храм на нагорном в перми
Приход храма Святых Царственных Страстотерпцев, город Пермь
Приходской сайт
Расписание богослужений
Храма Святых Царственных страстотерпцев
c 26 сентября по 3 октября 2021
ВОЗМОЖНЫ ИЗМЕНЕНИЯ!
последнее изменение 16:04:32 25/09/2021 MSK+2
Поделиться:
Комментарии (2)
Нужно ли соблюдать пост на этой неделе перед причастием?
Добавить комментарий Отменить ответ
Последнее обновление расписания 16:04:32 25/09/2021 MSK+2
Расписание до 3 октября 2021 ВКЛЮЧИТЕЛЬНО
Икона дня
Православный календарь
Мч. Нестора Солунского (ок. 306).
Прп. Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114). Прп. Нестора, некнижного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Обретение мощей блгв. кн. Андрея Смоленского в Переславле-Залесском (1539). Мцц. Капитолины и Еротииды (304). Мч. Марка и иже с ним.
Прмч. Сергия Чернухина (1942).
Кол., 249 зач., I, 1–2, 7–11.Лк., 55 зач., XI, 1–10.Мч.:Еф., 233 зач., VI, 10–17.Лк., 106 зач., XXI, 12–19.
Приход храма Святых Царственных Страстотерпцев, город Пермь
Приходской сайт
История прихода св. Царственных страстотерпцев
Май 1997
Приход основан казаками Прикамья в мае 1997 года и первоначально именовался Свято — Георгиевским приходом.
Ноябрь 1997
В ноябре 1997 года на территории больничного городка МСЧ № 9 в г. Перми приходом была открыта часовня в честь св. вел.мч. и целителя Пантелеимона.
Лето 1998
Летом 1998 года эта часовня была значительно расширена и преобразована в больничный храм.
21 сентября 2001
Приходом был заложен новый храм в честь свв. Царственных страстотерпцев в микрорайоне Нагорный Индустриального района г. Перми.
17 июля 2002
2 сентября 2002
Была отслужена первая Божественная Литургия.
21 февраля 2003
Указом за № 47 Преосвященного Иринарха, Епископа Пермского и Соликамского приход св. вел.мч. Георгия Победоносца был преобразован в приход святых Царственных страстотерпцев.
Построено здание воскресной школы и трапезной.
На территории храма благодаря комитету солдатских матерей в 2007 году установлен памятник святому благоверному князю Александру Невскому, посвященный воинам, погибшим в локальных конфликтах.
За 2007 год в храме произошли многие перемены. Установлен резной иконостас, изготовлены и установлены резные киоты для храмовых икон святых Царственных мучеников и иконы Божией Матери «Державная». Прошла замена икон изготовленных типографским способом на живописные, построена церковная лавка, благоустроена территория храма.
2008-2009
За 2008 год: утеплена крыша, заменена кровля храма. Заложены фундаменты под новый храм в честь иконы Божией Матери «Покрова» и воскресную школу. Приобретены живописные иконы: вмч.Пантелеимона, свт. Николая чудотворца, и многое другое.
За 2009 год: закончены фундаменты для нового храма и воскресной школы, Приобретены живописные иконы Собор св. почитаемых на Пермской земле, икон Божией Матери «Семистрельная», «Нерушимая Стена» и «Всецарица», св. прав.Иоанна Кронштадтского, св.сщмч.Киприана и свмц Иустины, в храме установлен отопительный электрический котел.
2010-2011
Конец августа 2011
В конце августа 2011 в храм привозили мощевик с Царским Крестом с Ганиной Ямы.
В 2012 году памятник святому благоверному князю Александру Невскому был перенесен на новое место, когда началось строительство Покровского храма.
В ноябре 1997 года на территории больничного городка МСЧ № 9 в г. Перми приходом была открыта часовня в честь св. вел.мч. и целителя Пантелеимона. Летом 1998 года эта часовня была значительно расширена и преобразована в больничный храм.
21 сентября 2001 года приходом был заложен новый храм в честь свв. Царственных страстотерпцев в микрорайоне Нагорный Индустриального района г. Перми. Первая служба (Праздничный молебен в честь свв. Царственных страстотерпцев) в этом храме была совершена 17 июля 2002 года. 2 сентября 2002 года была отслужена первая Божественная Литургия.
21 февраля 2003 года Указом за № 47 Преосвященного Иринарха, Епископа Пермского и Соликамского приход св. вел.мч. Георгия Победоносца был преобразован в приход святых Царственных страстотерпцев.
В настоящее время ежедневно в приходе совершаются утренние и вечерние богослужения
Основная храмовая икона Святых Царственных страстотерпцев, находится в правой стороне храма.
В каких случаях обращаться к иконе с молитвой:
Святым Царственным страстотерпцам обращаются с молитвами о духовном возрождении православной семьи, ее покровительстве, сохранении, сплочении и благополучии, о взаимопонимании и взаимопомощи в семье, о сохранении православной веры в душе каждого члена семьи; о спасении и духовном возрождении Державы Российской, о даровании православного государства и правителя. Святые Царственные страстотерпцы помогают во всех молитвах и просьбах, обращенных к ним. Это Святые заступники народа российского и земли русской. Скорбный Их путь был увенчан мученичеством. Ныне в сонме великих русских святых Они предстоят Христу в пламенной молитве за Россию.
В память 90-летия со дня мученической кончины святых Царственных страстотерпцев по благословению Высокопреосвященнейшего Викентия, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского в 2008 году вышел сборник рассказов: «Чудеса Венценосной Семьи» о помощи Божией по молитвам к святым Царственным стратотерпцам.
Собственно здания прихода – это деревянные храмы, в храме Покрова Пресвятой Богородицы ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения, сопровождаемые клиросными песнопениями певчих во главе с регентом. Перед воскресными и праздничными днями в храме совершается всенощное бдение.
Сам Храм по благословлению преосвященного епископа Пермского и Соликамского Иринарха является казачьим.
Святым Царственным страстотерпцам молятся о покровительстве трона и государства, о спасении и сохранении России и земли Русской.
Каждую субботу в 16:00 в храме Святых Царственных страстотерпцев читается Акафист перед иконой Святых Царственных страстотерпцев
На территории прихода работает детская Воскресная школа
25 декабря 2018 года на территории прихода установлена Детская горка
Каждый день в храм за благословением приходят нуждающиеся, испрашивая помощи, заступничества, исцеления у Святых Царственных страстотерпцев о душевных и телесных недугах. Богом избранная, хранимая, прославленная царская семья служит источником света, духовной радости для людей Пермского Края и всей Пермской земли.
История прихода в годах
2004 год
Фото территории прихода в январе 2004 года
2005 год
Построено здание воскресной школы и трапезной.
2007 год
За 2007 год в храме произошли многие перемены. Установлен резной иконостас, изготовлены и установлены резные киоты для храмовых икон святых Царственных мучеников и иконы Божией Матери «Державная». Прошла замена икон изготовленных типографским способом на живописные, построена церковная лавка, благоустроена территория храма.
2008-2009 года
За 2008 год: утеплена крыша, заменена кровля храма. Заложены фундаменты под новый храм в честь иконы Божией Матери «Покрова» и воскресную школу. Приобретены живописные иконы: вмч.Пантелеимона, свт. Николая чудотворца, и многое другое.
За 2009 год: закончены фундаменты для нового храма и воскресной школы, Приобретены живописные иконы Собор св. почитаемых на Пермской земле, икон Божией Матери «Семистрельная», «Нерушимая Стена» и «Всецарица», св. прав.Иоанна Кронштадтского, св.сщмч.Киприана и свмц Иустины, в храме установлен отопительный электрический котел.
Приход храма Святых Царственных Страстотерпцев, город Пермь
Приходской сайт
Духовенство
Протоиерей КОНСТАНТИН ОСТРЕНКО — настоятель храма
Родился 12 апреля 1968 года в городе Вольнянск Запорожской области.
Был крещен в 1970 году в городе Ставище Киевской области.
С 1975 по 1985 год обучался в Вольнянской средней школе №4 Запорожской области.
По окончании средней школы, в 1985 году поступил на учебу в Пермское военное авиационно-техническое училище, которое закончил в звании «лейтенант» в 1988 году, и продолжил прохождение военной службы в должности командира взвода курсантов. В феврале 1994 года, в воинском звании «капитан», уволился в запас.
В 1995 году на территории Перми была создана общественная организация казаков Прикамья. Являясь одним из учредителей этого движения, возглавлял сектор по взаимодействию с Пермским Епархиальным управлением.
С февраля 1996 года, по благословению Архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия, нес клиросное послушание в храме Успения Пресвятой Богородицы города Перми.
В сентябре 1997 года по ходатайству казаков Прикамья, как кандидат во священники, был зачислен на пастырские курсы при Пермском Епархиальном управлении.
11 октября 1997 года Архиепископом Пермским и Соликамским Афанасием был рукоположен в сан диакона.
9 ноября 1997 года Архиепископом Пермским и Соликамским Афанасием был рукоположен в сан иерея с назначением служить настоятелем Свято-Георгиевского прихода города Перми Прикамского казачества Пермской области (Указ №57 от 17.11.1997 года).
В связи с завершением строительства храма святых Царственных страстотерпцев в микрорайоне «Нагорный» г. Перми, осуществляемой Свято-Георгиевским приходом, был назначен настоятелем храма святых Царственных страстотерпцев (Указ №42 от 21.02.2003 года).
С 2003 года проходил обучение в Екатеринбургской Духовной семинарии, на заочном секторе, которую окончил в 2008 году.
За период службы был награжден:
апрель 1998 года — набедренником,
апрель 1999 года — скуфьей и камилавкой,
март 2001 года — наперстным крестом,
апрель 2007 года — возведен в сан протоиерея,
январь 2012 года — палицей.
В 2015 году — был награжден медалью святителя Стефана Великопермского.
В 2017 году был награжден наперстным крестом с украшениями.
22 апреля 2010 года назначен благочинным Петропавловского округа Пермской и Соликамской епархии (Указ №64).
Иерей СЕРГИЙ ДОСПЕЛОВ
Родился 29 июня 1965 года в Магнитогорске Челябинской области, в семье рабочего.
Там же, в 1980 году окончил школу (восемь классов) и поступил в Магнитогорский Индустриальный техникум. После окончания техникума по специальности «техник-металлург», был направлен в г. Пермь на завод имени Ленина, где работал сменным мастером в цехе №23.
В 1985 году женился, и в этом же году был призван в армию. Службу проходил на космодроме «Байконур» в военностроительных войсках. Окончил службу в 1987 году рядовым.
21 июня 2009 года был рукоположен в сан диакона.
В этом же году, 26 июня был рукоположен в сан иерея и командирован в храм святых Царственных страстотерпцев города Перми, где и несет послушание до настоящего времени.
В 2015 году награжден камилавкой
В 2019 году награжден наперсным крестом
Иерей АЛЕКСАНДР ТОКАРЕВ
Иерей Александр Токарев родился 1.07.1980 в Тамбовской области, Уваровском районе. В 1997 году окончил среднюю школу.
В 1998-1999 годах служил в Российской армии.
В 2006 году окончил ПДУ.
В 2009 году рукоположен Епископом Иринархом в сан диакона.
В 2016 году окончил Пермскую Духовную Семинарию.
2014-2018 гг. служил в Свято-Никольском кафедральном соборе, г. Кудымкар.
В 2018 году служил в Спасо-Преображенском соборе,г. Соликамска.
В мае 2018 года рукоположен в сан священника Архиепископом Зосимой.
В июне 2018 года назначен настоятелем в храм Спаса Нерукотворного г. Соликамска.
С марта 2020 назначен клириком Свято-Троицкого мужского монастыря города Соликамска.
С 29 сентября 2020 был заштатным клириком Соликамской епархии.
С о 2 ноября 2020 года указом №56 митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия принят в клир Пермской епархии и назначен клириком Прихода храма святых Царственных страстотерпцев г.Перми.
Иерей БОРИС АБРАМЯН
Родился 12 октября 1960 года в Дашкесанском районе, в армянском селе Шаумян Азербайджанской ССР, в семье рабочих. В 1967 годк поступил в среднюю школу г.Абовян Армянской ССР, которую окончил в 1977 году. В 1977 году началась трудовая деятельность. Работал на заводе «Сириус» до 1978 года. С 1978 по 1980 год проходил службу в армии, в ракетных войсках. С 1980 по 1983 год продолжил трудовую деятельность на заводе «Сириус». В 1983 году переехал жить в Россию в город Пермь, где и проживаю по настоящее время.В тот же год устроился на работу обувным мастером, в ГУТ МО Военторг №1283. Затем с 1987 по 1988 год работал в аэропорту Большое Савино.С 1996 года начал заниматься художественным литьём(церковная утрварь). Крещён в 2002 году. В 2002 году, по благословению Его Высокопреосвященнейшего Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, поступил в Екатеринбургскую Духовную Семинарию на пастырское богословское отделение. В 2007 году окончил. С 2002 по 2010 года, нес клиросное послушание чтецом в Кафедральном Соборе Иоанна Предтечи в городе Екатеринбург. 14 октября 2012 года в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, за Божественной Литургией в Покровском храме города Каменск-Уральска Свердловской области Преосвященным Сергием(Иванниковым) Епископом Каменским-Аллапаевским рукоположен во диакона и направлен в Преображенский мужской монастырь для несения диаконского служения. 19 февраля 2014 года мною подано прошение Его Преосвященнству Епископу Мефодию о почислении за штат с правом перехода в другую епархию. 22 января 2015 года, Его Преосвяществом Преосвященнейшим Сергием Епископом Барнаульским и Алтайским направлен в храм святых Петра и Павла штатным диаконом. 14 октября 2017 года в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии,за Божественной Литургией в Покровском Кафедральном Соборе города Барнаула Алтайского края Митрополитом Сергием(Иванниковым) рукоположен во Пресвитера и назначен штатным священником в Кафедральный Собор города Барнаул. В ноябре 2019 года Митрополитом Пермским и Кунгурским Мефодием назначен клириком храма святых Царственных страстотерпцев города Перми.
Церковные награды: В 2017 году — камилавка. В 2019 году — наперсный крест.
Диакон РОМАН ТАРАНТИН
Родился в 1973 году.
Образование светское: Пермское музыкальное училище.
Духовное: Екатеринбургская Православная Духовная Семинария.
4 мая 1993 года Архиепископом Афанасием был рукоположен в сан диакона.
В апреле 2002 года был награжден двойным орарем.
Пермь. Церковь Царственных страстотерпцев (Казачья) в Нагорном.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
В ноябре 1997 года на территории больничного городка 9-ой медсанчасти города Перми приходом была открыта часовня в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона. Летом 1998 года эта часовня была значительно расширена и преобразована в больничный храм.
21 сентября 2001 года приходом был заложен деревянный храм в честь святых Царственных страстотерпцев в микрорайоне «Нагорный» Индустриального района города Перми по адресу: улица архитектора Свиязева, 19.
Первая служба (праздничный молебен в честь святых Царственных страстотерпцев) в новом храме была совершена 17 июля 2002 года. 2 сентября 2002 года была отслужена первая Божественная Литургия.
21 февраля 2003 года Указом за № 47 Преосвященного Иринарха, Епископа Пермского и Соликамского приход святого великомученика Георгия Победоносца был преобразован в приход святых Царственных страстотерпцев.
На территории прихода, благодаря Комитету солдатских матерей, установлен памятник Александру Невскому, посвященный воинам, погибшим в локальных конфликтах.
К памятнику в памятные даты осуществляется торжественное возложение венков.
Начало года (2012?) ознаменовалось открытием первой в Перми круглосуточной часовни во имя Архангела Михаила, где все желающие могут помолиться, поставить свечу перед иконой в любое время дня и ночи.
Часовня расположена на территории храма святых Царственных Страстотерпцев микрорайоне Нагорный, освящена малым чином и уже хорошо знакома православным жителям микрорайона. Рано утром и поздно вечером в часовне горят свечи.
Свечи находятся в «свободном доступе» возле ящика для пожертвований, расположенного внутри часовни. Таким образом, никто не следит за тем, чтобы прихожанин делал за них пожертвования, это зависит только от желания молящегося.
О часовне рассказывает настоятель храма святых Царственных Страстотерпцев протоиерей Константин Остренко:
-Во время моей последней поездки в Грецию я обратил внимание на расположенные при многих храмах круглосуточные часовни. Меня поразила простота и очевидность такого решения: разве желание обратиться к Богу должно посещать человека только в определённые часы суток или разве круглосуточные ларьки важнее, чем места для молитвы? По возвращении в Пермь я рассказал об этом владыке Мефодию, и Его Высокопреосвященство благословил построить такую часовню у нас в городе.
В настоящее время обустройство часовни ещё не завершено: работы пришлось приостановить в связи с зимними погодными условиями. Весной строительство возобновится, однако уже сейчас любой верующий может посетить часовню в тот день и час, когда его душа пожелает молитвы.
Прим. мод.: сайт церкви Царственных Страстотерпцев, с которого перепечатана статья, из-за непрофессионального программирования принудительно заставляет скачивать два видеофильма, ссылка на этот ресурс удалена
Отец Константин, настоятель храма Святых Царственных страстотерпцев: «Храм открыт для каждого человека»
«Храм Святых Царственных страстотерпцев и приход был открыт в 2002 году, рассказывает отец Константин. – На этом месте хотели строить каменный храм, целый храмовый комплекс. По сути, здесь должно было быть два храма: первый деревянный – временный, а потом каменный, воскресная школа, ремесленные мастерские. В то время главой района был Пастухов Виктор Петрович. И мы это место – Нагорный район – выбрали как место перспективное, живописное, высокое. Духовное место здесь должно быть и будет я надеюсь. Мы к этому прикладываем максимум усилий».
– Много ли сейчас постоянных прихожан?
– Не могу точно сказать сколько, но храма не хватает. Мы сейчас служим две службы в день, раньше служили одну, но прихожане сами обратились с просьбой о совершении двух служб. По нормам храм этот может вмещать не более 50 человек, а реально на службе в воскресный день собираются до 150 человек, а на Пасху стояло более 200 человек. Нужно стоить вместительный храм. Люди, живущие здесь достойны этого. И власти должны обратить на такую проблему внимание.
Это задача не только церкви, а, в первую очередь, тех же властей. Люди православные, исповедующие Христову веру – это люди законопослушные, неужели ж государство в них не заинтересовано?
– Кто стал жертвователем на строительство этого храма?
– В свое время мы обращались к Аркадию Леонидовичу Каменеву, тогда он избирался депутатом по нашему округу. Впрочем, мы ко всем депутатам обращались. Каменев откликнулся, на встрече с избирателями он пообещал, что когда станет главой города, то в Индустриальном районе построит храм. И когда это произошло, он свое обещание в какой-то степени выполнил: помогал в выделении места для храма.
Собственно здание – этот деревянный храм, который когда-то стоял на улице Газеты «Звезда» и постоянно не действовал. Там было что-то вроде мастерской народных промыслов. И когда это место стали расчищать для нового строительства, то часовня помещала, и ее предложили забрать. С помощью фирмы «Алексий» ее перенесли, в этом приняли участие и другие предприятия района. Тогда район возглавлял Новоселов и при его поддержке это было осуществлено. Церковь разобрали, перенесли сюда и установили уже на новом месте. Предполагалось, правда, что она будет другого вида, но были нужны определенные вложения, чтобы ее расширить, сделать немного иной. Но, к сожалению, финансовой помощи так и не последовало, и храм собрали в изначальном виде, а уже после сделали свои улучшения. Церковь в таком виде, в котором она сейчас – уже нашими стараниями. Но, в дальнейшем мы начали воплощать свою идею в жизнь: построили воскресную школу, отстраиваем церковную лавку.
– Внешний облик храма будет меняться?
– Мечты, конечно, есть и надежды. Есть желание, чтобы тут был целый городок: мастерские, кузница, чтобы дети занимались прикладными искусствами, хотим, чтобы был фольклорный ансамбль. Была идея отстроить городок в строгановском стиле. Наподобие Хохловки, но только Хохловка у нас все же музей. А мы хотели, чтобы здесь был старинные устои, быт, чтобы человек мог придти и увидеть все это. Даже название придумали, связанное со старой Пермью – Егошиха. Конечно, в центре должен быть храм, духовное воспитание, культурное, в русском стиле. Но у нас в городе как-то больше хотят видеть парки Юрского периода, динозавров понаставить, нежели что-то реальное.
– Кто же, на ваш взгляд, профинансирует этот проект: администрация, предприниматели, частные лица, епархия?
– У Пермской епархии сейчас очень много масштабных задач. Епархии сейчас очень важно готовить пресвященное, образованное духовенство. В наше время священнику необходимы глубокие догматические знания. Поэтому сейчас епархия очень много усилий прикладывает к тому, чтобы открыть духовное училище, православную гимназию, преобразовать семинарию. Их содержание дорого стоит, а помимо того, необходимо восстановление и реставрация тех храмов, которые есть.
А эта задача должна стоять не только перед церковью. Неужели духовное наследие необходимо только церкви? Это всем миром нужно делать. Я думаю, необходимо создать попечительский совет, попечительский фонд, которые будут этими вопросами, ведать и продвигать эти идеи. Я уже разговаривал на эту тему с главой администрации. Хотя, честно говоря, это чаяния не только мои. Здесь сложился коллектив людей – учителя, директора школ, интеллигенция района – которые пекутся о нашем районе.
Куда у нас в выходной день можно пойти с ребенком? Чтобы сходить в театр ста рублей уже мало, сходить в парк на аттракционы или зоопарк? Но ведь хотелось бы ребенку дать какие-то знания. Есть сейчас у нас кружки, но ведь в основном ситуация такова, что ребенка очень сложно оторвать от компьютера. Ему нужно хотя бы прикоснуться к своей истории, а если мы такой городок организуем, ребенок будет развиваться. Идея ведь заключается не просто в устройстве кружков по интересам – здесь кузница, там рукопашный бой, рядом девочки вяжут или вышивают – а в создании целого города с думой, вече, князем, воеводой. И показать детям старинный русский город, дать возможность изнутри его почувствовать. Такая идея многим может быть интересна.
Но практика показывает, что главным стержнем у нас в городе являются органы власти: главы районов, города, губернатор. У нас храм открыт для всех, но бизнесмены не могут быть вне политики, к сожалению. И бизнесмены делятся на политические лагеря: «Я уже в этот храм не пойду, потому, что в него ходит человек из противоборствующей партии». Так не должно быть. Церковь вне политики. Храм открыт для каждого человека, но пока этого нет в осознании. Поэтом пока сложно сплотиться, консолидироваться. Так что не знаю, кто будет заниматься попечением храма.
– А разве руководство промышленных предприятий, расположенных на территории района, не заинтересовано в строительстве здесь большого храма?
– Мы конечно к ним за помощью не раз обращались. Но мне кажется, здесь должны свою волю проявить власти района. Взять крупные промышленные предприятия – они оказывают значительную помощь церкви. Завод минеральных удобрений восстановил прекрасный собор в Култаево; это стоило больших денег, более того, завод этот храм содержит. Тот же Пермнефтеоргсинтез очень много помогает монастырям. Но у нас есть в районе и другие предприятия, которые могли бы консолидироваться. Но пока этого нет…видно мало молимся.
– Не сложно ли быть настоятелем храма в «спальном» районе, далеко не самом благополучном?
– Я в этом районе живу с 1985 года и не считаю, что наш Индустриальный район неспокойный. Это вопрос, может быть, к милицейским сводкам. Индустриальный район молодой, и строился он в связи с развитием промышленных предприятий. Заводы эти работают до сих пор, и люди тоже продолжают работать. Хотя люди разные приходят, у нас тут рядом рынок, парк. Летом у наст тут люди гуляют …сильно отдыхающие – те, кто любят лишнего выпить, но вопрос мы этот решили очень быстро. При нашем храме есть Свято-Никольское казачье общество, оно занимается охраной храма и патрулированием парка – в этом плане проблем у нас нет. Но если что, приходится увещевать и самому.
А если говорить о храмах, расположенных в центре города… Вот есть проблема колокольного звона: утром звонят в колокола – не всем жителям это нравиться. У нас еще никто не приходил жаловаться. В других храмах: в Кафедральном соборе, Феодосиевской церкви, – люди приходили, говорят: мы спать хотим утром. Так что в этом плане у нас не было проблем.
А вообще раньше в Индустриальном районе бизнес, общественные организации, школы, больницы были в более тесном контакте: раз в месяц собирались советы директоров, где обсуждались все вопросы. Да и сейчас это общение остается. Мы поддерживаем контакты с общественными организациями, которые есть в районе. Вот памятник, посвященный воинам, погибшим в локальных конфликтах, который установлен неподалеку от храма, поставлен благодаря комитету солдатских матерей. Так что у нас жизнь дружная, люди положительно к храму относятся, есть взаимопонимание и отклик.
– А сейчас, на ваш взгляд, какие изменения в обществе происходят?
– Десять лет назад в храм приходили люди старшего, преклонного возраста, сейчас церковь обновляется, все больше молодых людей. И это отрадно – приходит думающая молодежь, люди зрелого возраста – 40-50 лет. Люди, которые приходят в храм Божий, интересуются догматическим учением церкви. Духовное возрождение идет, и надеюсь, будет продолжаться. Если есть интерес – проблема будет решаться.
Сейчас у нас возрождается духовное образование, и назначение правящим архиереем Иринарха – это благо. Владыку просто интересно послушать, у такого человека хочется поучиться. С назначением Иринарха – человека высокообразованного – церковь у нас вышла на другой уровень и по подходам к проповеди, к службе.
– Многие сейчас говорят расслоении общества. Вы это замечаете?
– Не может в обществе быть одного мнения, у каждого своя точка зрения. И православный человек, действительно верующий, никогда не будет превозноситься, думая: «Я в церковь хожу, причащаюсь и я спасусь, а ты грешный человек – не даст Господь тебе спасения». Это заблуждение. Господь любит всех: и грешников и праведников. И Господь говорит: «Пришел для того, чтобы не праведников, а грешников привести к покаянию». Поэтому разделять людей по вероисповеданию или убеждениям – это примитивный взгляд. Такой владыка, как наш, не даст расколоться обществу. Наоборот, сейчас наблюдается движение к миру в обществе, консолидации интеллигенции, бизнеса, общественных организаций. Мы можем решать все наши вопросы, объединившись, а если разделимся, ничего не решим.
– Расскажите о воскресной школе при храме Святых Царственных страстотерпцев
– У нас сейчас занимаются 32 ребенка и 24 взрослых. Школа работает с первого дня работы храма. И первое время у нас даже не было для школы отдельного помещения – мы занимались в храме. А сейчас уже два года у нас есть помещение. У нас есть планы: после завершения строительства церковной лавки планируем расширить воскресную школу – устроить библиотеку и еще один класс. Сейчас пока функционируют два класса, а будет четыре. И заниматься будут не только наши дети, которые в храм ходят, но и все остальные дети Индустриального района, которые желают изучать Закон Божий, церковную историю (в православном аспекте). Преподаватели у нас с семинарским образованием, знающие. Мы даем теоретические знания, которые позволили ребенку бы дальше развиваться.
– А как вы относитесь к введению православия в школах как обязательной дисциплины?
– Я, конечно, положительно к этому отношусь. Но мне кажется, что пока это преждевременно. Мы сейчас сотрудничаем с одной из школ Индустриального района, директор этой школы прихожанин нашего храма. У него было огромное желание, чтобы в руководимой им школе был такой предмет. Но сейчас у нас не хватает духовенства, чтобы этим заниматься. Учить ребенка, а завтра оставить его – тоже не дело. А еще часто у нас бывает, что идея хорошая, а потом – хоть караул кричи.
Сейчас мы открываем общедоступную воскресную школу. Планировали к Рождеству, но обстоятельства помешали. Школа наша будет работать в две смены, сообразно с расписанием уроков в общеобразовательных школах. И все желающие могут придти, что важно, не из-под палки. Придет именно тот человек, который интересуется, кто хочет узнать. Находясь здесь, в храме, мы можем дать не только теоретические знания, ребенок может увидеть жизнь в храме, жизнь православного человека.
– Расскажите о себе, как вы пришли к стезе священника?
– Это неинтересно… честно говоря, не хотелось бы о себе говорить. Господь прикасается к сердцу любого человека– раскрой сердце и иди ему навстречу. Но главное не только обрести Господа, но его в себе удержать.
– Что бы вы хотели пожелать людям в дни больших христианских праздников?
– С Рождеством Христовым! Хотелось бы более всего пожелать любви. Ее так не хватает сейчас. В нашей житейской суете, наших проблемах мы настолько погрязли, что мы уже к нашим близким начинаем относиться, как к партнерам по бизнесу. К друзьям начали избирательно относиться – этот друг хороший, он помогает; к родителям и детям стали относиться как к какой-то обузе. Хотелось, чтобы мы по-другому стали относиться друг к другу. Заповедь Господа – любите друг друга. В этой заповеди очень много кроется. И главное в этой любви Христовой – человек относится к ближнему своему, как к самому себе, к недостаткам ближних – как к своим. Видим грехи своего брата, а то, что мы сами совершаем, порой не замечаем. Хочется, чтобы мы задумались: возлюбить ближнего своего – это все же возлюбить его с недостатками, и тогда мы увидим свои собственные недостатки, будем их замечать, и тогда не будем осуждать своего ближнего, а будем к нему относиться снисходительно. Видимо, этого нам сейчас действительно не хватает.
Сейчас у нас в стране перенимают западную модель семейных отношений. Иногда родители приходят и говорят, что делать, ребенок в общую кассу денег не дает. То есть мы уже перестали детей своих терпеть. Хотелось, чтобы у нас все же осталась жертвенная любовь, которая всегда была присуща русскому человеку.
Хотелось бы пожелать каждому христианской любви, любви, которая не завидует, не превозносится, не гордится и всегда милосердствует.