храм на малоохтинском проспекте

Церковь и часовня Успения Пресвятой Богородицы

храм на малоохтинском проспекте

Церковь и часовня Успения Пресвятой Богородицы

Диплом Союза архитекторов России.

Ктитор – В.Л. Ковалевский. Настоятель храма – священник Виктор Ерошенко

(Альбом «Институту ЛЕННИИПРОЕКТ — юбилей 80 лет!». 2005 г.)

Возле крепости Ниеншанц когда-то стояла деревянная лютеранская церковь. св. Девы Марии (напротив дома № 53a по Малоохтинскому пр.).
Петр приказал снести крепость, а на месте шведской церкви построили православную церковь св. равноапостольной Марии Магдалины.

При Екатерине II на месте деревянного было построено каменное здание церкви. В 1848-1857 гг. оно было перестроено по проекту арх. В. Небольсина и К. Маевского. В 1938 г. церковь была закрыта, в 1960-е гг. ее снесли.

При церкви находилось Малоохтинское кладбище, на котором во время блокады производились массовые захоронения.

Первоначально была построена часовня Успения Пресвятой Богородицы.
Церковь была торжественно освящена митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром 8 сентября 2001 года, в день 60-летия начала блокады Ленинграда.

храм на малоохтинском проспекте

30.08.1999 г.
ЦГАКФФД СПб.
Ар 229282
* см. ниже
(добавил peterburzhets )

храм на малоохтинском проспекте

(Альбом «Институту ЛЕННИИПРОЕКТ —
юбилей 80 лет!». 2005 г.)
(добавил Lonely Walker)

* Торжественное поднятие креста с помощью вертолета на церквь Успения Пресвятой Богородицы в парке на Малой Охте (возведена в память

Источник

Храм Успения Пресвятой Богородицы

Храм Успения Пресвятой Богородицы — одна из действующих культурных площадок, на основе которой проводится большое количество разноплановых мероприятий, служащих для интересного проведения досуга в Санкт-Петербурге.

Это культурный центр, на базе которого проводится работа с молодежью, создаются музыкальные коллективы, организуются показы художественной самодеятельности.

Но храм Успения Пресвятой Богородицы еще и учреждение духовное. Для гостей города храм часовня мечеть приход монастырь представляет интерес как памятник строительного искусства и национальной культуры, возможный пункт экскурсионной программы. Это также центр духовной жизни города, место встречи верующих и проведения богослужений.

Также это место понравится тем, кто любит чтение, но не готов бесконечно пополнять свою коллекцию книг. Здесь вы можете посидеть в читальном зале или взять абонемент. Сотрудники библиотеки помогут при работе с каталогами.

Здесь же находится музей. Хождение по музеям — спокойный способ провести время, который нравится самым разным людям. Они делают историю живой и позволяют посетителям узнать много нового.

Также здесь открыт театр. Театр — это всегда действенный способ отвлечься от повседневной суеты. Разве это не повод устроить оригинальное свидание? Приобрести билет на предстоящие спектакли вы можете в кассе театра.

Кроме того, это открытое пространство, где в течение всего года проводятся выставки. Здесь каждый посетитель сможет не только насладиться общением с прекрасным, но и открыть для себя новые имена деятелей искусства.

Более подробную информацию можно получить по телефону 78125281150 или найти на сайте uspenie-spb.ru.

Храм Успения Пресвятой Богородицы располагается по адресу: р-н Красногвардейский, Малоохтинский проспект, 52, рядом с метро Новочеркасская.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Цитатник

Ну и что, что ноябрь и опять холода? Это повод – обняться сильнее, И подумать о жизни, о близк.

Москва инициировала «зачистку» системы госуд.

Приложения

Музыка

Ссылки

Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

Добро пожаловать на сайт храма Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге

Наш храм был построен в память о событиях Великой Отечественной Войны и является местом особого молитвенного поминовения усопших в дни блокады.

Сейчас, когда традиционные нравственные устои общества не всегда бывают в почете, память о подвиге и величии нашего народа становится очень важной.

Храм Успения или как его ещё называют «блокадный храм» и есть та живая память о прошлом. Через молитву он соединяет наше поколение с теми, кто явил пример мужества и жертвенного служения.

В середине XIX века старая кладбищенская церковь во имя св.равноапостольной Марии Магдалины была перестроена. В 1938-м году церковь закрыли, арестовав ее последнего настоятеля новомученика протоиерея Иоанна Лескова. Чудом храм уцелел, и, как это водилось тогда, был со временем превращен в кинотеатр «Рассвет» и, уже в 1960-е, обезглавленный, лишенный всякого архитектурного декора, был полностью уничтожен.храм на малоохтинском проспекте

Кладбище под предлогом социалистической реконструкции, было решено стереть с лица земли в 1930-е годы. (Около двадцати старинных кладбищ и некрополей Петербурга было уничтожено тогда, тысячи могил подверглись поруганию). Уже к войне это был практически пустырь. Может быть, уцелели лишь отдельные надгробия. Но с началом блокады Ленинграда каждое место, связанное с традицией погребения использовалось для стихийно возникавших братских могил и отдельных захоронений. Нет сомнения, что и здесь, на бывшем Малоохтинском кладбище, лежат останки тех, кто погиб от голода и холода в осажденном городе.

На строительство церкви общину благословил приснопамятный владыка Иоанн (Снычев), которого все мы с благодарностью вспоминаем. Это был выдающийся богослов и человек праведной жизни, который своей проповедью многих ободрял и утешал в наши печальные и суровые дни.

В проектировании строительства церкви принимали участие профессиональные архитекторы, но надо сказать, что здесь многое зависело и от личных усилий настоятеля храма протоиерея Виктора Ерошенко и ктитора В. Л. Ковалевского. На время строительства храма была сооружена небольшая деревянная церковь, где ежедневно совершались богослужения. И с самого начала богослужебной жизни церкви была заведена традиция поминовения людей, погибших в блокаду.

Этот храм стал данью памяти и выражением нашей бесконечной признательности тем, кто погиб. И нашей вины перед ними, потому что, к сожалению, в блокадном городе далеко не все было сделано тогдашними властями для помощи ленинградцам, для спасения людей. Половина жителей Ленинграда погибла в то блокадное время… Поэтому особенно важно то, что храм строился без участия властей, как символ народного уважения к памяти погибших, как знак народной любви.

Юрий ПИРЮТКО, хранитель Некрополя Александро-Невской Лавры

храм на малоохтинском проспектеСтроительство Блокадного храма на Малой Охте является продолжением старинной традиции. Первые храмы-памятники появились еще в Древней Руси, когда в память о важных военных, исторических событиях ставились не монументы, как в Западной Европе, а храмы, часовни, поклонные кресты. Позже эта традиция развивалась и получила особенное выражение в Петербурге.

Елена ИСАКОВА, историк

Торжество исторической справедливости

храм на малоохтинском проспектеРовно через год в 1997 году на праздник Успения Божьей Матери одновременно была поставлена деревянная часовня и начато строительство большого храма.

Кроме того, многие пожилые люди помнили, что раньше на Малой Охте рядом с новым храмом когда-то находилось кладбищенская церковь святой равноапостольной Марии Магдалины. Её судьба была такой же трагичной, как и судьба всего нашего народа в прошлом столетии. Построенная в конце 18-го века, после октябрьского переворота 1917 года она переходила из рук обновленцев в лоно патриаршей Церкви, пока не была закрыта в 1938 году.

храм на малоохтинском проспекте

Так сложилось, что большинство знаменательных дат в Успенском храме выпало именно на Успение. Так, 28 августа 1999 года, по завершении строительства стен состоялась установка креста на центральный купол. Это был пасмурный день. Тысячи людей собрались вокруг храма, чтобы видеть, как экипаж вертолёта выполняет сложнейшую монтажную операцию. Крест встал не с первой попытки. Каково же было ликование народа, когда лётчику, наконец, удалось совершить манёвр и установить крест в гнездо купола! В момент, когда это получилось, все почувствовали, что храм «ожил». храм на малоохтинском проспектеИсторическая справедливость совершилась. Снова на Малой Охте был воздвигнут храм.

Иерей Андрей Панков

Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы
(Храм памяти ленинградской блокады)
и церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины

храм на малоохтинском проспектеВ память о трагических днях Блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны, о жителях блокадного города и его защитниках было принято решение построить в Петербурге Храм Скорби и Славы и посвятить его Успению Пресвятой Богородицы.

На сегодняшний день в городе есть лишь гражданские мемориальные сооружения в память о жертвах и героях Блокады. Между тем в России издавна существовала традиция возведения храмов в честь событий как светлых, так и трагических, вошедших в народную память. Место строительства выбрано в парке на Малой Охте, где некогда стояла церковь равноапостольной Марии Магдалины и было кладбище, ставшее в Блокаду местом массовых захоронений.

храм на малоохтинском проспектехрам на малоохтинском проспекте

Строительство церкви по проекту архитекторов Ф.К. Романовского и Ю.П. Груздева велось на добровольные пожертвования горожан. Это самый крупный из петербургских храмов конца XX века. Стиль этого необычного, как бы летящего ввысь храма можно определить как «русский вариант» постмодерна. Церковь, возвышающаяся над микрорайоном Малой Охты, завершается небольшим покрытым титановым сплавом «под позолоту» куполом на высоком барабане. храм на малоохтинском проспекте

Закладка нового храма была совершена 28 августа 1996 года. Для сбора средств на строительство храма и для молитв на время строительства рядом со строящимся храмом была возведена временная небольшая часовня из дерева и стекла, освященная 3 января 1997 года.храм на малоохтинском проспекте

28 августа 1999 года был освящен и установлен на куполе церкви крест. После завершения строительных и отделочных работ Успенский храм был торжественно освящен митрополитом С.-Петербургским и Ладожским Владимиром 8 сентября 2001 года, в день 60-летия начала блокады Ленинграда.

Прекрасно продуманный проект храма обеспечил изумительную акустику, поэтому звучание церковного хора в нем не только профессионально, но по-особому дивно и прекрасно. В белокаменном интерьере храма занял свое место пятиярусный иконостас, выполненный из дуба. Образа для него выполнены художниками А.В. Стальновым и В.Т. Ждановой.храм на малоохтинском проспекте

К западу от белокаменного храма возведена невысокая отдельно стоящая, крытая голубой черепицей колокольня церкви, в целом повторяющая ее архитектурный стиль.

храм на малоохтинском проспектеУ центрального входа в церковный сад 28 августа 2007 г. был открыт монумент «Детям Беслана» работы скульптора В. Шувалова. В основание бронзовой скульптуры митрополит Петербургский и Ладожский Владимир, проводивший обряд её освещения, заложил капсулу с землей привезенную с места трагедии 2004 г.

В течение 2003 года временная деревянная часовня была перенесена ближе к Успенскому храму и перестроена под церковь. Этот небольшой храм получил посвящение святой Марии Магдалине в память об одноименной церкви, существовавшей прежде на этом месте. Церковь св. Марии Магдалины приписана к Успенскому храму; в ней также происходят богослужения, совершаются отпевания.

Жизнь святителя тесно связана с храмом Марии Магдалины, на месте которой расположен Успенский храм.
Митрополит Петроградский Вениамин, в миру Василий Казанский, родился в 1873 году на территории нынешней Архангельской области в семье священника. В 1895 году он принял монашеский постриг. Окончил Петрозаводскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию. Был в разное время ректором Самарской и Санкт-Петербургской семинарий.
Будущий святитель проводил беседы-чтения на религиозные темы на заводах и фабриках Петрограда в самых бедных районах Выборгской стороны и на Охте. Он активно проповедовал и среди падших женщин. Его отличали простота и отзывчивость.
Несмотря гонения на Церковь после 1917 года, владыка Вениамин продолжал отстаивать права верующих, заботиться о народе. В августе 1922 года он вместе с одним священником и двумя мирянами был расстрелян.
В 1992 году святитель Вениамин Петроградский был причислен к лику святых.

храм на малоохтинском проспекте

Церковь в блокадном Ленинграде

На войне неверующих не бывает. храм на малоохтинском проспекте

В дни блокады Ленинграда в православных храмах продолжала совершаться Божественная Литургия. Даже безбожные власти, сознавая спасительную силу веры, не препятствовали богослужению.

Жители и гости города вот уже несколько лет любуются силуэтом новой православной церкви, которая украсила панораму правого берега Невы. Храм во имя Успения Пресвятой Богородицы – Блокадный храм – так называют православные горожане главное место воинской памяти города; отсюда возносится молитва о всех почивших в храм на малоохтинском проспектедни блокады Ленинграда. Идея о сооружении на малой Охте православной церкви памяти жертв ленинградской блокады возникла в 1994 году у церковной общины во главе с В.Л. Ковалевским – председателем приходского совета храма. Строительство было начато в день праздника Успения Пресвятой Богородицы в 1996 году. В 1999 году строившийся храм был увенчан крестом, а в престольный праздник – 28 августа 2001 года благочинный Большеохтинского округа протоиерей Александр Будников в сослужении с настоятелем протоиереем Виктором Ерошенко совершили малое освящение храма. В памятный день 60-летия начала блокады – 8 сентября 2001 года – новый храм был освящен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром.

Приход надеется, что однажды в парке возле храма будет установлен поклонный крест в память всех почивших в годы блокады и мемориальные доски с именами ленинградского духовенства и церковнослужителей, умерших в блокадном городе.

Священники Русской Православной Церкви поддерживали и ободряли прихожан, не давали погаснуть надежде, что не будет оставлен Богом и побежден народ русский и город выстоит. Могут ли быть преданы забвению имена этих русских православных патриотов, подавших героический образец служения Родине и вере Православной? Патриарх Московский и всея Руси Алексии II так говорил о служении Ленинградской митрополии и приходов города в период блокады:

«Духовным руководителем и организатором этого служения был Высокопреосвященный Алексий, митрополит Ленинградский и Новгородский, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси. Святитель неукоснительно ежедневно совершал богослужения в кафедральном Никольском соборе и других храмах города, отпевал усопших от бомбежек и голодного истощения. В любое время он встречался с шедшими к нему во множестве людьми, укреплял в них веру в победу, христианскую радость и молитвенное утешение в скорби. Он ободрял малодушных и укреплял слабых».

С начала войны богослужения в городе проходили при переполненных храмах. Архимандрит Владимир (Кобец храм на малоохтинском проспектеК.Д.) вспоминал, что «рисковал своей жизнью под обстрелом, а все-таки старался не оставлять служение и утешать страждущих людей, которые пришли помолиться Господу Богу. В храме стекла падали на голову, а я не останавливал службу». Трудно переоценить значение служения блокадных пастырей. Существуют воспоминания свидетеля следующего разговора, произошедшего во время блокады на лестничной площадке одного из ленинградских домов. Маленькая девочка постучалась в двери соседа священника и, когда он открыл ей, спросила, есть ли у него хлеб. «Я хочу кушать», сказала она. Священник предложил ей войти в квартиру и ответил так: «Проходи, девочка, хлеба у меня нет, но я научу тебя молиться. Я могу научить тебя молиться, чтобы Господь насытил тебя малым».

То, что обессилевшие люди все же заполняли блокадные храмы, говорит о том, что вера Православная и в тот трагический период являлась жизненно необходимой частью народной жизни, была тем источником, откуда черпали силы многие защитники и жители блокадного города. Роль блокадного духовенства в укреплении духа жителей осажденного города еще недостаточно освещена. Необходимо сохранить в народе память о славном отряде епархиального духовенства, выполнявшем пастырское служение в Ленинграде.

храм на малоохтинском проспекте8 сентября 2002 года в церкви Успения Пресвятой Богородицы состоялась открытие выставки «Блокадный Храм», рассказывающей о церковной жизни блокадного Ленинграда 1941 – 1944 годов. Здесь представлены фотографии ленинградского духовенства из персональных дел епархиального архива, копии отдельных документов из этого хранилища, а также из Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, снимки из Центрального архива, кинофотодокументов.

Часть фотографий и документов переданы для выставки прихожанами Блокадного храма и теми петербуржцами, которые откликнулись на объявления в православной прессе о сборе материалов для выставки.

Девятьсот дней в аду

К началу Великой Отечественной войны советское руководство под влиянием внешнеполитических обстоятельств вынуждено было отказаться от идеи полного уничтожения Русской Православной Церкви в храм на малоохтинском проспектестране. Перспектива надвигавшейся войны заставила правительственные органы по-иному оценить роль Церкви внутри страны и на международной арене. Однако ее положение оставалось трагичным, множество запретов затрудняло ее деятельность, сотни священников томились в тюрьмах и лагерях. К концу 1930-х гг. в Советском Союзе на свободе оставалось всего 4 правящих православных архиерея. В одной из крупнейших епархий страны, Ленинградской, к 1941 г. уцелел лишь 21 православный храм, были закрыты монастыри и духовные учебные заведения, отсутствовала церковная печать. К этим трудностям прибавились и суровые тяготы войны и блокадного города.

Духовенство Ленинградской епархии, награжденное медалями ‘За оборону Ленинграда’ вместе со своим митрополитом Алексием (Симанским). Октябрь 1943. Фото из музейной экспозиции Успенской церкви на Малой Охте, Санкт-Петербург.

Ленинградскую епархию в тот период возглавлял известный церковный деятель митрополит Алексий (Симанский), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси. В самом городе и северных пригородах, оказавшихся в кольце блокады, в его ведении находились Никольский кафедральный и Князь-Владимирский соборы, а также церкви: Никольская Большеохтинская, Волковская кладбищенская св. Иова, Димитриевская Коломяжская и Спасо-Парголовская.

«Церковь зовет к защите Родины»

С первых дней войны Русская Православная Церковь посвятила себя защите Родины. Уже 22 июня 1941г. храм на малоохтинском проспектеПатриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) обратился с посланием к верующим. Оно зачитывалось в храмах Ленинграда, и люди уходили на фронт как на подвиг, имея благословение Церкви. Глава епархии митрополит Алексий 26 июля написал свое обращение к духовенству и верующим «Церковь зовет к защите Родины». Особенную известность получила его проповедь, произнесенная 10 августа. В ней говорилось прежде всего о патриотизме и религиозности русского человека. Авторитет и влияние Ленинградского митрополита в это время были настолько велики, что 12 октября 1941г. Патриарший Местоблюститель в своем завещательном распоряжении именно его назначил своим преемником.

По предложению митрополита Алексия уже с 23 июня 1941г. приходы Ленинграда начали сбор пожертвований на оборону города. Митрополит поддержал желание верующих пожертвовать на эти цели имевшиеся в храмах сбережения, порой очень значительные. Приходской совет Князь-Владимирского собора предложил на свои средства открыть лазарет для раненых и больных воинов и 8 августа передал на его обустройство 710 тыс. из 714 тыс. имевшихся у общины рублей.

Однако конкретная благотворительная деятельность осталась под запретом и после начала войны. Приходам разрешили перечислять деньги только в общие фонды: Красного Креста, обороны и другие. Это ограничение не погасило воодушевления верующих и духовенства. Храмы отказывались от всех расходов, кроме самых необходимых. Повсеместно солдатам собирали теплые вещи, прихожане жертвовали продовольствие для больных. В первые дни войны Никольский собор выделил 385 тыс. рублей, а к концу 1941г. свои взносы сделали все православные приходы Ленинграда на общую сумму 2 млн. 144 тыс. рублей.

Купола защитного цвета

Рано наступившая зима 1941г. оказалась на редкость суровой. В городе почти прекратилась подача электроэнергии, остановился транспорт, многие здания не отапливались. В храмах температура упала до нуля, порой замерзало масло в лампадах, все больше людей умирало от голода. Протоиерей Николай Ломакин, давая свидетельские показания на Нюрнбергском процессе, рассказывал, что вокруг Никольской церкви на Большеохтинском кладбище можно было в течение целого дня видеть от 100 до 200 гробов, над которыми совершал отпевание священник. Всем ленинградским священнослужителям, в том числе митрополиту Алексию, приходилось постоянно заниматься этим скорбным делом.

В период блокады Ленинграда богослужение проводилось во всех действующих храмах, и лишь Серафимовская кладбищенская церковь в январе-апреле 1942г. была закрыта. В нее стали складывать тела умерших.

Литургия под обстрелом

Митрополит Алексий прилагал все силы для того, чтобы богослужения продолжались. Не обращая внимания на артобстрелы, он, зачастую пешком, обходил ленинградские храмы, беседовал с духовенством и мирянами. В дни блокады он служил Божественную литургию один, без диакона, сам читал записки с поминаниями «за здравие» и «за упокой». Митрополит поселился непосредственно в соборе, несмотря на постоянные артобстрелы и бомбардировки.

Голодная блокада не щадила и духовенство. Только в Князь-Владимирском соборе в зиму 1941-1942гг. умерли восемь членов клира. В Никольском соборе во время богослужения умер регент, не пережил голодную зиму келейник митрополита Алексия инок Евлогий.

Священники и их паства в блокадном городе жили одной судьбой. Вокруг храмов существовали объединения людей, которые помогали друг другу выжить, выстоять. Без какого-либо участия городских властей в подвале Спасо-Преображенского собора было оборудовано бомбоубежище на 500 человек для прихожан и жителей окрестных домов. Имелся кипяток, запас медикаментов, в случае необходимости в подвале можно было переночевать. Нуждающимся помогали деньгами, дровами, свечами, маслом для освещения и другими жизненно необходимыми вещами. С довоенных времен в соборе хранились строительные материалы, и прихожанам делали из железных листов печи для обогрева квартир, выделяли фанеру, картон, чтобы заменить ими выбитые взрывной волной оконные стекла.

Пасха в блокадном городе

Именно к Пасхе гитлеровцы приурочили особенно яростный налет на Ленинград. Богослужение было перенесено на 6 часов утра, что позволило избежать больших жертв. Многие верующие вместо куличей освящали кусочки блокадного хлеба. При обстреле города в Пасхальную ночь серьезные повреждения были нанесены Князь-Владимирскому собору. Фашистские самолеты не только сбрасывали на него бомбы, но и обстреливали на бреющем полете из пулеметов. Общий ущерб, нанесенный собору с августа 1941 по 1 мая 1943г., составил 5 млн. 514 тыс. руб.

Помощь фронту деньгами

Представители духовенства наравне со всеми жителями несли труды по обороне города, многие входили в группы местной противовоздушной обороны (МПВО). Например, в справке, выданной 17 октября 1943г. архимандриту Владимиру (Кобецу) Василеостровским райжилуправлением говорилось, что он «состоит бойцом группы МПВО дома, активно участвует во всех мероприятиях о

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *