храм на тверской улице в москве
Москва утраченная. История церкви Благовещения Пресвятой Богородицы на Тверской улице.
На Руси всегда очень любили этот праздник. И недаром, домовым храмом русский царей был именно Благовещенский собор Московского Кремля. По всей Москве было построено большое количество храмов в честь этого праздника. Достойное место среди них занимала и церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Тверской улице. Первое упоминание об этом храме относится к 1631 году. Почти ровно через сто лет, в 1732 году, по непонятным причинам обрушились своды храма. Но поскольку основная часть храма, четверик XVII века остался целым, было решено просто достроить его новым восьмериком в стиле нарышкинского барокко.
Разные эпохи породили весьма необычный архитектурный шедевр, поражавший своим противоречием окружающих. Еще чуть позже, в пятидесятых годах XVIII века при храме была возведена отдельно стоящая колокольня, напоминавшая больше триумфальную арку. В дореволюционной Москве можно было часто увидеть храмы, вобравшие в себя сразу несколько архитектурных стилей. Но подобных этой, Благовещенской церкви, москвичи не знали. Настолько она имела яркие архитектурные особенности каждой эпохи, доходящие порой до логического противоречия. В таком виде церковь и встретила революцию.
Для этого храма история борьбы за существование была наиболее короткой их всех церквей в районе Тверской улицы. Сначала в 1925 году сломали колокольню, так как она выходила на красную линию и, следовательно, противоречила новой идеологии. А вскоре и сама церковь была закрыта и снесена. Теперь на ее месте стоит жилой дом No 25, построенный в канонах сталинского ампира.
Пискунова Анастасия Валерьевна (историк, аспирантка ИФ МГУ)
vladimirdar
Блог о моих ощущениях этого Мира
Размышления о себе, других и Мире.
Всего 15 фото
В самом сердце Москвы, в тихом Брюсовом переулке, между улицами Тверской и Большой Никитской находится замечательный старинный храм, который носит необычное название Воскресения Словущего на Успенском вражке. «Воскресение Словущее» – такое загадочное, не каждому понятное название. Оно означает, что церковь слывет, прозывается Воскресной. Главная христианская Святыня, главный христианский храм – это храм Воскресения Господа Нашего Иисуса Христа в Иерусалиме. Он был “обновлен”, т.е. возрожден святыми равноапостольными Константином и Еленой в 355 году на Голгофе – на месте страданий Христовых и обретения Животворящего Креста. После вольных страданий и Крестной смерти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа священное место Его страданий долго попиралось язычниками. До 326 года на этом святом месте стоял языческий храм Венеры, поэтому освящение нового храма стало возрождением, “обновлением” поруганной святыни.
С того времени и поныне Святая Церковь ежегодно 13/26 сентября воспоминает это величайшее для всех христиан событие, а Воскресенский храм построен в память о нем. У этого праздника есть одна очень интересная особенность – в этот день в храмах, освященных в честь Воскресения Словущего, служба совершается как на Пасху – пасхальным чином, торжественно восклицается: «Христос воскресе! – Воистину воскресе!». Воскресение Словущее – это символ обновления духовной жизни человека, знаменующее собой воскресение.
Первое упоминание о Воскресенском храме в этом месте датируется 1548 годом. Первоначальный деревянный храм в честь Обновления храма Воскресения Христова (в просторечии именовавшийся церковью Воскресения Словущего «что на Успенском вражке») показан на Петровом плане Москвы, вычерченном в 1596-1598 годах.
Откровенно говоря, используя текстовые источники, найти с детальной точностью на Петровском плане церковь Воскресения Словущего мне так и не удалось, поэтому и не прикладываю соответствующего фрагмента карты. А вышло-таки найти самое раннее визуальное отображение церкви только на карте Мейерберга 1661 года (церковь выделена красным контуром).
02.
Документы показывают, что строительство каменного храма было завершено к 1634 году, так как именно под этим годом сохранилась архивная запись, сообщающая о прошении к патриарху Иоасафу I священника храма отца Матфея благословить освящение двух престолов: «142 года (то есть 7142/1634) июля 4 запечатана Благословенная грамота по челобитью с вражка Успенского попа Матвея на два престола».
04.
С Тверской выходим в Брюсов переулок через этот внушительный портик с шестью массивными колоннами и несколько минут идем по нему в сторону Большой Никитской
В XVI веке на месте современного Брюсова переулка, между улицами Никитской и Тверской, проходил глубокий длинный овраг, рядом с которым издавна существовал деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, «урочище») получило наименование «Успенского вражка» (оврага). Это урочище было древнейшим в так называемом «Белом городе» Москвы.
С 1620 года рядом с церковью находился деревянный храм пророка Елисея, построенный в память состоявшейся в день памяти этого святого (14/27 июня) встречи царём Михаилом Феодоровичем своего отца патриарха Филарета, возвращавшегося из польского плена. В 1636 году Елисеевский храм был заменён каменным и простоял до середины XIX века (по другим сведениям, вследствие Московского пожара 1812 года разобран в 1818 году). При упразднении храма его престол перенесли в соседний храм Воскресения Словущего, южный Покровский придел которого, освященный в 1705 году, переосвятили в Елисеевский. Другой престол Елисеевского храма в честь мученика Иустина Философа (в день его памяти 1/14 июня 1619 года будущий патриарх Филарет был освобожден из польского плена) также был перенесен в северный придел Воскресенской церкви, позднее (видимо, на рубеже 1860-х и 1870-х годов) переосвященный в честь святителя Николая Чудотворца.
06.
Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. 1881 год. Фото Николая Найденова.
В 1930-х годах, в безбожную эпоху, храм не закрывали (благодаря многочисленным просьбам известных артистов, живших рядом с ним на улице Неждановой), но колокола были сняты. В годы гонений в храм были перенесены многие святыни из окрестных закрытых и разрушенных церквей.
07.
Росписи купола четверика церкви
В 1963-1964 годах, 1979 году и 1982-1986 годах в храме проводились реставрационные работы. В 2018-2019 годах осуществлена комплексная научная реставрация стенописи алтаря и четверика, в ходе которой раскрыта из-под многослойных записей и приведена к экспозиционному виду наиболее ранняя сохранившаяся авторская живопись 1820-1854 годов.
08.
Сорри, за нерезкий кадр)
В 2019 году завершен первый этап реставрации фасадов храма, включающий в себя ремонт белокаменного основания колокольни, её стен, лепного декора, металлических элементов и купола с крестом.
09.
Немного об архитектуре храма
Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке. 2011 год.
От первоначальной композиции здания сохранились лишь небольшой двусветный четверик храма и трёхчастная апсида, а широкая двухпридельная трапезная в стиле классицизма и колокольня, примыкающие с запада, возведены в 1816-1820 годах. Четверик храма сохранил завершение стен широким антаблементом с поясом крупных кокошников и цилиндрический барабан центральной главы, украшенный аркатурой. Трапезная с овальными в плане приделами обработана на боковых фасадах рустованными на углах ризалитами с пилястровыми портиками, завершёнными фронтонами. Реставраторами сделано раскрытие старой (белокаменной) стены на южной стене храма.
Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке. 2011 год.
Интерьер главного храма (высота от пола до верхней точки свода около 15 м) освещён двумя ярусами окон. Свод украшен лепным и живописным орнаментом в стиле 1870-1880 годов. Существующие ныне белые с позолотой резные иконостасы приделов относятся, насколько можно судить по их стилю, к самому концу XIX века.
12.
К редким московским святыням храма относится образ святителя Спиридона Тримифунтского, чудотворца, с частью его святых мощей, а также частицами мощей иных угодников Божиих (находится с правой стороны от амвона в главном приделе, рядом с образом Спаса Нерукотворного) (на фото выше и ниже).
13.
Икона с частицей мощей св. Спиридона Тримифунтского из храма Воскресения Словущего
Ковчег с мощами св. Спиридона Тримифунтского (на фото выше) находится в центре большой иконы с левой и правой сторон которой расположены частицы мощей других святых. Икона чудотворная. С ней связано много удивительных историй. Вот одна из них. Как то раз одна работница храма пришла помолиться перед иконой св. Спиридона. Неожиданно во время молитвы плотно закрытый (и находящийся под стеклом) ковчег с мощами святого сам собою отворился. На чудо сбежались посмотреть все молящиеся. Позвали батюшку и спросили, что с этим делать? Батюшка сказал, пусть тот, кто открыл дверцу, её и закроет. Каково же было всеобщее удивление, когда та же самая работница храма помолилась ещё раз, и дверца закрылась.
14.
Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке. 2011 год.
В храме неоднократно проводились отпевания известных артистов, композиторов и художников. При храме действуют детская и взрослая воскресные школы, киноклуб, добровольческая служба помощи, вещевой склад, проводятся занятия по православному вероучению и богослужению, истории Церкви; встречи молодежи, концерты, лекции и выставки.
15.
Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке со стороны Елисеевского переулка
Интерьеры церкви сняты фотокамерой смартфона
Храм на тверской улице в москве
В XIX веке на месте Никольской церкви существовала деревянная часовня и небольшая старообрядческая моленная при ней. По одной из версий, она появилась в 1815 году на средства купца Н. Д. Царского. В 1870-х годах у часовни появился престол, она была преобразована в храм. В 1908 году купец-старообрядец И. К. Рахманов, который на тот момент владел участком, заказал проектирование нового храма архитектору И. Г. Кондратенко. Городские власти утвердили проект, однако он не был реализован. Спустя шесть лет архитектор А. М. Гуржиенко составил новый проект. Примечательно, что для обоих зодчих это был первый опыт проектирования храмов. И. Г. Кондратенко до этого строил доходные дома, а А. М. Гуржиенко был специалистом по дорожным работам и перестройкам старых зданий.
Изображение из журнала «Церковь». Источник: mu-pankratov.livejournal.com
Последний раз в старом здании служили 16 марта 1914 года, после чего его разобрали и приступили к возведению новой церкви. 29 июня 1914 года архиепископ Московский Иоанн (Картушин) освятил закладку храма.
Освящение закладки храма во имя св. Николы Чудотворца у Тверской заставы. Источник: navigator.starove.ru
Здание возводилось в духе раннего новгородского зодчества. В качестве прямого аналога источники указывают церковь Спаса на Нередице 1198 года.
Рабочие «хитрованы» у макета старообрядческого храма Николы Чудотворца. Источник: PastVu
На строительство храма, замедлившееся после начала Первой Мировой войны, жертвовали Сергей Тимофеевич Морозов, Екатерина Васильевна Шерупенкова, Павел Васильевич Иванов, Александр Ефимович Русаков.
Начало строительства старообрядческой Никольской церкви на Тверской заставе. Источник: PastVu
Строительство храма завершилось в 1915 году, освящение состоялось только в 1921 году. Внутренняя отделка велась до 1926 г. Фотография ниже, вероятно, является одним из первых изображений построенной Никольской церкви. На ней также виден фрагмент городской застройки, окружавшей храм в 1916 году. Это 3-й Лесной переулок.
Храм у Тверской заставы в 1916 году. Источник: PastVu
У меня случайно получилось сфотографировать храм в похожем ракурсе. Можно оценить как выглядит то же самое место 101 год спустя.
В 1947 году были разобраны купол храма и шатер на колокольне. После войны в здании разместилась мастерская скульптора С. М. Орлова, который, по одной из версий, трудился здесь над памятником Юрию Долгорукому, стоящему ныне на Тверской площади. Затем помещения заняла мастерская художественно-производственного комбината им. Е. В. Вучетича. Она была вывезена из здания в 1989 году, когда храм планировали превратить в концертный зал.
Храм Николы Чудотворца у Тверской заставы в 1956-1957 гг. Источник: PastVu
Однако этого не случилось, и в 1993 году здание было возвращено Русской Православной Старообрядческой Церкви. 16 июня 1995 года Преосвященнейший митрополит Алимпий в сослужении протоиерея Леонида Гусева, иерея Леонтия Пименова и иерея Алексея Лопатина освятил придел во имя пророка Илии под колокольней храма Николы Чудотворца. Позже начались реставрационные работы.
Освящение Никольской церкви 16 июня 1995 года. Фотография из архива о. Алексея Лопатина. Источник: mu-pankratov.livejournal.com
Храм Николы Чудотворца ориентирован по сторонам света с небольшим смещением алтарной части к югу. Основной объем венчает одна крупная главка, установленная на круглом барабане. На юго-восточном фасаде расположена трехчастная апсида алтаря. Колокольня имеет шатровое завершение с небольшой главкой. Внутри храм Николы Чудотворца бесстолпный.
С каждой стороны храма размещены три закомары. Стены укреплены контрфорсами.
Фасады здания прорезают длинные щелевидные окна.
Фасады украшены кирпичным декором, характерным для северной архитектуры.
Юго-восточный фасад храма:
Главный вход в храм оформлен в виде перспективного портала.
Восьмигранная колокольня установлена на четверике. Подъем отмечен чередующимися щелевидными окнами. К сожалению, я нигде не нашел сведений о высоте колокольни.
Шатер установлен на небольших толстых столбах со своеобразным декором, расположенным вместо капителей.
В 2017 году были отремонтированы фасады храма. Я, к сожалению, фотографировал здание до того, как начался ремонт.
Храм на тверской улице в москве
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
церковь Дмитрия Солунского
Церковь во имя этого святого стояла в Москве на углу Тверской улицы и Тверского бульвара и была истинным украшением Страстной площади.
До того, как в Москве начались вандальные разрушения церквей и памятников старины вообще, в центре было много церквей. Они создавали ауру города. На колокольнях звонили колокола. Архитектурный стиль подчеркивал характер улиц. Церкви хранили историю. На стене церкви Дмитрия Солунского, у южной стены главного алтаря, поместили образ Спаса, снятый с Тверских ворот Белого города. Место это давно принадлежало церкви. В Х1У-ХУ веке на этом месте было Киево-Печерское подворье. А около 1625 года появлась церковь, которая радовала своими шатрами въезжавших и выезжавших путешественников. На нее последнюю падал взгляд ехавшего по тверской дороге царя. А за воротами поля, да раскиданные по ним домики. Изображение ее сохранилось на гравюре Махаева 1760-х годов.
«Вид Триумфальных ворот на Тверской улице в Белом городе». Архитектор Д.В.Ухтомский, 1762. Гравюра по рисунку (1763) М.И.Махаева.
На открытках и фотографиях сохранилось изображениее позднего здания. Оно строилось с 1791 года, обновлено в 1832 году. Главный перстол св.Троицы. Чудом было то, что колокольня оказалась прочнее самого храма. Столетнее раскачиваение колоколов не сломало ее. Обычно колокольни не выдерживали сотен лет ежедневного раскачивания многопудовых колоколов и ударов тяжелых колокольных языков, сотрясавших все сооружение. Так и стояла около нового купольного ампирного храма прежняя шатровая колоколенка.
Церковь как бы открывала Тверской бульвар. Ведь в XVIII веке это было излюбленное место для гуляний. А храм вскоре стал престижным местом для молений. В праздничные дни весь Тверской бульвар был заставлен каретами вельмож.
Московская церковь св. Василия Кесарийского на 1-й Тверской-Ямской
Церковь свт. Василия Кессарийского на 1-й Тверской-Ямской |
Знаменитая, но не сохранившаяся до нашего времени церковь во имя св. Василия Кесарийского, одна из самых роскошных и богатых в старой Москве, стояла до революции на углу 1-й Тверской-Ямской и Васильевской улиц. Ее основание в древней Тверской слободе московских ямщиков обычно связывают с именем великого князя Василия III и его тезоименитством, хотя есть версия, что церковь построили переселенцы из Пскова, которые освятили ее в память о храме св. Василия Кесарийского, стоявшего в их родном городе с 1377 года.
Св. Василий Великий, архиепископ Кесарийский, один из Отцов Церкви и Учителей Вселенских, автор множества богословских трудов, родился около 330 года в малоазийском городе Кесарии. Его родители были благочестивыми христианами, а бабушка, нареченная Макриной, в молодости слушала проповеди св. Григория Неокесарийского. В семье родилось 10 детей, и пятеро из них были причислены Церковью к лику святых, вместе с самим святителем Василием и их матерью, праведной Эмилией.
После окончания учения св. Василий вернулся в родную Кесарию. Где стал преподавать риторику. Но духовная жизнь влекла его, и вскоре он отправился на Восток, где подвизались в монашестве святые подвижники. Святитель посетил Египет, Сирию и Палестину, посещая святых отшельников и обучаясь у них, а в конце путешествия совершил паломничество к Святой Земле. В 362 году по пути домой, находясь в Антиохии, св. Василий был посвящен в сан диакона, а в Кесарии, спустя два года – в сан пресвитера. Рукоположи его сам Евсевий, епископ Кесарийский, автор знаменитой «Церковной Истории». Однако поначалу их отношения были омрачены: Евсевий невзлюбил святителя, и тот удалился в пустыню, дабы не сеять смуту и раздор в родном городе. В уединении он вновь оказался вместе с Григорием Богословом, и они составили труд «Добротолюбие».
Однако вскоре вновь стала усиливаться арианская ересь, осужденная на I Вселенском Соборе в 325 году, и сам император Констанций, сын Константина Великого, был приверженцем ариан. Оба святителя вернулись в мир исполнять свой долг: св. Василий возвратился в Кесарию, и примирился с епископом Евсевием, который, умирая у него на руках, благословил святителя быть своим преемником. И в 370 году св. Василий был избран на кафедру в Кесарии.
Все годы своего служения он был истовым защитником вероучения Православной Церкви, одним из создателей церковной догматики, Литургии и учения о Святой Троице. Все свои личные средства святитель отдавал на нужды бедняков – строил богадельни, больницы, основал два монастыря. В святой жизни он получил Божественный дар предвидения. Однажды во время правления нечестивого императора Юлиана Отступника, пытавшегося восстановить в Римской империи язычество и открывшего новые гонения на христиан, св. Василий молился перед иконой Пресвятой Богородицы и образом св. великомученика Меркурия. И было ему чудесное видение: образ великомученика на иконе внезапно исчез, а когда появился вновь, то копье св. воина было в крови. Как потом стало известно, в это время Юлина Отступника действительно убили ударом копья.
Был у св. Василия и чудесный дар исцелять больных и страждущих, приводить неверующих к вере и вымаливать у Бога прощение отчаявшихся грешников, совершивших очень тяжкие, страшные грехи, но искренне раскаявшихся в своих злых делах. Такую помощь он оказывал и после земной кончины. Как-то одна женщина принесла ему запечатанный список своих грехов. Ночью святитель горячо молился Богу о ее спасении, и наутро в списке чудесно оказался записанным только один грех. Святитель отправил каявшуюся к преподобному Ефрему Сирину, но тот вновь отпустил ее к св. Василию, молвив, что только он может вымолить у Бога прощение для нее. Однако по пути домой женщина встретила похоронную процессию: хоронили св. Василия. Она в рыданиях опустилась на землю и бросила свой свиток на гроб святителя. Один священник поднял свиток и, развернув его, увидел чистый лист бумаги, на котором не было написано ни одного слова. Последний грех раскаявшейся женщины был прощен по посмертной молитве святителя.
И даже перед смертью св. Василий сумел обратить в христианство своего лекаря, иудея Иосифа. Тот предрек, что святитель не доживет до утра, а если доживет, то сам уверует в его веру, увидев такое чудо. Ночью св. Василий просил у Господа отсрочить кончину ради спасения заблуждавшегося человека, а утром лекарь нашел его живым. Изумление врача достигло предела, когда святитель встал и отправился с ним в храм, сам совершил Таинство Крещения и причастил его. В храме же, простившись со всеми, св. Василий тихо отошел к Господу. Это произошло 1(14) января 379 года. Ему было всего 49 лет.
За заслуги перед Церковью св. Василий был прославлен Великим. Он стал небесным хранителем и русского князя Владимира Великого, во крещении нареченного Василием. Князь, позднее сам причисленный к лику святых, стал строить первые Васильевские храмы.
С конца XIX века и до революции православные спешили в церковь на новогодний молебен, который тогда совершался в полночь – для того, чтобы возродить старинный церковный чин «летопроводства», фактически отмененный в петровские реформы и отвлечь людей от ресторанного празднования, что сопровождалось пьянством и дебоширством. Первыми такой пример подали московский генерал-губернатор, великий князь Сергей Александрович и его супруга, Елизавета Федоровна. Они встречали Новый год в домовом храме Александрийского дворца на Большой Калужской, где служило придворное духовенство. А с 1899 года это богослужение стало проводиться во всех московских церквях, и главная служба совершалась в кремлевском Успенском соборе. Храмы оказались переполненными людьми всех званий и сословий, и в 1911 году Святейший Синод рекомендовал полуночный новогодний молебен «ко всеобщему употреблению» по России.
Утром же 1 января православные москвичи вновь спешили в храм – и в первую очередь, в храм на 1-й Тверской-Ямской улице, где в этот день был престольный праздник.
Однако первыми обитателями московских ямских слобод были не москвичи, а переселенцы из тех самых городов, куда требовалась гоньба, вызванные в столицу для осуществления ямской службы. Жители Тверской слободы, вероятно, были выходцами из Твери, Новгорода и Пскова. Псковичи и могли основать здесь приходской слободской храм, освященный во имя св. Василия Кесарийского, наподобие одноименного храма, стоявшего в Пскове.
Вторая версия, как уже говорилось, объясняет посвящение храма именинами его возможного основателя, великого князя Василия III. Существует очень малораспространенное мнение, что эта церковь была первоначально освящена во имя св. Василия Парийского, так как именно этот святой мог быть небесным хранителем московского государя. А после смерти великого князя храм был переосвящен во имя более известного святого, широко почитаемого святителя Василия Великого. Это возможное переосвящение относят к концу XVI – началу XVII в.в. когда в Васильевской церкви «переменился клир».
Так или иначе, но именно по посвящению церкви считается, что Тверскую ямщицкую слободу основал Василий III, и что это произошло в начале XVI века. Первое документальное упоминание о слободе относится к 1566 году, то есть ко времени правления Ивана Грозного, а в 1581 году иностранные послы в Московии видели эту слободу уже заселенной и застроенной по улицам, параллельным главному Тверскому тракту,(2-я, 3-я, 4-я Тверские-Ямские ул.), как это было присуще московским ямским слободам.
Центральной же была 1-я Тверская-Ямская. Судя по этому охвату, слобода была очень большая, а рядом еще располагались «выпасы» и огороды для ямщицких семей: до самой Пресни с одной стороны, и до Миусской площади с другой, где были их пахотные земли. Ямщики обитали здесь очень долго, до середины XIX века, так как с петровских времен они обслуживали главный тракт между Москвой и новой северной столицей.
Первая слободская церковь была деревянной, срубленная «клетски» наподобие русской избы. Впервые она упоминается в переписи 1620- 1621 г.г. Однако древнейшее известие о церкви представлено в надписи на могильной плите, найденной под полом в Васильевской церкви при ремонте во второй половине XIX века. Надпись датирована 1577 годом, то есть относится к концу правления Ивана Грозного, при котором, следовательно, Васильевская церковь уже точно стояла.
Уже в 1671 году Тверскую ямскую слободу уничтожил большой пожар, который и стал главной причиной последующей перестройки местной церкви. После этого бедствия слободской храм стали в 1688 году восстанавливать каменным. Очень редко в исторической литературе встречаются сведения о том, что до 1816 года Васильевская церковь якобы стояла близ нынешнего Телеграфа. Это странно тем, что ямская слобода безусловно существовала в отдалении от центра, не в городе, а на его окраине. Известно, что утром 18 августа 1723 года при звоне всех московских колоколов у церкви Василия Кесарийского встречали с крестным ходом святые мощи благоверного князя Александра Невского, когда царь Петр, почитавшей его своим покровителем, приказал перенести св. мощи из Владимира в Петербург. От Васильевской церкви шествие направилось к Кремлю, а оттуда в далекий Новгород. Вероятно, эта встреча действительно была у Васильевской церкви, только произошло это не у Кремля, а на Тверской заставе, где находился этот храм.
На его историю повлияли особенности ближайшей старомосковской местности. И поныне она именуется «Тишинкой», по старинному и очень точному названию «тишина». Недаром в 1681 году царь Федор Алексеевич поставил в этих краях свой загородный сад с дворцом и прудом. Ниже размещалось Новое Ваганьково с потешным псаренным двором, переведенное на окраину из района Воздвиженки. (См. 13 декабря). В 1729 году бывший дворец был подарен грузинскому царю, а еще раньше, с 1714 года здесь расположилось первое московское поселение грузин-переселенцев, что ныне осталось в названиях местных Большой и Малой Грузинской улиц. На Тишинке, они построили слободскую церковь Трех Святителей в Грузинах, которая простояла до второй половины XVIII века.
И с 1770-х годов жители этого поселения официально стали прихожанами соседней церкви Василия Кесарийского. Местность все более превращалась в обыкновенный жилой район старой Москвы, очень плотно заселенный. Расширение численности прихода требовало и расширения самого храма, который уже не мог вместить всех своих прихожан. Они и испросили разрешения властей перестроить свою церковь, заняв для строительства у казны десять тысяч рублей.
Грянула война 1812 года. Тверская застава лежала на пути наполеоновских полчищ и потому была первой в Москве разграблена и сожжена, а ее храм подвергся осквернению. Ямщики покинули насиженные места – многие из них стали партизанами. Спустя годы император Николай I выдал средства на восстановление Тверской ямской слободы, так как в ямщиках имелась государственная необходимость: они все еще обслуживали важнейший тракт Москва-Петербург. По распоряжению государя была отпущена сумма, на которую слободу стали застраивать каменными, а не деревянными, как прежде, домами. Тогда же в основных чертах оформился облик этого района старой Москвы: появилась знаменитая Тишинская площадь, Большая Грузинская улица сомкнулась с 1-й Тверской-Ямской, а Малая Грузинская протянулась до самого Камер-Коллежского вала.
Васильевский храм же, напротив, долго не восстанавливался. Одной из причин была финансовая несостоятельность его прихожан, которые оказались должниками, не сумев выплатить прежний довоенный заем. Однако в июле 1813 года ямщики все же вновь обратились с прошением об отсрочке платежа на пять лет и о восстановлении их слободской церкви. Работы начались в 1816 году, но освящение нового храма состоялось только в 1830 году – так затянулось его строительство. Все же он оказался неудачным, так что через 15 лет был разобран вновь, и по Высочайше утвержденному плану был выстроен другой однокупольный храм – гораздо больших размеров, со стройной колокольней, отапливаемый и с приделами во имя св. Илии Пророка и свт. Николая Чудотворца.
Благоукрашение храма продолжалось несколько лет. В 1889 году его расписал художник Ф.Соколов. В 1901 году тщанием церковного старосты И.А.Боброва в храме соорудили прекрасный, очень дорогой дубовый иконостас с тяжелой бронзой и разноцветной эмалью. Главными его святынями стали древние, XVI века иконы Спасителя и Богоматери. И в том же году на средства прихожанина Аристова для Васильевского храма (соответственно его размерам) отлили колокол, один из самых больших в Москве – в 1023 пуда – и с надписью «Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию Славу».
В апреле 1922 года Васильевский храм был ограблен. Одной только бронзы иконостаса оказалось более 22 пудов, а большевистская власть крайне интересовалась металлами, извлекая их из церквей по всей советской России. Но сам храм продолжал действовать и был закрыт одним из последних в довоенной Москве. В ноябре 1923 года в нем отмечали полугодие кончины знаменитого Великого Архидиакона Константина Розова, и на панихиде присутствовал Святейший Патриарх Тихон. «Отдавали восхваление человеку, непреклонно устоявшему в годы церковного раскола», – вспоминал об этом очевидец.
А в 1925 году здесь же, всей уцелевшей старой Москвой праздновали юбилей композитора и регента церковного хора П.Г.Чеснокова. 22 протодиакона и хор в 150 человек пели ему многолетие. Самому храму оставалось жить еще 10 лет…
А в мае 1934 году ВЦИК утвердил постановление Моссовета о закрытии и сносе храма Василия Кесарийского. На следующий год и храм, и его часовня были уничтожены – для строительства на их месте помпезного, «показательного» жилого дома сталинской архитектуры (нынешний №11 по 1-й Тверской-Ямской, между улицами Юлиуса Фучика и Васильевской), который возвели в 1939 году. Храмовую икону передали в Пименовскую церковь в Новых Воротниках близ станции метро «Новослободская», где она находится и поныне. Не так давно одна почтенная сотрудница Российской Государственной Библиотеки, влюбленная в Москву, с тихой гордостью показывала студентам старинную фотографию исчезнувшего храма: «Меня здесь крестили!»
И в наши дни, несмотря на современную застройку и оживленный темп жизни центральной Москвы, места здесь вполне достойны прогулки. Но память о славной церкви хранит ныне только имя скромной Васильевской улицы.