храм на полянке григория неокесарийского фото

храм на полянке григория неокесарийского фотоfilaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Храм святителя Григория Неокесорийского в Москве

храм на полянке григория неокесарийского фото

Адрес храма:

Улица: Большая Полянка, 29-А
Ст. метро: «Полянка»

храм на полянке григория неокесарийского фото

Предание гласит, что, находясь в татарском плену, князь дал обет: если вернется домой, построит в том месте, откуда увидит Москву, храм во имя святого, память которого совершается в этот день. Освобождение из неволи произошло 17 (30) ноября 1445 года — день празднования памяти святителя Григория, епископа и чудотворца Неокесарийского. Тогда измученный пленом и долгой дорогой домой князь увидел белокаменный Кремль. Место, откуда открывался этот вид, находилось немного юго-восточней нынешнего расположения храма.

Новый деревянный храм был выстроен не позднее 1632 года на том же самом месте. Каменный храм заложили в 1667 году по соседству с деревянным, чтобы во время строительства можно было служить в старой церкви.

С Царём Алексеем Михайловичем его связывала тесная дружба, в какой-то степени он заменил царю Патриарха Никона, впавшего к тому времени в немилость. Именно поэтому царь стал храмоздателем новой каменной церкви во имя святителя Григория Неокесарийского . Государь не только выделил огромные средства для сооружения церкви, но и сам лично интересовался ходом работ.

Великое освящение храма произошло 1 марта 1679 года.

Со временем к храму достроили два предела, Св.Григория Богослова и Боголюбской иконы Богородицы.

Во время войны с Наполеоном 1812 года, храм не пострадал, но в 1859 году был реконструирован и заново освещён митрополитом Филаретом (Дроздовым), а в 1896 году митрополитом Сергием.

В 1922 г. ценности храма были изъяты.

В 1930 г. Моссовет постановил сломать шатровую колокольнню для расширения тротуара. Историкам удалось предотвратить снос. В колокольне был прорублен сквозной проход.

храм на полянке григория неокесарийского фото

10 декабря 1937 года на Бутовском полигоне был расстрелян клирик храма, протоиерей Борис Ивановский

В 1938 г. Моссовет вынес решение: «Церковь закрыть, а здание использовать под культурные нужды». В акте обследования 1939 г. отмечено: «Сломан ценнейший иконостас XVII в. и нет паникадила XVIII в.».

храм на полянке григория неокесарийского фото храм на полянке григория неокесарийского фото

Епископ Каппадокийского города Амасии, Цедим, узнав о подвижнической жизни святого Григория, решил поставить его епископом Неокесарийским.

Провидя духом желание владыки Федима, святой стал скрываться от посланцев епископа, которым было поручено разыскать его. Тогда епископ Федим рукоположил святого во епископа Неокесарийского заочно, прося Господа, чтобы Он Сам осветил необычную хиротонию. Святой Григорий воспринял такое чрезвычайное событие как проявление воли Божией и не посмел противиться.

Святитель Григорий подобно Святителю Николаю Чудотвору Мир-Ликийскому прославлен многими чудесами, а потому и пишут его часто как Григория Чудотворец.

На первом Антиохийском Соборе, состоявшемся в 264 году святитель Григорий занимал первенствующее место.

храм на полянке григория неокесарийского фото

храм на полянке григория неокесарийского фото

Главная часть мощей святого Григория, его глава, находится в столице Португалии в католическом соборе святого Роха.

Частицы мощей свт. Григория Чудотворца есть также в лиссабонском храме св. Игнатия и в соборе Святого Петра в Ватикане.

храм на полянке григория неокесарийского фотохрам на полянке григория неокесарийского фото

храм на полянке григория неокесарийского фото

В 1811 году, князь Волконский передал частицу мощей Святителя Григория в храм Святителя Григория, для всеобщего постоянного поклонения. Нет точных данных где находилась частица мощей в Советское время, но в храм она вернулась в 1998 год.

Источник

Храм Григория Неокесарийского, что в Дербицах на Полянке

храм на полянке григория неокесарийского фото

Для начала о святителе Григории Неокесарийском. Святитель Григорий родился в городе Неокесарии на севере Малой Азии приблизительно в III в. от Рождества Христова. Он получил прекрасное образование и даже, отправившись в Александрию, учился там у самого Оригена. Вернувшись на родину, св. Григорий удалился от мира в пустыню и вел там святую жизнь в молитве и посте, обретя от Бога дар прозорливости и пророчества. О святом подвижнике узнал епископ города Амассии и решил поставить его епископом в родной Неокесарии. Св. Григорий согласился и перед хиротонией горячо молил Бога и Царицу Небесную открыть ему истинный образ поклонения Святой Троице. И было святому чудесное видение во время молитвы – ему явилась Сама Пресвятая Богородица вместе с Апостолом Иоанном Богословом. И от него святой услышал просимое знание о том, как следует истинно и достойно исповедовать Святую Троицу. Св. Григория немедленно записал все услышанное от Апостола в чудесном видении. И именно на этом Откровении потом было основано православное учение о Святой Троице, развитое Вселенскими учителями, Отцами Церкви святителями Василием Великим, Григорием Богословом и Григорием Нисским, а также составлен и сам Символ Веры.

Святитель Григорий подобно Святителю Николаю Чудотвору Мир-Ликийскому прославлен многими чудесами, а потому и пишут его часто как Григория Чудотворца. На первом Антиохийском Соборе, состоявшемся в 264 году святитель Григорий занимал первенствующее место. Своей богоугодной жизнью, проникновенной проповедью, чудотворениями и благодатным управлением паствой святитель неуклонно умножал число обращенных ко Христу. Перед его кончиной († ок. 266-270) в городе Неокесария* осталось только 17 язычников. А когда святитель Григорий чудотворец, епископ Неокесарийский, вступал на кафедру, в городе было только 17 христиан. До наших дней дошло много письменных трудов святителя Григория, а так же есть историческое мнение, что этот человек самым первым на земле носил имя Григорий, ранее в христианстве такого имени не было.

* Неокесария была столицей византийской причерноморской провинции Полемонов Понт. Приобрела известность как родина Григория Чудотворца и место проведения Неокесарийского собора.

02.
храм на полянке григория неокесарийского фото
Мозаичная икона святителя Григория Неокесарийского в константинопольском храме Богородицы Паммакаристы

В древней Москве праздник св. Григория Неокесарийского оказался связанным с важным для России историческим событием – в этот день, 17 ноября 1445 года возвратился в русскую столицу из жестокого татарского плена Великий князь Василий II Темный, прозванный так оттого, что был ослеплен врагами. Вероятно, именно в память о его возвращении тогда же и была поставлена первая деревянная замосквореченская церковь, освященная по этому празднику, хотя деревянный Григорьевский храм впервые упоминается в письменных исторических документах лишь в 1632 году.

В старой Москве храм назывался «что в Дербицах». Местность, где воздвигли этот храм, была в те времена далекой-далекой глушью. Когда-то там проходила древняя дорога из Новгорода в Рязань. Освоение территории старинного Заречья серьезно началось во времена приписываемые татаро-монгольскому игу, поскольку через него пролегла главная дорога из Москвы в Орду. Название улицы Полянка официально появилось лишь в XVIII столетии, но в те времена, когда была основана церковь св. Григория Неокесарийского, здесь действительно начинались большие поля, которые простирались далеко за пределы средневекового города, и среди них проходила старая дорога из Кремля на Серпухов. Эти поля и дали название старинной московской улице. Сама же земля в этой низинной, часто затопляемой разливами Москвы-реки местности, была топкой, «замшелой», отчего и была прозвана Дербицами, искаженно от слова дебри. «Дебрью» в старину называли топкую низину. Сначала в этой сырой, неказистой местности селились крестьяне и ремесленники, а с XVI века в Заречье находились и поселения стрельцов. Тут же расположилась дворцовая слобода царских кадашей – бондарей, делавших необходимые в старинном хозяйстве деревянные бочки и кадки (по другой версии кадашами были царские ткачи). Затем, с XVIII столетия Замоскворечье и его Полянку стали заселять московские купцы.

03.
храм на полянке григория неокесарийского фото
Храм Григория Неокесарийского, что в Дербицах. 1882 год. Фото Н.А. Найденова.

А церковь св. Григория Неокесарийского так и стояла деревянной до самого правления «тишайшего» царя Алексея Михайловича. После эпидемии чумы, разразившейся в Москве в середине XVII века, она окончательно запустела. В 1660 г. в ней служил обычный московский священник Андрей Саввинович Постников, и рядом с церковью стоял его собственный двор. Он сумел сблизиться с набожным царем и даже стал его духовником, так, что в 1665 году царь перевел его в кремлевский Благовещенский собор, где была домовая царская церковь, и сделал его протопопом.

Свою близость с царем священник сохранил вплоть до смерти государя. Именно он в 1671 году венчал Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, матерью Петра I. И в октябре 1674 года, незадолго до кончины царя, был у него в Кремле на пиру – царь сам угощал его заморскими винами и разными яствами. Но прежде, чем уйти на столь почетную службу, священник просил царя разрешить ему перестройку своего замосквореченского храма каменным. Царь исполнил просьбу и взял строительство под свой контроль: оно началось в 1668 году. Новый храм стали возводить чуть севернее его деревянного предшественника, и Алексей Михайлович дважды ездил к обедне в строящуюся церковь. Интересно, что камень для красавца-храма привозили из знаменитого подмосковного села Мячкова: из той же каменоломни брали камень для строительства белокаменных (и первых каменных) стен московского Кремля при князе Дмитрии Донском, а в XIX столетии – для строительства первого храма Христа Спасителя по проекту Витберга на Воробьевых горах. В то время это село уже было вотчинным владением отца Герцена, Ивана Яковлева.

04.
храм на полянке григория неокесарийского фото
Фасад храма Григория Неокесарийского на Большой Полянке. Проект реставрации южного фасада, архитектор Н.В. Сибиряков, 1970-е гг., предоставлен Н.Д. Троскиной.

Но незадолго до смерти царя его духовник попал в немилость самого патриарха Иоакима. Известно, что уже через несколько дней после упомянутого кремлевского пиршества протопоп сидел в заточении на цепи по повелению патриарха, и смог из темницы написать царю прошение о помощи. Царь, находившийся в Преображенском, поехал в Москву хлопотать о его участи, и стал просить патриарха освободить своего духовника, а патриарх в ответ возводил на того «разные вины», которые, вероятно, и были поставлены протопопу в официальное обвинение после смерти царя. Видимо, эти вины были очень серьезными, так как царь сперва не смог ничего сделать для своего любимца и лишь поставил ему в караул своих верных стрельцов. Только к Рождеству 1675 года – последнего года жизни царя Алексей Михайловича – его духовник был освобожден из темницы с прощением и разрешением священствовать. Он даже был приглашен к царю на обед за один стол с патриархом.

05.
храм на полянке григория неокесарийского фото
Храм Григория Неокесарийского, что в Дербицах (на Полянке)

Примирение это длилось недолго, ибо состоялось лишь благодаря горячему участию царя в судьбе своего духовника. Первый же конфликт, считается, произошел уже на похоронах царя. История донесла о том мало достоверных свидетельств, но известно, что священник Андрей Саввинов будто бы сам был инициатором новой ссоры, возмутившись, что патриарх лично исполняет на похоронах то, что должен делать он, царский духовник. И тогда терпение лопнуло. На созванном соборе патриарх обвинил священника во множестве тяжких преступлений, таких, как блуд, превышение полномочий, подстрекательстве царя против патриарха, и, в частности, в том, что поставил себе храм в Замоскворечье без патриаршего благословения и что без того же благословения и «ставленной грамоты» принял чин протопопа Благовещенского собора. И когда в 1679 году патриарх Иоаким освящал выстроенный храм св. Григория Неокесарийского, его бывший священник, лишенный сана, уже находился в ссылке в далеком Кожеозерском монастыре.

Храм удивителен по своей архитектуре. Его завершают три ряда килевидных кокошников «огненных языков». Над ними высится традиционное луковичное пятиглавие с глухим, то есть без окон, барабанами. В церковной символике пять глав обозначают Спасителя и четырёх евангелистов. Кресты увенчаны коронами в знак того, что храм царский.

07.
храм на полянке григория неокесарийского фото

Архитекторами нового храма были русские царские зодчие Иван Кузнечик и крепостной из Костромы Карп Губа. Девять тысяч знаменитых поливных изразцов в стиле «павлинье око», давших храму его всемосковскую славу, сделал великий мастер Степан Полубес. Своей популярностью и статусом в древнемосковском строительстве он может сравниться только с Баженом Огурцовым, строителем черепичных шатров кремлевских башен.

08.
храм на полянке григория неокесарийского фото
Ярус звона шатровой колокольни Григорьевского храма

09.
храм на полянке григория неокесарийского фото
Изразцовое изображение святителя Григория Неокесарийского на западном фасаде колокольни

Изразцы Григорьевской церкви это отдельная тема достойная особой статьи.

10.
храм на полянке григория неокесарийского фото
Изразцы Григорьевской церкви. Фото стороннее.

11.
храм на полянке григория неокесарийского фото
Интерьер Григорьевского храма. Фото стороннее.

В 1671 году царь Алексей Михайлович венчался здесь с Натальей Кирилловной Нарышкиной. В некоторых источниках можно встретить упоминание о крещении в этой церкви в 1672 год будущего императора Петра Первого, что является, вероятно, исторической неточностью. По всей видимости, Петр I, так же как и другие дети царского рода, по традиции был крещён в Чудовом монастыре в Кремле. Кстати, есть также версия, что Петра I крестили в Храме Успения Пресвятой Богородицы в Клину.

Великое освящение храма произошло 1 марта 1679 года. В этот день Патриарх Московский Иоаким освятил в ней главный престол во имя святителя Григория Неокесарийского. На освящении храма присутствовал царь Феодор Алексеевич.

12.
храм на полянке григория неокесарийского фото
Пятиярусный иконостас Григорьевского храма. Фото стороннее.

Во время Отечественной войны 1812 года церковь не пострадала. Существует даже легенда, что в 1812 году Наполеон, зачарованный красотой церкви, сожалел, что не может поставить её на ладонь и перенести в Париж, а во время бушевавшего московского пожара французские солдаты вёдрами носили воду и поливали храм, чтобы сохранить его от огня.

Московские славянофилы были зачарованы её своеобразной красотой, Аполлон Григорьев писал: «Право, она не лишена оригинальной физиономии, ведь при её созидании что-то явным образом бродило в голове архитектора, только это что-то в Италии выполнил бы он в больших размерах и мрамором, а здесь он, бедный, выполнял в маленьком виде да кирпичиком; и все-таки вышло что-то, тогда как ничего, ровно ничего не выходит из большей части послепетровских церковных построек». Во второй половине XVIII столетия у храма появился придел во имя св. Григория Богослова, устроенный тщанием прихожанина Григория Лихонина в честь его небесного покровителя. А до 1821 года при церкви было и обычное кладбище.

13.
храм на полянке григория неокесарийского фото
Фото стороннее

И в страшное для Москвы время повальной холеры, свирепствовавшей в 1830 году, этот храм вписал себя на новую страницу московской истории. В 1834 г. в нем был устроен придел Боголюбской иконы Божией Матери, которой молились во время этой страшной эпидемии.

14.
храм на полянке григория неокесарийского фото
Фото стороннее

15.
храм на полянке григория неокесарийского фото
Основание шатровой колокольни с пешеходным проходом на красной линии улицы Полянка

Трагические последствия холерной эпидемии еще долго напоминали о себе. Кроме Боголюбского придела Григорьевской церкви, основанного в благодарность и в память об избавлении Москвы от беды, в 1831 году был учрежден Александринский сиротский приют «для призрения сирот чиновников, умерших от холеры в Москве». Первое время он располагался в Басманной слободе, в бывшей усадьбе графа Разумовского на Гороховом поле, а потом был переведен в центр Москвы, в усадьбу Апраксина на Знаменке.

16.
храм на полянке григория неокесарийского фото

В 1859 году церковь впервые подверглась тщательной реставрации. Были обновлены росписи главного алтаря, четверика, заново вызолочены серебряные ризы на шести иконах первого яруса иконостаса, а также промыты все иконы остальных ярусов иконостаса. Отреставрированный храм был освящён святителем Филаретом, митрополитом Московским. В 1896 году роспись храма была обновлена. Освящение обновлённого храма совершил митрополит Московский и Коломенский Сергий.

17.
храм на полянке григория неокесарийского фото

18
храм на полянке григория неокесарийского фото

19.
храм на полянке григория неокесарийского фото
Улица Полянка. На дальнем плане Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Казачьей слободе

В 1930 году Моссовет постановил сломать шатровую колокольню для расширения тротуара. Историкам удалось предотвратить снос. Именно тогда в теле основания колокольни (нижнем ярусе) был прорублен сквозной проход.

20.
храм на полянке григория неокесарийского фото

21.
храм на полянке григория неокесарийского фото
Сквозной пешеходный проход улицы Полянка

Поэт Андрей Вознесенский посвятил этому событию стихи, в которых сравнивал церковь с прекрасной девушкой – Натальей Нарышкиной:

Как колокольня алая,
Пылая шубой ярко,
Нарышкина Наталья
Стоит на тротуаре

В той шубке не приталенной
Ты вышла за ворота,
Нарышкина Наталья,
Как будто ждёшь кого-то?

22.
храм на полянке григория неокесарийского фото
Храм Григория Неокесарийского, что в Дербицах

Храм святителя Григория Неокесарийского был закрыт в конце 1935 года. Иконы его передали в Третьяковскую галерею. К 1965 году храм, отданный под различные учреждения, обветшал и был впоследствии хорошо отреставрирован. Его поставили на государственную охрану как памятник истории и культуры, и разместили в нем наряду с «Всесоюзным производственно- художественным комбинатом им. Вучетича» тихую «контору» по официальной перекупке старинных икон, которые закупали у населения и потом с разрешения властей перепродавали за границу любителям русского «антиквариата». И только в 1990 году по письму Святейшего Патриарха Алексия II Моссовет вернул храм верующим. К 1996 году он был окончательно восстановлен и отремонтирован, и в нем начались богослужения.

23.
храм на полянке григория неокесарийского фото
Спасская часовня при церкви Григория Неокесарийского на Полянке (на церковном дворе)

24.
храм на полянке григория неокесарийского фото
При храме действует сестринство во имя иконы Божией Матери «Державная», православная гимназия

Приделы церкви: Григория Богослова (1765-1767 гг., южный), Боголюбской Божией Матери (1831-1834 гг., северный) и Тихона Амафунтского (на втором ярусе трапезной).

25.
храм на полянке григория неокесарийского фото

Главной святыней храма являются мощи Святителя Григория Неокесарийского, которые передал митрополит Сурожский Антоний (Блум) и которые были торжественно перенесены в 1998 г. и положены в раке, подаренной храму «Альфа-Банком». В церкви также имеются мощи: Святителей Григория Богослова, Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Иоасафа Белгородского, Димитрия Ростовского, Филарета и Иннокентия Московских; великомученика Димитрия Солунского, великомученика и целителя Пантелеимона; преподобных Сергия Радонежского, Иеронима Стридонского, Пимена Великого, Нила Столбенского, Давида и Афанасия Серпуховских, святых отцов Киево-Печерских; святого благоверного князя Александра Невского; блаженной Матроны Московской; святого праведного Симеона Верхотурского. Чтимой святыней храма является Боголюбская икона Божией Матери.

26.
храм на полянке григория неокесарийского фото

27.
храм на полянке григория неокесарийского фото

Источники:
Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье, Справочник-Путеводитель, Искусство, 1979.
Лебедева Елена. Портал Московская церковь святителя Григория Неокесарийского на Полянке. Портал Православие.ру.
Официальный сайт храма Св. Григория Неокесарийского.

Источник

Храм, поразивший красотой Наполеона

храм на полянке григория неокесарийского фото

Храм Григория Неокесарийского на Большой Полянке известен с 1445 г. Ныне существующий каменный храм в стиле «русское узорочье» построен в 1668-1679 г. на средства царя Алексея Михайловича. Изразцовое убранство храма выполнено известным белорусским «ценинных дел» мастером 17 в. Степаном Полубесом.

Закончили строительство через 12 лет после закладки первого камня — 1 марта 1679 года состоялось освящение храма Григория Неокесарийского. Обряд освящения совершил Патриарх Московский и всея Руси Иоаким, в присутствии уже нового государя Федора Алексеевича.

храм на полянке григория неокесарийского фото
Храм свт. Григория Неокесарийского в 1882 году. До революции церковь святителя Григория имела статус
придворной и поэтому часто посещалась членами царской семьи

С тех пор храм как бы получил статус придворного. И по сей день, между прочим, кресты всех глав церкви венчают царские короны. Храм за его необычайную красоту часто называют Красной церковью или храмом на Большой Полянке.

храм на полянке григория неокесарийского фото
Фото из книги Шувалов С.В. «Церковь, Замоскворецкого сорока, св. Григория Неокесарийского, при Полянке в Москве :
ист. описание окружающей ее местности ; население, история, архитектура и иконопись». М 1914.

Храм был закрыт в 1939 г., часть икон была передана в запасники Исторического музея и Третьяковской галереи. Храм вновь освящен в 1992 г.

Храм на Большой Полянке поражал красотой каждого, кто его видел.

Тяготы 1812 года церковь Григория Неокесарийского перенесла без потерь. Известно, что, когда Москва была охвачена пожаром, Наполеон лично распорядился, чтобы с храмом на Полянке ничего не случилось. Красота церкви произвела на французского императора неизгладимое впечатление, и он долго сокрушался, что не может поставить храм на ладонь и забрать с собой в Париж. Наполеоновским солдатам, получившим от своего вождя соответствующее «вразумление», приходилось ведрами таскать воду и поливать церковь, дабы защитить ее от огня. Ни ее убранство, ни утварь, ни церковные книги тогда не пострадали.

храм на полянке григория неокесарийского фото
Наполеон I Бонапарт. Портрет кисти Поля Делароша. Во время пребывания в Москве Наполеон приказал своим
солдатам поливать из вёдер водой храм святителя Григория Неокесарийского чтобы спасти его от пожара

Архитектура храма Григория Неокесарийского на Большой Полянке

Архитекторами нового храма были русские царские зодчие Иван Кузнечик и крепостной из Костромы Карп Губа. 9 тысяч знаменитых поливных изразцов в стиле «павлинье око», давших храму его всемосковскую славу, сделал великий мастер Степан Полубес.

храм на полянке григория неокесарийского фото

храм на полянке григория неокесарийского фото

храм на полянке григория неокесарийского фото

Своей популярностью и статусом в древнемосковском строительстве он может сравниться только с Баженом Огурцовым, строителем черепичных шатров кремлёвских башен. А среди иконописцев, царских изографов, трудившихся над росписью храма и над его образами, был сам Симон Ушаков. Раньше во втором ярусе было устроено подобие хор, что указывало на дворцовый характер церкви.

храм на полянке григория неокесарийского фото

Яркая расцветка храма Григория Неокесарийского на Большой Полянке сразу бросается в глаза. Такое ощущение, что сначала видишь цвет — радостный, праздничный всплеск краски, и только потом начинаешь разбираться-понимать, на что же эта краска нанесена, какой под ней архитектурный памятник. Разбираешься уже под властью этого первого искрящегося впечатления, мажорной ноты в панораме «обминоренной» улицы.

храм на полянке григория неокесарийского фото

храм на полянке григория неокесарийского фото

В отличие от других зодчих московского узорочья, смело экспериментировавшими и с формами, и с композицией.

Архитектура храма Григория Неокесарийского на Большой Полянке — традиционные для России формы храма-«корабля» с шатровой колокольней на западе, под ней — вход в церковь, приземистая трапезная, которая примыкает к небольшому четверику, зрительно как бы приподнятому вверх «костром» из трех ярусов килевидных кокошников, так называемых «огненных языков». Выше — традиционное же пятиглавие (главы — чисто декоративные, их барабаны — глухие, они не имеют окон и не открываются своим внутренним пространством в интерьер храма).

храм на полянке григория неокесарийского фото

Красно-зелено-белый колер, наличники, карнизы, затейливые колонки и полуколонки, украшающие как тело церкви, так и барабаны ее глав — все это тоже непременная атрибутика московского узорочья. Законченный в 1679 году, храм Григория Неокесарийского, наверное, был в числе последних значимых узорочных памятников. Пройдут буквально считанные годы — и архитекторы начнут «пробовать на вкус» московское барокко в его нарышкинском изводе. А оно, хоть и считается прямым наследником узорочья, все же — совсем иной стиль.

храм на полянке григория неокесарийского фото

храм на полянке григория неокесарийского фото

храм на полянке григория неокесарийского фото

храм на полянке григория неокесарийского фото

Декоративное убранство — вот что выделяет церковь на Большой Полянке среди многих других храмов той же эпохи.

Легенды и были старого храма

Немного найдется в мире храмов, где пешеходные дорожки или тротуары проложены прямо через храм или его колокольню. В Москве такую колокольню Вы можете увидеть возле храма Святителя Григория Неокесарийского в Дербицах.

храм на полянке григория неокесарийского фото

Сквозной проход через шатровую колокольню был своеобразным компромиссом, сначала колокольню хотели вообще снести, чтобы освободить место для проезжей части. Было это в 1930 году, проход в колокольне пробили в 1933 году, а еще через 5 лет храм был закрыт, но сносить его не стали. До 1930 года храм и колокольня выглядели так.

храм на полянке григория неокесарийского фото

Этому событию известный поэт Андрей Андреевич Вознесенский (1933- 2010) посвятил стихотворение:

«Как колокольня алая,
пылая шубкой яро,
Нарышкина Наталья
стоит на тротуаре.

В той шубке неприталенной
ты вышла за ворота,
Нарышкина Наталья,
Как будто ждешь кого-то?

В чужом бензинном городе
глядишь в толпу рассеянно,
слетают наземь голуби,
как шелуха от семечек.

Я понял тайну зодчего,
портрет его нахальный,
и, опустивши очи,
шепчу тебе: «Наталья…»

Почему поэт сравнивает колокольню с Нарышкиной Натальей? Дело в том, что в 1671 году в здешнем храме венчался царь Алексей Михайлович (1629 — 1676) с Натальей Кирилловной Нарышкиной (1651 — 1694), которой было на момент венчания 19 лет.

Кстати, колокола на колокольне не аутентичные, они были собраны с бору по сосенке с колоколен других московских храмов. Теперь колокольню храма украшают часы с курантами, каждый час вызванивающими мелодию «Спаси, Господи, люди Твоя» и каждую четверть часа — «Царице моя Преблагая».

храм на полянке григория неокесарийского фото

Факт венчания в церкви царя с царицей подтолкнул любителей причесывать факты под одну гребёнку к выводу, что крещение их сына Петра, ставшего впоследствии российским императором Петром Первым, было в этой же церкви. Этому способствовало то, что в храме с 1660 года служил священник Андрей Савинов (Постников), ставший в 1665 году царским духовником. Собственно благодаря хорошему расположению царя к своему духовнику и появилась современная каменная церковь, которая была построена рядом со старой деревянной в период с 1667 по 1679 год.

храм на полянке григория неокесарийского фото

Храм постоянно посещали царственные особы, а службы в храме совершали Святейшие Патриархи, митрополиты Московские.

Над воротами укреплена красивая керамическая икона, которые не часто можно увидеть.

храм на полянке григория неокесарийского фото

храм на полянке григория неокесарийского фото

храм на полянке григория неокесарийского фото

храм на полянке григория неокесарийского фото

Со строительством каменного храма связан парадокс. Патриарх Иоаким обвинил Савинова, что он построил храм без патриаршего благословения. Савинов был лишен чина, арестован и сослан в монастырь. А затем этот храм Иоаким освятил в 1679 году.

Кстати, у Вознесенского есть стихотворение «Храм Григория Неокесарийского, что на Большой Полянке» про Ивана Степанова по кличке Полубес, который построил храм:

«Названье «Неокесарийский»
гончар, по кличке Полубес,
прочел как «неба косари мы»,
и ввёл подсолнух керосинный,
и синий фон, и лук серийный,
и разрыв-травы в изразец.»

храм на полянке григория неокесарийского фото

храм на полянке григория неокесарийского фото

храм на полянке григория неокесарийского фото

В советское время в храме служили один епископ и пять священников, которые стали мучениками. Четверо прославлены в лике святых: протоиереи Борис Ивановский, Илия Четверухин и Василий Смирнов — в чине священномучеников, иеромонах Иларион (Громов) — преподобномученик.

Связана с храмом и одно из неприглядных событий нашей истории: «Внутри здания под вывеской «Всесоюз­ный производственно-художественный комбинат им. Вучетича. Отдел экспорта» скрывается контора по закупке у населе­ния старинных икон и других предметов культа для последующей перепродажи их заграницей через фирму «Новоэкспорт». О деятельности этой фирмы в 1979 г. радио ВВС на русском языке яз­вительно замечало, что благодаря ее раз­маху скоро древнюю русскую икону можно будет запросто купить в любом западном универмаге наравне с зубною пастой и жвачкой. В 1980 г. во время Олимпиады в здании Государственной картинной галереи на Крымской набе­режной работал нарочный магазин для иностранцев, продававший исключитель­но закупленные на Б.Полянке иконы XVIII — XIX вв., на которых тотчас после продажи ставили штамп «К вывозу раз­решено. Министерство культуры СССР». С 1989 г. вывоз церковной старины за­прещен.»

Вот такие истории скрываются под красивым видом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *