храм на серпуховском валу в москве
Даниловский. Старообрядческая церковь Тихвинской иконы Божией Матери Тихвинской общины.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Если идти по бульвару Серпуховского вала на юго-запад, оставив за спиной площадь Серпуховской заставы и знаменитый Даниловский рынок, то в квартале от Шаболовки, на пересечении вала с неширокой улицей Хавской, справа предстанет невысокая, красного кирпича аккуратная церковка, выстроенная в русском архитектурном стиле. Храм с двумя церквами – святого равноапостольского князя Владимира и иконы Тихвинской Божией Матери.
В 1990-х гг. была вопреки закону приватизирована и превращена исполкомом Моссовета в гриль-бар. В 2003 г. она должна была быть возвращена Церкви. К сожалению, этого не произошло, храм до сих пор находится в частном владении.
Храм с двумя приделами – святого Равноапостольского князя Владимира и иконы Тихвинской Божией Матери. Исторически местность у Хавской улицы была местом проживания старообрядцев. В августе 1909 года в Московское Губернское Правление общество старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии (ныне РПСЦ), из прихода моленной Михайловых обратилось с просьбой о разрешении учредить в Москве старообрядческую общину с присвоением ей наименования «Тихвинская старообрядческая община». Заложен храм 21 августа 1911 г., освящен 18 ноября 1912 г. старообрядческим архиепископом Иоанном в присутствии московского городского головы Н.И. Гучкова.
В начале 1930 г. храм был закрыт «для передачи под красный уголок заводу «Арматрест». В феврале того года в музейный фонд вывезли царские врата, более 30 образов XVII века, складной трехъярусный походный иконостас и 15 больших икон». Центральная глава была сломана, остались на углах храма четыре декоративные главки с обрешеткой от маковок. С деревянного шатра колокольни было содрано железо, выжила только обрешетка.
В 1967 г. здесь устроили склад скобяных товаров. С 1978 по 1991 гг. здание пустовало и разрушалось, охраны территории не было. Заброшенная церковь была обнесена строительным забором.
После 1991 г. здание церкви было приватизировано, была проведена внутренняя реконструкция под нужды ресторана. Вместо строительного забора была заново построена кирпичная ограда. Ресторан проработал здесь до начала 2000-х гг. В 2003 г. было принято решение о закрытии ресторана и возвращении храма верующим. Были завезены новые каркасы маковок и куполов. Но работы по реставрации так и не начались. Церковь вновь стояла обнесённая строительным забором и без охраны. Прошло 10 лет.
В январе 2013 г. на объекте появились представители РПЦ с окончательным намерением восстановить храм для верующих. Начаты подготовительные работы по полной реставрации храма.
Храм Тихвинской старообрядческой общины на Хавской (РПСЦ)
Резюме
Храм на Хавской не передан старообрядческой Церкви. Приватизирован частным лицом в 1990-х. В результате бесконтрольной реставрации нового собственника утратил первоначальный облик.
Исторический очерк
А сколько великолепных храмов воздвигнуто христианами на Востоке, на Западе и у нас в великой России со времен апостольских и до наших дней! Все эти храмы как исторические памятники даже доселе служат истинным отражением той религиозно-нравственной высоты и неограниченного усердия благочестивых христиан, не щадивших своих сил и достояний на созидание храмов Божиих.
Такие слова в 1908 году писал в своем воззвании о поддержке строительства старообрядческий архиепископ Московский Иоанн (Картушин). Это было время, когда все старообрядчество, не только московское, «чувствовало себя как бы воскресшим для новой религиозной жизни». 17 (30) апреля 1905 г. был опубликован указ императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». Указ о свободе вероисповедания. Став свободными в исповедании своей веры после столетий порою очень жестоких гонений, старообрядцы получили возможность регистрировать общины, строить новые храмы.
Так в 1909 г. приход моленной в доме Михайлова обратился в надлежащую инстанцию с прошением разрешить учредить в Москве старообрядческую общину с наименованием «Тихвинская старообрядческая община». В 1911 году община начала строить храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
Бывший старообрядческий (ныне изуродованная частным собсвенником из РПЦ МП) храм с двумя церквами — св. Равноапостольского князя Владимира и иконы Тихвинской Богородицы. Серпуховской вал, 16 (Хавская ул.)
Не все старообрядцы были миллионерами и миллионеры-старообрядцы не могли построить и восстановить все старообрядческие храмы. Порой у общин возникали финансовые трудности. Уже упоминавшийся нами Архиепископ Иоанн (Картушин) в своем воззвании обащался к московским христианам:
… скудный приток благотворительных сумм невольно заставляет думать, что мы почему-то делаемся равнодушными к Духу Божию и отсталыми не только от людей религиозных, но и вообще от людей образованных, которые и доселе стараются ознаменовать исторические события достойными памятниками. …И так отцы и братия, обращаюсь к вашему христианскому чувству, к вашему доброму усердию и отечески умоляю: Бога ради, ради святого имени Его, жертвуйте нескудно от своих праведных трудов…, если не десятую часть, как повелено вам, то хоть сотую…
Таким образом старообрядцы копейка к копейке от трудов своих праведных собирали средства на постройку храмов по всей России. Так же и на постройку храма во имя иконы Тихвинской Божией Матере в Москве на Хавской улице.
Храм не долго служил для общины домом молитвы. В 20х-30х годах в стенах храма уже не окормляли духовно чад Старообрядческой Церкви. На десятилетия храм превратился в корчму. В 1990-е там был ресторан.
Бывший старообрядческий (ныне изуродованная частным собсвенником из РПЦ МП) храм с двумя церквами — св. Равноапостольского князя Владимира и иконы Тихвинской Богородицы. Серпуховской вал, 16 (Хавская ул.)
Храм Хавской старообрядческой общины после реставрации в 2000-х годах.
Храм не возращен Церкви. Община Тихвинской иконы Божией Матери молится на улице, в других храмах. В самом храме прежде хотели сделать музей Николая Второго, теперь ни хозяева, ни их намерения по поводу судьбы храма не известны.
Старообрядческий молебен по случаю 100-летия храма. Двери охранник так и не открыл.
Пророческими оказались слова Архиепископа Иоанна (Картушина): сей храм служит
истинным отражением той религиозно-нравственной высоты и неограниченного усердия благочестивых христиан, не щадивших своих сил и достояний на созидание храмов Божиих.
Храм Хавской старообрядческой общины после реставрации в 2000-х годах.
Старообрядческий храм Тихвинской иконы Божией Матери на Хавской улице
Храм Тихвинской иконы Божией Матери был построен в 1912 г. на Хавской улице (современный адрес Серпуховский вал, 16/25) общиной древлеправославных христиан-поповцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии. Эти места еще с середины XVIII в. были заселены старообрядцами.
В августе 1909 года в Московское Губернское Правление обратилось общество старообрядцев с просьбой о разрешении учредить в Москве старообрядческую общину с присвоением ей наименования «Тихвинская старообрядческая община».
В воскресение, 21 августа 1911 года, произошла и долгожданная закладка храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Храм строился по проекту известного старообрядческого архитектора Н.Г. Мартьянова, автора московского храма Николы в Лефортовском переулке, а также подмосковных храмов в Коломне, селе Люберцы и других местах.
Его освящение совершил 18 ноября московский Архиепископ Иоанн в сослужении духовенства Рогожского храма. В 1913 году братьями Михайловыми был пожертвован образ Тихвинской Божией Матери в ценном окладе и с драгоценностями.
Пришедшая в октябре 1917 года новая власть передала Тихвинской общине «в вечное и безвозмездное пользование» все, что та имела прежде. Однако в 1922 года, из старооорядческого храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери было изьято все ценное церковное имущество: 30 серебряных позолоченных риз, одна из которых была покрыта драгоценными камнями (с пожертвованной братьями Михайловыми иконы Тихвинской Богоматери), 2 серебряные позолоченные чаши, 2 напрестольных серебряных позолоченных креста, серебряная позолоченная крышка от Евангелия и несколько других богослужебных предметов, иные ценности.
В 1923 году произошла очередная перерегистрация Тихвинской общины. В ее состав входило 60 человек, проживавших в основном в районе Даниловской площади и Донского монастыря, в том числе и несколько человек в доме № 23/16 по Хавской улице. При храме существовало духовное училище. В храме служил тогда известный старообрядческий священник о. Исаакий Носов.
Первая угроза закрытия нависла над Тихвинским храмом в 1924 году, когда в Моссовет обратились активисты Даниловской пуговичной фабрики с просьбой о закрытии церкви и передачи ее помещения под столовую для рабочих фабрики.
Организации завода буровых инструментов «Арматреста», положившие глаз на здание храма Тихвинской общины, обратилась с просьбой закрыть церковь и передать ее под «красный уголок» завода. Мособлисполком и Президиум Моссовета вынесли окончательный приговор храму. И в феврале 1930 года был составлен акт о закрытии Тихвинской церкви. Община еще некоторое время собиралась в близлежащих домах, а потом растворилась в других гонимых старообрядческих общинах. То имущество, которое не конфисковали ранее, пропало.
После закрытия под размещение заводского «красного уголка» здание Тихвинской церкви сменило в течение нескольких десятков лет ряд владельцев. В 1967 году внутри был склад скобяных изделий. К зданию постоянно подъезжали небольшие грузовики, из которых выгружали ящики с гвоздями и прочими изделиями.
Впоследствии здание было внесено в реестр постановки на госохрану и внешне было приведено в порядок. К концу 80-х годов в здании храма размещалась столовая, которая в конце 1991 года была приватизирована и ее помещение продано Москомимуществом в собственность акционерному обществу «Ладья». В стенах храма был устроен гриль-бар, ставший через какое-то время «испанским рестораном». Церковь внутри была разделена на два этажа. Православная общественность неоднократно устраивала пикеты и молебны у стен храма, протестуя против его осквернения.
В 2003 году храм купил «православный бизнесмен» Константин Ахапкин. Новый владелец категорически отказался передавать здание историческим владельцам и начал реставрацию с целью передачи церкви Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Планировалось открыть в здании музей Николая II. Однако, РПЦ отказалась принимать храм.
Ситуация превратилась в патовую. Пока конструктивного решения так и не найдено.
moscow_walks
Прогулки по Москве
Сообщество проекта moscowwalks.ru
Перепащиваю, пост о состоянии дел на Хавской. (тем более меня там упомянули))).
От себя скажу вот что- Какое то прям скотство! У никониян и церквей своих и денег, аж из карманов сыплются. и стройки в каждом городском квартале идут, чего они все к нашей церквухе прицепились? Да еще так изуродовали внешне.
Оригинал взят у yura_osinin в Новости из Москвы.
На Пасху сняли леса со старообрядческого храма Тихвинской иконы Божией Матери на Серпуховском валу в Москве. И я увидел вот что:
У этого храма непростая судьба. После СССР он каким-то образом попал в частную собственность и был кабаком. В алтаре находилась барная стойка.
[ Краткий экскурс в историю храма: ] Оригинал взят у mu_pankratov в Храм Тихвинской иконы Божией Матери на Хавской улице.
Журнал «Церковь» №47 1912 год
в 1917 году храм передан Тихвинской общине «в вечное и безвозмездное пользование»
в 1922 в храме году изъяты ценности (ризы, кресты, богослужебные сосуды)
в 1923 в общине официально зарегистрировано 60 человек. При храме работает духовное училище.
в 1924 году Моссовет рассматривает просьбы рабочих Даниловской пуговичной фабрики с просьбой о закрытии церкви и передаче её здания под столовую и завода буровых инструментов «Арматреста» с просьбой закрытия церкви с организацией в ней красного уголка завода.
в 1930 году храм закрыт «для передачи под красный уголок заводу «Арматрест».
В феврале того года в музейный фонд вывезли царские врата, более 30 образов XVII века,
складной трехъярусный походный иконостас и 15 больших икон».
Центральная глава была сломана, остались на углах храма четыре декоративные главки с обрешеткой от маковок.
С деревянного шатра колокольни было содрано железо, выжила только обрешетка.
в 1967 году в здании храма склад скобяных изделий
фото 1975г.
в 1980-е годы в здании храма столовая, в начале 1990-х здание с нарушениями законодательства приватизировано и продано Москомимуществом коммерческой организации под гриль-бар
В 2003 году храм купил «православнутый бизнесмен» Константин Ахапкин.
Новый владелец категорически отказался передавать здание историческим владельцам и начал реставрацию с целью передачи церкви Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Планировалось открыть в здании музей Николая II. Однако, РПЦ отказалась принимать храм после встречи Митрополита Московского и Всея Руси РПСЦ Андриана (+ 2004) с главой ОВЦС МП митрополитом Кириллом. Ситуация превратилась в патовую. Конфликт вокруг церкви освещался средствами массовой информации, но конструктивного решения так и не было найдено.
Нынче, церковь под замком. Свежие фотографии, можно посмотреть- http://mittatiana.livejournal.com/15827.html
И вот, он уже не кабак, его отреставрировали, водрузили кресты.
Давайте посмотрим каким он был и каким стал. Свое мнение об увиденном я озвучу в конце поста.
Фотки «до» отсюда.
Зачем? Почему тогда не вот так? Так ведь еще больше по площади:
Если уж лепить туда изразцы, то могло быть хотя бы как-то так по масштабу и вопросов было бы в разы меньше:
Если уж в 17 веке хватило вкуса заменить синий фон, традиционный для павлиньего ока, на коричневый ради применения в краснокирпичной архитектуре, то в 21-то и подавно должно хватить. Богослужебная символика цвета живет по своим законам, и не стоит ее приплетать к архитектуре храма так буквально.
Форма оконных фронтонов и пилястр за гранью понимания. Та геометрия, которая органично выглядит в кирпичном исполнении, в изразцовом варианте не работает вообще. Да еще и виньетки какие-то на них. И арлекинские ромбики на пилястрах, капители которых теперь почему-то повылезали из-под поребрика.
Бобровка на шатре. Почему она такая тонкая? Я что-то не припомню аналогов применения такой бобровки на шатрах храмов в новорусском стиле. Помню бобровку на часовне храма всех скорбящих радости, у стеклянного завода, но там модуль гораздо мельче, а толщина при этом больше и не сплошной чешуей укладка, а рядами. Лемех был бы гораздо более уместен в данном контексте, чем бобровка.
По столярке я не специалист, но новая дверь выглядит сомнительно и мелко. Масштаб резьбы на старой двери гораздо убедительнее.
В общем вместо реставрации получился какой-то бессмысленный колхозный тюнинг, в результате которого храм превратился в шапито. Надеюсь, что ради него не был выдран или просверлен ни один кирпич из кладки.
Есть пара замечаний и к кладке. Старый кирпич хорош тем, что изготавливался без экструдирования. Т.е. его не выдавливали, как пасту из тюбика, а набивали в формы вручную. И поэтому у каждого кирпичика есть своя фактура. Очень красивая и разная. И обжигали его не в тоннельных печах с компьютерным 125-ти зонным регулированием температуры, а в угольных или дровяных, как вот тут. Из-за этого весь старый кирпич имеет еще и разный цвет и тон. И вот так замазывать его «для красоты» какой-то краской совершенно незачем. «Разнотон» напрягает только современных имбецилов-перфекционистов, которые готовы со спектрометром и штангенциркулем даже бутерброды за завтраком себе делать, а нормальные люди испытывают наслаждение от живых фактур старого кирпича. Для того, чтобы кладка зажила по-новому, нужно очистить кирпич от сажи и грязи, заменить утраты аутентичным кирпичом (благо проблем с этим нет) и провести зачеканку швов выкинув при этом подальше фигурные расшивки, которые любую кладку превращают в совково-казарменный фарс. Особо кропотливые реставраторы еще прокрашивают все швы известковым раствором, чтобы скрыть присутствие цемента в нынешних растворах, и тогда получается прекрасная, живая и натуральная стена, а не декорация к сериалу. Лучше всех с этой задачей справились на Соловках ребята Сошина. Кто видел реставрацию стены кремля в северном дворике, тот понимает о чем я говорю.
МОСКОВСКИЙ ТИХВИНСКИЙ СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ ХРАМ
Московский Тихвинский старообрядческий храм, 5 августа 2014 |
Московский храм старообрядческой общины в честь Тихвинской иконы Божией Матери (современный статус храма неизвестен)
В августе 1909 года в Московское губернское правление обратилось общество старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии (ныне РПСЦ), из прихода моленной Михайловых с просьбой о разрешении учредить в Москве старообрядческую общину с присвоением ей наименования «Тихвинская старообрядческая община».
Заложен храм 21 августа 1911 года, а освящен 18 ноября 1912 года старообрядческим архиепископом Иоанном в присутствии московского городского головы Н.И.Гучкова. Автором проекта был техник-строитель Н.Г. Мартьянов. Исторически местность у Хавской улицы была местом проживания старообрядцев.
В начале 1930 года храм был закрыт «для передачи под красный уголок заводу «Арматрест»». В феврале того года в музейный фонд вывезли царские врата, более 30 образов XVII века, складной трехъярусный походный иконостас и 15 больших икон. Центральная глава была сломана, остались на углах храма четыре декоративные главки с обрешеткой от маковок. С деревянного шатра колокольни было содрано железо, выжила только обрешетка. В 1967 году здесь устроили склад скобяных товаров. С 1978 года здание пустовало и разрушалось, охраны территории не было. Заброшенная церковь была обнесена строительным забором. После 1991 года здание церкви было приватизировано, была проведена внутренняя реконструкция под нужды ресторана. Вместо строительного забора была заново построена кирпичная ограда. Ресторан проработал здесь до начала 2000-х.
В 2003 году было принято решение о закрытии ресторана и возвращении храма верующим. Были завезены новые каркасы маковок и куполов. Но работы по реставрации так и не начались. Церковь вновь стояла обнесённая строительным забором и без охраны.
В январе 2013 года на объекте появились представители РПЦ (?) с намерением восстановить храм для верующих. Размещена постоянная охрана в форме полиции. Установлены новые леса вокруг здания на всю высоту. Начаты подготовительные работы по полной реставрации храма. В тёмное время суток стройплощадка ярко освещена несколькими прожекторами.