храм на грибоедовском канале

Храм «Спас-на-Крови» в Санкт-Петербурге или немного размышлений о жизни и смерти Царя-Мученика

Если устремить свой любопытный и пытливый, туристический с прищуром взор (а Сергей Василец именно так всегда и поступает) с Невского проспекта вдоль северного направления Грибоедовского канала (бывший Екатерининский), то с правой стороны канала совсем даже нетрудно заприметить пёстрое девятиглавое строение, обращающее на себя внимание радостным, цветастым, нарядным и праздничным архитектурным убранством. Перед нами — знаменитый «Собор Воскресения Христова».

храм на грибоедовском канале

храм на грибоедовском канале

Однако для радости и веселья в этом шедевре русского зодчества решительно нет никакого хоть маломальского повода и места. Построен Собор на месте смертельного ранения российского Императора-Освободителя Александра II. Он является не чем иным, как посмертным памятником Государю, так много сделавшему за годы своего царствования нужных и полезных дел для развития государства российского.

храм на грибоедовском канале

Храм высотой в 81 метр (год смерти царя), явно доминирует над расположенными от него поблизости архитектурными постройками Санкт-Петербурга, а его яркий и живописный силуэт своими псевдорусскими формами допетровской эпохи резко контрастирует со зданиями и дворцами Санкт-Петербурга, построенными в стиле русского классицизма.

храм на грибоедовском канале

Мне «Спас-на-Крови» изрядно напоминает Собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Однако питерский Храм «много лучше и красивше» (как пел когда-то незабвенный Владимир Семёнович) своего московского оппонента. Но, это моё сугубо личное мнение, за которое меня обструкции подвергать читателю вовсе необязательно.

храм на грибоедовском канале

храм на грибоедовском канале

храм на грибоедовском канале

храм на грибоедовском канале

храм на грибоедовском канале

храм на грибоедовском канале

храм на грибоедовском канале

храм на грибоедовском канале

храм на грибоедовском канале

Императора Александра II убили 1 марта 1881 г. (по старому календарю), а уже через 13 дней на месте смертельного ранения царя по проекту архитектора Л. Н. Бенуа возвели часовню, где можно было помолиться за упокой любимого народом самодержца. Тут же, немедля учредили и Специальную комиссию по увековечению памяти Александра II. Вот откуда, оказывается, берут своё начало традиции создания подобных комитетов в СССР и в современной России, когда нежданно-негаданно случится почить в бозе какой-нибудь государственной «шишке» или знатному партийному функционеру.

Но, что такое какая-то часовенка для такого выдающегося человечища, каким был император Александр II?! В октябре 1883 г. часовню снесли, а на ее месте торжественно заложили фундамент нового Храма, официально названного «Собором Вознесения Христова». Ушлый же петербуржский народец, как всегда, придумал свое имя Храму, наименовав его, «Спасом-на-Крови», как дань памяти зверски убиенному Царю-Мученику.

храм на грибоедовском канале

«Спас-на-Крови» строили целых 24 года. Считается, что деньги на памятник царю собирали всем миром. Об этом красноречиво взывают с фасадов Собора около сотни мозаичных гербов разных городов, уездов, губерний и даже некоторых славянских стран, которым Александр II даровал свободу от турецкого ига.

храм на грибоедовском канале

храм на грибоедовском канале

храм на грибоедовском канале

храм на грибоедовском канале

храм на грибоедовском канале

Однако «львиную часть» средств на строительство Храма внесло августейшее семейство Романовых. В целом, строительство Собора обошлось в 4,6 миллиона рублей. Фантастические, нереальные по тем временам деньги!

С западной части «Спас-на-Крови» подпирается Грибоедовским каналом, в который часть фасада храма выдвинута аж на 8,5 метров! Пришлось изменить даже форму набережной.

храм на грибоедовском канале

Сделано это было неспроста. Внутри Собора на месте смертельного ранения царя установлена Сень. Под сводами этой Сени устроители сохранили часть ограждения канала и мостовой набережной, густо политой кровью Царя-Реформатора и Мученика.

храм на грибоедовском канале

Прошу прощения у уважаемых туристоровцев, что рядом с Сенью фигурирует личность ronadort десятилетней давности. Другой фотографии Сени в моих личных фото-архивах не нашлось, а брать картинку Сени из интернета мне неудобно и совсем неприемлемо.

А прямо над Сенью возвышается колокольня с золотым куполом, над крестом которой установлен герб Романовых, напоминающий потомкам, на чьи собственно денежки построен «Собор Вознесения Христова», ставший одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга и одной из его визитных карточек.

храм на грибоедовском канале

Внутри Собор богато украшен мозаикой и множеством самоцветов. Мозаика площадью более 7000 кв.м. сплошь покрывает его пол, стены, столбы, своды. Ниже, только для читателей туристер.ру, размещаю свои фотографии десятилетней выдержки. Отчего-то потянуло в лирику: «Моим фото-трудам, как драгоценным винам, настанет свой черёд…».

Источник

Храм Спаса на Крови: 7 секретов

Храм Спаса на Крови является истинным украшением Санкт-Петербурга. По красоте данное строение может посоревноваться даже с Храмом Василия Блаженного, что на Красной площади. Когда-то на месте нынешнего Спаса был ранен император Всероссийский Александр – II, который через несколько часов умер от кровопотери у себя во дворце. Случилось сие печальное событие в году одна тысяча восемьсот восемьдесят первом.

Вскоре на месте смертельного ранения императора было воздвигнуто поистине шедевральное культовое строение, автором которого явился Альфред Парланд. Деньги на постройку храма собирали тогда по всей Руси, а сам царь был признан мучеником. Сегодня Спас на Крови является едва ли не визитной карточкой города на Неве и, казалось, всё о нём известно.

храм на грибоедовском канале

Загадки Спаса на Крови

Кресты Спаса. В разное время к храму было разное отношение. Например, сразу после 1917 года подумывали даже о том, чтобы строение стереть в лица земли, но потом решили иначе. Храм некоторое время не использовался на своему прямому назначению. С него были даже сняты кресты. По одной из легенд, их погрузили на самое дно грибоедовского канала, стремясь спасти. Когда же наступили более вольготные времена для церкви и было принято решение о том, чтобы храм реставрировать, встав вопрос: «А где же находятся кресты»? Тут-то и нашёлся некий господин, который якобы раскрыл тайну, мол, кресты погружены в тёмную воду и ждут своего часа. Вслед за этим это обследовано дно, и кресты извлекли на свет божий. Сегодня точно нельзя данные сведения ни подтвердить, ни опровергнуть.

храм на грибоедовском канале

Спас на Крови и совпадения. Иногда можно услышать байку (а может и не байку) про то, что якобы кто-то из ленинградцев своим недобрым языком брякнул примерно такую фразу: «Вот как только леса от Спаса уберут, так и СССР развалится». Спас на Крови очень долгое время был закрыт на реставрацию и его несколько лет окружали леса. Удивительно, но леса были убраны именно в девяносто первом. В этом же году началось погружение России в пучину хаоса, в этом же году СССР развалился.

храм на грибоедовском канале

Неповторимая мозаика. Спас на Крови – это истинный шедевр! Кто только не внёс свою лепту в его строительство! Это Рябушкин и Васнецов, Харламов и Нестеров, Журавлёв и Беляев. Все эти великие люди не нуждаются в особом представлении. Они трудились в течение многих лет над созданием удивительной по красоте и богатству мозаики. Ею украшен храм изнутри, включая иконостас. Ни в одном другом храме нет такого количества мозаики. Спас на Крови вполне можно назвать музеем мозаичного искусства.

храм на грибоедовском канале

Спас и блокада. Как уже говорилось выше, в разные времена культовые строения могли использоваться по-разному. Так, например, во время блокады, длившейся 872 (!) дня Спас на Крови использовался, как морг. Сегодня в это сложно поверить, то тогда были совершенно иные реалии. Свозили в Спаса умерших от голода и холода ленинградцев едва ли не со всего города. А чуть позже в храме хранили овощи. Благодаря данному событию, многие шутя стали называть храм не иначе, как: «Спас на картошке». Когда бои отгремели, в храме стали хранить декорации одного из театров (Малого Оперного).

храм на грибоедовском канале

Спас на Крови и числа. Те, кто верят в силу нумерологии, говорят, что всё наше пространство буквально опутано числами. Любую субстанцию (если иметь желание) можно перевести в цифровое значение, выстроив при этом много логических цепей. Так вот, Спас на Крови взметнулся в небо на восемьдесят один метр. Именно в этом году погиб император. Что это? Совпадение? Или целенаправленное действие зодчих? При этом один из куполов Спаса взметнулся на высоту шестьдесят три метра. Ровно столько было Александру-II в момент гибели. Опять же, это совпадение?

храм на грибоедовском канале

Предсказания иконы. Место, где стоит храм давно овеяно тайнами и мистикой. То про какой-то призрак, который то и дело тут появляется, говорят, то про какую-то икону, которая то показывается, то исчезает. Иногда можно от местных жителей услышать о существовании некой иконы, которую находили в храме Спаса на Крови. Так вот, эта икона выступала вестником великих и грозных событий. На этой чудесной иноке в своё время появлялись страшные для России цифры: одна тысяча девятьсот семнадцать и одна тысяча девятьсот сорок один. Поговаривают, что на иконе есть и иные даты, но пока что рассмотреть их толком не удаётся.

храм на грибоедовском канале

храм на грибоедовском канале

Вот, собственно, такие слухи и факты имеют место быть, коль скоро мы начинаем говорить о храме Спаса на Крови. Место это, как и само строение действительно окутаны мистикой. Здесь всё дышит историей и красотой. Хотя бы раз в жизни тут точно стоит побывать. Стоит побывать, чтобы не только восхититься рукотворным храмом, но и вспомнить историю собственной великой страны.

Храм Спаса на Крови: 7 секретов: 1 комментарий

Я давно мечтала попасть в Храм Вознесения — Спас на крови. при приближении к нему, 25.06.19, я наблюдала свечение исходящее широкими лучами от храма. Фотографировала с разных точек- везде одно и то же. А в храме свет будто вел меня к северной стороне начиная с самого входа. Все фото мозаик удавались кроме одной из мозаик — скрывался (засвечивался плотным белым пятном лик Иисуса и слева от него) и я не могла понять, что же изображено на этой мозаике. Мне удалось сфотографировать ее только после того, как я одела платок и помолилась о родных и особенно о болеющем моем сыне, пожертвовала на храм и фото получилось только тогда, когда я подошла близко к северной стене. Дома, при увеличении изображения, я поняла, что это- история об исцелении отрока!

Добавить комментарий Отменить ответ

Источник

Санкт-Петербург: рекомендуем посетить храм Спас на Крови

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

храм на грибоедовском канале

Санкт-Петербург. Вид на Храм Спаса-на-Крови со стороны канала Грибоедова

Его облик как бы выбивается из общей картины самого «европейского» города России, Петербурга. Среди строгих зданий дворцов на берегу забранной в гранитные берега Невы вдруг возникает как бы напоминание о Руси прежней, допетровской – яркое узорочье стен, куполов. Между тем, повод для возведения подлинного украшения города был не праздничным.

Почему именно так называется храм в Санкт-Петербурге

Например, множество малых церквей такого рода было на Красной площади Москвы XVI в. В XIX в. церковь «на крови» впервые появилась не месте гибели монарха – Александра II.

Интересные факты

История «Спаса» связана с многими совпадениями, некоторые из которых выглядят как почти «мистические»:

Музей-памятник или храм

«Спас-на-Крови» входит в музейный комплекс «Исаакиевский собор». Но по субботам, воскресеньям здесь идут богослужения.

Как посетить

Собор находится близ Невского проспекта, рядом – Дворцовая площадь, другие достопримечательности.

Адрес собора – Набережная канала Грибоедова, 2Б, корпус А. Собор виден издалека, он стоит непосредственно у воды.

храм на грибоедовском канале

Фото: Sargis Vardanyan

Телефон

Позвонить можно по номерам +7 (964) 339-55-93, +7 (921) 862-70-63.

Как добраться

Гуляющие по центру города пешком, как правило, рано или поздно окажутся рядом со «Спасом», осматривая другие значимые достопримечательности.

Транспорт

Доехать также можно доехать на множестве маршрутов автобуса, троллейбуса, проходящих по Невскому проспекту. Это автобусы 3, 7, 22, 24, 27, 191, троллейбусы 1, 5, 7, 10, 11, 22. Остановка, на которой следует выйти – «Невский проспект».

Ближайшая станция метро

Станция метро, от которой путь до «Спаса» составит всего около 5 минут – «Канал Грибоедова».

Цена билета, как купить, режим работы музея

Музей работает с 10 до 18 ч., а с 18 до 21 ч. посетить здание можно, но без возможности заказать экскурсию. Полная стоимость входного билета составляет 350 р. (после 18 ч. – 400), льготная цена – 100 р. За экскурсионное обслуживание дополнительно взимается от 600 до 3000 р., что зависит от количества экскурсантов. Билеты приобретаются на кассе при входе, или на интернет-странице музея «Исаакиевский собор».

Информация для паломника

За вход на богослужения плата не взимается. Однако платный вход в Дом Божий вызывает недоумение многих. Некоторые из туристов, антицерковно настроенные, не разбираясь, приписывают введение платы… самой Церкви, которая не владеет зданием. Другие, по словам клириков, бесплатно проходят во время богослужения, хотяинтересуются зданием именно как мемориалом, музеем.

Расписание богослужений в храме

Во все остальные дни собор функционирует как музей.

История создания

Возведение церковного здания именно здесь не планировалось никогда. Но жизнь внесла свои коррективы.

Биография императора Александра II

Будущий царь родился 29 апреля 1818 г., в Москве, незадолго до Пасхи. На престол Александр вступил с 1855 г. Новый царь провел целый ряд реформ, главной из которых стала отмена крепостного права (1861 г.). Кроме того в сторону либерализации изменились:

Однако, «общественность», разночинная интеллигенция требовала отмены монархии, введения конституции. Видя, что власти на уступки не пойдут, вновь созданная организация «Народная воля» приняла решение уничтожить царя физически.

Как убили царя-освободителя

На Александра было предпринято восемь покушений. В семи из них он даже не был ранен.

Александр скончался в Зимнем дворце через час после нападения. Это случилось на Неделю Торжества Православия Великого Поста. Промыслом Божиим накануне императору удалось приобщиться Св. Таин.

Временная часовня

Непосредственно после гибели царя Дума Петербурга просила нового императора, Александра III, разрешить возведение часовни на месте смерти его отца. Император сразу обозначил, что хотел бы видеть полноценный храм, однако, дал согласие на постройку.

До наших дней это здание не дошло: по завершении строительства собора его перенесли на другое место, позже – разобрали.

Архитектурный конкурс

Уже 31 декабря 1881 г. на него были представлены 26 проектов. Но все они не устроили Александра III, который хотел видеть церковь русского стиля, повторяющую архитектурные традиции XVII в. Новый конкурс последовал в мае следующего года.

храм на грибоедовском канале

Рисунок будущего храма(проект) до доработки проекта архитектором Парландом, 1883

Победил совместный проект А. Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни Петербурга, архимандрита Игнатия (Малышева), который еще мирянином получил художественное образование. Сам он говорил, что образ этого здания был явлен ему во сне, после чего он предложил А.Парланду эскиз здания.

О. Игнатий предложил также посвящение собора Воскресению, чтобы мемориал свидетельствовал не о скорби, а о победе Господа над смертью.

Строительство храма

Хотя будущий собор был заложен 6 ноября 1883 г., начать собственно возведение стен удалось только с 1887 г. Причиной задержки стали изменения проекта.

Для реализации этой идеи пришлось выдвинуть здание в сторону воды на 8,5 м; ведь Александра убили в полутора метрах от берега.

Кто построил (архитектор)

Возведение «Спаса» курировала комиссия во главе с великим князем Владимиром Александровичем. Это 5 известных петербургских зодчих, среди которых Д. Гримм, И.Штром, и другие. Активное участие принимали также авторы проекта.

Сколько лет воздвигали

В общей сложности строительство заняло 24 года.

Год постройки

Великое освящение церкви состоялось 19 августа 1907 г. Его совершил митрополит Петербургский Антоний (Вадковский).

История прихода храма

Парадоксальным образом, он начал формироваться… после революции 1917 г.!

До этого «Спас» не считался приходским, получая содержание от казны (до 40000 рублей ежегодно). После распоряжения новых властей организовать «двадцатку» (такова была минимально установленная численность общины) настоятель, протоиерей Петр Лепорский, даже возражал против такой идеи, не сразу поняв новую ситуацию.

Но приход стал единственным способом спасти святыню от немедленного закрытия. Официальное его существование начинается с 11 января 1920 г. Приходским храм оставался только 10 лет. 30 октября 1930 г. власти закрыли собор.

История после закрытия прихода

Через год было решено разобрать церковь, но сделать это не удалось ни тогда, ни в 1938 г., когда документ об уничтожении святыни был принят еще раз. А потом началась Великая Отечественная война. В стенах мемориала находились:

Реставрация

Возможно, история с фугасом впечатлила власти: с 1968 г. собор, наконец, взяли под охрану. Восстановительные работы продлились они не одно десятилетие.

Впрочем, музей, которым стал «Спас» открыл свои двери для посетителей только с 1997 г.

храм на грибоедовском канале

Спас на Крови. 1935 год

Богослужения возобновились здесь только через 7 лет, с 23 мая 2004 г. А приход существует с 2014 г.

Экскурсия по музею

Страница музея предлагает два вида осмотра:

Маршрут

Самостоятельные экскурсанты естественным образом переходят от внешнего осмотра здания к внутреннему убранству.

Это Михайловский сад, примыкающий к собору, один из самых красивых парков Петербурга. Он создан зодчим XVIII в. Карлом Росси.

Архитектура

Только на внешний осмотр здания уходит почти час. Здесь множество уникальных, исторически ценных деталей.

храм на грибоедовском канале

Стиль, площадь, высота

Самая высокая из башен поднимается на 81 м. Площадь собора позволяет собрать здесь до 1600 человек. Стиль его определяется как «русский», следующий традициям зодчества XVII в.

Описание внешнего вида собора

Стены обильно украшены тем, что во времена Московской Руси называлось «узорочьем»: использованы кирпич, мрамор, гранит, элементы мозаики.

При внешнем осмотре особое внимание стоит уделить западной части, где большое Распятие обозначает место убийства императора.

На стенах также можно увидеть надписи, отражающие основные достижения империи времени правления Освободителя.

Сколько куполов

Всего их насчитывается 9, 5 из которых – в центральной части здания.

Мозаичные гербы

Они украшают колокольню. Всего гербов насчитывается 133, это символы губерний тогдашней империи, из которых приходили пожертвования на строительство. Подробное описание каждого представлено в книге, изданной музеем (2007 г.)

храм на грибоедовском канале

Герб Архангельской губернии

Как выглядит собор внутри

Уникальная особенность храма – то, что изнутри он полностью покрыт мозаикой. Гармонирует с ней особо оформленный пол.

Иконостас и росписи

Алтарная преграда здесь ниже, чем обычно принято. Это попытка вернуться к древнерусской традиции, когда иконостасы были невысокими.

храм на грибоедовском канале

Иконы, мозаика

«Спас» считается практически музеем мозаики. Ее площадь внутри – до 7000, снаружи – 400 кв.м. Над изображениями 68 сюжетов, 277 святых работали 30 разных художников.

Особенность убранства – множество икон Христа, ведь собор посвящен Его Воскресению. Лучшие иконы созданы М.В.Нестеровым, Н.Н.Харламовым, другими художниками. Это образы Спаса в Силах, Эммануила, Спаса Благое Молчание, св. Александра Невского.

Полезная статья + фотогалерея

Достопримечательности и святыни

Главная из них – сень над местом гибели Александра II, здесь можно увидеть части мостовой, ограды, обагренные его кровью.

До революции все реликвии собора находились в Иверской часовне-ризнице – это иконы, поднесенные как память о гибели царя, реликвии из Палестины (например, Распятие с частицами Голгофского креста). За советские годы святыни утрачены, с 2013 г. здесь Музей камня.

Отзывы посетителей

Независимо от того, посещают «Спас» паломники, или невоцерковленные туристы, он неизменно вызывает восторг, благоговение.

«Это шедевр! Потрясающе красиво снаружи и внутри. Советую послушать бесплатную экскурсию, при входе сообщают о времени начала следующей. Очень интересно и познавательно, не муторно и не долго. Господь спасал это место от разрушения несколько раз»

храм на грибоедовском канале

(Андрей Валерьевич)

Что ж, к последнему отзыву остается добавить одно – «и придите на службу». Всякий храм – место присутствия Божия, но именно здесь Господь особенно касается сердца пришедшего, покоряя его неземной красотой уникального собора.

Источник

Спас-на-Крови

Спас-на-Крови – один из самых красивейших, христианских, однопрестольных храмов в России. Полное название – «Собор Воскресения Христова на Крови», названный из-за события произошедшего 13 марта 1881 г. Именно на этом месте было организовано покушение на Александра II, впоследствии чего он скончался. Название «Спас-на Крови» символизирует пролитую царскую кровь. В финансировании строительства участвовала вся Россия. Собор располагается в Санкт-Петербурге, на берегу Грибоедовского канала, который раньше именовался Екатерининский, вблизи Михайловского сада и Конюшенной площади. Строение насчитывает 9 куполов, самый высокий из которых составляет 81 м., и может вместить одновременно около 1600 человек. Собор считается архитектурным памятником, внутри которого располагается музей.

История собора Спас-на-Крови

В 1883 г., по указу правителя Александра III, началось строительство собора. Строение построено в «русском стиле» и немного схоже с храмом «Василия Блаженного» в Москве. Возведение храма продолжалось 24 года, и в 1907 г., собор освятили. Вместо храма изначально была возведена часовня, где проводились панихиды по усопшим. Государственной думе это практически ничего не стояло, все средства на строительство часовни поступили от купца первой гильдии Громова. Впоследствии собор перенесли на Конюшенную площадь, где просуществовал еще 9 лет, а потом его разобрали. Император Александр II издал указ о построении на месте часовни храма.

После смерти Александра II, для увековечивания памяти царя, был объявлен конкурс на лучший, архитектурный проект, и организованна специальная комиссия. 31 декабря 1881 г., на рассмотрение представлены 26 работ, из которых 8 рассмотрел Александр III. Ни одна из работ не отвечала требованиям царя, он принял решение о строительстве собора в чертах русской архитектуры XVII века, например таких, как в Ярославле. Предполагалось, что место трагедии, будет располагаться внутри храма, в виде отдельного предела. 28 апреля 1882 г. был объявлен второй конкурс, где участвовало уже большее количество знаменитых архитекторов, и была представлена 31 работа. Но так же, как и в первый раз император отклонил все. Разрабатывались новые проекты архитектуры, из которых император выбрал работу Альфреда Парланда и 13 мая 1887 г., проект получил утверждение.

храм на грибоедовском канале

Первая работа по закладки камня свершилась в 1883 г. Свои доработки и исправление недочетов вносили в проект многие известные архитекторы. Управлять комиссией возлагалось князю Владимиру Александровичу. Работы по возведению храма сильно задерживали мозаичные работы. И вот, в середине августа 1907 г., архиепископом Антонием Вадковским, храм был освещен. Освещение состоялось в день православного праздника – Преображения Господня.

В торжественном мероприятии принимал участие император Николай II и вся императорская семья. Возведение храма стоило 4,6 млн. рублей. Иконы, собранные как подношение памяти Николая II, были размещены в рядом стоявшей Иверской часовне. Освещение ризницы состоялось 27 апреля 1908 г. Спас-на-Крови строился с применением новейших технологий, так например храм электрифицировали, что даже не наблюдалось во многих государственных учреждениях. Освещение составляли 1689 ламп, что по тем временам считалось немыслимым! В начале XX века начались работы по реконструированию прилегающей территории.

Собор был передан на Государственное содержание и не считался приходским. Вход производился строго по пропускам, там проводились службы, в честь памяти Александра II и ежедневно читали проповеди.

Октябрьская революция в 1917 г. поставила точку на финансировании и содержании собора. Настоятелю пришлось обратиться с просьбой к петроградцам, по возможности вносить денежные суммы. В 1919 г., от властей города поступило решение – организовать приход при храме. Настоятель Спаса-на-Крови, Петр Лепорский, очень сильно возражал против этого, настаивая на том, что он никогда не был приходским. В 1922-1923 гг., управление было передано новообразованному приходу, под руководством епископа Николая Ярошевича. Из-за противостояния большевиков и православного, оппозиционного направления, в октябре 1930 г. храм был закрыт. В 1931 г., Ленинградским Областным Советом, был вынесен рациональный указ о необходимости разбора собора на Крови. Этот указ был приостановлен государством. Впоследствии власти возвращались к этому вопросу, но началась ВОВ 1941 г, и решение пока осталось не принятым. Помещению собора нашлось другое применение, при блокаде Ленинграда в здание свозили умерших от холода и недоедания людей, в послевоенное время помещения применяли как хранилище декораций одного из театров.

Что посмотреть в соборе

Спас-на-Крови по своему строению является уникальным, самобытным строением и на первый взгляд напоминает самоцветную, резную шкатулку. Многообразие используемых материалов просто поражает: камень, мрамор, гранит, резное дерево и т.д. Собор имеет четырехугольную форму, наверху которого располагаются пять глав: боковые луковичные, а средняя – шатровая. Центральное место отведено шатру с восьми гранями, самый высокий купол устремляется вверх. Выполнен шатер, как и маленькие, луковые главки с традиционным, золоченым покрытием.

В основании самой высокой из глав, расположено 8 продолговатых окна, наличники которых выполнены в виде кокошников. В строительстве именно этого собора впервые применялась эмаль. Пластины из эмали покрывают пять основных глав, а остальные купола расписаны полосками разных цветов: зеленые, желтые, белые. В юго-западной части сооружения располагается колокольня, увенчанная куполом. В основании колокольни, почти со всех сторон, размещены 134 герба, выполненных из мозаики.

Изображения всех гербов губерний и областей Российской Империи созданы для отражения скорби по умершему императору. Постамент храма выложен с темновато-серого, а в верхней части с бледно-серого цвета. Этот камень был привезен с острова Герман, что находится в Ладожском озере. Из этого же материала выстроены скульптурные колонны и арки всех крылец здания. Фасад собора оформлен сложными, измельченными рисунками.

Внутри самого собора место гибели царя отметили сенью на 4 столбах, под которой сохранили часть мостовой и землю, окропленную кровью императора. Там всегда покоятся свежие гвоздики и по сторонам расположены иконы святых. Подборка мозаичного художества, собранного в храме, считается самой впечатляющей в Европе. Насчитывается около 7 тыс. кв.м. оформленных мозаикой стен, колонн и даже полы, выполненные из мрамора, которые составляет 45 картин, не похожих друг на друга.

В центре главного шатра расположена мозаичная картина образа «Христа Вседержителя». Южный свод представлен в виде картины из мозаичных кусочков «Нагорная проповедь». Рисунок купола на северо-восточной стороне собора называется «Спас Благое молчание», здесь представлено изображение Христа на подобии молодого крылатого юноши. На юго-восточном куполе представлен Христос в отрочестве – «Спас Эммануил». На юго-западном куполе – «Иоанн Креститель» На стенах собора так же располагаются многочисленные мозаичные работы: государь Владимир и его жена Ольга, икона Александра Невского, схождение святого духа на апостолов, Христос во Славе, Богоматерь и спаситель.

Так же в соборе расположен стенд с картинками реставрации и строительства собора. По ним можно отследить всю историю создания и воссоздания храма «Спас-на-Крови».

Вокруг храма ходит много легенд. Так одна из них гласит, что жители Петербурга, дабы сохранить православные кресты от осквернения большевиков, спрятали их в канале Грибоедова. При реставрации никак не могли найти эти кресты, пока один человек не подсказал где искать. И действительно они нашлись именно в воде.

храм на грибоедовском канале

Еще одно из поверий гласит, что высота самой высокой башни составляет 81 м., именно в 1881г. было совершено нападение на императора России. Так же люди отмечали, что одна из башен составляет 63 м., именно в 63 года умер Александр II.

Часы работы собора Спас-на-Крови, билеты

Собор «Спас-на-Крови» можно посетить с 10-30 до 18-00, все дни, кроме среды. Среда в храме считается выходным. С 1 мая по 30 сентября, часы посещения собора меняются, его можно посетить с 18-00 до 22-30. Но в 2020 г. храм приостановил посещение посетителей, из-за проблемы распространения инфекции «короновируса». И только с 23 июля собор опять открыл свои двери и заработал в обычном режиме.

храм на грибоедовском канале

Посетители могут выбрать одну из трех разновидностей экскурсии:

Цена билета на взрослого человека составит 350 рублей. Дети в возрасте до 7 лет могут пройти бесплатно. Дети от 7 до 18 лет заплатят за билет 100 рублей. Для студентов и пенсионеров Белоруссии и России билет обойдется в 100 рублей. Студенты зарубежных стран, при наличии карты ISIC – 200 рублей. Посещение в вечернее время стоит 400 рублей.

Как добраться до Спас-на-Крови

Собор расположен по адресу: г. Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова дом 26, Невский проспект, Гостиный двор.

Доехать до собора можно на метро: самая близкая остановка «Невский проспект» расположен в 500 метрах от исторического памятника России, чуть дальше, в 700 метрах, располагается остановка метрополитена «Гостиный двор». Цена билета на метро составит 45 рублей. Так же, его можно найти, ориентируясь на другие достопримечательности, находящиеся неподалеку: Русский Музей, Михайловский Сад, Казанский Собор. На наземном транспорте можно доехать до остановки на Невском проспекте и на улице Садовая.

Невзирая на всю свою роскошь, собственное величие и необыкновенную привлекательность, история возникновения собора весьма трагична и напрямую соединена с историческими фактами Российской империи в 1881-ом году. Многие жители этого города много раз видели «Спас-на-Крови» снаружи, но так и ни разу, не вошли внутрь помещения. А вот туристы, посещая город, в своем маршруте, ставят на первое место посещение Спаса-на-Крови.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *