храм на липне новгород
Храм на липне новгород
Памятник закрыт для индивидуального посещения на осенне-зимний период.
11 км от Великого Новгорода
Стоимость билетов
Как добраться
Поэтажный план музейной экспозиции
О музее
Единственный сохранившийся от бывшего монастырского комплекса храм Николы расположен при впадении реки Мсты в озеро Ильмень, на живописном острове, образуемом ее протоками. Это место издавна называлось Липно.
В 1292 году новгородский владыка Климент заложил на Липне каменную церковь во имя Николая Чудотворца. По преданию, ее воздвигли близ места, где примерно за 180 лет до того была обретена чудотворная икона св. Николая, исцелившая новгородского князя Мстислава, сына Владимира Мономаха. Согласно этому преданию, внезапно заболевшему князю явился во сне святой, обещая избавление от тяжкого недуга через свой иконный образ. Отправленных в Киев княжеских посланников захватила на озере Ильмень неожиданная буря, забросившая их ладью на остров Липно. Переждав непогоду, послы собрались продолжить плавание, но с изумлением увидели в волнах у берега икону Николы, необычной круглой формой доски подобную той, что была описана князю в сновидении.
В строительстве храма продолжены традиции новгородского зодчества XIII века, но с привнесением ряда «модных» элементов переходного романо-готического стиля. Такие заимствованные формы, как сомкнутый свод, крестообразные проемы в нишах и керамические кресты составляют особенности облика церкви Николы на Липне.
Росписи Никольской церкви – единственный дошедший до нас ансамбль древнерусской стенописи XIII века. Время и Великая Отечественная война не пощадили ансамбль росписей, от которого уцелела лишь небольшая часть, в основном сосредоточенная в алтарной части; небольшие фрагменты сохранились на стенах наоса.
Из первоначального убранства церкви Николы на Липне сохранился знаменитый храмовый образ св. Николы 1294 года. Расположенная на нижнем поле надпись содержит имя художника: «….а писал грешный Алекса Петров сын». «Св. Никола» из Липненского монастыря принадлежит к числу самых выдающихся и запоминающихся образов древнерусского искусства. Святой здесь представлен как идеальный святитель, ходатай за весь мир, всеобщий защитник. Икона представлена в экспозиции Новгородского музея-заповедника, расположенной на втором этаже здания Присутственных мест.
В 1764 году Липенский монастырь был упразднен. В XIX веке в Никольской церкви свершали службу только дважды в год, а после революции, из-за отсутствия богослужений, храм даже не пришлось упразднять как действующий.
В годы Великой Отечественной войны церковь оказалась на линии фронта и подверглась мощному артиллерийскому обстрелу. В 1960 году была проведена архитектурная реставрация под руководством Л.М. Шуляк.
Памятник с 1992 года является объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Церковь Николы на Липне
На небольшом острове Липно в дельте реки Мсты находится храм во имя Николая Чудотворца. С 1992 г. здание церкви считается объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. На данный момент находится в ведомстве Новгородского музея-заповедника.
Остров расположен в 11 км к югу от Великого Новгорода. На его территории в 1292 г. был построен каменный храм, главный престол которого освящен во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца — одного из самых почитаемых святых не только в России, но и за рубежом. Придел храма освящен в честь священномученика Климента, апостола от семидесяти, четвертого епископа (папа) Рима, широко почитаемого в Древней Руси.
Здание считается памятником новгородского каменного зодчества конца XIII в. Это одна из первых каменных церквей, построенных после монгольского нашествия 1237—1240 гг. Его архитектура схожа с церковью Рождества Богородицы в Перынском скиту, которая была одной из последних, построенных в домонгольский период.
Стены храма украшают фрески XIII в. Одним из старейших сохранившихся элементов считаются изображение святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Кроме того, сохранилось изображение равноапостольного князя Владимира.
Экскурсия
Посетить храм Николая Чудотворца можно в сухую погоду с 12:00 до 19:00. Выходные дни — четверг, пятница.
