храм на демократической в саранске
СТАРЫЙ СОБОР
Иоанно-Богословский соборный храм города Саранска
Саранская и Мордовская епархия.
Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Главная страница
Дорогие друзья!
Мы рады приветствовать вас на сайте Иоанно-Богословского собора г. Саранска!
С сердечной радостью сообщаем вам о том, что несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку, милостию Божией в нашем храме продолжаются ежедневные богослужения и совершение треб. Иоанно-Богословский приход продолжает вести активную духовно-просветительскую и социальную деятельность. Для всех желающих открыты двери Воскресной школы для детей, наш Молодежный клуб, наш Катехизаторский лекторий для взрослых слушателей, а также наша Православная библиотека. Ведь несмотря на всю свою историчность и монументальность, Иоанно-Богословский собор — это прежде всего храм, живущий активной современной жизнью. Храм, главной ценностью которого являетесь вы — наши дорогие прихожане.
А для тех, кто впервые знакомится с нашим храмом — небольшой экскурс в историю:
Иоанно-Богословский храм, именуемый в народе «старым собором», был построен и освящен в XVII веке. Он пережил вместе с Саранском радости и невзгоды, трудные и светлые времена. Сюда приходили возносить молитвы служивые люди, охранявшие в Саранской крепости юго-восточные рубежи российского государства. В XX веке «старый собор» стал главной и единственной духовной опорой для жителей нашего города и множества сел вокруг, когда в долгие годы гонений на Церковь в радиусе пятидесяти километров не было других действующих храмов. В этом же храме с момента образования самостоятельной Саранской епархии и до освящения нового кафедрального собора находилась кафедра правящего архиерея.
Сегодня Иоанно-Богословский собор — древнейший храм Республики Мордовия. Светские люди отмечают, что это еще и самое старое сохранившееся каменное здание в нашем регионе, объект культурного наследия народов Российской Федерации. Для нас, верующих, «старый собор» — уникальная православная жемчужина мордовской земли, намоленная тысячами наших благочестивых предков. Символ духовной памяти и духовной связи поколений.
Вот и сейчас Иоанно-Богословский собор остается духовным сердцем Мордовии. И рад встрече с каждым из вас!
Друзья!
Маленькие фонари больших людей — это исключительность тепла, на которое щедры самые светлые из нас.
Я много раз за жизнь была отогрета таким теплом.
Этому можно не столько научиться, сколько отыскать в себе уже готовым, друзья мои.
Стоит только отменить недоверие, застывшее старой смолой на раненном сердце.
Стоит позволить себе принять тех, кто близок душе.
Стоит перестать обижаться.
Маленький свет целит большие раны, друзья мои.
Так не скупитесь на него. разжигайте.
Друзья! Сегодня, 8 ноября, православные христиане отмечают день памяти Димитрия Солунского. В древности он почитался как чудотворец и целитель, позже — как защитник от врагов.
Димитрий был сыном проконсула — наместника провинции — и по смерти отца занял его должность.
Показать полностью. В это время император Диоклетиан (285—305) начал преследовать христиан, и его соправитель Максимиан Галерий (296—311) на потеху публике заставлял христиан вступать в поединок со своим лучшим гладиатором Лием, который скидывал побежденных с помоста на воткнутые в землю копья. По совету Димитрия, воин-христианин Нестор вступил в единоборство с Лием и победил его. Разгневанный император велел казнить Нестора и Димитрия. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле. В правление императора Константина Великого (324–337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, а через сто лет были обретены его нетленные мощи. При гробе великомученика Димитрия совершались чудеса и исцеления.
С VII века при раке святого Димитрия начало истекать благовонное и чудотворное миро, о чем писали современники. В XIV веке Димитрий Хризолог писал о нем: миро «по свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно из известных нам веществ. Оно удивительнее всех благовоний не только искусственных, но и по естеству созданных Богом». По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточивым.
На Руси почитание Димитрия Солунского началось с первых веков христианства. В 1197 году князь Всеволод Большое Гнездо привез из Византии чудотворную икону святого Димитрия, выполненную, по преданию, на крышке гроба мученика. Икона изначально находилась в Киеве, потом во Владимире, а в 1380 году Димитрий Донской перенес ее в Успенский собор Московского Кремля.
Иоанно-Богословский Макаровский монастырь
Добро пожаловать в группу монастыря. Здесь вы можете не только узнать о жизни святой обители, но и получить ответы на интересующие вопросы.
Показать полностью.
Земли, на которых находится монастырь, с XVII века принадлежали боярам Полянским. Представитель рода Макар Артемьевич Полянский, от имени которого происходит название погоста и села Макаровка, служил в Москве, вступил во владение землями в 1686 году, и с 1700 года переехал в Саранск из Москвы. После этого на его землях и был основан погост. В 1702 году была освящена церковь Михаила Архангела, а в 1704 году — сохранившийся до настоящего времени собор Иоанна Богослова. Примерно в это же время были построены ограда и две башни. В 1720-е годы была построена колокольня, а в 1800-е годы — Знаменская церковь, почти точно повторяющая архитектуру Михайло-Архангельской.
После революции богослужения на погосте были прекращены, а все его здания, кроме Иоанно-Богословского собора и колокольни — снесены.
С 1969 года в Макаровке начались восстановительные работы, а в 1987 году жители села при содействии верующих Луховки, Куликовки и Солдатского через патриарха Пимена сумели вытребовать Иоанно-Богословский храм и колокольню в ведение прихода. Настоятелем в Иоанно-Богословский храм был назначен протоиерей Георгий Сакович. В 1991 году открывшейся Саранской епархии была передана Знаменская церковь, а в 1996 году – Михайло-Архангельская. Бывший «замок» Полянских стал епархиальным управлением. Таким образом, за десять лет погост поэтапно перешел к подлинному хозяину – православному народу, а в 1994 году он наконец-то превратился в настоящую обитель: по благословению патриарха Алексия Второго и по решению архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия в Макаровке открылся мужской Иоанно-Богословский монастырь. Таким образом, мужское иночество в городе воскресло. Наместником монастыря стал протоиерей Максим Чеботарёв (в монашестве Владимир).
В стенах обители ощущается особая благодать, ради которой и приезжают сюда многочисленные паломники.
индекс 430910, Республика Мордовия, г.о. Саранск, с. Макаровка, ул. Нагорная 35.
Иоанно-Богословский монастырь находится на окраине г. Саранска.
До Святой обители можно добраться автобусом № 36, а также автобусом №7 и маршрутным такси № 15 до остановки 《пос. Луховка》, далее пешком или на такси.
открыта с 7.00 до 17.00
Экскурсии по монастырю
благочинный — игумен Варфоломей
Монастырская гостиница для паломников
Гостиница «Макаровская». Паломнический центр
Иоанно-Богословский Макаровский монастырь запись закреплена
Иоанно-Богословский Макаровский монастырь запись закреплена
4 ноября – день памяти Казанской иконы Божией Матери. (в память избавления Москвы и России от иноземных захватчиков в 1612 г.)
Поздравляем!
ИЗБАВЛЕНИЕ МОСКВЫ И РОССИИ ОТ ПОЛЯКОВ В 1612 Г.
Показать полностью.
Православные воины и миссионеры шли на восток, отступники бежали на запад. Волной самозванцев и «воровских людей» старались затопить Русь в начале ХVII столетия иезуиты. Промыслом Божиим в период польского нашествия (1605–1612), который народ назвал «Смутным временем», Русскую Церковь возглавлял великий исповедник Православия – священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор «Сказания» о ней и Службы ей.
В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за Святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите. везде говорите моим именем». Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский.
Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия.
Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия. В осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм Москвы, находившейся в руках поляков.
Трехдневный пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена».
Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня – Кремль.
В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.
По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.
В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.
В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор.
В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.
. Казанский собор в Петербурге строился с 1801 по 1811 год – как бы специально для того, чтобы стать храмом-памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас главного алтаря тонкой чеканной работы, исполнен из ста пудов серебра: из них сорок пожертвованы храму донскими казаками, отбившими в 1812 году это серебро у французов. Стены собора украшены трофеями, взятыми у французов в 1812 году. Вражеские знамена склонились у священной гробницы погребенного в соборе князя Михаила Кутузова-Смоленского, спасителя Отечества. Бронзовые изваяния Кутузова и Барклая де Толли стоят перед храмом у концов колоннады, полукругом обнявшей соборную площадь.
В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего. всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим».
Благодатным осенением расположились иконы Пречистой Богородицы по лицу нашей Отчизны, воистину образуя Небесный покров. Ее неустанным ходатайством ниспосланный Божественным Сыном, принесшим Себя в жертву для спасения человечества. Древний Владимирский святой образ Богородицы хранит и благословляет наши северные пределы, Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли сияет лучами неизбывной благодати чудотворный Казанский образ Пречистой нашей Матери.
Саранск. Собор Иоанна Богослова.
Иоанно-Богословский собор
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Одним из самых старых памятников православной архитектуры в мордовском крае является Иоанно-Богословская церковь в Саранске. Кирпичное здание бывшей приходской церкви расположено в центральной части города на ул. Демократической. Вытянутый план составляют квадрат летнего храма и семигранная апсида (1693), прямоугольник четырехстолпной трапезной и квадрат колокольни (1824).
Из статьи В.Б. Махаева «Классическая архитектура православных церквей Мордовского края»
Построен ориентировочно в 1693 году на дальней западной окраине города, в стиле «нарышкинского барокко». Старейшее сохранившееся здание города Саранска и Мордовии в целом. В 1711 году к основному зданию храма были пристроены трапезная и колокольня. В последующие десятилетия он был дополнен двумя приделами. До настоящего времени здание, к счастью, не претерпело заметных изменений архитектурного облика. В записках священника-краеведа Алексия Масловского об этой церкви сообщается, что в 1873 году при снятии с престола покрова в престольной доске найден антиминс из толстого холста, отмеченного датой 1600 года, без патриаршей подписи, но с указанием наименования храма – Иоанно-Богословский. Кроме того, одна из храмовых икон – образ Благовещения Пресвятой Богородице – был датирован тем же 1600 годом.
Из этого следует вывод, что стоявшая неподалеку от этого места более древняя деревянная церковь, в 1824 разобранная и перевезенная в село Маколово, была построенная первопоселенцами в первые годы существования Саранской крепости, и имела то же наименование, что и настоящий храм. Исследователь истории Саранска профессор И.Д. Воронин выдвинул версию, согласно которой на этом месте еще со времен царя Иоанна Грозного в лесу существовало русское поселение, которое называлось Ивановым или Богословским, жители которого и построили самую первую церковь во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
До революции при Иоанно-Богословской церкви имелось 113 десятин пашенной и лесной земли. Богослужения вел один штат церковно- и священнослужителей. Рядом с храмом в собственном доме на улице, в честь храма именовавшейся 1-й Богословской, жил протоиерей Димитрий Иоаннович Охотин.
Храм был закрыт для богослужения в начале 30-х годов XX века. Через несколько лет, по настоятельным просьбам верующих, его вновь открыли, но опять закрыли в феврале 1938 года из-за того что, якобы, «церковь пришла в ветхое состояние, что грозит обвалом». В 1946 году церковь была опять открыта (благодаря письму прихожан в адрес союзного правительства) отреставрирована и заново расписана. К этому времени она стала соборной, поскольку оставалась единственной действующей в Саранске.
Здание поставлено на учет, как памятник архитектуры XVII века федерального значения. В этом качестве храм пребывала до освящения нового Свято-Федоровского собора.
В 1991 году, с образованием Саранской и Мордовской епархии храм стал кафедрой правящего архиерея – епископа (ныне митрополита) Варсонофия. В 2002 году на территории прихода построено 2-хэтажное здание духовно-просветительского центра, на первом этаже которого находится крестильная церковь, освященная в честь Богоявления Господня 20 января 2003 года.
Главный престол храма освящен во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, правый престол – в честь Благовещения Пресвятой Богородице, левый – во имя святителя Николая Мирликийского чудотворца. В храме находится чтимый список с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, датируемый XVI веком.
Источник: сайт Саранской епархии Мордовской митрополии http://sarep.ru/1982
Собор благополучно миновал век ХIХ и начало ХХ, а вот октябрь 1917 года открыл «зелёную улицу» к откровенному и массовому разграблению православных храмов, более 47 тысяч из которых были физически уничтожены по всей стране. Варварство и вандализм в отношении христианства, царившие повсюду при полном попустительстве, а зачастую и по прямой указке властей, привели к разрушению и упадку большинства сохранившихся церквей. На фоне этого беззакония судьба уцелевшего и сохранившего свой внешний облик Иоанно-Богословского храма в Саранске кажется поистине чудом Господним. Мало кому из храмов, подобно Иоанно-Богословскому, удалось претерпеть два закрытия подряд. Впервые двери церкви закрылись перед её прихожанами в начале 1930-х годов. Официальным мотивом стало мнение партийных руководителей Саранска о том, что горожане полностью разделяют политику воинствующего атеизма, и потому число посетителей собора умньшается «не по дням, а по часам». После того как в храме окончательно прекратились богослужения, городские чиновники принялись искать подходящее применение опустевшему в одночасье просторному зданию. Однако ничего подходящего не придумали, и здание продолжало пустовать.
Снова Иоанно-Богословский храм стал действующим в суровые годы Великой Отечественной войны, начиная с 1944-го. Именно с этого момента он оставался ещё многие годы действующим храмом во всём православном Саранске и районах ближайшей округи. Повторному открытию церкви, ставшей по сути, городским кафедральным собором, предшествовала долгая борьба прихожан и всех заинтересованных лиц. Люди не убоялись возможных преследований и риска лишиться работы, а возможно, и свободы. Православная община Саранска вновь обрела свою духовную твердыню и оплот веры.
В нелёгкую военную годину собор был нужен городу как никогда. В Саранске было размещено несколько эвакогоспиталей, смертность в них поначалу была высокой, и священники, явно или тайно, отпевали в единственном городском храме воинов, умерших от ран. В 1946 году по настоянию прихожан Иоанно-Богословский храм был основательно отремонтирован. Были заново оштукатурены стены и отреставрированы росписи внутренних интерьеров. Именно поэтому некоторые исследователи истории собора датируют его последнее открытие для верующих 1946 годом. До настоящего времени так и остались загадкой источники средств для обустройства собора, изысканные всего лишь через год после окончания войны, притом что официальный статус памятника архитектуры ХVII века федерального значения Иоанно-Богословскому собору был присвоен только пятнадцать лет спустя, в 1960-м.
В 1991 году была образована Саранская и Мордовская епархия, после чего Иоанно-Богословский собор, будучи главной кафедрой её правящего архирея, получил статус кафедрального. Он пребывал в этом высоком и ответственном качестве вплоть до постройки нового кафедрального собора епархии, освящённого во имя Феодора Ушакова.
Из журнала «Православные храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №317, 2018 г.
Весь комплекс церковных построек заметно вытянут; в плане он представляет собой композицию квадратов основного объёма и колокольни в сочетании с прямоугольником четырёхстолпной трапезной и единственным полукружием апсиды. В основу здания церкви поставлен куб, увенчанный пятью декоративными главами. Таким образом достигнуто композиционное равновесие двусветного основного объёма, перекрытого кровлей в четыре ската с пятиглавием, и вертикали колокольни.
Как известно, уже в 40-е годы вновь возвращённый прихожанам храм полностью отреставрировали и заново расписали, что уже само по себе было подвигом: найти необходимые средства и материалы в пору послевоенной разрухи можно было только с Божией помощью. Роспись внутренних интерьеров собора выполнена по большей части в классической, «академической» традиции.
Из журнала «Православные храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №317, 2018 г.