храм на площади революции в вологде

ВОЛОГОДСКИЙ СПАСО-ВСЕГРАДСКИЙ СОБОР

храм на площади революции в вологде
Вологодский Спасо-Всеградский собор, 1924 год. Фото И. Громова

Вологодский собор в честь Всемилостивого Спаса (Спасо-Всеградский собор) (снесен в 1972 году)

В вологодских летописях значится, что деревянная Спасская церковь построена гражданами Вологды в царствование Алексея Михайловича, когда город постигло тяжелое моровое поветрие. Во избавление от моровой язвы по обычаю тех лет за одни сутки (18 октября 1654 года) возвели деревянную церковь Спаса Всемилостивого. Храм назывался «Всеградским» и «Обыденным», что означало построение церкви всеми жителями Вологды за один день.

В 1654 году после возведения деревянной Спасской церкви один вологодский иконописец «обыденно» (за один день) написал икону Всемилостивого Спаса. Она быстро стала не только главной святыней храма, но и всего города.

Возведение каменной Спасской церкви стоит отнести к концу XVII века. В ряде документов указан 1688 год. Интересно то, что пока строился новый каменный храм, старая деревянная Спасская церковь стояла внутри строительной площадки, и церковная служба велась в ней непрерывно. В 1698 году каменный Спасообыденный храм был освящен архиепископом Вологодским и Белозерским Гавриилом (Кичигиным).

В 1718 году церковь украшена стенной росписью. На фресках паперти и самого храма были изображены сцены моровой язвы в Вологде и строительства храма. В 1720-е годы с южной стороны трапезной была пристроена теплая придельная церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери. В течение XIX века храм достраивался и перестраивался многократно: приток средств на строительство и поновления главного храма города был исключительно велик.

В XIX веке главный всеградский праздник в Вологде отмечался 18 октября. В этот день, в праздник святого апостола и евангелиста Луки и в память о прекращении язвы 1654 года, совершался крестный ход в Спасо-Всеградскую церковь из Софийского собора.

Церковь Спаса Обыденного никогда не имела своего прихода, поскольку была главным храмом Вологды. В Спасо-Всеградской церкви принимали присягу все выбираемые руководители Вологды, проходили молебны, посвященные наиболее значимым событиям жизни Российской Империи и Вологодчины. 28 июня 1896 года прибывший в Вологду протоиерей Иоанн Кронштадтский отслужил в Спасо-Всеградском соборе заутреню и обедню.

В 1895 году указом Святейшего Синода храму ввиду его особого значения как древней святыни был дарован статус собора.

В 1925 году службы в Спасо-Всеградском соборе были прекращены. В помещении разместился городской Дом Искусств. В 1930-е обезглавленное здание с частично снесенной колокольней и главами было приспособлено под кинотеатр им. Горького с двумя кинозалами: большом в основном храме и малом в бывшем Тихоновском приделе.

В 1935 году властями было принято решение о сносе здания кинотеатра, однако что-то помешало его осуществить.

В 1974 году постановлением Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 года № 624 «Спасо-Всеградский собор, 1688 г., каменный, Вологда, пл. Революции, 1» был поставлен на государственную охрану как памятник федерального значения. В 1997 году указом президента Российской Федерации от 5 мая 1997 года № 452 исключен из перечня объектов федерального значения в связи с полной утратой.

В 1998 году на месте алтарной части Спасо-Всеградского собора установлен поклонный крест. Около него возобновлены службы в память об октябрьских событиях 1654 года.

Источник

Спасо-Всеградский Обыденный собор

Спасо-Всеградский, Спасовсеградский, Спаса Всемилостивого собор, церковь Спаса Обыденного

Спасо-Всеградский собор на протяжении более 270 лет был главным духовным центром Вологды. Его сооружение относится к 1654 году. В вологодских летописях значится, что деревянная Спасская церковь построена гражданами Вологды в царствование Алексея Михайловича, когда город постигло тяжелое моровое поветрие. Во избавление от моровой язвы по обычаю тех лет за одни сутки (18 октября 1654 года) возвели деревянную церковь Спаса Всемилостивого. Храм назывался «Всеградским» и «Обыденным», что означало построение церкви всеми жителями Вологды за один день. В 1858 году в архиве Вологодской консистории был найден документ XVII века, подписанный горожанами, – общественный приговор, – согласно которому они и их потомки брали на себя обязательство вечно хранить нововозведенный храм Спаса Всемилостивого.

В 1654 году после возведения деревянной Спасской церкви один вологодский иконописец «обыденно» (за один день) написал икону Всемилостивого Спаса. Она быстро стала не только главной святыней храма, но и всего города.

Возведение каменной Спасской церкви стоит отнести к концу XVII века. В ряде документов указан 1688 год. Интересно то, что пока строился новый каменный храм, старая деревянная Спасская церковь стояла внутри строительной площадки, и церковная служба велась в ней непрерывно. В 1718 году каменная церковь украшена стенной росписью. На фресках паперти и самого храма были изображены сцены моровой язвы в Вологде и строительства обыденного храма. В 1720-е годы с южной стороны трапезной была пристроена теплая придельная церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери. В течение XIX века храм достраивался и перестраивался многократно: приток средств на строительство и поновления главного храма города был исключительно велик.

В XIX веке главный всеградский праздник в Вологде отмечался 18 октября. В этот день, в праздник святого апостола и евангелиста Луки и в память о прекращении язвы 1654 года, совершался крестный ход в Спасо-Всеградскую церковь из Софийского собора.

Церковь Спаса Обыденного никогда не имела своего прихода, поскольку была главным храмом Вологды (кафедральный Софийский собор был главным в Вологодской епархии). В Спасовсеградской церкви принимали присягу все выбираемые руководители Вологды, проходили молебны, посвященные наиболее значимым событиям жизни Российской Империи и Вологодчины. Здесь на богослужении побывали императоры Александр I, Александр II, Великие князья Алексей Александрович, Владимир Александрович и Сергей Александрович Романовы. 28 июня 1896 года прибывший в Вологду протоиерей Иоанн Кронштадтский отслужил в Спасо-Всеградском соборе заутреню и обедню.

В 1895 году церковь получила статус собора.

В начале XX века внутреннее убранство собора было описано вологодским священником о. Сергием (Непеиным):

«Войдя в храм, прежде всего поражаешься его обширности. Пред взором открывается трапезная в 12 сажен длины при ширине в семь и вышине в четыре сажени со сводчатым потолком, поддерживаемым четырьмя столбами. Громадная арка соединяет трапезу с передним храмом. Новая иконопись в приделах и настенное письмо немало способствуют благолепию храма, в 1898 г. поновленного и украшенного уборкою. Работы по иконописи и живописи выполнены московским живописцем Ивановым. Прекрасно гармонирует с общим видом трапезы изящный плиточный пол. Переднего храма ремонт пока не коснулся. Общая сумма расхода по отделке трапезного храма достигает 18 тысяч. Из этой суммы часть отчислена от свободных церковных сумм, часть поступила от благотворителей, особенно от церковного старосты Я. А. Бурлова.

Главная святыня храма, икона Всемилостивого Спаса, помещается в переднем иконостасе на правой стороне от царских врат. Она небольших размеров, – в фут вышиною и называется в старых документах «штилистовою». Письмо иконы старинное греческое. Спаситель изображен стоящим с указующей долу десницею. В левой руке – Евангелие, разогнутое на словах: «Придите ко Мне вси труждающиися». Усердием благотворителей эта св. икона великолепно украшена золотою ризою и драгоценными камнями. Чеканка ризы выполнена по рисунку известного академика Ф. Солнцева в Санкт-Петербурге в 1856 году. Весу в ризе чистого червонного золота два фунта и сверх того четыре фунта серебра в доске, покрывающей бока и оборотную сторону иконы. По контурам изображения до 500 крупных жемчужных зерен. В венце Спасителя, в цате и других местах до 700 различных драгоценных камней. В нижней части ризы, по сторонам ног Спасителя в двух клеймах вычеканена летопись иконы: «начата бысть писатись сия икона образ Господа Нашего Иисуса Христа в богозданном граде на Вологде, в лето 7163, месяца октября в 23 день, на память Святого Апостола Иакова Брата Господня: того дни и написася сей образ Господень, благочестивыя державы царства Государя Царя и Великого Князя Алексия Михайловича всея России Самодержца, в славу и хвалу Вседержителя Бога и всех святых, угодивших от века, аминь». Время составления этой летописи неизвестно: на самой иконе ее нет, a вместо нее написан тропарь: «С вышних призирая…» и кондак: «Возбранный воеводо…».

У нижнего края ризы в малом клейме вычеканена надпись: «Вера твоя спасет тя: иди в мире». Эта св. икона издревле называется и почитается чудотворною, хотя известий о чудесах от прежних времен и не сохранилось. Вологжане всегда к этой иконе имели особенное усердие и молились пред ней с необыкновенною верою. Каждодневно пред нею поются молебны усердствующими и часто она уносится по домам. Многие благочестивые семьи соблюдают обычай, свято поддерживаемый, в известный день непременно приносить эту св. икону к себе на дом для совершения молебствия. В честь этой иконы издревле установлен крестный ход в Спасскую церковь в день главного ее праздника, 18 октября. Она участвует во всех крестных ходах, бывающих в Вологде.

Из прочих св. икон замечательны по древности: икона Одигитрии местная, Всех скорбящих Радости, греческого письма. Тихвинской Божьей Матери, писанная в 1719 году, Благовещения, – писанная в 1647 году, крест, – сделанный из дерева от прежде бывшей первоначальной церкви, золотой крест, сканной работы, небольшого размера с частью ризы Господней и панагия, – неизвестного происхождения».

В феврале 1923 года комиссией Наркомпроса была разработана «Инструкция по распределению памятников по категориям». В соответствии с ней составлялись ведомости особо ценных церковных сооружений. Прочие признавались неценными. Была составлена такая ведомость и по Вологодской губернии, но собор в нее не попал.

25 мая 1924 года зампред Вологодского Губисполкома направил в Народный комиссариат юстиции письмо о закрытии и ликвидации некоторых вологодских храмов, находящихся на площади Революции, в том числе Спасо-Всеградского, с последующим открытием здесь Дома смычки города с деревней. Против этого протестовали не только приходские общины, но и Центральные государственные реставрационные мастерские во главе с известным художником И. Э. Грабарем. Последний призывал «признать положение памятников архитектуры Вологды в высшей степени угрожающим и по мере возможности командировать на место архитектора для организации дела охраны архитектурных памятников города».

О бедственном положении был уведомлен ВЦИК и лично М. И. Калинин. Тот потребовал от Губисполкома соблюдения Декрета охраны памятников искусства старины и согласования действий с Главнаукой. Однако Губисполком стоял на своем:

«…в городе Вологде на площади более 3 кв. верст с населением до 50.000 человек насчитывается слишком 40 церквей и в силу последнего обстоятельства закрытие храмов на площади перед Домом Союзов не может отразиться на религиозных интересах верующих, Губисполком, идя навстречу желанию большинства граждан города, вынес постановление о закрытии этих храмов для использования их под культурно-просветительные учреждения и вместе с тем признает необходимым 2 церкви, которые не представляют никакой архитектурной ценности, сломать, как загромождающие площадь Спасовсеградский храм использовать под театр.В. В. Костыгов. Протоколы заседаний архитектурно-реставрационного отдела Центральных государственных реставрационных мастерских. »

Собрание уполномоченных Спасо-Всеградского собора в виду предстоящего закрытия церкви 5 февраля 1925 года вынесло решение просить губисполком «обратить особенное внимание на единодушное желание народное (сохранить богослужение), так как храм – памятник возвышенного общего порыва усердия и труда – существовал «из роды в родов», ибо утрата его или изменение горькой скорбью отзовется у нынешнего верующего поколения, уже усвоившего сознанием принцип свободы совести». Однако, несмотря на многочисленные прошения, верующие во всех случаях получали отказ.

В 1925 году службы в Спасо-Всеградском соборе были прекращены. В помещении разместился городской Дом Искусств. В 1930-е обезглавленное здание с частично снесенной колокольней и главами было приспособлено под кинотеатр им. Горького с двумя кинозалами: большом в основном храме и малом в бывшем Тихоновском приделе.

Через несколько лет после сноса собора – в 1974 году – Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624 «Спасо-Всеградский собор, 1688 г., каменный, Вологда, пл. Революции, 1» был поставлен на государственную охрану как памятник федерального значения. Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1997 № 452 исключен из перечня объектов федерального значения в связи с полной утратой.

В 1998 году на месте алтарной части Спасо-Всеградского собора установлен Поклонный крест. Около него возобновлены службы в память об октябрьских событиях 1654 года.

Источник

В Вологде хотят восстановить Спасо-Всеградский собор

храм на площади революции в вологде

Митрополит Игнатий поддержал инициативу главы города Вологды Евгения Шулепова, связанную с восстановлением Спасо-Всеградского собора. Об этом сообщается на официальном сайте вологодской митрополии. Но такую инициативу посчитали неуместной вологодские градозащитники.

Сейчас на месте этого собора на площади Революции установлен поклонный крест. Храм, бывший самым почитаемым в городе, разрушили в 1972 году.

Летопись гласит, что воздвигли его сами горожане в 1654 году, во избавление от моровой язвы, бушевавшей тогда в Вологде. Деревянную церковь вологжане построили за один день (18 октября). Храм поэтому называли «Обыденным» или «Всеградским». Кстати, по легенде, эпидемия отступила.

Уже несколько лет в Вологде в день избавления от моровой язвы (31 числа по новому стилю) совершается литургия. Накануне, обращаясь к присутствующим по окончании молебна у поклонного креста, митрополит Игнатий предложил использовать опыт предков и поставить здесь обыденный деревянный храм:

— Я думаю, что это будет правильным. Но это должно исходить не только от священнослужителей и небольшого числа верующих, но от всех вологжан. Пусть небольшой храм, пусть маленький, но должен на этом месте стоять. Должна здесь совершаться бескровная жертва. Мы ропщем, недовольствуемся жизнью, так чего же мы хотим? Мы сами разрушили тот храм, который был построен за спасение города. Так чего нам еще ждать?

Интересно, что в последнее время заявлений о воссоздании Спасо-Всеградского собора глава Вологды Евгений Шулепов не делал. Он выступал с такой инициативой весной 2013 года. Тогда градоначальник говорил, что храм будет высотой около 50 метров и объединит архитектурные стили многих вологодских соборов. А построить его Евгений Шулепов планировал к 870-летию Вологды, который город отпразднует в 2017 году.

Источник

Церковь Николая Чудотворца на Сенной площади

Пространства имён

Идёт загрузка карты…

Церковь Николая Чудотворца на Сенной площади

храм на площади революции в вологде

Одна из четырех церквей, составлявших величественный храмовый ансамбль нынешней площади Революции. Названа по одному из главных приделов. Приставка «Сенная» говорит о месте расположения храма – на Сенной площади. На прилегающей к храму территории до последней четверти XIX века велась торговля дровами и сеном.

Время основания деревянного храма не известно. Впервые он упоминается в документах 1610-1639 годов под названием «Всемилостивого Спаса Нерукотворного Образа на площади». После построения рядом с ней Спасо-Всеградского обыденного собора старую церковь во избежание путаницы стали именовать храмом Николая Чудотворца, при этом был сохранен существовавший в ней придел Спаса Нерукотворного.

Каменное строительство Никольской площадной церкви заслуживает отдельного рассказа. Она, безусловно, претендует на титул самого крупного – 64-х летнего – долгостроя дореволюционной эпохи. Заложен каменный храм в 1713 году. Мастера успели возвести фундамент и часть стен, когда по указу Петра I Алексеевича был введен временный запрет на каменное, как указывает Г. К. Лукомский в книге «Вологда в ее старине», «без особой надобности» строительство в провинции. Дорогостоящий материал отправлялся на сооружение новой российской столицы. Вскоре в Санкт-Петербург отправили и вологодских каменных дел мастеров. Возобновилось строительство храма при императрице Екатерине Великой в 1770-е годы. Освятили Никольскую церковь в 1777 году.

Никольская Сенная – одна из интереснейших в архитектурном плане барочных церквей Вологды. Она представляла собой продолговатый высокий храм, покрытый большим куполом, на котором покоился барабан с куполом меньшего размера. С востока к церкви примыкала абсида, также покрытая куполом, с запада – колокольня, построенная в стиле классицизма. В нижнем этаже храма находился придел Афанасия Александрийского, а в верхнем – Спаса Всемилостивого Нерукотворного образа. В храме так же имелись приделы Воздвижения и Димитрия Прилуцкого. Слева от храма располагалась Афанасьевская церковь, справа – Спасо-Всеградский собор.

Вот как описывает храм упомянутый нами Г. К. Лукомский:

храм на площади революции в вологде«с запада к церкви примыкает колокольня очень высокая, состоящая из трех ярусов. Нижний обработан помощью (теперь двух, прежде трех) порталов из четырех дорических колонн каждый. Порталы покрыты отлично нарисованными фронтонами, в тимпанах их гирлянды. Карнизы порталов стиля Louis XVI; профили мелкие, с сухариками. Над входными дверями овалы с гирляндами. Колонны – каннелированы и вообще прекрасного ордера. Второй ярус колокольни опирается на низенький четверик, служащий переходом от аттика над фронтонами к первому ярусу. Здесь – ниша, оттеняемая двумя колоннами. Третий ярус наиболее красив: хорошие парные колонны (как в Варлаамо-Хутынской церкви) оттеняют углы, но стены имеют не вогнутый характер, а выпуклый; на третьем ярусе – купол, крутой, смелый и далее шпиль, очень стильного рисунка.

Стены церкви убраны пилястрами; над окнами украшения, розетки, маскароны – руки очень хорошего мастера. Закрашенная в теплый, бледно-оранжевый тон, церковь производит чрезвычайно художественное впечатление.

Красив и ее общий силуэт, великолепно выисканы все пропорции (портик), отличны и детали.

Пристройка с северной стороны, столь нарушающая гармонию храма, относится к последним годам XVIII века, так как с этого времени в архивных документах появляются на нее указания. Возведена она с двоякой целью: как контрфорс и как помещение, служащее для экономического использования, ибо в те времена на этой площади находился городской торг, и низ пристройки, приспособленный под кладовые, приносил известный доход. Нижняя, теплая церковь ничем в архитектурно-художественном отношении не отличается; верхняя же, холодная, интересна своим иконостасом, современным постройке церкви и стенными украшениями (лепные клейма и гирлянды, в стиле барокко) конца XVIII века, сохранившимися до нашего времени без поновления. Пятиярусный иконостас верхней церкви очень интересен; это – богатое барокко; на карнизах – статуи. В храме находятся несколько икон XVI-XVII веков. Особенно интересен в притворе, на площадке лестничной клетки – огромный образ Николая Чудотворца; в нижней церкви – прекрасный и также очень большой образ Спаса».

храм на площади революции в вологде

Службы в Никольской церкви прекратились 29 февраля 1924 года. Община Никольской Сенноплощадской церкви соединилась с Покрово-Казанская общиной (храмы Покрова на Торгу и Казанской иконы Божией Матери). Опустевшее церковное здание стало использоваться под складские нужды.

2 августа 1927 года последовало решение о сносе Никольской Сенноплощадской церкви. Объяснялось это решение тем, что храм не используется верующими и расположен в неустановленном месте, вопреки плану. Его разбор начался осенью 1927 года и завершился в 1928 году. На месте бывшего храма долгое время располагался пустырь, позднее была разбита клумба.

В середине 2000-х годов городской администрацией обнародованы планы благоустройства площади Революции. Городские архитекторы заявили о необходимости восстановления Никольской церкви как наиболее интересного объекта церковного зодчества Вологды.

Источник

Спасо-Всеградский собор

Пространства имён

Идёт загрузка карты…

храм на площади революции в вологде

Спасо-Всеградский собор на протяжении более 270 лет был главным духовным центром Вологды. Его сооружение относится к 1654 году. В вологодских летописях значится, что деревянная Спасская церковь построена гражданами Вологды в царствование Алексея Михайловича, когда город постигло тяжелое моровое поветрие. Во избавление от моровой язвы по обычаю тех лет за одни сутки (18 октября 1654 года) возвели деревянную церковь Спаса Всемилостивого. Храм назывался «Всеградским» и «Обыденным», что означало построение церкви всеми жителями Вологды за один день. В 1858 году в архиве Вологодской консистории был найден документ XVII века, подписанный горожанами, – общественный приговор, – согласно которому они и их потомки брали на себя обязательство вечно хранить нововозведенный храм Спаса Всемилостивого.

В 1654 году после возведения деревянной Спасской церкви один вологодский иконописец «обыденно» (за один день) написал икону Всемилостивого Спаса. Она быстро стала не только главной святыней храма, но и всего города.

Возведение каменной Спасской церкви стоит отнести к концу XVII века. В ряде документов указан 1688 год. Интересно то, что пока строился новый каменный храм, старая деревянная Спасская церковь стояла внутри строительной площадки, и церковная служба велась в ней непрерывно. В 1718 году каменная церковь украшена стенной росписью. На фресках паперти и самого храма были изображены сцены моровой язвы в Вологде и строительства обыденного храма. В 1720-е годы с южной стороны трапезной была пристроена теплая придельная церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери. В течение XIX века храм достраивался и перестраивался многократно: приток средств на строительство и поновления главного храма города был исключительно велик.

В XIX веке главный всеградский праздник в Вологде отмечался 18 октября. В этот день, в праздник святого апостола и евангелиста Луки и в память о прекращении язвы 1654 года, совершался крестный ход в Спасо-Всеградскую церковь из Софийского собора.

Церковь Спаса Обыденного никогда не имела своего прихода, поскольку была главным храмом Вологды (кафедральный Софийский собор был главным в Вологодской епархии). В Спасовсеградской церкви принимали присягу все выбираемые руководители Вологды, проходили молебны, посвященные наиболее значимым событиям жизни Российской Империи и Вологодчины. Здесь на богослужении побывали императоры Александр I, Александр II, Великие князья Алексей Александрович, Владимир Александрович и Сергей Александрович Романовы. 28 июня 1896 года прибывший в Вологду протоиерей Иоанн Кронштадтский отслужил в Спасо-Всеградском соборе заутреню и обедню.

В 1895 году церковь получила статус собора.

В начале XX века внутреннее убранство собора было описано вологодским священником о. Сергием (Непеиным):

храм на площади революции в вологде«Войдя в храм, прежде всего поражаешься его обширности. Пред взором открывается трапезная в 12 сажен длины при ширине в семь и вышине в четыре сажени со сводчатым потолком, поддерживаемым четырьмя столбами. Громадная арка соединяет трапезу с передним храмом. Новая иконопись в приделах и настенное письмо немало способствуют благолепию храма, в 1898 г. поновленного и украшенного уборкою. Работы по иконописи и живописи выполнены московским живописцем Ивановым. Прекрасно гармонирует с общим видом трапезы изящный плиточный пол. Переднего храма ремонт пока не коснулся. Общая сумма расхода по отделке трапезного храма достигает 18 тысяч. Из этой суммы часть отчислена от свободных церковных сумм, часть поступила от благотворителей, особенно от церковного старосты Я. А. Бурлова.

Главная святыня храма, икона Всемилостивого Спаса, помещается в переднем иконостасе на правой стороне от царских врат. Она небольших размеров, – в фут вышиною и называется в старых документах «штилистовою». Письмо иконы старинное греческое. Спаситель изображен стоящим с указующей долу десницею. В левой руке – Евангелие, разогнутое на словах: «Придите ко Мне вси труждающиися». Усердием благотворителей эта св. икона великолепно украшена золотою ризою и драгоценными камнями. Чеканка ризы выполнена по рисунку известного академика Ф. Солнцева в Санкт-Петербурге в 1856 году. Весу в ризе чистого червонного золота два фунта и сверх того четыре фунта серебра в доске, покрывающей бока и оборотную сторону иконы. По контурам изображения до 500 крупных жемчужных зерен. В венце Спасителя, в цате и других местах до 700 различных драгоценных камней. В нижней части ризы, по сторонам ног Спасителя в двух клеймах вычеканена летопись иконы: «начата бысть писатись сия икона образ Господа Нашего Иисуса Христа в богозданном граде на Вологде, в лето 7163, месяца октября в 23 день, на память Святого Апостола Иакова Брата Господня: того дни и написася сей образ Господень, благочестивыя державы царства Государя Царя и Великого Князя Алексия Михайловича всея России Самодержца, в славу и хвалу Вседержителя Бога и всех святых, угодивших от века, аминь». Время составления этой летописи неизвестно: на самой иконе ее нет, a вместо нее написан тропарь: «С вышних призирая…» и кондак: «Возбранный воеводо…».

У нижнего края ризы в малом клейме вычеканена надпись: «Вера твоя спасет тя: иди в мире». Эта св. икона издревле называется и почитается чудотворною, хотя известий о чудесах от прежних времен и не сохранилось. Вологжане всегда к этой иконе имели особенное усердие и молились пред ней с необыкновенною верою. Каждодневно пред нею поются молебны усердствующими и часто она уносится по домам. Многие благочестивые семьи соблюдают обычай, свято поддерживаемый, в известный день непременно приносить эту св. икону к себе на дом для совершения молебствия. В честь этой иконы издревле установлен крестный ход в Спасскую церковь в день главного ее праздника, 18 октября. Она участвует во всех крестных ходах, бывающих в Вологде.

Из прочих св. икон замечательны по древности: икона Одигитрии местная, Всех скорбящих Радости, греческого письма. Тихвинской Божьей Матери, писанная в 1719 году, Благовещения, – писанная в 1647 году, крест, – сделанный из дерева от прежде бывшей первоначальной церкви, золотой крест, сканной работы, небольшого размера с частью ризы Господней и панагия, – неизвестного происхождения».

храм на площади революции в вологде

В феврале 1923 года комиссией Наркомпроса была разработана «Инструкция по распределению памятников по категориям». В соответствии с ней составлялись ведомости особо ценных церковных сооружений. Прочие признавались неценными. Была составлена такая ведомость и по Вологодской губернии, но собор в нее не попал.

25 мая 1924 года зампред Вологодского Губисполкома направил в Народный комиссариат юстиции письмо о закрытии и ликвидации некоторых вологодских храмов, находящихся на площади Революции, в том числе Спасо-Всеградского, с последующим открытием здесь Дома смычки города с деревней. Против этого протестовали не только приходские общины, но и Центральные государственные реставрационные мастерские во главе с известным художником И. Э. Грабарем. Последний призывал «признать положение памятников архитектуры Вологды в высшей степени угрожающим и по мере возможности командировать на место архитектора для организации дела охраны архитектурных памятников города».

О бедственном положении был уведомлен ВЦИК и лично М. И. Калинин. Тот потребовал от Губисполкома соблюдения Декрета охраны памятников искусства старины и согласования действий с Главнаукой. Однако Губисполком стоял на своем:

храм на площади революции в вологде«…в городе Вологде на площади более 3 кв. верст с населением до 50.000 человек насчитывается слишком 40 церквей и в силу последнего обстоятельства закрытие храмов на площади перед Домом Союзов не может отразиться на религиозных интересах верующих, Губисполком, идя навстречу желанию большинства граждан города, вынес постановление о закрытии этих храмов для использования их под культурно-просветительные учреждения и вместе с тем признает необходимым 2 церкви, которые не представляют никакой архитектурной ценности, сломать, как загромождающие площадь Спасовсеградский храм использовать под театр. – В. В. Костыгов. Протоколы заседаний архитектурно-реставрационного отдела Центральных государственных реставрационных мастерских. » храм на площади революции в вологде

Собрание уполномоченных Спасо-Всеградского собора в виду предстоящего закрытия церкви 5 февраля 1925 года вынесло решение просить губисполком «обратить особенное внимание на единодушное желание народное (сохранить богослужение), так как храм – памятник возвышенного общего порыва усердия и труда – существовал «из роды в родов», ибо утрата его или изменение горькой скорбью отзовется у нынешнего верующего поколения, уже усвоившего сознанием принцип свободы совести». Однако, несмотря на многочисленные прошения, верующие во всех случаях получали отказ.

В 1925 году службы в Спасо-Всеградском соборе были прекращены. В помещении разместился городской Дом Искусств. В 1930-е обезглавленное здание с частично снесенной колокольней и главами было приспособлено под кинотеатр им. Горького с двумя кинозалами: большом в основном храме и малом в бывшем Тихоновском приделе.

Через несколько лет после сноса собора – в 1974 году – Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624 «Спасо-Всеградский собор, 1688 г., каменный, Вологда, пл. Революции, 1» был поставлен на государственную охрану как памятник федерального значения. Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1997 № 452 исключен из перечня объектов федерального значения в связи с полной утратой.

В 1998 году на месте алтарной части Спасо-Всеградского собора установлен Поклонный крест. Около него возобновлены службы в память об октябрьских событиях 1654 года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *