обольщать и искушать своей невинностью и доступностью. Сегодня уже нельзя считать, что зло обязательно должно находиться в антагонизме с обществом, что «ярлыки» развешены правильно, и человек может вслепую плыть в общем потоке. Вспомним хотя бы слова святого Феофана Затворника: «Будем молиться о сохранении в нас света Христова и об отгнании тьмы лжеучений. Падки мы на худое; потому не дивно, что ложь и возьмет верх. Она и ныне уже ходит по улицам города открыто, тогда как прежде опасливо пряталась от взора верующих христиан».

Будем же чутки и пытливы до всего, с чем мы соприкасаемся в повседневности, чтобы не соделаться слугами тьмы, ибо «Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжём и не поступаем по истине» (1 Ин.5-6).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *