Александро-Невский собор — снесённый кафедральный собор на Миусской площади в Москве. Крупнейший из ряда соборов Александра Невского, построенных на территории Российской Империи. Второй по величине исторический храм Москвы после Храма Христа Спасителя.
Александро-Невский собор был построен по проекту Александра Померанцева и Виктора Васнецова в память освобождения крестьян от крепостной зависимости. Его высота составляла 70 м. Собор был заложен в 1904 году в присутствии великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Собор предполагалось открыть в 1911 году к 50-летней годовщине отмены крепостного права в России Александром II. Начало Первой мировой войны затормозило строительство.
Место строительства Собора Александра Невского на картах 1910 и 1912 годов:
К моменту Октябрьской революции гигантский 21-купольный собор, способный вместить более шести тысяч человек, был уже почти полностью завершён.
Собор Александра Невского на карте 1952 года:
Советская власть вынашивала планы переоборудовать его в крематорий или в радиоцентр. Обветшавшая постройка была снесена в 1952 году, на её фундаменте в 1960 году был возведён Дом пионеров Фрунзенского района Москвы — ныне Дворец творчества детей и молодежи на Миуссах.
Re: Собор Александра Невского
Добавляю несколько картинок по поводу Храма Александра Невского на Миусской площади:
Re: Собор Александра Невского
Еще одна картинка про собор Александра Невского:
Оказывается, были планы по перестройке собора в Дом Радио:
История храма Александра Невского на Миусской площади
19 февраля (3 марта) 1855 года на престол вступил император Александр II. К шестой годовщине его правления был приурочен Высочайший Манифест об отмене крепостного права в России: государь подписал этот документ в редакции, составленной святителем Филаретом, митрополитом Московским. В тот день, 19 февраля 1861 года было отменено крепостное право, которого тяготило русских крестьян почти три столетия, – на 40 лет больше, чем монголо-татарское иго томило древнюю Русь. (Датой окончательного закрепощения крестьян считается 1581 год, когда им было запрещено свободно переходить от одного помещика к другому раз в год, в зимний Юрьев день).
«Осени себя крестным знамением, народ русский!», – звучало во всех московских церквях в день опубликования Манифеста, 5 (18) марта. Эта величайшая победа в истории России, доставшаяся ценой долгих мучений, требовала благодарения Богу и грандиозного увековечения. И в ее честь в Москве должен был появиться второй, следующий после храма Христа Спасителя благодарственный храм, освященный во имя святого князя Александра Невского – по тезоименитству государя-освободителя. Судьбы этих двух московских храмов почему-то оказались схожи, как две капли воды.
недостроенный до революции Храм Александра Невского на Миусской площади (разрушен, крипич пошел на Дом пионеров).
Знаменательно, что именно в храме Христа Спасителя появилось первое в Москве изображение в память восшествия на престол Александра II Освободителя и отмены крепостного права: в алтарной росписи на стене помещен образ святого апостола Архипа, чей праздник отмечается 19 февраля. (Здесь Александр II почитался и государем-храмоздателем, при котором этот храм был достроен, расписан и подготовлен к освящению). Еще раньше благодарственные молебны 19 февраля в память освобождения крестьян начались в церкви Параскевы Пятницы в Охотном ряду, по традиции их служили там ежегодно. Однако для столь великого события требовался собственный храм: победа христианской идеи свободы и человеческого равенства равнялась национальной победе над Наполеоном.
О строительстве храма заговорили сразу же после опубликования Манифеста, и в числе инициаторов состоял известный русский историк М.Н.Погодин. Новый благодарственный храм решено было строить тоже в Москве, как в исторической столице России, где в том же 1861 году только началась роспись храма Христа Спасителя. Осуществить одновременно два таких грандиозных проекта оказалось сложным, и именно финансовые трудности губительно затянули дело.
Высочайше утвержденный Комитет по созданию благодарственного храма-памятника и для сбора на него пожертвований был создан уже 5 июня 1861 года при кремлевском Чудове монастыре, где и хранились собранные по всей России деньги. За сорок лет работы Комитета эти средства не составили пятой доли необходимой суммы, и только в конце 1890-х годов оказалось возможным приступить к воплощению замысла. К тому времени храм Христа Спасителя уже был освящен, появились силы и средства для новой великой московской стройки. Пожертвований накопилось в 70 тысяч рублей, остальное взяла на себя казна: общая стоимость проекта составляла 1 млн. 124 тысячи 715 рублей.
До какой степени не хватало спасительных средств, свидетельствует следующий факт. Летом 1891 года знаменитый московский купец-благотворитель Василий Бахрушин задумал построить большой трехпрестольный храм в честь небесных покровителей своих братьев и своего тезоименитства. Место для него было выбрано в окраинной Новой Деревне у Рогожской заставы, где местное население остро нуждалось в приходском храме. Бахрушин собирался внести значительную сумму на его строительство, и тогда явилась идея объединить эти два замысла, то есть построить благодарственный храм в Новой Деревне и приложить к собранным на него средствам солидный вклад Бахрушина. Это начинание даже благословил митрополит Московский и Коломенский Сергий (Ляпидевский). Он обещал Бахрушину просить у Святейшего Синода передать собранную из пожертвований сумму на построение храма в Новой Деревне. Однако разрешения не последовало – сочли неудобным, во-первых, строить всенародный благодарственный храм в глухой окраине Москвы, а не на видном месте в центре города, а во-вторых, присоединять к таким пожертвованиям крупный частный вклад. Бахрушин построил храм во имя Василия Исповедника – он и сейчас стоит, вновь открытый, на Международной улице.
А место для благодарственного храма-памятника во имя Александра Невского городские власти отвели, как и хотели, в центре Москвы, на Миуссах, недалеко от Тверской улицы. Историческое название Миусс произошло, по легенде, от имени казака Миуски из ватаги Стеньки Разина, которого привезли вместе с плененным атаманом в Москву и в 1673 году казнили на местной площади. На самом же деле, как считают ученые, название Миуссы восходит ко временам Азовских походов Петра I: здесь царь разместил огромные флотские склады леса для гавани в Азовском море, строившейся в устье реки Миус. Эта площадь была достаточно пустынна и просторна для храма.
Многие архитекторы трудились над конкурсными проектами. Одним из них был Александр Афанасьевич Латков, строивший в Троице-Сергиевой Лавре. В Москве он возвел известную шатровую часовню-прощу у Рогожской заставы, недавно восстановленную. Латков предложил построить гигантский, круглый в плане храм с галереей, но его проект, одобренный Московской духовной консисторией и городскими инстанциями, был отвергнут Святейшим Синодом по причине архитектурных и технических несовершенств. Возможно, столь важный государственный проект вновь не хотели отдавать малоизвестному московскому архитектору. Ученые и в этом видят сходство с историей храма Христа Спасителя – первый принятый проект Витберга тоже был отклонен.
И автором утвержденного проекта стал академик А.Н.Померанцев, который составил его по рисункам В.М.Васнецова и возглавил общие работы по строительству. Москва знала Померанцева хорошо – незадолго до того им была одержана крупная победа на конкурсе по возведению здания Верхних Торговых рядов на Красной площади. А позднее, в 1912 году, именно ему поручили построить музей Отечественной войны на Волхонке, перед северным фасадом храма Христа Спасителя, но работы остановила новая война.
Только в 1904 году торжественно освятили место для будущей закладки собора: его возведение предполагали завершить к 1911 году, к 50-летнему юбилею отмены крепостного права. «Московские ведомости» сообщали о молебствии на Миусской площади при многотысячных толпах. Чин освящения земли совершил митрополит Московский Владимир (Богоявленский). Он обратился к народу с ободряющим словом о благостной любви России к созиданию святых храмов и о том, что не было еще на Руси примера, «чтобы храм, начатый постройкой, не был доведен до завершения». Его слова оказались трагическим пророчеством.
На следующий год грянула первая революция. И прошло еще много трудных лет, включая юбилейный год, прежде чем состоялась сама закладка многострадального храма. Это произошло только 22 сентября 1913 года, в год другого юбилейного празднования – 300-летия Дома Романовых. На приуроченную к нему закладку храма приехала св. великая княгиня Елизавета Федоровна, словно осенившая торжество своим присутствием. Митрополит Московский Макарий, совершивший чин закладки, снова напомнил о давней русской традиции знаменовать великие и радостные события в своей истории созиданием храмов-памятников. А на следующий год началась Первая мировая война.
Однако ко времени закладки строители успели соорудить нижний этаж собора, где уже в ноябре 1915 года был освящен придел, и начались богослужения, пока сам храм еще возводился. Придел поначалу освятили во имя св. апостола Архипа, в чей праздник состоялось подписание Высочайшего Манифеста об освобождении крестьян, но потом он был переосвящен во имя св. Тихона Воронежского. Как и храм, придел тоже оказался внушительным по размерам – в нем могли находиться до 400 молящихся. Здесь стали служить ежедневные литургии и панихиды по русским православным воинам, павшим на поле брани, и по почившим жертвователям храма.
В апреле 1916 года был открыт собственный приход храма, со штатным духовенством, определены условия его содержания и освящен для богослужений нижний ярус храма с приделом. Московское городское Кредитное общество пожертвовало средства для устройства храмовой иконы св. Александра Невского. Невероятными усилиями успели возвести собор к 1917 году, незавершенной оставалась лишь его внутренняя отделка. Одна прилегающая улица и переулок тогда были названы в честь Александра Невского – и названия эти уцелели до наших дней. Другая местная улица получила наименование «Память 19 февраля». При последующей реконструкции она была включена в площадь и исчезла.
Первый тревожный знак последовал после Февральской революции. Нововозведенный московский собор был столь велик, что его предлагали для заседаний вожделенного Учредительного собрания – дабы и оно традиционно заседало в Москве, а не в северной столице. А после Октябрьской революции собор, по выражению историка Москвы П.В. Сытина, «стал не нужен».
Богослужения в освященном приделе храма проходили еще некоторое время, пока шла Гражданская война. Дальнейшая судьба собора с первых лет советской власти подпала под сомнение. В 1920 году встал «вопрос о кирпиче» – появилась идея разобрать храм ради строительных материалов, но от этого отказались, поскольку цементная кладка собора была очень прочной и качественного кирпича вышло бы очень мало. Да и Главмузей вступился тогда за храм «ввиду исключительного значения данного памятника», пытаясь «принять меры», чтобы уберечь его даже от вредного влияния атмосферных осадков.
Тем не менее, уже в 1925 году родилась идея создать в соборе первый советский крематорий в курсе пропаганды революционного «красного погребения». Православный храм как нельзя лучше подходил для директивных богоборческих кощунств, но переоборудование колоссального собора Александра Невского оказалось весьма дорогостоящим и нерентабельным проектом, и крематорий устроили в храме Серафима Саровского Донского монастыря. Между тем, недостроенный храм на Миуссах «с порыжевшими от времени куполами, с черными, длинными щелями незастекленных окон», как описывали его газеты, постоянно обращал на себя внимание, и вопрос о его использовании поднимался часто.
Конец пришел после войны. В 1952 году П.В. Сытин еще упоминает о «недостроенном соборе» в описании Миусской площади. А в 1960 году на его месте уже вырос Дом пионеров Фрунзенского района по проекту архитекторов Ю.Шевердяева и К.Шехояна. Он был построен на фундаменте собора с частичным использованием его стен и кирпича. Это все, что осталось от благодарственного национального храма, возводимого огромным трудом за долгожданную свободу русских крестьян. Кто-то винит в гибели храма органы охраны памятников истории и культуры Москвы, кто-то – многочисленные упущения, медлительность и нерадивость дореволюционных властей, сильно затянувших его столь необходимое для России возведение. По местному преданию, газон около Дома творчества детей и молодежи вянет и испускает зловоние, несмотря ни на какие попытки его благообразить, поскольку раньше на этом месте стоял храм, и ничего нельзя было строить вместо него.
Благодарственный собор Александра Невского разделил судьбу храма Христа Спасителя, и вряд ли будет кощунством сказать, что его судьба оказалась еще более трагичной – ведь о его восстановлении речи нет. Снесена и церковь Параскевы Пятницы в Охотном ряду. И теперь о Манифесте 19 февраля напоминает лишь образ святого апостола Архипа в алтаре воссозданного храма Христа Спасителя и сооружаемый ныне памятник Александру II в сквере храма близ Ленивки.
На Миусской же площади недавно был освящен памятный знак на том месте, где когда-то возвышался в благодарении Богу храм-памятник русской свободы.
«Проект храма во имя святого Александра Невского для г.Москвы во память освобождения крестьян высочайше одобрен в Москве апреля 9 1900 г.»
Из грандиозного, увенчанного 21 главой здания, была построена лишь коробка, по объёму равная трём залам Большого театра. Дальнейшее строительство было остановлено. Однако к тому времени успели соорудить нижний этаж собора, где уже в ноябре 1915 года был освящен придел, и начались богослужения, пока сам храм ещё возводился. Придел поначалу освятили во имя св. апостола Архипа, в чей праздник состоялось подписание Высочайшего Манифеста об освобождении крестьян, но потом он был переосвящён во имя св. Тихона Воронежского. В нем стали служить ежедневные литургии и панихиды по русским православным воинам, павшим на поле брани. Московское городское Кредитное общество пожертвовало средства для устройства храмовой иконы св. Александра Невского. Невероятными усилиями собор возвели к 1917 году, оставалось только отделать его внутри, расписать и освятить, но Февральская революция поставила точку в истории строительства храма. В 20-е годы службы в соборе прекратились. В 1920 году встал «вопрос о кирпиче» – появилась идея разобрать храм ради строительных материалов, но от этого отказались, поскольку цементная кладка была очень прочной, и качественного кирпича вышло бы очень мало. Собор стали использовать как склад. В частности, в нём хранилась свёрнутая в рулоны «Бородинская панорама» художника Ф. А. Рубо после сноса здания панорамы на Чистых прудах. В 1922 году из собора были изъяты все ценности. Вот цитата из сводки (легенды) Московской губернской комиссии по изъятию церковных ценностей на 1 апреля 1922 г.: «Изъятию на 1/IV подлежит 7 церквей: 1) Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище, 2) Покрова в Кудрине, 3) Софии при детской больнице, 4) Александра Невского на Миусской площади, 5) Николая Чудотворца на Долгоруковской ул., 6) остатки Скорбященского монастыря и 7) церкви Св. Духа, где хранились также ценности домовой церкви Взыскания погибших Александро-Мариинского приюта. К изъятию приступлено с 10 1/2 часов утра и закончено около 20 часов 30 мин. вечера. В Александро-Невской церкви, недостроенной, ценностей собрано 10 фунтов, по изъятии их группа была переброшена для работ к Николаю Чудотворцу. К 14 час.20 мин. получены сведения, что работа протекает спокойно во всех церквах. Толпа не наблюдается. Это объясняется применением в организации работы опыта предыдущего дня. Для разгона толпы в районе мобилизованы пожарные». Газеты того времени писали: «Недостроенное здание колоссального храма во имя Александра Невского на Миусской площади, с порыжевшими от времени куполами, с чёрными, длинными щелями незастеклённых окон, давно уже поставило вопрос о способах использования здания собора. Ещё в 1925 г. возник проект для использования его под первый московский крематорий, но его пришлось отклонить ввиду нерентабельности. Стены собора сложены весьма прочно на цементном растворе, и разборка их не дала бы большого количества годного кирпича».
В фильме 1927 года «Третья Мещанская» есть уникальные кадры собора.
Александро-Невский собор — снесённый кафедральный собор на Миусской площади в Москве. Крупнейший из ряда соборов Александра Невского, построенных на территории Российской Империи. Второй по величине исторический храм Москвы после Храма Христа Спасителя. Был построен по проекту Александра Померанцева и Виктора Васнецова и заложен к 50-летней годовщине отмены крепостного права в России Александром II. Его высота составляла 70 м. Храм был заложен в присутствии великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Начало Первой мировой войны затормозило строительство. К моменту Октябрьской революции гигантский 21-купольный собор, способный вместить более шести тысяч человек, был уже почти полностью завершён. Обветшавшая постройка была снесена в 1952 году, на её фундаменте в 1960 году был возведён Дом пионеров Фрунзенского района Москвы — ныне Дворец творчества детей и молодежи на Миуссах.
Информация с сайта http://oldmos.ru/photo/view/31244
19 февраля (3 марта) 1855 года на престол вступил император Александр II. К шестой годовщине его правления был приурочен Высочайший Манифест об отмене крепостного права в России: государь подписал этот документ в редакции, составленной святителем Филаретом, митрополитом Московским.
«Осени себя крестным знамением, народ русский!» – звучало во всех московских церквях в день опубликования Манифеста, 5 (18) марта. Эта величайшая победа в истории России, доставшаяся ценой долгих мучений, требовала благодарения Богу и грандиозного увековечения. И в ее честь в Москве должен был появиться второй, следующий после храма Христа Спасителя благодарственный храм, освященный во имя святого князя Александра Невского – по тезоименитству государя-освободителя. О строительстве храма заговорили сразу же после опубликования Манифеста, и в числе инициаторов состоял известный русский историк М.Н. Погодин. Новый благодарственный храм решено было строить в Москве, как в исторической столице России, где в том же 1861 году только началась роспись храма Христа Спасителя.
Высочайше утвержденный Комитет по созданию благодарственного храма-памятника и для сбора на него пожертвований был создан уже 5 июня 1861 года при кремлевском Чудове монастыре, где и хранились собранные по всей России деньги. За сорок лет работы Комитета эти средства не составили пятой доли необходимой суммы, и только в конце 1890-х годов оказалось возможным приступить к воплощению замысла. К тому времени храм Христа Спасителя уже был освящен, появились силы и средства для новой великой московской стройки. Пожертвований накопилось в 70 тысяч рублей, остальное взяла на себя казна: общая стоимость проекта составляла 1 млн. 124 тысячи 715 рублей.
Место для благодарственного храма-памятника во имя Александра Невского городские власти отвели в центре Москвы, на Миуссах, недалеко от Тверской улицы. Историческое название Миусс произошло, по легенде, от имени казака Миуски из ватаги Стеньки Разина, которого привезли вместе с плененным атаманом в Москву и в 1673 году казнили на местной площади. На самом же деле, как считают ученые, название Миуссы восходит ко временам Азовских походов Петра I: здесь царь разместил огромные флотские склады леса для гавани в Азовском море, строившейся в устье реки Миус. Эта площадь была достаточно пустынна и просторна для храма.
Многие архитекторы трудились над конкурсными проектами. Одним из них был Александр Афанасьевич Латков, строивший в Троице-Сергиевой Лавре. В Москве он возвел известную шатровую часовню-прощу у Рогожской заставы, недавно восстановленную. Латков предложил построить гигантский, круглый в плане храм с галереей, но его проект, одобренный Московской духовной консисторией и городскими инстанциями, был отвергнут Святейшим Синодом по причине архитектурных и технических несовершенств. Автором утвержденного проекта стал академик А.Н. Померанцев, который составил его по рисункам В.М. Васнецова и возглавил общие работы по строительству.
Грандиозный проект вышел, на славу: его стали называть чудом архитектуры. Огромный, 21-главый, без единого столпа храм высотой в 70 метров, вмещал в себя до 6 тысяч людей и действительно следовал за храмом Христа Спасителя – и по замыслу, и по размерам. Купола собора, грациозно выстроившись около высокой центральной главы, будто пылавшие свечи, выражали идею православной соборности и единства царя с народом. Начертанная внутри надпись гласила о причине его возведения. В 1904 году торжественно освятили место для будущей закладки собора: его возведение предполагали завершить к 1911 году, к 50-летнему юбилею отмены крепостного права. «Московские ведомости» сообщали о молебствии на Миусской площади при многотысячных толпах. Чин освящения земли совершил митрополит Московский Владимир (Богоявленский). Он обратился к народу с ободряющим словом о благостной любви России к созиданию святых храмов и о том, что не было еще на Руси примера, «чтобы храм, начатый постройкой, не был доведен до завершения». Его слова оказались трагическим пророчеством.
На следующий год грянула первая русская революция. И прошло еще много трудных лет, включая юбилейный год, прежде чем состоялась сама закладка многострадального храма. Это произошло только 22 сентября 1913 года, в год другого юбилейного празднования – 300-летия Дома Романовых. На приуроченную к нему закладку храма приехала св. великая княгиня Елизавета Федоровна, словно осенившая торжество своим присутствием. Митрополит Московский Макарий, совершивший чин закладки, снова напомнил о давней русской традиции знаменовать великие и радостные события в своей истории созиданием храмов-памятников. А на следующий год началась Первая мировая война.
Однако ко времени закладки строители успели соорудить нижний этаж собора, где уже в ноябре 1915 года был освящен придел, и начались богослужения, пока сам храм еще возводился. Придел поначалу освятили во имя св. апостола Архипа, в чей праздник состоялось подписание Высочайшего Манифеста об освобождении крестьян, но потом он был переосвящен во имя св. Тихона Воронежского. Как и храм, придел тоже оказался внушительным по размерам – в нем могли находиться до 400 молящихся. Здесь стали служить ежедневные литургии и панихиды по русским православным воинам, павшим на поле брани, и по почившим жертвователям храма.
В апреле 1916 года был открыт собственный приход храма, со штатным духовенством, определены условия его содержания и освящен для богослужений нижний ярус храма с приделом. Московское городское Кредитное общество пожертвовало средства для устройства храмовой иконы св. Александра Невского. Невероятными усилиями успели возвести собор к 1917 году, незавершенной оставалась лишь его внутренняя отделка. Одна прилегающая улица и переулок тогда были названы в честь Александра Невского – и названия эти уцелели до наших дней. Другая местная улица получила наименование «Память 19 февраля». При последующей реконструкции она была включена в площадь и исчезла.
Первый тревожный знак последовал после Февральской революции. Нововозведенный московский собор был столь велик, что его предлагали для заседаний вожделенного Учредительного собрания – дабы и оно традиционно заседало в Москве, а не в северной столице. А после Октябрьской революции собор, по выражению историка Москвы П.В. Сытина, «стал не нужен». Богослужения в освященном приделе храма проходили еще некоторое время, пока шла Гражданская война. Дальнейшая судьба собора с первых лет советской власти подпала под сомнение. В 1920 году встал «вопрос о кирпиче» – появилась идея разобрать храм ради строительных материалов, но от этого отказались, поскольку цементная кладка собора была очень прочной и качественного кирпича вышло бы очень мало. Да и Главмузей вступился тогда за храм «ввиду исключительного значения данного памятника», пытаясь «принять меры», чтобы уберечь его даже от вредного влияния атмосферных осадков.
Тем не менее, уже в 1925 году родилась идея создать в соборе первый советский крематорий в курсе пропаганды революционного «красного погребения». Православный храм как нельзя лучше подходил для директивных богоборческих кощунств, но переоборудование колоссального собора Александра Невского оказалось весьма дорогостоящим и нерентабельным проектом, и крематорий устроили в храме Серафима Саровского Донского монастыря. Между тем, недостроенный храм на Миуссах «с порыжевшими от времени куполами, с черными, длинными щелями незастекленных окон», как описывали его газеты, постоянно обращал на себя внимание, и вопрос о его использовании поднимался часто.
В 1952 году П.В. Сытин еще упоминает о «недостроенном соборе» в описании Миусской площади. А в 1960 году на его месте уже вырос Дом пионеров Фрунзенского района по проекту архитекторов Ю. Шевердяева и К. Шехояна. Он был построен на фундаменте собора с частичным использованием его стен и кирпича. Это все, что осталось от благодарственного национального храма, возводимого огромным трудом за долгожданную свободу русских крестьян. Кто-то винит в гибели храма органы охраны памятников истории и культуры Москвы, кто-то – многочисленные упущения, медлительность и нерадивость дореволюционных властей, сильно затянувших его столь необходимое для России возведение.
На Миусской же площади недавно был освящен памятный знак на том месте, где когда-то возвышался в благодарении Богу храм-памятник русской свободы.
Информация с сайта http://www.pravoslavie.ru/arhiv/050303111601.htm
Александра Невского, благоверного князя, на Миусской площади собор
Храм-памятник во имя благоверного князя Александра Невского был задуман в память исторического события – отмены крепостного права 19 февраля 1861 г. императором Александром II, в честь его святого покровителя. Правительствующий Синод 30 мая 1861 г. издал указ о постройке храма, в котором, кроме прочего, говорилось, что органы власти обязывались «изыскать для будущего храма место, на котором бы он преимущественно был виден народу как памятник, и с тем вместе, если можно, соответствовал наилучшей потребности». На основании указа при Чудовом монастыре создали Комитет для принятия и хранения приношений на сооружение в Москве храма Александра Невского. К 1894 г. сборы составили сто тысяч рублей серебром, что было меньше пятой части необходимой суммы. После длительных обсуждений будущего месторасположения храма (предлагались места на площади Старых Триумфальных ворот или у Ильинских ворот) московское городское управление в 1895 г. безвозмездно предоставило землю – три тысячи квадратных сажен в южной части Миусской площади.
Место, на котором к концу XIX века начали создавать Миусскую площадь, хотя и было внутри Камер-Коллежского вала, но только начиналось застраиваться, а до этого здесь были обширные дровяные склады и рынок, где торговали лесом. В конце XIX века площадь постепенно стала приобретать значение культурного и общественного центра северо-западной части города. В это время сложилась сеть улиц, связавших ее с Тверской-Ямской и Новослободской улицами.
Первые участки Миусской площади в виде прямоугольных кварталов были отданы для сооружения храма Александра Невского и Промышленного училища (в настоящее время Московский химико-технологический институт имени Д.И. Менделеева). Первоначальный проект собора был составлен архитектором А.А. Латковым, но так как в основу плана был принят круг, церковные власти его отвергли как не канонический. В 1890 г. известным архитектором Александром Никаноровичем Померанцевым, профессором Императорской Академии художеств, был предложен проект собора, который он разработал, используя рисунок художника В.М. Васнецова. В 1900 г. А.Н. Померанцев представил второй проект храма Александра Невского, менее дорогой в исполнении. Этот вариант и был принят.
По проекту собор Александра Невского должен был стать вторым по размерам после храма Христа Спасителя, высотой около сорока пяти метров и квадратный в плане. Фасады завершались закомарами, с востока он имел семь алтарных апсид, так что казалось, что храм семинефный, что не соответствовало внутреннему пространству. Оно должно было быть единым и грандиозным. Огромный, сложной конструкции свод опирался только на стены и не имел внутренних опор. Вдоль южной и северной стен внутри шли галереи с аркадами, над которыми располагались хоры по образцу древних византийских храмов, в частности Святой Софии в Константинополе. Архитектурный стиль, в котором проектировался собор, был древнерусским, но в нем были элементы византийской и даже средневековой итальянской архитектуры. Число куполов предполагалось самое большое из всех русских храмов – двадцать один. В центре помещался главный купол с самым высоким и широким барабаном. Вокруг него на стороны света – четыре купола поменьше. По диагонали здания еще четыре, чуть меньше предыдущих. Всего девять больших куполов. По краям здания, между закамарами располагалось тринадцать небольших маковок на тонких шеях. Предполагалось строить собор из современных материалов: бетона и цемента в сочетании с кирпичом, а облицовывать камнем. Новые материалы давали возможности создать столь сложную конструкцию завершения храма, построить его быстро и дешево, и получить при этом грандиозный и эффектный собор. К сожалению, собранных денег было недостаточно, поэтому строительство откладывалось.
Митрополит Московский Владимир (Богоявленский) освятил место закладки собора только в 1904 г. Строительство началось 22 сентября 1913 г. Такое промедление оказалось роковым, так как начало войны в 1914 г. замедлило темпы возведения собора. К 1915 г. основной объем храма без куполов и детальной отделки был закончен. Архитектор А.Н. Померанцев считал возведение собора, посвященного его святому покровителю, делом всей своей жизни, стремился ускорить работы, даже передал свои сбережения на строительство.
К октябрю 1917 г. огромный храм выглядел почти законченным, за исключением нескольких глав и внутренней отделки. Через год после начала строительства в подклете был устроен придел апостола Архипа, память которого совершается 19 февраля. Год спустя этот придел, по всей вероятности, был заменен новым, более обширным. 16 ноября 1915 г. освятили придел святителя Тихона Воронежского. Он был устроен по инициативе бывшего председателя строительного комитета епископа Верейского Модеста. Придел размещался под южным отделением главного алтаря, вмещал до четырехсот богомольцев. Храм святителя Тихона Воронежского должен был иметь отдельный причт, в нем предполагалось ежедневно служить литургии и панихиды по православным воинам, на поле брани убиенным, а также по почившим жертвователям. Вход в него был устроен отдельный с улицы. Указом Синода от 30 апреля 1916 г. был открыт самостоятельный приход при строящемся Александро-Невском храме на Миусской площади, со штатным причтом из священника и псаломщика и отнесением содержания его на местные средства. Тогда же в храме был оформлен и освящен северный придел во имя святителя Николая. Он был сделан временным с одноярусным деревянным иконостасом и иконами на холстах в рамах, прикрепленными на неоштукатуренные стены. В алтаре помещалось изображение Божиего Ока, а под ним – Богоматерь Покровительница, копия с работы В.М. Васнецова в киевском соборе Святого Владимира.
После Октябрьской революции строительство было прервано. Тогда же упразднили Комитет для принятия и хранения приношений на созидание храма, работавший с 1861 г. В книге «Красное колесо» А.И. Солженицын написал, что москвичи предлагали использовать «грандиозный недостроенный собор на Миусской площади, внутри без единой колонны» для заседаний Учредительного собрания, в надежде, что оно соберется в Москве, а не в Петербурге. В 1920-е гг. службы в соборе прекратились, и его стали использовать как склад. В частности, в нем хранилась после сноса здания панорамы на Чистых прудах свернутая в рулоны Бородинская панорама художника Ф.А. Рубо.
В 1930-е гг. обсуждались разные проекты достройки здания: для Дома Радио (проект архитекторов А.Н. Душкина и А.Г. Мордвинова, 1934 г.), проведения экспериментов по разработке акустических систем для Дворца Советов, так как бесстолпное внутреннее пространство было в три раза больше, чем объем зала Большого театра. Пока шло обсуждение, как приспособить храм, в нем разместили склад, в который свезли чугунные детали Триумфальной арки после ее сноса в 1934 г. Детали (колесница Победы, воины, рельефы и прочие работы скульптора И.П. Витали) потом перевезли в Музей Всесоюзной академии архитектуры, расположенный в Донском монастыре. В 1950-е гг. стены храма, частично уже разрушавшиеся от времени, были взорваны. На месте собора с использованием частично его стен и кирпича в 1960 г. был поставлен Дом пионеров Фрунзенского района по проекту архитекторов Ю. Шевердяева и К.Д. Пехояна.