Стоимость входных билетов для взрослых составляет 230 руб., для учащихся — 170 руб. Для детей до 16 лет проход бесплатный. Кроме того, есть льготные билеты, подробнее можно узнать на официальном сайте музея.
Осуществить поездку можно в рамках водной экскурсии от Новгородского музея-заповедника.
Кроме того, на экспозициях музея можно увидеть икону святителя Николая Чудотворца, также известную как «Никола Липенский», которая была написана в 1294 г. мастером Алексой Петровым. Эта икона являлась частью первоначального убранства церкви.
Икона
По свидетельству некоторых источников новгородский князь Мстислав Владимирович, сын Владимира Мономаха, внезапно заболел. Во сне ему явился святой Николай Чудотворец и пообещал исцеление через свой иконный образ, который хранился на хорах киевского Софийского собора. По пути в Киев на озере Ильмень княжеские посланники неожиданно попали в бурю. Непогоду было принято решение переждать на одном острове. Через три дня они собрались продолжить свой путь, однако, их внимание привлекла доска круглой формы, которая плыла по волнам. Это и была та икона, описанная князю во сне. Умыв лицо водой, которой омыли икону, Мстислав исцелился. Произошедшее событие относят к 1112 г.
В честь чудесного исцеления, в 1113 г. князь приказал заложить «на Ярославле дворе» храм во имя святителя Николая, где и в дальнейшем хранилась икона. По другим данным, строительство этого храма связывают с распространением почитания святителя Николая на Руси. Саму же историю с болезнью относят к периоду 1097—1107 гг.
Кроме того, известны и другие варианты происходящих событий, однако, несмотря на множество разнящихся фактов, чудотворная икона святителя Николая, которую по своей форме называют «круглая доска», была очень почитаема среди людей.
По свидетельству исследователей, до наших дней оригинал иконы не сохранился, однако, дошли списки, созданные несколько веков назад.
Год постройки и автор церкви Николы на Липне
Храм Николая Чудотворца был частью Николо-Липенского монастырского комплекса, основанного в начале XII в. и просуществовавшего до начала XIX в.
В 1764 г. монастырь был упразднен, здания разобраны. Уцелела только церковь Николы, но и она пришла в запустение в XIX в., богослужения совершались редко. А после революции в 1917 г. и вовсе прекратились. Здание храма сильно обветшало.
Разрушение здания продолжилось и во время Великой Отечественной войны. На острове располагался советский наблюдательный пункт, периодически подвергавшийся обстрелу немецкими войсками. В результате сохранилось только 65% кладки церкви.
В 1960 г. под началом Л. М. Шуляк был проведена капитальная архитектурная реставрация храма с возвращением его первоначального вида. Также с 1950–1980-е гг. с перерывами велись реставрационные работы фресок.
В последующие периоды проводились технические восстановительные ремонтные работы, однако, здание сильно обветшало и находилось не в лучшем состоянии. После визита главы государства 10 сентября 2016 г., была выделена целевая субсидия на восстановление памятника. Работы были завершены к 2019 г.
Остров можно считать поистине уединенным местом, ведь помимо церкви, на острове находятся только заброшенные здания базы отдыха, а также смотритель церкви.
Также на острове нет магазинов, поэтому необходимым стоит закупиться заранее.
Как добраться
Добраться до Липно можно от Великого Новгорода, расположенного в 11 км от острова. Город находится на северо-западе России, между Санкт-Петербургом и Москвой: примерно в 550 км от Москвы в северо-западном направлении и в 200 км от Санкт-Петербурга. Путь на автомобиле от Москвы займет около 6,5 часов, от Санкт-Петербурга — около 3-х.
Также до Великого Новгорода можно доехать на поезде, в городе действует железнодорожный вокзал или на междугороднем автобусе, следующего до автовокзала. По воздуху непосредственно до города добраться не получится, ближайший аэропорт расположен в Пулково в Санкт-Петербурге.
Далее, необходимо осуществить переправу до острова. В теплое время года, можно арендовать лодку или катер на пристани. В зимнее время известна практика передвижения по льду, однако, это может быть весьма рискованно, особенно во время потепления.
Водная тропа лежит через озеро Ильмень, от города необходимо двигаться в юго-восточном направлении. Время поездки от 30 минут.
На острове в начале пути установлен информационный щит о местности. Рядом с ним начинается тропа, ведущая к храму. Часть пути может быть затоплена. Ближе к храму проложена дорожка из дерева.
Также, храм можно посетить в рамках экскурсионных групп, которые организуют переправу.
Церковь Николы на Липне на видео
Никола на Липне
И всё-таки мы решились.
Зимой дойти до церкви проще. К сожалению, погода нам подыграть не пожелала. Неделя перед походом выдалась тёплой. Чтобы перейти Сиверсов канал, пришлось искать место без промоин.
Теоретически до церкви можно дойти двумя путями: найти просеку через густой и практически непроходимый лес, на Викимапии он называется Черный, или идти кромкой леса по заливным лугам и замерзшим озерам.
Чтобы пройти лесом, нужно знать, где начинается просека, которая гордо именуется «Козловой дорогой». По Козловой дороге уже больше семидесяти лет никто не ездит и, говорят, там есть участки, где можно провалиться по пояс.
Мы выбрали второй вариант. Перейдя Сиверсов канал, нашли накатанную дорожку и бодро пошли по ней.
Казалось, что путь будет не так уж и сложен. Но вскоре дорожка оборвалась, и нам пришлось идти кочковатым лугом.
Мы начали постоянно проваливаться в наст, идти было тяжело и стало уже не до фоток. Этот непростой участок длился около полутора километров.
Затем вышли на берег Никольского озера. Каким облегчением было идти по льду! Вдалеке показался заветный остров с церквушкой.
Последняя часть пути проходила вдоль реки Плотница. Сначала шли прямо по реке, но после того как река стала издавать пугающий гул, пошли берегом. Хорошо, что снега было мало.
У церкви мы были неласково встречены сторожем, который попенял за то, что нам не сидится дома, и сказал, что здесь вообще-то непривязанные псы бегают. Рядом в вольере два огромных алабая заливались лаем, недвусмысленно показывая серьёзность своих намерений. Пока ходили возле церкви, всё время опасались, что злой мужик выпустит собачек.
Ещё нам было безапелляционно заявлено, что это якобы частная территория. А ничего, что на этой «частной территории» находится церковь, которая включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО?
Церковь стоит на острове Липно. Когда-то здесь был монастырь. По описи 1763 года в Липенском монастыре числились: каменные церковь Николы и церковь Троицы с трапезной и приделом Сергия, двухэтажный настоятельский корпус, деревянная колокольня с пятью колоколами и деревянная ограда.
Вскоре Липенский монастырь был упразднен, а позднее приписан к Сковородскому монастырю. Монастырская трапезная разобрана, а кирпич использовался для ремонта Сковородского монастыря, в 1799 году с этой же целью была разобрана и церковь Троицы.
(на снимке жалкий огрызок того, что некогда было Сковородским монастырём, о нём в следующем посте)
В середине XIX века памятник находился в плохом состоянии, почти не использовался. После Октябрьской революции церковь была закрыта. В советское время храм из-за удаленности от города не использовался и без надлежащего ухода постепенно ветшал.
В годы Великой Отечественной войны церковь была частично разрушена, после войны восстановлена.
На острове Липно, находящемся недалеко от дельты реки Мста, в советское время размещалась база отдыха. Теперь она заброшена.
На острове растут несколько больших пушистых сосен. А может, это не сосны? Для сосен они чересчур пушисты и разлаписты.
В церкви сохранились фрески, представляющие исключительный интерес, поскольку они являются единственными фресками XIII века.
К сожалению, нам церковь не открыли и фрески не показали.
Конечно, президенту и премьер-министру церковь открыли и фрески показали. Вот они осматривают храм изнутри.
Это отчасти объясняет, почему сторож был такой борзый, но не объясняет пошарпанный вид церкви. Сильные мира сего могли бы хоть немного денег выделить (денег нет, но вы держитесь) на приведение церкви в пристойный вид.
Обратно шли немного по-другому. На кочковатый луг больше не совались, а потопали по льду Плотницы и Никольского озера, потом сразу вышли на дорогу, накатанную снегоходами. По расстоянию получилось немного дольше, но идти было гораздо легче. Погода совсем испортилась, пошел противный дождь вперемежку со снегом.
Итак, мы сделали это! По расстоянию получилось 14 километров в обе стороны. Конечно, здорово вымотались и вымокли, но церквушка того стоила!!
Храм Николы на Липне под Великим Новгородом
Одна из древних – домонгольских – церквей Новгородчины — храм Николы на Липне, 1292 года постройки. До которой можно добраться только по воде или по льду. Потому что стоит эта церковь на отдаленном острове в устье реки Мсты, впадающей в озеро Ильмень.
Наняв в Новгороде на лодочной станции человека, назвавшегося Петровичем, мы на его небольшой моторке вышли в Волхов.
Мимо великолепного ансамбля Юрьевского монастыря…
Мимо величественной руины законсервированного после войны храма на Рюриковом городище…
Мимо заброшенных гигантских опор несостоявшегося моста несостоявшейся железной дороги…
Наконец мы вышли в Ильмень. Тут вода была совсем не такой спокойной, как в неспешном Волхове. Небольшая легкая моторка прыгала на разгулявшихся волнах, как на хороших кочках, и после поездки я, торчавшая всю дорогу из люка на носу лодки, была вся в синяках. Но жалеть о поездке не пришлось ни в коем случае — наоборот, от бешеной скорости и летящего в лицо влажного ветра хотелось подвывать от восторга (что я, признаюсь, и делала, благо за шумом мотора ничего не было слышно).
На Ильмене я не фотографировала. Точнее, попыталась один раз, получила при прыжке на очередной волне тяжелым фотоаппаратом по носу и успокоилась. Зато когда мы вошли на тихую воду Гнилки, и впереди показался Никола, я упущенное наверстала.
Церковь Николы на Липне, в устье реки Мсты, — это все, что осталось от древнего Липенского монастыря. Она была заложена при новгородском архиепископе Клименте, по его заказу, и строилась по новой для того времени технике — не из плинфы с камнем, а из волховской плиты на растворе извести с песком. Как видите — техника себя оправдала.
Исследований об этой церкви можно найти множество — это один из самых изученных новгородских памятников, даром что до нее добраться так непросто.
Монастырь просуществовал здесь с 1110-х годов и аж до середины XVIII века. После он был упразднен, постройки постепенно разобрали, и осталась одна Никольская церковь, заброшенная, пришедшая в запустение. Удивительно, что до самой войны в ней сохранялись росписи — ровесники церкви… Под поздней масляной записью, конечно.
Увы — сейчас древних фресок нет. Во время войны со стороны Юрьева монастыря, занятого фашистами, по церкви била артиллерийская батарея. Никольская церковь лишилась купола и кровли, устояли только на диво крепко сделанные стены. После войны храм восстановили.
Сейчас он не такой заброшенный, как прежде. При храме живет семья сторожа. Живут практически в старинных условиях — никакого вам электричества, водопровода и т.п. В Новгород ездят на моторке. Собака у них, говорят, злая, но ее привязывают.
Возвращались мы с некоторым сожалением — наверное, здорово было бы пожить там, на острове, немного… Дорога обратно уже показалась совсем не страшной, хотя волны были такими же, и кажется, мы даже пару раз рисковали перевернуться. Но вот впереди показался великолепный новгородский Детинец, напоминая о том, что нам есть еще на что посмотреть и в самом городе.
Хозяин лодки с сомнением спросил — неужели поездка и вправду так понравилась. Но, видимо, поверил, что правда.
Великий Новгород, увиденный с воды, как-то особенно соответствует своему старинному прозванию — «Господин Великий Новгород». Действительно, господин. Действительно — Великий… И совершенно неисчерпаемый. Как сам город, так и его окрестности.
Как добраться: в Новгороде нужно доехать или дойти до лодочной станции на Торговой стороне, она находится прямо за гостиницей “Россия”. Там частным порядком нанять лодку, местные владельцы вас за умеренную сумму довезут и все покажут. Другой вариант – можно попробовать найти организованную экскурсию на причале у Детинца – возят также частники, расписания нет.
Храм Николы на Липне: западный след
Церковь находится в 9 км к югу от Новгорода, на острове в дельте реки Мсты и добраться до нее можно лишь на лодке, по высокой воде, хорошо зная фарватер. Это один из наиболее труднодоступных храмов.
Для исследователей русского зодчества это один из любимых объектов, библиография по памятнику насчитывает десятки публикаций. Однако до широкого читателя эта литература вряд ли доходит. Попробуем разобраться, почему о храме написано так много, каковы важнейшие проблемы, в чем суть спорных вопросов.
История и легенда
Датировка памятника не вызывает никаких сомнений. Все новгородские летописи зафиксировали строительство каменной церкви. В новгородской Первой летописи, самой ранней и достоверной, сообщается: «Того же лета (1292 год – В.Я.) заложи архиепископ новгородчкыи Климент церковь камену святого Николу на Липне». С этой датировкой согласуются и архитектура храма, и строительная техника, и освящение в интерьере придела Климента, святого покровителя заказчика.
Вскоре церковь была расписана фресками. До последней войны они сохранялись в значительном объеме, ныне уцелели в основном в восточной части интерьера. Липенская живопись уникальна: в России больше нет памятников с росписями XIII века. Здесь нет возможности ее анализировать, отсылаем интересующихся к серии статей искусствоведа Т.Ю. Царевской. Отметим лишь, что состояние росписи аварийное, работы по ее укреплению давно не проводились.
В литературе обычно считается, что одновременно с возведением каменной церкви основан монастырь. Однако источники не дают оснований для столь однозначного вывода. Только в наименее надежной летописи конца XVII в. говорится об одновременном основании монастыря. Нет о нем упоминания и в подробной поясняющей надписи на знаменитой храмовой иконе «Никола Липный», и в летописном списке 24-х пригородных обителей, сожженных новгородцами в 1386 году в ожидании осады города московским князем Дмитрием Ивановичем (Донским), хотя соседний Сковородский монастырь в нем имеется.
Самые ранние достоверные сведения о существовании монастыря относятся к концу ХV века. Таким образом, хронологическими рамками основания обители на Липне можно считать 1386 и 1495 годы. В пределах же этого периода наиболее вероятным временем является, по нашему мнению, правление архиепископа Евфимия II (1429–1458 гг.), известного своей деятельностью по возрождению новгородской культуры, «святости», религиозности.
Здесь уместно коснуться события, в память которого воздвигнут храм.
Согласно легенде, на этом месте в начале ХII века была обретена круглая икона с изображением Николая Мирликийского, от которой чудесным образом исцелился новгородский князь Мстислав Владимирович, в благодарность построивший Никольский собор на Ярославовом дворище (1113 г.).
Не будем рассматривать здесь сложную проблему о реальности чуда от иконы (имеются cерьезные аргументы и в пользу ее достоверности), заметим лишь, что ученые датируют запись этой легенды ХV-ХVI вв. Нижняя хронологическая граница как раз соответствует времени Евфимия II; именно при нем кодифицируются легенды и предания, составляются жития местных святых, на почитаемых местах ставятся храмы и обители. Подмечена и его особая забота о храмах в честь Николая Чудотворца.
Дальнейшая история церкви и монастыря крайне бедна событиями, поэтому они редко упоминаются в письменных источниках.
Испытание временем
В период шведской оккупации обитель жестоко пострадала. Опись 1617 года, составленная после ухода шведов, рисует страшную картину разорения: «Монастырь Николской Лепенской, а в нем церковь и трапеза каменные. А кровля на церкве и на трапезы и маковиц нет, толки стоят стены церковные, и те испроломаны все. А келей в монастыре, иных никаких хором и ограды около монастыря нет, все пусто… А старцев и слуг того Липенского монастыря нет ни одново человека…». Восстановление шло долго и трудно и закончено только к середине ХVII века.
В 1780-х годах обитель упразднили, главный храм обратили в приходский, а монастырские постройки разобрали. Таким образом, к началу XIX века Липенский монастырь как архитектурно-функциональный комплекс перестал существовать.
После упразднения обители храм капитально отремонтировали, причем работы сопровождались существенными перестройками: углы здания надложены брусом и устроена типовая четырехскатная кровля; мало того, что эта кровля до неузнаваемости исказила пропорции памятника, она к тому же закрыла окна барабана и они были, как и большинство древних проемов на фасадах, заложены. Взамен пробито несколько новых прямо-угольных окон, но в целом освещение интерьера ухудшилось. С западной стороны к церкви пристроены каменные паперть и невысокая колокольня, выдержанные в стиле позднего классицизма. После этого приходская церковь на Липне практически не играла никакой роли в жизни новгородской епархии. Наиболее чтимые, древние иконы и святыни (в том числе храмовая икона «Никола Липный») перевезены в Сковородский монастырь. Служба в храме проходила один-два раза в год, остальное время он был закрыт.
В годы Великой Отечественной войны памятник был варварски разрушен немецкой авиацией и артиллерией. Сохранилось примерно 65% кладки, которая находилась в аварийном состоянии.
В послевоенные годы храм обследован группой сотрудников Института истории и теории архитектуры АН СССР под руководством известного исследователя русского зодчества П.Н. Максимова. Эти материалы легли в основу проектных предложений по реставрации церкви. Реставрационные работы проведены в 1954–1958 годах под руководством архитектора Л.М. Шуляк при участии и консультациях П.Н. Максимова. К сожалению, проектная документация в полном объеме не выполнялась, работы велись в основном «по месту», «по следам».
Реставрация проведена на первоначальную дату. Подобное решение для сильно разрушенных памятников всегда вызывает споры и критику специалистов. В данном случае критика не последовала, реставрация признается выполненной на довольно высоком уровне. Этого удалось достигнуть благодаря удовлетворительной сохранности нашего памятника (по сравнению с другими – Нередицей, Ковалевом, Городищем), наличию значительного количества изобразительного материала (чертежи и довоенные фотографии), тщательности натурных исследований и высокой квалификации специалистов. Несмотря на большие утраты кладки установлены форма и конструкция сводов, арок, покрытия, проемов, декора, найдены даже фрагменты двух древних деревянных оконниц. По утверждению П.Н. Максимова, почти все восстановленные элементы памятника обоснованы натурными данными.
Архитектурные особенности
Бегло проследив историю Никольской церкви и монастыря, вернемся к вопросу: в чем причина особого внимания ученых к нашему памятнику? Их несколько. Во-первых, его появление на переломе, на рубеже эпох, традиций: он является первым каменным зданием на Руси, сооруженным после длительного перерыва в строительстве, вызванного монгольским нашествием. Во-вторых, место храма в истории новгородского зодчества: именно здесь был намечен путь, по которому будет развиваться местная архитектурная школа. В-третьих, весьма интересен и необычен характер архитектурных форм, здесь появляется много нового.
Уже в конце XIX века стало ясно, что непосредственной предшественницей и конкретным образцом храма на Липне послужила церковь Рождества Богородицы в Перыни, стоящая на противоположном берегу озера в пределах прямой видимости. Действительно, они очень похожи; совпадают почти все типологические особенности, включая такие необычные в то время решения, как одна апсида, отсутствие средних лопаток на фасадах, динамичное криволинейное (трехлопастное) завершение, восьмигранные западные столбы, «четвертные» (очертанием в четверть окружности) своды в углах. Это сопоставление показывает, что наш памятник продолжает развитие новгородского зодчества с той точки, где оно остановилось, является связующим звеном между домонгольским периодом и архитектурой XIV века. Однако образ храма в некоторой степени изменился: если церковь в Перыни «женственная», напоминает стройную, тонкую, гибкую девушку или свечу, устремленную к небу, то постройка на Липне скорее «мужественная», похожа на крепко сложенного молодца. В архитектуре сильна тема креста – крестообразное размещение проемов и ниш на фасадах, крестообразные оконца, каменные кресты на фасадах.
В храме Николы на Липне можно видеть также целый пласт форм, которые не находят аналогий на Руси. Здесь впервые в Новгороде появляются западноевропейские заимствования. На это обращали внимание почти все исследователи, однако в атрибуции этих форм до сих пор нет единого мнения.
В настоящее время к иноземным архитектурным заимствованиям относят следующие элементы Никольского храма: «ползучую аркатуру» в завершении фасадов; сомкнутые своды с ложными выступами-нервюрами над угловыми помещениями хор; крестообразные окна или ниши в угловых частях фасадов; кресты на западном и восточном фасадах, выложенные из плиток или высеченные на камне; впервые в Новгороде примененную кладку с использованием брускового кирпича на растворе с песком. Сюда же нужно отнести сдвоенную нишу в углу диаконника, опирающуюся на «романский» кронштейн (эта деталь осталась практически не замеченной исследователями). Западное происхождение некоторых из этих форм спорно.
Самая яркая западная деталь – аркатура. Фасады построек с подобным мотивом распространены в Европе повсеместно от Португалии до Скандинавии, так что трудно указать конкретный источник. В настоящее время существуют три версии происхождения этого элемента: Ливония, то есть современная территория Латвии и Южной Эстонии (наши близкие соседи), Сербия (художественные контакты с которой были довольно тесными) и итальянский город Бари, где хранятся мощи Николая Чудотворца и где бывали многочисленные паломники (одноименный храм там имеет похожую аркатуру).
Большинство современных авторов, тем не менее, полагают, что здесь работала не иноземная артель, а русские мастера, имеющие представление об архитектуре Европы. Лишь некоторые ученые, в частности, Г.М. Штендер, считают наш памятник произведением зарубежных строителей. Аргументами в пользу русского происхождения зодчего и строителей являются новгородский, традиционный образ самого храма, подчиненное, второстепенное значение заимствованных элементов, их неконструктивность (своды), не очень умелое использование брускового кирпича. Примиряя разные мнения, можно принять компромиссный, «интернациональный» вариант строительства.
Почти все иноземные формы церкви Николы на Липне в дальнейшем не прижились в Новгороде, их прямого копирования не отмечено. Прочно вошла в арсенал строителей только новая техника кладки (брусковый кирпич и раствор с песком вместо толченого кирпича).
Каково же влияние памятника на дальнейшее развитие новгородского зодчества? Он включен во все учебники, энциклопедии и обобщающие труды по архитектуре. Церковь Николы на Липне действительно послужила главным источником, образцом при формировании «классического» новгородского храма. Однако, как часто случается в искусстве, произошло это не сразу, а после большой паузы длительностью в 70 лет. Все эти годы в местном зодчестве продолжался период поисков, экспериментов, когда каждый памятник не похож на предыдущий. И только в 1360 году архитектурные формы Никольской церкви были востребованы мастерами, строившими храм Федора Стратилата, который стал каноничным и в свою очередь вызвал массу подражаний.
Таким образом, значение нашего памятника для русского зодчества заключается, во-первых, в сохранении, сбережении домонгольских традиций, во-вторых, в развитии, продолжении этих традиций с использованием новой строительной техники и характерного декора, в-третьих, в обогащении архитектурного языка, в частности, в применении романо-готических форм. Теперь становится понятен повышенный интерес ученых к липенскому храму.
Владимир ЯДРЫШНИКОВ