храм на куйбышева в омске
20 главных храмов Омска
Религиозные сооружения Омска могут поразить туристов своим разнообразием. Величественные и скромные, современные и дореволюционной постройки – каждый храм, каждая церковь имеют свою необычную историю. Церкви Омской Епархии, как и многие другие в России, прошли этап массовой национализации религиозных сооружений. Храмы пережили времена разрухи, запустения и разрушения.
В 1990-е годы началось восстановление церквей и строительство новых. Примечательна история полностью восстановленного Успенского храма, который сейчас является символом города и его украшением. Многие современные храмы строят по традициям древнего православного зодчества, такие как Храм Иоанна Предтечи или Храм всех Святых. Храмы Омска интересны не только паломникам и верующим, но и туристам. Ведь многие из храмов являются памятниками архитектуры.
Действующие церкви и соборы Омска
Список самых известных храмов в городе.
Успенский собор
Исторический и архитектурный памятник, не только в Омске, но и России. Построен в 1898 году. Тогда его назвали храмом Вознесения. Проект храма разработан архитектором Виррихом на основе проекта храма Спаса на Крови. В советское время собор разрушили, а потом взорвали. Восстановление собора завершено к 2007 году. В ночное время невероятный по своей красоте собор освещают более 100 светильников.
Адрес: г. Омск, ул. Тарская, 7
Никольский Казачий собор
Построен на пожертвования казачьих сибирских войск, отчего получил свое название. Здание собора имеет прямоугольную форму. Вход с колоннами выполнен в стиле ампир. Над зданием возвышается купол зеленого цвета с крестом. Рядом с ним колокольня, которая увенчана остроконечным куполом. Позолоченный иконостас делали омские резчики. Чтимые иконы собора – икона Святителя Феодосия Черниговского и икона Преподобного Серафима Саровского.
Адрес: г. Омск, ул. Ленина, 27
Крестовоздвиженский собор
Второй по возрасту храм в Омске. Его строительство закончилось в 1870 году. Статус кафедрального получил в 1946 году. Белоснежный собор поражает своим изяществом и по праву считается одним из самых красивых в Омске. Купола его выполнены в бирюзовом цвете, а трехъярусная колокольня смотрится на удивление легковесно. Роспись на стенах внутреннего интерьера покрыта лаком. Собор является памятником истории областного значения.
Адрес: г. Омск, ул. Тарская, 33
Храм Иоанна Предтечи
Небольшая церковь построена в 2001 году по инициативе и на средства вдовы Багнюка И. Н. Перед гибелью он мечтал построить часовню, и жена исполнила волю покойного мужа. Построен по традициям православных церквей Руси – в белом цвете с пятью позолоченными куполами. Несмотря на молодой возраст. церковь популярна среди прихожан. Особенно часто здесь проходят обряды крещения – на это влияет и название храма.
Адрес: г. Омск, ул. Красный Путь, 53
Собор Рождества Христова
Его называют жемчужиной левого берега города Омск из-за изящества и простоты форм. Расположен в зеленой парковой зоне на небольшой возвышенности. Его сверкающие позолотой купола видны из многих точек города. Высота соборной колокольни – 42 метра. Самый большой ее колокол носит имя «Леонид» по имени губернатора Омска, который инициировал строительство собора. В храме расположен самый большой в Омской Епархии иконостас.
Адрес: г. Омск, ул. Степанца, 5
Воскресенский военный собор
Адрес: г. Омск, ул. Спартаковская, 3 А
Храм Параскевы Пятницы
Храм памяти святой великомученицы построен в 1901 году на берегу Оми. В 1939 году храм национализировали. Вернули обратно церкви только в 1990 году. Омичи называют церковь «Шкроевской», так как храм построен на средства купчихи Параскевы Шкроевой. Стиль постройки типичен для православных русских церквей. Здание храма считается архитектурной и исторической ценностью, поэтому популярно не только у прихожан, но и у туристов.
Адрес: г. Омск, ул. Куйбышева, 1
Николо-Игнатьевский храм
Построен в 1915-1919 годах. В советское время здание храма поочередно занимали военный склад и кинотеатр «Экран». После того как в 1989 году здание храма признали памятником архитектуры, храм передали обратно во владение церкви. Состояние здание было плачевным, восстановительные работы продолжаются до сих пор. В рамках реконструкции, помимо ремонтных работ, возведена колокольня, украсившая собой храм.
Адрес: г. Омск, ул. 2-я Береговая, 60 А
Храм всех Святых
Деревянный храм возведен по традициям строительства шатровых храмов. Это яркий пример русского деревянного зодчества. Его архитектура привлекает множество туристов. Своим обликом он напоминает горящую свечу. Зеленые купола храма гармонируют с зеленью Казачьего сквера, в котором расположен парк. При храме работает школа церковного чтения и пения, а также воскресная школа. Ранее на месте храма находилось Казачье кладбище.
Адрес: г. Омск, ул. Куйбышева, 75, корп. 1
Храм «Всех Скорбящих Радость»
Находится на территории Омского военного госпиталя, поэтому второе распространенное название – Госпитальная церковь. История храма началась в 1825 году с постройки деревянной часовни. На службы храма приходил Ф. М. Достоевский, когда находился в лазарете из-за обострения эпилепсии. При советской власти часть храма снесли. Восстановление облика здание происходило по единственной сохранившейся фотографии 1913 года.
Адрес: г. Омск, ул. Гусарова, 4, корп. 5
Николо-Казанский собор
Этот православный собор построен в 1913 году. На тот момент штат храма составлял всего 4 человека – дьяк, псаломщик и 2 священника. Также они преподавали Слово Божие в учебных заведениях города. За годы позолота куполов храма немного почернела, но сам собор по-прежнему очень красив. Это единственный храм города, который уцелел в годы советской власти. Собор является памятником архитектуры областного значения.
Адрес: г. Омск, ул. Труда, 34
Храм Василия Великого
Храм построен в 2000 году на основе здания бывшего детского сада на ул. Гуртьева. Территория храма находится между обычных жилых домов в небольшой зеленой зоне. Строительство велось за счет пожертвований прихожан. Примечательно то, что в строительстве безвозмездно помогали бригады строителей-узбеков, проживающие в этом же микрорайоне. Церковь небольшая, однако выглядит ярко за счет красных фасадов с белой отделкой.
Адрес: г. Омск, ул. Гуртьева, 3
Храм Архангела Михаила
Находится на Старо-Северном городском кладбище. Здание церкви построено в нетипичном стиле в 1980-1990 годах. Оно двухэтажное. Первый этаж сделан из камня, в нем находится придел Михаила Архангела. Второй этаж возведен из дерева, в нем разместился придел Всех Святых. Архитектором проекта церкви стал В.А. Баранов. Прихожане отмечают, что в храме уютная атмосфера. С особым отношением в церкви подходят к обряду крещения детей.
Адрес: г. Омск, ул. Завертяева, 25
Храм «Неупиваемая чаша»
Первый в Омской епархии храм в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» расположен на ул. Мельничная. Решение о постройке храма принял Митрополит Владимир, ведь считается, что именно эта икона помогает людям справиться с наркоманией и алкоголизмом. Строительство храма началось в 2015 году. Благоустройство храма и территории вокруг еще продолжается, с чем храму помогают прихожане – как средствами, и физическим трудом.
Адрес: г. Омск, ул. Мельничная, 91 В
Храм Рождества Пресвятой Богородицы
Строительство храма началось со строительства небольшой часовни в 2001 году на территории НПО «Мир». Длилось строительство 3 года. Однако в скором времени по благословлению владыки Феодосия в часовне построили иконостас. Часовня получила возможность называться храмом. Сейчас в ней проводятся регулярные богослужения. В 2010 году решением предприятия помещения храма достроили и расшили из-за увеличения числа его прихожан.
Адрес: г. Омск, ул. Зелёная, 18, корп. 1
Храм Иоанна Тобольского
Здание, в котором размещалось товарищество «Сувенир», администрация города передала во владение храму в 1992 году. За год усилиями служителей церкви и прихожан небольшое одноэтажное здание реконструировали и переоборудовали под нужды храма. Построили иконостас, приобрели иконы и колокола, возвели купол. Также оборудовали библиотеку православной литературы. При храме работает воскресная школа.
Адрес: г. Омск, ул. Димитрова, 4
Храм Всех Святых Сибирских
Возведен на берегу Иртыша. Строительство храма началось в 1988 году, в честь празднования 1000-летия Крещения Руси. Колокольня храма построена отдельно – она выше и имеет позолоченный купол. Небольшая территория храма благоустроена, на ней разбиты красивые клумбы. Прихожане любят приходить сюда за домашней атмосферой, которой нет в центральных и крупных церквях города.
Адрес: г. Омск, поселок Захламино, ул. Народная, 17
Храм святителя Николы
Находится в Атаманском поселке. Заложен храм в 1911 году. Основание постройки выполнено в виде креста. В советское время здание церкви национализировали, однако началась Великая Отечественная Война и здание вернули обратно церкви, чтобы дать людям веру. Культурно-просветительским центром здание было всего 4 года, поэтому внутреннее убранство и церковные ценности не успели пострадать.
Адрес: г. Омск, ул. Щетинкина, 10
Храм Спаса Нерукотворного
Построена по проекту архитектора М. М. Хахаева из красного кирпича. Первый камень церкви закладывали в 2002 году перед праздником Спаса Нерукотворного. Основания шатров украшены кокошниками. Размеры церкви небольшие, с виду она больше похожа на часовню. Летом ее позолоченные купола практически не видно из-за густых тополей, высаженных вокруг. Отдельной колокольни нет, звонница расположена на верхнем ярусе церкви.
Адрес: г. Омск, проспект Менделеева, 1/1
Церковь Георгия Победоносца
Находится в парке в честь тридцатилетия Победы. Строительство церкви в 1996 году посвящено памяти погибших воинов в годы ВОВ, а также русским воинам, причисленным к лику святых – Александру Невскому и Дмитрию Донскому. Архитекторы построили здание в традициях православного зодчества. Белый цвет церкви придает зданию торжественность, перламутрово-матовые купола своей формой напоминают шлем воина.
Кратская справка по омским храма
Содержание
УСПЕНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР
Успенский кафедральный собор является уникальным историческим памятником, во время гражданской войны он являлся главным собором Белой России.
Успенский кафедральный собор занимал главное место в градостроительной системе Омска. Сквер, избранный для возведения храма, находился рядом с крепостью, на пересечении главных городских магистралей: Капцевичевой, Казнаковской, Тарской, Тобольской, Александровской улиц. Недалеко находились здания фельдшерской школы, мужской гимназии, канцелярии Степного генерал-губернатора, уездного училища.
Предыстория строительства Успенского собора в Омске довольно продолжительна, она изложена в деле Омской Духовной консистории. Еще в 1879 году был поднят вопрос о расширении Воскресенского собора, не вмещавшего прихожан, разрешение на пристройки получили в 1885 году. Вскоре генерал-губернатор Западной Сибири генерал-адъютант Г. В. Мещеринов признал более целесообразным, взамен расширения старого Собора, возвести новый на другом месте. Новый трехпрестольный храм предполагалось возвести во имя Вознесения Господня, с боковыми приделами: во имя Николая Чудотворца – небесного покровителя наследника престола, для увековечивания посещения города будущим императором, и Святой Равноапостольной Марии Магдалины в честь императрицы Марии Федоровны – жены Александра III.
К 1890 году население Омска увеличилось до сорока тысяч человек, и пяти имеющихся православных храмов, не считая домовых, было мало. К этому времени у Воскресенского собора были свои средства, Святейший Синод выделил часть нужной суммы. Продолжали поступать пожертвования.
Закладку храма приурочили к прибытию в Омск наследника престола цесаревича Николая Александровича. Для этого построили деревянный павильон для почетных гостей на земле, оставшейся свободной от упраздненной крепости, и здесь 14 (16) июля 1891 года при большом скоплении народа будущий император Николай II заложил первый камень в фундамент собора. Место было освящено. За лето сделали фундамент. Приступили к постройке 4 сентября того же года. Первый проект, составленный академиком архитектуры Г. Д. Гриммом оказался слишком велик для Омска и не был принят. Акмолинский областной инженер Климентий Адамович Лешевич разработал проект более скромных размеров, который был отправлен для утверждения в Петербург. Но и этот проект не был одобрен. Новый проект был создан архитектором Эрнестом Францевичем Виррихом (1860-после 1949). Проект был выполнен в официальном русско-византийском стиле с элементами зодчества XVII века. Имевшая сложное объемно-планировочное решение церковь сохранила традиционную композицию – алтарь, храм, трапезная, притвор с колокольней. Храм был пятиглавым, с характерным для России доминированием главной главы. Высокая восьмигранная колокольня венчалась шатром. Декор поражал разнообразием: колонки, килевидные наличники и покрытия в виде килевидных бочек. Стены оформляли лопатки, ниши, балясины, руст. На шатре устроены окошечки. Главы были луковичными.
Воздвигнутый храм, замкнув на себе перспективы нескольких улиц, стал одной из главных градостроительных доминант Омска, державшей пространство огромной Соборной площади.
Строился храм, в основном, на пожертвования граждан города, российского купечества и императора Николая II. Но довольно крупной суммы – 75733 рублей не хватало на постройку храма, в 1898 году Государственное Казначейство выделило 10000 рублей, императором было послано 5000 рублей, затем, им был передан для собора комплект высокоценной напрестольной утвари. Всего на сооружение и украшение храма было потрачено 125000 рублей. Руководил строительством К. А. Лешевич, а после его отъезда, с 14 октября 1897 года новый областной инженер А. С. Эйнарович.
Величественность храма, красота декора производили огромное впечатление на видевших его людей. В интерьере храма были росписи художника Емцова. Иконостас с иконами был выполнен в мастерской екатеринбургского купца Александра Петровича Кожевникова.
9 сентября 1898 г. трехпрестольный храм был освящен во имя Успения Божией Матери и назначен кафедральным собором Омской епархии.
Первым настоятелем собора стал протоиерей Константин Логинович Недосеков (-1909), в храме служили священники Алексей Иоаннович Гусев, Николай Иоаннович Кощеев, протодьякон Алексей Елисеевич Филимонов и другие церковнослужители. В 1899 г. начал службу в соборе иподьякон Иван Иванович Никифоров (1904-1906 священник собора) – впоследствии новомученик епископ Иннокентий, расстрелянный в 1937 г. в Курске. В 1905 г. настоятелем храма назначили старшего члена Консистории протоиерея Николая Никольского, а диакон Николай Троицкий был возведен в сан протодиакона. Ключарем собора стал священник Димитрий Алексинский.
Первоначально к Успенскому собору был приписан Воскресенский храм, переданный в 1900 г. в военное ведомство, а так же Иверская часовня. С 1902 года к сбору была приписана церковь во имя Павла Комельского Чудотворца на Шепелевском кладбище.
В соборе находилась икона с частицей мощей святой и благоверной великой княгини Анны Кашинской, икона была написана по заказу епископа Гавриила, участвовавшего в торжестве восстановления почитания этой святой.
Собор является памятником истории и потому что в нем служили замечательные иерархи Русской Православной Церкви. Так епископ Гавриил (Григорий Васильевич Голосов) являлся духовным писателем и проповедником. Его труды высоко ценились в русском обществе, о них хорошо отзывался святой и праведный Иоанн Кронштадтский. С 1909 г. епископ Гавриил был почетным членом Духовной Академии.
В 20-е гг. собор был передан обновленцам. Так как храм был передан обновленцам, а верующие вернулись в каноничную Православную Церковь, то он пустовал. С колокольни сняли колокола, сорвали главы и шатер колокольни. В 1934 году партийное руководство области решило перестроить храм в оперный театр, в связи с этим была создана комиссия по обследованию акустики собора под руководством инженера А.Д. Лебедева. Акустика была найдена удовлетворительной, но данным планам не суждено было реализоваться. Инженер А. Д. Лебедев вскоре был репрессирован и расстрелян. Судьба храма была решена 17 февраля 1935 года на заседании Президиума Омского областного исполнительного комитета Советов РК и КД. По предложению начальника управления народного комиссариата внутренних дел по Омской области Салынь было принято решение о сносе здания. Предполагалось использовать кирпич для строительства здания НКВД, но храм после взрывов распался на крупные блоки.
Долгие на месте соборной колокольни, находился свето-музыкальный фонтан со скульптурой оленя.
Всего два года потребовалось для воссоздания этого величественного храма. Идея Омско-Тарской епархии о восстановлении храма была публично поддержана губернатором Омской области Леонидом Полежаевым на встрече с митрополитом в честь 110-летия епархии в марте 2005 года. После 70-ти лет забвения – в июле 2005 года на месте взорванного собора начались археологические раскопки. 14 октября состоялась закладка камня в фундамент Успенского Кафедрального собора.
Собор стал памятником благотворительности омичей. Архитекторы и инженеры-проектировщики выполнили все чертежи в качестве вклада в общее дело института «Омскгражданпроект», при этом проектную документацию выдавали параллельно с ходом строительства. Компания «Агростройкомплект» по решению ее руководителя Валерия Кокорина изготовила и позолотила купола храма. Работы по оснащению храма электросетями выполнили за свой счет НПО «Мир» и «Омск энерго». Полы из уральского гранита оплатило предприятие «Винпром». Интерьеры пещерной церкви, иконостас выполнены на деньги компании «Титан». Омский Союз предпринимателей и Торгово-промышленная палата взяли на себя финансирование создания величественного иконостаса.
На фасадах Успенского собора установлены 14 икон размером в высоту от 80 сантиметров до полутора метров, которые изготовлены в г. Сысерти Свердловской области, на фарфоровом заводе, где был изготовлен иконостас для храма г. Исилькуля. Оплатил эту работу Столичный Фонд святителя Николая Чудотворца. По данным Фонда воссоздания памятника истории и архитектуры Успенского кафедрального собора десятки благотворителей внесли вклады от нескольких миллионов до десятков миллионов рублей. В управлении Омско-Тарской епархии есть книги, в которые заносилась каждая лепта. Кто не может помочь деньгами, приносил золотые украшения. Среди даров есть Библии и другая духовная литература для будущего храма. Бывают и целевые взносы. Например, «на икону Царицы Небесной и Господа нашего». В статье невозможно перечислить всех жертвователей, на специальный счет в Омскпромстройбанке перечислялись суммы, собранные в коллективах учреждений и предприятий. Сосчитать участников благотворительной акции невозможно – их десятки тысяч.
Колокольную группу Успенского собора составили 13 колоколов, символизирующие Христа и двенадцать апостолов, общим весом пять с половиной тонн – от 10 до 2700 килограммов. Их голоса имеют светлую, как бы прозрачную тональность. 25 июля 2006 года на строительной площадке собора состоялось освящение колокольной группы. В канун Рождества Христова 2007 года зазвонили колокола возрождаемого Успенского Кафедрального собора.
15 июля состоялась торжественная церемония открытия Успенского Кафедрального собора. В 8 часов утра Крестным ходом из Епархиального управления были перенесены мощи священномученика Сильвестра Омского. Затем состоялась церемония освящения храма и Божественная литургия. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II освящение храма совершил управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент.. В торжественной церемонии приняли участие почетные гости из Москвы, представители власти, строители храма и благотворители. В дар Успенскому собору митрополит Климент от Святейшего Патриарха передал икону Казанской Пресвятой Богородицы. А глава региона Л. К. Полежаев передал в дар Патриарху модель Успенского собора, выполненную из металла, а храму преподнес символический ключ и Святое Евангелие.
Наиболее точно о возрождении храма сказал Митрополит Омский и Тарский Феодосий: «Все мы ныне являемся свидетелями и участниками события исторического и беспримерного: начала реального возрождения Омского Успенского Кафедрального собора – святыни русского православия, жемчужины мирового храмового зодчества! А в том, что это возрождение являет собой истинное знамение Божие, единодушны все православные верующие епархии. Ведь едва началась расчистка старинного фундамента, как под ним было обнаружено захоронение честных останков – святых мощей первого Омского новомученика святителя Сильвестра, место погребения которого многие десятилетия было никому не ведомо! С тех памятных июльских дней благословение Божие неизменно и явственно пребывает на месте возрождающегося собора. Ежевечерние службы под открытым небом, совершаемые нами у закладного Креста с неизменным участием наших маленьких «исповедников» – хоругвеносцев, даже в сибирские морозы собирали множество людей, среди которых немало и совершенно нецерковных, уже сегодня становящихся верными прихожанами Успенской святыни!»
ИЛЬИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Деревянная Ильинская церковь в 1730-1760-е годы стояла у дороги на Чернолучье между Омской и Курганской слободами на правом берегу реки Оми, там, где сейчас находится сквер у дома культуры им. Ф.Э. Дзержинского. Еще в момент проектирования новой Омской крепости, в середине XVIII века, предполагалось перенести Ильинскую церковь на левый берег. Она была поставлена на холме у Спасских ворот старой крепости по инициативе командира Сибирских военных линий генерала И.И. Шпрингера. Освятили церковь 7 июля 1771 года при командующем генерал-майоре Сергее Гавриловиче Станиславском.
В 1778 году каменная Ильинская церковь была заложена протопопом Петром Федоровым и священником Андреем Неводчиковым к западу от деревянной, на высоком пригорке над левым берегом Оми.
Деревянная церковь была разобрана и продана, вместе с иконостасом, в село Бетеинское (Бития Саргатского района) в марте 1787 года.
В 1936 году при разборке церкви было обнаружено захоронение человека в генеральской форме. Омские краеведы утверждали, что это прах основателя города И.Д. Бухольца. Но, по-видимому, в храме был похоронен генерал Н.Г. Огарев, как человек, стараниями которого была возведена эта церковь. Архивные сведения гласят, что он умер в возрасте 60 лет в апреле 1789 года и отпевали его в Воскресенском военном соборе. Имена строителей Ильинской церкви пока неизвестны. В Пророко-Ильинской церкви хранились особо чтимые прихожанами иконы: Божией Матери Абалацкой, святых великомучеников Параскевы и целителя Пантелеймона.
Памятными событиями в истории этого храма были посещения его представителями царствующего дома Романовых. В июне 1868 года церковь посетил Великий князь Владимир Александрович. 14 июля 1891 года пребывание в нашем городе наследника престола Николая Александровича – впоследствии царственного новомученика Николая II началось с молебна в Ильинской церкви. Во время посещения Омска святым и праведным протоиереем Иоанном Кронштадтским в сентябре 1905 года им была отслужена Божественная литургия в Ильинском храме. Храм являлся центром гражданской жизни, здесь был организован сбор пожертвований на военные нужды во время войны с Наполеоном, здесь приводились к присяге городские власти, зачитывались указы. 4 марта 1873 в церкви состоялась литургия по случаю открытия в Омске нового городового общественного управления.
При церкви имелось училище, в котором обучалось до 40 мальчиков и 50 девочек, а по вечерам велись занятия со взрослыми, содержалось оно на средства храма. Церковная библиотека в 1858 г. составляла 172 экземпляра богослужебных и религиозных книг, а в 1867 году уже 309 книг.
Летом 1916 года город торжественно отмечал свое 200-летие, намеченные торжества, в связи с Первой мировой войной были значительно скромнее запланированных. При огромном стечении народа епископом Мефодием в Ильинском храме был отслужен торжественный молебен в честь 200-летия основания Омска.
Ильинская церковь являлась одной из самых важных архитектурных доминант города, давшей название сформировавшемуся около него форштадту. Возведение храма на холме над левым берегом Оми позволяло увидеть его из множества районов города и с рек.
В течение 1920-х – начале 1930-х годов Ильинский храм был кафедральным собором.
Церковь была снесена под предлогом увековечивания памяти А.С. Пушкина, памятник которому хотели поставить на Ильинской горке. Торжественная закладка памятника состоялась в присутствии всех официальных лиц города, была установлена гранитная глыба с надписью на медной доске «10 февраля 1937 г. Здесь заложен памятник великому русскому поэту А.С. Пушкину 1799 – 1837».
Позднее установили гипсовый памятник В.И. Ленину, замененный в 1957 году монументом, выполненным скульптором Абдурахмановым. Археологические раскопки показали, что памятник стоит на паперти церкви. В первой половине 1990-х годов поднимался вопрос о реновации храма, был выполнен его эскизный проект, но воссоздание его не состоялось, вследствие протеста граждан с коммунистическими убеждениями и отсутствия финансирования. Сейчас в сквере – за памятником Ленину установлены памятный камень в честь посещения Омска Патриархом и Ильинская часовня.
СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ
История возведения Троицкого храма на станции Омск связана с строительством Транссибирской железнодорожной магистрали и деятельностью благотворительного фонда имени императора Александра III. На станциях Великого Сибирского пути на средства фонда имени императора Александра III и на пожертвования частных лиц повсеместно сооружались храмы.
Из дела, хранящегося в фонде по строительству Великого Сибирского пути, становится известно, что проектировал и строил этот храм, а также школу при нем, начальник участка службы пути гражданский инженер Александр Петрович Хегстрем. За строительство этого храма и церковно-приходской школы при нем он был награжден орденом Святой Анны третьей степени. Закладка была совершена 3 августа 1897 года.
Церковь, вмещающая 750 человек, была возведена из красного кирпича в духе русского зодчества ХVI–ХVII веков. Массивный двухъярусный объем храма (восьмерик на четверике) завершался тремя рядами килевидных кокошников и венчался круглым барабаном с луковичной главой под восьмиконечным крестом. Колокольня вплотную примыкала к храму, её устремленность вверх подчеркивалась многоярусностью, кокошниками и узкими окошками на шатре. Церковь была снесена в советский период.
ПАРАСКЕВИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ
В 1901 году в Слободском форштадте, над высоким берегом реки Оми, на средства вдовы купца Параскевы Памфильевны Шкроевой была построена церковь во имя святой мученицы Параскевы. Сейчас храм имеет адрес: ул. Куйбышева, дом 1.
