храм на малой дмитровке рядом с ленкомом

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках (Москва)

Мiръ Россия Москва Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках (Москва)

храм на малой дмитровке рядом с ленкомом

Храм Рождества́ Богоро́дицы в Пути́нках в Москве — приходской храм Московского Патриархата, освящённый в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы, имеет статус патриаршего подворья. Здание построено в стиле «русского узорочья». Один из последних крупных шатровых храмов в истории русской архитектуры.

Содержание

История [ править ]

Храм был заложен в 1649 году после пожара, уничтожившего предыдущую деревянную церковь Рождества Богородицы, и завершён строительством в 1652 году при царе Алексее Михайловиче.

Как отмечал А. В. Чаянов, название «в Путинках» одни авторы связывали с тем, что рядом с церковью находился Путевой посольский двор, в котором останавливались европейские послы, прибывавшие в Москву (как правило через Новгород по Тверской дороге); другие — что церковь находилась на «путях» в Дмитров и другие северные города — в разные времена к названию храма прибавлялось «что за Тверские ворота на Дмитровке», «на старом Посольском дворе, в Путинках», пока не устоялось современное название.

Церковь была построена из специально формованного кирпича и включала в себя: вытянутый с севера на юг четверик, увенчанный тремя шатрами, пониженный прямоугольный алтарный объём, кубообразный придел Неопалимой купины, увенчаный завершением в виде шатрика на барабане, двухъярусную колокольню и небольшую трапезную, примыкавшую к четверику церкви с запада.

храм на малой дмитровке рядом с ленкомом

После завершения строительства храма, в 1653 году, Патриарх Никон прекратил строительство шатровых храмов на Руси. Таким образом, церковь Рождества Богородицы в Путинках является одним из последних шатровых каменных храмов в Москве.

В конце XVII века к храму была пристроена новая широкая трапезная с приделом великомученика Феодора Тирона, включающая более старые части церкви, и сооружена сторожка с ходом на колокольню. Сложность и дробность архитектурного решения храма усиливались наружной росписью и разноцветной черепицей. В 1897 году была проведена реставрация церкви архитектором Н. В. Султановым.

В 1864 году было построено новое западное крыльцо храма с завершением, скопированным с завершений самого храма. Это крыльцо было разобрано в ходе реставрации храма в 1957 году и заменено новым, стилизованным под XVII век. Реставрацией руководил архитектор Н. Н. Свешников. Работы велись при постоянном контроле Академии архитектуры в лице члена-корреспондента академии Д. П. Сухова. Реставрация имела высочайшую оценку Академии архитектуры.

В 1930-х годах в храме служила братия Высоко-Петровского монастыря. 2 июня 1935 года в храма состоялась хиротония его настоятеля, архимандрита Алексия (Сергеева), во епископа Каширского; в том же году приход был закрыт. После закрытия в церковном здании были устроены конторские помещения, а затем репетиционная база московской дирекции «Цирк на сцене», где до лета 1990 года дрессировали собак и обезьян.

В 1990 году храм был передан православной церкви, началось его восстановление. Настоятелем храма был назначен игумен Серафим (С. П. Шлыков), однако в ночь с 1 на 2 февраля 1991 года священник при невыясненных обстоятельствах был убит.

Богослужения в храме возобновились с августа 1991 года.

Большой вклад в восстановление храма внёс Александр Абдулов, по инициативе которого во дворе театра им. Ленинского комсомола с конца 1980-х годов проходил фестиваль «Задворки», средства от которого направлялись на восстановление Храма Рождества Богородицы. Абдулов также стал режиссёром фильма-концерта «Задворки-3, или Храм должен оставаться Храмом», весь сбор от которого также был перечислен в фонд восстановления Храма. 5 января 2008 года в Храме Рождества Богородицы в Путинках прошло отпевание А. Абдулова.

Источник

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

храм на малой дмитровке рядом с ленкомом

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках запись закреплена

храм на малой дмитровке рядом с ленкомом

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках запись закреплена
†ПРАВОСЛАВНЫЕ†

храм на малой дмитровке рядом с ленкомом

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках запись закреплена
†ПРАВОСЛАВНЫЕ†

Почему особо выделяются 3-ий, 9-ий и 40-й дни?
— Душа человека до 3 дня находится рядом с его родными, с 3 по 9 день ей показывают загробный мир, а с 9 дня — особо тяжелый период для души умершего, она идет по мытарствам, где познает все свои грехи.
Показать полностью. Наконец, в 40 день оканчиваются мытарства и душа снова возносится Ангелами на поклонение Богу, Который определяет ей соответствующее место в ожидании Страшного Суда по ее земным делам, духовному состоянию и по благодати молитв Церкви и близких. В этот период (с 9 по 40 день) родные должны особо молиться. Опять же читается Псалтырь, в храмах имя человека поминают в заказных записках.

Воздушные мытарства — название препятствий через которые должна пройти душа каждого христианина на пути к престолу Бога для частного суда. Пройти мытарства душа сможет в том случае, если человек вел праведный и благочестивый образ жизни.
По этому пути душу ведут два ангела. Каждым из мытарств, число которых 20, управляют бесы — нечистые духи, пытающиеся забрать проходящую мытарства душу в ад. Бесы предоставляют список грехов, относящихся к данному мытарству, а ангелы — добрые дела, совершённые душой при жизни.

В случае, если добрые дела перевешивают злые, душа переходит к следующему испытанию. Если злые дела перевешивают добрые и ангелам нечего предъявить для оправдания души, бесы уносят душу в ад. Когда же ангелы представят добрые дела к оправданию души и злые духи припомнят столько же грехов к её осуждению и будет равновесие, тогда побеждает человеколюбие Божие. Список добрых дел ведётся ангелом-хранителем, который даётся каждому человеку при крещении, список грехов ведёт бес, посылаемый сатаной к каждой душе для того, чтобы приводить человека к грехопадениям.

1. Мытарство празднословия. Здесь истязуются те, кто разговаривал сверх меры или на недушеполезные темы, разносил дурную молву о ком-либо.

2. Мытарство лжи. Здесь человек отдаёт отчёт за всякое лживое слово, за неискреннюю исповедь во грехах и за неисполнение данных Богу обетов.

3. Мытарство осуждения и клеветы. Здесь истязуются те, кто осуждает своего ближнего и когда один клевещет на другого, когда ругается и смеётся над чужими грехами, не обращая внимания на свои собственные.

4. Мытарство чревоугодия. Здесь истязуются те, кто выше всего ставил чувственные удовольствия от объедения и пьянства.

5. Мытарство лености, на котором человек даёт ответ за все дни и часы, проведённые в праздности. Здесь же задерживаются тунеядцы, питающиеся чужим трудом и не хотящие сами ничего делать, или берущие плату за невыполненную работу. Там же спрашивают отчёт с тех, которые ленятся в воскресные дни ходить к Божественной Литургии и другим службам Божиим.

6. Мытарство кражи. Здесь испытываются те, кто присваивал каким бы то ни было образом того, что принадлежит другим.

7. Мытарство сребролюбия и скупости. Здесь истязуются те, кто любит деньги, имущество, желает обогатиться, мечтает о богатстве.

8. Мытарство лихоимства, где испытываются берущие за что-либо с нуждающихся большие деньги, пользуясь чужой бедой.

9. Мытарство неправды, где истязуются все неправедные судьи, которые свой суд ведут за деньги, оправдывают виновных, осуждают невиновных; здесь же истязуются те, кто не отдаёт должной платы наёмникам или при торговле употребляет неправильную меру и тому подобное.

10. Мытарство зависти. Здесь истязуются те, кто завидовал, кто в мыслях желал чужого.

11. Мытарство гордости, где истязуются те, кто тщеславен, много думает о своих достоинствах – уме, красоте, богатстве; особенно же тщательно здесь испытываются те, кто непочтителен к отцу и матери, а также поставленным от Бога властям.

12. Мытарство гнева и ярости. Здесь истязуются те, кто был раздражительным, злопамятным, мстительным. Кто возмущал сердце яростью до помрачения ума.

13. Мытарство на котором истязуются те, кто в сердце своём питает зло на ближнего и воздаёт злом за зло.

15. Мытарство где истязуются духами за черодейство, колдовство, обаяние, нашёптывание, призывание бесов.

16. Блудное мытарство, где истязуются человек за всякое любодеяние и за всякие нечистые страстные помыслы, за согласие на грех, за скверные осязания и страстные прикосновения.

18. Мытарство содомское, где истязуются грехи, несогласные ни с мужским, ни с женским естеством, а также совокупление с бесами и бессловесными животными, и кровосмешения.

19. Мытарство ереси, где истязуются те кто придумывал или изобретал учения, противные Божественной истине или упорно и намеренно извращал Божественную истину.

20. Мытарство немилосердия и жестокосердия, где истязуются те кто был немилосерден, глух к мольбам ближнего своего.

Помня все это и несомненно веря этому учению о прохождении душою мытарств, так как это принято всей святой нашей Церковью, и об этих страшных истязаниях можно найти много упоминании у святых отцов. Поэтому полезно заранее, пока еще нам даны сроки, приготовиться к смертному часу, внимательно рассмотреть все свои грехи. Заблаговременно отнять у злых демонов все, что в их лапах может послужить орудием наших терзаний и мучений!

Следуя учению Православной Церкви, после посмертного частного суда человек находится в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, или в ожидании страха вечных мучений. Совершенное блаженство, как и полные мучения, начнутся после Страшного Суда. До Страшного Суда возможны изменения в состоянии душ в аду, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии) и молитв, как учит об этом св. Марк Эфесский. Неизреченная благость и человеколюбие Божье распространяется и на людей пребывающих в аду. Прощение грехов после смерти подается по благодати Божьей при содействии людских молитв.

Что должно особенно нас подталкивать на исповедь, какого рода мысли и рассуждения призывают верующего скорее спешить прибегнуть к этому святому таинству?

И там, где окажутся грешники со своими грехами после кончины мира, это свойство греха расширится и усугубится бесконечно; так что это томление сейчас здесь, на земле, – только мягкое предупреждение, вразумление, напоминание душе о вечных муках грешников.
(Архимандрит Лазарь. Таинство Исповеди)

Спасение заключается в возвращении общения с Богом. Это общение потерял весь род человеческий грехопадением праотцев. Весь род человеческий – разряд существ погибших. Погибель – удел всех людей, и добродетельных и злодеев. Зачинаемся в беззаконии, родимся во грехе.
Чтоб восстановить общение человека с Богом, иначе, для спасения, необходимо было искупление. Искупление рода человеческаго было совершено не Ангелом, не Архангелом, не каким-нибудь еще из высших, но ограниченных и сотворенных существ, – совершено было Самим безпредельным Богом.

Одно доброе дело нужно нам для спасения: вера; – но вера – дело. Верою, одною верою мы можем войти в общение с Богом при посредстве дарованных им таинств. Напрасно ж, ошибочно Вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, т.е. вступят в общение с Богом! напрасно Вы смотрите на противную тому мысль как бы на новизну, как бы на вкравшееся заблуждение! Нет! таково постоянное учение истинной Церкви, и Ветхозаветной и Новозаветной. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения: Искупитель!
Свт. Игнатий.

Источник

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках – последний шатровый храм Москвы

В историческом центре столицы России сохранился замечательный пример ушедшей эпохи шатрового зодчества. Через год после строительства храма на Руси прошла реформа, и строителям запретили возводить шатровые церкви. Великолепный Рождественский храм действующий. Верующие приходят сюда для молитвы, а любители архитектуры – чтобы полюбоваться живописным узорочьем.

храм на малой дмитровке рядом с ленкомом

Как был построен храм

Несколько веков назад район, в котором стоит церковь, был небольшой окраиной Москвы. В XVII столетии его называли «Путинками». Именно отсюда начиналась дорога к далеким северным землям. Здесь стоял Путевой или Посольский двор, где останавливались заморские послы.

Изначально в Путинках был деревянный храм. По некоторым данным он появился еще в XIV веке. Сохранился план города конца XVI столетия – так называемый «Петров чертеж». На нем изображена двуглавая деревянная церковь.

В 1648 году Москва пострадала от большого пожара, и старый храм в Путинках выгорел дотла. Прихожане очень хотели построить новую церковь в камне. Они боялись пожаров, ведь огонь лишал погорельцев крова и имущества. Когда Патриарх Иерусалимский Паисий приехал в Москву, он попросил русского царя Алексея Михайловича устроить в новой церкви придел в честь иконы Богоматери «Неопалимая Купина» – заступницы от пожаров.

храм на малой дмитровке рядом с ленкомом

Известно, что в 1649 году государь выделил священнику Никифору и дьяку Ивану необходимые материалы и 300 рублей на возведение в Москве храма в честь Рождества Богородицы и Неопалимой Купины. Огромная по тем временам сумму!

Как это водится в нашей стране, казенных денег не хватило. Алексей Михайлович не поскупился и отправил еще 400 рублей. В указе царя было написано, что церковь с таким посвящением строится на Руси впервые. Через 3 года оказалось, что денег опять недостаточно, и казна выделила еще 100 рублей.

В 1652 году стройка была закончена, необычный каменный храм в Путинках освятили. Он обошелся казне в немыслимую по тем временам сумму в 800 рублей. Зато и результат превзошел все ожидания!

История храма в XVIII-XIX веках

В XVIII столетии здание было реконструировано. К храмовой трапезной пристроили придел, который был освящен в честь покровителя постящихся – Феодора Тирона. Еще одна реконструкция прошла перед визитом в церковь российского царя Александра II. В 1864 году с западной стороны было пристроено закрытое крыльцо с небольшим шатром в стилистике храма.

храм на малой дмитровке рядом с ленкомом

Во время войны с Наполеоном 1812 году Рождественской церкви повезло. В отличие от других храмов города, она не пострадала при пожаре, который спалил половину Москвы. Во время войны с французами богослужения прервались только на две недели. С самого открытия состав причта не менялся. В храме служили настоятель, диакон и пономарь.

После революции церковь в Путинках закрыли не сразу. В середине 1930-х годов в стране началась активная кампания против религии, и был ликвидирован древний Высоко-Петровский монастырь. Когда это произошло, владыка Варфоломей (Ремов) со всей общиной монахов и послушников перешел в Рождественский храм. В 1938 году новые власти добились того, что верующих перестали пускать и в эту церковь.

По счастливой случайности старинное здание не разрушили, но оно осталось пустым и год за годом ветшало. Внутреннее убранство было утрачено. Долгое время в помещениях находилась репетиционная база дирекции цирков Москвы. Внутри бывшей церкви дрессировали обезьян и собак.

храм на малой дмитровке рядом с ленкомом

К концу 1950-х годов состояние Рождественской церкви было уже критическим. Чтобы замечательный образец русского зодчества не пропал, бригада мастеров под руководством архитектора Николая Николаевича Свешникова провела его капитальную реставрацию. Свешников тщательно исследовал здание от основания до куполов и подробно описал все этапы строительства.

Благодаря отлично проведенной научной реставрации, памятник архитектуры не был испорчен, и ему сумели вернуть первоначальный вид. Единственное изменение, которое допустили реставраторы – закрытое крыльцо с запада сделали открытым. После восстановления оно стало походить на русские палаты XVII столетия.

Верующие смогли вернуть святыню только в 1990 году. Старый московский храм получил статус Патриаршего подворья, а в 1991 году в нем возобновились церковные службы.

За десятилетия запустения в церкви ничего не осталось, поэтому настоятелю, прихожанам и волонтерам приходилось восстанавливать внутреннее убранство практически с нуля. Большую помощь в реставрации оказал известный актер театра и кино Александр Абдулов. В 2008 году, когда Абдулова не стало, под сводами церкви прошло его отпевание.

храм на малой дмитровке рядом с ленкомом

Архитектурные особенности

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы – последняя в Москве, где использован старинный архитектурный уклад. Она появилась всего за год до того, как патриарх Никон запретил строить шатровые храмы на Руси. После церковной реформы в городах и селах нашей страны возводили только церкви с луковичными главками.

Колокольня поставлена не с запада, как у других русских храмов, а северо-востока. Она возвышается рядом с тремя шатрами основной части, которые стоят в ряд. Еще одно необычное архитектурное решение – шатры не открыты внутрь, как это было принято раньше. Они возведены поверх сводов и играют чисто декоративную роль.

храм на малой дмитровке рядом с ленкомом

Фасады здания украшены затейливым русским узорочьем. Так называют декоративное оформление стен с использованием фигурных кирпичей. Архитектурный прием впервые стали применять в Ярославле, а оттуда узорочье распространилось по всей Руси. Любопытно, что в Рождественском храме нет главных и второстепенных фасадов. С какой бы стороны вы не смотрели на здание оно имеет безупречный богатый декор.

Всех, кто видит старинную церковь, завораживает красота мелких деталей – закомар, фризов, аркатур и рядов больших и малых кокошников, которые окружают основания барабанов и шатров. Точность и аккуратность каменных узоров заставляет восхищаться высоким уровнем мастерства средневековых зодчих. Белоснежные купола замечательно гармонируют с маленькими лазоревыми главками и яркими золотыми крестами.

Интерьеры и святыни

В храме освящены три придела, а его стены украшены красивыми орнаментами. К сожалению, старинное убранство церкви не сохранилось. Внутри висят иконы современных мастеров, которые были написаны после передачи храма верующим. Многие из икон были подарены храму прихожанами.

храм на малой дмитровке рядом с ленкомом

Полезная информация для паломников и туристов

Двери храма открыты в любой день с 8:00 до 20:00. Богослужения проводятся ежедневно: по будням в 7:30, а по воскресеньям в 9:00 и 18:00. При церкви работает детский благотворительный фонд.

Возле церковной ограды, на улице Малая Дмитровка открыт киоск «Монастырская выпечка». Там всегда можно купить свежий хлеб, ароматные булки, печенье, пирожные и рулеты.

храм на малой дмитровке рядом с ленкомом

Как добраться

Один из самых красивых соборов и храмов Москвы стоит возле поворота Страстного бульвара на улицу Малая Дмитровка. Сюда легко дойти пешком от станций метро «Тверская». «Пушкинская» и «Чеховская». От театра «Россия» сверните на Малую Дмитровку, и через 100 м – вы у цели.

Источник

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках, Москва

В историческом центре российской столицы недалеко от известного театра имени Ленинского комсомола находится красивая церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Она является одним из немногих московских храмов, сохранивших свой первоначальный вид до современного времени.

История постройки

История храма в Путинках насчитывает почти четыреста лет. Современные стены пережили несколько исторических эпох в неизменном виде.

Основание храма

За Тверскими воротами Белого города Москвы в начале XVII века появился деревянный храм, посвящённый Рождеству Богородицы. В исторических хрониках этого времени его называют церковью, расположенной «на Посольском дворе в Путинках». Специалисты приводят несколько версий появления этого названия:

Деревянная церковь, увенчанная тремя шатрами, сгорела в большом московском пожаре 1648 года. Через год на её месте началось строительство каменного собора, большую часть средств на который выделили из государственной казны. В 1652 году строительство церкви завершилось. Её освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Царское время

Храм Рождества Богородицы, расположенный в Путинках, является последним русским шатровым культовым зданием. Через год после его освящения патриарх Никон запретил возведение церковных построек в шатровом стиле. Пристроенные в конце XVII века придел Феодора Тирона и трапезная были оформлены в стиле барокко. В это же время соорудили сторожку, из которой ход вёл на колокольню.

Храмы в честь Рождества Богородицы в Москве:

Западное крыльцо, увенчанное шатром, похожим по стилю на основные шпили, было построено в 1864 году. В первозданном виде до наших дней оно не сохранилось. В конце XIX века была произведена первая реставрация Рождественского храма в Путинках.

Советские времена

После большевистской революции церковь закрыли не сразу. В конце 20-х годов в ней обосновалась братия закрытого Высоко-Петровского монастыря. Двери божьего дома для прихожан закрыли в 1939 году. В здании разместили конторские помещения, а позднее отдали под репетиционное помещение дирекции «Цирка на сцене». Здесь проходили репетиции животных.

В конце 1950-х годов проводилась вторая реставрация, которая коснулась только внешнего облика здания. В частности, было демонтировано западное крыльцо XIX века. Оно было заменено на шатровую постройку, приближенную по стилю строениям XVII века. Эту работу признали образцом научной реставрации, позволившей сохранить древнее уникальное здание в первозданном виде.

Интересно: церковь, считающуюся сегодня памятником архитектуры федерального значения, в советские годы хотели уничтожить. По легенде подрыв назначили на 22 июня 1941 года. По понятным причинам мероприятие отменили. Так война не дала советской власти совершить роковую ошибку.

Современность

Храм вернули православной церкви в 1990 году. Он получил статус патриаршего подворья. Первым современным настоятелем церкви стал игумен Серафим. После его трагической кончины приход возглавил протоиерей Феодор Батарчуков, который является настоятелем храма Пресвятой Богородицы в Путинках по сегодняшний день.

К моменту возвращения здания в ведение Московской патриархии внутреннее убранство было практически полностью утрачено. Церковь восстанавливалась на благотворительные средства, большую помощь в сборе которых оказывал известный актёр Александр Гавриилович Абдулов.

Архитектура и внутреннее убранство

К настоящему времени храм Рождества Пресвятой Богородицы полностью восстановлен. Его внешнее и внутреннее убранство соответствует первоначальному оформлению XVII века. Уникальный архитектурный памятник XVII века выполнен в стиле русского узорочья, отличительной чертой которого является использование множества декоративных деталей.

Центральной частью храма является вытянутый с юга на север четверик, увенчанный тремя шатрами, выполняющими декоративную функцию. Такими же шатрами украшены северный придел, посвящённый иконе «Неопалимая купина», узорчатая колокольня и западное крыльцо. Стены церкви украшены с внешней стороны многочисленными декоративными деталями. Убранство более поздних пристроек к зданию несколько отличается от основной его части. Оно выполнено в стиле раннего московского барокко.

Читайте также интересные статьи о православии:

Внутреннее оформление церкви в советское время практически не сохранилось. Единственным аутентичным элементом является роспись центральной колонны, с изображением почитаемых православных святых. Стены храма украшены новыми и отреставрированными иконами и росписями.

Среди расположенных в храме святынь выделяют следующие образы:

Расписание работы храма

Храм Рождества Богородицы расположен в Москве по адресу: улица Малая Дмитровка, владение 4. Его двери открыты ежедневно с восьми утра до восьми вечера. Службы проводятся по выходным и праздничным дням в 9 и 17 часов. В храме проводятся православные обряды, работает воскресная школа, ведут приём православные врачи. Кроме этого, служители храма оказывают поддержку неблагополучным детям, сиротам и заключённым.

Совет: в будние дни церковь посещает мало людей, поэтому экскурсионную поездку следует планировать на рабочие дни. Это позволит спокойно насладиться внутренним убранством храма, почувствовать его одухотворённость.

Как добраться

Храм Рождества Пресвятой Богородицы находится в исторической части Москвы. Добраться до него можно наземным транспортом и на метро.

На метро необходимо доехать до станций следующих метро:

Дойдя до кинотеатра «Пушкинский», необходимо повернуть налево. Через несколько минут покажется красивое белое здание.

До остановки наземного транспорта «Пушкинская площадь» можно добраться автобусами № Н1 и А. В двух минутах ходьбы от неё находится рождественская церковь.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках — красивый памятник русской архитектуры, являющийся ярким примером шатрового стиля, господствующего в русском зодчестве до конца XVII века. Он будет интересен не только истинно верующим православным людям, но и любителям русской истории.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *