храм на десятинной улице

Десятинная церковь

Первый собор христианской Руси

То же самое относится и к главному собору Киевской Руси – Десятинной церкви. С момента гибели этого памятника прошло уже почти восемь веков, но и по сей день о нем идут споры.

Впрочем, справедливости ради следует отметить: Десятинная церковь не была ни первым храмом Киева, ни первым собором Киева, ни первой каменной церковью Киева, ни даже первой постройкой Владимира после крещения. Источники прямо называют церковь Илии на Подоле еще до Крещения Руси, и говорят, что храм тот был соборным, – а значит, были и другие. Михаил Каргер упоминал, что он нашел остатки этого храма при раскопках киевского Подола, и говорит, что он был каменным.

Во всех древних источниках написано, что храм получил посвящение Богородице, но не говорится – какое. Успения? Рождества? Положения Риз?

Этого мы не знаем. Более того, нам точно неизвестен даже год закладки храма. Разные летописи называют 989, 990 и 991 годы. Так что же нам известно достоверно?

Храм был освящен в 996 году – на этой дате сходятся все источники. Точно знаем, что сразу же он получил название Десятинной церкви – на содержание ее Владимир выделил одну десятую от доходов княжеской казны.

Потом в храме были похоронены кости братьев Владимира – Ярополка и Олега, павших в борьбе за княжеский престол (и, надо сказать, не без участия будущего крестителя Руси). При этом с костями была проделана уникальная процедура: они были крещены.

Захоронили в Десятинной церкви и первого христианского правителя Руси – Ольгу. При раскопках был найден мраморный саркофаг – считается, что именно в нем упокоилась святая равноапостольная княгиня.

В 1039 году Десятинную церковь освятили заново. Почему? Неизвестно. Может, ее достраивали, может, случился пожар. В любом случае, дальше о ней сведений очень мало: около 1037 года в Киеве воздвигли новый «главный собор» – сохранившуюся до сих пор Софию Киевскую, и центр духовной жизни Руси при сыне Владимира Ярославе Мудром переместился сюда.

Десятинная церковь простояла до 1240 года, когда была разрушена при взятии Киева войсками Батыя: рухнула – то ли нападающие постарались, то ли спасающегося народу набилось столько, что его тяжести храм не выдержал.

В 1630−1640-х годах митрополит Петр Могила устроил в юго-западном углу руин древнего храма маленькую церковь. Храм простоял до 1828 года, когда вместо него на большей территории древней церкви построили новую, по проекту архитектора В.П. Стасова, предварительно проведя раскопки. В 1824 году их вел археолог К.Н. Лохвицкий, но качество его работы признали ужасным даже в то время, поэтому в 1826 году Лохвицкого сменил архитектор Н.Е. Ефимов. В 1908–1911 годах те части Десятинной церкви, что не попали под застройку, раскопал Д. Милеев, его работу в 1912–1914 годах продолжил его ученик П. Вельмин. В 1938–1939 годах, после сноса церкви Стасова, нераскопанное Милеевым и Вельминым изучил М.К. Каргер, сводный план раскопок которого стал хрестоматийным.

Но даже эти раскопки оказались неполными, фиксация их результатов была не очень удовлетворительной, сами же они практически уничтожили значительную часть сохранившихся руин памятника. Поэтому большая часть того, что мы знаем о храме, относится к числу дискуссионной информации. Простой показатель: даже если говорить о плане церкви, в научный оборот введено более десятка ее реконструкций – а сколько было попыток реконструировать внешний облик Богородицы Десятинной!

Храм был довольно большим: 35 х 37 м (по фундаментам, без апсид). Он был выстроен из плинфы (древнего тонкого кирпича) – плиток размерами 31 х 31 х 2,5 см. Вот такой вот образец древнерусского зодчества.

Немного о самом слове «зодчество». В Древней Руси этим словом называли только каменное строительство. «Здати» – строить, создавать; «здо» – глина, из которой изготовляли плинфу. Кстати, таким образом, слово «Создатель» буквально означает «вылепивший из глины» – вспомним, как (согласно Ветхому Завету) творили человека. Да и летописи разделяли каменное и деревянное строительство: когда употреблялся термин «създа», то совершенно определенно имелась в виду каменная постройка, когда «постави» – деревянная. Так что с точки зрения древнерусского человека, «деревянное зодчество», музеи которого сейчас существуют и в России, и на Украине, – оксюморон.

Казалось бы, после раскопок Каргера и музеефикации «плана» церкви можно ставить точку – очень много неясного, но откуда взять новые данные?

Тем не менее, оказалось, что есть откуда.

С 2005 года фундаменты храма снова полностью раскопали российские и украинские археологи (руководили раскопками выдающиеся археологи Глеб Ивакин (Киев) и Олег Иоаннисян (Санкт-Петербург). На этот раз раскопки провели максимально тщательно, не торопясь, фиксируя каждый камень.

Ученые пришли к выводу, что храм на самом деле был совсем не таким, каким его считали историки архитектуры. И все существующие реконструкции содержат как минимум одну очень серьезную ошибку.

Во-первых, можно считать доказанным, что храм этот построили сразу. До сих пор считалось, что ядро памятника построено в 989–996 годах, а в XI веке его дополнительно обстроили галереями (по крайней мере, частично). Оказалось, что все элементы плана храма, от закладки до освящения, сложились в один период, но в процессе строительства замысел и тип постройки изменились.

Сначала, как и считалось до сих пор, храм строили как крестово-купольный. Так возведены почти все древнерусские храмы до монгольского нашествия, за исключением нескольких построек-ротонд.

Но Десятинная церковь – главный храм нового христианского государства. Он должен был быть большим. Своих мастеров-архитекторов, разумеется, на Руси не было, а в Византии того времени просто не строили таких больших крестово-купольных зданий.

Уже начав строительство, зодчие поняли, что такого размера крестово-купольные своды им не дадутся, и выстроили более простую в работе и привычную им базилику. Археологи установили очень интересный факт: строителям даже пришлось разобрать часть уже построенного здания – в засыпанном в процессе строительства Десятинной церкви древнем рву обнаружены фрагменты кладки.

21 сентября 2012 г.

Источник

Церковь Двенадцати апостолов на Пропастях (на Пропастех)

храм на десятинной улице

Возле вала окольного города и Десятинной улицы расположена широкая площадь-сад, посреди которой возвышается небольшой старинный каменный храм. Это – церковь Двенадцати апостолов на Пропастях, одна из наиболее хорошо сохранившихся домосковских новгородских церквей Софийской стороны Великого Новгорода.

Небольшая белая церковь превосходно гармонирует с валом, деревьями и окружающими послевоенными постройками (среди которых наиболее видное место занимают высокая гостиница “Новгородская” и низкое стеклянное здание плавательного бассейна. В то же время, церковь не теряется на их фоне, выступая основной доминантой всего ансамбля, который, собственно, и формировался вокруг нее.

Храм был построен в 1454 году и представляет собой типичный новгородский однокупольный одноапсидный четырехстолпный каменный храм того времени.

Прежде фасады храма были увенчаны новгородским трехлопастным завершением, однако, уже в московский период оно по примеру многих местных церквей было заменено московскоским восьмисатным.

Впервые одноименный храм “святыхъ Апостолъ” упомянут в летописи еще под 1230-м годом. В то время в городе свирепствовал страшный мор, и у этого храма в общей могиле (“скудельнице”) похоронили более 3000 умерших, подобранных со всего города. Значит, уже в ту пору вокруг церкви было обширное пустое пространство. А под 1432 годом та же летопись сообщает, что храм выходил на Чудинцеву улицу. И хотя до перепланирования города в XVIII в. эта улица была не такой прямой и проходила гораздо ближе к храму, все равно площадь перед ним должна была на север простираться ничуть не меньше, если не больше. Не исключено, что именно здесь собиралось местное кончанское вече Загородского района – “конца” Софийской половины – “стороны” Великого Новгорода.

Из этого же известия становится понятным и происхождения приставки “на Пропастях”. Дело тут не в этом братском захоронении (подобные которому в народе до недавнего времени называли пропастьми). Рядом с храмом тогда проходила уже существовавшая в те поры Пропастьская улица. (Хотя память о той братской могиле хранилось долго, храм еще в XV в называли скудельницей)

Очевидно, храм в то время был еще деревянным. В дереве его перестраивали и в 1358, и 1432 гг. Первый раз инициатором выступал город в целом, во второй – архиепископ Ефимий, который двадцать два года спустя и повелит перестроить этот же храм в камне. Храм в ту пору имел большое значение, достаточно сказать, что он всегда был единственным приходским каменным храмом во всем Загородском конце. А его компактные размеры и довольно строгое убранство фасадов видимо были связаны с антимосковскими идеями Ефимия, который противопоставлял пышным низовским храмам строгие и некрупные новгородские храмы, возрождая сравнительно аскетическое храмовое убранства XII в., времен побед новгородцев над суздальцами.

За много веков существования храма окружающая его застройка неоднократно менялась (хотя площадь вокруг него при этом оставалась всегда). Например, в послевоенные годы по генеральному плану восстановления города Десятинную улицу провели мимо храма, эффектно ограничив площадь перед ним с юга. Тогда же вокруг церкви возникли ориентированные как на нее, так и на улицу здания бассейна, гостиницы и ряд жилых домов. И, хотя улицу планировали в основном исходя из идеи общей симметрии основных магистралей центральной части левого берега,- и она, и выросшие на ней здания вполне гармонируют и со старинным храмом Двенадцати Апостолов. Интересен и ряд жилых домов 1960-х гг из силикатного кирпича, оформляющих северную часть храмовой площади. Хотя к церкви (как и к валам окольного города) они обращены не парадными, не облицованными фасадами (главные фасады этого комплекса обращены на Чудинцеву и Десятинную улицу), даже с этой стороны нетрудно заметить, что для своего времени они слишком монументальны, будто бы сделаны под влиянием сталинского ампира. Да и весь их комплекс со своей на удивление регулярной планировкой нетипичен для советского градостроительства того времени. Дело в том, что несмотря на всю строгость новых архитектурных канонов с непременной отменой всех архитектурных излишеств, в Новгороде по прежнему действовал послевоенный генеральный план восстановления исторической части города с регулярной планировкой кварталов и монументальным обрамлением улиц. Поэтому архитекторы вынуждены были всячески приспосабливаться как к старому плану, так и к новейшим требованиям. Великий Новгород в этом отношении по своей послевоенной архитектуре едва ли не уникальный город в России.

В годы Великой Отечественной войны храм оказался на оккупированной фашистами территории и пострадал. Несмотря на то, что он был впоследствии возрожден из руин, внутреннее убранство, включая древнерусские фрески, так и не было восстановлено. Пострадал и главный западный вход с папертью, который теперь заложен. Однако, церковь по прежнему радует глаз и сохраняет свой исторический облик. Будучи расположена в стороне от оживленных Чудинцевой и Прусской улиц, она оказалась в стороне от классических туристических маршрутов и многим гостям города остается неведомой (в основном, ее с первого раза видят лишь те, кто останавливается в расположенной напротив нее гостинице “Новгородская”). Однако, те, кто видел этот храм, соглашаются, что это – одно из самых приятных мест города.

Источник

Многострадальная святыня

Беседа с архимандритом Гедеоном (Хароном), наместником киевского Десятинного монастыря

«Дорогие братья и сестры! Под видом мирной акции архитекторов раскольники и язычники при поддержке радикальных группировок, подстрекаемые отдельными народными депутатами, готовят силовой захват Десятинного монастыря Рождества Пресвятой Богородицы».

В ответ на это обращение тысячи православных денно и нощно совершали молитвенное стояние и не позволили силам зла осуществить свой коварный замысел. Однако радикалам удалось найти единомышленников в Киевской городской администрации, комиссия которой вынесла решение о необходимости снесения храма святых князя Владимира и княгини Ольги, мотивируя «незаконностью расположения его на территории Исторического музея», хотя для деятельности монастыря есть все юридические основания. Министерство культуры обязало Исторический музей подать в суд иск к Десятинному монастырю. Такова ситуация на сегодня.

– Отец Гедеон, вам неоднократно приходилось давать интервью средствам массовой информации по поводу последних событий. Какова главная мысль ваших заявлений?

– Налицо очередная и очевидная дискриминация прав верующих Украинской Православной Церкви, желание антицерковных сил не допустить на этом святом месте возрождения древнейшего Десятинного собора Пресвятой Богородицы. Это еще одно свидетельство того, что враг рода человеческого не хочет мира на Украине, ему мешает Православная Церковь, объединяющая людей востока и запада страны, молящаяся о мире, призывающая к любви, прощению, к созиданию добра. Находятся люди и силы, которые мстят Церкви, одержимы желанием уничтожить ее, как это было в годы атеистических гонений прошлого века.

– В связи с выпавшими испытаниями хотелось бы вспомнить об уникальном проекте возрождения Десятинного собора. Расскажите, пожалуйста, и историю этой церкви.

– Главным сооружением Киева X века была знаменитая Десятинная церковь, заложенная, согласно «Повести временных лет», в 989 году – в год Крещения Руси. В 996 году строительство завершили, и церковь торжественно освятили. Это был первый на Руси каменный храм. На содержание его и Киевской митрополии святой князь Владимир выделил десятую часть доходов со своих земель (отсюда и название).
Письменные свидетельства и археологические исследования дают представление о том, каким был этот самый большой храм города. А о его размерах можно судить по каменным дорожкам, проложенным над фундаментом, на территории Государственного исторического музея Украины. От центра детинца шли улицы: одна вдоль нынешней Десятинной, вторая шла на Подол по Андреевскому спуску, а третья – к Градским (Софийским) воротам по Владимирской улице. Вокруг церкви располагались культовые сооружения и усадьбы бояр.

Проект возрождения Десятинного собора был одобрен еще в 2006 году

Проект возрождения Десятинного собора был одобрен решением Священного Синода Украинской Православной Церкви еще при жизни светлой памяти Блаженнейшего Митрополита Владимира в 2006 году. Его смело можно назвать международным, поскольку это первый кафедральный собор Киева – матери городов русских, центра славянского Православия, по словам угодников Божиих – Второго Иерусалима. С этого места воссиял свет Христовой истины – Святого Евангелия, здесь зажглась лампада любви для всего славянского народа, когда святой князь Владимир принял христианство и построил собор в честь Пресвятой Богородицы. Это место дорого каждому православному сердцу. Здесь молился святитель Михаил – первый митрополит Киевский. И все святыни, переданные Владимиру из Византии, сперва хранились также здесь. Церковь Десятинная была усыпальницей святой равноапостольной великой княгини Ольги, святого равноапостольного великого князя Владимира и его жены – византийской царевны Анны; в ней находились мощи многих святых угодников Божиих, среди них, например, мощи убиенного за Христа младенца Иоанна и мироточивая глава папы Римского Климента.

Величие храма поражало, а убранство удивляло своей изысканностью. Не было строения красивее на Руси в то время. Храм украшали мозаика, фрески, резные мраморные и шиферные плиты; иконы, кресты и сосуды были доставлены из Корсуни – Херсонеса Таврического (район современного Севастополя).

Отсюда князь Владимир по благословению митрополита Михаила выезжал с духовенством в разные концы Руси, в том числе и нынешней Украины, строя новые храмы по всему великому княжеству.

– Думается, возрождение этой святыни особенно важно, ведь так для современного молодого и грядущих поколений сохраняется историческая связь времен.

– Безусловно. Не зная своего прошлого, человек не построит будущего!

– Расскажите, отче, как возникла идея создания здесь православной обители.

– Современная летопись Десятинной церкви началась в 2006 году, когда Блаженнейший Митрополит Владимир благословил киевское духовенство отслужить на древнем святом месте Пасхальное богослужение. Для этого был установлен тогда храм-палатка. Тот день навсегда останется в сердцах прихожан нашего храма, ведь милостью Божией нам было даровано спустя 70 лет на месте последнего разрушения храма вознести святые молитвы и услышать радостные возгласы людей: «Христос воскресе! – Воистину воскресе!» Радость богослужений была так велика, что мы продолжали служить до конца пасхальной седмицы, ежедневно совершая Божественную Литургию. Вот тогда и возникла эта идея.

