храм на месте невской битвы
Церковь Святого благоверного князя Александра Невского
Фото 05.04.2012.
Церковь Святого благоверного князя Александра Невского
Усть-Ижора, Шлиссельбургское шоссе, 44
(Земля Невская Православная: Краткий церковно-исторический справочник. СПб.: Лики России, 2006 С.29-30)
Село Усть-Ижора находится на левом берегу Невы, на Шлиссельбургском шоссе, в 22 верстах от Петербурга. По народному преданию церковь была здесь еще в XVI столетии. В XIII в. здесь произошла битва Александра Невского со шведами и считают, что еще в ранние времена место битвы было отмечено постройкой церкви. По более точному показанию церковь во имя св. Александра Невского построена здесь иждивением князя Александра Даниловича Меншикова, и в его присутствии освящена новгородским митрополитом Иовом. Эта церковь сгорела неизвестно когда. Выстроенный в 1771 г. деревянный храм сгорел от молнии. Об этом храме также писано в старинных клировых ведомостях: «церковь деревянная 1772 г. сентября подводили фундамент под церковь ценою за 40 руб.; того же года сентября покрывали чешуею за 45 руб. от подрядчика Некрасова; 1773 г. месяца мая красили зеленой краской за 25 руб.; того же года июня писали иконы за 20 руб.»
Нынешний каменный храм сооружен при Павле I. В 1835 г. он расширен в трапезе и к нему пристроена колокольня. Это сделано за счет прихожан, старанием управляющего селом инженер-генерала Вильсона, с благословения митрополита Серафима. В 1875-1876 гг. церковь перестроена и снова освящена. В ней главный алтарь посвящен Александру Невскому, приделы посвящены Александру Невскому и Николаю Чудотворцу.
При церкви кладбище обведено каменной оградой и при ней есть каменная часовня.
Причт помещается в трех деревянных домах, построенных прихожанами. Крестьяне занимаются судоходством, земледелием и садоводством. Приход состоит из села Усть-Ижоры и сельца Вознесенского в 3-х верстах от церкви. Прихожане большей частью грамотны. Школа в Усть-Ижоре учреждена была священником Иаковом Лабецким в 1847 г., а в сельце Вознесенском в 1861 г. волостным старшиной Иаковом Гавриловым Смирновым. Ныне есть сельское однокласное училище
Близ церкви есть такой же как и в Рыбацкой монумент в память сформирования здешними крестьянами отряда в шведскую войну 1789 г.
(ИСС СПб епархии Вып. 8 1884 г. С. 136-138; Наталия )
Изображение Усть-Ижорской
церкви на основе проектных
чертежей. Вид с юга. ЦГИА СПб
1910-1920 гг.
С сайта pastvu.com
Вид части левого берега Невы
в районе Усть-Ижорского кладбища,
1938 г. ЦГАКФФД СПб
(добавил GeorgiaG )
После войны
(Из книги П. Сорокина
Окрестности Петербурга
Из истории Ижорской
земли.)
Ноябрь 1971 г.
ЦГАКФФД СПб
(добавил GeorgiaG )
1980-е гг. ЦГА КФФД СПб
1980-е гг. ЦГА КФФД СПб
2013 г. «Война прошла
через меня. »
(Администрация
Колп. р-на, 2015)
2012 г. «Война
прошла через меня. »
(добавил GeorgiaG )
2012 г. «Война прошла через меня. »
(добавил GeorgiaG )
История гласит, что уже в XIII веке в устье Ижоры, на месте Невской битвы, была построена деревянная часовня. По указу Петра I в 1711 г. была заложена, а через год в его присутствии освящена церковь святого Александра Невского на месте обветшавшей предыдущей постройки. Новопостроенная церковь сгорела в 1725 г. Вновь церковь была построена за период с декабря 1729 по май 1730 г. В 1797 г. эта деревянная церковь с колокольней сгорела от удара молнии.
В 1798-1799 гг. на средства местных жителей и казенных кирпичных заводов, построена новая, каменная церковь с колокольней. Церковь была огорожена каменной оградой с чугунной решеткой. Был отлит колокол весом 269 пудов и 35 фунтов. Авторами проекта каменной церкви предположительно были В. И. и П. В. Нееловы. В 1820-1823 гг. на средства местных жителей Усть-Ижорская церковь была отремонтирована, утеплена. Крестьянин села Иван Молочкин пожертвовал на украшение церкви 3149 рублей.
В 1835-1836 гг. церковь св. Александра Невского была перестроена: увеличена в длину трапезная и построена новая колокольня, которая сохранилась до 1942 г. Автором постройки 1835 года назван Грошев. Последняя перестройка церкви производилась в 1871-1875 гг. В связи с ростом населения церковь была увеличена за счет двух приделов в ширину. Северный придел освятили во имя Святого Николая Чудотворца, а южный во имя Святого Иоанна Предтечи. Автором проекта этой перестройки был Михаил Арефьевич Щурупов. За Усть-Ижорским приходом числилось 3 кладбища и приписаны 2 часовни. При церкви имелись церковно-приходская школа и приходское попечительство. В 1891 г. художником Виноградовым обновлялась живопись церкви, в основном на средства церковного старосты И.Д. Захарова.
В 1934 г. церковь была закрыта. В начале войны в 1941 г. была взорвана колокольня, в 1962 г. был обрушен купол церкви.
С 1987 г., сначала энтузиастами НИИЭФА им. Д.В. Ефремова, потом трестом «Леноблреставрация» началось восстановление церкви на средства из городского бюджета, а с 1995 г. церковь реставрируется на пожертвования православных христиан. Большую помощь в проведении строительных работ оказывало любительское объединение «Невская битва».
В 1990 г. в 750-летнюю годовщину Невской битвы церковь Святого Александра Невского передана Русской Православной Церкви.
(Информация со стенда у входа в церковь; Виктор М )
Храм святого Александра Невского в Усть-Ижоре
Храм построен в 1798–1799 (арх. предполож. В. И. и П. В. Нееловы) взамен деревянной церкви постройки 1712, сгоревшей в 1726, возобновленной в 1729–1730 и в 1797 снова сгоревшей.
Показать полностью.
Каменный храм поставлен на месте, где дружина под водительством вел. кн. Александра Ярославича 15 июля 1240 разбила шведское войско. Дважды перестраивался: в 1835–1836 (арх. Громов) и в 1871–1875 (арх. М. А. Щурупов). В 1934 закрыт.
В 1991 возвращен Епархии. Восстановлен в 1992–1995. Главный алтарь (во имя св. блгв. кн. Александра Невского; престольные праздники: 12 сентября, 6 декабря) освящен по полному чину 30 августа 1995; северный придел (во имя Свт. Николая Чудотворца; престольные праздники: 22 мая, 19 декабря) – 19 сентября 1999; южный придел (во имя Иоанна Предтечи; престольный праздник 7 июля) – 2 декабря 2001. Особо чтимая святыня: Казанская икона Божией Матери. Памятник архитектуры федерального значения.
Телефон храма: 464-38-61.
НОВОСТИ:
Сейчас маме Гоши нужны помощницы для лечебных занятий с ребёнком.
Также есть ещё одна просьба о помощи.
Ваши пожертвования будут приниматься в свечном ящике нашей церкви. Обращаться к свечнице Анне Смоловской.
Уважаемые члены группы!
На всякий случай, размещаю правила группы (надеюсь, и так их все знают):
Невская битва и церковь Св. Александра Невского в Усть-Ижоре
Церковь Св. Александра Невского в Усть-Ижоре расположена на старинном Шлиссельбургском тракте возле впадения реки Ижоры в Неву. Если верить житию Александра Невского, в 1240 году, в ходе Невской битвы примерно на этом месте пало множество врагов. Интересно, что это произошло за Ижорой, в стороне от основного места боевых действий, куда не могли пройти «полки Александровы». Вероятно, Александру Невскому и его войску, состоящему из княжьей личной дружины, новгородских и ладожских городских ополченцев помогали местные ижоряне, которым тоже не улыбалось вторжение крестоносцев, несущих с собой насильственное окатоличивание и более жесткие и развитые формы феодальной эксплуатации, чем те, которые исходили из Новгорода.
Ныне ученые по разному оценивают размах и значение русской невской победы 1240 года. Не исключено, что шведов было немного, и их этот конкретный выезд носил разведывательной характер не ставил перед собой цели быстрого и полного покорение «реки и всей области Новгородской». Но тот факт, что шведы взяли с собой епископов (т. е, не менее двух, в то время как во всей Швеции их было 6) говорит о том, что ими замышлялась весьма крупномасштабная акция, важным звеном которой и являлась высадка в районе нынешней Усть-Ижоры. При этом Александр Невский безусловно проявил себя талантливым полководцем.
Новгородцы тоже оценили значение этой битвы. Емкое сообщение новгородской летописи содержит точную дату битвы (15 июля), указание на число жертв, имена некоторых из них и имена главных новгородских героев. Так описывались в новгородском летописании очень важные битвы. При этом победу новгородский книжник связывал с помощью самих Бориса и Глеба, первых русских святых, очень почитаемых на Руси, которых упоминали лишь в исключительных случаях. Правда, сам Александр долгое время не был причислен к лику святых (вероятно, сказалась его компромиссная политика с ордой, участие в проведении богопротивной с христианской точки зрения ордынской податной переписи Новгорода и его загородных окрестностей, сделавшей прежде свободный Новгород до самого конца монгольского ига ордынским данником. Но это не умаляло признания значения невской победы и полководческих доблестей князя)
Не удивительно, что основатель Петербурга Петр Великий сделал Александра Невского покровителем города, а войну со шведами за Невские «ижорские» земля для выведения старой Московии в ранг передовых мировых держав прямо связывал с продолжением Александровых доблестей. Чтобы нагляднее связать сами Петербургские земли с Невской битвой, Петр основал около города Александро-Невскую Лавру, объявив, что разгром шведских войск произошел именно там. (О том, насколько Петру I удалось пустить этот миф в общественное сознание, говорит тот факт, что уже в конце XVIII в. известный ученый и историк Петербурга Иоганн Готлиб Георги всерьез его воспроизводит в своем труде в качестве несомненной правды). Однако, при этом настоящее место ему было известно. В 1711-12 годах в Усть-Ижоре на месте теперешней церкви Александра Невского им была воздвигнута одноименная памятная деревянная часовня. В 1726 году часовня сгорела, в 1730-ом году была возобновлена, но в 1797 году вновь сгорела, на этот раз от удара молнии. В 1798-1799 году храм был построен заново, на этот раз в камне, на средства местных жителей.
В 1835-1836 годах храм перестроили по проекту архитектора Громова; была возведена новая колокольня. В 1842 году рядом с храмом появились каменная часовня и каменная ограда. Однако, население в поселке увеличивалось и вскоре храм его уже не вмещал. Поэтому в1874-1875 гг по проекту архитектора Шурупова были пристроены два боковых придела — Святителя Николая Чудотворца и Иоанна Предтечи, и увеличен купол. В это же время так же был расширен главный придел.
В 1934 году церковь была закрыта; в ней помещались склады. Во время войны снарядом была разрушена колокольня. В 1887-1990-ом годах церковь была воссоздана в прежнем виде и передана церкви. Однако, не уцелевшие в войну росписи XIX в. утрачены безвозвратно. Ныне, если повезет, можно спросить благословения у настоятеля храма и подняться на колокольню полюбоваться живописными видами на Неву и окрестную зелень.
Храм, как и в прежние времена, является архитектурным и высотным акцентом Шлиссельбургского шоссе у устья реки Ижоры. В 2000-х гг подле него появились два памятника Александру Невскому — памятный знак- часовня с бронзовым бюстом князя (2002 год) и отдельный монумент полководцу на береговом склоне (2003 г).
Александро-Невская церковь в Усть-Ижоре
Круголет вокруг церкви
Копипаст с википедии :
По некоторым данным в XIII веке в устье реки Ижоры, на месте Невской битвы 1240 года, была построена деревянная часовня.
По указу Петра I на этом месте в 1711—1712 годах была построена деревянная церковь святого Александра Невского. В то время ошибочно считалось, что Невская битва произошла на месте основывавшейся в те же годы Александро-Невской лавры.
Новопостроенный храм сгорел в августе 1725 года, а в декабре 1729 — мае 1730 года был возобновлён, но в 1797 году снова сгорел от удара молнии.
Существующий каменный храм с колокольней сооружён в 1798-1799 годах на средства жителей Усть-Ижоры и казённых кирпичных заводов. Церковь была огорожена каменной оградой с чугунной решеткой. Авторами проекта предположительно являются В. И. и П. В. Нееловы. Для храма был отлит колокол весом 4,4 тонны.
В 1800—1861 годах церковь была приписана к Александровской мануфактуре.
В 1820—1823 годах на средства местных жителей Усть-Ижорская церковь была отремонтирована и утеплена.
В 1835—1836 годах храм был перестроен по проекту архитектора Громова (Грошева): увеличена в длину трапезная и построена новая колокольня, которая сохранилась до 1942 года.
В 1842 году. рядом с храмом были выстроены каменная часовня и каменная ограда.
В 1871—1875 годах в связи с ростом количества населения по проекту М. А. Щурупова были пристроены два боковых придела — Святителя Николая Чудотворца и Иоанна Предтечи, и увеличен купол. Новопостроенные приделы были освящены 23 июня 1875 года. Главный придел храма также был расширен и торжественно освящён 5 февраля 1876 года.
За Усть-Ижорским приходом числилось 3 кладбища и были приписаны 2 часовни. При церкви имелись церковно-приходская школа и приходское попечительство.
В 1891 году художником Виноградовым обновлялась живопись церкви.
В 1934 году храм был закрыт, здание использовалось в качестве клуба и склада. В начале блокады советские сапёры взорвали колокольню, служившую ориентиром для артиллерии противника. В 1962 году был обрушен купол церкви.
С 1987 года, сначала энтузиастами НИИЭФА имени Д. В. Ефремова, потом трестом «Леноблреставрация» началось восстановление церкви на средства из городского бюджета.
15 июля 1990 года храм был возвращён верующим. Официальное решение о его возвращении было принято 13 января 1992 года Петербургским Советом народных депутатов. В течение нескольких лет храм был полностью восстановлен и отреставрирован. Полное освящение главного престола совершил 12 сентября 1995 года архиепископ Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий).
Торжественное освящение северного придела Святителя Николая Чудотворца совершил 19 сентября 1999 года митрополит Санкт- Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров). Торжественное освящение южного придела Иоанна Предтечи было совершено 2 декабря 2001 года.
В настоящее время при церкви действуют воскресная школа для детей и взрослых и библиотека православной литературы.
ВПитере
3.4K постов 10.1K подписчика
Там главный настоятель сегодня скончался.
Ответ на пост «Ответ на пост «Васю побили?». Без рейтинга. Просто один случай»
Я уже писал где-то в коментах, но повторюсь.
Лет до 8 верил в бога и т.д. и т.п. Потом я сходил за компанию с другом на урок в церковный хор, где на меня на первом же занятии орала препод-монашка (я хз как они правильно называются) за то, что я слов не знаю (напомню, я впервые пришел, мне лет 8-9). На этом этапе я глубоко задумался.
А потом, через пару лет, мы поехали с классом на экскурсию в другой город (Киев). Мы все, человек 15, зашли в церковь, ходили там, рассматривали все вокруг, как вдруг ко мне подлетели бабка с какой-то дамой из «ихних», служительниц, и начали втирать, что я тут им все осквернил и вообще Иуда.
Оказалось, что дело в наушниках от телефона, воткнутых в уши, хотя там даже ничего не играло, просто «были» и все. Мои ответы их не впечатлили, и меня тупо насильно вывели из здания этой ереси. Благо, наша преподаватель, которая сопровождала нас со школы, оказалась адекватной и сказала забить на все это (напомню, мне было лет 10-11) и мы вместе с ней на улице ждали окончания экскурсии.
Спасибо вам, те самые тетушки, с тех пор я атеист.
Ответ на пост «Васю побили?». Без рейтинга. Просто один случай
Я, лет 5-6 назад, церквушку одну захотел посетить в Лен.Области. Проходил мимо и решил зайти, просто, ради любопытства. Сооружение красивое, колоритное, почему бы и нет. Только зашел, как какая-то бабка забормотала : «Почему некрестился перед фходом?! А крестик у тебя есть?!» Говорю, что нет. В ответ получаю: «Нехристь!». Ушла, пошепталась с каким-то мужиком. Подошли вдвоём и давай меня выталкивать с «праведным» гневом во имя Христа. =) На пороге их остановил батюшка, не смотря на бабкины вопли, провел меня в церквушку. Устроил мини экскурсию. А эти двое с меня глаз не сводили. Фанатики, чего с них взять!
Фото ж0пы на фоне храма
Прошу Следственный Комитет РФ рассмотреть эти фотографии на предмет оскорбления чувств верующих, найти виновных и наказать.
В Красноярском крае после закрытия школы дети учатся при церкви — больше негде
Напомним, в начале учебного года со скандалом школу в Емельяново признали грозящей обрушиться — и уже тогда говорили, что мест в ближайших школах хватит не всем. Около 400 учеников, в том числе первоклассники, остались на дистанционке.
«Через неделю стало ясно, что все очень и очень плохо», — рассказывает местный священник Алексей Язев, и церковь предложила помещение воскресной школы. Сначала чиновники были против, но потом организовали комиссии. Помещение не подходило по стандартам — обои на стенах, нет спортзала, и тогда администрация ввела в поселке особый режим. Это позволило по закону размещать детей в церковном здании.
Теперь учебники по Окружающему миру соседствуют на полках рядом с Библией, а классы мало отличаются от обычных школьных, только над доской висит крест.
Ранее родители рассказывали телеграм-каналу @сибирьмедиа, что предлагали разместить классы в Управлении образования, но чиновники почему-то не согласились
Фото: padre_iz_tyndri / Instagram
Стрелочка не поворачивается?
Разрушение храма – две версии одного события
В конце 2002 года в одной из православных газет была напечатана статья о том, как в 1961 году, во времена хрущевских гонений на Церковь, был разрушен Петропавловский храм в городке, где я родился и вырос. В статье приводились рассказы очевидцев и участников тех событий. Прочитавши сию статью, впал я в некоторое недоумение. Я помнил это событие (мне было тогда 14 лет), поскольку, во-первых, оно было неординарным, во-вторых, в нем участвовал мой отец, и его тогдашний рассказ о закрытии храма отличался от того, что я прочитал в статье. Отец ушел вечером на партсобрание в локомотивное депо и вернулся домой только утром, к завтраку. Мать, конечно, ночь не спала, тревожилась, посему отец в некоторых подробностях рассказал за завтраком, что он участвовал в закрытии Петропавловской церкви, и как это происходило.
Вначале приведу некоторые фрагменты из газетной статьи.
Кончилась служба. Священник Никита выходит, объявляет:
— Вот, церковь у нас взяли. Мы отдали это здание сами, добровольно, потому что надо подчиняться власти. У нас ведь еще на кладбище есть церковь. Вот давайте все иконы снимать сами, и какой-нибудь сарай найдем, туда сложим…
Как он стал это говорить, такой крик поднялся:
— Не отдадим церковь! Не отдадим мы церковь.
… И вот семнадцать суток мы стояли в церкви, не выходили из храма. Менялись: одни уйдут, другие придут. На коленях стояли и пели. Приходил к нам Среднев, председатель райисполкома, и еще кто-то с ним из начальства. …
… Среднев говорит: «Ну, ничего плохого нет, пойте. Только ночью не закрывайтесь. От кого вам закрываться…» Улестил нас — а мы поверили. …
… Если бы мы в ту ночь двери заперли, — как пошли они на штурм, мы бы в колокол ударили — и весь город подняли бы на защиту. А двери-то какие крепкие были, их ведь ничем бы не взяли. Засовы железные были куда какие прочные!
И вот среди ночи в открытые двери врываются пьяные заводчане. Нас стали по одному отдирать от икон да бросать прямо оземь. А приступки-то высокие. Сколько покалечились, в больницу-то попали. А Мария Гавриловна с ребятишками — все вцепились кто во что, их отдирают — крик, плач…
Когда по приезду в родительский дом, я отцу пересказал содержание статьи, он аж закипел: «Какие очевидцы и свидетели!? Там были древние старухи, которым сейчас уже должно быть за сто лет! И не так это было!» Какой-то резон в его словах был. Стояли-то, в основном, пенсионерки, а прошло с тех пор 40 лет. И много ли они знали? А отец в те времена был внештатным инструктором горкома партии, и знал некоторые тайные пружины, приводившие в движение данные события. И рассказал мне отец свою версию тех событий, которую я сейчас приведу.
В городе было две церкви: Петропавловская, в районе базарной площади, и Всехсвятская церковь, находящаяся около кладбища на окраине города. Петропавловская жила богато – приезжавшие в город на базар что-нибудь продать или купить колхозники и горожане шли, главным образом, именно в нее. А Всехсвятская церковь жила бедно – мало прихожан, мало треб, в основном отпевание. На этом власти и сыграли. В среде клира Всехсвятской церкви нашли недовольных сложившейся финансовой ситуацией и согласившихся поддержать решение власти о закрытии Петропавловской церкви. Понятно, что при этом Всехсвятская церковь оказывалась в существенном финансовом выигрыше. А потом власти нажали на клир Петропавловской церкви, настоятель о. Никита не выдержал и подписал согласие на закрытие церкви.
Поскольку в Петропавловской церкви после оглашения решения о закрытии началось «стояние» несогласных, то и была разработана операция по разрушению церкви. Операцию надо было провести скрытно (ночью) и быстро. Вечером отец ушел в депо на партсобрание, на котором присутствующим объявили, что сегодня ночью церковь будет закрыта, и сформировали группу участников акции. Строго-настрого запретили сообщать об этом домой или кому еще. Прямо с партсобрания группа ушла в город на улицу Ленина. Там в здании одного из техникумов был сбор всех участников акции (от нескольких предприятий, где прошли аналогичные партсобрания). Был рассказан план акции и дан строгий инструктаж по ее проведению. В частности, указывалось, что физическую силу к защитникам церкви применять нельзя ни в коем случае. Иначе потом старухи по всему Бузулуку ходить будут, показывать реальные и мнимые синяки и ссадины и рассказывать, как их избивали безбожники (так что рассказы «очевидцев» о том, как «…врываются пьяные заводчане. Нас стали по одному отдирать от икон да бросать прямо оземь. А приступки-то высокие. Сколько покалечились, в больницу-то попали» батю моего особо разгневали).
Так как защитники церкви привязали к языкам колоколов длинные веревки, чтобы ударить в набат при необходимости, то отобрали несколько самых высоких «разрушителей», дали им ножи и поставили в авангарде всей команды. Они должны были обрезать веревки на максимальной высоте, чтобы набат не прозвучал. Со своей задачей они справились. Хотя «очевидцы» говорили о внезапности прихода разрушителей церкви, отец сказал, что снаружи у защитников ходили дозорные мужики. На базарной площади в это время делался ремонт покрытия, были кучи булыжников и щебенки. Когда отряд разрушителей подошел к храму, дозорные стали кидать в него камнями (отец сказал, что попали в руку одного из деповских, назвал его фамилию, но я не запомнил). Дозорных быстро рассеяли. По поводу того, были ли открыты двери в храм, отец ничего не говорил, а я не догадался спросить. Но есть один момент – когда разрушители заходили в храм, то обратили внимание на достаточно сильный туалетный запах, Удобства-то были во дворе, и когда защитники запирались, то где-то в притворе ставили ведра для справления нужды. Думаю, что если бы двери действительно не запирались, то нужды в ведрах не было бы.
Итак, разрушители стали входить в храм и рассредоточиваться вдоль стен по периметру храма. Потом взялись за руки, образовав цепь, и стали эту цепь сжимать, медленно подвигая защитников к выходу. Так что если кто и пострадал в схватке, то это были разрушители, а не сопротивляющиеся защитники (но каковы были потери разрушителей, не знаю, поскольку потом по Бузулуку они не ходили, показывая свои раны). Вытеснив протестующих, стали быстро снимать иконы, разбирать иконостас, выносить мебель и пр. Всё это сразу грузили на подошедшие машины и везли во Всехсвятскую церковь.
В дальнейшем церковь полностью разобрали, и на ее месте построили первый в городе широкоэкранный кинотеатр «Березка». Логичное для той власти решение: вместо «центра мракобесия» – «центр культуры», ибо, по словам В.И. Ленина, «кино является для нас важнейшим из искусств».
1. Описанная в посте ситуация еще раз показала, как с течением времени описание реального события начинает заменяться мифологическими сюжетами. Это, собственно, касается многих исторических событий, например, ВОВ.