храм на братском кладбище в ростове на дону расписание служб

Ковчег со святыми мощами похищен из ростовского храма

В Ростове-на-Дону совершена кража одной из святынь, хранящихся в храме Вознесения Господня, что на Братском кладбище — ковчега с мощами святого Александра Свирского.

ПРОПАЖА СВЯТОГО КОВЧЕГА

Настоятель храма обнаружил пропажу ковчега с мощами святого Александра Свирского который хранился в алтарной части этой небольшой кладбищенской церкви. Усиленные поиски не дали результата. Когда стало окончательно ясно, что ковчег не затерялся, а был похищен, священнослужитель обратился с заявлением в правоохранительные органы.

Храм Вознесения Господня — относится к числу немногих сохранившихся дореволюционных церквей Ростова-на-Дону. Он был построен в 1910—1913 годах на средства купцов Герасимова, Мясникова и Сафонова под руководством архитектора Г.Н. Васильева.

храм на братском кладбище в ростове на дону расписание служб

Церковь Вознесения Господня на Братском кладбище в Ростове-на-Дону

Надо сказать также, что с изначально Братское кладбище, расположенное на городской окраине (в XIX веке), считалось местом для захоронения бедноты, здесь располагались преимущественно братские (общие) могилы, откуда пошло его название. Своим появлением оно «обязано» вспышке эпидемии холеры в Ростове в конце XIX века. Так, в журналах Ростовской-на-Дону городской думы сообщается:

«В 1892 г. в Ростове появилась холера. Страшная гостья косила каждый день по несколько сот человеческих жизней. Так совершенно неожиданно выросло на выгонной земле Ростова, за чертою городского поселения, огромное холерное кладбище; впоследствии оно было переименовано в Братское».

Еще кладбище известно тем, что здесь в годы Гражданской войны прятались белые офицеры, не успевшие уйти из Ростова перед приходом большевиков. Их ловили и расстреливали здесь же, среди могил. На Братском кладбище в 1920 году по приговору трибунала Красной Армии был расстрелян красный комкор Борис Думенко вместе со своим штабом.

КТО ТАКОЙ АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ

Согласно агиографической литературе, Александр Свирский (его время жизни пришлось на XV век) прославился многими чудесами и праведностью. После 25 лет затворничества Александр был удостоен явления Святой Троицы. В 1485 году по благословению игумена монастыря Александр ушёл на Святое озеро, расположенное неподалеку от Олонца и реки Свирь. Со временем здесь образовалась обитель, ныне известная как Александро-Свирский монастырь.

храм на братском кладбище в ростове на дону расписание служб

Преподобный Александр Свирский

В 1918 году храм был осквернен и разграблен большевиками. В журнале «Революция и церковь» («отчёт VIII-го отдела Народного комиссариата юстиции РСФСР Съезду Советов») писали, что 22 октября 1918 года при приёме на учёт богослужебного имущества Александро-Свирского монастыря «в литой раке, весящей более 20 пудов серебра, вместо нетленных мощей Александра Свирского была обнаружена восковая кукла». Сохранность тела преподобного настолько изумила чекиста Августа Вагнера, отряд под командованием которого был направлен в Александро-Свирский монастырь, что он не придумал ничего лучшего, чем назвать мощи «восковой куклой». Мощи вынули из раки, но не увезли.

19 декабря 1918 года президиум исполнительного комитета Северной области поручил народному комиссариату здравоохранения создать врачебную комиссию со специалистом-химиком для исследования мощей. Комиссия была создана и установила, что мощи Александра Свирского — не «восковая кукла и не скелет в тапочках», а нетленная человеческая плоть.

Из архивных документов известно, что 20 декабря 1918 года мощи Александра Свирского увезли из Александро-Свирского монастыря под конвоем ЧК «в целях беспощадной борьбы с врагами коммунистической идеи и социалистической мысли». Позже на кафедре нормальной анатомии Военно-медицинской Академии появилось «мумифицированное тело неизвестного мужчины».

храм на братском кладбище в ростове на дону расписание служб

Второе обретение мощей преподобного Александра Свирского

Главным организатором поисков и обретения мощей преподобного стала инокиня Леонида (Сафонова). После окончания Ленинградского государственного университета на протяжении 30 лет занималась исследовательской работой в области биологии клеток и тканей человеческого организма, работала в НИИ имени Пастера. Автор более 60 научных работ, кандидат биологических наук, она поменяла научное поприще на монастырь за полгода до защиты докторской диссертации. В 1997 году она стала организатором поисков мощей.

Поиск в различных архивах привел инокиню Леониду в ВМА — Военно-медицинскую академию, в музей при кафедре нормальной анатомии — самый старый из медицинских музеев (ему около 150 лет). На протяжении шести месяцев шли основательные исследования антропологов, рентгенологов, судебных экспертов и анатомов. Согласно «Акта освидетельствования мумифицированного тела», «нельзя исключить его принадлежность святому Александру Свирскому». Передача мумифицированного тела Церкви состоялась в 1998 году.

ОТКУДА БЕРУТСЯ МОЩИ

Практика почитания мощей является очень древней. Одно из наиболее древних и достоверных свидетельств такого почитания — описание мученической кончины св. Поликарпа Смирнского, которое было составлено в Смирнской церкви сразу же после этого события, примерно в 157 году. Там говорится, что смирнские христиане, после того как их епископ был сожжен на костре, с благоговением собрали его останки.

Основанием для христианского почитания мощей является Боговоплощение. Для христиан тело — не темница и не случайное одеяние души, а один из уровней человеческой личности, связь с которым личность таинственно сохраняет и после смерти. Разделение мощей изначально было вызвано необходимостью их положения в новые храмы для совершения на них литургии.

Большевики в ходе антирелигиозной кампании уничтожили множество древнерусских святынь, в том числе мощи. Так, 30 июля 1920 года Совет народных комиссаров принял Постановление «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе», имевшее целью «полностью ликвидировать варварский пережиток старины, каким является культ мёртвых тел», согласно постановлению: «Ликвидацию названного культа мёртвых тел и кукол осуществить или путём помещения так называемых «мощей» в музеи в отделы церковной старины, или путём их захоронения».

храм на братском кладбище в ростове на дону расписание служб

Похищенный ковчег с мощами Александра Свирского из Вознесенского храма Ростова-на-Дону

храм на братском кладбище в ростове на дону расписание служб

Ковчег со святыми мощами похищен из ростовского храма

Тем не менее, в глазах верующих ковчеги, иконы и другие предметы культа с мощами, имели особую притягательность. Их считают чудотворными.

ПОХИТИТЕЛЬ СВЯТОГО КОВЧЕГА

Работая по заявлению настоятеля Вознесенского храма Ростова-на-Дону оперативники уголовного розыска вскоре задержали 18-летнего юношу, местного жителя который и совершил кражу ковчега. Похищенное у него было изъято.

храм на братском кладбище в ростове на дону расписание служб

Задержанный воришка (фото МВД): татуировка в виде паутины обозначает склонность к наркомании

Установлено, что кража была совершена еще в начале марта 2021 года. Пропажа была замечена лишь спустя около двух недель. Следственно-оперативная группа сработала профессионально. Полицейские опросили возможных свидетелей и очевидцев произошедшего. В результате вышли на злоумышленника.

Дознавателем отдела полиции № 3 УМВД России по городу Ростову-на-Дону возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 158 УК РФ. Ковчег изъят и в скором времени будет возвращен в храм. В настоящее время подозреваемому избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.

Вопрос о том, что толкнуло молодого человека на эту кражу, остается открытым. Каким образом воришка собирался сбыть похищенное, непонятно. Может быть, его соблазнил сам вид сияющего позолотой ковчега, а может быть, у парня просто есть признаки клептомании.

В любом случае, правоохранители проявили гуманность, оставив его на свободе. Отрадно также, что мощи святого Александра Свирского вновь уцелели, побывав в руках и богоборцев-большевиков, и будучи похищенными молодым ростовским вором.

Источник

Расписание богослужений

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

18-й седмицы по Пятидесятнице

октября

Свтт. Московских Петра, Феогноста,Алексия, Киприана, Фотия, Ионы, Геронтия, Иоасафа, Макария,

08:00 Часы 3-й, 6-й.

08:20 Литургия.

09:30 Молебен (с акафистом) сщмч. Киприану и мц. Иустинье.

10:00 Заупокойная лития.

16:00 Вечерня. Утреня («Бог Господь»), 1-й час

октября

08:00 Часы 3-й, 6-й.

08:20 Литургия.

09:30 Молебен (с акафистом) святителю Луке Крымскому.

10:00 Заупокойная лития.

16:00 Вечерня. Утреня (« Бог Господь »), 1-й час

октября

Мчч. Сергия и Вакха (290-303). Свт. Ионы, еп. Ханькоуского

08:00 Часы 3-й, 6-й.

08:20 Литургия.

09:30 Молебное пение пред иконой Неупиваемая Чаша о страждущих недугом пьянства.

10:00 Заупокойная лития.

16:00 Вечерня. Утреня («Бог Господь»), 1-й час

октября

Прп. Пелагии (457). Прп. Досифея Верхнеостровского, Псковского (1482). Прп. Трифона, архим. Вятского

08:00 Часы 3-й, 6-й.

08:20 Литургия.

09:30 Молебен святителю Николаю Чудотворцу (с акафистом).

10:00 Заупокойная лития.

16:00 Вечерня. Утреня («Бог Господь»), 1-й час

октября

Ап. Иакова Алфеева (I). Прпп. Андроника и Афанасии

08:00 Часы 3-й, 6-й.

08:20 Литургия.

09:30 Молебное пение пред иконой Божией Матери «Всех скорбящих радосте» (с акафистом).

10:00 Заупокойная лития.

16:00 Вечерня. Утреня (« елеопомазание »), 1-й час.

октября

Мчч. Евлампия и Евлампии. Прп. Амвросия Оптинского (1891).

08:00 Часы 3-й, 6-й.

08:20 Литургия.

09:30 – Водосвятный молебен.

10:00 – Заупокойная лития.

16:00 Всенощное бдение.

октября

06:00Часы 3-й, 6-й.

06:20Литургия (ранняя).

08:30Часы 3-й, 6-й.

09:00Литургия (поздняя).

11:00 — Молебен.

11:30 – Заупокойная лития.

15:00Молебен пред иконой Божией Матери «Всецарица».

16:00 Вечерня. Утреня («Бог Господь»), 1-й час.

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

19-й седмицы по Пятидесятнице

октября

Мчч. Прова, Тараха и Андроника (304). Прп. Космы, еп. Маиумского, творца канонов

08:00 Часы 3-й, 6-й. 08:20 Литургия.

09:30 Молебен (с акафистом) сщмч. Киприану и мц. Иустинье.

10:00 Заупокойная лития.

16:00 Вечерня. Утреня («Бог Господь»), 1-й час

октября

08:00 Часы 3-й, 6-й. 08:20 Литургия.

09:30 Молебен (с акафистом) святителю Луке Крымскому.

10:00 Заупокойная лития.

16:00 Вечерня. Утреня (« Бог Господь »), 1-й час

октября

08:00 Часы 3-й, 6-й. 08:20 Литургия.

09:30 Молебное пение пред иконой Неупиваемая Чаша о страждущих недугом пьянства.

10:00 Заупокойная лития.

16:00 Вечерня. Утреня («Бог Господь»), 1-й час

октября

Прмч. Лукиана, пресвитера Антиохийского (312). Свт. Афанасия исп., еп. Ковровского

08:00 Часы 3-й, 6-й. 08:20 Литургия.

09:30 Молебен святителю Николаю Чудотворцу (с акафистом). 10:00 Заупокойная лития.

16:00 Вечерня. Утреня («Бог Господь»), 1-й час

октября

Мч. Лонгина сотника, иже при Кресте Господни

08:00 Часы 3-й, 6-й. 08:20 Литургия.

09:30 Молебное пение пред иконой Божией Матери «Всех скорбящих радосте» (с акафистом).

10:00 Заупокойная лития.

16:00 Вечерня. Утреня (« елеопомазание »), 1-й час.

октября

Прор. Осии (820 г. до Р. Х.). Прмч. Андрея Критского

08:00 Часы 3-й, 6-й. 08:20 Литургия.

09:30 – Панихида

16:00 Всенощное бдение.

октября

Апостола и евангелиста Луки

06:00Часы 3-й, 6-й.

06:20Литургия (ранняя).

08:30Часы 3-й, 6-й.

09:00Литургия (поздняя). 11:00 — Молебен. 11:30 – Заупокойная лития.

15:00Молебен пред иконой Божией Матери «Всецарица».

16:00 Вечерня. Утреня («Бог Господь»), 1-й час.

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

20-й седмицы по Пятидесятнице

ноября

Прор. Иоиля (800 г. до Р. Х.). Мч. Уара и с ним семи учителей христианских (ок. 307). Перенесение мощей прп. Иоанна Рыльского.

08:00 Часы 3-й, 6-й. 08:20 Литургия.

09:30 Молебен (с акафистом) сщмч. Киприану и мц. Иустинье.

10:00 Заупокойная лития.

16:00 Вечерня. Утреня («Бог Господь»), 1-й час

ноября

Вмч. Артемия (362).Прав. отрока Артемия Веркольского (1545). Прп. Гавриила Самтаврийского

08:00 Часы 3-й, 6-й. 08:20 Литургия.

09:30 Молебен (с акафистом) святителю Луке Крымскому.

10:00 Заупокойная лития.

16:00 Вечерня. Утреня (« Бог Господь »), 1-й час

ноября

Прп. Илариона Великого (371–372). Перенесение мощей свт. Илариона, еп. Меглинского (1206).

08:00 Часы 3-й, 6-й. 08:20 Литургия.

09:30 Молебное пение пред иконой Неупиваемая Чаша о страждущих недугом пьянства.

10:00 Заупокойная лития.

16:00 Вечерня. Утреня (« елеопомазание »), 1-й час.

ноября

Празднование Казанской иконе Божией Матери

08:00 Часы 3-й, 6-й. 08:20 Литургия.

09:30 Молебен святителю Николаю Чудотворцу (с акафистом).

10:00 Заупокойная лития.

16:00 Вечерня. Утреня («Бог Господь»), 1-й час

ноября

Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63). Перенесение мощей прав. Иакова Боровичского, Новгородского, чудотворца

08:00 Часы 3-й, 6-й. 08:20 Литургия.

09:30 Молебное пение пред иконой Божией Матери «Всех скорбящих радосте» (с акафистом).

10:00 Заупокойная лития.

16:00 Вечерня. Утреня (« парастас »), 1-й час.

ноября

Димитриевская родительская суббота.

08:00 Часы 3-й, 6-й. 08:20 Литургия. Молебен.

09:30 – Панихида

16:00 Всенощное бдение.

ноября

Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

06:00Часы 3-й, 6-й.

06:20Литургия (ранняя). Молебен (с водосвятием)

08:30Часы 3-й, 6-й.

09:00Литургия (поздняя). 11:00 – Молебен (с водосвятием).

11:30 – Заупокойная лития.

15:00Молебен пред иконой Божией Матери «Всецарица».

Источник

Старо-Покровский храм г.Ростова-на-Дону

История Старо-Покровского храма тесно связана с историей основания, развития и бытия г. Ростова-на-Дону. Как известно с середины XVIII столетия на месте современного города Ростова располагалась военная крепость,
Показать полностью. носившая до начала сороковых годов девятнадцатого века наименование святителя Димитрия Ростовского, вследствие чего поселение, разраставшееся вокруг крепости, получило впоследствии название «Ростов». Для гарнизона крепости, ее жителей и поселенцев, проживавших вокруг нее, была устроена небольшая деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
На конец девятнадцатого века приходятся и годы начала возведения нового каменного храма, освящение которого состоялось 22 мая (ст.ст.) 1909 года. Храм, получивший наименование Ново-Покровский представлял собой грандиозное здание, достигавшее с крестом высоты 53 метра, а колокольня новой церкви вознеслась на высоту 75 метров. Автором, создавшим здание нового Покровского храма в стиле «нарышкинского барокко», сочетавшего русскую традицию с элементами «барокко», был выдающийся ростовский архитектор Николай Матвеевич Соколов. Богатое убранство Ново-Покровского храма было устроено на пожертвование церковного старосты Георгия Пустовойтова.

В 1917 году в нашей стране установилась советская власть, идеологическая и культурная политика которой не оставляла шансов православной России. В 30-у гг. прошлого века духовная жемчужина Ростова — Покровская церковь, видимый символ спасения и вечности, была разрушена.

В городском сквере, на историческом месте, где стояла Покровская церковь, был установлен православный крест и памятный камень, а 3 февраля 2005 года отслужен молебен. Весной этого же года настоятелем строящегося храма был назначен протоиерей Даниил Азизов. С этого времени возобновились богослужения на некогда оскверненном месте. В течение двух лет прихожане храма молились в специально оборудованном вагончике, установленном рядом со строящейся церковью, по возведению которой 11 ноября 2007 года Архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон совершил Великое освящение Старо-Покровского храма, самой древнейшей церкви г. Ростова-на-Дону.

На протяжении всего более 350-ти летнего периода в жизни Старо-Покровского храма происходили выдающиеся события.

В первой трети хронологического периода хода церковных событий со времени устройства Покровского храма его посетил Император Александр I Благословенный. Совершая в последний год своей жизни объезд южных земель империи, Император прибыл и в Ростов. Проинспектировав крепость святителя Димитрия, он вошел и в Покровскую церковь, где был встречен настоятелем храма.

А.В. Суворов в период с 1776 года по 1784 год, когда этот великий и непобедимый полководец организовывал защиту южных рубежей России и, находясь в крепости святителя Димитрия Ростовского, по своему обыкновению, посещал вечерние богослужения и слушал литургию в Покровской церкви крепости.

Новейшая история Старо-Покровского храма так же отмечена значимыми событиями в жизни прихода.

В мае 2014 г. на Братском кладбище г.Ростова-на-Дону близ Вознесенского храма была совершена панихида и открытие памятного знака протоиерею Лазарю Крещенскому (1848-1914 гг.), который 34 года был настоятелем Покровского Храма города Ростова.

3 июня 2014 года по благословению Главы Донской митрополии в храме был встречен Святейший патриарх Ассирийской Церкви Востока Мар Дынха, прибывший в Россию по приглашению Святейшего Патриарха Кирилла.

В храме помимо богослужений проходят важные культурные мероприятия при содействии с областными и муниципальными учреждениями, работает молодежное объединение, воскресвоскресная школа, издается приходская газета «Старо-Покровский вестник».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *