храм на горе левитана
Плёс. Церковь Воскресения Христова на горе Левитана.
Церковь Воскресения Христова из села Билюково
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Церковь закрыта. Стоявшая здесь прежде церковь ХVII века Святых Петра и Павла сгорела в 1903 г. На ее место в 1982 г. была перевезена из села Билюково, Ильинского района Ивановской области такого же типа деревянная, рубленная в клеть, церковь Воскресения. Известно, что в первые дни пребывания в Плесе Левитан написал эту церковь с погостом в свете заката («Деревянная церковь в Плесе при последних лучах солнца»). Несколько лет спустя после пребывания в Плесе (1894 г.) Левитан писал картину «Над вечным покоем». Его привлекли огромные просторы воды и небо на озере Удомля под Вышним Волочком (в Тверской губернии). Местность и вообще весь мотив целиком был взят с натуры. Только церковь была в натуре другая, менее красивая, и Левитан заменил ее этой уютной церквушкой из Плеса.
Церковь Воскресения из села Билюково, рубеж 17-18 вв., гора Левитана. Расположена в Заречье, на краю высокой надпойменной террасы. Перевезена в 1970-е гг. из с. Билюково Ильинского р-на и поставлена на месте находившейся здесь клетской церкви Петра и Павла, сгоревшей в 1903 г.
Построена в 1699 г. из окантованных бревен на валунном фундаменте, впоследствии стены снаружи были обшиты тесом. В кон. 19 в. западный притвор расширили и поставили над ним равную храму по высоте шатровую колокольню с восьмериком звона на промежуточном восьмериковом ярусе (сломана в 1930-х гг.). В 1903 г. под сруб подвели кирпичное основание, а в 1906-07 гг. расширили окна. В 1950-е гг. ураган снес главу на квадратном постаменте. Ценный памятник древнерусского деревянного зодчества, один из редких примеров церкви клетского типа с клинчатой кровлей и без галереи. Пятигранный алтарь под высокой тесовой кровлей, собственно храм с короткой трапезной, объединенные в общий объем под крутой деревянной двускатной крышей, и вытянутый на запад притвор располагаются по единой оси, которая заметно отклоняется к северо-востоку, что позволяет предполагать, что при разбивке плана ориентировались на летний восход солнца. Выразительность простых объемов с остроконечными тесовыми кровлями обогащается фактурой бревенчатых стен с волоковыми и косящатыми окнами. Плоские дощатые перекрытия помещений приподняты над первоначальным уровнем потолков. Бревенчатые стены в интерьере гладко отесаны. В трапезной находились пристенные скамьи, а в основном помещении были клиросы, за которыми поднимался тябловый иконостас, впоследствии замененный стоечно-балочным.
Березин, Добронравов, 1896, с. 458; ИАК, 1908, с. 90; Шлычков, 1983, с. 43-44. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 98-99.
Воскресенская с. Билюково Юрьевского уезда Владимирской губернии, деревянная, построена в 1700 г. В конце XIX в. западный притвор церкви расширили и поставили над ним шатровую колокольню (сломана в 1930-е гг.). Церковь перевезена в Плес в 1970-е гг. и поставлена на месте находившейся здесь деревянной церкви Петра и Павла, сгоревшей в 1903 г.
Плес. Церковь Воскресения Христова из с. Билюково
Посетители зачастую убеждены, что на горе стоит именно та, «левитановская», церковь. Однако хорошо видно, что церковь на картине и нынешний деревянный храм в Плесе заметно отличаются друг от друга. Причина простая – это действительно другая церковь… Та клетская деревянная церковь Петра и Павла, которая послужила источником вдохновения Левитану для его картины, сгорела в 1903 году… Однако Петропавловская церковь, сгорев, осталась одной из самых знаменитых церквей русского искусства.
Храм дошел до нас не без потерь. В 1930-х годах сломали шатровую колокольню, а в 1950-х годах ураган снес главку храма. В 1982 году храм перевезли сюда, на гору Левитана. К церкви теперь ведет не простая земляная дорожка, местные власти в преддверии городского юбилея построили добротную деревянную лестницу, органично вписавшуюся в пейзаж. Кладбище практически не сохранилось, гора заросла деревьями и застроена домами, но с того места, где прежде стояла впечатлившая знаменитого художника Петропавловская церковь, по-прежнему открываются живописные просторы Волги и раскинувшийся по берегу уютный городок Плес, пристанище художников и артистов…
Деревянная Воскресенская церковь
Знаменитая плесская церквушка из дерева, в народе именуемая Воскресенской, носит и другое красивое название — «Над вечным покоем». Такое наименование она получила благодаря великолепному художественному полотну Исаака Левитана, который запечатлел ее в 1894 году. Святыня не может похвастаться шикарными размерными параметрами, но по живописности ей нет равных. Острая маковка храма, увенчанная луковичным куполом, словно бы стремится ввысь, к облакам. Возвышается церковь на постаменте в виде четырехугольника, территориально расположена на горе Левитана, некогда носившей название Петропавловской. Обитель была кладбищенской, но сегодня кладбище, посреди которого она возвышается, давно заброшено.
Рассматривая картину Левитана, можно найти некоторые отличия от оригинала. Причина в том, что живописец действительно изображал другую церковь — Петропавловскую, которая когда-то стояла на этом месте, но в начале 20 века была уничтожена пожаром. К несчастью, огонь спалил дотла памятник архитектуры 17 столетия, но память о нем остается вечной благодаря полотну художника.
Левитан изобразил вид святыни на закате. Интересно, что окружающий пейзаж — это озеро Удомля, находящееся под Вышним Волочком. Таким образом талантливый мастер смог объединить две различные достопримечательности в одном произведении искусства.
После гибели Петропавловского храма гора длительное время пустовала. Затем в городе открыли музейный комплекс, посвященный Левитану, и пустующая территория сразу же обратила на себя внимание, что послужило причиной основания новой церкви. Постройку, похожую на предыдущую, не стали возводить «с нуля», а просто перевезли из Ивановской области, а точнее из села Билюково. Это здание, датируемое 1699 годом, появилось на горе Левитана в начале 80-х годов 20 века.
Живописец побывал в Плесе более века назад, но воспоминания об этой поездке прочно хранят его картины и деревянная Воскресенская церковь, стоящая на побережье Волги-матушки.
Былое. История и современность.
История России и Православной Церкви. Вопросы мировоззрения — Сайт игумена Виталия (Уткина)
Икона дня
Православный календарь
Мч. Нестора Солунского (ок. 306).
Прп. Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114). Прп. Нестора, некнижного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Обретение мощей блгв. кн. Андрея Смоленского в Переславле-Залесском (1539). Мцц. Капитолины и Еротииды (304). Мч. Марка и иже с ним.
Прмч. Сергия Чернухина (1942).
Кол., 249 зач., I, 1–2, 7–11.Лк., 55 зач., XI, 1–10.Мч.:Еф., 233 зач., VI, 10–17.Лк., 106 зач., XXI, 12–19.
Свежие записи
Облако меток
Гора Левитана (Петропавловская гора) в Плёсе
Современный вид Воскресенского деревянного храма на горе Левитана
Петропавловская гора (с 1972 года – гора Левитана) – одно из старинных святых мест Плёса.
Как минимум с XVI столетия, а может быть, и с более раннего периода, здесь располагался погост (кладбище) с деревянным храмом.
Памятниками этого времени являются два старинных белокаменных надгробия, выявленные в ходе проводившихся в последнее время работ по реконструкцию территории горы Левитана. Их сейчас можно видеть с восточной стороны от храма.
До революции на одном из белокаменных надгробий еще сохранялась надпись, свидетельствующая, что здесь погребен «раб Божий Сидор Кириллов сын Ошерин», преставившийся 1 сентября 1572 года[1].
Петропавловский деревянный храм в Плёсе
На дореволюционном плане храма четко видно изображение склепов в его трапезной части.
В трапезной части деревянной церкви находились три склепа, в которых, по местному преданию были похоронены «три сестры-царевны»[2] (иногда их называли «особами царского или княжеского рода»)[3].
Петропавловский храм почитался не только жителями Плёса. Так, 27 января 1659 года «московский торговый человек» Евстафий Кириллов вложил в него напрестольное Евангелие «по своей душе и по своих родителях».[4]
В иконостасе на себя обращал особое внимание образ Спаса Нуркотворного, под изображением которого имелась следующая надпись: «Лета 7204 (1696) месяца иулиа сей образ приложил к верховерховным апостолам Петру и Павлу Нефед Савинов»[5].
В Плёсе ежегодно проходили две ярмарки – в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла (престольный праздник Петропавловского храма) и праздник Покрова Пресвятой Богородицы[6]. Петропавловский храм не являлся центром соответствующей ярмарки, однако обращает на себя внимание привязка ее к празднику именно святых первоверховных апостолов, которым этот храм был посвящен[7], что свидетельствует об его особом значении для торговых людей.
Петропавловский деревянный храм Плёса. Вид до 1903 года.
В 1827 году возник конфликт плесских горожан с владельцем усадьбы Хмельницы Мячковым, который попытался присвоить храм и земли на Петропавловской горе, обещая построить новую каменную церковь. В итоге горожане победили и Мячков от своих претензий отказался[8].
Строительство каменного Петропавловского храма с колокольней в итоге осуществили плесский городской голова Гаврила Семенович Частухин и купец Андрей Иванович Солодовников[9].
В 1838 году было демонтирована обветшавшая колокольня, имевшаяся при деревянном храме[10].
В 1845 году каменный храм был освящен[11]. В него была перенесена часть икон XVII века из деревянного храма.
Кроме старинного погоста при деревянном храме теперь возникает новое кладбище в ограде новой каменной церкви (при этом сама кладбищенская ограда была деревянной).
Неподалеку от храма находились дома священнослужителей[12].
Плёс в середине XIX века. Слева видна Петропавловская гора с каменным и деревянным храмами.
В первой половине XIX века Петропавловский храм приобретает статус приходского[13]. В его приход входили 8 деревень в 1863 году[14] и 7 деревень в 1911 году.[15]
Четверть века в Петропавловской церкви прослужил иерей Иаков Афанасьевич Успенский (в метрических книгах храма его имя упоминается с 1882 по 1907 годы). В 1887 году иерей Иаков обратился в Комиссию по сохранению древних памятников Императорского Московского Археологического общества с просьбой об освидетельствовании старинного деревянного Петропавловского храма[16]. Он представил подробное описание храма и его святынь[17]. В результате храм был осмотрен и описан членом этой комиссии А.М.Павлиновым, представившим комиссии свой доклад[18].
И.Левитан. Над вечным покоем.
Летом 1888 года известный русских художник Исаак Левитан, [19] проплывая на пароходе по Волге, был привлечен видом старинного деревянного храма на Петропавловской горе. Именно благодаря этому Левитан остановился в Плёсе. Беседовал он и с отцом Иаковым Успенским. Левитан со своими спутниками в 1888-1889 годах снимал комнаты в мезонине дома строителя Петропавловского храма Андрея Ивановича Солодовникова[20].
Художник написал в Плёсе целый ряд картин. Деревянный Петропавловский храм Левитан изобразил на одном из самых своих известных полотен – «Над вечным покоем» (1894 г.). Считается, что Левитан совместил в одном полотне два вида – Петропавловской горы и озера Удомля в Тверской губернии.
И.Левитан. Церковь в Плёсе.
Храм изображен также на картине «Церковь в Плёсе» (1888 г.)
25 августа 1972 года в бывшем доме Солодовникова, где останавливался Левитан со своими друзьями, был открыт дом-музей этого великого художника. Тогда же Петропавловская гора стала именоваться Горой Левитана.
В ходе реконструкции последнего времени здесь были установлены копия картины «Над вечным покоем» и скульптура, изображающая Левитана за работой.
В 1903 году произошло трагическое событие – старинный деревянный Петропавловский храм сгорел.
Вид Петропавловской горы после пожара 1903 г. Видны оба погоста, но деревянный храм уже отсутствует
В 1970-е годы на гору Левитана был перевезен похожий на него Воскресенский храм из села Билюково Ильинского района Ивановской области. Этот храм построен в 1699 году и является ценным памятником древнерусского деревянного зодчества, один из редких примеров церкви так называемого «клетского типа»[21].
Сельцо Билюково относилось к приходу села Аньково.[22] При этом старинный деревянный Воскресенский храм в 1839 году был закрыт и богослужения в совершались крайне редко[23].
В конце XIX столетия западный притвор храма расширили и построили новую деревянную колокольню[24].
Воскресенский храм сельца Билюково. Дореволюционное фото
В 1903 году под храм в Билюково был подведен новый фундамент. Сохранностью храма занималась Императорская археологическая комиссия. Выяснилось, что храм очень обветшал, его крыша протекает, обветшала обшивка церкви. При проводившейся реставрации Археологическая комиссия пыталась сохранить древние формы[25].
В 1950 году ураган снес главу храма[26]. При переносе на гору Левитана церковь частично отреставрировали, однако за последнюю четверть века она вновь обветшала. В последние годы проведена ее научная реставрация.
В первой четверти XX столетия настоятелем Петропавловского каменного храма был священник Павел Алексеевич Молчанов, пострадавший за веру Христову в годы безбожия[27].
Священник Павел Молчанов
Он родился в 1887 году в большой крестьянской семье села Колшево. Закончил Костромскую духовную семинарию. Был женат на Наталье Беликовой, дочери священника Ивана Беликова из села Хреново под Вичугой. Всегда стремился к просвещению, в доме у него была большая библиотека[28].
По свидетельству очевидцев, после революции 1917 года Петропавловский храм был одним из самых посещаемых в Плёсе. В доме отца Павла Молчанова бывал русский певец Федор Иванович Шаляпин[29].
Безбожной властью священнику Павлу Молчанову был назначен большой налог. Однако, несмотря на это он находил еще возможность оказывать помощь другим людям. Вокруг него собирались художники, иконописцы, которых он старался поддерживать материально[30].
В 1924 – 25 годах местными комсомольцами была сломана на кирпич каменная часовня, стоявшая на Петропавловской горе. Отец Павел пытался останавливать разрушителей, говорил им: ««Что вы делаете, ведь придет время, восстанавливать надо будет»[31].
В 1929 или 1930 годах священник Павел Молчанов был арестован. Он был помещен в Ивановскую тюрьму, а оттуда отправлен в концлагерь, где и умер в конце апреля или начале мая 1933 года. Его дети были лишены права голоса и претерпели много бедствий[32].
В советские годы Петропавловский каменный храм был разорен, часть его, вместе с колокольней – сломана. В храме размещалась электрическая подстанция.
Теперь на горе Левитана устроен скит – подворье Никольского женского монастыря г.Приволжск. При этой обители действует православная общеобразовательная школа для девочек.
В ходе реконструкции горы на старинным могилах установлены деревянные и металлические кресты. Они соответствуют образцам крестов XVI – XIX столетий, то есть того периода, когда здесь формировалось кладбище. Установлен также общий поклонный крест, являющийся памятником всем православным христианам, погребенным здесь на протяжении многих столетий.
В 2014 году, через 175 лет после первого закрытия Воскресенского деревянного храма, в нем возобновлены богослужения. Храм готовится к освящению. В церкви установлен уникальный резной деревянный иконостас, особое внимание привлекают резные деревянные иконы великомученика Пантелеимона и преподобного Сергия Радонежского.
Петропавловский храм, из которого выведена электрическая подстанция, также готовится к своему возрождению.
Гора постепенно приобретает тот вид, который застал в 1888 году И.И.Левитан.
Усилиями сестер Никольского женского монастыря и преподавателей действующей при нем православной школы на основе архивных документов восстановлены имена многих людей, похороненных на Петропавловкой горе. В настоящий момент известны имена 1 тысячи 600 человек, из числа похороненных здесь с 1856 по 1918 год (из них, в силу высокой в те времена детской смертности — 740 младенцев в возрасте до 7 лет). Теперь имеется возможность помолиться об их упокоении.
Сбылись слова отца Павла Молчанова. Храмы Петропавловской горы возрождаются.
Деревянная Воскресенская церковь в Плёсе
Деревянная Воскресенская церковь в Плесе, гора Левитана MS.Malysheva
Деревянная Воскресенская церковь в Плёсе имеет и другое, поэтическое название — «Над вечным покоем», как увековечил ее Исаак Левитан на одноименном полотне 1894 г. Эта небольшая, но живописная церковь, словно устремленная ввысь острой крышей с маленькой луковкой на четырехугольном постаменте, стоит на некогда Петропавловской горе, а ныне — горе Левитана, посреди старинного, почти уже заросшего кладбища.
Если внимательно приглядеться к церкви на картине, можно заметить, что она отличается от той, что мы видим на горе Левитана. Дело в том, что это действительно другое строение. В свое время Левитана очаровала Петропавловская церковь, находящаяся ранее на этом же месте, но выгоревшая дотла в 1903 г. Пусть огонь и унес памятник зодчества 17 века, но он навсегда остался запечатленным в русском искусстве.
Долгое время на горе не было никакой церкви, пока в Плёсе не открыли дом-музей Левитана, что заставило обратить внимание и на другое пустующее левитановское место.
Более ста лет прошло с того времени, как Исаак Левитан приезжал в Плёс и любовался его красотами, но с горы, которая сейчас названа его именем и где и поныне стоит деревянная Воскресенская церковь, все так же открывается живописный вид на просторы матушки-Волги.
Судьба деревянной церкви, которую любил Левитан
Пейзажист Исаак Левитан с юности обладал слабым здоровьем и страдал, по собственному признанию, «жестокими приступами меланхолии». Страх уныния заставлял художника мотаться по городам в поисках вдохновения как средства борьбы с депрессией.
В крошечный провинциальный город Плёс Левитана принес случай – путешествуя по Волге в компании друзей, художник заметил живописную деревянную часовню, стоящую высоко над рекой.
Часовня, оказавшаяся на самом деле церковью, и даже с приходом, заставила Левитана задержаться и рассмотреть красоту плёсских холмов, просторов и закатов. В результате «любви» живописца и маленького города появилась самая известная из левитановских картин – «Над вечным покоем», выкупленная в коллекцию Третьяковки.
Исаак Левитан «Над вечным покоем», 1894 год
Причем пейзаж картины фантазийный, собранный художником из впечатлений как минимум трех мест – на тверских озерах, в природу которых Левитан «поместил» деревянную церковь Петра и Павла, стоявшую над Плесом.
Ее он изобразил в лучах заката на одной из эскизов и перенес на большую картину в самом интересном ракурсе.
Исаак Левитан «Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца», 1888 г.
Как и у многих замечательных северных деревянных храмов, у Петропавловской церкви, полюбившейся Левитану, трудная судьба. Хрупкая и уязвимая деревянная архитектура русского севера удивляет мастерством строителей, но редко сохраняется на века.
Так случилось и с церковью в Плёсе – холм, на котором она стояла, сейчас называют Левитановским, с него он написал целый ряд видов города и Волги. В самом начале 20-го века, почти сразу после смерти Исаака Левитана, в церкви случился пожар, восстановить ее до революции не успели, а дальше и почти совсем позабыли о ней.
Та самая сгоревшая деревянная церковь на снимке конца 19 века
Однако в 70-х годах восстановившаяся после войны страна начала потихоньку вкладывать средства в объекты культуры – именно в эти годы началась массовая реставрация городов Золотого кольца и ценных памятников архитектуры.
Вспомнили и о Левитане – в городе Плёсе открыли музей, починили набережную, потянулись туристы. Было решено восстановить и знаменитую деревянную церковь, причем решили не строить ее заново, а найти похожую в областных селах и перенести на холм над городом.
Технология переноса объектов русского деревянного зодчества была в 70-80-х годах прекрасно отработана – ведь сколько северных деревень потеряли всех своих жителей, желающих стать горожанами, но памятники культуры из таких умирающих поселений пытались сохранять.
Так появились огромные музеи деревянного зодчества в Нижнем Новгороде и Костроме, а уж единичные переносы старинных мельниц, изб и церквей в туристические места не поддаются счету.
Для Плёса нашли целых две подходящие церкви, и обе рядом, в той же Ивановской области. Перенос их начали в 1982-м году, но реальная реконструкция завершилась совсем недавно.
Одну из них, Воскресенскую, поставили на «левитановском» высоком месте, вторую, поменьше, у городского собора, в самом центре Плёса.
Новая деревянная церковь на холме, куда надо подняться по 150 ступеням, гораздо старше той, сгоревшей, которую писал Исаак Левитан. По разным источникам, ее построили в 1670-1690-х годах, конечно, за три века не раз ремонтировали.
Я спросила у бабушки, работающей в деревянном храме, не были ли жители села, откуда забрали церковь, против переноса их храма. Она махнула рукой – некому было и возражать, было большое село, осталось заросшее поле, где среди берез изредка еще попадаются садовые яблони. Урбанизация!
А в Плёсе счастливо спасенный храм обрел вторую жизнь – силуэт деревянной церкви на холме смотрится потрясающе, а от храма открывается невероятный вид на волжские просторы.
Друзья, в каких малых российских городах вы бы рекомендовали побывать?