храм на горнах в туле
Спасский храм
Настоятель — протоиерей Виктор Тишкин
История храма
История Спасского храма насчитывает более двухсот лет. Начало ее связано с эпидемией чумы конца 1771 года, которая принесла тяжелое горе утраты близких во многие семьи туляков. Тесные городские погосты были тогда переполнены, умерших хоронили за городом, в поле. В конце 1771 г. Правительствующим Сенатом был издан указ «о нехоронении в городах при церквах, об отводе для того особых кладбищ за городом на выгонных землях» не ближе 100 сажен от жилья.
В феврале 1772 года Тульское духовное Правление вместе с оружейной и Провинциальной канцеляриями и магистратом решили отвести места для двух кладбищ – на Посадской и на Оружейной стороне. Кладбище Оружейной слободы предполагалось разместить у устья речки Тростянки, но священники зареченских храмов отметили, что место это топкое и сырое, и предложили расположить кладбище «на песчаной горе по дороге Ужовке вдоль той же Тростянки». Таким образом, в конце XVIII века на холме между Большими и Малыми Гончарами появилось одно из трех городских кладбищ.
В августе 1772 года дана была храмозданная грамота на построение деревянной Спасской кладбищенской церкви, а в 1773 году храм уже возвели. Освятил его во имя Нерукотворного Образа Спасителя архимандрит Тульского Предтечева монастыря Иоаким. Храмозданная грамота на построение уже каменной Спасской церкви была дана в сентябре 1803 года.
В 1807 году на месте деревянной церкви на средства купцов Федора и Ивана Лисицыных и на пожертвования жителей оружейной стороны был воздвигнут каменный храм с двумя приделами: с южной стороны — во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник», с северной — во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи (последнего алтаря в настоящее время нет). По своему архитектурному плану храм принадлежит к распространенному в Туле трапезному виду: западная часть храма, более широкая и вместительная, соединяется узким проходом с небольшим по величине собственно храмом. Прекрасен иконостас, отделанный мрамором (перенесен из Знаменского храма).
В середине XIX столетия в храме на иконах и утвари находилось более трех пудов серебра 84-й пробы. Но это не являлось показателем благосостояния церкви. Спасская кладбищенская церковь бедствовала. Сохранилась резолюция от 3 мая 1860 года, где архиепископ Тульский и Белевский Алексий призвал «другие зареченские храмы (Знаменский и Сергиевский), которые имеют значительное число прихожан и удовлетворительное внутреннее благолепие», оказывать помощь «бедной до крайности Спасской кладбищенской церкви». Призыв был услышан. В начале XX века староста церкви — владелец чугунолитейного завода Яков Родионович Алпатов изготовил чугунную ограду и ворота кладбища. Он же являлся попечителем открытой в 1898 году приходской школы и оплачивал наёмное помещение, в котором размещалась школа. Но проводить занятия в съемных помещениях было неудобно. Сохранились, сведения о том, как священник Петр Боженов пытался добиться разрешения на строительство небольшого дома для школы.
В декабре 1901 года о. Петр писал, обращаясь в различные инстанции: «Теснота наемного помещения, неприспособленность его для школы и невозможность воспользоваться более удобным помещением, так как школа находится на окраине города, заселенной ремесленниками, имеющими дома небольших размеров, а также строгая требовательность домохозяев, предъявляемая ученикам школы, требовательность, доходящая до не позволения вполне приличных игр во дворе — все это вместе взятое позволяет желать и заботиться о приобретении или устройстве собственного школьного здания». К прошению прилагались план будущей школы, приблизительная цена материалов и стоимость строительных работ, значительную часть которых был готов взять на себя купец Алпатов. Кроме того, отец Петр просил разрешения использовать на строительство школы десятую часть годового кладбищенского дохода. Оставалось лишь уладить формальности, но началась бесконечная бюрократическая волокита. Вопрос так и не был решен.
В описях за 1905 год упоминается одно классная приходская школа, где обучались 36 человек. Она по-прежнему находилась в наемном доме. В первые годы советской власти Церковь захлестнула волна обновленчества, но служители Спасского храма строго держались исконно православного уклада. Перед Великой Отечественной войной храм закрыли решением оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Тульской области от 22 июня 1939 года. В архиве есть протокол заседания Оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Тульской области с пометкой: «Хранить наравне с материалами, не подлежащими оглашению». В 1941 году по Спасскому кладбищу проходила линия обороны города от немецко-фашистских войск. На несколько месяцев храм стал огневой позицией, на его колокольне установили пулемет, а в его здании размещалась воинская часть, которая отнеслась к нему на удивление бережно.
Возрождение
После сталинской «церковной оттепели» в 40-е годы XX столетия храм возвратили верующим. Вплоть до эпохи перестройки, Спас-на-горе´ был одним из четырех действовавших в Туле храмов. Прихожанам Спасской церкви пришлось приложить немало усилий, чтобы вернуть храму первозданный вид. В 1971 году над плащаницей была сооружена позолоченная сень. В 1991 году здание храма было поставлено на госохрану в качестве памятника истории и культуры регионального значения. В 2000 г. и 2007 г. в Спасском храме производились реставрационные работы, в 2009 г. – обновление иконостасов обоих алтарей, в 2010 г. – ремонт крыши храма. В 2011 г. производились: ремонт купола храма, штукатурные работы, ремонт полов. Построено в виде часовни ограждение «непопираемого места». Произведена замена освещения в храме. На средства прихода и благотворителей были заменены колокола, установлены кованые врата при входе на территорию кладбища, асфальтирована дорога к храму, подведено освещение. В настоящее время в храме, посвященном, как и прежде, Нерукотворенному образу Спасителя, сохранился один южный придел в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Церковная история повествует, что Живоносный источник был явлен самой Божией Матерью будущему императору Льву Маркеллу близ Константинополя в 450 г. и прославился чудесными исцелениями. На этом месте был возведен храм во имя Пресвятой Богородицы, получивший название Живоносного или Живоприемного источника. Из самых отдаленных уголков Тулы люди приезжают в Спас-на-горе´ поклониться здешним святыням – чудотворному образу Божией Матери «Знамение» и «Спасу Нерукотворному». Среди чтимых святынь и икона Божией Матери «Живоносный Источник». Верующие непременно останавливаются также у икон Божией Матери «Утоли моя печали» и блаженной старицы Матроны. На протяжении почти всей своей истории приход Спасского храма оставался одним из самых скромных в Туле. Но молитвенная жизнь всегда горела здесь, словно неугасимая лампада. Сегодня, как прежде, тихо и ровно течет духовная жизнь Спасского прихода. Здесь светло, радостно и все дышит любовью.
Адрес: г. Тула, ул. Пузакова, д. 151-а
Телефон: +7 (4872) 47-42-99
Электронная почта: svsphr@list.ru
Богослужения совершаются ежедневно.
В будние, воскресные и праздничные дни:
Божественная литургия — 8:00
Вечернее богослужение – 18:00 (вторник, четверг, суббота, воскресенье)
Доступная среда для маломобильных групп населения:
Если Вам необходима помощь при входе в храм, подъеме по лестнице, перемещении по храму и прихрамовой территории, то Вы можете предварительно оставить заявку сотруднику храма Бочарову Геннадию Леонидовичу по телефону: 8-910-581-58-27.
Или сотруднику храма Ермолову Александру Вячеславовичу по телефону: 8-919-070-31-16.
Или по электронной почте: svsphr@list.ru
Время для звонка: Пн.-Вс. с 7.30 до 19.00.
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
Свято-Спасский храм г.Тула
Тульская Митрополия Московский Патриархат
Храм в честь Нерукотворенного образа Спасителя – Спасский – или как его называют в народе Спас-на-горе´, находится в Зареченском районе г.Тулы в центре старого кладбища, что на улице Пузакова. Это удивительно благодатный небольшой уютный храм, расположенный среди многовековых деревьев и «тихих» могилок усопших православных христиан. Он выстоял в самые смутные времена и до наших дней сохранил свой первозданный облик.
В середине XIX столетия в храме на иконах и утвари находилось более трех пудов серебра 84-й пробы. Но это не являлось показателем благосостояния церкви. Спасская кладби щенская церковь бедствовала. Сохранилась резолюция от 3 мая 1860 года, где архиепископ Тульский и Белевский Алексий призвал «другие зареченские храмы (Знаменский и Сергиевский), которые имеют значительное число прихожан и удовлетворительное внутреннее благолепие», оказывать помощь «бедной до крайности Спасской кладбищенской церкви». Призыв был услышан. В начале XX века староста церкви — владелец чугунолитейного завода Яков Родионович Алпатов изготовил чугунную ограду и ворота кладбища. Он же являлся попечителем открытой в 1898 году приходской школы и оплачивал наёмное помещение, в котором размещалась школа. Но проводить занятия в съемных помещениях было неудобно. Сохранились, сведения о том, как священник Петр Боженов пытался добиться разрешения на строительство небольшого дома для школы. В декабре 1901 года о.Петр писал, обращаясь в различные инстанции: «Теснота наемного помещения, неприспособленность его для школы и невозможность воспользоваться более удобным помещением, так как школа находится на окраине города, заселенной ремесленниками, имеющими дома небольших размеров, а также строгая требовательность домохозяев, предъявляемая ученикам школы, требовательность, доходящая до непозволения вполне приличных игр во дворе — все это вместе взятое позволяет желать и заботиться о приобретении или устройстве собственного школьного здания». К прошению прилагались план будущей школы, приблизительная цена материалов и стоимость строительных работ, значительную часть которых был готов взять на себя купец Алпатов. Кроме того, отец Петр просил разрешения использовать на строительство школы десятую часть годового кладбищенского дохода. Оставалось лишь уладить формальности, но началась бесконечная бюрократическая волокита. Вопрос так и не был решен. В описях за 1905 год упоминается одноклассная приходская школа, где обучались 36 человек. Она по-прежнему находилась в наемном доме. В первые годы советской власти Церковь захлестнула волна обновленчества, но служители Спасского храма строго держались исконно православного уклада. Перед Великой Отечественной войной храм закрыли решением оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Тульской области от 22 июня 1939 года. В архиве есть протокол заседания Оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Тульской области с пометкой: «Хранить наравне с материалами, не подлежащими оглашению». В 1941 году по Спасскому кладбищу проходила линия обороны города от немецко-фашистских войск. На несколько месяцев храм стал огневой позицией, на его колокольне установили пулемет, а в его здании размещалась воинская часть, которая отнеслась к нему на удивление бережно.
В 1880 году в «Русском филологическом вестнике» были опубликованы материалы о народных обычаях, преданиях и поверьях, записанных в Тульской губернии. Один из них – Горская выставка невест в Туле. Этот обычай проходил ежегодно 16 августа (по ст.стилю), в Туле, у Спасской кладбищенской церкви. «Горскою» эта выставка называлась потому, что Спасская церковь расположена на возвышенном месте, как и вся местность, окружающая ее. Самая выставка невест состояла в следующем. Прямо после литургии, которую почти всегда служил местный Преосвященный, близ церкви в огромном количестве собиралась молодежь – молодые парни и девушки – и располагались в известном порядке. У самой церкви и немного в отдалении от нее стояли в стройном порядке девушки в два ряда, а посередине между этими рядами прогуливались молодые парни и смотрели на стоящих девиц. Почти каждый при этом выбирал себе невесту. Мало-помалу ряды выставленных невест начинали редеть, и уже образовывался один длинный, сплошной ряд, в котором гуляли попарно молодые люди и девицы. Такое гуляние продолжалось вплоть до самого вечера. При этом на кладбище происходило нечто вроде ярмарки, где продавались разные разности. В этот день многие туляки считали долгом посетить это кладбище и погулять там. Несомненно, традицией было присутствие за богослужением не только на престольные праздники, но и в дни поминовения усопших, родительские субботы с непременным посещением могилок скончавшихся сродников.
НЕРУКОТВОРЕННЫЙ ОБРАЗ СПАСИТЕЛЯ
Православные храмы и их святыни являются свидетельством истинности и законности иконопочитания. В настоящее время по-прежнему есть те, кто порицает нас, поклоняющихся и почитающих изображение Спасителя и Госпожи нашей Пресвятой Богородицы, и сверх того, остальных святых и слуг Христовых. Таковые не только неправильно понимают заповедь Божию, данную еще в Ветхом Завете, но и что удивительно, невнимательно читают и неверно толкуют Священное Писание: «не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им» (Втор.5,8). В этой заповеди Бог ясно запрещает делать языческих идолов, которых и изображали идолопоклонники в основном виде различных животных и видимой природы и поклонялись этим идолам. Именно это изображение и идолопоклонение запрещает Бог. Напротив, когда речь идет об истинном богопоклонении, для украшения Вехозаветного храма и для Своего прославления, Бог повелевает Моисею сделать ковчег завета и изображения двух херувимов на крышке ковчега (Исход 25,10, и т.д.). Вот первый храм и первые образы, первые иконы святых небесных сил бесплотных изображение которых – есть Божественное установление. После повеления Богом Моисею сделать изображения херувимов на крышке ковчега Господь говорит: «Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения» (Исх.25,22). Здесь указано два особенных места присутствия Божия, где должен в молитве предстоять человек Моисей и где Сам Бог будет беседовать к человеку и открываться ему: во-первых это храм, в котором находился ковчег, а во-вторых – это непосредственно у изображений херувимов. Потому и с древних времен святые отцы и подвижники веры и благочестия всею душею стремились в храмы Божии, а те, кто проводил жизнь в уединении, в пустыне или затворе держали у себя святые иконы. Современные православные христиане сохранили отеческое предание. Образы, которые мы поставляем в честь Господа нашего Иисуса Христа, Пречистыя Богородицы и всех святых мы благоговейно почитаем и поклоняемся не доскам и краскам, но тем, кто изображен; взирая телесными очами на иконы, возводим сердечные очи к тому, чей образ созерцаем; целуем их устами в том смысле, как ветхозаветный патриарх Иаков целовал окровавленную ризу возлюбленного своего сына Иосифа; почитаем как некогда ветхозаветный народ благочестиво почитал ковчег с изображениями херувимов, воздавая честь не древу и краскам, а Тому в честь и славу Которого ковчег был устроен.
Богоглаголивый и сильный в толковании божественных предметов свт.Василий Великий говорит, что «честь воздаваемая изображению, переходит на первообраз», т.е. на того, чей образ отпечатлевается. Сын Божий, Господь наш Иисус Христос нас ради и нашего ради спасения сошел с небес, воплотился, «воистину сделался человеком и жил на земле, творил чудеса, пострадал, был распят, воскрес, вознесся, и все это случилось по-истине, и было видимо (и осязаемо) людьми, было записано для напоминания нам и наставления тех которых тогда не было, чтобы мы, не увидев, а услышав и уверовав, достигли блаженства Господня» (св.Иоанн Дамаскин). Но так как не все тогда знали грамоты и «не все имели свободное время для чтения», то святые отцы усмотрели, чтобы все «это (земная жизнь Христа, Его чудеса, страдания и Крестная смерть) – было рисуемо на иконах, для краткого напоминания». «Таким же образом должно думать и о Богоматери, – пишет св.Иоанн Дамаскин. – Ибо честь, воздаваемая Ей возводится на Того Кто от Нея воплотился. Подобным же образом и доблестные подвиги святых мужей возбуждают нас к мужеству и со-ревнованию, и подражанию их добродетели и прославлению Бога».
30 главных храмов Тулы
Тула – один из старинных русских городов. На протяжении веков она оставалась культурным и духовным центром целого региона. Это нашло отражение и в тульских храмах, которые выделяются своей архитектурной цельностью, гармоничностью, красотой убранства. Многие из них признаны памятниками архитектуры федерального значения.
На тульскую храмовую архитектуру оказало большое влияние зодчество более крупных городов – Санкт-Петербурга и Москвы. Некоторые здания построены в стиле, типичном для петербургской архитектурной школы. А другие храмы являются ярким примером традиционного старомосковского и византийского зодчества. Сейчас в Туле идет активное восстановление церквей, разрушенных в советский период, а также открываются новые храмы.
Действующие церкви и соборы Тулы
Список самых известных и красивых храмов в городе.
Свято-Успенский кафедральный собор
Это главный храм города, который был выстроен в 1902 году на месте более старой каменной церкви. Собор выстроен в псевдорусском стиле, из красного кирпича, с большим количеством декоративных элементов и черными куполами. Обращают на себя внимание его росписи – предположительно, авторы были учениками известного художника В. Васнецова. В 2012 году храм был освящен заново.
Адрес: г. Тула, ул. Менделеевская, 13
Преображенский храм
Храм выстроен в стиле русского классицизма – с колоннадами и большими окнами. С восточной стороны находилась колокольня, которая не дошла до наших дней. Главная святыня церкви – Тульская икона Николая Чудотворца. По преданию, в XVI веке, она была найдена одним из днепровских казаков, который дал обещание построить храм, а затем поместить туда икону. Храм входит в перечень объектов культурного наследия федерального значения.
Адрес: г. Тула, ул. Менделеевская, 13 А
Успенский собор Тульского кремля
Собор построен в конце XVIII века. Он отличается простотой архитектурной конструкции в сочетании с богатым декоративным оформлением. У главного входа с западной стороны находится высеченный из камня российский герб – двуглавый орел. Внутри храм украшен высокохудожественными росписями. Изначально в соборе был семиярусный иконостас. Сейчас его иконы хранятся в Тульском художественном музее.
Адрес: г. Тула, ул. Менделеевская, 8/2
Всехсвятский собор
Это городской кафедральный собор, который был построен в первой половине XIX века. Место для строительства выбрано таким образом, чтобы храм был виден из всех точек города. Стиль здания – русский классицизм. Рядом расположена высокая многоярусная колокольня, которую украшают четыре фигуры ангелов. Главные святыни собора – старинная Казанская икона Божией Матери, и образ Николая Чудотворца работы афонских мастеров. Храм входит в региональный список архитектурного наследия.
Адрес: г. Тула, ул. Льва Толстого, 79
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы
Церковь считается старейшей в городе. Она построена в XVII веке и представляет собой пятиглавый храм, построенный в традициях московского церковного зодчества. Рядом находится многоярусная колокольня с шатровым завершением. В притворе храма сохранилась белая плита, на которой высечено имя строителя церкви – иеромонаха Феодосия.
Адрес: г. Тула, ул. Благовещенская, 4
Николо-Зарецкий храм
Этот храм построен в XVIII веке по приказу Никиты Демидова – одного из основателей династии промышленников и купцов Демидовых. Стиль здания – петровское барокко. В 1734 году была пристроена часовня, которая на протяжении многих лет служила склепом-усыпальницей для династии Демидовых. В 1996 году она стала частью мемориального комплекса «Некрополь Демидовых», куда входит также выставочный зал «Демидовы и Тульский край».
Адрес: г. Тула, пер. Оружейный, 12
Храм Александра Невского
Храм выстроен в 1886 году в стиле, традиционном для русско-византийской церковной архитектуры. Убранство отличалось скромностью – не было богатых стеновых росписей, фрески располагались только под куполом. Стены украшали изречения из Священного Писания. В советские годы в здании находилась трудовая школа, затем – цеха хлебозавода. Сейчас храм восстановлен, в нем проводятся службы.
Адрес: г. Тула, площадь святого Александра Невского, 1
Храм Сергия Радонежского
Церковь входит в список объектов культурного наследия регионального значения. Здание выполнено из красного кирпича в псевдовизантийском стиле. В 1901 году стены храма были расписаны, сейчас фрески восстановлены полностью. Рядом с церковью находилась колокольня, на шестом этаже которой была церковная библиотека. Сейчас храм реставрирован, проводятся богослужения.
Адрес: г. Тула, ул. Октябрьская, 78
Храм Двенадцати Апостолов
Это старинный храм, заложенный в 1903 году. Он был богато украшен – пол выложен метлахской плиткой, имеется многоярусный позолоченный иконостас. Стены украшены копиями картин на духовную тематику. Среди почитаемых святынь – иконы Божией Матери «Троеручица», Тихвинская и Боголюбская, а также образ Николая Чудотворца. В советский период храм не закрывался.
Адрес: г. Тула, ул. Оборонная, 92
Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла
Храм обращает на себя внимание своей необычной для тульских церквей архитектурой. Он построен в виде ротонды, характерном для московского классицизма. Позже рядом была выстроена колокольня с четырьмя ярусами. На верхнем со всех сторон располагались часы. Сейчас проводятся работы по восстановлению храма и верхних ярусов колокольни.
Адрес: г. Тула, ул. Ленина, 28
Храм Святых Флора и Лавра
Церковь построена в конце XVIII – начале XIX века. Здание представляет собой смешение двух стилей – барокко и классицизма. Главная святыня храма – Боголюбская икона Божией Матери, которая почиталась как чудотворная. Так как св. Флор и Лавр считались покровителями лошадей и коневодства, в день их памяти к храму съезжались люди, чтобы освятить коней. В советский период храм был закрыт, но сейчас он реставрирован и открыт для верующих.
Адрес: г. Тула, ул. Мосина, 1
Свято-Ильинский храм
Здание храма выстроено в псевдорусском стиле в середине XVIII века, и отличалось богатым убранством. В нем находилось много старинных икон, почитаемых в православии. По преданию, образ Пресвятой Богородицы Страстной был подарен храму императрицей Елизаветой Петровной. В советский период много икон и церковной утвари было утрачено. В 2006 году храм возвращен верующим.
Адрес: г. Тула, ул. Коминтерна, 6
Храм Святителя Алексия
Храм заложен во время визита Патриарха Алексия II в Тулу в 1999 году. В 2001 году строительство полностью завершилось. Здание украшают два золоченых купола, по форме напоминающие старинные воинские шлемы. Храм находится на территории Тульского артиллерийского института. При нем действует библиотека и воскресная школа.
Адрес: г. Тула, проспект Ленина, 99 А
Храм Серафима Саровского
Церковь построена в 1905 году на средства тульских купцов Ермолаевых-Зверевых. Главной частью церковного убранства был иконостас – многоярусный, из соснового дерева с резьбой и позолотой. Царские врата также были позолоченными. При храме действовал приют для бездомных детей и стариков. Сейчас храм действует. В нем хранятся многие святыни – частица рубища св. Серафима Саровского, его поясная икона с частицей мощей.
Адрес: г. Тула, ул. Фридриха Энгельса, 32 А
Храм Димитрия Солунского
Храм открыт в 1801 году как кладбищенская церковь для бедных и неимущих. Его отличало скромное убранство, лаконичная архитектурная форма. Чуть позже к зданию были пристроены трапезная и колокольня. При храме действовала воскресная школа. В советский период церковь Дмитрия Солунского была одной из четырех действующих храмов города.
Адрес: г. Тула, пер. Кладбищенский, 1 А
Свято-Никольский храм на Ржавце
Название храма произошло от реки Ржавец, ранее протекавшей в месте, где построен храм. Здание возведено по проекту архитектора, строившего Успенский собор Тульского кремля. Поэтому видна схожесть обоих храмов. Центральным элементом убранства храма был позолоченный многоярусный иконостас. В 1991 году здание взято под охрану государства как памятник культуры регионального значения.
Адрес: г. Тула, ул. Революции, 6 Б
Свято-Покровский (Феодосиевский) храм
Храм начал строиться в 1903 году, но, из-за нехватки средств и начавшейся первой мировой войны, здание не было завершено. В советские годы храм был отдан под складское помещение. В 1991 году церковь возвращена верующим. Здание сильно пострадало при пожаре в 1993 году, при этом были чудом спасены церковные реликвии – часть мантии св. Феодосия, и икона Иоанна Тульского.
Адрес: г. Тула, ул. Калинина, 10 А
Храм Донской иконы Божией Матери
Это каменный храм высотой более 16 метров, который за предельно короткое время был выстроен на месте фундамента первоначального храма. Более старинная церковь, построенная в XIX веке, была снесена в разгар антирелигиозной кампании – в 1920-е годы. Тогда же снесли и каменную колокольню. В начале 90-х годов археологи обнаружили основание первого храма, и к 1995 году строительство новой церкви было закончено.
Адрес: г. Тула, ул. Марата, 39 А
Храм Рождества Богородицы (Пречистенский храм)
Церковь построена в XIX веке и представляет собой архитектурный памятник раннего классицизма. Декор храма типичен для этого стиля – это скромный растительный орнамент. При нем была построена колокольня, которая позже была снесена вместе с резной храмовой оградой. В 2002 году началось восстановление здания, сейчас это действующий храм.
Адрес: г. Тула, ул. Демидовская, 56 А
Свято-Вознесенский храм
Храмовое здание выстроено в стиле барокко – типичном для периода его строительства. Из-за растянутых сроков постройки передние фасады отличаются элементами классицизма. В храме находились чтимые святыни – часть мощей мученика Пантелеимона и икона Скорбящей Божией Матери. В 1992 году после долгого запустения храм был возвращен верующим.
Адрес: г. Тула, пер. Оружейный, 12
Храм Равноапостольного Князя Владимира
Свято-Владимирская церковь относится к новым храмам Тулы – её строительство завершено в 2009 году. Инициаторами создания храма были сотрудники предприятия Туламашзавод. В 2011 году рядом с храмом возведена колокольня, а чуть позже был поставлен бронзовый памятник князю Владимиру. Здание построено в древнерусском стиле. Несмотря на то, что церковь находится на территории режимного предприятия, вход в неё свободный.
Адрес: г. Тула, ул. Мосина, 2
Собор Иконы Божией Матери Млекопитательница
Это центральный собор Богородичного Щегловского мужского монастыря, построенный в 1864 году. Нижний придел освящен во имя св. мученика Пантелеимона. Здание отличается богатством декоративных элементов – кокошники, арочные окна. Главная храмовая святыня – образ Божией Матери «Млекопитательница», который почитается как чудотворный. В храме хранится и много других почитаемых в православии святынь.
Адрес: г. Тула, ул. Лизы Чайкиной, 1
Церковь Михаила Архангела
Храм представляет собой небольшую деревянную церковь, построенную на территории студгородка Тульского государственного университета. Освящение состоялось в 2011 году. Инициатором создания храма стало руководство ВУЗа. Ранее при университете также была домовая церковь во имя св. Веры, Надежды и Любови, которая находилась на третьем этаже одного из корпусов. Сейчас в честь этих святых освящен один из престолов нового храма.
Адрес: г. Тула, проспект Ленина, 84 Д
Церковь Иоанна Кронштадтского
Храм построен в 2011-2012 годах. Это маленькая церковь, выстроенная в традициях русского деревянного храмового зодчества. Она находится на территории самого старого в Туле медицинского учреждения – больницы скорой помощи имени Д. Ваныкина. Храм выстроен на пожертвования горожан и представителей различных организаций.
Адрес: г. Тула, ул. Фридриха Энгельса, 13 А, корп. 16
Спасский храм
Этот храм называют также Церковью Спаса на горе – из-за её расположения на возвышенности. Церковь построена в 1807-1809 годах как кладбищенский храм при Спасском кладбище. Здание выполнено в стиле классицизма. В советский период церковь была одной из четырех действовавших. В 1991 году здание получило статус памятника архитектуры регионального значения.
Адрес: г. Тула, ул.Малые Гончары
Свято-Казанский храм
Первоначальный Свято-Казанский храм был разрушен в советский период. Это было здание в стиле позднего классицизма, богато украшенное. В нем хранились многие церковные реликвии и предметы исторической ценности – резная серебряная икона Божией Матери, и другие старинные образа. Сейчас в Туле действует новый храм во имя Казанской иконы Божией Матери, который расположен на Одоевском шоссе.
Адрес: г. Тула, Одоевское шоссе, 52 А
Храм Смоленской иконы Божией Матери
Церковь находится на Смоленском кладбище. Это один из новых тульских храмов – его строительство началось в 90-е годы. Сейчас храм перестроен и приобрел более гармоничный вид. Это небольшая однокупольная церковь, оформленная в светлых бело-золотистых тонах. Стиль здания соответствует древним базиликам Византии.
Адрес: г. Тула, Новомосковское шоссе, 66 А
Свято-Знаменский храм
Храм во имя иконы Божией Матери «Знамение» построен в 1905 году. Здание богато декорировано в традиционном для русского храмового зодчества стиле – кокошники, витые колонки, ширинки. В то же время объемное пространство внутри церкви характерно для классицизма. В 1991 году храм взят под охрану государством как архитектурный памятник регионального значения.
Адрес: г. Тула, ул. Арсенальная, 5 А
Храм Дмитрия Донского
Это храм на территории Тульского Кремля, который открылся после восстановления в 2015 году. Ранее восстановлена высокая каменная колокольня, разрушенная в советский период. Настенная роспись выполнена в стиле палехских иконописцев. В городе есть еще одна церковь во имя св. Дмитрия Донского. Это полковой храм, открытый в 2017 году на территории 51 полка Гвардейской воздушно-десантной дивизии.
Адрес: г. Тула, ул. Комсомольская, 190/1
Храм Иконы Божией Матери Державная
Это небольшой храм, построенный в традиционном русском стиле – с декоративными кокошниками и арочными окнами. Особо почитаемой святыней храма считается образ Божией Матери, получивший название «Державная» – по преданию, он был найден в 1917 году, в день отречения от престола Николая II.
Адрес: поселок Косая Гора, ул. Октябрьская, 2