Параскева Шкроева была представительницей семьи сибирских купцов. Шкроевым принадлежал дом на Любинском проспекте (совр. ул. Ленина, 17). Николаю Васильевичу Шкроеву в 1909 году принадлежал участок земли на углу Надеждинской улицы и Сенной площади. Фамилия «Шкроева» встречается в делах Духовной консистории неоднократно. Например, в 1900 году каинская купчиха Александра Ивановна Шкроева пожертвовала 250 рублей на постройку церкви в пос. Покровском Омской станицы и уезда, вместо сгоревшей. На средства П. П. Шкроевой в городе были построены школа и богадельня с церковью во имя святого Стефана Савваита, приписанной к Параскевиевской, а также причтовый дом для священника Параскевиевской церкви. Умерла Параскева Памфильевна в начале января 1907 года.
В основу проекта Параскевиевской церкви были положены чертежи из альбома «Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях» образцовых проектов 1899 года. Первоначальный облик храма отличался от более позднего. Храмовая часть имела арочные проемы входов посередине фасадов, по обеим сторонам по одному большому арочному окну, над входом второй ярус света на два небольших арочных окна. Фризовый пояс имитировал ряд полуциркульных кокошников. Невысокую крышу венчала большая луковичная глава на двухъярусном восьмигранном барабане, увенчанная православным крестом, по углам крыши главы поменьше на идентичных шеях. Колокольня состояла из яруса звона. Вокруг храма – ограда на каменном основании и столбах из кованого металла.
Храм был освящен в 1901 году. Но вскоре он перестал вмещать всех прихожан.Поэтому с 1907 года был начат сбор пожертвований на расширение храма. В 1911 году рассматривался вопрос о новой перестройке храма. Окончательный облик церкви был сформирован инженером А. В. Поповым и подрядчиками братьями Кузнецовыми – известными омскими строителями. Снимок Параскевиевской церкви 1911 года, хранящийся в фотофонде Омского государственного историко-краеведческого музея дает прекрасное представление об облике здания после перестройки. Храм венчает большой восьмерик с арочными окнами на каждой грани, завершающийся куполом в форме приплюснутой луковицы с шаром и крестом над ним.
Приход Параскевиевской церкви принял участие в событиях февраля 1918 г., связанных с протестом после введения декрета об отделении церкви от государства. Крестный ход у храма был разогнан выстрелами красноармейцев. Настоятель храма о. Петр Савкин был арестован и заключен в тюрьму вместе со священномучеником епископом Сильвестром.
3 февраля 1939 года Куйбышевский райсовет г. Омска принял постановление о закрытии церкви и передаче ее здания «на культурные цели», документ был подписан Председателем Куйбышевского райсовета Сайкиным, ответ. секретарем Куртовым. 27 февраля 1939 года Президиум Омского областного исполнительного комитета Советов РК и КД принял постановление № 78 «…молитвенное здание церкви в г. Омске закрыть и передать его в распоряжение Куйбышевского райсовета для использования на культурные цели…». Подписи Председателя Омского областного исполнительного комитета Кузнецова и и. о. секретаря облисполкома Берестнева. В деле об открытии церквей в период 1943–1947 годов намного больше отказов, чем разрешений. В 1944 году верующие Куйбышевского района Омска обратились с просьбой об открытии Параскевиевской церкви, по-видимому, гор исполком с ответом не торопился. Верующие в марте подали заявление об ускорении рассмотрения их просьбы. Только 28 апреля горсовет вынес заключение о нецелесообразности открытия церкви, а облисполком 3 мая 1944 года утвердил отказ решением под № 446. С 1943 года в здании храма размещалась учебная мастерская общества слепых. Купола и колокольню снесли. Позднее в здании разместили клуб и библиотеку общества слепых. Решением Омского облисполкома N 139 от 23 мая 1989 г. здание было признано памятником архитектуры. В 1990 году здание храма было передано Омско-Тарской епархии для размещения в нем Миротворческого центра.
За последние 30 лет изменилась градостроительная ситуация в районе храма: с юго-западной стороны от церкви построено большое двухэтажное здание, закрывшее обзор с данной стороны. Храм восстановлен по проекту Омской архитектурно-реставрационной мастерской в соответствии с современными реставрационными принципами – на последний период существования – с большим световым барабаном и луковичной главой. Сейчас это приходская церковь.
КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Генерал-губернатор Западной Сибири Густав Xристианович Гасфорд писал Епископу Тобольскому и Сибирскому: «По народонаселению Омска и по обширности занимаемого им пространства, число существующих ныне в этом городе православных церквей крайне недостаточно». Более пяти лет потребовалось чтобы собрать средства и начать строительство. Сбор денег на постройку храма осуществлял протоиерей Стефан Знаменский. Пожертвования поступали от военных, чиновников, казаков, от жителей Каинска, Томска, Мариинска, Тюмени. Церковь во имя Воздвижения животворящего Окончательно интерьер церкви сформировался в начале 1900-х годов, когда были выполнены росписи стен по образцу собора Святого Владимира в Киеве. Сразу после освящения, храм начал играть и просветительскую роль: при нем была открыта женская школа для беднейшего населения Кадышевского форштадта. «Дочерей беднейшего сословия» здесь учили Закону Божьему, грамматике, математике и рукоделию.
Крестовоздвиженский храм являлся собором Омско-Тарской епархии при митрополите Феодосии до того как кафедральным собором стал Никольский казачий собор.
В 1984 году позолотили главы и декор на куполах собора. И сейчас этот храм является одним из самых посещаемых в Омско-Тарской епархии.
Храм является памятником архитектуры местного значения с 1980 года. В 1998-м году на территории прилежащей к церкви возведен административный корпус.
ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СВЯТОГО МИХАИЛА КЛОПСКОГО
Из всех омских храмов, имевших русскую стилизацию, наиболее интересной была церковь во имя святого Михаила Клопского. Её возвели в Новослободском форштадте на углу улиц Думской и Семинарской (совр. им. Маршала Жукова) на территории старинного упраздненного кладбища.
Средства на храм были пожертвованы купцом 2-й гильдии Михаилом Галкиным по его завещанию в размере 15000 рублей, к ним его сыном Николаем и женой Верой было добавлено еще около 5000 рублей. Другими благотворителями было вложено 2769 рублей, например, купцами П. А. Липатниковым, А. Г. Волковой, братья Колмогоровы внесли свой вклад строительными материалами на сумму 2546 рублей, кружечный сбор дал 860 рублей. Всего на 24 апреля 1898 года было собрано 23475 рублей. Место для храма было выделено Омской городской Думой в 1898 году.
Проект церкви, составленный 12 августа 1897 года, был утвержден в Строительном отделении Акмолинского областного правления 7 марта 1898 года.
Храм был возведен в стиле русского зодчества ХVI – XVII веков. К сожалению, ни в одном из архивных документов сведений об авторе омского храма нет. Можно предположить, что проект был составлен Давидом Гриммом или одним из его учеников. Академик архитектуры, профессор Строительного училища и Академии художеств, несомненно, имел много воспитанников, перенявших его творческую манеру. Храм в народе называли Галкинским по фамилии основного пожертвователя. Приписан он был к Ильинской церкви, поэтому службы в нем совершались только в праздничные дни.
В 1920-м году Семинарскую улицу переименовали, а храм стал государственной собственностью. В 1940-е годы в здании храма размещалось общежитие пожарной охраны. С храма сняли главы, разрушили колокольню. В конце 1950-х годов церковь была снесена.
Сейчас на месте храма сквер с памятником нашему земляку Герою Советского Союза Д. М. Карбышева
ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТИ В ВОЕННОМ ГОСПИТАЛЕ
Омская госпитальная церковь имеет длинную и чрезвычайно интересную историю В 1820-е годы Омский госпиталь был перенесен за эспланаду (пространство вокруг крепости, простреливаемое из орудий в случае военных действий) на восток от крепости на высокий правый берег Оми в Бутырский форштадт. В 1825 году в госпитале возвели восьмигранную деревянную часовню под пологим куполом, которую 4 июля 1848 г. преобразовали в церковь и приписали к Воскресенскому собору. Самостоятельной она стала с 26 марта 1854 года. Вскоре здание обветшало и в 1857 году было разобрано. Именно в описанной выше несохранившейся церкви молился Ф. М. Достоевский, окормляемый священником Дмитрием Пономаревым. В госпитале великий писатель читал передаваемые ему протоиереем А. И. Сулоцким Псалтырь, «Христианское чтение» и другие духовные книги.
Церковь была построена в духе русских храмов семнадцатого столетия, как и другие храмы по проектам А. И. фон Гогена (1856 – 1914), который в начале ХХ века был одним из самых знаменитых архитекторов России.
Храм представляет собой в плане прямоугольный объем, вытянутый с востока на запад, с выступающими порталами с запада, по два с юга и севера и апсидой с востока. Планировка довольно своеобразна, к храмовой части, в которую ведут тамбуры-порталы, примыкают апсида с дьяконником и жертвенником, в которые тоже ведут тамбуры-порталы, а с запада – притвор, разделенный на три помещения, вход в виде тамбура-портала.
У моста через Омь в 1907 году возвели часовню во имя Серафима Саровского Чудотворца и Святителя Алексия, посвятив ее рождению наследника-цесаревича Алексея, являвшегося шефом Сибирского казачьего войска.
В марте 1921 года Скорбященская церковь была закрыта. Здание использовалось как госпитальный склад. Колокольня, купол, шатры были снесены.
23 мая 1989 г. решением Облисполкома № 139 здание храма было признано памятником архитектуры местного значения. Вскоре оно было передано в собственность Омско-Тарской епархии. Сейчас церковь отреставрирована, в ней совершаются богослужения.
СЕРАФИМО-АЛЕКСЕЕВСКАЯ ЧАСОВНЯ
Вследствие того, что часовня была приписана к Скорбященской церкви военного госпиталя, закрытой в соответствии с декретом «Об отделении церкви от государства», она, вероятно, перестала быть действующей в начале 1920-х годов. В документах, она упоминается только однажды. В «Протоколе № 14 заседания Президиума Омского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов» говорится о ликвидации часовни, находящейся у железного моста: «Учитывая неблагополучное состояние в устойчивости и возможности падения на мост часовни у железного моста и то обстоятельство, что данная часовня никакой религиозной общиной не обслуживается и в аренду не передавалась и не передана, в силу чего ремонт её не производился, а также принимая во внимание разбивку бульвара на этом месте, Президиум Омского горсовета постановил: данную часовню снести, предложив Адм отделу передать её в распоряжение Горкомхоза, а последнему строительный материал от нее употребить на замощение бульвара…». Таким образом, нам удалось уточнить дату сноса часовни – лето 1927 года.
В начале 1990-х гг. часовня была возведена заново организацией «Стройподряд» по проекту художника-дизайнера В. А. Десятова. Торжественная закладка здания состоялась 28 мая 1992 г., а освящение – 6 декабря 1994 г.
БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ КРЕСТОВАЯ ЦЕРКОВЬ В АРХИЕРЕЙСКОМ ДОМЕ
В 1904 г. рядом с Успенским Кафедральным собором началось строительство Архиерейского дома с Крестовой церковью. 15 мая 1904 г. была совершена закладка Архиерейского дома. Архиерейский дом и Духовная консистория построены в русском стиле и составляли единый ансамбль с собором. Крестовая церковь при доме архиерея была освящена в 1907 г. в честь Благовещения Пресвятой Девы Марии. Храм венчал шатер с луковичной главкой, росписи внутри были сделаны художником Артемьевым.
Первоначально Духовная консистория находилась в наемных помещениях, в том числе одно время она была в доме Азиных (сейчас в нем Министерство здравоохранения Администрации Омской области по ул. Красный Путь). Консистория строилась одновременно с Архиерейским домом под наблюдением Акмолинского областного инженера А. Л. Зуева, его добросовестность была отмечена епископом Гавриилом.
БОГОРОДИЦЕ-БРАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Закладка храма произошла в июне 1906 года, в первый год строительства была осуществлена кладка здания. Освящение было совершено епископом Гавриилом 8 сентября 1908 года.
Двухэтажный краснокирпичный храм, имевший русскую стилизацию, стал украшением правобережной части города. Верхний этаж – храм во имя Божией Матери «Утоли моя печали», нижний – библиотека-читальня, книжная лавка, склад, квартира настоятеля церкви и для приезжих священников. Церковь представляла собой двухэтажный объем зального типа с характерным силуэтом, когда шатровая колокольня и шатровый купол фланкировали здание с запада и с востока.Икона Божией Матери «Утоли моя печали» для Братства была написана владельцем иконописной и иконостасной мастерской в Екатеринбурге купцом Александром Петровичем Кожевниковым.
В храме проходили религиозно-нравственные чтения, беседы, собрания членов Братства. В 1913 году при Братстве было учреждено общество трезвости (в ознаменование 300-летия дома Романовых). Общество проповедовало трезвенные идеи, раздавало литературу, привлекало народ к церковному пению и проведению досуга в братских беседах и чтениях. Основную работу в обществе выполняли священники И. Фокин, А. Букаев, Ф. Воложанин.
В 30-е годы церковь была закрыта. В 1940-м году на территории кладбища построили корпус педагогического института, в котором в начале Великой Отечественной войны разместили эвакуированный из Ленинграда завод № 21. Здание храма сначала использовалось для нужд завода, затем было разобрано. Сейчас на его месте находится завод им. Козицкого.
НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ АТАМАНСКОЙ СТАНИЦЫ
Каменная трехпрестольная церковь недалеко от станции Омск была заложена 9 мая 1911 года Омским Преосвященным Владимиром, в присутствии Войскового наказного атамана Сибирского казачьего войска генерала от кавалерии Евгения Оттовича Шмидта. Освящение храма было совершено епископом Омским и Павлодарским Андроником 29 августа 1913 г. Средства на строительство храма – 85000 рублей – были собраны казаками Атаманской станицы при небольших посторонних пожертвованиях.
В 1913-м году православного населения в приходе было 5600 человек, на территории прихода проживало 40 иноверцев, 385 инославных, 5 раскольников и 190 баптистов. В штате храма было 2 священника, дьякон и псаломщик. Община Никольского храма состояла на 23 августа 1928 г. из 553 человек тихоновской ориентации. В 1935 году был передан обновленческой церкви. Поэтому неудивительно, что он оставался действующим дольше других храмов, так как обновленческих священников репрессировали после расправы с тихоновскими церковно¬служителями. Окончательный приговор по делу о закрытии храма был вынесен Президиумом Верховного Совета РСФСР на заседании 16 ноября 1940 года: «Решение исполнительного комитета Омского областного Совета депутатов трудящихся от 17 мая 1940 года о закрытии Никольской церкви в городе Омске утвердить. Здание церкви передать исполнительному комитету Ленинского районного Совета депутатов трудящихся города Омска для переоборудования под культурно-просветительское учреждение».
В 1944-м году православные южных районов Омска обратились с ходатайством о передаче церковного здания верующим Ленинского района. Сначала – 3 марта 1944 г. горсовет принял решение передать здание, но 21 марта отменил это постановление и передал здание под клуб рабочих завода № 174. Окончательное решение было вынесено Советом по делам русской православной церкви и СНК СССР. В 1970-е годы к церкви сделали пристройки, изменили вид куполов.
Решением Омского Облисполкома № 139 от 23.05.1989 церковь взята на государственную охрану как памятник архитектуры местного значения.
ВОСКРЕСЕНСКИЙ ВОЕННЫЙ СОБОР
Среди людей, связанных в Омске с Федором Михайловичем, мы можем назвать и настоятеля Воскресенского собора протоиерея Стефана Знаменского. Именно в Омске произошло духовное воскресение гениального мыслителя и писателя Ф.М. Достоевского, о чем он сказал сам в письмах и в художественной форме в романе «Преступление и наказание», последние события которого происходят в городе на берегу Иртыша.
Судьба собора в советскую эпоху определена сначала его военным статусом, а, затем, антирелигиозной политикой государства и исторической значимостью памятника. В гражданскую войну большая часть духовенства поддержала Белое движение. В это время в Омске находились православные митрополиты и епископы Казанский, Самарский, Симбирский, Чебоксарский и другие иерархи. За 1919 г. в Сибирь прибыло около 3000 православных священнослужителей.
После гражданской войны в 1920 г. в Омске был закрыт епархиальный совет, тогда в Омской губернии было 399 действующих церквей. К 1922 г. в Сибири были закрыты домовые и ведомственные храмы, и началось изъятие церковных ценностей в связи со спасением голодающих.
История Воскресенского военного собора после 1919 года типична для культовых зданий в советский период. По Декрету об отделении Церкви от государства собор стал приходским и вскоре, как и другие соборы города, был передан обновленцам. 13 октября 1928 года Омским краевым музеем было принято решение о создании Комиссии для обследования исторического и художественного значения собора. 25 октября Комиссия вынесла постановление. Комиссия, обследовав Собор, пришла к следующим заключениям, что в условиях Сибири такой памятник представляет безусловно большой исторический интерес и значение; является ценным архитектурным памятником; общий архитектурный ансамбль – гауптвахта в стиле барокко, казармы начала ХIХ в., уцелевшие крепостные ворота – представляет собой главнейшую историческую часть города, что еще подчеркивает необходимость сохранения в полной неприкосновенности, занимающего видное место в этом ансамбле, крепостного собора; внутреннее убранство, отличающиеся хорошим качеством выполнения и соответствием с архитектурой здания, должно быть сохранено в полной мере; особую художественную ценность по своей общей композиции представляет резной иконостас, отдельные части которого гармонично связываются друг с другом. Члены комиссии решили, что как памятник искусства и старины крепостной собор должен быть использован под Музей, книгохранилище и т.п., но с непременным условием сохранения его наружного и внутреннего вида. Использование собора под клуб или аудиторию не представляется возможным, так как помимо указанных причин исторического и художественного характера, он не велик по размерам, плох в отношении акустики и имеет ряд других архитектурных неудобств.
Но заключение комиссии не было учтено работниками Окрисполкома. Музею не удалось получить здание собора, но в конце 1929 г. в нем была организована выставка в честь 10-летия освобождения города от армии А. В. Колчака.
Последние годы существования здания его использовали как склад картографической фабрики. Храм снесли во время строительства дома по ул. Спартаковской, в 1950-е годы. Несколько лет назад, во время воздвижения Поклонного Креста на месте Воскресенского собора, образовался провал в земле, и открылась лестница в крипту храма (подвальное помещение под алтарем). Сейчас в сквере на месте церкви стоит Крест, а ее границы отмечены краснокирпичной кладкой.
Члены команды «Искатели» Проселкова Нина и Талызина Ольга принимали участие в раскопках, которые проводятся в наши дни на территории Воскресенского собора (см. презентация с фотографиями с места раскопок).
ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ВСЕХ СВЯТЫХ НА КАЗАЧЬЕМ КЛАДБИЩЕ
Церковь не сохранилась, но ее уникальные фотографии дают возможность определить его стилистику как официальное направление в «русском стиле». Храм был построен из красного кирпича, оштукатурен и побелен. Он имел трехчастную композицию. Одноглавая церковь была оформлена классическими пилястрами и антаблементом. Барабан купола и обрамление оконных проемов выполнены в виде килевидных арок. Восьмигранная колокольня была шатровая с одним ярусом звона. Возможно, автором проекта Всехсвятской церкви является архитектор хозяйственного правления Сибирского казачьего войска Гавриил Степанович Вершинин.
Вблизи храма были похоронены известные граждане Омска: военный губернатор Акмолинской области генерал-лейтенант В.С. Цытович, протоиерей и историк церкви А.И. Сулоцкий, архитектор И.Г. Хворинов, купцы В.П. Кузнецов, Г.В. Шкроев, С.С. и Ф.С. Волковы, С.Н. Москалитин, О.В. и В.Т. Разумовские, позднее, доктор Ф.И. Билль, ученый П.Л. Драверт, профессор ОмГМИ Н.Д. Либеров…
С 1920 г. храм был приходским. Приход общины был одним из самых больших в Омске. Закрытие церкви произошло в феврале 1938 года. В храме разместили склад «Водник». Во время Великой отечественной войны на многочисленные ходатайства верующих об открытии Всехсвятской церкви в Омске следовали отказы.
Судьба Всехсвятской церкви на Казачьем кладбище волновала сотрудника, а, затем, директора краеведческого музея А.Ф. Палашенкова. В 1948 году он пытался открыть в здании храма музей истории города Омска. В ходатайстве от 10 апреля 1949 г. Андрей Федорович указывал на то, что омский музей располагает большим собранием планов, чертежей, фотографий и вещей, которые было негде экспонировать. Городской совет принял решение о передаче храма для размещения музея и направил запрос в Совет министров СССР. Но начинание Андрея Федоровича не увенчалось успехом. Совет по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР 9 мая 1949 г. принял постановление: «Считать несвоевременным использование кладбищенской церкви под музей».
Последние годы своего существования церковь пустовала и постепенно разрушалась, 1975 году она была снесена. На территории Казачьего кладбища построили детскую и инфекционную больницы. Рядом с которыми был пустырь, усеянный разбитыми надгробиями. С 1994 года обсуждается вопрос о создании мемориала «Казачье кладбище».
ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Сейчас назвать точное место, где находился храм, невозможно. Известно лишь, что это современная территория военного городка – в районе ипподрома, за цирком. Наиболее достоверным источником является дело, хранящееся в Российском военно-историческом архиве. В нем сообщается, что церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы была сооружена в 1909-м году по типу военных церквей 11-м Сибирским резервным Семипалатинским полком.
Из описания храма, сделанном в момент принятия его в инженерное ведомство, мы узнаем, что он был краснокирпичным с десятью вызолоченными крестамиХрам в Пскове, построенный по проекту инженера Вержбицкого.
С 1911 г. священником церкви был Иоанн Васильевич Добросердов. В 1920-м году церковь 44-го Сибирского стрелкового полка стала приходской. Военные, на чьей территории находилась церковь, активно боролись за ее ликвидацию. Храм был передан в пользование верующим по договору 19 ноября 1921 года. Судьба храма типична для 20-30-х годов. На полковом собрании 27 мая 1923 года 87-го стрелкового полка 29 дивизии приняли решение: «Мы, красноармейцы, усвоили себе, что религия – дурман навсегда, что она не дает человеку ничего полезного, кроме как приносит тупоумие, которое нам преподносило духовенство с малых лет. Мы определили, что церковь есть буржуазная кузница, которая выковывает цепи рабства для рабочих и крестьян, а посему Красная армия не верит никаким богам, а посему мы постановляем: просить полк-бюро 87 полка общего собрания присоединиться к нашей резолюции: закрыть бывшую полковую церковь, которая находится в расположении нашего полка, ибо Красная Армия – культурная армия, не должна в расположении своего полка, рядом со своим клубом иметь кузницу, выковывающую цепи рабства. Каждый день церковный звон напоминает нам то старое рабство, которое преподносил нам царизм. Пора свалить религию в помойную яму и закопать навсегда, чтобы не разносился тот смрад, который проповедует священство, просим губисполком закрыть церковь, а в здании ее открыть храм науки. Долой темноту, да здравствует свет!» В просьбе о закрытии военным отказали, но они, несмотря на протесты верующих, возвели забор вокруг военного городка, спрятав за него церковь. Начальник военного городка обратился в горсовет с просьбой о передаче Покровской церкви в его ведение, так как якобы церковь поджигали, и верующих в ней было всего 10 человек. Президиум горсовета протоколом N 14 от 15 июня 1927 года удовлетворил ходатайство. Протоколом № 37 Президиума Омского Окружного Исполнительного Комитета от 14 декабря 1927 г. храм был передан 34-му стрелковому полку 12 имени «Сибревкома» дивизии в распоряжение военведа. Закрыли храм в декабре 1927 года, а снесли, вероятно, в 1960-е годы.
МОНАСТЫРСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ИКОНЫ КАЗАНСКОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ
Храм бывшего женского Казанского общежительного монастыря находится на ул. Воровского, 116.
История омского Казанского женского монастыря кратко описана в немногочисленных исторических работах. В начале XX века монахини Сурского Богословского монастыря Архангельской епархии Анна Алексеевна Толмачева и Екатерина Александровна Волкова, по благословению святого Иоанна Кронштадтского, организовали религиозно-просветительную общину на землях Новой станицы Омского уезда. Казачество выделило общине 4 десятины земли и 10 декабря 1903 года было утверждено существование общины.
Храм бывшего женского Казанского общежительного монастыря находится в южной части города Омска (совр. ул. Воровского, 116) напротив кладбища. Строительство храма на 500 прихожан было начато в феврале 1911 года на пожертвования вдовы генерала Людмилы Головесовой из Санкт-Петербурга и местных благотворителей. В статьях В. А. Шакуровой говорится, что храм освящен в марте 1912 года. Но эта дата не подтверждается документами. Строительство церкви было завершено значительно позже. Так в июне 1915 г. крестьянин И. П. Тренин пожертвовал монастырю 900 рублей на покупку колокола. В том же месяце настоятельница монастыря монахиня Магдалина обратилась к епископу и в Духовную Консисторию с просьбой о разрешении поднятия крестов на каменную церковь. Разрешение от епископа было получено 8 июня, а от Консистории 10 июня. Водружение крестов произошло 14 июня. Освятил храм священномученник епископ Сильвестр Омский 1 июля 1916 года.
В конце 1918 года монастырь охранялся военными. В. А. Шакурова пишет, что в ноябре 1919 года храм был превращен в тюрьму для подпольщиков-железнодорожников, откуда их отправляли на расстрел. После прихода в город красных настоятельница монастыря была арестована, вероятно, игуменью подозревали в сокрытии ценностей.
22 декабря 1919 года решением Губернского революционного комитета было поручено Н. М. Николаеву принять все имущество от игуменьи монастыря и «весь живой и мертвый инвентарь» и разместить в монастыре первую в Омской губернии детскую трудовую коммуну имени Антона Валека: «Для чего предоставить право тов. Николаеву выселить из пределов монастыря всех, находящихся в нем монахинь». Большинство монахинь выселили на монастырскую заимку, а больным и старым оставили один домик. Коммунары, к которым присоединили психически больных детей, жили в ужасных условиях – без тепла и света, впроголодь, так как у них изъяли «излишки» продовольствия. Кормили детей монахини подаянием, собирая пищу у местного населения. Летом 1921 года сгорел главный корпус бывшего монастыря. Из 200 детей (первоначально заселенных) в августе было вывезено всего 61, что стало с остальными – неизвестно. 5 декабря 1921 года здание храма было передано в пользование культовой общине. В 1927-м году приход церкви во имя Казанской Божьей Матери был самым большим в Омске, в нем официально состояло 788 человек тихоновской ориентации. В эти годы храм был особенно посещаем, так как рядом находился курорт с грязелечебницей.
Несмотря на многочисленность общины, закрытие церкви произошло 8 марта 1930 года по решению Сибирского краевого административного управления. Через несколько лет после закрытия здание храма передали совхозу № 5 под клуб. Колокольню снесли, верхнюю часть храма перекрыли и разместили в ней столовую. Клуб-столовая использовался только в летнее время из-за отсутствия отопления. Затем, разобрали барабан и купол. Во время Великой Отечественной войны в здании храма был временный военный сборный пункт. Довольно долго здание оставалось бесхозным, а в 1979 году его передали на баланс управления Ленинского райпродторга под склад овощной базы.
Решением облисполкома № 139 от 23 мая 1989 года здание храма признано памятником истории и культуры местного значения. А в июле 1990 года оно передано верующим. В храме произведен ремонт, устроен иконостас, проводятся богослужения. 21 ноября 1994 года Святейший Патриарх Алексий II благословил воссоздание Казанского монастыря, назначив старшим священником настоятеля храма о. Иоанна Бабяка. В монастыре совершается постриг монахинь. Для них устроены кельи. Монахини несут послушание в доме престарелых и больнице. Хор храма в честь Казанской иконы Божией Матери участвует в фестивале православной духовной музыки.
ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ»
История строительства Знаменской церкви в Новом форштадте на углу улиц Кузнечной и Скаковой (совр. Куйбышева, 119) связана с деятельностью выдающегося архипастыря Андроника (Владимира Никольского). Бывший епископ Киотский (Япония, 1906–1908 гг.), затем епископ Тихвинский, викарий Новгородский Андроник был назначен епископом Омским и Павлодарским 8 марта 1913 года. 5 апреля епископ Андроник прибыл в Омск. Вскоре прежней паствой епископа в Омск была послана копия чудотворной Новгородской иконы Знамения Царицы Небесной. Торжественная встреча драгоценной святыни омичами состоялась 20 октября 1913 года.
В 1926–1928 годы в церкви была тихоновская община, состоявшая из 176 человек.
Куйбышевский райсовет 8 августа 1938 года принял решение закрыть Знаменскую церковь и передать здание «на культурные нужды». В 1940-е годы в здании была шинно-монтажная мастерская, купола и колокольня, которую снесли. В течение многих лет здание использовалось автошколой. А в начале 1990-х годов оно передано в собственность Омско-Тарской епархии, в нем проводятся богослужения. Храм находится на государственной охране, как памятник архитектуры местного значения (решение облисполкома № 139 от 23.05.89).
НИКОЛЬСКАЯ ИГНАТОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ
7 января 1897 омским купцом первой гильдии С.С.Волковым было учреждено общество Хоругвеносцев при Успенском кафедральном соборе, в составе 40 чел. (Омские епархиальные ведомости. 1901. №2). Степан Семенович Волков был одним из старейших купцов, занимавшимся мануфактурно-галантерейной торговлей и славившийся своей благотворительной деятельностью.
В 1915 году омское Общество хоругвеносцев ходатайствовало об отводе участка городской земли для постройки храма. Городская Дума выделила участок в 1000 кв. саженей, с условием посадить сад и предоставить его в общественное пользование. Никольская церковь в восточной части Омска, в поселке Игнатовке Кривощековского форштадта (современные ул. Ремесленные), была освящена в 1919 г. недостроенной, без куполов и колокольни. Строители использовали проект столичного архитектора А. И. фон Гогена для церкви на территории омского госпиталя, но в отличие от Скорбященского храма, у него есть полуподвальный этаж. Закономерно, что храм носит имя самого почитаемого на Руси святого – Николая Чудотворца. Приход составлял в 1928 г. 62 человека, а в 1937–1938 гг., в связи с закрытием большинства омских храмов – 198–200 прихожан.
С декабря 1928 года в храме находился иконостас XVIII века из закрытого Воскресенского собора. Он был изъят из Никольской церкви и передан 24 мая 1929 г. актом № 652 в Художественную галерею краевого музея. К сожалению, весь иконостас со всеми ценнейшими иконами был уничтожен в 1930-е годы. После того как все священники и наиболее активные прихожане храма были арестованы, 4 июля 1939 года Омский облисполком утвердил решение Куйбышевского райсовета от 20.04.39 о передаче здания церкви школе № 13 под клуб. В 1940-е годы Игнатовская церковь была в хорошем состоянии, в ней размещался воинский склад. Позднее, в храме открыли кинотеатр «Экран». Здание было поставлено на государственную охрану как памятник архитектуры решением облисполкома № 139 от 23.05.89. Вскоре его передали Омской епархии. Сейчас в храме ведутся богослужения, произведен ремонт, возведена колокольня.
ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА НА ПОДВОРЬЕ МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ
История Георгиевского храма совершенно особая. Первоначально он был заложен в 1905 г. в Богородице-Михаило-Архангельском монастыре под Ачаиром, на месте, освященном Святым Иоанном Кронштадтским, при этом пастырь сказал, что «недолго храму стоять на сем месте» («чуется мне, этот храм недолговечен» – в другом источнике). Деревянная церковь была построена на средства купеческой вдовы Дарьи Федоровны Волковой. Церковь была поставлена Дарьей Волковой в память воинов, погибших в Русско-японской войне, в том числе ее сына.
Великомученик Георгий, уроженец Каппадокии, казненный в 303 году при императоре Диоклетиане, являлся одним из наиболее почитаемых святых-воинов в Византии и Древней Руси. Культ святого Георгия получил широкое распространение в Древней Руси еще в XI в., при Ярославе Мудром. Св. Георгий-воин, небесный покровитель княжеских дружин Киевской Руси, стал геральдическим символом города Москвы.
В ознаменование пророчества отца Иоанна, храм, несколько лет стоявший в Богородице-Михаило-Архангельском монастыре, по особому ходатайству епископа Гавриила перед Священным синодом был перенесен в Омск на подворье Михаило-Архангельского монастыря. Его перевезли на средства акцизного чиновника А.В. Иванова, уступившего для него место недалеко от Загородной рощи на Тюремной улице (сейчас ул. Пятой Армии). Торжественная закладка храма была совершена епископом Гавриилом и известным проповедником отцом Иоанном Восторговым 29 июня 1909 года в день Апостолов Петра и Павла. Освящение Георгиевской церкви произошло 22 ноября 1909 г. Храм находился на заселенной северо-западной окраине города и играл важную роль в борьбе с сектантством.
В начале 1920 года подворье монастыря на Тюремной улице было передано Отсобесу для размещения детского дома-распределителя. Но Георгиевский храм оставался действующим. Вскоре церковь была закрыта, с нее сняли купола, снесли колокольню (до 1932 г.). Впоследствии ее разобрали, теперь на этом месте – жилая застройка.
КАДЕТСКИЙ КОРПУС И НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Сибирский кадетский корпус являлся преемником Войскового казачьего училища, основанного 1 мая 1813 года в г. Омске. В ХYIII – начале ХIХ века Омская крепость была форпостом на границе с кочевыми племенами и опорным пунктом для экспансии в Среднеазиатский регион. Войсковое училище создано в эпоху антинаполеоновских войн. В 1808 – 1809 гг., готовясь к очередной войне с Францией, Император Александр I вывел из Сибири в Европейскую Россию все регулярные, пехотные и драгунские, полки. Вскоре, защищая Отечество, они покрыли славой свои боевые знамена. А охрана русской границы в Сибири была возложена на казаков, для чего в 1808 г. создали Сибирское линейное казачье войско. Открытие училища было вызвано необходимостью подготовки в Сибири собственных военных кадров.
До 1848 г. корпус не имел своей церкви, сначала воспитанники и служащие были прихожанами Пророко-Ильинской церкви, а с 1840 г. войсковой Николаевской церкви. В 1848 г. по ходатайству директора корпуса епархией было разрешено открыть собственный храм. Находился он в рекреационном зале и ориентирован был алтарем на юг. Устройство церкви осуществлялось под надзором корпусного архитектора сотника казачьего войска Г. С. Вершинина. Работы велись с августа по ноябрь, а освятил храм протоиерей Дмитрий Пономарев 5 декабря. Иконостас был создан на средства учебного заведения, а книги, ризница и другие предметы в основном пожертвованы частными лицами. Иконы были написаны рядовым инженерного ведомства Новиковым.
Церковь дважды была разобрана и воссоздана: в 1862 г. в связи с ремонтом, в 1864 г. – для увеличения алтаря и лучшего украшения церкви. Делалось это на средства купца Н.Н. Полешкова и корпусного церковного старосты В. П. Кузнецова. Кунгурским купцом Шершневым были пожертвованы серебряно-вызолоченные сосуды, омским купцом Харламовым – св. плащаница, омским купцом Кирилловым – большое евангелие, покрытое по доскам золоченым серебром, весом в 17 фунтов, а также и бронзовое паникадило и другие богослужебные предметы.
С 1 февраля 1848 года законоучителем, затем настоятелем храма в кадетском корпусе был назначен замечательный историк Церкви и богослов протоиерей Александр Сулоцкий. Отец Александр написал более ста работ по истории православия, культуры и искусства в Сибири.
27 октября 1911 года освятили и подняли на крышу главного здания корпуса крест, сооруженный на средства омского купца С. А. Суханова.
В первый год советской власти кадеты сохранили традиции Русской армии и православия. А с приходом Белых церковь в корпусе была воссоздана.
Уходя на Восток в конце 1919 года, сначала во Владивосток, затем в эмиграцию, корпус сохранил свой храм и святыни. Среди его последних выпускников некоторые бывшие кадеты приняли монашество.
28 августа 1999 г. по инициативе губернатора Омской области Леонида Полежаева, согласно постановлению Правительства РФ № 851 от 24 июля того же года, Омский кадетский корпус был возрожден. В целях увековечения памяти выпускников старейшего учебного заведения Сибири, Председателем Правительства Омской области Л. К. Полежаевым в 1997 году было принято постановление о строительстве на территории Омского кадетского корпуса часовни-памятника во имя Георгия Победоносца.. Через год, 6 мая 1998 г., митрополитом Омским и Тарским Феодосием произведено освящение часовни.
ХРАМЫ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
В начале XX века домовые храмы были в большинстве средних учебных заведений Омска.
ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СВ. БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В ПЕРВОЙ МУЖСКОЙ ГИМНАЗИИ
Мужская гимназия. В деле «О постройке церкви в здании Омской мужской гимназии» говорится о том, что прошение об устройстве церкви было подано 25 марта 1888 г. Для иконостаса храма учителем рисования гимназии Фадеевым было написано 13 икон на железе и одна на холсте. Освящение церкви было назначено на 10 января 1889 года. Так как в начале XX века здание гимназии расширялось, то церковь была устроена вновь. В деле «О пристройке к зданию Омской гимназии особого помещения для гимнастических упражнений. Здесь же о пристройке здания для пансиона гимназии» говорится, что постройка началась весной 1901 года по проекту военного инженера Николаса, под техническим руководством гражданского инженера Илиодора Геннадиевича Хворинова. Подрядчиком строительных работ по устройству церковного зала и ризницы являлся крестьянин Нижегородской губернии Михаил Кузнецов. Церковь во имя Святого Благоверного князя Александра Невского была освящена 20 сентября 1902 года епископом Омским и Семипалатинским Преосвященным Сергием. На литургии присутствовал Степной генерал-губернатор Н. Н. Сухотин. Законоучителем гимназии с 1 июня 1893 г. был кандидат богословия священник Петр Васильевич Олерский (1868–?), он окончил Казанскую духовную академию, имел камилавку. В совет ский период протоиерей Петр семь раз подвергался арестам. В 1930 г. его осудили на 5 лет ссылки в Туруханский край. Вновь арестовали 29 ноября 1936 г. и осудили в марте 1937 г. на 7 лет исправительно-трудовых лагерей. С 10 марта 1909 г. диаконом храма был назначен Иоанн Александрович Сементовский. Он обучался в Смоленской духовной семинарии, работал учителем, служил псаломщиком, в 1914 г. был награжден золотой медалью. Сейчас в здании гимназии находится Институт повышения квалификации работников образования на углу ул. Ленина и Тарской.
ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СВ. ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО ЧУДОТВОРЦА ВО ВТОРОЙ МУЖСКОЙ ГИМНАЗИИ
21 февраля 1915 года в гимназию прибыл Образ Преподобного Сергия Радонежского в дубовом киоте, изготовленный в иконописной мастерской Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, освященный на мощах Преподобного Сергия в 1914 году. Образ был византийского письма, а киот был выполнен по чертежу учителя гимназии Н. К. Молочникова. Изготовление и доставка образа стоили 310 рублей 58 копеек. Установлен он был в учебном зале.
Гимназия в 1915 году арендовала дом Липатникова на углу ул. Скорбященской и Воздвиженской (совр. Гусарова и Рабиновича), а с 30 сентября 1916 г. – дом Саметника по Атаманской улице (совр. Ленина).
ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ОМСКОЙ ЖЕНСКОЙ ГИМНАЗИИ
Храм находился в здании гимназии, построенном по проекту архитектора Э. И. Эзета в 1882 году (совр. ул. Ленина. 10). Здание гимназии было одной из главных доминант к востоку от крепости. Устроенная в 1884 году по проекту Эдуарда Ивановича Эзета, церковь в 1906-м году была перенесена в зал, пристроенный с западной стороны учебного корпуса. С 17 августа 1900 года и до революции настоятелем церкви и законоучителем был кандидат богословия протоиерей Феодор Иванович Канарский. Также в гимназии преподавали и служили в храме священники Федор Булатов и Михаил Бирюков. В 1910-е годы приход храма составлял более 740 человек.
ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКОГО ЕПАРХИАЛЬНОГО УЧИЛИЩА
На рубеже XIX–XX веков в Омске наблюдается быстрый рост населения, связанный с постройкой Великой Сибирской железной дороги, дошедшей до Иртыша в 1894 году. Число жителей города увеличилось с 39542 человек в 1890 году до 60601 человека в 1903 году. Широкий размах приняло переселенческое движение, основывались новые поселки. Так как в основном прибывшее население было православным, то увеличилось количество церквей, открывались новые приходы, в которые назначались священники. Омская епархия была открыта в 1895 году, и почти сразу же был поднят вопрос о создании в городе 6-классного епархиального женского училища. В 1901 году Священным синодом было принято решение – открыть в Омске такое училище. В 1906 году состоялось его открытие, принимались в него дочери священников. Председателем епархиального училищного совета был кафедральный протоиерей, кандидат богословия Московской духовной академии А. И. Соловьев, позднее, протоиерей Ф. И. Канарский. Построенное на бывшей Баронской улице здание было обширное, каменное (совр. ул. Октябрьской – ветеринарный институт Аграрного университета). Здание дошло до нас, почти не претерпев изменений, и мы можем по достоинству оценить его строгость и лаконизм и одновременно поразительное разнообразие художественных приемов.
Церковь, освященная 28 марта 1910 года епископом Гавриилом, находилась в восточном ризалите. Иконостас, сооруженный на средства Степана Семеновича Волкова, был одноярусный в русском стиле. Деревянная колокольня стояла рядом с училищем и имела пять колоколов. Настоятель церкви кандидат богословия отец Илия Фокин (1879–?) состоял законоучителем, он же был инспектором классов с 14 ноября 1909 г.
30 мая 1917 года решением Чрезвычайного епархиального съезда духовенства и мирян женское епархиальное училище было преобразовано в женскую гимназию. Сергиевская церковь была размещена в Омском городском пятиклассном училище на соборной площади. Ее настоятелем являлся священник Нестор Прокопьевич Панин, окончивший Томскую семинарию и преподававший ранее в Ишимском духовном училище, затем был настоятелем Семипалатинской Никольской церкви.
ХРАМЫ В ДРУГИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Последней освященной домовой церковью был храм в сельскохозяйственном училище. Его настоятелем был назначен только что окончивший духовную академию отец Василий Пляскин – член Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 года, ставший одной из первых жертв сталинского режима.
Во второй женской гимназии, находившейся на углу улиц Мариинской и Тарской, тоже была церковь законоучителями в гимназии были настоятель Крестовоздвиженской церкви протоиерей Алексей Иванович Гусев и ключарь протоиерей Успенского кафедрального собора Вадим Ястребов (до перевода его 22 июня 1912 года в Санкт-Петербургскую епархию). Были храмы в частной женской гимназии М. П. Эйнарович (Губернаторская ул.), учительской семинарии.
Все домовые храмы Омской епархии были закрыты в 1920-м году.
Возрождение храмов при учебных заведениях происходит в наши дни при митрополите Омском и Тарском Феодосии. Сейчас действует Омское Духовное училище, выпускниками которого в основном пополняется штат омского духовенства. Получив первоначальное духовное образование в училище, его выпускники продолжают обучение в семинариях. При училище существует иконописная мастерская и вечерние курсы, осуществляющие подготовку учителей омских школ по преподаванию «основ православной культуры». В Омском государственном университете, нескольких детских домах, Омском кадетском корпусе, Славянской школе и Речном училище действуют домовые храмы.
Авторы-составители
Команда «Искатели» МОУ «Гимназия № 69 им.Чередова И.М.»