– За свою многовековую историю храм не раз разрушался и вновь созидался. Печальной участи быть уничтоженной не избежала великая святыня и в годы безбожной советской власти. В марте зловещего 1936 года президиум Горсовета вынес решение о снесении Десятинной церкви.

– События в каком-то смысле повторяются сегодня… Ведь замахиваются на уже построенный небольшой храм князя Владимира и княгини Ольги, где идут богослужения.

– Братия обители и люди, защищающие ее, все же верят, что до этого не дойдет. Мы верим также, что и проект возрождения Десятинной церкви будет осуществлен. Ведь он в свое время был одобрен президентом Украины, лучшие архитекторы работали над ним. За прошедшие годы обитель обрела новые святыни: Синодом УПЦ для местного почитания прославлена чудотворная Десятинная икона Пресвятой Богородицы. Многие люди получили здесь исцеление от различных недугов. Все эти случаи благодатной помощи Божией записаны в летописи нашей обители. Сейчас у нас пребывают мощи великомученика Георгия Победоносца – его святая десница, привезенная с Афона 6 февраля. Так что сам великомученик Георгий нас охраняет! Небесное воинство молится о нас!

Неизвестные подожгли храм, горело всё – но православные святыни огонь не тронул

– В проповеди в период молитвенного стояния вы рассказывали о многочисленных случаях заступничества Божиего…

– Господь видимым образом показывает, что Он хранит нашу обитель. 15 декабря 2012 года неизвестные подожгли храм, но пламя, вопреки законам физики, оказалось беспомощным вблизи православных святынь. Частица мощей блаженной Матроны, чудотворная икона Божией Матери «Десятинная» и чудотворная икона Божией Матери «Княжеградская» («Минская») оказались в эпицентре пожара. Но, будучи охваченными пламенем в течение 2,5 часов, остались совершенно невредимы! Пострадало все вокруг: расплавились кондиционеры, рухнула внутренняя обшивка купольной части церкви, сгорело убранство храма и все деревянные предметы, а иконы остались целы. А недавно, уже в период последних событий, злоумышленники вылили бензин на крышу храма, он загорелся и тут же погас. Вот так чудодейственные свойства святынь проявились наглядно!

– Удивительно! Скажите, а каковы значимые этапы современной истории монастыря?

– Хронология такова. В 2005 году возле фундамента Десятинной церкви был установлен храм-скиния. В 2007 году вместо временного храма-скинии был сооружен деревянный храм, который 25 июля того же года освятил Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Владимир. 9 июля 2009 года на заседании Священного Синода УПЦ принято решение об открытии в Киеве Десятинного Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря.

Историческим днем стало 29 декабря 2015 года. В Десятинном монастыре состоялась канонизация Христа ради юродивого Иоанна Босого.

6 мая 2017 года в обители была совершена торжественная Литургия с чином прославления Владимирской-Десятинной иконы Божией Матери. Литургию возглавил Блаженнейший Митрополит Онуфрий.

Все эти годы братия монастыря ведет активную миссионерскую и благотворительную деятельность, а это и проведение крестных ходов, и благотворительные и просветительские акции. Уподобляясь великому князю Владимиру, мы также боремся с сатанистами-язычниками, которые сегодня своими жертвоприношениями и бесчинными действиями оскверняют святое место на территории монастыря! И вот сейчас новое испытание…

– Известно, что братия Десятинного монастыря выступила за прекращение кровопролития на Майдане в 2014 году, стояла на линии столкновений.

– Православное монашество, духовенство, православные христиане всегда выступали за мир, за правду, препятствовали междоусобной брани и всегда были готовы жизнь свою положить за друзей своих, как учит нас Спаситель мира. Поэтому наши недоброжелатели напрасно думают, что им удастся закрыть обитель.

– Враг рода человеческого, как всегда, ищет заблудшие людские души, наполняя их гневом и враждой на святую Церковь. Поэтому нам очень важно сейчас объединиться всем православным миром, встать на защиту обители, чтобы мы могли продолжить летопись десяти веков христианства, которую вели наши прадеды, открыть золотую страницу в увековечении великих святынь Киевской Руси.

Источник

Фундамент Десятинной церкви в Киеве

храм на десятинной улице храм на десятинной улице

Десятинная церковь в Киеве — место сегодня, скорее, историческое, чем религиозное. От первого христианского храма Руси, построенного из камня, остался только раскопанный археологами фундамент и стенды с информацией для всех интересующихся. Да и расположение его, равно как и окружение, приглашает окунуться в прошлое «матери городов русских»: Старокиевская гора является историческим центром украинской столицы, в двух шагах от раскопок фундамента находятся руины дворца, в котором жил князь Владимир, Музей истории Украины, липа, возраст которой перевалил за 500 лет, а также место, отмеченное камнем с летописной цитатой «Отсюда есть пошла Русская земля». Именно здесь, по мнению археологов, располагались первые строения Киева.

Визит к Десятинной церкви можно, тем не менее, вписать не только в исторический, но и в религиозный маршрут. В 700 метрах южнее находится Софийский собор, а в округе есть несколько храмов. Кроме того через дорогу от территории с фундаментом Десятинной церкви, на площади с монументом Андрея Первозванного располагается музей «Духовные сокровища Украины». Если же вас интересует исключительно первый каменный храм христиан на Руси, загляните в открытый поблизости Музей истории Десятинной церкви (улица Владимирская, 6/1). Экскурсия с гидом позволит получить полное представление о судьбе храма.

храм на десятинной улице

Строительство Десятинной церкви в Киеве

Возведение Десятинной церкви началось вскоре после принятия Русью христианства. Выбор места для религиозного сооружения объясняется не только близостью к княжескому дворцу, но и особым значением территории: в 978 году здесь были убиты Феодор Варяг и его сын Иоанн, которых впоследствии стали считать первыми русскими мучениками за веру. Некоторые исследователи полагают, что именно их бесстрашная стойкость в противостоянии язычникам подтолкнула князя Владимира Святославовича к религиозной реформе.

Церемония закладки краеугольного камня, ознаменовавшая начало стройки, носила торжественный характер. Присутствовали не только церковные иерархи во главе с епископом Леонтием, но и бояре и простые жители Киева. В их присутствии князь Владимир заявил, что церковь будет построена на десятую часть от доходов земель, которыми он правил. Таким образом за храмом, изначально посвященным Богородице, закрепилось определение «Десятинного».

Храм стоял на главной торговой площади, его украшали не только иконы и церковная утварь, но и дорогостоящие сосуды из Херсонеса. Торжественный вид зданию придавала отделка белым мрамором, а западный вход украшали бронзовые статуи лошадей. Первым настоятелем Десятинной церкви стал духовник князя Владимира Анастас Корсунянин. Впоследствии в храме создали княжескую усыпальницу. Некоторое время в ней хранились мощи Владимира, а также его братьев Ярополка и Олега.

В XII веке церковь частично разрушилась из-за землетрясения и пережила 2 разграбления во время междоусобных войн. В 1240 году ее окончательно разрушили войска татаро-монголов. Руины лежали нетронутыми 4 столетия, пока в XVI веке фрагменты мрамора не разобрали для строительства костелов.

Возрождение храма началось при первых Романовых. Инициатором стал митрополит Петр Могила. В 1635 году под его руководством состоялись первые раскопки, были обнаружены и перезахоронены в Софийском соборе мощи князя Владимира. Примерно в то же время у юго-западного угла фундамента возвели небольшой храм Рождества Пресвятой Богородицы. Он простоял до 1828 года, когда его решили разобрать в связи с восстановлением основной Десятинной церкви.

храм на десятинной улице

Созданию третьего храма предшествовали масштабные раскопки, стартовавшие за 4 года до стройки. В процессе был полностью открыт план фундаментов, найдены остатки фресок и мозаик, созданных в X–XI веках. Строительство новой Десятинной церкви шло 14 лет, руководил им петербургский архитектор, академик Императорской Академии художеств Василий Стасов. Он не воссоздавал облик первого храма, а опирался на новый проект здания в русско-византийском стиле.

Освященная в 1842 году Десятинная церковь простояла меньше столетия: ее разрушили при Советской власти и к 1936 году окончательно разобрали. Тем не менее, в последующие годы тут неоднократно проводились археологические раскопки. В «нулевых» не раз поднимался вопрос о возрождении Десятинной церкви, но в итоге идею отвергли, так как полных сведений о первом облике сооружения не осталось. Кроме того в 2011 году ЮНЕСКО выступило против возведения нового храма на исторически ценном фундаменте. Его остатки открыли для просмотра всеми желающими.

Что посмотреть рядом

В здании рядом с остатками церковного фундамента находится музей, посвященный первому каменному храму христиан на Руси. Здесь выставлены материалы раскопок, проводятся тематические экскурсии.

храм на десятинной улице

Южнее Национального музея обустроен парк с «Пейзажной аллеей», знаменитой необычными скульптурами вроде «Кота-многоножки» и «Кубика Рубика». Если же пойти от музея в северную сторону, можно попасть на улицу Андреевский спуск — в 10 минутах ходьбы на ней находится музей Булгакова и Театр на Подоле.

В восточной части, ближе к Днепру за зданиями музея «Духовные сокровища Украины», окружного суда и МИДа находится прогулочная зона со смотровыми площадками, с которых открывается панорама набережной. Если двигаться по аллеям в южную сторону, можно дойти до станции фуникулера и парка «Владимирская горка» с монументом князю.

Рядом со станцией расположен Михайловский Златоверхий монастырь с собором и большой площадью перед ним. На ней установлены скульптурная группа со статуями княгини Ольги, Кирилла и Мефодия, а также Андрея Первозванного. Вымощенная плиткой пешеходная Михайловская площадь с золотистыми куполами над лазурными стенами собора является одним из самых красивых мест в Киеве.

Как добраться до Десятинной церкви в Киеве

Добраться до Десятинной церкви в столице Украины на общественном транспорте можно разными способами. Если вы предпочитаете метро, будьте готовы к 15-минутной прогулке: 2 подходящие станции находятся в 1,3 км от достопримечательности. Во-первых, подойдет поезд Сырецко-Печерской линии (зеленая ветка), выйти нужно на станции «Золотые ворота» и по Владимирской улице идти в северную сторону около 1,2 км, минуя Софийский собор.

Во-вторых, можно сесть на поезд Оболонско-Теремковской линии (синяя ветка) и доехать до станции «Почтовая площадь». Рядом с вестибюлем расположена линия фуникулера, которая поможет подняться на Старокиевскую гору. Сделать это можно и по лестнице, расположенной левее станции. После подъема нужно идти по главной аллее парка в северо-западную сторону до Андреевской церкви, а возле нее выйти на улицу Десятинную, пересечь ее и по Владимирской улице дойти до достопримечательности.

Маршрут прогулки от станции «Почтовая площадь» до руин Десятинной церкви: в Киеве: Яндекс. Карты

Кроме того можно воспользоваться наземным общественным транспортом, но стоит учесть, что в историческом центре Киева его выбор не обширен. Оптимально будет сесть на троллейбус № 16. Нужная вам остановка «Улица Владимирская» находится всего в 5 минутах ходьбы от нужного места. По выходу из транспорта следуйте до улицы Владимирской, на ней поворачивайте налево и идите примерно 300 метров.

Из автобусов подойдет только маршрут № 114, который поможет добраться до остановки «Почтовая площадь» рядом с одноименной станцией метро. От нее нужно будет подняться в парк по описанному выше маршруту либо на фуникулере.

Для поездки на такси воспользуйтесь мобильными приложениями от Uber, «Яндекс. Такси», «Лайм» и других служб.

Видео о Десятинной церкви в Киеве:

Панорама парка с остатками фундамента Десятинной церкви в Киеве:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *